Научная статья на тему 'Роль и значение знаний при идентификации проблем по повышению эффективности управления отраслями промышленности'

Роль и значение знаний при идентификации проблем по повышению эффективности управления отраслями промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАДАЧА / ПРОБЛЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Л. П.

Статья посвящена вопросам повышения эффективности управления отраслями промышленности в РФ. Автором рассмотрена роль и значение знаний при идентификации проблем управления. Знание отечественного опыта управления в плановой экономике, может быть эффективно использовано в управлении отраслями промышленности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение знаний при идентификации проблем по повышению эффективности управления отраслями промышленности»

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Роль и значение знаний

при идентификации проблем по повышению эффективности управления отраслями промышленности

Статья посвящена вопросам повышения эффективности управления отраслями промышленности в РФ. Автором рассмотрена роль и значение знаний при идентификации проблем управления. Знание отечественного опыта управления в плановой экономике, может быть эффективно использовано в управлении отраслями промышленности на современном этапе.

Ключевые слова: задача, проблема, эффективность, управление, знания, идентификация.

Данная статья посвящена рассмотрению роли и значению идентификации проблем при разработке различных нормативных документов по управлению отраслями промышленности в Российской Федерации.

Изменение подходов к управлению отраслями промышленности (от плановых к рыночным) привело к тому, что руководители и специалисты всех уровней управления вынуждены в большинстве своем решать не задачи, а проблемы.

Решение задач и решение проблем имеют ряд принципиальных отличий.

Задачей называют ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причем алгоритм достижения конечного состояния от начального известен.

Для решения задач можно использовать имеющиеся знания.

Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения. Алгоритм достижения конечного состояния системы неизвестен. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем. Для решения проблемы необходимы новые знания [1].

Как показывает вся история «перестроечного периода» развития России, руководители государства, отказавшись от отечественного опыта и знаний, стремились найти новые знания в мировой практике управления государством в целом и промышленностью в частности. Но эти знания так и не дали положительного результата. Почему?

Одной из причин этого, по мнению автора, стало недостаточное внимание к анализу эффективности

Л. П. Ковалева,

ст. преподаватель кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

e-mail: lpkovaleva@mail.ru

принимаемых управленческих решений, утверждаемых в Постановлениях правительства РФ и других нормативных актах.

Примером данного утверждения может послужить ситуация с управлением легкой промышленностью в РФ.

За весь постсоветский период по легкой промышленности было принято большое количество нормативных документов на всех уровнях управления, однако улучшения дел в отрасли так и не произошло и не происходит.

Легкая промышленность в СССР, включающая в себя 18 подотраслей, была одной из ведущих отраслей. Доля ее продукции в совокупном (валовом) общественном продукте (СОП) страны в 1980 г. составляла около 25%, в 2009г. доля легкой промышленности в ВВП РФ составила менее 1%

Только в швейной промышленности СССР до начала перехода к рыночной экономике было более 780 швейных фабрик, которые входили в состав 129 объединений, созданием коллекций одежды занимались 17 Домов мод [2].

Все, что необходимо было делать в отрасли для ее эффективного развития, решалось на государственном уровне. Коллективы предприятий и люди, работающие на них, были защищены от различных потрясений. Перед руководителями министерств и ведомств ставились задачи, которые они должны были решать — именно задачи (по эффективному управлению).

Пути решения этих задач регламентировались в различных Постановлениях органов управления промышленностью на разных уровнях. В каждом постановлении определялась цель, которую должны были достичь предприятия при решении тех или иных задач.

Таблица 1

Анализ мер, принятых в Постановлении Совета Министров СССР № 165 (март 1982 г.)

