Баскакова А.С.
Студент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Исякаева А.Р.
Студент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Хромова А.А.
Студент. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Роль Ибероамериканских саммитов в гуманитарном сотрудничестве Испании и Латинской Америки
Иберо-американские саммиты глав государств и правительств, которые проводятся ежегодно с 1991 года, представляют собой многосторонний механизм диалога, согласия и сотрудничества между испано- и португалоязычными государствами Америки и Европы. Несмотря на критику саммита в экспертном и научном сообществе, которая связана с тем, что решения и заявления по итогу саммитов носят скорее символический и декларативный характер без особой конкретики, работа в гуманитарном направлении ведется достаточно успешно и качетсвенно.
Иберо-американские саммиты зародились в Гвадалахаре и Мадриде, где их учредительные саммиты прошли в 1991 и 1992 годах соответственно, в ответ на политическую волю 21 страны-члена (22 после присоединения Андорры) официально закрепить историческую связь между Иберо-Америкой и Пиренейским полуостровом посредством диалога, сотрудничества и солидарности. За эти годы этот механизм закрепился в качестве одного из пространств в регионе с позитивной повесткой и конкретным улучшением жизни граждан посредством программ иберо-американского сотрудничества, в частности, гуманитарного. Образование, здравоохранение, культура, занятость, интеграция и иммиграция всегда считались актуальными темами ибоамериканских саммитов, которые также затрагивали политические вопросы как разоружение, терроризм, глобализация или укрепление демократий [1, с. 588].
Испания первая выдвинула инициативу празднования Иберо-а-мериканских саммитов за несколько лет до того, как в 1992 году она провела Олимпийские игры в Барселоне, Всемирную выставку в Се-
№
вилье и Мадрида как культурной столицы Европы. Эти события совпали с V столетием открытия Америки.
Стоит отметить, что культурный аспект является важным направлением в рамках гуманитарного сотрудничества Испании и Латинской Америки. Стороны сближает не только общий язык, культурные связи намного глубже и шире. По данным Национального института статистики Испании, в Испании проживает 2,5 миллиона жителей, родившихся в Латинской Америке [12, с. 2].
К тому же смешанные браки, начавшиеся пять столетий назад как тенденция, продолжают углубляться в результате многочисленных миграционных движений как внутри Латинской Америки, так и из нее в Испанию и Португалию. То есть культурный аспект связан и с миграционным вопросом, позволяющим латиноамериканским гражданам осуществлять миграцию в схожее по своей культуре и истории испанское общество, успешно интегрируясь в нем.
Важность культурного аспекта была зафиксирована в Ибероаме-риканской культурной хартии в 2006 году [2, с. 90]. Развитие культуры является способом достижения устойчивого развития латиноамериканских стран, а также путем для решения проблем бедности и неравенства. Культурное сотрудничество сегодня развивается непосредственно с учетом 12 действующих программ. Так, например, яркими программами можно назвать следующие:
- Iberarchivos - программа, которая действует с конца 20 века, направленная в культурной сфере на сохранение архивов и организацию репозитория с целью углубления исторической, культурной идентичности, культурного многообразия;
- Iberartesanias - программа, направленная на развитие ремесла в латиноамериканском регионе, на основе которой выдаются премии и популяризируется ремесленный промысел в культурной среде в виде экспозиций и выставок;
- Iberbibliotecas - программа, которая обеспечивает на безвозмездной основе возможность посещения библиотек гражданами региона, в рамках программы также проводятся работы по модернизации библиотечных зданий, развитие кадрового библиотечного состава. К примеру, в Мексике в 2018 году прошло землетрясение, отчего пострадала библиотечная коллекция страны. В рамках саммита данный вопрос решился путем пополнения репозитория новыми книгами [7, с. 208];
- Ibercultura Viva - программа, которая берет за основу общинные культуры и их популяризацию при участии общественных организаций и государственных структур. Более того, были разработаны программы
аспирантуры по изучению культурной политики и общинных культур;
- Iberescena - программа по развитию театрального искусства. В рамках нее материально поддерживаются театральные постановки, фестивали латиноамериканского региона;
- Ibermedia - программа является наиболее классической из представленных в рамках Ибероамериканских саммитов. Она направлена на развитие кинематографа латиноамериканского региона, поддержку в материальном съемку фильмов, также действует цифровая платформа Ibermedia Digital.
