Научная статья на тему 'Некоторые особенности регулирующего воздействия государственной кластерной политики на модернизацию предприятий текстильной отрасли легкой промышленности'

Некоторые особенности регулирующего воздействия государственной кластерной политики на модернизацию предприятий текстильной отрасли легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / CLUSTER / CLUSTER POLICY / PRODUCTION RELATIONS / MODERNIZATION / ENTERPRISE OF LIGHT INDUSTRY / COMPETITIVENESS / INVESTMENT PROJECT / REGULATORY IMPACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаринов Александр Владимирович

Отечественная легкая промышленность на современном этапе характеризуется как депрессивная низкорентабельная отрасль обрабатывающей промышленности с малой инвестиционной привлекательностью. Государственная экономическая политика в области поддержки развития легкой промышленности представляют собой комплекс законов, Постановлений Правительства РФ, мероприятий, проводимых Министерством промышленности и торговли РФ. Правительство РФ создало возможности для предприятий отрасли в льготном кредитовании, субсидировании как уплаченных процентов по кредитам, так и капитальных затрат, стимулировании спроса и им-портозамещения. В настоящей статье рассмотрены возможности развития легкой промышленности РФ при использовании предоставленных возможностей государственной кластерной политики, направленной на модернизацию предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жаринов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE FEATURES OF THE REGULATORY IMPACT OF PUBLIC POLICIES ON THE CLUSTER UPGRADING ENTERPRISES OF TEXTILE INDUSTRY

Domestic light industry at the current stage is characterized as a depressive manufacturing industry with low investment attractiveness. Government economic policies to support the development of light industry represent a set of laws, resolutions of the Government of the Russian Federation, activities undertaken by the Ministry of industry and trade of the Russian Federation. The Russian Government has created opportunities for the industry in preferential loans, as grant paid interest on loans and capital cost, stimulate demand and import substitution. This article describes the possibilities of development of the light industry of the Russian Federation, the options available when you use the cluster state policy aimed at the modernization of the industry.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности регулирующего воздействия государственной кластерной политики на модернизацию предприятий текстильной отрасли легкой промышленности»

Жаринов А. В.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. Отечественная легкая промышленность на современном этапе характеризуется как депрессивная низкорентабельная отрасль обрабатывающей промышленности с малой инвестиционной привлекательностью. Государственная экономическая политика в области поддержки развития легкой промышленности представляют собой комплекс законов, Постановлений Правительства РФ, мероприятий, проводимых Министерством промышленности и торговли РФ. Правительство РФ создало возможности для предприятий отрасли в льготном кредитовании, субсидировании как уплаченных процентов по кредитам, так и капитальных затрат, стимулировании спроса и им-портозамещения. В настоящей статье рассмотрены возможности развития легкой промышленности РФ при использовании предоставленных возможностей государственной кластерной политики, направленной на модернизацию предприятий отрасли.

Ключевые слова. Кластер, кластерная политика, производственные связи, модернизация, предприятие легкой промышленности, конкурентоспособность, инвестиционный проект, регулирующее воздействие.

Zharinov A.V.

SOME OF THE FEATURES OF THE REGULATORY IMPACT OF PUBLIC POLICIES ON THE CLUSTER UPGRADING ENTERPRISES OF TEXTILE INDUSTRY

Abstract. Domestic light industry at the current stage is characterized as a depressive manufacturing industry with low investment attractiveness. Government economic policies to support the development of light industry represent a set of laws, resolutions of the Government of the Russian Federation, activities undertaken by the Ministry of industry and trade of the Russian Federation. The Russian Government has created opportunities for the industry in preferential loans, as grant paid interest on loans and capital cost, stimulate demand and import substitution. This article describes the possibilities of development of the light industry of the Russian Federation, the options available when you use the cluster state policy aimed at the modernization of the industry.

Keywords. Cluster, cluster policy, production relations, modernization, enterprise of light industry, competitiveness, investment project, regulatory impact.

В настоящее время кластер как явление хорошо изучен, произведена систематизация кластеров, описана методология их выявления, описано многообразие факторов, влияющих на зарождение и разви-

ГРНТИ 06.56.21 © Жаринов А.В., 2018

Александр Владимирович Жаринов - кандидат экономических наук, соискатель кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. +7-921-949-12-88. Е-mail: zharinov.alex@mail.ru. Статья поступила в редакцию 20.11.2018.