Исполнительный орган Обязанности в рамках постановления Направления мероприятий и действий

Министерство легкой промышленности СССР (далее — ЛП СССР), Советы Министров союзных республик, Госплан СССР, Министерство внешней торговли, Государственный комитет СССР по профессиональнотехническому образованию, Министерство просвещения, Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС Разработать и осуществить мероприятия По ускорению их технического перевооружения, оснащению современным высокопроизводительным технологическим оборудованием и повышению эффективности его использования; по значительному улучшению условий труда рабочих; по дальнейшему внедрению научной организации труда; по внедрению прогрессивной бригадной формы организации и стимулирования труда; по усилению стимулирования коллективов, выполняющих плановые задания с меньшей численностью работающих, повышению эффективности использования фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; по определению номенклатуры и объемов основных видов технологического оборудования для предприятий ЛП, которое необходимо дополнительно закупить в 1982-1985 гг. в странах-членах СЭВ; по обеспечению совместно с базовыми предприятиями системы Министерства ЛП СССР комплектование профессионально-технических учебных заведений (в соответствии с потребностью этих предприятий) учащимися по профессиям рабочих текстильной, кожевенной, обувной и других отраслей ЛП и направление выпускников на указанные предприятия; по усилению ориентации учащихся средних общеобразовательных школ (при проведении работы по трудовому воспитанию ) по выбору профессий рабочих текстильной, кожевенной, обувной и других отраслей ЛП; по повышению с 1 марта 1982 г., впредь до введения новых тарифных ставок и окладов, должностных окладов отдельным категориям инженерно-технических работников производственных объединений и предприятий; по повышению рабочим, занятым в основных цехах (на участках) дополнительной оплаты труда за работу в ночное время; по предоставлению производственным объединениям и предприятиям системы Министерства ЛП СССР права: а) арендовать в 1982-1985 гг.у граждан жилые помещения для работников, прибывших из других населенных пунктов, с доплатой к ставкам квартирной платы, установленным местными Советами народных депутатов, но не более 10 руб. в месяц на одного работающего; б) относить затраты по перевозке рабочих и служащих к месту работы и обратно на расстояние более 3 км (в одном направлении) за счет себестоимости продукции

Советы Министров союзных и автономных республик, Исполкомы местных Советов народных депутатов Принять Неотложные меры по оказанию помощи производственным объединениям и предприятиям системы Министерства ЛП СССР в укомплектовании их рабочей силой

Возместить В 1982-1985 гг. производственным объединениям и предприятиям текстильной, кожевенной и обувной промышленности системы Министерства ЛП СССР задолженность за годы десятой пятилетки по выделению жилой площади, построенной за счет средств, переданных местным Советам народных депутатов на долевое участие в жилищном строительстве

Усилить внимание К вопросам дальнейшего улучшения жилищно-бытовых условий работников производственных объединений и предприятий текстильной промышленности системы Министерства ЛП СССР выделять для них в первую очередь жилье, места в детских дошкольных учреждениях, улучшать организацию общественного питания, торговли и бытового обслуживания

Освободить В виде исключения, производственные объединения, предприятия и организации текстильной, кожевенной и обувной промышленности системы Министерства ЛП СССР от передачи в 1982-1985 гг. исполкомам местных Советов народных депутатов и другим организациям, кроме Министерства обороны и строительных министерств, жилой площади в домах, строящихся для этих объединений, предприятий и организаций

Министерство ЛП СССР Разрешить Пристройку помещений к производственным и бытовым корпусам и строительство объектов вспомогательного назначения и инженерного обеспечения сметной стоимостью до 3 млн.рублей, а также строительство, расширение и реконструкцию столовых для действующих производственных объединений и предприятий

Госплан СССР Предусматривать Выделение ежегодно Министерству ЛП СССР капитальных вложений на строительство детских дошкольных учреждений в объеме 50 млн руб. и на строительство жилых домов в объеме 420 млн руб.

Министр ЛП СССР Использовать Право повышать в одиннадцатой пятилетке должностные оклады до 20% (в пределах планового фонда заработной платы этого Министерства) руководящим работникам и отдельным категориям главных специалистов производственных объединений и предприятий этого Министерства за обеспечение прироста производственных мощностей и выпуска дополнительной продукции за счет создания сети филиалов, участков и производств в районах, имеющих свободные трудовые ресурсы

Государственный комитет СССР по кинематографии, Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию Увеличить Выпуск фильмов и количество передач по радио и телевидению о работе передовых коллективов и новаторов производства текстильной и легкой промышленности, о научной организации труда и об опыте внедрения бригадной формы организации и стимулирования труда, а также кинофильмов и передач, направленных на повышение престижа профессий рабочих текстильной и легкой промышленности

В нормативных документах тех лет можно очень четко увидеть, что было необходимо для повышения эффективности работы легкой промышленности СССР и сохранения ее позиций, увидеть меры поддержки не только конкретных отраслей и предприятий, но и работающих в них людей.

