Научная статья на тему 'Роль и значение муниципального маркетинга в развитии российских городов'

Роль и значение муниципального маркетинга в развитии российских городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MUNICIPAL MARKETING / CLASSIFICATION / STRATEGY / MANAGEMENT / MARKETING TOOLS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Анохин Е. В.

В статье проанализированы стратегии и инструменты муниципального маркетинга, использование которых актуально в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Анохин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and importance of marketing in the development of Russian cities

The article describes the strategies and tools of municipal marketing, the use of which is urgent in modern Russian conditions, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль и значение муниципального маркетинга в развитии российских городов»

Городское развитие

Роль и значение муниципального маркетинга в развитии российских

городов

Е.В. Анохин

Город — это особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории городов оформляется в законодательном порядке. В разных странах существуют свои критерии признания населенного пункта городом. Например, в Дании для такого решения на территории поселения должно проживать не менее 250 человек, в России — не менее 12 тыс., а в Японии — не менее 50 тыс. человек.

Существует достаточно много классификаций, в которых города группируются исходя из критерия численности населения, проживающего на их территории.

Например, в методике Организации Объединенных Наций (ООН), используемой при изучении тенденций изменения состава и численности стран мира, выделены города с населением: 10 млн чел. и более — города-«мегаполисы» (термин введен ООН в 1970-е гг.); от 5 до 10 млн чел.; от 1 до 5 млн чел.; от 500 тыс. до 1 млн чел.; менее 500 тыс. чел.

В материалах Федеральной службы государственной статистики России выделяются следующие типы городов: города-миллионеры (с населением свыше 1 млн чел.); крупнейшие города (500 тыс. — 1 млн чел.); крупные города (250 тыс. — 500 тыс. чел.); большие города (100 тыс. — 250 тыс. чел.); средние города (50 тыс. — 100 тыс. чел.); малые города (с населением менее 50 тыс. чел.). При этом тип «малые города» делится на пять групп: с населением от 20 до 50 тыс. чел.; с населением от 10 до 20 тыс. чел.; с населением от 5 до 10 тыс. чел.; с населением от 3 до 5 тыс. чел.; с населением менее 3 тыс. чел.

Многие ученые и специалисты используют такую классификацию: города-миллионники (более 1 млн чел.); крупные города (от 300 тыс. до 1 млн чел.); средние города (от 70 до 300 тыс. чел.); малые города (менее 70 тыс. чел.).

Рост численности городского населения, а также социально-экономические кризисы, случающиеся в жизни любой территории, обусловливают необходимость поиска, разработки и внедрения в практику управления городами новых методов и инструментов, позволяющих сохранить и повысить качество жизни горожан и уровень их благосостояния.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

137

Городское развитие

Именно под влиянием этих факторов в 1980-е гг., когда многие промышленные города США и стран Западной Европы пострадали из-за крупного экономического спада, была разработана и апробирована концепция муниципального маркетинга. Она объединила в себе ряд ранее известных, но широко не использовавшихся в управлении стратегий и инструментов, и оказалась востребованной практически во всех сферах жизнедеятельности городов (рис. 1).

Рис. 1. Концепция муниципального маркетинга

Муниципальный маркетинг — это философия управления территорией, нацеленная на выявление ее сильных и слабых сторон, потребностей и возможностей населения. Администрации городов выстраивают систему взаимоотношений с субъектами маркетинговой среды, направленную на обеспечение развития основных видов экономической деятельности, определяющих социально-экономическое положение территории, для создания и поддержания условий роста уровня жизни населения. Особенности этой системы находят свое выражение при разработке и реализации территорией стратегий, программ, мероприятий, мер.

Субъекты маркетинговой среды города можно разделить на две большие группы: внутренние субъекты и внешние субъекты. В состав первой группы входят: жители, проживающие на данной территории; секторы экономики, имеющиеся в городе. К внешним субъектам относятся: инвесторы; представительства организаций из других регионов; различные группы людей, приезжающих в город (туристы, деловые люди, учащиеся, гастарбайтеры).

138

Выпуск 6 2013

Е.В. Анохин

Концепция муниципального маркетинга приобретает особую актуальность при необходимости осуществления перепрофилирования территории.

