УДК 378.1
DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-147-158
Интегрированная методология адаптации образовательного процесса вуза к европейскому академическому сообществу
К. Ю. Королев, Н. Г. Ольховик
Планомерность и последовательность процесса интернационализации высшего образования определяется способностью вуза адаптировать собственную образовательную политику к международному академическому и профессиональному сообществу. Интегрированная методология адаптации всех направлений интернационализации позволит предупредить риски структурного и содержательного аспектов образовательной деятельности, препятствующие функционированию системы признания результатов обучения и переноса зачетных единиц, формированию готовности к активному участию обучающегося и самого вуза в академической мобильности и присутствию на международном рынке труда. Авторы исследования теоретически обосновывают процесс интернационализации вуза через определение путей адаптации к европейскому академическому сообществу, предлагают систему интегрированной методологии, которая на структурном уровне ориентирует образовательный процесс на достижение результатов обучения, универсальных для домашнего вуза и вуза-партнера, а в содержательном плане - на создание единой образовательной среды, адаптирующей обучающегося к зарубежному процессу обучения через применение идентичных и общепринятых в мировой практике подходов, методов и форм реализации учебных дисциплин [8]. Апробирование интегрированной методологии адаптации трех уровней высшего образования в Пензенском государственном университете выявило позитивный опыт в реализации совместных образовательных программ, академической мобильности в рамках бакалавриата и магистратуры и для отечественных, и для иностранных обучающихся. Статистические данные, полученные в ходе анализа процесса интернационализации ПГУ, определили необходимость пересмотра основ администрирования и обучения по направлениям подготовки в аспирантуре, что, по мнению авторов, возможно реализовать только на уровне государственных документов, регламентирующих третий уровень высшего образования.
Ключевые слова: интегрированная методология, интернационализация, результаты обучения, адаптирование к международному академическому сообществу, система признания результатов обучения и переноса зачетных единиц, риски процесса интернационализации.
© Королев К. Ю., Ольховик Н. Г., 2019
Для цитирования: Королев К.Ю., Ольховик Н.Г. Интегрированная методология адаптации образовательного процесса вуза к европейскому академическому сообществу // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 147-158. Б01: 10.30914/2227-6874-2019-12-147-158
Введение
Сегодня политику развития высшего образования в России определяют установки процесса интернационализации, которые регламентируются положениями, целями и задачами государственных программ в области образования: проект «5-100», инициированный в 2013 году. и начатый в 2017 году федеральный проект «Экспорт образования».
В целом можно говорить о том, что в последнее десятилетие реализуется целенаправленная политика перехода образовательных систем от изоляции к интеграции в мировое академическое и профессиональное сообщество путем адаптирования международных образовательных стандартов, систем и методов.
Проекты «5-100» и «Экспорт образования» во многом ориентированы на привлечение к участию в российском образовательном процессе зарубежного человеческого капитала, включая обучающихся, профессорско-преподавательский и научно-исследовательский состав университетов.
Данные векторы развития систем высшего образования в России сфокусированы на повышении привлекательности самого образовательного процесса, результатов обучения и квалификаций в контексте мирового академического сообщества [4], что подтверждается ключевыми установками упомянутых выше документов, а именно:
1) увеличение количества иностранных обучающихся в три раза к 2025 году;
2) повышение рейтинга отечественных университетов за счет научных публикаций и качества предоставляемых образовательных услуг;
3) внедрение в образовательный процесс вуза дисциплин и программ на иностранном языке;
4) создание сетей, партнерств, конгломератов и консорциумов с иностранными вузами.
Вместе с тем, остается открытым и методически не определенным вопрос интеграции российского студента в международное академическое сообщество и, впоследствии, в международное профессиональное пространство, который конкретизируется следующими проблемными ситуациями:
- сбалансированное соответствие результатов обучения по всем трем уровням высшего образования в отечественной и международной системах подготовки в вузе;
- единые квалификационные требования к специалистам в той или иной области профессиональной деятельности;
- готовность среднестатистического российского студента принимать полноценное участие в образовательном процессе на языке-посреднике;
- готовность профессорско-преподавательского состава отечественного университета реализовывать образовательные программы на языке-посреднике;
- межкультурные барьеры и пути их преодоления в коммуникации в образовательной среде;
- способность осознанного выбора программы в рамках академической мобильности.
