Научная статья на тему 'РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СИБИРИ (1888-1917 гг.)'

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СИБИРИ (1888-1917 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Tomsk Imperial University in developing education and science in Siberia (1888-1917).

The pre-revolutionary history of the Tomsk State University from the very beginning of its foundation is considered in the given paper. The first Siberian University was the centre of social life and had a favourable effect on culture of the whole region, it served as a means of migrating well-educated people and training of highly qualified medical staff and lawyers. The work was carried out due to financial support of RGNF (project N2 00-03-00239).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СИБИРИ (1888-1917 гг.)»

8. ГАОО. Ф. 3. Оп 2. Д. 2883, Л. 10. 36.

9. Восточное обозрение. 1886. 17 июля,

10. Там же. 1885. 14 мар.

11. Там же. 1882. 16 дек,

12. Сибирская газета, 1884. 11 нояб.

13. Бостонное обозрение. 1883. 15 еент.

14. Сибирская газета. 1881. 12 июля.

15. Восточное обозрение, 1883. 12 мая.

16. Там же, 1888. 22 июля,

17. Сибирский вестник, 1904, 17 апр.

18. Долгоруков В. А. Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России с подробным подорожником. Томск, 1895. С. 42-43.

19. Сибирская газета. 1881. 4 окт.

С.Ф. Фоминых

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СИБИРИ (1888-1917 гг.)

Томский государственный университет

Попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, обращаясь к многочисленным собравшимся на открытии Императорского Томского университета 22 июля 1888 г., сказал: «Основание нового университета всегда и всюду признавалось крупным, выдающимся событием... Еще более имеет значения совершившийся ныне факт в нашем отечественном просвещении, которое далеко еще не достигло той ширины и высоты, какая соответствовала бы ему по размерам могучего государственного организма. Поэтому день рождения нашего университета мы имеем право считать счастливейшим днем из всего трехсотлетнего существования Сибири и великим праздником для всего русского просвещения» [1].

Мысль об открытии в Сибири университета возникла еще в начале XIX в. Подписанные в 1803 г. Александром I «Предварительные прави-

ттг; ттпп.-.ттттлгл Т7ПЛЛВЛ!Л,Т{Г»Л пг^оттттлтчт о "ТТ* ТТУПП. ЛИ Пй^иДли!, V/ »»л.»)

ду с начальными, низшими и средними учебными заведениями, учреждение новых университетов в С.-Петербурге, Казани и Харькове и предназначались к учреждению университетов в Киеве, Тобольске, Устюге Великом и других городах «по мере способов, какие найдены будут к тому удобными». В том же году известный ревнитель русского просвещения, статский советник Павет Григорьевич Демидов пожертвовал 100 тыс. р. на строительство университетов в Киеве и Тобольске [2].

Но в начале прошлого века не могло еще «приспеть», выражаясь словами того же Демидова, время для осуществления мысли об университете в Сибири. В то время даже Европейская Россия страдала от крайней нехватки не только выс-

ших, но и средних учебных заведений. А о Сибири и говорить не приходится. На всей огромной территории сибирского края на то время имелись две старейшие духовные семинарии - Тобольская, открытая в 1748 г., и Иркутская, открытая в 1779 г., да несколько духовных школ. Что касается гимназий, то первая из них Иркутская была основана в 1806 г., Тобольская в 1810 г., Томская в 1838 г. Омская, Верненская, Красноярская и Читинская были открыты значительно позже [2]. К концу 80-х гг. на 5 млн населения в Сибири имелось 1 440 школ, в которых обучалось около 50 тыс. учащихся [3].