В 1990-х гг. распалась советская централизованная система государственного планирования и контроля. С разрушением экономических связей многие города столкнулись с нарастанием социально-экономических проблем, противоречиями между различными органами власти. За последние 20 лет более 900 российских городов попали в устойчиво кризисное состояние (в первую очередь это относится к «малым» городам), 290 городов вообще исчезли с карты нашей страны.

На основе методики, разработанной Федеральной службой государственной статистики, в табл. 1 сгруппированы статистические данные, характеризующие распределение типов городов по регионам и федеральным округам в настоящее время, их количественные соотношения в отдельно взятом регионе, федеральном округе1.

Классификация российских городов

Таблица 1

Субъекты РФ S а S X X о S Р5 Р5 S S ев Н О Он с2 Крупнейшие города Крупные города Большие города Средние города Города с населением от 20 до 50 тыс. чел. Города с населением от 10 до 20 тыс. чел. Города с населением от 5 до 10 тыс. чел. Города с населением от 3 до 5 тыс. чел. Города с населением менее 3 тыс. чел. О и 0> О CQ

1. Центральный федеральный ок1 >уг

1. Белгородская обл.1 - - 1 1 1 4 1 3 - - 11

2. БрянсГкая область - - 1 1 3 8 3 - - 16

3. Владимирская обл. - - 1 2 2 3 13 2 - - 23

4. Воронежская обл. - 1 3 6 4 1 - - 15

5. Ивановская обл. - - - 2 5 5 3 - 1 17

6. Калужская обл. - - 1 1 4 8 5 3 22

7. Костромская обл. - - 1 - 3 3 4 1 - 12

8. Курская обл. - - 1 - 1 2 3 3 - 10

9. Липецкая обл. - 1 1 3 2 1 - - 8

10. Московская обл. - - 17 21 29 12 1 - - 80

11. Орловская обл. - - 1 1 1 1 1 2 - 7

12. Рязанская обл. - 1 - 4 4 3 - 12

13. Смоленская обл. - - - 2 4 3 4 - - 15

14. Тамбовская обл. - - 1 - 1 4 2 - 8

15. Тверская обл. - - 1 - 2 7 6 6 - - 23

16. Тульская обл. - 1 1 4 4 5 3 1 19

17.Ярославская обл. - - 2 3 - 11

18. г. Москва 1 - 1

Всего: 5 1111 24 1 41 1 90 1 82 1 46 1 8 1 2 310

2. Северо-Западный федеральный округ

19 ’есп. Карелия - - 1 - - 3 5 4 - - 13

20. Зесп. Коми - - 1 2 4 3 - - 10

21. Архангельская обл. - - 1 1 1 6 1 - 1 1 13

22 5ологодская обл. - - 2 2 4 6 1 15

23. Калининградская обл. - - - - 5 _6_ 3 _6_ _1 22

1 При разработке табл. 1 использованы данные итогов переписи населения России 2010 г, источник: Численность населения районов и городских населенных пунктов субъектов Российской Федерации // Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г.: Стат. сб. / Росстат.

Москва: ИИЦ «Статистика России», 2011. С. 32-86.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