тие кластеров. Кластер нашел свое место в классификации форм пространственной организации производства. Описана и доказана роль кластера в конкурентоспособности и эффективности производства. Разработанные методики в кластерной концепции позволяют выявить кластер, его идентифицировать, выявить вертикальные и горизонтальные связи, а иногда и четко определить границы. Тем не менее, методологии создания этого явления не существует.

В работах М.Портера, а также его последователей прослеживаются общетеоретические рассуждения, основанные на эмпирических исследованиях функционирования многих различных кластеров, выявленных в странах со сложившимся рыночным механизмом управления экономикой. Необходимо отметить, что изучался опыт только успешных кластеров. В результате проведенных исследований кластеров выявлены следующие обстоятельства: случайность как первопричина возникновения и успешного развития кластера; различные предпосылки их возникновения; высокая роль государственной и местной власти; различные, практически уникальные формы взаимодействия всех участников кластера; отсутствие типичных признаков и свойств во взаимодействии участников кластера; границы кластера не всегда совпадают с административными границами; общее стремление всех участников кластера выжить в конкурентной борьбе, используя любые методы (в т.ч. личные взаимоотношения); стремление наиболее эффективно использовать ресурсы; формирование и становление кластера происходило долгие годы.

Из вышеописанного, очевидно, что неопределенность и размытость формулировок, а так же строгая индивидуальность являются определяющими аспектами концепции кластеров. Сам М. Портер даёт следующее определение: «Кластер или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга, ... кластеры представляют собой четкий способ упорядочения экономических показателей для исследования региональной экономики» [6, с. 258, 262]. Иными словами, Портер относит кластер к субъектам региональной экономики, как форму организации производства.

На сегодня, из-за нечеткости определения понятия кластер в экономической литературе, существует более десятка определений кластера. Ученики и последователи Портера вносили и вносят в это понятие все больше размытости. Дефиниция термина и самого объекта исследования приобрели философский смысл. Кластерами стали называть все, что имеет пространственно-отраслевые характеристики концентрации производства. При этом, по нашему мнению, создание любых форм пространственной организации производства является важнейшей задачей новой промышленной политики РФ.

Кластер как явление формируется стихийно на протяжении многих лет. Выбор пространственного расположения кластера и его участников зависит от наличия и качества местных ресурсов. При этом фактор случайности возникновения кластера крайне высок. В процессе зарождения кластеров многие предприниматели, в поисках «наиболее эффективной комбинации» (по В.В. Леонтьеву [3]), потратили свои силы и средства впустую, т.е. разорились. Портер признает, что нет никакой гарантии ни в развитии кластера, ни в сохранении его конкурентоспособности [6, с. 310]. Т.е. мы можем наблюдать и исследовать только те кластеры, участники которых - успешные предприятия. При этом, очевидно, что их успех не основан на глубоком планомерном изучении географических особенностей региона и его ресурсов, планировании, моделировании, применении специальных знаний о преимуществах кластера. Иными словами, в результате естественного эволюционного отбора, появилась эффективная комбинация производственных связей, получившая название кластер. Определить эффективность такого развития невозможно, т.к. статистика объёмов инвестиций в разорившиеся предприятия не ведется.

Как известно, конкурентоспособность основана на предложении товара по минимальной цене при качестве, которое удовлетворяет потребителя. В цепочке создания конкурентоспособной цены продукции легкой промышленности находятся предприятия сельского хозяйства, животноводства и звероводства, предприятия нефтехимической отрасли, текстильные предприятия, швейные предприятия, предприятия кожевенные, меховые, обувные, предприятия по производству фурнитуры. Кроме того, важным элементом сбыта продукции являются предприятия торговли. Как известно, основную и наибольшую долю затрат в себестоимости готовой одежды и домашнего текстиля занимает стоимость тканей. Снижение себестоимости производства тканей и текстильных изделий возможно при сниже-

нии затрат на сырье, энергоносители и повышении производительности труда, что снижает долю затрат на заработную плату.