Кстати, о Томской мужской гимназии, основанной еще в 1838 г. Длительное время она размещалась в казенном доме, принадлежавшем Томскому уездному училищу. С постройкой Главног о здания Томского университета в последнем разместились и находились гам до открытия

ТЛГЧГ 1ТТТТТ1А.Я1' ЛГЛ .4»." »<• V Т.ПТ',1 та 1000 Г Л'1'ОГ|Т1111Д ТУ "ГОЛ,

лирпдц ч^/мих О И1\ у -1 Ш Д. «-<.*. Ъ4 и д. х ■ V л лли*«

сы гимназии, пансион и канцелярия. На 1897 г. ее директором, как и директором всех училищ Томской губернии, был коллежский советник, выпускник С.-Петербургского историко-филологического института по разряду истории и географии Виктор Петрович Щепегев, который спустя несколько лет, а именно в 1903 г., станет первым директором Томского учительского института, Институт размещался тогда в здании, являющемся в настоящее время одним из учебных корпусов Томского государственного педагогического института, в некотором роде правопреемника Томского учительского института. Формально же Томский педагогический институт был открыт в 1932 г. на базе педагогического факультета Томского государственного университета.

Преподавателями Томской гимназии, как и других гимназий Сибири, были в основном выпускники университетов и институтов, расположенных в Европейской части России. В той же Томской гимназии, помимо Щепетева, преподавали выпускники С.-Петербургского, Казанского, Юрьевского и других университетов.

С открытием новых гимназий все больше ощущалась нехватка преподавателей. Последних, по-прежнему, выписывали из Европейской России, за тысячи верст. К том} же развивавшаяся экономика и все народное хозяйство Сибири требовали значительное число квалифицированных специалистов. Особенно эта нехватка стала ощущаться с окончанием постройки Сибирской ж.д. Необходимо было на месте наладить их подготовку, чтобы после получения соответствующего образования они могли заняться освоением природных богатств этого обширного и неизученного края России. До этого же выпускники немногочисленных местных гимназий вынуждены были преодолевать огромные расстояния, чтобы в столичных университетских городах, а также Казани получить высшее образование. Многие из них уже не возвращались в родные края. Необходимость открытия в Сибири местного университета ощущалась все острее и острее.

Но шло время, а университет не открывался, хотя представители местной администрации, передовая сибирская общественность и деловые круги неоднократно поднимали этот вопрос. Наконец, по настоянию только что назначенного в 1875 г. генерал-губернатора Западной Сибири Николая Геннадиевича Казнакова, которого поддержал Александр II, этот вопрос на следующий год был передан в Государственный совет. Местом для учреждения университета был первоначально намечен Томск, как пункт более центральный в географическом и этнографическом отношении и по многим другим причинам имевший преимущество не только по сравнению с Тобольском, утратившим к тому времени свое прежнее историческое значение, но и в сравнении с другими городами Сибири. И хотя Казна-ков впоследствии изменил свое мнение в пользу Омска как административного центра Западной Сибири и пункта, ближе всего стоявшего к Оренбургскому учебному округу и Туркестанскому краю, В конечном счете победил Томск [4].

Кстати, в этом немаловажную роль сыграл председатель Государственного совета, великий князь Константин Николаевич, к которому известный томский предприниматель, будущий городской глава Захар Цибульский, пожертвовавший на строительство университета в Томске свыше 100 тыс. р., обратился с несколькими письмами, убеждая князя сделать выбор в пользу на-

шего города. 16 мая 1878 г. последовало высочайшее повеление об учреждении Императорского Сибирского университета в Томске с четырьмя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским. Для организации строительства была создана специальная комиссия, в которую вошли профессор Казанского университета В.М. Флоринс-кий, профессор С.-Петербургского университета Д.И. Менделеев и др. К участию в комиссии был приглашен академик архитектор А.П. Бруни, которым и был разработан проект и составлена смета. 26 августа 1880 г. состоялась торжественная закладка зданий университета. Из 761 923 р., израсходованных на их постройку 400 тыс. падают на долю казны, а 361 923 р. на частные пожертвовования. Томская городская дума отвела университету участок земли, на котором помимо университета был построен еще и главный корпус технологического университета, и ассигновала 25 тыс. р. на постройку клиник и 5 тыс. р. на покупку книг для университетской библиотеки [5].

