Научная статья на тему 'Научно-образовательные связи Томского университета и Казахстана (конец XIX В. 1945 г. )'

Научно-образовательные связи Томского университета и Казахстана (конец XIX В. 1945 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАЗАХСТАН / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВКЛАД / РОЛЬ / TOMSK UNIVERSITY / KAZAKHSTAN / SCIENCE / EDUCATION / CONTRIBUTION / ROLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмин Андрей Николаевич

Рассматривается связь Томского университета с Казахстаном в научно-образовательном плане, а также вклад томских ученых в исследование Казахстана. Именно университету выпала почетная миссия подготовки врачей и юристов, столь необходимых для исследования природы и ресурсов, истории и экономики, культуры необъятного сибирского края. Анализируется роль Томского университета в подготовке национальных кадров для Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Cooperation between Tomsk University and Kazakhstan (late 19 th century 1945)

The article focuses on the academic cooperation between Tomsk University and Kazakhstan as well as on the contribution of Tomsk scientists to the research on Kazakhstan. It was the University's mission of honor to educate medical doctors and lawyers who were so necessary to explore the nature and resources, the history, economy and culture of the vast Siberian region. Tomsk University played a significant role in educating the national cadre for Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные связи Томского университета и Казахстана (конец XIX В. 1945 г. )»

2012 История №4(20)

УДК 94(470)

А.Н. Кузьмин

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И КАЗАХСТАНА

(КОНЕЦ XIX в. - 1945 г.)

Рассматривается связь Томского университета с Казахстаном в научно-образовательном плане, а также вклад томских ученых в исследование Казахстана. Именно университету выпала почетная миссия подготовки врачей и юристов, столь необходимых для исследования природы и ресурсов, истории и экономики, культуры необъятного сибирского края. Анализируется роль Томского университета в подготовке национальных кадров для Казахстана.

Ключевые слова: Томский университет, Казахстан, наука, образование, вклад, роль.

История высшего образования на огромной территории Российского государства к востоку от Урала началась с учреждения Императором Александром II 16/28/ мая 1878 г. Сибирского (Томского) университета. Мысль о необходимости иметь университет в Сибири впервые прозвучала еще в начале XIX в., однако потребовалось 75 лет, чтобы она стала реализовываться на практике.

Среди тех, кто ратовал за открытие вуза в Сибири, был уроженец станицы Ямышевской близ Павлодара Г.Н. Потанин. Он передал в дар будущему университету свою ботаническую коллекцию с Тарбагатая (Юго-Восточный Казахстан). Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев и другие представители сибирского областничества в 1860-е - первой половине 1870-х гг. всеми доступными средствами (лекции, статьи в газетах и журналах) настойчиво пропагандировали идею открытия университета в Сибири. Университет должен был, по их мнению, стать не только образовательным учреждением, но и научным и культурным центром Сибири. Они тем самым подготавливали почву для решения университетского вопроса на государственном уровне [1. С. 45]. 26 августа/ 7 сентября 1880 г. произошла закладка главного корпуса первого в Азиатской России университета. Среди телеграмм, зачитанных на празднике, были и телеграммы, присланные из городов, расположенных на территории современной Республики Казахстан.

В приветствии от Усть-Каменогорской городской думы говорилось: «Усть-Каменогорская голова в ответ на извещение Строительного комитета о дне закладки здания Сибирского университета препроводил в Строительный комитет следующее: вполне сочувствуя общей радости по поводу великого события, закладки первого высшего учебного заведения Сибири и сознавая пользу этого учреждения для целого края, Усть-Каменогорская дума постановила в ознаменование сего торжества вы-

разить к нему сочувствие скромным приношением пятисот рублей на потребности созидаемого университета. Да будет это незначительная лепта, принесенная по мере возможности, слабым выражением нашего сердечного участия, с каким мы относимся ко вновь созидаемому учреждению». Телеграммы присылались и в день открытия университета 22 июля 1888 г. [2. С. 45-48].

Университет был открыт в составе одного медицинского факультета, хотя первоначально их должно было быть четыре (историко-

филологический, физико-математический, юридический и медицинский). Лишь через 10 лет к медицинскому факультету добавился юридический, а ещё через 19 лет в 1917 г., историкофилологический и физико-математический факультеты. Первые почти десять лет, университет, вплоть до появления в конце XIX в. Томского технологического института, являлся единственным вузом на территории Азиатской России. Именно ему выпала почетная миссия подготовки врачей и юристов, столь необходимых для исследования природы и ресурсов, истории и экономики, культуры необъятного сибирского края.

Так как в то время у жителей Казахстана не было возможности получить дома высшее образование ввиду отсутствия здесь высших учебных заведений, родители выпускников немногочисленных гимназий, расположенных на территории Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, стали отправлять детей на учебу в Томский университет. И нередко родители из мест, где не было средних учебных заведений, отправляли своих детей в Томск, где они после окончания томской гимназии поступали учиться в университет. Студенты, поступившие из Казахстана в университет, могли получать стипендии на счет процентов с пожертвования капиталов при Императорском университете и других учебных заведе-

ниях, казенные стипендии Акмолинского областного правления, Верненской городской управы, Семипалатинской области, Павлодарского уездного начальника [3. С. 21; 4].

