Научная статья на тему 'Роль и значение современных женщин на рынках труда и государственных услуг обществу'

Роль и значение современных женщин на рынках труда и государственных услуг обществу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / СЕМЬЯ / ДЕТИ / РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / WOMAN / FAMILY / CHILDREN / WORK / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великсар Анастасия Евгеньевна, Арсеньев Юрий Николаевич

Исследуется современное положение российской женщины в социализации детей, развитии общества и на рынке труда, обсуждаются аспекты ее жизнедеятельности и участия в решении семейной, демографической, социально-экономической, геронтологической и иных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF CONTEMPORARY WOMEN IN LABOUR MARKETS AND PUBLIC SERVICES TO THE COMMUNITY

The article examines the current situation of Russian women in the socialization of children, the development of society and the labor market, discusses aspects of her life and participation in solving family, demographic, socio-economic, gerontological and other problems.

Текст научной работы на тему «Роль и значение современных женщин на рынках труда и государственных услуг обществу»

УДК 378-053

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН НА РЫНКАХ ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОБЩЕСТВУ Великсар Анастасия Евгеньевна, студент veliksar.anastasiya.84@mail.ru Арсеньев Юрий Николаевич, д.т.н., профессор arsenev.45@mail.ru Тульский филиал РАНхиГС при Президенте РФ, г.Тула, Россия

Исследуется современное положение российской женщины в социализации детей, развитии общества и на рынке труда, обсуждаются аспекты ее жизнедеятельности и участия в решении семейной, демографической, социально-экономической, геронтологической и иных проблем.

Ключевые слова: женщина, семья, дети, работа, обучение, воспитание.

На современном этапе брачно-семейные отношения переживают серьезные изменения. Организация жизни в традиционной российской семье базируется на закреплении определенных видов деятельности за каждым ее членом, достаточно четком разделением семейных функций - обязанностей преимущественно на мужские и женские. Повседневный уход за детьми и ведение домашнего хозяйства всегда были сферой деятельности женщины.

В традиционной семье мужчина является главой семьи, кормильцем, а жена часто вне дома не работает, ведет домашнее хозяйство, поддерживает домашний уют и воспитывает детей. Вместе с тем, ключевое значение в семье принадлежит женщине. Женщина исполняет роль организатора семьи, хранительницы семейного очага. Умение строить семью, эмоциональная поддержка мужа, мирной атмосферы в семье - особый дар женщины.

По проведенным опросам, современные мужчины сегодня тратят не меньше времени на воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, чем женщины, смягчая ее зачастую «двойной рабочий день». Для нормального супружества и оптимальной социализации детей необходимо совместное участие и ответственность в семейной жизни обоих супругов. Значение отца в воспитании детей имеет огромное значение. Без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя, в частности, оказывается неполноценной.

Для рационального сочетания женщиной ролей матери, работницы и хозяйки в России осуществлены многие меры, направленные на облегчение положения женщин, совмещающих профессиональный труд и материнство, усиление психологической и педагогической помощи в воспитании детей и выполнении родительских обязанностей. Это помогло осуществить некоторые позитивные сдвиги. Однако до сих пор не решен вопрос о неполном рабочем дне для матерей, сокращенной рабочей неделе.

Профессиональная занятость женщин - самый напряженный аспект межличностных отношений супругов. С ростом уровня образования растет профессиональная карьера женщины, которая приобретает в ее жизни все большее значение. Профессиональная занятость женщины резко ограничивает время, которое она может уделить домашнему хозяйству, общению с детьми и с супругом. Если женщина занята полный рабочий день, то свою домашнюю работу она вынуждена выполнять в более напряженном ритме, что может вызвать нервозность, конфликт, конфликтность и отчуждение супругов, недовольство членов семьи.

Отметим, что в развитых странах мира наблюдается достаточно высокий уровень экономической активности женщин. Так, в 2011 г. доля экономически активных женщин в общей численности женщин составляла: РФ -49%, Болгария - 48%, Австрия и Великобритания - 46%, Бельгия, Германия, Испания и Нидерланды - 45%, Дания, Швеция и Франция - 47%, Италия - 41% [2]. Аналогична ситуация и с отраслевым распределением занятости женщин по отдельным странам, в процентах (соответственно промышленность; торговля, гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; образование, здравоохранение, социальные услуги): Россия (15,0; 23,3; 8,4; 28,1); Болгария (22,5; 28,1; 6,0; 19,6); Великобритания (5,7; 19,8; 15,0; 38,8); Германия (12,5; 20,4; 15,4; 29,7); Испания (6,7; 19,1; 14,6; 37,б) [2]. Главную причину роста занятости женщин часть ученых связывают с развитием научно-технического прогресса. Кроме традиционных сфер применения женского труда, спрос на него предъявляют радиоэлектронная и приборостроительная промышленность, финансовая деятельность, операции с имуществом.