139

Городское развитие

Окончание табл. 1

24. Ленинградская обл. - - - - 6 ii 8 4 i i 3i

25. Мурманская обл. - - 3 - 2 4 6 i i6

26. - овгородская обл. - - - i i i 6 - - io

27. сковская обл. - - - i i i 4 4 3 - i4

28. г. С.-Петербург i - - i 2 4 2 - - io

29. Ненепкий АО - - i - - - i

Всего: _i _ _8_ _5_ 15 A2^ 45 22 13 4 155

3. Южный федеральный округ

30 5есп. Адыгея - - - i - - i - - - 2

31 5есп. Калмыкия - - - i - - i i - - 3

32^ Краснодарский край - i i 2 ii ii - - 26

33. Астраханская обл. - i 2 3 - - - 6

34 Волгоградская обл. i - - - 6 8 i - - i9

35^ Ростовская обл. i - i 5 5 9 2 - - 23

Всего: 3 10 17 J8_ 15 2 _ _ 79

4. Северо-Кавказский < кде ральный округ

36. Респ. Дагестан - i - 3 2 3 i - - - io

37 Респ. Ингушетия - - i 2 - - i 4

38 Кабардино-Балкарская респ. - - - - i 4 - - - 8

39 Карачаево-Черкесская респ. - - - i 2 i - - 4

40 Респ. Сев. Осетия-Алания - - i - 3 2 - - 6

Чеченская Респ. - - i - - 4 - - - 5

42. Ставропольский край - - i 4 4 i0 - - - - i9

Всего: _ 3 _9_ 8 _28_ 5 _ 1 56

5. Приволжский фед еральный окр >уг

43 Респ. Башкортостан i - i 3 7 6 3 - - - 2i

44 Респ. Марий Эл - i i i i - - - 4

45 Респ. Мордовия - - - 2 i 3 - - 7

46^ Респ. Татарстан i i 2 - 6 5 2 - - 22

47.Удмуртская Респ. i - 2 i i i - - 6

48. Чувашская Респ. - i i 3 2 2 - - 9

49 Пермский край - - i - 7 7 2 2 - 25

50 /А А1» Кировская обл. - - i 4 8 4 - i8

5JL Нижегородская обл. i - 2 6 8 6 4 - i 28

52. Оренбургская обл. i - i 2 7 i - i2

53. Пензенская обл. - i - 2 4 4 - - ii

54. Самарская обл. i i - 2 2 4 - - - ii

р р /п 4 г1 55. Саратовская обл. i - 2 2 7 5 - - - i8

56.Ульяновская обл. - i - i 3 i - - 6

Всего: _8_ 34 _60_ 44 23 2 198

6. Уральский < едеральный округ

57. Курганская обл. - - i - i - 6 i - - 9

Р Л А ,Р 58. Свердловская обл. i - i 2 9 2 i i0 3 - - 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. тменская обл. i 2 2 - - - 5

60.Челябинская обл. - 3 2 i3 9 i - - 30

61. ХантыМансийский АО - 2 i 3 9 i - - i6

62. Ямало-Ненецкий АО - - 2 - 6 - - - 8

Всего: 5 _8_ 17 2~6 5 _ _ 115

7. Сибирский < |>еде зальный округ

63 Респ. Алтай - - - - i - - - - - i

64 Респ. Бурятия - - i - 3 i - i - 6

65 Респ. 1ыва - - i - 2 i i - 5

-66^ Респ. Хакасия - - - i i - 2 - 5

67.Алтайский край - i - 2 i 4 4 - - - i2

68. Забайкальский край - i i i 6 i - - i0

69 Красноярский край - - - 6 5 7 i - i 23

20^ Иркутская обл. - i - 2 3 9 5 2 - 22

71.Кемеровская обл. - 2 - 3 4 i0 i - - 20

72. Новосибирская обл. i - - 2 6 5 - - i4

73. Омская обл. i - - - 3 2 - - - 6

74. Томская обл. i - i - 3 i - - - 6

Всего: _2_ _6_ 19 35 6 2 1 130

8. Дальневосточный федеральный округ

75 Республика Саха (Якутия) - - i - i 3 3 i i i3

76 Камчатский край - - i 2 3

77 Приморский край - i - 3 - 7 - - - - i2

78_ Хабаровский край - i i - 3 2 - - - 7

79. Амурская обл. ‘ - i - 3 2 i - - 9

80.Магаяанская обл. - - - i - i - - 2

81.Сахалинская обл. - - - 3 - 3 i 2 i5

82. Еврейская автон. обл. - - - - i 2

83. Чукотский АО - - - - - - i - - 3

Всего: _ 2 2 6 6 21 13 10 3 3 66

Итого по округам: 12 25 38 92 157 365 265 115 28 12 1109

140

Выпуск 6 2013

Е.В. Анохин

Города крайне неравномерно распределены по территориям регионов России. Больше всего городов находится в Московской (80)2, Свердловской (47), Ленинградской (31) областях. В состав 11 субъектов РФ входит от 1 до 4 городов.

Ни в одном регионе нет всех типов городов. Только в трех округах из восьми — Центральном, Приволжском и Сибирском — есть все типы городов.

На территории любого из 83 субъектов РФ расположен только один город-миллионер и/или один крупнейший город (за исключением Кемеровской области, где находятся два крупнейших города — Кемерово и Новокузнецк). Больше всего крупных городов — три — находятся в Мурманской области. Большие, средние и малые города (с населением от 20 до 50 тыс. жителей) сосредоточены, в основном, на территории Московской области.