Эту задачу можно решить только при глубокой модернизации существующих предприятий или создании новых современных предприятий, при этом максимальное количество технологических производственных операций и переходов должны быть территориально приближены друг к другу, т.е. использовать кластеризацию. Кроме того, в цепочке создания конкурентной стоимости продукции существуют хозяйственные связи с поставщиками, которые находятся далеко за пределами региона и даже страны. Так, рассматривая возможности создания кластера легкой промышленности, мы обнаруживаем, что необходимое оборудование и сырьё не производится и не выращивается в РФ. Значит, ни федеральные власти, ни местные на процесс снижения себестоимости в части сырьевой составляющей, производительности труда, т.е. создания конкурентоспособной продукции, в значительной степени повлиять не могут.

При инвестировании государством в модернизацию и создание необходимых предприятий, где государство, в силу закона, будет основным бенефициаром, появляется проблема с эффективным управлением проектами. Принято считать, что государство не всегда является достаточно эффективным менеджером, кроме того, это противоречит либеральным основам промышленной политики государства. Используя опыт создания ТПК (территориально-производственный комплекс), необходимо на уровне Правительства РФ анализировать всю цепочку создания стоимости конечной продукции. Выявлять «узкие места» и инвестировать в проблемные и «ключевые» предприятия этой цепочки с целью увеличения производительности и снижения себестоимости. При этом, конечно, необходимо учитывать и стоимость инвестиций и энергоэффективность, т.е. производить научное технико-экономическое обоснование (ТЭО).

Для существенного роста производства в отраслях легкой промышленности необходимо осуществить глубокую модернизацию основных средств производства и (или) создание новых, в первую очередь предприятий текстильной отрасли. Модернизация позволит: увеличить производительность, снизить издержки, увеличить конкурентоспособность и увеличить объемы производства и продаж. Конкурентоспособные отечественные ткани увеличат загрузку швейных предприятий, что приведет к росту производства по всей цепочке предприятий, задействованных в производстве одежды, белья, трикотажа и т. п.

Проблема модернизации текстильных предприятий заключается в первую очередь в отсутствии собственного источника финансирования [2]. При существующей максимальной рентабельности текстильных предприятий в 4-5%, накопить средства на модернизацию или на создание новых производств невозможно, даже при инфляции в 4%. Текстильное производство высоко капиталоемкое, кроме того оборудование не производится ни в РФ, ни в странах СНГ, ни в странах ЕврАзЭС.

Примером уровня капиталоемкости текстильного производства могут быть следующие данные: для увеличения объемов производства в 2,5-3 раза ниток швейных, с объемом производства около 2,5 млрд руб. в год, необходимо инвестировать от 8 до 10 млрд руб. При таком объеме производства импортозависимость снизится не более чем на 25-30%, а доля отечественной продукции на рынке РФ составит не более 50%. Кредитные ресурсы на модернизацию не доступны по следующим причинам:

1. Отсутствие (недостаток) ликвидного залогового обеспечения. Проблема усугубляется при желании расширения производственного аппарата, т.е. когда сумма капитальных вложений превышает существующую стоимость предприятия.

2. Ставки по кредитам, даже при субсидировании части уплаченных процентов, больше существующей рентабельности предприятия. Кроме того, субсидирование возможно только после того, когда проценты уплачены.

3. Сроки окупаемости проектов по глубокой модернизации и строительству новых предприятий -не менее 8 лет. При этом риски ЦБ РФ оценивает, как высокие, следовательно, банки не рискуют кредитовать текстильные предприятия на длительный срок, тем более в условиях западных санкций.

Государственная поддержка в настоящее время, несмотря на предоставление субсидий и займов, не оказывает существенного регулирующего воздействия на увеличение темпов роста производства текстильной отрасли по следующим причинам:

1) в части предоставления госгарантий: в качестве обеспечения возможно получить госгарантий всего на 25% [7] от инвестиционных расходов, при этом инициатор должен изыскать не менее 20%

собственных средств или средств частных соинвесторов, а 80% могут быть заемными. О проблемах получения кредитных средств мы говорили выше;

2) Фонд развития промышленности установил максимальную сумму предоставляемых займов в 500 млн руб. под 5% годовых. Ставка привлекательная, но сумма и сроки (60 месяцев) не коррелируют с потребностями и окупаемостью инвестиционных проектов. Кроме того, займы должны быть обеспечены залогом аналогично требованиям банков [5].

