Научная статья на тему 'Роль игрового моделирования при обучении говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка'

Роль игрового моделирования при обучении говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ДИАЛОГ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА / SIMULATING TECHNOLOGY / SPEAKING / DIALOGUE / COMMUNICATIVE ROLE-PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Виктория Сергеевна

Освещен вопрос эффективности применения технологии игрового моделирования в обучении говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка. Рассматриваются преимущества использования метода моделирования в контексте деятельностного подхода, а также особенности коммуникативной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SIMULATING IN TEACHING SPEAKING TO SECONDARY SCHOOL STUDENTS (SPECIALIZED ENGLISH LANGUAGE SCHOOLS)

The issue of effectiveness of applying simulating technology in teachings peaking to secondary school students (in specialized schools) is viewed. The advantages of using the method of simulating in the activity theory context, the communicative role-play peculiarities are considered.

Текст научной работы на тему «Роль игрового моделирования при обучении говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка»

УДК 37.09

РОЛЬ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Виктория Сергеевна СМИРНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]

Освещен вопрос эффективности применения технологии игрового моделирования в обучении говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка. Рассматриваются преимущества использования метода моделирования в контексте деятельностного подхода, а также особенности коммуникативной игры.

Ключевые слова: игровое моделирование; говорение; диалог; коммуникативная игра.

Существующая система форм учебных занятий не в полной мере отвечает возросшим требованиям к образованию в условиях модернизации и усложнения учебных программ, что определяет необходимость поиска инновационных методов обучения, способствующих повышению продуктивности педагогической деятельности.

Одним из главных направлений современной дидактики является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском путей и средств, активизирующих развитие педагогических способностей школьников. Среди средств, развивающих педагогические способности учащихся в процессе их обучения, выделяется моделирование.

В контексте деятельностного подхода понятие моделирования рассматривается нами как один из общих и универсальных методов человеческой деятельности, находя-

щий широкое или, по крайней мере, устойчивое использование во всех основных видах деятельности: предметно-практической, общении, игре, познании. Его универсальность выражается, прежде всего, в целесообразности и эффективности использования его на всех стадиях процесса деятельности (стадии целеполагания, изучения объекта, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и оценки достигнутого результата) [1].

Моделирование в качестве метода научного познания широко используется в современной методике обучения иностранным языкам и предполагает обязательное использование аналогов или моделей, заменяющих реальные отношения, объекты, явления и процессы в менее сложных материальных или идеальных формах, с последующим проведением операций над ними с целью полу-

чения новой информации. В той или иной степени это положение нашло отражение в работах [2-5].

Анализ научной литературы показал, что метод моделирования получил свое широкое распространение в педагогике и методике обучения иностранным языкам в конце ХХ -в начале ХХ1 в.

Как отмечает В.П. Сергеева, «моделирование и проектирование наряду с системным анализом и синтезом являются ведущими методами в познании и управлении воспитательными ситуациями и процессами как системными объектами» [6].

В более узком смысле моделирование выступает как метод управления познавательной деятельностью, способ организации учебной деятельности, средство обучения и учебное действие. К моделированию обычно прибегают в тех случаях, когда объект исследования не поддается непосредственному изучению либо в силу его сложности, либо в силу характера его природы, скрытой от наблюдения [7, с. 63].

В общепринятой трактовке моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем [8].

Учебная деятельность, основанная на моделировании, предполагает усвоение алгоритма действий, способствующего формированию осознанной цели учения и рациональной организации учебных действий.

Игровое моделирование, опираясь на важные методические правила (партнерский стиль игрового взаимодействия и пространственно-временные ограничения сферы общения между участниками игрового обучения), имеет большие возможности, т. к. игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также является одним из средств воссоздания взаимодействия между учителем и учеником.

В специальной литературе, рассуждая об особенностях педагогической игры, авторы отмечают, что, во-первых, такие игры чаще

всего органично вплетаются в другие виды деятельности, являясь ее эмоциональной основой; во-вторых, это то, что игроки находятся в ролевой позиции персонажа; в-третьих, эти игры не регламентированы жесткими условиями и правилами и содержат большие возможности для творческого самовыражения через роль, которая является тем рычагом, который «запускает» весь механизм педагогических игр [9].