Помимо упоминавшихся выше жертвователей, необходимо назвать еще имя почетного гражданина Иркутска, 1-й гильдии купца Александра Михайловича Сибирякова, пожертвовавшего свыше 160 тыс. р. на приобретение учебных пособий. Деньги выделили городские общества Бийска, Барнаула, Семипалатинска, Минусинска, Акмолинска, Усть-Каменогорска, Мариинс-ка, Ишима, Нарыма, Красноярска и других сибирских городов. Рядом городских дум были выделены стипендии для студентов, обучавшихся в Томском университете.

Сразу же в университете создавалась библиотека, украшение которой составило дарение Строганова, представлявшее роскошную и обширную коллекцию книг по всем отраслям знаний. Знаменитый род Строгановых, принимавший деятельное участие в снабжении дружины Ермака материальными средствами для первого завоевания Сибирского царства, через 300 лет снабдил и первый рассадник высшего просвещения Сибири духовною пищею и орудиями для научных завоеваний страны. Сразу же создавались музеи.

Строительство университетских зданий в основном было завершено к 1885 г. Рабочие (каменщики, плотники и др.) нанимались также из отдаленных мест, например из Омска, Ялуторовска и даже из Нижнего Новгорода. Торжественное открытие университета состоялось 22 июля 1888 г. Из массы приветствий, поступивших в адрес университета из различных уголков России, обращает на себя внимание приветствие от Алтайского горного округа. В нем, в частности, подчеркивалось: «С открытием университета

просвещение и наука будут проникать в Сибирь не мелкими, легко высыхающими ручьями: в самой Сибири открывается и будет струиться неиссякаемый источник этих высоких благ человечества!». Восточно-Сибирский отдел Императорского географического общества ту же мысль выразил в следующих словах: «Просветительное и культурное значение нового университета, при дальнейшем его развитии, будет без сомнения обширно, так как удовлетворит многим духовным потребностям и поднимет умственный уровень русского населения на окраине. Можно с уверенностью сказать, что это событие должно быть отмечено как выдающееся явление в истории края. Сделавшись источником общественного разви тия, университет в то же самое время должен оказать огромные услуги отечественной науке» [6].

Для преподавания в университете были приглашены молодые талантливые преподаватели, выпускники известных университетов России. Некоторые из первых профессоров внесли значительный вклад в отечественную науку. Так, возглавивший в 28 лет кафедру ботаники С.И. Коржинский после отъезда из Томска будет избран академиком Императорской Академии наук. Академиком BMA станет профессор медицинского факультета К.Н. Виноградов, впервые описавший заболевание, вызываемое сибирской двуусткой (опистор-хоз). В Томском университете в дореволюционный период преподавали выдающиеся отечественные ученые: хирург Э.Г. Салищев, физиолог A.A. Ку-лябко, ботаники В.В. Сапожников и П.Н. Крылов, физик H.A. Гезехус, юристы И.А. Малиновский и Н.Н.Розин, экономисты М.И. Боголепов, П.И. Ля-щенко, С.И. Солнцев и др.

На первый курс единственного тогда медицинского факультета были приняты выпускники гимназий и духовных семинарий из многих городов страны, а не только Сибирью. С самого качала Томск стал центром высшего образования российского масштаба.

Открывая в 1888 г. Томский университет, МНП подчеркивало: «Медицинский факультет Томского университета, как единственное высшее учебное учреждение для целого обширного края, по существу своей организации может служить не только для учебных целей медицинского и есте-ственноисторического образования, но вместе с ним входящие в состав его учреждения по разряду естественных наук одновременно могут иметь в виду отчасти и академические, направленные к изучению природы и естественных богатств Сибирского края задачи. Не подлежит сомнению, что Сибирь настолько нуждается в исследованиях этого рода, что ее естественные богатства далеко не определены и почти не початы, что