Так, например, в марте 1982 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 165 «О дополнительных мерах по закреплению кадров в производственных объединениях и на предприятиях текстильной и некоторых других отраслях промышленности системы Министерства легкой промышленности».

Данное постановление было принято в целях улучшения условий труда в производственных объеди-

нениях и на предприятиях текстильной, кожевенной, обувной и других отраслей легкой промышленности, повышения эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечения выполнения задач по дальнейшему увеличению производства и повышению качества товаров народного потребления [3].

Анализ мер, принятых в Постановлении Совета Министров СССР представлен в табл. 1.

Из приведенных статей постановления видно, что практически все, происходящее внутри предприятий и вне его, было в центре внимания многих министерств и ведомств.

Это позволяло решать многие задачи отрасли, предприятий и работающих там людей.

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Таблица 2

Изменения объемов выпуска продукции по отраслям промышленности РФ 1990-1999 гг.

Отрасли промышленности Уд. вес выпуска продукции в 1999 г. к 1990 г., в %

Вся промышленность в том числе: 49,7

Электроэнергетика 75,7

Топливная 67,9

Черная металлургия 60,0

Цветная металлургия 57,2

Химическая и нефтехимическая 49,9

Машиностроение и металлообработка 43,0

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 42,5

Промышленность строительных материалов 35,2

Легкая 14,9

Пищевая 52,2

Решение этих задач, позволяло отрасли быть стабильной, рентабельной и привлекательной для трудоустройства многих.

Достаточно обратить внимание на усиление мер по строительству жилья и дошкольных учреждений, сразу все должно стать понятным. Более 30 коллег автора в период с 1976 по 1989 гг. получили квартиры в домах, построенных предприятиями легкой промышленности за счет собственных средств.

Постановление приведено достаточно подробно, для того чтобы можно было перейти к рассмотрению ситуации, сложившейся в управлении отраслью в последующие годы.

За годы перестройки, начиная с 1985 г., в промышленности страны произошли серьезные изменения, руководителями государства принимались решения, которые, как предполагалось, выведут многие отрасли на мировой уровень развитии.

Многие предприятия легкой промышленности были технически перевооружены, а руководители и специалисты прошли стажировку на предприятиях легкой промышленности Европы за счет средств государственного и местных бюджетов. Так, например, ЛПТШО «Большевичка» в период с 1987 по 1990 гг. было полностью технически перевооружено, было установлено современное швейное и раскройное оборудование из Германии, Швеции, Франции. Руководители, специалисты и даже швеи данного предприятия прошли обучение в Германии, Франции, Англии, и др. странах.

Однако при смене политического руководства страны с 1991 г. отрасль была практически полностью лишена государственной поддержки и защиты, были сняты ограничения по ввозу в страну импортного текстиля и одежды. Легкая промышленность не была готова к такой конкуренции.

Изменения объемов выпуска продукции по отраслям промышленности РФ в 1999 г. по отношению к 1990 г. представлены в табл. 2 (по данным статистических сборников, соответствующих годов).

К большому сожалению, руководители крупных предприятий легкой промышленности в 1990-е гг. не смогли вовремя сориентироваться в новых условиях. Руководители и специалисты предприятий не сумели воспользоваться теми идеями (новшествами), которые привозили из зарубежных командировок.

В отрасли стали возникать проблемы, превратившиеся впоследствии в системные:

• техническая и технологическая отсталость отрасли от мировых производителей текстиля и одежды;

• низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности;

• высокий удельный вес теневой экономики;

• отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров;

• социальная и кадровая проблема.

Сейчас принято рассуждать о том, что открыли границы России для импорта текстиля и одежды из других стран — и это плохо.