Педагогическая ценность игрового моделирования заключается в том, что данная технология ставит ученика перед необходимостью упражнять себя в выполнении практических действий для решения конкретной ситуативной модели.

Имитируя реальную деятельность в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях, учащиеся - участники игры либо исполняют определенные роли, либо выступают в качестве активных зрителей, оценивающих действия играющих одноклассников.

А.П. Панфилова указывает, что моделирование связано с тем, что любая игра - это модель жизни. В соответствии с этим в деловой игре моделируются реальные жизненные события, ситуации, где могут демонстрироваться как позитивные, так и негативные формы поведения и взаимодействия. Преимуществом игрового обучения является то, что негативные действия или неправильно принятые решения не ведут к катастрофическим последствиям для участников такого обучения, но в то же время дают опыт соответствующих переживаний и развивают навыки выхода из кризисных ситуаций, спровоцированных таким поведением. Игровое моделирование опирается на такие важные методические правила, как партнерский стиль игрового взаимодействия и пространственно-временные ограничения сферы общения между участниками игрового обучения, опирающиеся на принцип «здесь и сейчас» [10].

Игровая по форме деятельность способствует рефлексивному продвижению учащихся через постепенное включение их в имитирующую деятельность и удовлетворение их интересов и познавательных потребностей.

Таким образом, мы считаем игровое моделирование необходимой формой обучения

говорению учащихся среднего звена школы с углубленным изучением английского языка.

Перед учащимися школ с углубленным изучением английского языка ставится задача овладеть устно-речевыми умениями, обеспечивающими свободное практическое владение иностранным языком в большинстве ситуаций речевого общения, при этом также допускаются отдельные случаи неточного и неадекватного использования языковых средств, а также недостаточная беглость, что может препятствовать естественному общению.

Являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение всегда мотивированно, представляет активный целенаправленный процесс, что обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника для достижения цели общения.

Говорение относится к коммуникативной компетенции учащихся и понимается как «способность человека к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановке. Коммуникативная компетентность человека зависит от его умения оценить ситуацию с учетом темы, задач и коммуникативных установок, возникающих у участников коммуникации до начала и во время общения. Коммуникативная компетенция включает в себя ряд других компетенций и, прежде всего, лингвистическую, речевую и компенсаторную. Под лингвистической компетенцией понимается способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки речи, организованные в соответствии с существующими нормами английского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции. Под речевой (дискурсивной) компетенцией понимается способность конструирования и интерпретации текста. В составе дискурсивной компетенции рассматривается спецификация письменных и устных типов текстов и тактик речевого поведения» [11, с. 17].

Развитие навыков говорения должно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности. К этому и стремится коммуникативный метод.

Обучение говорению неотделимо от условий, в которых оно протекает - цель и условия общения, конкретное содержание речевого акта, характерное своеобразие участников разговора, т. е. их возраст, уровень языкового развития. Все перечисленное образует ситуацию общения как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану» [12, с. 171].

Для того чтобы минимизировать отрицательные эмоции и затруднения при обучении говорению, учителю необходимо создать атмосферу доброжелательности и доверия, стимулировать повышение мотивации к овладению навыками говорения.

Игровые моменты в преподавании английского языка немало способствуют формированию коммуникативно-речевого умения, характеристикой которого является полная автоматичность. В отличие от речевых навыков, которые по своей природе стереотипны, коммуникативно-речевое умение имеет творческий характер. Одним из приемов развития такого умения является игра, во время которой учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал. Во время игры можно добиться большого эффекта благодаря благоприятной обстановке, сочетающейся с психологическим комфортом. Отправная точка для проведения коммуникативного мероприятия - реальная жизненная ситуация.

Позиция учителя в игровой среде не является статичной, сводимой не только к предложению игры, судейству, подведению итогов, а динамичной, максимально способствующей проявлению учебного процесса. Игровая среда не будет функционировать без эффективного взаимодействия учителя и учащихся и их общения. Таким образом, игровая среда предполагает личностно-ориентированное взаимодействие, основанное на сотрудничестве, поощрении активности ученика, обеспечении ему чувства психологической защищенности, создании ситуации успеха. Использование его обусловлено возможностью выбора типа игрового материала в зависимости от индивидуальности каждого учащегося: его интересов, склонностей, потребностей, знаний, умений и возможность занять в игре удобную для себя позицию.

