Секция
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
УДК 78.05
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ
В. С. Апполонов Научный руководитель - А. И. Виноградова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Показывается значение музыки как фактора, играющего важную роль, в процессе формирования новых видов молодежных субкультур, а также развивающего и поддерживающего уже существующие.
Ключевые слова: музыка, молодежные субкультуры, культура, культурные формы. ROLE AND IMPORTANCE OF MUSIC IN YOUTH SUBCULTURES
V. S. Apollonov Scientific supervisor - A. I. Vinogradova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article shows the importance of music as a factor that plays an important role in the formation of new types of youth subcultures, as well as to develop and maintain existing ones.
Keywords: music, youth subcultures, culture, cultural forms.
Музыка - это искусство, а, следовательно, это одна из форм общественного сознания. Как и всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах. Однако музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений (молодежных субкультур) [1]. В группе конкретизируются общие музыкальные представления, приобретая ценностное значение, закладываются устойчивые модели поведения в отношении их - складывается определенный культурный стиль. Музыка, выступая идентификатором различных групп молодежи, способна конструировать определенный жизненный стиль, который во многом зависит от качественного отбора тех или иных музыкальных предпочтений [2, c. 23].
В нынешних условиях глобализации, коммерциализации, виртуализации культуры, на фоне интенсивного социального расслоения возникает многообразие культурных форм поведения, - создается сложная урбанизированная среда с огромным количеством противодействующих культурно-стилевых потоков. Возникают специфические молодежные субкультурные образования [3, c. 34]. Тем не менее, складываясь под влиянием определенных индивидуально-личностных запросов, молодежные субкультуры вовсе не изолированы от остальной социокультурной сферы - по отношению к ней они могут быть конформными или девиантными, способствуя социальной интеграции или становясь источником конфликта и напряжения в обществе. Достаточно наглядно эти культурные явления разворачиваются в области молодежной музыки. Характерные качества самой музыки: эмоциональность, проникновенность, интегративная способность, доступность - делают ее незаменимым средством общения в молодежной среде. По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышлен-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
ников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации. Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим существующие.
Библиографические ссылки
1. Борисова Е. Б. Молодежные музыкальные субкультуры в контексте современности [Электронный ресурс]. URL: http://musstudent.ru/biblio/90-sborniki-konferencii/dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/125-e-b-borisova-molodezhnye-muzykalnye-subkultury-v-kontekste-sovremennosti.html (дата обращения: 07.03.2015).
2. Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура. М. : Высш. шк., 2010. 616 с.
3. Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. СПб. : Академический проект, 2008. 192 с.
© Апполонов В. С., 2015