УДК 342
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ROLE AND IMPORTANCE OF CUSTOMS IN REGULATION OF FOREIGN TRADE OPERATIONS AND MOVEMENT OF CURRENCY
VALUES
Хреникова М.О.
Ростовский филиал Российской таможенной академии
Hrenikova M.O.
Rostov branch of the Russian Customs Academy,
Аннотация: В статье проанализировано состояние валютного регулирования и валютного контроля в России при проведении внешнеторговых операций и перемещении валютных ценностей физическими лицами. Автор выделяет проблемные вопросы, существующие при валютном контроле в торговом и неторговом обороте. Отдельным направлением автор рассматривает сложившуюся экономическую ситуацию на Крымском полуострове и возникающие проблемы при осуществлении валютного контроля и валютного регулирования в Крыму.
Ключевые слова: Валютные ценности, перемещение валютных ценностей, валютное регулирование, валютный контроль, органы и агенты валютного контроля, нарушение валютного законодательства Российской Федерации, валютный контроль в торговом и неторговом обороте, валютное регулирование в Крыму.
Annotation: The article analyzes the state of currency regulation and currency control in Russia during the foreign trade operations and movement of currency values individuals. The author identify the problematic issues that exist with currency control in the trade and non-trade turnover. A separate direction of the author examine the current economic situation in the Crimean peninsula and emerging issues in the implementation of foreign exchange controls and currency regulation in the Crimea.
Key words: Currency values, the movement of currency values, currency regulation and currency control authorities and currency control agents, violation of currency legislation of the Russian Federation, currency control in the trade and non-trade turnover, currency regulation in the Crimea.
За последние годы объём незаконного вывоза капитала из России несколько сократился, снизился процент экспатриации экспортной валютной выручки, увеличилось поступление валюты в страну, вырос объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что валютное регулирование как механизм реализации валютной политики выполняет важную функцию при осуществлении экономической программы государства. Валютное регулирование и контроль являются инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста.
Данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Курникова Л.П., Корнилова В.Ф., Курников Е.В[7,8,9]
Присоединение Крымского полуострова к России обеспечило переходное состояние в экономике Крыма. Вопросы валютного контроля и его обеспечения стоят в этом регионе более остро в виду его отсутствия в
Украине. Кроме того, функции валютного контроля в таможенном законодательстве Украины в принципе отсутствуют. Несомненно, роль таможенных органов в обеспечении контроля перемещения валютных ценностей в Крыму актуальная тема для исследования.
Многие современные экономисты, такие как Мотохин А., Дегтерева А.Ю. Сахнацкий А., Инглина Д.А, Потапова О.А. определяют, что одно из основных условий модернизации экономики Крыма и страны в целом -«совершенствование системы материально-технического снабжения с учетом соответствия их современным стандартам и экологическим требованиям»[4].
Начиная с 2010 года благодаря усилиям ФТС России во взаимодействии с Банком России отмечается постепенное снижение объемов незаконных валютных операций, в том числе невозвращаемой экспортной выручки в сфере внешнеторговой деятельности в среднем на 20% в год.
Позитивная динамика достигнута благодаря совместным усилиям ФТС России и Банка России по противодействию использованию подложных таможенных деклараций в качестве документов, обосновывающих перевод денежных средств в пользу иностранного лица.
Кроме того, в случаях выявления преступлений, таможенные органы передают сообщения об этом в органы внутренних дел в течение десяти суток. При выявлении фактов участия банков в схемах незаконного вывода капитала соответствующая информация направляется в Банк России для инспектирования их деятельности.
Проанализируем ситуацию, сложившуюся в Крыму. Крым проголосовал за вход в состав Российской Федерации. В свою очередь Российская Федерация выразила готовность и поддержку данного решения. В составе Российской Федерации появились два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В связи с
этим происходит изменение системы сложившихся экономических взаимоотношений в регионе и в целом стране.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2015 года на территории Республики Крым действуют переходные положения. В этот период юридические лица, расположенные на территории Республики Крым, пройти (завершить) государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. До настоящего момента большинство предприятий и фирм данную процедуру не произвели. В связи с этим возникает ряд проблем при осуществлении валютного регулирования в Крыму.
Во-первых, внешнеторговые сделки данные юридические лица и фирмы также продолжают заключать. Отследить перемещение товаров и поступление денежных средств на счета резидентом становится крайне сложным. Обязать оформить паспорт сделки на внешнеторговый контракт нет никаких правовых оснований, потому как post factum юридическое лицо не является российским. По тем же основанием его невозможно привлечь к его ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
Решение данного вопроса кроется только в урегулировании его на законодательном уровне. Центральному банку Российской Федерации необходимо разработать порядок осуществления валютного регулирования органами и агентами валютного контроля на территории Крымского полуострова в переходный период.
Во-вторых, отсутствие у юридических лиц ИНН и КПП российского лица затрудняет электронный обмен между таможенными органами и Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными
банками, что также затрудняет валютный контроль и дает возможность для совершения административных правонарушений и преступлений.
Все вышеуказанные обстоятельства влекут за собой одно отрицательное последствие - создание возможности для совершения административного правонарушения или уголовного преступления.
Проблемные вопросы валютного контроля в неторговом обороте в Севастопольской таможни и в Крыму в целом не отличаются от всей России за исключение нескольких обстоятельств. В настоящее время в Севастопольской таможне отсутствует структурное подразделение (должностное лицо), которое должно выполнять функции подразделения валютного контроля. Данные функции возложены исключительно на таможенные посты - пункты пропуска. Вместе с тем, на таможенных постах отсутствует программное обеспечение, которое дает возможность составлять статистическую отчетность, вносить сведение в электронном виде о перемещении валютных ценностей физическими лицами.
Решение данных вопросов даст возможность улучшить систему валютного регулирования и валютного контроля в неторговом обороте не только в условиях переходного периода, но и в сложившейся системе России в целом.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что валютное регулирование должно быть подчинено единой цели макроэкономического регулирования, а именно обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста и высоких жизненных стандартов и способствовать поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия государства.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2002 № 173-ФЗ (действующая редакция от 01.09.2013)
2. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;
3. Яковлев Е.П. Валютный контроль в России: актуальные вопросы / Е. П. Яковлев // Финансы. - 2014. - №1
4. Общие положения о ввозе и вывозе валюты, дорожных чеков, ценных бумаг [Электронный ресурс]: http://customsexpert.ru/practicum/individuals/o-vvoze-i-vyvoze-valyuty.htm
5. Паспорт сделки по валютным операциям [Электронный ресурс]: http://www.pvs.ru/info/currency/ps.html
6. Статья: «ФТС России эффективно осуществляет валютный контроль в соответствии с возложенными функциями» [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2014/02/15/0006
7. Курникова Л.П. ЦИФРОВОЙ Фактор оптимизации системы таможенно-налогового администрирования ВЭД // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 97-103.
8. Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 193201
9. Курников Е.В. Инновационные детерминанты участия России в глобальном таможенно-транспортном логистическом процессе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 68-76