Научная статья на тему 'Роль и значение «Концепции внешней дуги» в белорусской внешней политике'

Роль и значение «Концепции внешней дуги» в белорусской внешней политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОВЕКТОРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / MULTILATERAL DIPLOMACY / "КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ДУГИ" / ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ / NONALIGNED MOVEMENT / THE "EXTERNAL BULGE CONCEPT"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Евсей Владимирович

Современная внешняя политика Белоруссии находится в процессе трансформации, связанной с новыми подходами России к интеграционному строительству. В статье автор анализирует процесс постепенной смены приоритетов внешней политики Белоруссии от односторонней ориентации на Россию к «концепции внешней дуги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and Significance of the "Conception of External Bulge" in Belarus Foreign Policy

Modern foreign policy of Belarus is being transformed due to Russia's new approaches to the integration process. The author analyzes gradual change in Belarus's foreign policy priorities from unilateral orientation to the "external bulge concept.

Текст научной работы на тему «Роль и значение «Концепции внешней дуги» в белорусской внешней политике»

Е.В. Васильев

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ «КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ДУГИ» В БЕЛОРУССКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Современная внешняя политика Белоруссии находится в процессе трансформации, связанной с новыми подходами России к интеграционному строительству. В статье автор анализирует процесс постепенной смены приоритетов внешней политики Белоруссии - от односторонней ориентации на Россию к «концепции внешней дуги».

Ключевые слова: многовекторная дипломатия, «концепция внешней дуги», Движение неприсоединения.

События конца 2006 г. вокруг цен за российский газ поставили под угрозу белорусскую экономику и потребовали от Белоруссии выхода из образовавшейся политической изоляции между Россией и Западом путем поиска альтернативных поставщиков энергоресурсов. В статье автор намерен изучить феномен белорусской «концепции внешней дуги», проанализировать ее политико-экономическую составляющую.

Кризис 2006 г. в российско-белорусских отношениях продемонстрировал, что возможности Белоруссии для маневрирования между Россией и Западом ограничены. Москва не желает и дальше дотировать белорусскую экономику без реальных подвижек в интеграционном строительстве Союзного государства. А Брюссель требует радикальных изменений во внутренней политике, прежде всего в области демократии и прав человека, смены вектора внешней политики на прозападный. В первом случае Беларусь лишается экономического суверенитета и может раствориться в России, во втором - неизбежно свержение авторитарного режима, выстроенного А. Лукашенко. Таким образом, для Минска возник сложный вопрос, как найти дополнительные ресурсы для под-

© Васильев Е.В., 2012

держания дальнейшего устойчивого развития, избежать угрозы изоляции.

Поиски новых возможностей резко активизировались в конце 2006 г. Столкнувшись с проблемами и на Западе и на Востоке, белорусское руководство обратило взоры на другие страны и регионы мира. В повестку дня встал вопрос о переходе к многовекторной дипломатии, резкой активизации сотрудничества с новыми нарождающимися в мире центрами силы, стремлении опереться на них и использовать их ресурсы в диалоге с соседними Россией и Евросоюзом.

Знаковым событием в этой связи стало выступление А. Лукашенко на кубинском саммите Движения Неприсоединения в Гаване 12 сентября 2006 г., где он заметно отошел от антизападной и антиамериканской риторики, сконцентрировав внимание на развитии экономических связей. В частности, было сказано, что в настоящее время наиболее развитые страны нуждаются в тех возможностях, которые могут предоставить участники Движения неприсоединения: «Сегодня настал такой момент, когда богатые страны не могут дальше развиваться, не используя потенциал развивающихся стран, которые, в основном, входят в Движение неприсоединения. Подавляющее количество людских и природных ресурсов - до 80 % - сосредоточено здесь. Пришло время, когда богатые страны очень нуждаются в нас, и нам необходимо разумно воспользоваться этим моментом»1.

В связи с этим стоит подробнее остановиться на роли Белоруссии в этой организации. Движение неприсоединения (см. Non-Aligned NAM) было образовано в прошлом веке как международная и внеблоковая организация группы развивающихся стран для отстаивания своих интересов. Одной из главных целей стран - членов Движения тогда было уйти от втягивания в орбиту одного из двух геополитических центров силы.