«Списки студентов Императорского Томского университета» за дореволюционный период позволяют выявить тех уроженцев Казахстана, которые поступали на учебу в Томский университет. Таких оказалось около 60 человек. В основном это были выпускники Верненской, Семипалатинской, Омской, Томской гимназий [5]. Так, среди студентов медицинского факультета Императорского Томского университета был уроженец Казахстана

А. Д. Айтбакин. Узнав об открытии Томского университета, он оставил государственную службу и из чиновника, занимавшего одно из видных мест в областной администрации, превратился в скромного студента. Приехав в Томск и выдержав вступительные испытания, он погрузился в учебу, которая на первых порах давалась ему с трудом (когда он поступил на первый курс, ему было уже 30 лет).

Он мечтал о том, чтобы, окончив курс университета, вернуться к бедным и малоразвитым одно-племенникам-кочевникам и принести пользу им полученными знаниями [6. Л. 7]. После окончания университета (1894 г.) он стал одним из первых дипломированных казахских врачей.

В музеи Томского университета из разных мест Казахстана поступали археологические, этнографические, ботанические, зоологические и минералогические коллекции. В 1887 г., например, в университет попали каменные бабы. Эти древние скульптуры стали привычной принадлежностью университетской рощи и известны каждому, кто в ней побывал. О двух из них известно, что они получены из Казахстана: одна была найдена в 1880 г. в г. Кызыл-тас Семипалатинской области, другая обнаружена у селения Алтын-Эмельского в Семиречье. О формировании фондов музеев Томского государственного университета можно узнать из сборников документов и статей «Томские музеи», вышедших под редакцией профессоров С.Ф. Фоминых и Э.И. Черняка. В них представлены обобщающие статьи и впервые публикуемые архивные документы об истории создания и деятельности музеев Томского университета [7. С. 11].

Ученые университета много сделали для изучения географии, растительного и животного мира Казахстана. Так, В. М. Флоринский, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, в ходе поездки в Степной край в 1886 г. собрал топографические сведения о курганах Семиреченской и Се-

мипалатинской областей. Он пришел к выводу, что «Семиреченская область, вместе с Сыр-Дарьинской, принадлежат к странам, богато одаренным природою по красоте местоположения, по климату и плодородию почв». «С юга, - писал он, - замыкают эту местность отроги Тянь-Шаня, составляющего центр азиатского материка. Они же со своими снежными вершинами дают источник обильного орошения северных предгорий и черноземных долин, составляющих красу и приволье этой местности. С севера Семиречье окружено, как серпом, обширным водоемом озера Балхаш, на востоке оно сливается с черноземными степями Семипалатинской области и вообще Западной Сибири, а на западе переходит в такие же равнины Сыр-Дарьинской области, замыкаясь в то же время с той и другой стороны широкими реками - Иртышем и Сыр-Дарьей». В.М. Флоринский привез в Томск фотографические снимки, бухарский шелковый халат, китайские деревянные чашки, а также древности Семиреченской области [8. С. 51, 66, 81].

Профессор-ботаник В.В. Сапожников в 1902 и 1904 гг. совершил две экспедиции в Семиречье. В них участвовали студенты А.П. Велижанин, Н.А. Князев, Н.В. Попов, учитель В.Ф. Семенов, немецкий геолог, член Гамбургского общества доктор Фридрихсен и два брата Гатенбергеры. В ходе экспедиций было собрано много нового материала по флоре и оледенению Семиреченских хребтов. Сапожников определил высоту одной из крупнейших вершин Тянь-Шаня Хан Тенгри, впервые сфотографировав её, а также ряда других вершин Сарыджасской горной цепи. Одна из вершин была названа в честь Сапожникова его именем. В 1904 г. им был обследован Саур с Тарбага-таем, пройдена северная гряда в Джунгарском Алатау, где он открыл много ледников. В конце лета Сапожников направился в Заилийский Алатау, проехал Центральный Туркестан и Закаспийскую область. За две Семиреченские экспедиции им были собраны обширные коллекции по флоре и фауне. Описания путешествий В.В. Сапожников опубликовал в двух выпусках «Очерков Семиречья».

Особую ценность представляли оригинальные карты тех мест, составленные М. Фридрихсеном по данным инструментальных съемок Сапожнико-ва и напечатанные в Германии. Работы в Семиречье были продолжены в 1912-1915 гг. Эти экспедиции главным образом проводились с целью изучения растительного мира. Среди сопровождавших Сапожникова были будущий директор Ботанического института АН СССР, выпускник Том-

А.Н. Кузьмин

ского университета Б. К. Шишкин, а также студентки Сибирских высших женских курсов

В.С. Генина и Т.К. Триполитова. Изучение Семиречья было связано и с планами правительства России найти районы, наиболее пригодные и перспективные для заселения. Экспедиции финансировались Переселенческим управлением [9. С. 5265; 10. С. 119, 229-230; 11. С. 689; 12. С. 171].