Методология
Результатом процесса интернационализации высшего образования является интеграция обучающегося и самого вуза в глобальное академическое профессиональное сообщество, что подразумевает полноценное участие и обучающихся в образовательном процессе, и выпускников российского вуза на зарубежном рынке труда, и привлечение иностранных талантов в отечественные образовательные системы, а также реализацию взаимных, двусторонних образовательных программ в полном объеме [2; 3].
В данном контексте понятие «интеграция в международное академическое и образовательное пространство» подразумевает готовность вуза, его структурного, административного и преподавательского потенциала, предлагать и реализовывать возможности для обучающихся (российских и иностранных граждан) достигать те результаты обучения, которые будут универсальными и будут признаваться в любом профессиональном сообществе.
Отметим, что достижение универсальных результатов обучения - это многоаспектный процесс реализации образовательной политики вуза, который должен быть направлен на минимизацию следующих проблем, объективно существующих на настоящий момент в процессе интернационализации отечественной системы высшего образования:
- игнорирование механизма Болонского процесса, регламентирующего программы академической мобильности;
- реализация системы переноса зачетных единиц на основе сопоставления учебных планов (на уровне сравнения названий дисциплин, курсов, модулей), а не на основе результатов обучения;
- признание вузом уникальности собственных образовательных программ, их целей и содержания в рамках отдельных курсов, дисциплин и модулей;
- акцент на сравнении содержательного компонента образовательных программ, а не на результатах обучения в целом и по конкретным дисциплинам [1];
- низкий уровень готовности профессорско-преподавательского состава университета в целом к реализации образовательных программ на языке-посреднике [5].
Данные проблемы являются причиной некой резистенции российских студентов и преподавателей к активному участию в программах академической мобильности в силу психологических барьеров, определяемых неуверенностью в необходимости для своей профессиональной жизни опыта обучения или преподавания в зарубежном вузе, собственной ценности для международной академической среды и возможности саморазвития в процессе академического обмена.
С целью полноценной реализации принципов интернационализации высшего образования необходимо, на наш взгляд, заложить в основу процесса интеграции вуза в мировое академическое и профессиональное пространство интегрированную методологию, которая будет направлена на создание единой образовательной среды в отечественном высшем учебном заведении с целью формирования готовности к обучению в межкультурном пространстве, обмену преподавательским опытом, достижению универсальных для мирового рынка труда результатов обучения, минимизации рисков адаптации всех уровней высшего образования к международным педагогическим практикам подготовки будущего специалиста.
Интегрированная методология должна охватывать все уровни высшего образования (бакалавриат (специалитет), магистратуру и аспирантуру) в структурном и содержательном планах, то есть, во-первых, ориентировать образовательные программы на универсальность результатов обучения [7]; во-вторых, адаптировать обучающегося к зарубежной академической среде в самом процессе обучения посредством интеграции идентичных и общепринятых в мировой практике вузовской подготовки подходов, методов и форм реализации учебных дисциплин [9].
Отметим, что структурный аспект интегрированной методологии обусловлен привлечением в определение актуальных результатов обучения потенциальных работодателей будущих выпускников образовательных программ. Потенциальными работодателями выступают само государство, рынок труда, включая национальный и зарубежный, а также аккредита-ционные агентства, сертифицирующие образовательные услуги. Все вышеперечисленные заинтересованные стороны результатов образовательного процесса должны транспарентно и совместно формировать цели, задачи и устанавливать ориентиры образовательной политики вуза, что, несомненно, должно найти отражение в пересмотре и формулировании новых универсальных для мирового профессионального пространства квалификационных требований и трудовых функций по тем или иным специальностям и направлениям подготовки [10].
Содержательный аспект интегрированной методологии ориентирует сам принцип реализации образовательных программ на адаптацию к ценностям и достижениям мировых педагогических подходов в системе вузовской подготовки, безусловно, с сохранением собственной национальной специфики и ее продвижения и интеграции в зарубежные педагогические практики. Участие в реализации образовательных проектов Erasmus+ (Jean Monnet Modules, Chairs, Projects, Networks; Capacity building in the field of higher education) позволяет модернизировать систему высшего образования РФ за счет внедрения инновационных европейских достижений в области Болонского процесса, реформирования образовательных программ вузов, нивелирования межкультурных барьеров в коммуникации и создания благоприятных условий для российских и иностранных обучающихся.
