Научная статья на тему 'Политическая ссылка в Семипалатинский край в XIX веке'

Политическая ссылка в Семипалатинский край в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2336
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА / СЕМИПАЛАТИНСК / ПОЛЯКИ / БЕЛОРУСЫ / ЕВРЕИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусабалина Г. Т.

Government policy on the placement of the exiled is presented. The author characterizes the work of the exiled in this region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая ссылка в Семипалатинский край в XIX веке»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG9. № 1. С. 63-68.

УДК 94 (574)

Г.Т. Мусабалина

Семипалатинский государственный педагогический институт

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА В СЕМИПАЛАТИНСКИЙ КРАЙ В XIX ВЕКЕ

Government policy on the placement of the exiled is presented. The author characterizes the work of the exiled in this region.

Ключевые слова: Восточный Казахстан, политическая ссылка, Семипалатинск, поляки, белорусы, евреи.

Географические рамки исследования охватывают современную территорию Восточно-Казахстанской области, отдельные районы Карагандинской и Павлодарской областей, частично Семиречье, так как в исследуемый период эти территории входили в состав Семипалатинской области. Восточный Казахстан - территория, связывающая Южную Сибирь и Алтай с Семиречьем и Средней Азией. Она во все времена играла важную роль в историческом развитии племен и народов степного пояса Западной Азии.

Ссылка в Казахстан и Сибирь рассматривается как социальноэкономическая и административная проблема. Так как большинство земель в Сибири и Казахстане находилось в ведении Министерства государственных имуществ, то цель водворения заключалась в том, чтобы пополнить население новоприсоединенных земель Сибири и Казахстана и заполнить пустующие земли новыми поселенцами. Вместе с тем, ссылка как вид наказания оставалась важным инструментом борьбы царского самодержавия с политическими противниками. Еще Уложение 1649 г. предусматривало «выбытие вон» за государственные преступления. В течение всего XVIII в. происходило расширение географии ссылки. В августе 1760 г. был издан указ, который разрешал помещикам «за предерзостные поступки» ссылать своих крепостных на поселение в Сибирь. Помещик мог сослать крестьянина только на поселение, притом здорового, годного к работе, не старше 45 лет. По закону жена следовала за ссыльным, но детей помещик мог оставить на родине. Если же дети отправлялись вместе с родителями, то помещик получал за них вознаграждение от казны. По указу каждому семейству, отправляемому в Сибирь на поселение, отводилось 5 десятин под посев и 50 десятин под покос, безвозмездно выдавалось 54 пуда семенного хлеба и по 5 рублей каждому на покупку лошади. Этот же указ предписывал для избежания обременительной и дорогой поставки провианта в пограничные крепости заселить по рекам Иртышу и Бухтарме ссыльных «вдовых и холостых» и использовать их для транспортировки по этим рекам судов с хлебом. Сенатский указ от 6 августа 1762 г. разрешил заселять Прииртышье ссыльными от Усть-

© Г. Т. Мусабалина, 2009

Каменогорской крепости до Омской [1].

Указом 1765 г. помещикам предоставлялось право ссылать своих крепостных в Сибирь на каторгу с зачетом сосланных в рекруты. Помещики использовали этот закон как средство освобождения от нетрудоспособных крестьян. Сосланные с зачетом в рекруты крестьяне шли в основном на поселение в ведомство Усть-Каменогорской крепости. К концу 1765 г. насчитывалось уже 1048 поселенцев. Для пополнения количества земледельцев в ведомство Усть-Каменогорской крепости за различные преступления ссылались и сибирские крестьяне. Сибирской администрации стало известно, что крестьяне Ишимского дистрикта самовольно уходят за пограничную линию для промысла зверя, ловли рыбы и сбора хмеля. Начальнику Сибирской линии было приказано «...таковых бездельников ста-ратца ловить и когда пойманы будут, там чинить им наказание кнутом, поставя знаки на лоб и на щеках, отправлять прямо на поселение в Усть-Каменогорскую крепость» [2]. Приказ был разослан по всем сибирским уездам для повсеместного и неукоснительного исполнения.