- Ibermuseos - музейная программа, созданная с целью популяризации музеев латиноамериканского региона, помощь в организации выездных выставок, также вручаются стипендии и премии [3, с. 64].
Большинство культурных программ латиноамериканского региона поддерживается Испанией, в том числе при ее финансовом участии, по мнению ряда экспертов, путем мягкой силы Испания реализует политическое влияние на латиноамериканский регион.
В результате диалога и консенсуса с различными участниками иберо-американской системы образования на разных уровнях были определены стратегические направления работы в сфере образования. Центральными темами являются: раннее детство, навыки и компетенции в 21 веке, совершенствование управления образованием, высшее образование и образование в области прав человека, демократические ценности и иберо-американское гражданство.
Сегодня выделяются два направления развития образования в ибе-роамериканских саммитах: инклюзивное и справедливое образование, цель которого состоит в том, чтобы не позволить ни одному учащемуся отставать в образовательном процессе из-за отсутствия условий или средств, и цифровое образование как способ доступа к определенному типу преподавания и обучения, которое облегчает и улучшает модели и опыт всего образовательного сообщества. Латинская Америка, как регион, приложила большие усилия для развития образования.
Образовательная программа PAEBA представляет собой глобальную схему функционирования в ибероамериканской среде, которая выражается в шести национальных программах, адаптированных к конкретным контекстам и потребностям которые выполнялись под разными аббревиатурами, но все они соответствовали проекту PAEBA. Реализация программы проводилась в два этапа: на первом правительство Испании предоставляли финансовые средства, ассоциированная страна представляла персонал и инфраструктуру; На втором этапе программа полностью передавалась национальным властям. Эта система будет той, которой будут следовать многие дру-
■ гие программы, и той, которая обеспечит ранний высокий уровень
присвоения возможностей странами, предвосхищая принципы присвоения и эффективности международного сотрудничества в целях развития, которые будут включены годы спустя.
По словам экспертов, к числу основных результатов PAEBA относятся:
• Значительное снижение уровня неграмотности в ведомствах, в большинстве случаев превышающее ожидаемые ожидания. Количественные результаты программ отражают высокую степень удержания студентов, в большинстве случаев близкую к 80%.
• Постепенное распространение PAEBA на всю территорию страны, где они применяются, с особым воздействием на сельские и труднодоступные районы, которые не были охвачены никакими образовательными предложениями. В некоторых случаях, например в Парагвае, программа двуязычна: на испанском и гуарани, что обеспечивает доступ к очень важному сектору зарегистрированного неграмотного населения.
• Укрепление генеральных управлений, ответственных за образование взрослых в министерствах каждой из стран, посредством конкретных мероприятий по обучению персонала, создания ресурсных центров, разработки учебных программ и учебных материалов или включения новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), среди других действий.
После образовательной программы PAEBA в 2007 году Иберо-а-мериканский план грамотности (PIA) был одобрен на XVII саммите в Сантьяго, Чили [8, с. 208]. Этот год был символичным, поскольку он также был объявлен «Иберо-американским годом грамотности» после решения объявить Иберо-Американский регион территорией, где нет неграмотных в 2016 году, принятого на XVI Иберо-американ-ском саммите в Монтевидео в 2006 году. Эта программа радикально расширила свои масштабы, по сравнению с PAEBA, и стала охватывать восемнадцать стран. Его основная цель заключалась в том, чтобы обеспечить всеобщую грамотность в регионе и предложить молодому и взрослому населению, не окончившему базовое образование, возможность непрерывного образования в рамках образования для всех на протяжении всей жизни. По оценкам, в регионе тогда насчитывалось более 34 миллионов абсолютно неграмотных взрослых и 110 миллионов молодых людей и взрослых в активном возрасте, не окончивших начальную школу.