наука и промышленность имеют полное основание ожидать от профессоров Томского университета, как местных деятелей, первая - богатых научных вкладов, вторая - разъяснений и указаний, могущих быть примененными на пользу местной промышленности. В этом отношении для Сибири могут быть полезны кафедры: химии и минералогии с геологией и палеонтологией, давая способы для точного исследования местных минеральных богатств. В научном отношении не менее важное значение могут иметь хорошо обставленные кафедры зоологии, ботаники, физики с физической географией и метеорологией, физиологии и гигиены. Они с наибольшей пользою могут заменить собою до сих пор повторяющиеся из года в год попытки исследований сибирской природы посредством снаряжаемых, большей частью на счет казны, ученых экспедиций, которые признаются весьма полезными и, в иных случаях, даже неотложно необходимыми» [7]. Таким образом, Министерство народного просвещения придавала научным исследованиям мало известного тогда сибирского края особую цену.

В первую очередь Томский университет выполнял свою образовательную функцию. Он готовил для Сибири сведущих и образованных специалистов в области медицины, юриспруденции и экономики. На территории обширного пространства за Уральскими горами было положено начало образовательного комплекса, включавшего все его звенья от начальной школы, гимназии и вуза. Выпускникам гимназий и духовных семинарий не было больше необходимости преодолевать огромные расстояния, а железная дорога тогда еще не связывала Сибирь с центром, чтобы получить высшее образование. С открытием юридического факультета выбор у желающих получить университетский диплом заметно расширился. Выпускники юридического факультета, например, нередко устраивались в гимназии. Так, выпускник юридического факультета В.Н. Пепеляев преподавал в барнаульской гимназии, откуда он был избран в Государственную думу.

За первые 10 лет деятельности университета в университете обучалось 1 033 студента. Первый выпуск составил 34 человека, 31 из них были удостоены степени лекаря. Всего в 1888-1898 гг. было подготовлено 289 врачей, более половины которых остались работать в Сибири. Перешли в другие университеты 214 человек, 170 прекратили по разным причинам учебу [8]. За дореволюционный период выдержали экзамены и получили дипломы лекаря 1389 человек. С 1898 по 1916 гг. юридический факультет окончило 748 человек [9].

Работая в глухих отдаленных уголках Сибири, они не только верой и правдой служили населению знаниями, полученными в университете, но и способствовали развитию культуры.

Вот один из примеров, который приводил ректор А.И. Судаков на торжестве открытия юридического факультета в 1898 г. Речь шла о выпускнике Томского университета 1894 г. Амре Дурма-новиче Айтбакине, казахе по национальности. О деятельности этого врача газета «Восточное обозрение» писала: «По рассказам разных лиц, видавших его приемы в Каркаралинске и прислушивавшихся к народной молве об этом своем враче, он имеет громадный авторитет и влияние на киргиз (казахов) целого уезда. Ежедневно можно видеть около его квартиры сотни верховых киргизов, приезжающих к нему с разных концов уезда за советами не только по своим болезням, но вообще по своим делам, тяжебным, семейным и проч. В этом примере, - делает вывод газета, - может лучше всего виден истинный путь, которым должно идти, чтобы приобщить инороддев к европейской культуре» [10].

Из выпускников медицинского факультета первых десяти лет существования Томского университета 4 умерли от сыпного тифа, заразившись им при исполнении своих служебных обязанностей. Значительная часть студентов участвовала в борьбе с холерной эпидемией в Томске и Томской губернии. В 1892 г. Тогдашний томский губернатор Герман Августович Тобизен оценил их поступок следующим образом: «Я считаю своим нравственным долгом засвидетельствовать перед университетским начальством о стоящей выше всякой похвалы симпатичной и самоотверженной деятельности студентов Томского университета, коим по моему глубокому убеждению не одна тысяча местных жителей обязана сохранением жизни и здоровья и которые не в малой мере помогли мне и врачам в трудах направленных к возможному ограничению размеров и степени распространения эпидемии» [11].