Динамичная ситуация, создаваемая посредством игрового моделирования при обучении говорению, предполагает наличие неизвестных отношений между ролевыми партнерами, информационного рассогласования, конфликтной ситуации, потребности поиска нового, цели, которую необходимо достичь. Соответственно, методическую

сущность динамичной ситуации можно определить как учебный стимул.

Игровое моделирование направлено на формирование учебного сотрудничества и партнерства, выполнение игровой модели предполагает слаженное взаимодействие учащихся между собой, учет реакций и реплик товарищей, взаимопомощь.

Игровое моделирование в процессе обучения говорению погружает участников в проблемную игровую ситуацию, которая решается с помощью языковых средств. Учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки говорения посредством конкретных игровых моделей.

При использовании игрового моделирования в ходе обучения говорению на уроках английского языка важно учитывать соотношение важнейших форм говорения: монолога, диалога и полилога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи.

Таким образом, игровое моделирование при обучении говорению представляет высшую форму наглядности коммуникативных особенностей, что позволяет использовать моделирование для повышения уровня говорения учащихся среднего звена школ с углубленным изучением английского языка.

Можно выделить следующие положительные аспекты, определяющие эффективность использования игрового моделирования при обучении говорению:

- все учащиеся задействованы в процессе говорения и принимают равное участие, учитель направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия;

- уровень мотивации учащихся на уроках с использованием игрового моделирования очень высокий;

- игровое моделирование способствует повышению уровня говорения у учащихся.

Игровое моделирование стимулирует живую потребность и внутреннее желание учащегося высказаться, моделируются ситуации, стимулирующие мотив речи. Лично-

стная ориентация повышает эффективность обучения говорения, поскольку помимо интеллектуальных и познавательных способностей в обучающем процессе также задействуются эмоции.

Оценивая свои ошибки, допущенные в игровых ситуациях, школьники учатся определять причины, соотносить их со своим опытом, находить возможные способы их исправления, т. е. формируется умение оценивать свои действия и действительность, строить свои высказывания, осознанно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Позиция учителя в игровой среде не является статичной, сводимой не только к предложению игры, судейству, подведению итогов, а динамичной, максимально способствующей проявлению учебного процесса.

В ролевой игре расширяется ассоциативная база при усвоении языкового материала, т. к. учебная речевая ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

Происходит формирование учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате обучающимся с более слабой лингвистической подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру. Ролевая игра имеет образовательное значение. А перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей, снятию психологических барьеров во время общения.

Обладая большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях, игровое моделирование как интерактивный метод способствует расширению сферы общения. Игра предполагает предварительное усвоение языкового материала в репродуктивных и тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков и умений, которые позволят обучающимся сосредоточиться на содержа-

тельной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Таким образом, игровое моделирование является очень перспективной формой обучения, т. к. способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

1. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1984. № 4. С. 27-28.

2. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9.

3. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.

4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.

5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области ис-

пользования информационно-коммуника-

ционных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.

6. Сергеева В.П. Профессиональная подготовка учителя к реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1996.

8. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухоб-ской. М., 1981.

9. Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1997.

10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / под общ. ред.

В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2006.

11. Уласевич С.Н. [и др.]. Оксфордское качество. Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы (с приложениями) / ред. О.Л. Кандырина. М., 2008.

12. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

Поступила в редакцию 10.12.2012 г.

UDC 37.09

ROLE OF SIMULATING IN TEACHING SPEAKING TO SECONDARY SCHOOL STUDENTS (SPECIALIZED ENGLISH LANGUAGE SCHOOLS)

Victoria Sergeyevna SMIRNOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]

The issue of effectiveness of applying simulating technology in teachings peaking to secondary school students (in specialized schools) is viewed. The advantages of using the method of simulating in the activity theory context, the communicative role-play peculiarities are considered.

Key words: simulating technology; speaking; dialogue; communicative role-play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.