В 2015 году образовательная программа PIA нашла свое отражение в Иберо-американском плане повышения грамотности и обуче-
jßäL_
ния на протяжении всей жизни, PIALV (2015-2021), одобренная в ■
качестве программы саммита на XXIV Иберо-американском саммите глав государств и правительств Веракруса, проходившего с 8 по 9 декабря. 2014. Эта программа постепенно была ориентирована на конкретные группы, такие как коренные общины и пожилые люди, а также на развитие новых уровней грамотности [9, с. 21]. В данном случае цель включала в себя такую перспективу: «иметь качественные системы образования для молодежи и взрослых, что означает создание систем, готовых обеспечить непрерывность образования на протяжении всей жизни для всех людей, не забывая при этом о тех, чьи права иногда нарушаются, - о женщинах, представителях коренных народов, группы населения, людей, находящиеся в условиях заключения, мигрантов, людей с ограниченными возможностями, беженцев, лиц африканского происхождения и пожилых людей - чтобы предложить ответы на их потребности в знаниях и навыках.
В образовательной сфере также действует специальная Программа академической мобильности «Алейнадо», которая позволяет студентам и преподавателям 22 стран-членов участвовать в культурном обмене, расширяя знания и навыки. Эта программа, вдохновленная европейским ERASMUS, не только устраняет барьеры, но и способствует культурному обмену. Академические обмены углубляют у студентов чувство глобальной «гражданственности» и их контакты с гражданами из братских стран.
Иберо-американские саммиты также являются форумом гуманитарной солидарности. В контексте пандемии Испания вместе со странами региона и Европейским Союзом решительно обозначили два четких приоритета: доступ к вакцинам и создание новых финансовых механизмов для стран со средним уровнем дохода Латинской Америки. Испания на протяжении этих лет работает над совместным решением региональных проблем [11, с. 1].
В рамках кризиса в области здравоохранения Испания подготовила гуманитарный План всеобщего доступа к вакцинам, объявив во время Иберо-американского саммита в Андорре, что она выделит 7,5 миллионов доз Латинской Америке и Карибскому бассейну.
На Ибероамериканских саммитах и по просьбе многих стран региона Испания также взяла на себя обязательство способствовать дебатам о приостановке действия патентов на вакцины на европейском уровне. Во время Европейского социального саммита в Порту 7 мая Испания представила инициативу «Вакцины для всех», защищая предложение о временной либерализации патентов на вакцины [5, с. 150].
Другим приоритетом Испании, соответствующим потребностям
уута
_п1й№
■ региона, является доступ к международному финансированию для
стран со средним уровнем дохода региона, необходимый для восстановления глобальной экономики. В начале кризиса, уже в июне 2020 года, председатель правительства Педро Санчес созвал Конференцию высокого уровня «Вместе для ответа Латинской Америки и Карибского бассейна на COVШ-19», посвященную доступу к внешнему финансированию. За этой встречей последовала инициатива Эквадора по созданию Иберо-американской рабочей группы по социально-экономическому восстановлению. Результатом стало одобрение на саммите в Андорре по испано-аргентинской инициативе Специального коммюнике по внешнему финансированию, которое включало конкретные инициативы, впоследствии разработанные на встрече иберо-американских министров экономики и финансов, созванной Доминиканской Республикой. Среди предложений, представленных в этой области, можно выделить отмену дополнительных сборов по кредитам финансовой поддержки МВФ, содействие дополнительной капитализации многосторонних банков развития Латинской Америки и Карибского бассейна и добровольную передачу специальных прав заимствования, что, по оценкам экспертов, должно принести региону 65 миллиардов долларов.