Отметим, что десятилетний опыт активной интернационализации высшего образования в России принес ряд положительных результатов, особенно в рамках первого и второго уровней - бакалавриат (специалитет) и магистратура. Большое количество вузов заявили о реализации обучения по программам двойных дипломов, включенного обучения и тому подобное. Тем не менее третий уровень высшего образования - аспирантура - требует больших усилий с точки зрения адаптации к мировому академическому пространству в аспектах и результатов обучения и педагогических подходов к реализации образовательных программ. Ключевой проблемной ситуацией относительно интернационализации аспирантуры остается сбалансированность квалификаций кандидата наук и PhD, что влечет за собой и ужесточение требований к защите кандидатских диссертаций в ряде вузов, предпринявших попытку достичь соответствия данных квалификаций - представление научного исследования на двух языках, защита работы в разных ученых советах и тому подобное. Именно третий уровень высшего образования сегодня требует пересмотра структурных подходов и внедрения интегрированной методологии адаптации к мировому академическому и профессиональному сообществу.
Обсуждение результатов
Рассмотрим опыт Пензенского государственного университета (111 У) в реализации интегрированной методологии интернационализации вуза в структурном и содержательном аспектах.
Статистический анализ данных по процессу интернационализации вуза показывает достаточно позитивные и перспективные тенденции на сегодняшний день.
В частности, среди общей численности слушателей, обучающихся по программам высшего образования, иностранные студенты занимают 8,56 % (1676 человек). Количество иностранных обучающихся из стран СНГ
составляет 824 человека (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), из стран Дальнего зарубежья -852 человека (Афганистан, Вьетнам, Египет, Индия, Иордания, Индонезия, Ирак, Йемен, Кения, Китай, Кот-Д'Ивуар, Ливан, Мали, Монголия, Намибия, Нигерия, Сирия, Судан, Тунис, Турция, ЮАР).
При этом 1629 человек обучаются очно, 12 студентов - очно-заочно и 35 - заочно. На условиях общего приема обучается 815 студентов из стран ближнего зарубежья, а также 828 студентов из стран Дальнего зарубежья. По направлениям Министерства образования и науки РФ, в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», обучается 9 студентов из стран Ближнего зарубежья (Кыргызстан, Молдова, Таджикистан) и 24 студента из стран Дальнего зарубежья (Ботсвана, Йемен, Индонезия, Иордания, Ирак, Кения, Мали, Монголия, Палестина, Сирия, Чад, ЮАР).
Также на 2018 год в программах академической мобильности принял участие 291 студент ПГУ, включая семестровое обучение, краткосрочные стажировки, прохождение производственной практики за рубежом в рамках первого и второго уровня высшего образования (бакалавриата (специ-алитета для медицинских специальностей) и магистратуры).
Очевидно, углубление процессов интернационализации потребовало серьезных структурных изменений в методологии организации образовательного процесса. Центральным вопросом в ходе этих изменений стала система признания результатов обучения и переноса зачетных единиц.
В силу того, что на всем пространстве высшего образования в России отсутствуют на сегодняшний день единые квалификационные рамки с четко прописанными рекомендациями по осуществлению перезачета, в ПГУ был внедрен следующий механизм признания результатов и периодов обучения:
1. До начала периода обучения в рамках академической мобильности создается соглашение об обучении на основе сопоставления учебных планов, модулей и дисциплин с университетами-партнерами; формируется перечень дисциплин, модулей, курсов университета-партнера, результаты освоения которых подлежат признанию; назначаются координаторы академической мобильности, которые оказывают поддержку в процессе выбора дисциплин, модулей и курсов для достижения планируемых результатов обучения; перечень дисциплин согласовывается с руководителем образовательной программы (или заведующим кафедрой); все изменения в соглашении согласовываются с координаторами и руководителями образовательных программ.