В России женская занятость является самой высокой. В 2012 г. доля женщин, занятых в промышленности, составила 15%, втрое превышая долю Великобритании. Считается, что развитие женской занятости тесно связано с удорожанием жизни, ростом цен на продукты питания, жилище, образование, медицинское обслуживание и др. Массовая трудовая активность женщин обостряет проблемы, связанные с местом и ролью женщины в обществе и семье. Семьи, в которых женщина занята внесемейной трудовой деятельностью, более конфликтны по сравнению с теми, в которых жена - домохозяйка. В таких семьях роли между супругами перераспределяются, и мужу приходится активнее участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании и социализации детей. Из-за занятости по работе и нехватки эмоциональных сил для общения с близкими людьми у работающей женщины обостряются личные проблемы. Нехватка времени и сил, отсутствие одобрения своей работы со стороны мужа вызывает чувство вины перед семьей. Одновременно возникает эмоциональное охлаждение между супругами. Кроме того, профессиональная работа матери усложняет ее взаимоотношения с ребенком, ведет к безнадзорности детей и росту детской преступности, сокращает время на уход за членами семьи и престарелыми родителями [3].

На заседании Президиума Государственного совета РФ от 17.02.2014 отмечался общий дефицит в 850 тыс. дошкольных мест. Занятость женщин с детьми дошкольного возраста составляла 63%, а дефицит рабочей силы по России - 1,8 млн. чел. Поэтому выход матерей на работу являлся важным фактором для развития российской экономики [4].

Во многих странах (Россия - не исключение) привлечение женщин из домашнего хозяйства на рынок труда - важный значимый ресурс, позитивно влияющий на экономику. Особенно это важно для отраслей, в которых активно используется именно женский труд. Но эти сферы с доминированием женского труда (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура) характеризуются, как правило, низкими уровнями оплаты труда. Кроме этого, занятая женщина часто подвергается и определенной дискриминации в оплате труда, когда за равный труд с мужчинами женщине равноценной квалификации платят меньше (в среднем на 25-40%), им сокращаются также надбавки и премии. Таким образом, в результате дискриминации в оплате женского труда компании ежегодно извлекают немалую дополнительную прибыль [3].

Трудящиеся работницы сталкиваются с ограничениями карьерного продвижения женщин на высшие управленческие должности. Многие руководители считают, что женщины больше привязаны к семье и меньше интересуются работой по сравнению с мужчинами.

По экспертным оценкам ученых и исследователей ООН, вклад женщин в ВВП в странах мира составляет около 1/3, в Казахстане - 37%, в Нидерландах - 27%, на Филиппинах - 35-40%, в африканских странах - 20-37%

[5].

Среди безработных доля женщин довольно велика и составляет до 47% в общем количестве безработных. В РФ безработица затрагивает 20-34-летних женщин, вынужденных прерывать трудовую деятельность из-за рождения детей, но желающих дальнейшего продолжения работы, привлекающих к воспитанию и выращиванию своих детей собственных родителей или родителей мужа, обычно пенсионеров.

Статистика по доле женщин в общем количестве безработных по некоторым странам мира в 2005-2011 гг. такова: Россия - 45-48%, Германия -42-46%,

Швеция - 47-63%, Великобритания - 39-43%. Если доля безработных шведок в 2006 г. составлял 66%, то в 2011 он снизился до 47% благодаря активной семейной политике государства по охране материнства и детства, помощи родителей в воспитании детей. Значительная часть мужчин непосредственно участвуют наравне с женами в воспитании детей.

Рост занятости женщин способствует их экономической самостоятельности и общественно-политической активности. В целом на практике действует определенный алгоритм женской семейной и профессиональной деятельности: а) труд до рождения детей; б) уход с работы для выполнения

материнских и всех семейных функций при рождении ребенка; в) когда дети подрастают, то повышение квалификации и возвращение на работу.

Такой алгоритм должен устраивать в основном и семью, и государство, и работодателей, и работников. Семья и женщины с помощью государства могут выполнять полноценно свои функции, работодатель - пополнять человеческий потенциал производства, а государство - человеческий потенциал общества.