Государственная кластерная политика нацелена на увеличение объемов производства всех отраслей промышленности, на увеличение эффективности предприятий, увеличение занятости и снижение импортозависимости [1]. В целях реализации этой политики издаются законы, постановления, формируются программы на уровне министерств и региональных правительств. Заслуживают особого внимания Постановления Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 и от 28.01.2016 № 41 [9, 8], в которых предусмотрена возможность государственного субсидирования до 50% капитальных затрат на модернизацию или создание нового промышленного предприятия, при создании промышленного кластера.

При рассмотрении этих документов, для понимания их регулирующего воздействия на предприятия легкой промышленности, необходимо отметить, что для производства конечной продукции легкой промышленности (одежда, обувь и пр.), в цепочке ее создания должны быть задействованы предприятия не менее 6 отраслей, из разных федеральных округов. И необходимо выполнить условие этого Постановления о продаже 20% произведенной продукции участникам кластера, кроме того, необходимо задействовать (включить в состав кластера) не менее десяти промышленных предприятий отрасли. Совместить интересы всех предприятий, чтобы продукция на прилавках была конкурентоспособной, задача очень сложная. При этом необходимо подчеркнуть, что действующие предприятия и без формального объединения в кластер взаимодействуют друг с другом уже многие годы. Т.о. для получения государственного софинансирования инвестиционного проекта необходимо создать управляющую компанию, оформить целый ряд документов, заключить ни к чему не обязывающие соглашения, отслеживать объемы поставок внутри кластера, регулярно составлять для министерства специальные отчеты.

Парадокс в том, что для увеличения конкурентоспособности предприятий (поставлена цель увеличения производства импортозамещающей продукции) объединённых в кластер, необходимо создать затратную для участников управляющую надстройку, что, в общем-то, является элементом снижения конкурентоспособности. Для представления о том, что в представлении Постановления Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 является межрегиональным кластером отрасли легкой промышленности, на рисунке приведена его схема. Да, безусловно, Правительство РФ дает возможность получить государственную поддержку и в части капитальных расходов, и в части субсидирования процентных ставок по кредитам. При этом условия предоставления такой финансовой помощи крайне забюрократизированы.

Помимо этого, участники кластера должны выполнять условия, определяющие признаки кластера в изложении рассмотренных постановлений Правительства РФ. Обязаны поставлять свою продукцию другим участникам, без учета рыночной конъюнктуры, а инициаторы инвестиционного проекта должны взять на себя обязательства выполнения установленных, существенных показателей инвестиционного проекта, а в случае отклонения на 15-30% от запланированных параметров, вернуть государственные субсидии.

Т.о. успешная реализация капиталоемких инвестиционных проектов текстильной отрасли в рамках кластерной политики, описанной в вышеуказанных Постановлениях Правительства, зависит от таких факторов как конъюнктура рынка, совпадение интересов собственников не менее десяти промышленных предприятий на протяжении как минимум 5 лет, неизменная фискальная политика государства на те же 5 лет и наличие бюджетных ассигнований на субсидирование (софинансирование) инвестиционных проектов и уплаченных процентов по привлеченным кредитам. Исходя из сказанного, мы пришли к выводу, что существующая кластерная политика государства, с учетом всех постановлений и решений, не оказывает существенного регулирующего воздействия на развитие текстильной отрасли легкой промышленности РФ.

Рис. Принципиальная схема кластера легкой промышленности ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/Gos._prog-гашша_КБ (дата обращения 15.11.2017).

2. Жаринов А.В. Идентификация актуальных проблем развития ниточной отрасли // Экономические науки. 2013. № 3 (100). С. 112-117.

3. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.

4. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493.

5. Официальный сайт Фонда развития промышленности РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-novye-standarty-finansirovaniya-frp.pdf (дата обращения 11.05.2018).

6. Портер М. Конкуренция. М.: ИД «Вильямс», 2002. 496 с.

7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 (ред. от 01.02.2018) «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

8. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41(ред. от 06.10.2017) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

9. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.