Помимо этого Томский университет, его профессора, преподаватели и лаборанты обеспечивали учебный процесс в других учебных заведениях Томска. В открытом в 1900 г. Технологическом институте, на историко-философских курсах (1907-1909), Сибирских высших женских курсах, открытие которых в 1910 г. во многом состоялось благ.{л стараниям профессоров Томского университета и Томского технологического института. Накануне революции 1917 г. обсуждалась идея открытия в Томске Духовной академии, а известный архитектор А.Д. Крячков спроектировал здание академии в старинном русском вкусе. Несколько позже, в годы Гражданской войны, Томский университет стоял у истоков Ир-

кутского университета. Бывший ректор Томского университета В.В. Сапожников возглавлял в то время Министерство народного просвещения в правительстве адмирала A.B. Колчака. Часть молодых преподавателей и выпускников Томского университета переехала в Иркутск, чтобы обеспечить преподавательский процесс на ряде факультетов нового сибирского вуза. Главная библиотека университета передала в Иркутск часть своих фондов.

В дореволюционный период Томский университет положил начало систематическим научным исследованиям этого обширного и мало изученного тогда края. До открытия университета оно велось в основном силами общественных организаций и научных обществ, главным образом Русского географического общества, и энтузиастами-любителями. Научные исследования в рамках Томского университета осуществлялись в лабораториях, музеях и клиниках. Помимо этого регулярно организовывались разнообразные экскурсии или научные экспедиции.

Велик был вклад ученых Томского университета в изучение природы и естественных богатств Сибири и прилегающих к ней районов. С первых же лет существования университета представители естественных кафедр каждое лето устраивали экскурсии (экспедиции) в неизученные до этого местности, исследуя физико-географические условия, почву, растительность, фауну, минеральные богатства, ледники, целебные свойства озер, археологические остатки и т.п. Особенно впечатляют достижения в области изучения географии и растительности Алтая, в тот числе Монгольского Алтая Саян, Прииртышья, Северной и Западной Монголии, Семиреченской области и Турецкой Армении, полученные профессором В.В. Сапожниковым. Для того времени многие из его экспедиций были весьма рискованными для жизни путешествиями (всего свыше 20). В них наряду со студентами медицинского факультета Томского университета и Технологического института принимали участие и его дочери. Он открыл целый ряд ледников, собрал богатые коллекции по флоре, фауне и петрографии, которые и ныне хранятся в музеях Томского университета. За большой том «Монгольский Алтай в истоках Иртыша и Кобдо» (1911) В.В. Сапожников получил золотую медаль им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. По словам другого замечательного исследователя и путешественника Г.Н. Потанина, С. был редким ученым, который «постоянно и широко делился результатами своих исследований и путем популярных лекций и в учено-академических трудах, которые, как и его путевые очерки и отчеты путешествий, написаны в увлекательной форме простым и доступным для вся-

кого языком». Всего им опубликовано 95 научных трудов. Сапожников считается одним ш лучших русских путешественников-фотографов (его научное наследие - 10 тыс. фотопластинок и около 1 тыс. цветных диапозитивов, собственноручно раскрашенных им самим. Наряду с европейскими языками он бегло говорил по-алтайски, и его любило коренное население Алтая. В признание его заслуг Сапожников был избран почетным членом Берлинского Ботанического общества [12].