Для того чтобы закрепить крестьян на новых местах, необходимо было, чтобы они обзавелись семьями. В Семипалатинском крае, как и во многих местах Сибири, женщин было мало. Начальник Иртышской линии бригадир фон Фрауен-дорф докладывал в Сибирскую губернскую канцелярию, что крестьяне деревень Убинской, Прапорщиковой и других вновь возникших поселений неженатые. В связи с этим по предложению Сибирской губернской канцелярии Сенат постановил подлежащих смертной казни колодниц сослать в Сибирь в верхнеиртышские крепости для выхода замуж. Сорока трех колодниц сопроводили в Иртышские крепости для замужества только за оседлых крестьян [3].

Несмотря на различные меры сибирской администрации, заселение шло медленно. Для решения этой проблемы использовалась также ссылка вывезенных из Вятки раскольников, так называемых поляков. В 1762 г. Правительствующим сенатом на основании манифеста Екатерины II был издан указ, по которому русских раскольников, бежавших в разное время от религиозных преследований в

Польшу, приглашали вернуться на родину и поселиться в Сибирской губернии, а именно в Усть-Каменогорской крепости, по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой. При этом раскольникам давалась льгота от всех государственных податей и работ на шесть лет [4] .

Основная часть поляков была прислана на Алтай после разгрома раскольников на Ветке генерал-майором Масловым. Так в Восточном Казахстане возникли первые шесть «польских» сел: Старолейское, Лосиха, Секисовка, Шемонаиха, Екатеринин-ка и Бо6ровка [5]. Все сосланные раскольники были поселены на правах государственных крестьян с обязательством платить двойной податной оклад, установленный для раскольников Петром I. При поселении, наряду с другими поселенцами, полякам выдавались от казны семена для засева полей (3 десятины), 54 пуда казенного хлеба и 5 рублей на лошадь в виде безвозвратного пособия. Польские селения устраивались рядом с бывшими казачьими форпостами, редутами и защитами. Обжившись на новых местах, поляки постепенно стали расселяться по территории Восточного Казахстана, образуя новые села. Так, в 1787 г. было основано село Малая Уба, в 1790 г. -Быструха, в 1799 г. - Черемшанка.

В 1770 г. академик Паллас, посещая восточный край, обнаружил на реке Ше-монаиха ряд деревень и форпостов - Ба-рашко, Зевакино, Глубокое, Ульбинская, форпост Уваровский, населенных «польскими» поселянами [6]. По итогам четвертой ревизии в 1782 г. на территории Семипалатинского уезда Колыванской губернии насчитывалось 1779 государственных крестьян и 3444 «посельщика», т. е. ссыльных. В ведомстве Усть-Каменогорской крепости находилось 19 населенных пунктов с 2748 «посельщиками» и 1492 государственными крестьянами.

Царскому правительству удалось к концу 60-х гг. XVIII в. с помощью ссылки создать довольно значительный контингент неказахского населения на территории Семипалатинского края. Ссылка стала одним из заметных способов заселения данного региона.

Наиболее широко ссылка начала применяться в XIX в. Основные изменения в отношении ссылки связаны с именем си-

бирского генерал-губернатора М.М. Сперанского.

М.М. Сперанский, проводивший реформы ссылки в первой половине XIX в., рассматривал ее как колонизационный институт. Лучшим местом для штрафной колонизации он считал Сибирь. Придерживаясь такого взгляда, М. М. Сперанский заботился о возможно лучшем обеспечении развития именно штрафной колонизации (заселения территорий), все это он собирался сделать путем реформирования управления Сибирью, изменения системы препровождения и распределения ссыльных в Сибири. Надежды правительства на успешное развитие штрафной колонизации не оправдались.

В первой половине XIX в. до принятия Уложения о наказаниях 1845 г. ссылка назначалась не только за убийство и грабеж, но и за мелкую кражу, мошенничество, бродяжничество. Область применения этого наказания расширялась за счет предоставления помещикам права без суда ссылать своих крепостных крестьян за дурное поведение в Сибирь на поселение. В XIX в. право ссылать крестьян по своему произволу то ограничивалось, то опять восстанавливалось. В 1822 г. выходит постановление Государственного совета, разрешившее ссылку крестьян без предварительного «повального обыска» по своему усмотрению помещиком за дурное поведение на поселение, только с ограничением возраста ссылаемых. В 1824 г. это положение было отменено, т. е. «крепостных людей к отсылке в Сибирь на поселение принимали без всякого о летах их ограничения» [7]. Спустя три года этот вопрос снова был поднят и в пояснение существовавших правил о переселении помещичьих людей в Сибирь без суда по воле помещиков было постановлено, что пересылаемые по воле помещика должны быть не старше 50 лет, не дряхлые и не увечные, посылать их только с семьями и детьми.