В 2021 году в латиноамериканском регионе зафиксирован самый высокий уровень распространенности голода с 2006 года, от которого пострадало 8,6% населения, то есть 56,5 млн человек. Умеренная или острая нехватка продовольствия в 2021 году достигла 40,6% населения, 268 миллионов человек, что превышает средний мировой показатель. С другой стороны, 131 миллион человек не имеют доступа к здоровому питанию [4, с. 470]. В Латинской Америке и Карибском бассейне зафиксирована самая высокая стоимость здорового питания по сравнению с остальными регионами мира: она составляет 3,89 доллара США на человека в день. Латинская Америка и Карибский бассейн производят продукты питания для более чем 1,3 миллиарда человек, что вдвое превышает их население. Несмотря на это, по-прежнему сохраняется большое неравенство в доступе к этим продуктам питания. С точки зрения гуманитарный помощи латиноамериканскому региону по вопросам продовольствия Испания предпринимает активные действия в рамках Ибероамериканских саммитов.
В этом контексте совместные меры Испании и Латинской Америки и общие принципы политики, направленные на сокращение неравенства, охватывающего наиболее уязвимые группы населения, актуальны как никогда [6. С 71]. Разработка и реализация продовольственной политики может быть очень эффективной, когда всесто-_
ронне учитываются потребности производителей, продовольственной торговли и рынков, а также потребителей. Испания и Латинская Америка в рамках саммитов стремятся улучшить положение перечисленных категорий продовольственной цепочки следующим путем:
- Разработка и реализация поддержки мелких производителей и семейных фермерских хозяйств для диверсификации и производства питательных продуктов питания и их связи с системами государственных закупок;
- Действия по содействию маркетингу и прозрачности рынка, которые включают постоянный доступ и обмен информацией, мониторинг цен и использование цифровых платформ;
-Меры по укреплению систем социальной защиты, учитывающих вопросы питания, таких как программы школьного питания, включающие адекватное меню; меры, которые поддерживают доступ к продуктам питания и институциональным структурам, которые создают здоровую продовольственную среду, сокращают продовольственные потери и отходы, а также ориентированы на ответственное потребление [10, с. 1].
Сегодня страны региона переживают решающий момент на региональном уровне, который требует консенсуса и открытого обмена опытом для реагирования на текущие вызовы. В ФАО признается прогресс и приоритеты, рассмотренные в ходе Ибероамериканского диалога, подчеркивается важность продовольственной безопасности и питания, устойчивого производства, устойчивости и агроэкологии, а также проблем международной торговли продовольствием.
В этом сценарии следующий Иберо-американский саммит глав государств и правительств, несомненно, предоставит исключительную возможность для поддержки и реализации региональных соглашений, необходимых для продвижения инновационных и скоординированных решений, которые позволят добиться трансформации агро-продовольственных систем региона и в итоге обеспечить доступность продовольствия для граждан, учитывая гуманитарную специфику.
Таким образом, в гуманитарном сотрудничестве Испании и Латинской Америки Ибероамериканские саммиты играют важную роль для интенсификации, расширении диалога по гуманитарным вопросам, принятия важных решений и совместных заявлений. Так, ведущую роль в гуманитарных вопросах Ибероамериканских саммитов играет Испания, которая совместно со странами Латинской Америки работает над укреплением культурного сотрудничества, преодолением бедности и нищеты, развитием образования и науки, обеспечением продовольственной безопасности и здравоохранения в регионе.
Библиографический список
1. Борзова А.Ю., Волосюк О.В., Николашвили Н.Д. Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты // Вестник РУДН. Серия: международные отношения. 2022. № 3. С. 586-599.
2. Пупышева М.В. Приоритеты внешней политики современной Испании // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 4. С. 88-97.
3. Семенова Е.Н. Латиноамериканская интеграция в условиях становления многополярной конфигурации международных отношений // Власть. 2022. № 4. С. 60-66.