В состав Владимирской области входят 13 городов с населением от 10 до 20 тыс. человек. В Тверской и Вологодской областях расположены 6 городов с населением от 5 до 10 тыс. человек. Шесть малых городов (с населением от 3 до 5 тыс. человек) находятся в Калининградской области. Данные регионы являются лидерами среди субъектов РФ по числу малых городов этих типов.

Статистические данные, изложенные в табл. 1, наглядно свидетельствуют о том, что в нашей стране немало городов с населением менее 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами и изменением численности населения.

По сравнению с общемировыми тенденциями (50,7%) процесс увеличения доли городского населения в нашей стране более выражен. В настоящее время в городах Российской Федерации проживает 74% россиян3.

В 1990-х гг. государство инициировало переход к многоуровневому финансовому планированию и формированию бюджетов (федеральный, региональный и местный). При этом бюджетная политика была выстроена на постоянных трансфертах «сверху вниз», механизм которых, как показало время, нельзя назвать эффективным. Например, за период 2003-2011 гг. сумма, перечисляемая из федерального бюджета в местные бюджеты, выросла более чем в четыре раза. Однако количество дотационных территорий только увеличилось4. За годы реформ сократились возможности муниципальных образований по проведению самостоятельной экономической политики (в частности, муниципалитеты фактически лишились права предоставления налоговых льгот).

На международном экономическом форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2011 г., Д. Медведев заявил о намерении радикально изменить схему государственного управления на местах. Каждая территория, по его словам, должна иметь достаточно полномочий и средств для самостоятельного решения насущных проблем.

Успешная реализация муниципального маркетинга за рубежом позволяет рассматривать использование данной концепции администрациями российских

2 До территориальных преобразований, связанных с объединением Москвы и Московской области, которые начались в июле 2012 г.

3 Комсомольская правда. 2011. 22 декабря. № 51.

4 В конце 1990-х гг., по разным экспертным оценкам, в России было 30-35 регионов-доноров, а сегодня осталось лишь 10-12 таких регионов.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

141

Городское развитие

городов в качестве одного из вариантов решения проблем местных бюджетов, придания развитию территории нового импульса. При реализации концепции муниципального маркетинга руководство города может сделать выбор в пользу развития инфраструктуры территории (строительство дорог, транспортно-логистического центра, как например, в г. Н. Новгороде, и т. д.), какого-либо из видов жизнедеятельности. Например — промышленности, образования, здравоохранения, спорта и т. д. В случае успешного претворения в жизнь указанных стратегий у территории формируется соответствующий имидж: «флагман экономики», «научный город», «курортный город», «спортивный город» и т. д.

В настоящее время администрации российских городов уже накопили достаточно большой опыт успешного применения таких, например, стратегий муниципального маркетинга, как «город персонажей художественных произведений», «театральный город». Эти стратегии являются частью стратегии «маркетинг привлекательности (достопримечательностей) региона» и направлены, главным образом, на развитие туризма в регионе. Рассмотрим процесс реализации данных стратегий на конкретных примерах.

1. Стратегия «город персонажей художественных произведений». Действие известных произведений часто происходит в местах с реальными названиями, климатическими, географическими, топографическими особенностями. Можно реконструировать описываемые в произведении события в виде театрализованных представлений, воссоздать быт и построить сооружения «как в книге». Это позволит «оживить» персонажей художественных произведений и заставит посетителей поверить в реальность всего происходящего, «поверить в сказку».

В табл. 2 рассмотрен процесс применения на практике стратегии «город персонажей художественных произведений» в российских и зарубежных городах.

Таблица 2

Примеры реализации стратегии «Город персонажей художественных

произведений»5

«Новогодний волшебник» (место жительства) Достопримеча- тельности «Группа поддержки» Развлекательные программы Подарок Цена

Дед Мороз; Вологодская область, 11 км от г. Великий Устюг Резной терем в лесу, домики сказочных персонажей, где проводятся развлекательные программы, зоопарк, каток, пасека, кузница, гостиница и гостевые дома для приезжих Баба Жара (еду готовит), Бабушка Аушка, Снеговик, Лапоть, Лиса, Волк, зайцы, Жар-птица, другие сказочные персонажи Входной билет от 330 до 910 руб.