Другой исследователь-ботаник, один из основателей Ботанического сада и Гербария Томского университета, начиная с 1885 г. к началу 1914 г. совершил 14 экскурсий, проведя ботаническое изучение обширной Томской губернии, в том числе Алтая, Нарымского края, Барабы, Урянхайской земли и Северной Монголии. Гербарий, собранный им в дореволюционный период, содержал около 142,5 тыс. экз. растений, размещенных на прекрасной альбомной голубой бумаге, которую Крылов предусмотрительно с расчетом на многие годы заказал еще перед отъездом в Томск, будучи в Казани, и хранившихся в специальных картонных коробках. Для Гербария была заказана специальная мебель, полированная под цвет натуральной сосны снаружи и внутри. Она сохранилась до наших дней. Подвигом Крылова является и многотомный труд «Флора Алтая и Томской губернии». До 1914 г. вышло 7 выпусков этой работы общим объемом 1 815 с. В результате Западная Сибирь получила, по словам Сапожнико-ва, «драгоценный ключ к распознанию представителей ее флоры». За свои научные заслуги он получил престижную премию академика Бэра Петербургской АН и без защиты диссертации был удостоен Казанским университетом степени почетного доктора ботаники (1914). Гербарий при университете стал крупным исследовательским учреждением, в котором им вместе с профессором С.И. Коржинским была создана известная томская ботаническая школа [13].

Профессор Н.Ф. Кащенко, консерваторы Аникин и Г.Э. Иоганзен (отец будущего ректора Томского пединститута Б.Г. Иоганзена) предпринимали также неоднократные зоологические экскурсии на Алтай, в Барабу, Туркестан, Нарымский край. В результате зоологический музей университета чрезвычайно обогатился. Н.Ф. Кащенко принадлежит также честь обнаружения останков мамонта в окрестностях Лагерного сада в Томске [14]. Профессор минералогии А.М. Зайцев много лет изучал геологическое строение районов Сибири вдоль трассы строительства Сибирской ж.д. Профессор П.П. Орлов занимался изучением радаоактивных свойств некоторых озер и рудных месторождений Восточной Сибири. Профессор Ф.Я. Капустин, племянник Д.И. Менделеева, выезжал в Енисейс-

кую губернию для наблюдения солнечного затмения и магнитных исследований [15]. В экскурсиях самое активное участие принимали студенты. Не были оставлены без изучения экономика Сибири и сопредельных территорий, этнография, антропология и археология края. Преподавателями юридического факультета изучалось русское и международное право. И этот перечень научных достижений Томского университета в дореволюционный период можно было бы продолжить.

Выразителем научной жизни университета была деятельность научных обществ (Общества естествоиспытателей и врачей и Юридического общества), где ученые могли апробировать свои идеи, обменяться мнениями со своими коллег ами и представителями других специальностей. Обсуждение докладов и сообщений велось на уровне междисциплинарного подхода. Важным показателем состояния научной деятельности дореволюционного университета стало печатание трудов ученых. За период 1888-1916 гг. было издано 65 томов «Известий Императорского Томского университета», общим объемом свыше 2 тыс. печ.л., в год около 60 печ-л. Столько же, если не более, ежегодно выходило статей в периодических изданиях русских и зарубежных: естестйенноисторн-ческих, юридических и медицинских, или выпускалось в виде монографий, учебников, сборников статей, диссертаций, брошюр, программ и т.д. По учебным пособиям, написанным профессорами Томского университета, занимались гимназисты и студенты России. Так, «Коммерческая география России», принадлежавшая перу профессора М.Н. Соболева, выдержала 6 изданий. Студенты всех медицинских факультетов России изучали медицинскую химию по учебнику, подготовленному профессором Ф.К. Крюгером. Известностью пользовались учебные пособия по философии права профессора И.В. Михайловского, уголовному праву профессора H.H. Розина.

Для приобщения студентов к занятиям наукой предусматривалась система поощрений. Ежегодно проводились конкурсы студенческих работ, а победители награждались золотыми и серебряными медалями, которые изготавливались в Петербурге на Монеаном дворе (денежный эквивалент золотой медали - 150 р., что равнялось полугодовой стипендии). Профессора и преподаватели за достижения в науке награждались премиями: Э.Г. Салище-ва в области медацины, Кузнецова в области истории Сибири, Сибирякова в области истории [16].