Но ведь открыли границы и для знаний, и для обучения (стажировки специалистов за рубежом, привлечение иностранных консультантов, организация работ по «давальческим схемам»).

В 1990-х гг. XX в. большое количество предприятий в разных странах (России, Белоруссии, Украины, Турции, Китая и др. стран), производящих текстиль и одежду работали с европейскими фирмами по давальческим схемам — на давальческих идеях, технологиях и сырье. Это было серьезной школой для этих предприятий. Сейчас многие европейские производители текстиля и одежды понимают, что научили и вырастили себе конкурентов (например, китайцев, и др.). И это стало серьезной проблемой для европейских производителей.

Многие отечественные предприятия отрасли работали также с иностранными консультантами из Европы (программы TACIS), Азии (Японии (ЯЦП СЭР)) и др.

TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) — программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ (организована в

1991 г.). Программа предоставляет гранты для передачи ноу- хау странам СНГ. Ноу-хау передается в форме оказания консультаций, направления групп экспертов, проведения исследований и профессиональной подготовки, путем создания правовой и нормативной базы, экспериментальных проектов. Управление программой TACIS в России осуществляется совместно Европейским Союзом и российским правительством [4].

Японский центр производительности (ЯЦП) — неправительственная организация, созданная в 1955 г., действующая с целью внедрения в деятельность промышленных предприятий трех принципов: практика пожизненного найма, совместные консультации с руководством компаний, распределение эффекта между всеми участниками. Реализация этих принципов вывела Японию на ведущее место в мировом производстве [5].

В России специалисты ЯЦП начали работать в

1992 г. Цель — оказание содействия российским эконо-

Таблица 3

Типы и характеристика проблем

Типы проблем Характеристика Особенности Основные критерии успешного решения проблем

Закрытые Имеют единственное правильное решение. Они касаются в основном восстановления или сохранения статус-кво Носят закономерный характер; их можно решить, применяя систематизированные методы решения проблем; на эти проблемы не оказывают влияния люди, исследующие их, и они действительно имеют правильное решение; знаний и квалификации работника, занимающегося проблемой, бывает достаточно для ее решения; обязанности, которые требуется выполнять для решения таких проблем, обычно входят в компетенцию лица, ответственного за их решение, и руководства предприятия; однажды найденные и претворенные в жизнь решения являются очевидными и, как правило, действенными Использование системных методов решения проблем; компетенция человека, занимающегося решением конкретной проблемы

Открытые Имеют множество вариантов возможного решения, но правильное решение — это то, которое хотят принять люди. Проблемы данного типа связаны главным образом с повышением эффективности и качества Связаны в большой степени с отношениями и мнениями, а не с техническими аспектами; это в основном слабоощутимые проблемы, их сложно «прощупать»; в них находят отражение человеческие ценности, мнения и мысли людей; вопросы, которыми задаются при решении этих проблем, не имеют определенных правильных ответов; знания и квалификация, необходимые для решения проблемы не соответствуют компетенции специалиста, занимающегося ею; решение определяется в результате процесса поиска решения; применение методов решения закрытых проблем к открытым проблемам однозначно ухудшает ситуацию Признание того, что возможно множество решений, а правильным является то, которое будет действенным и в эффективность которого поверит большинство людей, связанных с данной проблемой. Это может быть достигнуто только посредством реального вовлечения в процесс решения проблемы тех работников, которым предстоит внедрить решение и которые действительно намерены сделать это. Изменение системы вознаграждения. Поведение людей, их отношение к делу определяются существующей системой вознаграждение за труд. Для изменения поведения людей необходима замена ее такой системой вознаграждения, которая приведет к желаемому поведению

мическим реформам на основе межправительственного соглашения между Россией и Японией.

Руководители отраслей и предприятий в России вынуждены были соглашаться на такое консультирование и оплачивать работу зарубежных консультантов. В частности, в качестве оплаты выступала персональная информация предприятий — о потребителях, конкурентах, поставщиках, финансах. Стоило ли это делать? Как показало время — не стоило.

