Научная статья на тему 'Роль и значение центров занятости населения при трудоустройстве безработных'

Роль и значение центров занятости населения при трудоустройстве безработных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1048
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТНЫЕ / КЛИЕНТЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УСЛУГИ / ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кычкина Вера Геннадьевна, Борисова Ульяна Семеновна

Данная статья посвящена роли и значению Центров занятости населения при трудоустройстве безработных в городе Якутске. В статье говорится о том, что безработица представляется угрозу для государства и личности. В ней анализируется степень удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами в целях защиты от безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение центров занятости населения при трудоустройстве безработных»

УДК 316

Кычкина Вера Геннадьевна

магистрант, Северо-Восточный федеральный университет. kyckin ave ra@gmail.com

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет. ulsem2012@mail.ru

Роль и значение центров

занятости населения при трудоустройстве безработных

Kychkina Vera Gennadievna

Undergraduate,

North-Eastern Federal University kyckin ave ra@gmail.com

Borisova Uliana Semenovna

Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Personnel Management, North-Eastern Federal University ulsem2012@mail.ru

The role and importance

of employment centers in the employment of the unemployed

Аннотация. Данная статья посвящена роли и значению Центров занятости населения при трудоустройстве безработных в городе Якутске. В статье говорится о том, что безработица представляется угрозу для государства и личности. В ней анализируется степень удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами в целях защиты от безработицы.

Ключевые слова: безработные, клиенты, трудоустройство, услуги, центр занятости населения.

Annotation. This article is devoted to the role and importance of employment centers in the employment of the unemployed in the city of Yakutsk. The article states that unemployment is a threat to the state and the individual. Analyzes the degree of customer satisfaction with the services provided in order to protect against unemployment.

Keywords: unemployed, clients, employment, services, employment center.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Граждане не признаются безработными, если не достигли 16-летнего возраста и получают трудовую пенсию по старости [1].

Следует отметить, что данная тема охватывает целый спектр работ, в которых безработица рассматривается как серьезная проблема экономического развития современного общества, также выделяются ее виды и последствия [6]. Описываются профессиональные кризисы безработного [2]. Также подробно рассматривается роль государства в регулировании занятости населения [4].

Последствия безработицы: снижение доходов населения, потеря квалификации личности, экономические результаты (утрата ВВП), увеличение числа преступности, уменьшение динамики роста заинтересованности населения к работе, снижение степени состоятельности домохо-зяйств. Безработица представляет угрозу для государства так как имеет крайне негативные

социальные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Люди остро ощущают нехватку спроса на свои знания, производственного опыта и пережива-ют,когда переходят из одной общественной категории в иную. Исследования зафиксировали основные психологические характеристики безработного: невысокий уровень социальной храбрости, податливость, беспринципность, пессимизм и осторожность в поведении, подозрительность или недоверие, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Это приводит к увеличению смертности от сердечных заболеваний, росту числа самоубийств, психическим заболеваниям, ухудшению семейных отношений, увеличению преступности и т.д.

Данный вопрос актуален даже для школьников. Например, на вопрос «Чего Вы опасаетесь в будущем?» 58 % старшеклассников саха сельских школ в 2017 году отметили проблемы с трудоустройством, «остаться без средств существования» - 34 % [5].

Для защиты людей от безработицы создаются государственные службы занятости, которые в свою очередь восстанавливают рынок труда,

путем содействия в трудоустройстве граждан, а также предоставляют новые профессиональные возможности.

За 2015-2017 гг. Центром занятости населения города Якутска было трудоустроено 21 % граждан из числа обратившихся, то есть 79 % граждан не смогли найти подходящую работу [7].

Таким образом, безработные граждане находятся в зоне риска, так как падает уровень жизни, за счет материальной неустойчивости.Центр занятости населения города Якутска оказывает большой спектр услуг по защите населения от безработицы. К специалистам данной организации предъявляют высокие требования, поскольку они работают с людьми столкнувшиеся с проблемой безработицы. И на этом основании нам представляется важным рассмотреть деятельность Центра занятости, а именно степень удовлетворенности граждан оказываемыми услугами.

Цель исследования - выявление удовлетворенности клиентов деятельностью Центра занятости населения города Якутска. В анкетировании приняли участие 102 человека, пришедших за услугами в ЦЗН города Якутска. Выборка респондентов была осуществлена методом стихийного отбора, поскольку представителей изучаемой совокупности трудно отобрать другими методами. Социально-демографическая характеристика респондентов: распределение по полу:

Стадии

мужчины составляют 29 %, женщины - 71%. Распределение по возрастным категориям: до 30 лет - 46 %, 30 лет и старше - 54 %. Уровень образования: высшее профессиональное - 45 %, неполное высшее (учится) - 6 %, среднее профессиональное - 33 %, среднее общее - 7 %. Распределение по занятости респондентов: учусь - 11 %, домохозяйка - 13 %, безработный -67 %, предприниматель - 2 %, работаю - 7 %.

Были проанализированы стадии обращений клиентов в ЦЗН. В числе опрошенных было больше тех, кто впервые туда пришел и находится в процессе получения услуги. Из этого следует, что деятельность ЦЗН не утратил свою актуальность, и на сегодняшний момент люди обращаются за помощью в трудоустройстве (табл. 1).

Информированность клиентов об предоставляемых услугах является неотъемлемой частью деятельности ЦЗН. Респонденты на данный вопрос ответили «большинство», что указывает на достаточно хорошую осведомленность населения об услугах ЦЗН (табл. 2).

