Научная статья на тему 'Роль и значимость института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации (на примере Пензенского государственного университета)'

Роль и значимость института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации (на примере Пензенского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
иностранные студенты / высшее образование / интернационализация / институт международного сотрудничества / университет / foreign students / higher education / internationalization / institute of international cooperation / university

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лутова Ю.А., Щанина Е.В.

В условиях интернационализации, взаимодействие вуза, как социального института, и иностранных студентов является одной из наиболее важных проблем. Авторы статьи анализируют опыт Пензенского государственного университета по работе с иностранным контингентом на примере деятельности института международного сотрудничества, рассматривают вопросы организации работы структурного подразделения вуза. В своем анализе авторы показывают устойчивый прирост числа и географии обучающихся. Сделан вывод о значимости института международного сотрудничества в вузе в условиях интернационализации и глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and significance of the Institute of International Cooperation in the development of a university in the context of internationalization (using the example of Penza State University)

In conditions of internationalization, the interaction of a university, as a social institution, and foreign students is one of the most important problems. The authors of the article analyze the experience of Penza State University in working with foreign contingents using the example of the activities of the Institute of International Cooperation, and consider the issues of organizing the work of a structural unit of the university. In their analysis, the authors show a steady increase in the number and geography of students. A conclusion is drawn about the importance of the Institute of International Cooperation at a university in the context of internationalization and globalization.

Текст научной работы на тему «Роль и значимость института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации (на примере Пензенского государственного университета)»

Лутова Ю.А.

Аспирант Пензенского государственного университета, Институт экономики и управления, кафедра «Социология и управление персоналом».

Щанина Е.В.

Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социология и управление персоналом». Пензенский государственный университет, Институт экономики и управления.

Роль и значимость института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации (на примере Пензенского государственного университета)*

Аннотация. В условиях интернационализации, взаимодействие вуза, как социального института, и иностранных студентов является одной из наиболее важных проблем. Авторы статьи анализируют опыт Пензенского государственного университета по работе с иностранным контингентом на примере деятельности института международного сотрудничества, рассматривают вопросы организации работы структурного подразделения вуза. В своем анализе авторы показывают устойчивый прирост числа и географии обучающихся. сделан вывод о значимости института международного сотрудничества в вузе в условиях интернационализации и глобализации.

Ключевые слова: иностранные студенты, высшее образование, интернационализация, институт международного сотрудничества, университет.

Lutova Yu.A.

Graduate student of the Penza State University, Institute of Economics and Management, Department of Sociology and Personnel Management.

Shchanina E.V.

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of Department. Department of Sociology and Personnel Management.

Penza State University, Institute of Economics and Management.

The role and significance of the Institute of International Cooperation in the development of a university in the context of internationalization (using the example of Penza State University)

* © Лутова Ю.А., Щанина Е.В., 2023.

Роль и значимость института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации (на примере Пензенского государственного университета)

Abstract. In conditions of internationalization, the interaction of a university, as a social institution, and foreign students is one of the most important problems. The authors of the article analyze the experience of Penza State University in working with foreign contingents using the example of the activities of the Institute of International Cooperation, and consider the issues of organizing the work of a structural unit of the university. In their analysis, the authors show a steady increase in the number and geography of students. A conclusion is drawn about the importance of the Institute of International Cooperation at a university in the context of internationalization and globalization.

Key words: foreign students, higher education, internationalization, institute of international cooperation, university.