2. После завершения обучения в рамках академической мобильности обучающиеся предоставляют в управление международных связей документы о результатах обучения в университете-партнере (копии соглашения об обучении, транскрипта, приказа о направлении на обучение по программе академической мобильности); издается распоряжение проректора по международной деятельности о признании результатов обучения и переносе зачетных единиц; руководители образовательных программ фиксируют академические достижения в зачетно-экзаменационных ведомостях и зачетных книжках обучающихся [6].
Содержательный аспект интегрированной методологии интернационализации образовательного пространства был реализован в ПГУ при сопоставлении учебных планов, модулей, дисциплин и курсов с университетами-партнерами на основе методологии результатов обучения, которая была направлена на анализ заявленных в российских ФГОС компетенций и навыков, достигаемых европейским вузом. Подобная интегрированная методология осуществления перезачета кредитных единиц на основе результатов обучения позволила адаптировать и сроки сетевых образовательных программ с целью сбалансирования содержания модулей, дисциплин, курсов и учебных планов ПГУ и зарубежных университетов-партнеров. В частности, в рамках бакалавриата и магистратуры по нескольким направлениям подготовки были установлены сроки академической мобильности, позволяющие наиболее эффективно достичь планируемые результаты обучения (табл.).
Сроки реализации сетевых образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами / Terms of implementation of network educational programmes with foreign partner universities
Университет / University Название / Title Уровень / Level Сроки реализации / Terms of Implementation
вуз-партнер / partner university ПГУ / PSU
Ланчжоуский городской университет (Китай) Меж дунаро дная экономика магистратура 1-й семестр 2-й, 3-й, 4-й семестры
Технический университет Лулео (Швеция) Информационные технологии аспирантура 2-й, 3-й год 1-й год
Гананьский педагогический университет (Китай) Педагогическое образование, профиль «Музыка» бакалавриат 1-й, 2-й, 3-й годы 4-й год
Европейский университет Фленсбурга (Германия) Иностранные языки и межкультурная коммуникация магистратура 2-й год 1-й год
Предложенная интегрированная методология адаптации образовательного пространства ПГУ к европейскому академическому пространству успешно действует среди российских студентов, принимающих участие в академической мобильности, а также применяется и в процессе реализации образовательных программ для иностранных обучающихся на языке-посреднике. Положительным примером может послужить формат прохождения и оценки учебных и производственных практик по специальностям «31.05.01 Лечебное дело» и «31.05.03 Стоматология» на основе методологии результатов обучения, а не локализации данной практики.
Вместе с тем, необходимо отметить и определенного рода несовершенства предлагаемой методологии адаптации уровней высшего образования в ПГУ к международному академическому сообществу, несмотря на доказанную эффективность данного подхода. В частности, академическая мобильность, партнерство, сотрудничество в рамках третьей ступени высшего образования (аспирантуры) представлено достаточно скудно -1 аспирант принимает участие в академической мобильности по направлению «Информационные технологии» c Техническими университетом Лулео (Швеция), хотя в 111 У на 2018 год заключено 124 соглашения с организациями из 36 стран о сотрудничестве в сфере образования и науки.
На наш взгляд, причина таких низких показателей академической мобильности среди аспирантов объясняется отсутствием единой квалификационной рамки, сопоставляющей результаты обучения в российской и зарубежной аспирантуре, а также трудовые функции и квалификации российской степени кандидата наук и ее европейского эквивалента -PhD или доктора наук.
Заключение
Развивающийся и перспективный процесс интернационализации отдельно взятого вуза и системы высшего образования России в целом должен быть ориентировать на интеграцию в международное академическое и профессиональное сообщество, которая подразумевает:
- планомерное и преемственное сотрудничество административного и учебного потенциала университета для внесения структурных и содержательных изменений в реализуемые вузом образовательные программы;
- определение методологии реализации академической мобильности и совместных образовательных программ как интегрированной и направленной на адаптацию структуры образовательного процесса и его содержания к ценностям и достижениям международного академического и профессионального сообщества;
- интегрирование в процесс интернационализации высшего образования методологии описания и сопоставления результатов обучения;
- принятие и признание в системе высшего образования универсальных для того или иного направления подготовки (специальности) результатов обучения вне зависимости от страны высшего учебного заведения.