4. Смирнова А.С. Угрозы гуманитарный безопасности Латинской Америки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2023. № 4. С. 467-473.
5. Яковлев П.П. Ибероамерика в глобальном водовороте. Старые и новые тренды // Свободная мысль. 2021. № 3. С. 149-160.
6. Яковлев П.П. Ибероамериканские саммиты в системе отношений между странами Евросоюза и Латинской Америки // АПЕ. 2018. № 3. С. 63-84.
7. Buenas T. Cultura e identidad en las Cumbres Iberoamericanas.Revista de cumbres Iberoamericanas, 2019. 208 p.
8. Malamud C. Las relaciones de España con América Latina entre la Cumbre Iberoamericana de Estoril y la ALCUE de Madrid. Real Instituto Elcano, 2008. 68 p.
9. Rickles C. España entre América Latina e Iberoamérica. Análisis del Real Instituto Elcano, 2019. 21 p.
10. Una mirada a la seguridad alimentaria y la nutrición en América Latina y el Caribe // Somos Iberoamérica // URL: https://www.somosiberoamerica.org/tribunas/una-mira-da-a-la-seguridad-alimentaria-y-la-nutricion-en-america-latina-y-el-caribe/ (28.12.23).
11. Comparecencia de prensa tras la XXVIII Cumbre Iberoamericana de Jefes de Estado y de Gobierno, en Santo Domingo, República Dominicana // La Mancloa // URL: https://www.lam-oncloa.gob.es/presidente/intervenciones/Paginas/2023/prsp20230325.aspx (28.12.23).
12. Alternativas y geopolítica en la Cumbre Iberoamericana // Fundacion Alternativas.
1. Borzova A.Yu., Volosyuk O.V., Nikolashvili N.D. Humanitarian policy of Spain in Latin America: features and priorities // Bulletin of RUDN University. Series: international relations. 2022. № 3. P. 586-599.
2. Pupysheva M.V. Foreign policy priorities of modern Spain // Bulletin of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2020. № 4. P. 88-97.
3. Semenova E.N. Latin American integration in the context of the emergence of a multipolar configuration of international relations // Power. 2022. № 4. P. 60-66.
4. Smirnova A.S. Threats to humanitarian security in Latin America // News of Saratov University. New episode. Series Sociology. Political science. 2023. № 4. P. 467-473.
5. Yakovlev P.P. Iberoamerica in a global whirlpool. Old and new trends // Free Thought. 2021. № 3. P. 149-160.
6. Yakovlev P.P. Ibero-American summits in the system of relations between the countries of the European Union and Latin America // APE. 2018. P. 3. P. 63-84.
7. Buenas T. Cultura e identidad en las Cumbres Iberoamericanas.Revista de cumbres Iberoamericanas, 2019. 208 p.
8. Malamud C. Las relaciones de España con América Latina entre la Cumbre Iberoamericana de Estoril y la ALCUE de Madrid. Real Instituto Elcano, 2008. 68 p.
9. Rickles C. España entre América Latina e Iberoamérica. Análisis del Real Instituto Elcano, 2019. 21 p.
10. Una mirada a la seguridad alimentaria y la nutrición en América Latina y el Caribe // Somos Iberoamérica // URL: https://www.somosiberoamerica.org/tribunas/una-mira-da-a-la-seguridad-alimentaria-y-la-nutricion-en-america-latina-y-el-caribe/ (28.12.23).
11. Comparecencia de prensa tras la XXVIII Cumbre Iberoamericana de Jefes de Estado y de Gobierno, en Santo Domingo, República Dominicana // La Mancloa // URL: https://www. lamoncloa.gob.es/presidente/intervenciones/Paginas/2023/prsp20230325.aspx (28.12.23).
12. Alternativas y geopolítica en la Cumbre Iberoamericana // Fundacion Alternativas.
References