С позиции принципов членства, заложенных при основании Движения неприсоединения, участие Белоруссии в деятельности NAM выглядит абсурдным. Республика Белоруссия с 2000 г. числится в составе создаваемого Союзного государства, куда входит вместе с Россией, которая с полным правом может рассматриваться в качестве геополитического центра силы, наряду, например, с ЕС или США. Поэтому та активная роль, которую пытается играть Минск в Движении неприсоединения, заставляет, в том числе, сомневаться в искренности его намерений крепить реальный союз с Россией, и уже тем более интегрироваться в некое единое государство.

Принципиальной задачей Минска было извлечение из данного мероприятия политических, экономических и дипломатических

выгод. К числу последних относится преодоление частичной международной изоляции Белоруссии, в которой она оказалась после последних президентских выборов. Можно также предположить, что в планы главы белорусского государства входило реформирование Движения для защиты своих членов, «подвергшихся внешнему давлению или агрессии». Вместе с тем существует и точка зрения, что Белоруссию больше интересует не судьба Движения неприсоединения как международной организации развивающихся стран Юга и ее программа действий, а группа богатых ресурсами стран-членов2.

На кубинском саммите А. Лукашенко впервые презентовал новую стратегию белорусской внешней политики, названную им «концепцией внешней дуги». Суть ее заключается в активизации новых векторов сотрудничества. По заявлениям официальных белорусских информационных источников, приоритеты «внешней дуги» выстраиваются следующим образом: во-первых, латиноамериканское направление, с упором на Бразилию, Боливию, Венесуэлу и Кубу; во-вторых, Ближний и Средний Восток, прежде всего Иран и страны Персидского залива; в-третьих, Восточная Азия, с особым вниманием, уделяемым Китаю, Вьетнаму, Малайзии3. Кроме того, значительное внимание было уделено активизации связей со странами - участницами СНГ помимо России.

За официальной презентацией концепции «внешней дуги» в 2006-2008 гг. последовали решительные усилия белорусской стороны по воплощению в жизнь ее политико-экономической составляющей. Белоруссия резко активизировалась на новых направлениях, уделяя приоритетное внимание развитию торговых связей, прежде всего с идеологически близкими по духу партнерами.

На латиноамериканском направлении особое внимание было уделено Венесуэле. Этому способствовали такие факторы, как дружеские отношения президентов А. Лукашенко и У. Чавеса, основанные на сходстве их политических режимов и взаимодополняемость экономик двух стран. «Мы хотим развивать свою страну - это нормальный торговый обмен: Беларусь способствует нашей индустриализации, а мы помогаем вам с энергоносителями», - вывел формулу президент Венесуэлы4.

В рамках развития сотрудничества между странами были интенсифицированы двусторонние визиты делегаций и официальных лиц, в ходе которых был подписан ряд важных документов и достигнуто немало договоренностей. Заключены многомиллионные контракты в таких сферах, как разработка нефтяных месторождений, строительство и архитектура, энергетика, машиностроение. Созданы механизмы сотрудничества в области науки, технологий, сельского хозяйства, производства продуктов питания, промыш-

ленности, горнорудного дела, в сфере энергетики, нефти и газа, нефтехимии5. 7-8 сентября 2006 г. в ходе визита официальной делегации Белоруссия подписала с Венесуэлой ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на сумму более 1 млрд долл.6

Одним из основных результатов совместной работы стало решение Президента Венесуэлы о выделении белорусским партнерам участков для самостоятельной добычи нефти. Уже сейчас в этих зонах, имеющих развитую инфраструктуру, можно добывать до 2 млн тонн нефти в год (при годовой потребности Беларуси в 20 млн т)7.

В инвестиционной сфере инициировано начало конкретной работы по созданию Двустороннего инвестиционного фонда, также Республика Белоруссия получила приглашение вступить в многосторонний Гуманитарный банк международного развития, создаваемый Венесуэлой, Ираном и Малайзией для обеспечения финансовой независимости стран - членов этого банка от международных финансовых организаций. Принципиальным для Белоруссии является возможность осуществления поставок белорусской техники и технологий в счет формирования доли участия Республики Белоруссии в этих финансовых организациях8.