Подобная интегрированная методологии адаптации к международному академическому и профессиональному сообществу может гармонизировать и минимизировать риски несоответствия образовательной политики вузов-партнеров и создать гибкую образовательную систему, привлекательную для отечественных и иностранных обучающихся.
Список литературы
1. Королев К.Ю. Признание результатов обучения и перенос зачетных единиц в рамках программ международной академической мобильности: опыт пензенского государственного университета // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 114-116. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=35604215 (дата обращения: 24.07.2019).
2. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 154-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32205506 (дата обращения: 24.07.2019).
3. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Национальная рамка квалификаций - концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. T. 20. № 6. С. 70-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35191282 (дата обращения: 24.07.2019).
4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Теоретические основы проектирования современных образовательных программ профессионального образования: международный опыт // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 67-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32855720 (дата обращения: 24.07.2019).
5. Barykin S., Kobicheva A. Logistical approach to universities integration in the Russian innovation economy, MATEC Web of Conferences, 2018, Vol. 170, 01020. DOI: 10.1051/matecconf/201817001020
6. Korolev K.Yu. International credit mobility for internationalization of higher technical education // International research conference 'Progress of Vehicles and Transport Systems - 2018' (Conference Proceedings). Volvograd, 2018. P. 319-321. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36488277 (дата обращения: 24.07.2019).
7. Adel H.M., Zeinhom G.A., Mahrous A.A. (2018) Effective management of an internationalization strategy: a case study of Egyptian-British universities' partnerships, International Journal of Technology Management and Sustainable Development. Vol. 17. № 2. pp. 183-202. DOI: 10.1386/tmsd.17.2.183_1
8. Marín Diana & Santacruz Liliana & Gómez Marta. (2012). A Proposal for A Blended Learning Methodology and How to Apply it With University Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 46. 5458-5462. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.457
9. Nery M.B.M. (2018). Science without borders' contributions to internalization of Brazilian higher education, Journal of studies in international education, Vol. 5-22, pp. 371-392. DOI: 10.1177/1028315317748526
10. Bedenlier S., Zawacki-Richter O., Kondacki Y (2018). Two decades of research into the internationalization of higher education: Major themes in the journal of studies in international education (1997-2016), Journal of studies in international education. Vol. 22. 2. DOI: 10.1177/1028315317710093
Статья поступила в редакцию 28.07.2019 г.; принята к публикации 21.08.2019 г.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Об авторах
Королев Константин Юрьевич
кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела сопровождения международных проектов Пензенский государственный университет, г. Пенза, ORCID ID: 0000-0001-7610-5018, SPIN-код (РИНЦ): 9430-2870, Scopus: 56658432600, [email protected]
Ольховик Наталия Геннадьевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, менеджер международных образовательных проектов Северо-западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, SPIN-код (РИНЦ): 3573-3788, Scopus: 638760, ORCID ID: 0000-0003-4476-6166,
Integrated methodology for adaptation
of higher education process to the European academic community
K. Yu. Korolev, N. G. Olkhovik
Regularity and consistency of higher education internationalization is defined by higher institution (HEI) capacity to adapt its educational policy to the international academic and professional community. The integrated methodology of adapting all trends of internationalization minimizes comprehensive and structural risks that may prevent from the proper functioning of credit mobility, learning outcomes recognition, ability of the student and higher education to participate actively in academic exchange and be present on the labour market. The researchers offer theoretical foundation of the methods to adapt to European academic community, design the integrated methodology. The proposed integrated methodology structurally refocuses the educational process to the learning outcomes, which could be universal for all partner universities, and switches the principles of higher education to the consolidated learning environment to adapt to overseas educational process through implementation of common European teaching and learning practices. Trialing the integrated methodology at Penza State University resulted in both positive and negative outcomes. The positive experience related to the realization of double-degree programs, academic mobility for domestic and foreign students of the 1st and 2nd cycles of higher education. Meanwhile, statistics obtained during internationalizing the Penza State University stated the urgent necessity to revise state regulatory documentation on the purpose of modernizing the administration and training processes at the 3rd cycle of higher education.