Во-первых, производство по давальческим схемам и работа с иностранными консультантами не защитили легкую промышленность РФ и почти ничему не научили. Огромное количество предприятий отрасли прекратило свою деятельность, многие сократили объемы производства в несколько раз. На месте крупных предприятий появилась огромная масса мелких фирм (с 3000 до 14000), которые не могут достойно конкурировать с мировыми производителями [6].

Текстильное и швейное производство составляют 75% выпуска продукции, а производство кожи, изделий из кожи и обуви — 25% [7]. Лишь только некоторые предприятия отрасли, очень условно, можно считать успешно прошедшими период перестройки.

Во-вторых, в начале 1990-х гг. усилиями российского и японского центров производительности труда на ряде швейных отечественных предприятий удалось запустить механизм (использование трудовых и социальных технологий из Японии), повышающий эффективность труда. Интерес к японским методам организации и управления существенно возрос. Ожидалось, что такие новации значительно повысят эффективность производства данных предприятий, а также помогут выжить в российских, далеко не благоприятных экономических и социально-политических условиях. Но чуда не произошло. Попытки консультантов ЯЦП СЭР на модельных российских предприятиях в большинстве своем не увенчались успехом.

В-третьих, в 2003 г. Европейской счетной палатой (ЕСП) была проведена оценка эффективности реа-

лизации Еврокомиссией в России проектов в рамках программы TACIS. Была сделана оценка того, что работа является в целом неудовлетворительной. При реализации 12 из 29 проектов TACIS поставленные цели не были достигнуты в полном объеме, и только по пяти проектам был получен искомый результат. Это показывает, что эффективность использования фондов TASIS в России была очень низкой. Главной причиной, по которой эффективность реализации в России проектов TACIS не могла быть оценена положительно, эксперты считают недостаточную степень коммуникаций между Еврокомиссией и российскими органами власти. В частности, в ряде случаев российской стороной принималась помощь, в которой она не нуждалась [8].

Количество проблем в отрасли не уменьшалось, они не решались, а усложнялись. Это привело к тому, что ни одна из проблем до конца так и не решена уже более чем за 20 лет, прошедших с момента их возникновения. Только после многочисленных обращений руководителей предприятий к руководителям государства, правительство стало разрабатывать определенные меры по восстановлению отрасли.

Но теперь Правительство РФ должно разрабатывать и принимать управленческие решения не по решению задач, а управленческие решения — по решению проблем.

Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.

Существуют два вида проблем, оказывающих влияние на эффективность и качество деятельности организаций (см. табл. 3) [9].

Правильная постановка проблемы невозможна без определенных знаний и глубокого анализа прошлого и настоящего положения дел в организации управления отраслями и предприятиями. Существуют различные методы идентификации проблем (см. табл. 4).

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы идентификации проблем

Метод Применение Особенности

Анализ слабых сторон Проверка возможных областей появления проблем Использование различных контрольных листков и опросников, проведение мозгового штурма, в том числе по методу номинальных групп

SWOT-анализ Определение сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз для него: включение повышения эффективности в стратегические планы предприятия SWOT-факторы определяются общими усилиями (мозговой штурм), взвешивают и вырабатывают альтернативные бизнес-стратегии (стратегии в области эффективности)

Анализ хозяйственного портфеля Концепция усилий по повышению эффективности на самых «многообещающих продуктах Продукты группируют в соответствии с их жизненным циклом и показателями с целью достижения сбалансированной продуктовой структуры

Анализ Парето Определение приоритетов действий на основе одного параметра Группировка объектов в соответствии с одним параметром; Определение тех 20% продуктов, которые обеспечивают 80% продаж

Анализ чувствительности Определение того, какие действия приводят к наилучшему результату В наборе параметров изменяют один, оставляя другие постоянными, и вычисляют его влияние на результат

Анализ поля сил Выявление движущих и сдерживающих сил в организации Выявление движущих и сдерживающих сил, как правило, с помощью мозгового штурма и оценка их относительной значимости. Анализ устранения сдерживающих сил и усиления движущих

После того как проблемы идентифицированы, и приоритеты в действиях определены, требуется более детальный анализ проблемных областей. Его можно осуществить различными методами (например, функционально-стоимостный анализ, исследование методов работ, оценка работ и т. д.).