После окончания Гражданской войны в 19201930-е гг. в Томском университете велась подготовка специалистов, которые затем работали на предприятиях, в геологических и научных учреждениях Казахстана. Большую роль университет сыграл в обеспечении преподавателями вузов и средних школ республики. Ученые Томского университета продолжили исследование природных богатств края [13. С. 168].

Так, профессор Н.Н. Горностаев в 1920-х гг. по поручению Сибгеолкома производил геологические исследования (съемка 10-верстной карты) в Прииртышской части Киригизской степи (ныне Центральный Казахстан), занимался геологической экспертизой строительства ж.-д. моста через р. Иртыш в Семипалатинске, северной части Тур-кестан-Сибирской ж. д., в отношении устойчивости полотна, строительных сооружений и водоснабжения строящейся дороги. Летом 1928 г. он консультировал изыскание ж.-д. линии Риддер -Карповка и строительство моста через р. Иртыш в районе Усть-Каменогорска. В том же году он был консультантом геологической разведки в районе пос. Известковского (возле Семипалатинска) на р. Иртыш. Им был написан ряд статей по геологии, полезным ископаемым и физической географии Сибирского края и Казахстана для «Сибирской советской энциклопедии» и издания «Вся Сибирь и Дальний Восток».

Профессор Вит. А. Хахлов, уроженец г. Зайсан, занимался наблюдениями за природой и птицами Зайсанской котловины. Им была собрана обширная орнитологическая коллекция, насчитывавшая до 1000 экз. птиц, обитавших в окрестностях Зай-сана, на Сауре, Муз-Тау, Сайкане, Кендерлыке и Барлык-Арсанских минеральных источниках. В 1924-1930 гг. он заведовал кафедрой экспериментальной зоологии и эмбриологии Томского университета. В первой половине 1930-х гг. Вит.А. Хахлов, переехав в Алма-Ату, заведовал кафедрой зоологии сельскохозяйственного института. С 1946 по 1951 г. он состоял профессором кафедры зоологии Казахского государственного университета. Отец Вит.А. Хахлова, Андрей Степанович, жил в Зайсане с первых дней его основания, где построил дом, в начале второй улицы.

Отсюда начинали и здесь заканчивали свои экспедиции в окрестности Зайсана Н. М. Пржевальский, П.Н. Козлов, М.В. Певцов, В.А. Обручев, В.В. Сапожников и другие ученые. Путешественники и ученые получали от Хахлова необходимую помощь советами и рекомендациями по предстоящим маршрутам, в подборе проводников, лошадей и заготовке продовольствия. Он предоставлял им информацию о флоре и фауне Зайсанской котловины и прилегающих к ней местностей. А. С. Хахлов снабжал Томский университет недостающими экземплярами обитающих в Восточном Казахстане животных [14].

В годы Великой Отечественной войны под руководством профессора Томского университета Н.А. Прилежаевой были разработаны одни из первых в стране методики количественного спектрального анализа, заменившие дорогостоящие химические методы. Вместе с сотрудниками СФТИ она занималась практическим внедрением этих методик на заводах Томска, предприятиях Сибири, Урала и Казахстана. Достаточно простой прибор для спектрального анализа в черной и цветной металлургии широко использовался на Балхашском и Иртышском медеплавильных заводах. Спектральный метод оказался эффективным также для анализа руд, минералов и полуфабрикатов [12 .С. 107, 356].

Научно-образовательные связи Томского университета и Казахстана были продолжены и после окончания Великой Отечественной войны. В постсоветский период на учебу в Томский университет продолжают приезжать выпускники средних школ Республики Казахстан, а в диссертационных советах защищаются диссертации молодыми учеными из вузов этой республики.

Таким образом, научно-образовательные связи Томского университета имеют более чем вековую историю, а на современном этапе они способствуют укреплению дружбы и сотрудничества между двумя государствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ревердатто В.В. П.Н. Крылов как ботаник-географ // Памяти Порфирия Никитича Крылова в связи со столетием со дня рождения. Томск, 1951.

2. Открытие Императорского Томского университета 22 июля 1888 г. Томск, 1888.

3. Отчет о состоянии Томского университета за 1900 г. Томск, 1901.

4. Положения о стипендиях на счет процентов с пожертвования капиталов при Императорском университете и других учебных заведениях. Томск, 1894.

5. Списки студентов, слушательниц, вольнослушателей, вольнослушательниц Императорского Томского университета (1893-1915).

6. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 2. Д. 57.

7. Томские музеи: сборник документов и статей / Под ред. С.Ф. Фоминых, Э.И. Черняка. Томск, 2010.

8. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет существования 1888-1913 гг. Томск, 1917.

9. Меркулов С.А. Профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников (1861-1924). Томск, 2012.

10. Профессора Томского государственного университета Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1.

11. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5 т. Алматы, 2000. Т. 3.

12. Профессора Томского государственного университета: Биографический словарь. Томск, 1998. Т. 2.

13. Томский университет 1880-1980. Томск, 1980.

14. Государтсвенный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО). Ф.818. Оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.