Keywords: integrated methodology, internationalization, learning outcomes, adaptation to the international academic community, ECTS and learning outcomes recognition, risks of internationalization.
Citation for an article: Korolev K.Yu., OlkhovikN.G. Integrated methodology for adaptation of higher education process to the European academic community. West - East. 2019, no. 12, pp. 147-158. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12147-158 (In Russ.).
References
1. Korolev K.Yu. Priznanie resul'tatov obucheniya i perenos zachetnykh edinits v ramkakh program akademicheskoi mobil'nosti: opyt penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Recognition of learning outcomes and credit transfer in the framework of international academic mobility programmes: a case of Penza State University]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: problemy vysshego obrazovaniya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, 2018, no. 3, pp. 114-116. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35604215 (accessed 24.07.2019). (In Russ.).
2. Muravyova A.A, Oleynikova O.N., Viktorova A.O. Internatsionalizatsiya obrazovatel'nykh program kak yadro vnutrennei internatsionalizatsii obrazovaniya [Internationalization of academic programmes as the core of the internal internationalization of education]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: problemy vysshego obrazovaniya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, 2017, no. 4, pp. 154-157. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32205506 (accessed 24.07.2019). (In Russ.).
3. Muravyeva A.A, Oleynikova O.N., Aksenova N.M. Natsional'naya ramka kvalifikatsyi -kontseptual'nye i metodicheskie osnovy v kontekste nereshennykh problem [National qualifications frameworks - conceptual and methodological principles in the context of unsolved issues]. Obra-zovanie i nauka = The Education and Science journal, 2018, vol. 20, no. 6, pp. 70-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35191282 (accessed 24.07.2019). (In Russ.).
4. Oleynikova O.N., Muravyova A.A, Aksyonova N.M. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya sovremennykh obrazovatel'nykh program professional'nogo obrazovaniya: mezhdunarodnyi opyt [Contemporary approaches to designing vet curricular - international practice]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2018, no. 1, pp. 67-79. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32855720 (accessed 24.07.2019). (In Russ.).
5. Barykin S., Kobicheva A. Logistical approach to universities integration in the Russian innovation economy, MATEC Web of Conferences, 2018, Vol. 170, 01020. DOI: 10.1051/matecconf201817001020
6. Korolev K.Yu. International credit mobility for internationalization of higher technical education. International research conference 'Progress of Vehicles and Transport Systems - 2018' (Conference Proceedings). Volgograd, 2018, pp. 319-321. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36488277 (accessed 24.07.2019).
7. Adel H.M., Zeinhom G.A., Mahrous A.A. (2018) Effective management of an internationalization strategy: a case study of Egyptian-British universities' partnerships. International Journal of Technology Management and Sustainable Development. Vol. 17. № 2. pp. 183-202. DOI: 10.1386/tmsd.17.2.183_1
8. Marín Diana & Santacruz Liliana & Gómez Marta. (2012). A Proposal for A Blended Learning Methodology and How to Apply it With University Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 46. 5458-5462. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.457
9. Nery M.B.M. (2018). Science without borders' contributions to internalization of Brazilian higher education, Journal of studies in international education, Vol. 5-22, pp. 371-392. DOI: 10.1177/1028315317748526
10. Bedenlier S., Zawacki-Richter O., Kondacki Y. (2018). Two decades of research into the internationalization of higher education: Major themes in the journal of studies in international education (1997-2016). Journal of studies in international education. Vol. 22. 2. DOI: 10.1177/1028315317710093
Submitted 28.07.2019; revised 21.08.2019.
All authors have read and approved the final manuscript.
About the authors Konstantin Yu. Korolev
Ph. D. (Economics), Associate Professor, Head of International Projects Department, Penza State University, Penza, ORCID ID: 0000-0001-7610-5018, SPIN-Kog (PHH^: 9430-2870, Scopus: 56658432600, [email protected]
Nataliya G. Olkhovik
Ph. D. (Pedagogy), Head of Foreign Languages Department, Manager of International Educational Projects, North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, Saint Petersburg, SPIN-Kog (PHH^): 3573-3788, Scopus: 638760, ORCID ID: 0000-0003-4476-6166, [email protected]