Анализируя различные постановления правительства и то, что происходит в отраслях промышленности РФ (в том числе легкой), можно сделать вывод — одни и те же проблемы отраслей (финансирование, таможенное регулирование, защита рынка, кадровые и социальные) из года в год переписываются из одного нормативного документа в другой, только формулируются по-разному.

Еще в 1999 г. первый заместитель министра экономики РФ А. Свинаренко сказал о том, что легкая промышленность — самая приватизированная в стране, поэтому поиск инвесторов — задача собственников, а государство должно создавать условия, повышающие инвестиционную привлекательность предприятий [10].

Прошло более 10 лет, и теперь заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ О. Кащеев говорит о том, что: «Развитие отрасли легкой промышленности, и кожевенно-обувной промышленности как ее подотрасли, должно осуществляться в рамках эффективного частно-государственного партнерства» [11]. По сути, речь идет об одном и том же, но с интервалом в 10 лет.

В сентябре 2009 г. Приказом Минпромторга № 853 утверждены:

• Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.

• План мероприятий по реализации стратегии. Предусматривается переход экономики отрасли на

новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления [7].

В данном документе анализируются все те же системные проблемы легкой промышленности и причины их возникновения, которые возникли в отрасли почти 20 лет назад.

Решить обозначенные проблемы, пока не удается и причины могут быть следующие:

• проблемы недостаточно четко идентифицированы;

• нет специалистов для их решения;

• не хватает знаний по решению обозначенных проблем.

Участники XIV Петербургского Международного экономического форума, который проходил в Санкт-Петербурге 17-19 июня 2010 г. дружно говорили о том, что нужны новые знания и еще раз новые знания, причем новые знания для россиян. Нужны новые знания, которые помогут решать накопившиеся проблемы.

Знания только зарубежного опыта управления или все-таки собственного, отечественного, активно позаимствованного другими странами в СССР?

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при отказе от существующих подходов к управлению промышленным комплексом страны в СССР, на смену системному решению задач по повышению эффективности пришло бессистемное решение недостаточно четко идентифицированных проблем. Это произошло из-за разрушения системы передачи знаний и просто потери знаний, прошлых отечественных (плановых) подходов к решению задач по управлению промышленными отраслями и предприятиями, которые для многих молодых специалистов в настоящее время могут стать новыми знаниями для идентификации и решения проблем.

Список использованных источников

1. http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Справочник предприятий и организаций СССР/Под ред. Ф. Ф. Бездудного. СПб.: РМР ЛПО «Вибратор», 1991.

3. Постановление Совета Министров СССР № 165 «О дополнительных мерах по закреплению кадров в производственных

объединениях и на предприятиях текстильной и некоторых других отраслях промышленности системы Министерства легкой промышленности», март 1982.

4. http://www.kcn.ru/tat_ru/science/funds/tacis.htm

5. http://simple-economics.ru/term/7118.

6. Л. П. Ковалева. Границы открыли не только для товаров, но и для обучения//ЛегПромБизнес, № 8, 2006.

7. http://www.rostest.ru/news/detail.php.

8. http://www.business.su.

9. Productivity and Quality Management. Editer by Joseph Prokopenko and Klaus North. International Labour Organization, 1996

10. А Свинаренко^//Швейная промышленность, № 2, 1999.

11. О. Кащеев. Развитие легкой промышленности должно осуществляться в рамках частно-государственного партнерства// ЛегПромБизнес, № 5, 2009.

Role and value of knowledge at identification of problems on increase of a management efficiency by industries L. P. Kovaleva, Item the teacher, faculty of management, The St.-Petersburg state university of technology and design.

The article discusses issues related to improving management efficiency of branches of industry in the Russian Federation. The paper analyses the role of knowledge in identification of managerial problems. The article argues that knowledge and experience of management of branches of industry acquired during the Soviet period of planned economy is relevant and can be effectively used in managing branches of industry in the conditions of a market economy.

Keywords: task, problem, efficiency, management, knowledge, identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.