Третье направление деятельности преподавателей и научных сотрудников университета - это огромная преподавательская и просветительская деятельность вне университетских аудиторий: устройство специальных курсов, когда этого требовали интересы государства и общества (эпидемии

холеры и чумы, помощь раненым во время войн и т.п.). Чтение публичных лекций в Томске и других сибирских городах с целью популяризации науки и благотворительными. Устройство общественных собраний и вечеров, посвященных важным историческим событиям, юбилейным датам общественных деятелей, писателей, ученых. Это празднование 100-летия со дня рождения A.C. Пушкина в 1899 г., столетия Отечественной войны 1812 г., 50-летия отмены крепостного права, 300-летия царствования Дома Романовых и т.д. Университет живо откликался и на общественные бедствия, постигавшие отечество, устройством госпиталей, направлением студентов и врачей на борьбу с различными эпидемиями и т.д.

В целом университет всегда был не только в центре общественной жизни, но оказывал благоприятное влияние на культуру Сибири. Томский университет с самого момента основания служил средством для переселения, шедшего наряду с крестьянским, образованных людей в Сибирь. Среди поступавших в университет было довольно большое число воспитанников духовных семинарий из Европейской Сибири, Больше половины их после окончания Томского университета навсегда оседали в Сибири.

К сожалению, вплоть до 1917 г. в Томском университете недостаточно было представлено

гуманитарное образование. Имелся лишь юридический факультет. Все эти годы шла упорная борьба руководства университета и общественности за открытие историко-филологического факультета. В проекте значился и философский факультет. Не говоря уже о физико-математическом факультете. Тем не менее вокруг Томска, как университетского города, постепенно формировалась своеобразная культурная среда. Прекрасный храм науки, который был построен с помощью населения всей Сибири, жертвовавшего на строительство свои сбережения, постепенно, шаг за шагом напитывалась университетским духом. Эта культурная атмосфера сохранилась и до настоящего времени. Вот как охарактеризовал ее наш современник, писатель В. Астафьев, выступая перед студентами и преподавателями Томского университета в марте нынешнего года: «Университет для меня - явление непостижимое, я всегда завидовал тем, кто чему-то учится. По-моему, в Сибири есть только два настоящих университета в Томске и Иркутске. Но там культура, как папиросный дым - вьется над городом, но на землю не ложится. А в Томске она проникла в глубь земли на три метра, и сколько «экскаваторы» ни выкапывали - не смогли выкопать и уничтожить вашу культуру» [18].

Литература

1. Речь попечителя Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринского, произнесенная при открытии Императорского Томского университета 22 июля 1888 г. // Открытие Императорского Томского университета. Томск, 1888.

2. Историческая записка о возникновении в Сибири университета // Там же. С, 2-3

3. Зайченко П.А. Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880-1955). Томск, 1960. С. 25.

4. Подробнее об этом см.: Историческая записка... С. 3-6.

5. Историческая записка... С. 1013; Попов М.Ф. Краткий исторический очерк Императорского Томского университета за 25 лет его существования (1888-2813). Томск, 1912. С. 3.

6. Открытие Императорского Томского университета... С. 18, 25-26.

7. Судаков А.И. Очерк истории развития и деятельности Императорского Томского университета за первое десятилетие его существования // Известия Императорского Томского университета. Кн. 15. Томск, 1899. С. 10-11.

8. Там же. С. 11.

9. фоминых С.Ф., Некрылов С.А., Карзилов А.И. /'/' Роль Императорского Томского университета в становлении медицинского образования и науки в Сибири: К 120-летию Томского государственного университета // Сибирский медицинский журнал Т. 13. № 34. Томск, 1998. С. 13; Юридическое образование в Томском государственном университете: Очерк истории (1898— 1998 гг.). Томск, 1998. С. 48-49.

10. Судаков А.И. Указ. Соч. С. 11-12.

11. Там же. С. 12.

12. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. 1888-1917 / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. С, 227-234.

13. Там же. С. 125-132.

14. Там же. С. 109-114.

15. Там же. С. 95-98, 106-109, 188-191.

16. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913 гг.). Томск, 1917. С. 204-205.

17. Альма-матер (Томск). 1999. 5 мар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.