Проблема интернационализации деятельности высших учебных заведений в нашей стране включает широкий спектр программ и мероприятий. Это одна из универсальных тенденций современного общества, отражающая как рост спроса на академическую мобильность среди студентов, так и усилия университетов и государств [1, 9]. Количество иностранных студентов -один из показателей успешности вуза на мировом рынке образовательных услуг. Так, согласно материалам национального проекта «Образование», к 2024 году в России должно обучаться не менее 425 000 иностранных студентов. Основная нагрузка, связанная с учебным процессом и социокультурной адаптацией иностранных студентов, ложится на плечи вузов, принимающих иностранцев для обучения [6]. Согласно официальным источникам статистических данных, в 2022 году число иностранных студентов в России выросло на 8,4% по отношению к 2021 году и составило 351 448 человек. Общее число иностранных студентов, получающих высшее образование в России, увеличилось за последние три года более чем на 36 тыс. Так, в 2021 году в России обучалось 324 тыс. иностранных студентов, в 2020 году - 315 тыс. [4]. По данным 2022 года Россия заняла шестое место по количеству иностранных студентов (6% от общества количества «мобильных

студентов») [3]. Тренды современного международного рынка образования подтверждают необходимость развития и разработки новых, инновационных методов привлечения иностранных студентов, чтобы выдерживать высокую конкуренцию на глобальном рынке образования, борьбу вузов за талантливых зарубежных абитуриентов [5].

Именно поэтому организация деятельности по работе с иностранным контингентом становится всё более актуальной в повестке деятельности российских вузов, и данная тема имеет особое значение.

Цель данной статьи - проанализировать структурные элементы международной деятельности вуза (на примере Пензенского государственного университета) и значимость института международного сотрудничества в условиях интернационализации, перспективы его развития в регионе.

Международная деятельность ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (далее - ПГУ) - это приоритетное стратегическое направление в развитии регионального вуза. Организационным обеспечением, сопровождением учебного и внеучебного процесса иностранных студентов занимается целая структура вуза - институт международного сотрудничества (далее - иМс). Его главной целью является координация международной деятельности

ПГУ. Основными задачами, которые выполняет ИМС для достижения цели являются: организационное обеспечение и сопровождение обучения и пребывания иностранных обучающихся; развитие международного межвузовского сотрудничества, осуществление взаимодействия ПГУ с зарубежными учреждениями и организациями; обеспечение реализации политики университета в области экспорта.

Руководителем ИМС является проректор по международной деятельности, который назначается приказом ректора ПГУ. В состав структуры входят: Управление международного образования; Управление международных связей; Кафедра «Русский язык как иностранный»; Российско-индийский культурный центр. Схема организационно-управленческой структуры и административных и функциональных связей иМС наглядно представлена на рис 1.

опираясь на данные, иМС выполняет ряд функций (рис. 2.).

Согласно статистистической отчетности Пензенского государственного университета в 2018 году в универси-

тет поступило 389 человек из 20 разных стран, в 2019 году количество поступающих увеличилось до 464 человек из 22 стран, в 2020 году вуз принял 648 абитуриентов из 34 различных стран, в 2021 году было принято 819 абитуриентов из 24 стран, а в 2022 году поступило 809 абитуриентов из 30 стран. На сегодняшний день, зачисленных в 2023 году насчитывается 1008 человек.

В общей численности студентов, обучающихся по программам высшего образования, иностранных студентов 2746 человек. Иностранный контингент студентов университета состоит из представителей 47 стран мира.

Представленные данные говорят о положительной динамике в изменении числа абитуриентов. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что университет пользуется привлекательностью среди иностранных граждан, а ИМС упорно работает над увеличением доли иностранных обучающихся. К ключевым характеристикам интернационализации ПГУ можно отнести: участие в международных выставках и проектах. В рамках гранта Министерства просвещения РФ реализован проект

Рис. 1. Организационно-управленческая структура ИМС [8].

«Разработка и реализация комплекса дополнительных образовательных программ по русскому языку и культуре для иностранных граждан на электронной образовательной платформе Russian Uni Link», период реализации: сентябрь-декабрь 2022 г. Основные достигнутые результаты проекта: разработана и запущена цифровая образовательная платформа для изучения РКИ для иностранных граждан (предусматривает 4 основных блока онлайн-курсов, объединяющих 20 образовательных программ, представленных в синхронной и асинхронной форме. Количество участников проекта - более 230 иностранных граждан. Также развиты международные партнерские связи и большой опыт международной академической мобильности. Пензенский государственный университет имеет 90 действующих соглашений и

Организационное обеспечение и сопровождение проживания иносгранныхсгудентон

договоров о сотрудничестве в сфере образования и науки с организациями 30 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия и др.).