Экскурсия по вотчине в паровозике 150 руб.

Посещение зоопарка 50 руб.

Путешествие по Тропе сказок Сундучок со сладостями 350 руб.

Экскурсия в Дома Деда Мороза Фото с Дедом Морозом 50 руб.

Грамота 60 руб.

5 Табл. 3 подготовлена на основе данных источника: Смирнова Ю. Здравствуй, Дедушка Мороз! И ты, Санта, тоже...// Комсомольская правда. 2012. 22-29 ноября, № 47.

142

Выпуск 6 2013

Е.В. Анохин

Окончание табл. 2

Паккайне (по-карельски Морозец), Карелия, г. Олонец и «Деревня Александрова» (50 км. от Петрозаводска) Чум, водопад Кивач, местная живность: кролики, утки, жеребята Снегурочка, лесные тролли Катание на собачьих упряжках, снегоходах и лошадях, соревнования по метанию валенок и лепке снежных фигур, чаепитие у костра в чуме Сладости, диплом почетного гостя, фотография

Иолупукки (Сан-та-Клаус), Финляндия, рядом с г. Рованиеми (Лапландия) Церевня Сан-гы-Клауса (для гостей), Санта-Парк, в котором находятся школа эльфов и их мастерская игрушек, ледяная галерея со скульптурами из льда и ледяным баром Миссис Клаус, эльфы, северные олени, тролли Входной билет 25-30 евро

Катания на собаках, оленях и санках Пряники, сертификат о пересечении Полярного круга, персональное видеопослание от Санты

Зюзя (Дзед Ма-роз), Белоруссия, Беловежская Пуща, 60 км. от г. Бреста Ветряная мельница, пруд с Царев-ной-лягушкой, волшебный мост для загадывания желаний, самая высокая в Европе елка Снегурочка, тетя Метель, Белоснежка и 7 гномов, 2 стражника — Цуб-Цу-бович и Вяз-Вязович Входной билет от 100 до 200 руб.

Снегурочка водит с гостями хороводы вокруг елки Сладости, сувениры

Например, в г. Великом Устюге важную роль в успешной реализации рассматриваемой стратегии играет то, что Великий Устюг — древний город, сохранивший свой облик до наших дней. Это определило выбор данной стратегии развития территории и позволило мэрии привлечь инвестиции московских властей. В конце 2012 г. имущество главного «новогоднего волшебника» риэлторы оценили в 74 млн рублей (гостиница в Великом Устюге, сани, три белых коня, шуба и мешок).

2. В «театральных городах» создается особая среда, в которой царит творчество, обсуждаются новинки, проводятся престижные фестивали.

Одним из ярких примеров успешной реализации такого рода стратегии является Самарская область, на территории которой в течение ряда лет организуются музыкальные фестивали «Рок над Волгой», Грушинский фестиваль, получившие признание как в России, так и за ее пределами.

С 1968 по 2010 г. Грушинский фестиваль проводился под Самарой. Пик его популярности пришелся на 2000 г., когда фестиваль посетили 210 тыс. человек. В настоящее время фестиваль «сменил прописку» и проводится неподалеку от другого города Самарской области — Тольятти. В 2012 г. гостями фестиваля стали 34 тыс. человек.

Фестиваль «Рок над Волгой» не имеет такой богатой истории, поскольку в 2013 г. проводился всего в пятый раз. Однако масштабы проводимого мероприятия позволяют говорить о нем, как о крупнейшем музыкальном фестивале мира. На рок-шоу в 2012 г. собрались 307 тыс., а в 2013 — уже около 700 тыс.че-ловек. Фестивали проходили под патронатом губернатора Самарской области.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

143

Городское развитие

Поддерживают на региональном уровне проведение подобных мероприятий и в других субъектах РФ.