Особенность данного вопроса состояла в том, что была возможность выбрать несколько вариантов ответа. В результате, самой востребованной услугой среди клиентов стала помощь в трудоустройстве, поскольку она является основной задачей ЦЗН (табл. 3).

Табица 1

(ений

Частота Процент

В этом году пришел(-ла), в процессе получение услуги 60 58,8

Зарегистрирован(-а), и уже получал(-а) услуги 25 24,5

Не состою на учете, но неоднократно получал(-а) услуги 17 16,7

Итого 102 100,0

Таблица 2

Информированность клиентов об услугах ЦЗН

Частота Процент

да, все знают 23 22,5

большинство 68 66,7

малая часть 11 10,8

Итого 102 100,0

Таблица 3

Услуги ЦЗН

Ответы

N Процент

помощь в трудоустройстве 86 60,6 %

помощь в организации собственного дела 2 1,4 %

психологическая поддержка 3 2,1 %

профессиональное обучение 17 12,0 %

материальная поддержка 19 13,4 %

помощь в профессиональной ориентации 5 3,5 %

юридическая поддержка 4 2,8 %

консультацию для работодателей 6 4,2 %

Всего 142 100,0 %

Взаимодействие специалистов с клиентами играет огромную роль для ЦЗН. Большинство опрошенный клиентов оказались удовлетворены взаимодействием со специалистами,это показывает компетентность и профессионализм специалистов в решениилюбых вопросов (рис. 1).

На данный вопрос, меньше половины респондентов ответили, что полностью удовлетворены предоставляемыми услугамии 3 человека ответили, что неудовлетворены (рис. 2). Данный факт может указывать на недостаточную эффективность услуг из-за рынка труда, но не может оцениваться как неудовлетворенность клиентов качеством услуг.

Рисунок 1 - Диаграмма удовлетворенности клиентов взаимодействием со специалистом

Рисунок 2 - Диаграмма удовлетворенности клиентов услугами

Помимо этого, в анкете был открытый вопрос, на нужно было внести предложения по улучшению

который ответили не все респонденты, а лишь работы центра занятости населения. Были

15 из 102. Характер вопроса состоял в том, что предложены следующие улучшения:

- расширение штата сотрудников - 2 респондента;

- расширение спектра услуг в электронном варианте - 5 респондентов;

- расширение базы вакансий - 3 респондента;

- решение вопросов по телефонному разговору;

- оптимизирование работы ЦЗН (ускорить);

Данные ответы указывают на то, что ЦЗН отстает от прогрессивного настроя общества. С освоением интернета люди хотят решать свои вопросы по трудоустройству, не выходя из дома.

Литература:

1. О занятости населения в Российской Федерации: Фед.Закон РФ № 1032-1 от 19 апр. 1991 г; в редакции № 116-ФЗ от 25 июля 2002 г. М. : Ось-89, 2002. 31 с.

2. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных // Социальное здоровье: проблем и решения. 2015. № 2. С.135-158.

3. Боровина В.С. Занятость населения. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. 320 с.

4. Вишнякова В.А. Роль государства в регулировании занятости населения в экономической системе общества // Ученые записки РГСУ. 2012. № 2. С. 64-69.

5. Захарова А.П. Ценности старшеклассников саха сельских школ / А.П. Захарова, У.С. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 11-1(65). С. 45-48.

6. Кучма К.П. Безработица: виды, причины и пути решения / К.П. Кучма, О.П. Кучма, О.Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 7. С. 77-83.

7. 2-Т Статистика труда и занятости населения (арх. ГКУ РС(Я) ЦЗН г. Якутск).

8. Юбилейный выпуск «25 лет вместе на рынке труда»: ГКУ РС(Я) ЦЗН г. Якутска. Типография ООО «Дани-Алмас», 2016. 96 с.

Также клиенты обратили внимание на темп работы и предложили ускорить его путем расширения штата сотрудников - достаточно справедливое замечание, поскольку специа-листов не так много, и они не всегда справляются большим количеством клиентов.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных граждан владеют информацией об услугах предос-тавляемых центрами занятости населения, многие респонденты регулярно обращаются в службу занятости и в целом удовлетворены качеством и доступностью их предоставления.

Literature:

1. On employment of the population in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation № 1032-1 of April 19 1991; in the edition № 116-FZ of July 25, 2002. M. : Os-89, 2002. 31 p.

2. Bendyukov M.A. Psychology of the professional crisis of the unemployed // Social health: problems and solutions. 2015. № 2. P. 135-158.

3. Borovina V.S. Employment. Rostov n/Don. : Phoenix, 2001. 320 p.

4. Vishnyakova V.A. The role of the state in the regulation of employment in the economic system of society // Scientific Notes RGSU. 2012. № 2. P. 64-69.

5. Zakharova A.P. Values of high school students of Sakha rural schools / A.P. Zakharova, U.S. Borisova // International Research Journal, 2017. № 11-1(65). P. 45-48.

6. Kuchma K.P. Unemployment: types, causes and solutions / K.P. Kuchma, O.P. Kuchma, O.N Gorbu-nova // Socio-economic phenomena and processes. 2015. T. 10. № 7. P. 77-83.

7. 2-T Statistics of labor and employment of the population (architect GKU RS (Y) TsZN Yakutsk).

8. The anniversary issue of «25 years together in the labor market»: GKU RS (Y) TsZN Yakutsk. Printing house Dani-Almas LLC. 2016. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.