Учебный процесс для иностранных граждан реализуется, в основном, на русском языке. Для повышения его уровня обучающимся доступны языковые курсы. Успешно продолжается реализация образовательных программ с использованием языка-посредника (английского) по таким специальностям, как - Лечебное дело, Стоматология, фармация и по направлениям магистратур - Экономика и филология. Для повышения уровня языковой компетенции ППС, задействованного в реализации образовательных программ с использованием языка-посредника (английского) на базе университета, реализуются языковые курсы по английскому языку [7].

Поддержка п сопровождение процессов [ [ ежду н ар о д н о го сотруд н иче сгв а

Рис. 2. Функции подразделений ИМС.

Многие российские вузы стремятся стать более конкурентноспособными на международной арене за счет привлечения иностранных студентов, что способствует развитию мультикультурной среды [2]. Несмотря на положительные тенденции развития международной деятельности вуза, существуют проблемы, на которые необходимо обратить внимание. В 2021 году было проведено авторское социологическое исследование «Профессиональная социализация и адаптация иностранных студентов в российских вузах» на базе Пензенского государственного университета и Пензенского государственного аграрного университета с целью выявления факторов и условий успешной адаптации иностранных студентов. Результаты исследования свидетельствуют о трудностях, с которыми сталкиваются иностранные студенты. очень важными становятся первые месяцы пребывания иностранного студента в России, они связаны с первым знакомством с российской культурой, попыткой говорить на русском языке с его носителями, с первыми трудностями межкультурного диалога [10]. Результаты исследования позволили выявить трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты при приезде в Россию с целью получения образования. По мнению большинства иностранных студентов (56,6% респондентов), самая главная трудность с которой они столкнулись - языковой барьер. Для каждого четвертого проблемой было общение (24,3% респондентов). У 7,4% иностранных студентов были проблемы с обучением, такие как разница в образовательных программах, требования и методы преподавания. На нехватку свободного времени указали 4,7% респондентов. Хотя в университете активно ведется политика адаптации студентов, несмо-

тря на все условия иностранцы все равно продолжают испытывать стресс в период обучения.

Таким образом, роль института международного сотрудничества в развитии вуза в условиях интернационализации высока. Его деятельность нацелена не только на повышение качества образовательного и научно-исследовательского процессов, но и на привлечение иностранных абитуриентов для повышения финансовой устойчивости за счет приема, на усиление позиций и повышение статуса вуза, на повышение уровня в мониторинге эффективности вузов Министерства науки и образования, на узнаваемость и конкурентоспособность ПГУ среди вузов региона. Разнообразие культур и наций, представленное в рамках международного сотрудничества, обогащает учебную среду и способствует формированию глобального образования, необходимого в современном мире.

References

[1] Bondarenko V.V., Zaugarov V.V., Seleznev P.S., Yudina V.A. The concept of improving university education for foreign students in the Russian Federation within the framework of the policy of "soft power" // Humanities: Bulletin of the Financial University. 2018. № 5. P. 6-18.

[2] Kiseleva V.M. Problems of adaptation of foreign

students in Russian universities (on the example of Perm State National Research University) // Sociocultural adaptation of foreign students in Russian universities: problems, solutions, best practices: Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Perm, December 08-09, 2021 of the year. - Perm: Perm State National Research University, 2022. P. 27-31.

[3] Mayer A. Russia ranked sixth in the world in terms

of the number of foreign students // Vedomosti dated 03/13/2024. // URL: https://www.vedomos-ti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossi-ya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (11.28.2023).