Например, город Миасс, расположенный в Челябинской области и являющийся промышленным городом, известен тем, что неподалеку от него, на берегу Ильменского озера, ежегодно, начиная с 1973 г., проводится фестиваль авторской песни, собирающий ежегодно до 40 тыс. челоек. Место проведения позволяет кому-то услышать давно знакомых и новых авторов, другим — отдохнуть на лоне красивейшей природы, третьим — пообщаться со знаменитостями. Ильменский фестиваль проводится под патронатом губернатора Челябинской области. Такие итоги делают значимым данное мероприятие не только для Миасса, но и для региона в целом, способствуя развитию туристской индустрии. В Челябинске появляются новые, а также модернизируются старые, построенные еще в советское время, крупные гостиницы и отели. Развивается сегмент небольших, семейных отелей.

При этом совсем недавно, во время мирового финансового кризиса, случившегося в 2008 г., социально-экономическая ситуация в регионе была иной. В сентябре 2009 г. газетой «Труд» был составлен список из 12-ти самых социально взрывоопасных городов России, в которых сложилась неблагополучная ситуация с занятостью населения. В данный список попали четыре города, входящие в состав Челябинской области: Миасс, Магнитогорск, Златоуст, Копейск. Например, в Миассе в 2008-2009 гг. уровень безработицы вырос в три раза.

В настоящее время перспективными выглядят проекты администрации региона, касающиеся развития туристических маршрутов по малым городам Челябинской области. В особенности это относится к городам, находящимся в горнозаводской зоне, где сохранились многочисленные памятники эпохи Демидовых и первых заводчиков. Туризм позволяет сформировать территории имидж, способствующий ее развитию, решению насущных проблем: привлечение инвестиций, строительство инфраструктуры, создание новых рабочих мест и т. д.

При реализации стратегий развития городов используются как общие инструменты, применяемые в различных сферах жизнедеятельности при реализации маркетинговых функций, так и специфические инструменты.

К типичным маркетинговым инструментам можно отнести:

- политические, правовые, научно-технические и другие акции, направленные на развитие социально-экономической жизни территории;

- коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше ее узнать. Средствами коммуникаций выступают телевидение, радио, наружная реклама, издания, телефон, а также интернет-ресурсы.

Например, разработчики проектов по развитию туризма в Челябинской области пришли к выводу о том, что у региона в России сформировался имидж исключительно «промышленного», а за рубежом о нем мало кто знает. Для преодоления этих стереотипов был выпущен современный путеводитель по Челябинской области, изданный сразу на двух языках — русском и английском (т. е. был осуществлен выбор маркетингового инструмента, относящегося к группе типичных инструментов, определены его особенности).

144

Выпуск 6 2013

Е.В. Анохин

К специфическим инструментам, используемым при реализации городских стратегий, относятся выставки, ярмарки; декады, месячники культуры и искусства; юбилеи и т. д.

В качестве примера такого рода инструментов можно привести стандарты поведения, которые руководство ряда российских городов пытается закрепить в Кодексе жителя города. В 2006 г. такие кодексы приняты в Армавире и Анапе, в 2008 г. принята хартия Новосибирска, в 2010 г. подписан Кодекс жителя Томска. Разрабатываются соответствующие кодексы в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Эти кодексы можно рассматривать как пример специфического маркетингового инструмента территорий, характерного в первую очередь для России. Дубай является единственным зарубежным городом, где в 2009 г. принят моральный кодекс жителя территории.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Выбор и комбинирование стратегий, инструментов, показателей, используемых в управлении городами, во многом зависят от численности населения. Поэтому отсутствие унифицированной классификации городов снижает степень обоснованности принятых решений по указанным направлениям, отрицательно влияет на эффективность маркетинга города.

Неравномерное распределение городов по территориям регионов России накладывает определенный отпечаток на понимание особенностей реализации территориального маркетинга (муниципального маркетинга, регионального маркетинга, маркетинга страны) в условиях нашей страны. Большое распространение получила точка зрения относительно необходимости делать акцент на развитии отдельных городов, выявлять и развивать отдельные сильные качества территорий и т. д. Однако при претворении в жизнь исключительно такого подхода в большом количестве российских городов многие социальноэкономические проблемы так и останутся нерешенными.

При реализации территориального маркетинга в системе государственного и муниципального управления необходим комплексный, системный подход, направленный на осуществление государственной политики выравнивания, которая востребована в нашей стране из-за необходимости устранения значительных различий в показателях уровня жизни, обеспечения городов современной инфраструктурой, отсутствие которой ведет к территориальной дезинтеграции страны.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.