Следующим этапом развития института ссылки стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое внесло много нового в законодательство. В Уложении определены виды ссылки: на каторжные работы, на поселение, на житье, на водворение, введенная законом от 23 ноября 1853 г. и ссылка административная, применяемая как полицейская

мера. Уложение неоднократно пере-

сматривалось в течение XIX в.: в 1866, 1876, 1885 гг. Однако институт ссылки принципиально не пересматривался и продолжал действовать в этом виде до конца XIX в. Вместе с тем, уголовные ссыльные, как правило, в степные области в XIX в. не высылались.

Казахские степные области, являясь частью Российской империи, стали в XIX в. местом политической ссылки. Практически все города и населенные пункты Оренбургской и Иртышской линии, где находились воинские гарнизоны, были местом пребывания декабристов (Б .А. Бодиско, А. А. Быстрицкий, И.С. Высоцкий, Муравьев-Апостол, А. А. Фок). Вслед за декабристами на берега Иртыша были высланы участники польского восстания 1830-1831 гг.

Семипалатинская земля стала пристанищем для громадного количества сосланных политических ссыльных, в том числе поляков, особенно во второй и третьей четверти XIX в. Это связано с усилением национально-освободительного движения в Польше, вылившегося в ряд крупных вооруженных восстаний. Здесь по приговору царского суда жили декабристы, революционные демократы и участники польских восстаний 1830-1831, 18631864 гг. Но самой многочисленной была колония народовольцев. В нее входили люди различных сословий: крестьяне, сапожники, аптекари, писатели, журналисты и студенты. Так, в 1835 г. в Усть-Каменогорске отбывало ссылку 108 человек, в Семипалатинске - 22 человека. В Семипалатинской области было поселено 122 поляка. В 1863 г. в городах Восточного Казахстана насчитывалось политических ссыльных с женами и детьми 129 человек. А с 1870 по 1880 гг. в Семипалатинскую область прибыло 120 политических ссыльных. Это были люди разных национальностей: русские, украинцы, евреи, поляки, грузины, армяне.

В официальных документах указывалось, что в Семипалатинскую область в 1848, 1849, 1850, 1851, 1857 гг. отправлялись политические преступники, принадлежащие различным тайным обществам. Ссыльные сдавались на военную службу и распределялись по линейным сибирским батальонам. В конце 1863 г. командующий войсками Семипалатинской области отмечал, что численность поляков в батальонах увеличивается. Они

выселялись в отдаленные районы, где содержались в течении 5 лет. Лишь 20 декабря 1868 г. по указанию царя многих из них водворили на свободные казенные земли на тех же основаниях, что и политических преступников. По запросу военного губернатора Семипалатинской области штаб командующего войсками Семипалатинской области подтвердил наличие 22 ссыльных поляков в батальоне № 7, находящемся в городе Сергиополе. В 1864 г. из Барнаула в Усть-Каменогорск прибыло 26 поляков. Они были зачислены в мещанское сословие [8]. В 1866 г. в Семипалатинской области под надзором полиции находились 38 ссыльных поляков. В 1871 г. в Акмолинскую область было направлено 278 человек, в Семипалатинскую область - 51 человек [9]. Циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1871 г. было разрешено ссыльным полякам, освобожденным от надзора полиции, поступать на государственную службу в Сибири. 4 августа 1874 г. Министерство внутренних дел уведомило Семипалатинского военного губернатора о разрешении государственной и общественной службы ссыльным полякам [8, с. 190].

На наш взгляд, снятие данного запрета объяснялось нехваткой в степных областях образованных кадров и высокой квалификации польских специалистов, получивших на родине прекрасное образование. Распоряжением Министерства внутренних дел от 19 октября 1872 г. политические ссыльные получили право после освобождения от надзора полиции заниматься частной медицинской практикой [10]. Рациональная позиция местной администрации объяснялась пониманием потребностей колонизируемого региона, нужд городов, растущих под влиянием переселенческого движения. Основная масса политических ссыльных была расселена именно в городах. Так, в 1831, 1839, 1846, 1848, 1850, 1853, 1863 гг. в Усть-Каменогорской крепости отбывали наказание десятки осужденных из Минской, Могилевской, Гродненской губерний. Многие из них остались на постоянное жительство в Семипалатинске и Усть-Каменогорске.