[4] Ministry of Education and Science of Higher Edu-

cation of the Russian Federation: official website. - Moscow. - Updated throughout the day. // URL: minobrnauki.gov.ru (11.28.2023).

[5] Olkhovaya T.A. Analysis of strategies of Russian universities to attract foreign students / T.A. Olkhovaya, A.R. Khemraeva, V.B. Paramonov // Modern problems of science and education. 2021. № 3. P. 24. - DOI 10.17513/spno.30802.

[6] Experience of Russian universities in involving foreign students in volunteer activities // URL: minobrnauki.gov.ru (12.01.2023).

[7] Self-examination report of Penza State University

for 2022 // URL: https://pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/ doki/2023/0tchet_za_2022.pdf (12.03.2023).

[8] Regulations on the Institute of International Co-

operation dated January 31, 2020 No. 01/21-04 // URL: https://ims.pnzgu.ru/files/ims.pnzgu. ru/pages/docs/polozhenie_ob_ims_2020.pdf (11.30.2023).

[9] Svechnikova Yu.A. Analysis of the conditions for

implementing university internationalization strategies / Yu.A. Svechnikova, J. Dean // Intercultural communication in the modern world: Collection of scientific articles based on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference of Foreign Students, Penza, February 17, 2021. - Penza: Penza State University, 2021. P. 244-248.

[10] Svechnikova Yu.A. Features of the socialization of foreign students in Russian universities // VIII Dylnovsky readings "Modern society in conditions of social uncertainty: theory and practice": Materials of the international scientific and practical conference, Saratov, February 12, 2021. - Saratov: Publishing house "Saratov Source", 2021. P. 261-264.

Список литературы

[1] Бондаренко В.В., Заугаров В.В., Селезнев П.С.,

Юдина В.А. Концепция совершенствования университетского обучения иностранных студентов в Российской Федерации в рамках политики «мягкой силы» // Гуманитарные науки: Вестник финансового университета. 2018. № 5. С. 6-18.

[2] Киселева В.М. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере Пермского государственного национального исследовательского университета) // Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах: проблемы, решения, лучшие практики: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 08-09 декабря 2021 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. С. 27-31.

[3] Майер А. Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов // Ведомости от 13.03.2024. // URL: https://www.vedomosti. ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (Дата обращения: 28.11.2023).

[4] Министерство образования и науки высшего образования РФ: официальный сайт. -Москва. - Обновляется в течение суток. // URL: minobrnauki.gov.ru (Дата обращения: 28.11.2023).

[5] Ольховая Т.А. Анализ стратегий российских университетов по привлечению иностранных студентов / Т.А. Ольховая, А.Р. Хемраева, В.Б. Парамонов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 24. - DOI 10.17513/spno.30802.

[6] Опыт Российских вузов по вовлечению иностранных студентов в добровольческую деятельность // URL: minobrnauki.gov.ru (Дата обращения: 01.12.2023).

[7] Отчет о самообследовании Пензенского государственного университета за 2022 г. // URL: https://pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/doki/2023/0tch-et_za_2022.pdf (Дата обращения: 03.12.2023).

[8] Положение об Институте международного сотрудничества от 31.01.2020 г. № 01/21-04 // URL: https://ims.pnzgu.ru/files/ims.pnzgu.ru/ pages/docs/polozhenie_ob_ims_2020.pdf (Дата обращения: 30.11.2023).

[9] Свечникова Ю.А. Анализ условий реализации стратегий интернационализации вуза / Ю.А. Свечникова, Ж. Дин // Межкультурная коммуникация в современном мире: Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции иностранных студентов, Пенза, 17 февраля 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. С. 244-248.

[10] Свечникова Ю.А. Особенности социализации иностранных студентов в российских вузах // VIII Дыльновские чтения «Современное общество в условиях социальной неопределенности: теория и практика»: Материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 12 февраля 2021 года. -Саратов: издательство «Саратовский источник», 2021. С. 261-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.