Сегодня во всем мире наблюдается быстрый прогресс демографического постарения населения во всех странах, включая Россию. Международное сообщество заметило эту проблему, провозгласив необходимость создания «общества для всех возрастов». Трудности проблемы старения связаны с нивелированием семейных ценностей, солидарности более молодых поколений с пожилыми людьми, нерешительности государств, угрожающей выживанию системе социального обеспечения, росту маргинализации и исключения пожилых людей из жизни сообществ, обострению социального неравенства возрастных групп и и к окончательной интенсификации конфликтов между поколениями.

Сегодня проблема старости рассматривается в основном в трех аспектах:

первый аспект посвящен демографическим и экономическим исследованиям, второй - ее медицинским особенностям и изучению долгожительства, третий - социальной защите пожилых и старых людей в диапазоне от социального обеспечения до трудотерапии. Здесь же в тесной связке с ними идут люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, численность которых официально лишь в России составляет около 12 млн. чел. (на самом деле их намного больше). Эти категории населения не в состоянии в условиях рыночной экономики жестко конкурировать с трудоспособными людьми за свое «место под солнцем», а государство не в состоянии обеспечивать каждому индивиду соблюдение конституционных прав человека и гражданина [6-11].

Знания о характеристиках, закономерностях, движущих силах, механизмах, индивидуальных особенностях психического развития и психического старения пожилого людей и инвалидов необходимы для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально-психологической помощи. Заметим, что в психологии развития 90% исследователей занимаются психологией детей.

Из числа ученых-исследователей социальной психологии и геронтологии следует отметить Дж. Холла, Р. Хэвигхэрста, Р. Альбрехта, И.И. Мечникова, А. А. Богомольца, З.Г. Френкеля, М.Д. Александрову, О.В. Краснову, А.Г., Лидерс и т.д. Известны общие паттерны адаптации к задачам и требованиям поздней жизни, в когнитивных стилях и стратегиях, реакциях на мотивационные переменные и личностные структуры, которые появляются в контексте различных социальных ситуаций, всегда существуют индивидуальные различия. Поэтому необходим ряд теорий, чтобы описать деятельность и поведение пожилых в разнообразии подходов.

Пока современная наука не знает, как природа и качество социальных взаимодействий человека отражаются на повседневном функциональном уровне его информационно-когнитивных способностей на уровне: а) внимания; б) ощущения и восприятия; в) мышления; г) использования языка в лингвистическом творчестве; д) обучения и научения; е) памяти с процессами кодирования, декодирования, хранения, припоминания, узнавания или забывания. Обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к когнитивным перестройкам, тем в большей степени он ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. При этом главную роль играют три важные области переживаний - столкновения с личностным (пристрастность или беспристрастность), социальным (степень включенности и интеграции) и понимания конечности своего бытия. И во всех этих аспектах основное участие принимают и основную тяжесть несут российские женщины, которые составляют лучшую часть человечества, которых очень любят дети, а мужчины посвящают свои гениальные стихи и песни.

Список литературы

1. Кобякова Н.Г. Современная женщина на рынке труда // Российское государство и социально-экономические вызовы современности: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. - М.: Проспект, 2015 - С. 843-847.

2. Россия и страны - члены европейского союза. 2013 М.: Росстат, 2013.

3. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М.: Мир, 1988.

4. Гендерное равенство и развитие. Доклад ООН о мировом развитии - 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/ development/surveys/ docs/ worlddev2012.pdf

5. Заседание президиума Государственного совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства». 17.02.2014. Череповец Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// kremlin.ru

6. Краснова О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996.

7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998, № 3. С. 34-59.

8. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. - М.: ИЦ «Академия», 2002. 288 с.

9. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Минаев В.С. Управление потенциалом и капиталом человека и общества. В 2-х т. Т. 2. Управление потенциалом и капиталом человека с ограниченными ресурсами. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016.346 с.

10. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Минаев В.С. Синергетика, когнитология, комплексная безопасность: системы «природа - общество - человека». - М. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.

11. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Менеджмент- и бизнес-образование в подготовке компетентных профессионалов. М.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

Veliksar Anastasiya Evgenjevna, student, Tula branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Tula, Russia

Arsenyev Yury Nikolayevich, Doctor Technical Science, Professor, Tula branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Tula, Russia

THE ROLE AND IMPORTANCE OF CONTEMPORARY WOMEN IN LABOUR MARKETS AND PUBLIC SERVICES TO THE COMMUNITY

Abstract. The article examines the current situation of Russian women in the socialization of children, the development of society and the labor market, discusses aspects of her life and participation in solving family, demographic, socio-economic, gerontological and other problems.

Keywords: woman, family, children, work, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.