За принадлежность к тайному обществу два брата Феликс и Карл Ордынские - белорусы, уроженцы Гродненской гу-

бернии были преданы суду, лишены дворянства со ссылкой в дальние крепости на каторжные работы. Наказание братья отбывали в Усть-Каменогорской каторжной тюрьме. В дальнейшем Карл поселился в Семипалатинске. В 1839 г. Ян Маврикие-вич Былевский, дворянин Минской губернии, за участие в Демократическом обществе был предан военному суду, отбывал наказание также в Семипалатинске.

В 80-е - начале 90-х гг. XIX в. в Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Каркара-линск, Павлодар, Зайсан были сосланы революционеры-народники (Г.А. Лопатин, Е.П. Михаэлис, Н. Коншин, М.И. Суворовцев, А. Леоньтьев). Более пяти лет (18541859 гг.) в Семипалатинске жил Ф.М. Достоевский, написавший здесь свои бессмертные «Записки мертвого дома», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Здесь же состоялась встреча Ф.М. Достоевского с Семеновым-Тян-Шан-ским и Чоканом Валихановым. Многие народники стали потом известны как близкие друзья казахского народа. Так, Е. Миха-элис, С. Гросс стали друзьями Абая. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский с большим уважением и искренним восхищением относился к Ч. Валиханову, как к одному из лучших представителей казахского народа.

По инициативе Е.П. Михаэлиса в Семипалатинске была проведена первая однодневная перепись населения города. В 1878 г. в Семипалатинске был учрежден Областной Статистический комитет. Первым секретарем и руководителем этого комитета был Е.П. Михаэлис. Комитет собирал и обрабатывал материал для местных правительственных органов и занимался изучением края. В 1886 г. в Семипалатинске был образован комитет для содействия частным лицам в отправке промышленных и художественных произведений на всероссийскую промышленную и художественную выставку. В 1889 г. И.Я. Коншин совершил экспедицию для сбора материалов о быте казахов, проживающих на казачьих землях. Результаты ее нашли отражение в «Очерке экономического быта киргиз Семипалатинской области», опубликованном в 1901 г. В 1897 г. под руководством В.П. Никитина в Семипалатинске издается первая Памятная книжка Семипалатинской области, в которой были помещены статьи по исто-

рии, этнографии, экономике края. Всего было издано 6 книжек.

Политические каторжные ссыльные в основной своей массе были людьми образованными, высококультурными и для местного населения являлись источником знаний. Они вели активную просветительскую работу. Так, например, в квартире шляхтича Солеймана Смольского размещалась школа, в которой обучалось до 30 мальчиков и две девочки. Школа существовала около 5 лет. Преподавалось чтение, письмо, арифметика и Закон Божий.

На территории Семипалатинской области, входящей в состав степных областей, проживали и ссыльные евреи. За политическую противоправительственную деятельность в Российской империи были высланы в Семипалатинскую область в 18831884 гг. Н. Долгополов, Л.Е. Фундалинс-кая, А.Я. Энкель, Б.С. Гурвич, М.Л. Песис, А. Лобгицкий и другие. О многих политических ссыльных из различных областей Степного края, в том числе и Семипалатинской области, повествуется в работе Н.Я. Коншина [11]. В Семипалатинской области известна династия Хотимских -усть-каменогорских купцов-золотопромыш-ленников. Всеобщая перепись Российской империи 1897 г. установила, что в городах Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Зайсане проживали евреи, принадлежавшие к купеческому и мещанскому сословиям [12]. В Центральном государственном архиве Республики Казахстан хранятся посемейные списки евреев, метрические книги записей актов о их рождении, браке и смерти [13].

Материалы всеобщей переписи населения за 1897 г., текущая делопроизводственная документация позволяют утверждать, что ссыльные в социально-эко-номической сфере занимались пчеловодством, лесоводством, обработкой дерева (И. В. Качинский в Павлодаре, М. Щенснович в Усть-Каменогорске, Ф.И. Кульвич в Семипалатинске) и металлов, изготовление одежды, педагогической деятельностью (С.Я. Смольский в Усть-Камено-горске), торговлей (И. Турговский, И.М. Григорович, М. Гаевский в Семипалатинске), производством напитков, изготовлением инструментов, работали на железной дороге, почте и т. д. [12, с. 111-115; 8, с. 207-299]. Особо следует сказать о медицинской деятельности ссыльных, поскольку она была особо востребована в

казахском крае. Ссыльные поляки-медики довольно быстро приобретали репутацию у местного населения. Так, в 1870 г. Ц.И. Тераевич (участник польского восстания 1863 г.) после окончания ссылки переехал в Акмолинск, позже в Семипалатинск, затем в Усть-Каменогорск, где занимался медицинской практикой, оказывая помощь бедным.

Управление огромным степным краем, использование его природных богатств требовали всестороннего изучения. Политические ссыльные занимались изучением истории обычного права казахов, интересовались крестьянским переселением. Они исследовали край в статистико-экономическом и естественноисторическом отношениях. Так, в 1829 г. декабрист С.М. Семенов был прикомандирован сопровождать известного ученого А. Гумбольдта в Риддер, Зыряновск.

Нередко научные знания политических ссыльных на азиатских окраинах использовались властью для принятия управленческих решений. Ссыльные работали в статистических комитетах Акмолы, Семипалатинска. Среди них П. Вертлинский, Ф. Щербина, А. И. Сведенцов, С. С. Гросс, А. А. Леонтьев, П. Д. Лобановский и другие. Политические ссыльные принимали активное участие в деятельности научных обществ. Почти все научные экспедиции, музеи, созданные в Степном крае, в своей деятельности были связаны с политическими ссыльными. В 1898 г. военный губернатор Семипалатинской области писал степному генерал-губернатору в Омск, что в Семипалатинской области живут люди, которые изучают область в указанном направлении

[14]. В Казахстане в конце XIX в. работало три отдела Русского географического общества и пять статистических комитетов, а с 1902 г. еще и подотдел географического общества в Семипалатинске [15]. В связи с этим знаменательным событием в Семипалатинск из Омска правлением ЗСОРГО была направлена телеграмма: «Западно-Сибирский отдел приветствует свой Семипалатинский подотдел в радостный день его открытия и вместе с поздравлением шлет ему горячие пожелания расти и преуспевать на пользу науки и просвещения родной страны» [16].

Многочисленный фактический материал свидетельствует о том, что царское правительство, выбрав местом ссылки

Семипалатинскую область, способствовало концентрации и консолидации сил, будивших научную и общественную жизнь края. Ссыльные занимались обширной просветительской работой, а их участие в организуемых правительством экспедициях, участие в работе отделений ИРГО, статистических комитетах стало формой организации общения и установления дружеских контактов между казахским и русским народами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] ПСЗ-1. Т. XVI. № 11663. СПб., 1830. С. 315.

[2] Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 133. Л. 216; Ф. 366. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.

[3] Потанин Г.Н. Материалы для истории Сибири //

Чтения в обществе истории и древностей российских. 1867. Кн. 2. № 4. С. 266.

[4] ПСЗ-1. Т. XVI. № 11725.

[5] Алексеенко Н.В. Русская крестьянская колони-

зация Рудного Алтая в XV|II-XIX вв. // Экономика, управление и культура Сибири XV-XIX вв. Новосибирск, 1966. С. 149.

[6] Паллас П.С. Путешествие по разным провинци-

ям Российского государства. СПб., 1788. Ч. 2. Кн. 2. С. 17, 254, 256, 272.

[7] ПСЗ-1. Т. XXXIX. № 29824. С. 190. Указ 29 фев-

раля 1824 г.

[8] Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. С. 200.

[9] ГАОО. Ф.3. Оп. 7. Д. 10812. Л. 3-7.

[10] Там же. Д. 11569. Л. 1-2.

[11] Коншин Н.Я. Материалы для истории политической административной ссылки в Степной край // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Семипалатинск, 192з. Вып. XIV. С. 36.

[12] Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Семипалатинская область. 1905. С. 113-145.

[13] Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 15. Оп. 1. Д. 409. Л.116, 117, 123-124; Д. 309. Л. 34; Д. 404. Л. 6.

[14] ГАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 75. Л. 18-19.

[15] Галиев В.З. Ссыльные революционеры в Казахстане (вторая половина XIX века). Алма-Ата, 1978. С. 72.

[16] ГАОО Ф. 86. Оп. 1. Д. 95. Л. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.