Особую роль играют такие факторы как членство Венесуэлы в МЕРКОСУР и перспективы создания зоны свободной торговли в регионе, открывающие Минску возможности для закрепления на этом перспективном и быстро растущем рынке. Сотрудничество облегчается происшедшим в регионе в начале XXI в. «левым поворотом» - установлением социалистических режимов в целом ряде государств. Налицо стремление латиноамериканских стран уменьшить свою зависимость от США не только в политической и военной сферах, но и в экономической и технологической. Другими словами, та страна, которая вовремя предложит приемлемую альтернативу, получит колоссальные дивиденды9.

Сходную активность белорусское руководство демонстрировало на ближневосточном направлении, где в качестве основного центра приложения усилий выделялся Иран. Взаимоотношения Белоруссии и Ирана - пример того, как укрепление сотрудничества на политическом уровне ведет к развитию экономических связей. В целом между двумя странами налажено уже довольно тесное сотрудничество в сфере политики и единая точка зрения по вопросам мироустройства. А. Лукашенко и М. Ахмадинежад демонстрируют близость своих позиций по целому ряду международных вопросов, регулярно проводят встречи, поддерживают дружеские отношения. Именно политические контакты на высшем уровне и стали тем локомотивом, который потянул за собой сотрудничество в экономической, энергетической, финансовой и других сферах.

Тяготение Белоруссии к Ирану объяснимо. Тегеран из-за упрямства в сфере использования ядерной энергии стал жертвой международных санкций, а Минск стал «жертвой» нового прагматичного подхода России к энергетическим отношениям. Это побуждает Белоруссию к поиску альтернативных источников удовлетворения своих энергетических потребностей. Подобным источником вполне может стать Иран10. Иранская сторона продемонстрировала свою солидарность с таким подходом. «У нас есть огромные энергетические ресурсы, у вас - прекрасные специалисты и технологии. Это вместе должно послужить росту благосостояния наших народов». (Сейед Мохаммад Мехди Шахрахи)11. В результате Белоруссия стала первой страной в истории современного Ирана, которая получила разрешение самостоятельно добывать нефть на его территории. Белорусской стороне предложено не только заниматься добычей, но и перерабатывать нефть в Иране либо забирать ее и продавать в любом регионе мира. Обсуждается в Минске и возможность строительства своего НПЗ в Иране12.

По мнению Александра Лукашенко, сейчас белорусско-иранские отношения развиваются особенно динамично, и если удастся решить отдельные вопросы в таможенной и банковской сферах, то, по мнению белорусских официальных лиц, взаимный товарооборот может со временем достичь 1 млрд долл.13 В качестве иллюстрации возможностей для расширения белорусско-иранской торговли Президент Белоруссии привел такие цифры: на сегодняшний день Иран импортирует товаров в объеме 40 млрд долл. «Разве мы в этом импорте не можем занять определенную нишу? Пусть даже 10%. Это было бы 4 млрд долл. для развития экономики Беларуси»14.

Особое внимание А. Лукашенко стал уделять восточноазиат-скому вектору внешней политики. Здесь на роль партнера № 1 выдвинулся социалистический Китай. Выступая с ежегодным посланием парламенту и белорусскому народу 23 мая 2006 г., президент Белоруссии А. Лукашенко назвал китайский вектор приоритетным для белорусской внешней политики. «Главным приоритетом белорусской внешней политики является Китай, который разделяет и поддерживает многие наши политические шаги»15. Лидер Белорус-смм неоднократно заявлял о том, что у двух стран единые позиции на международной арене и абсолютно согласованная, идентичная внешняя политика. Республика Белоруссия и КНР занимают схожие позиции по основным международным проблемам, оказывают взаимную поддержку в процессе выборов в органы учреждений системы ООН, а также в ходе обсуждения значимых вопросов международного сотрудничества, в том числе в области прав человека.

В 2006 г. Китай занимал лишь 5-е место по объему товарооборота и экспорту Белоруссии среди стран вне СНГ, а также 4-е - по импорту. С принятием концепции «внешней дуги» была создана специальная белорусско-китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству16. Уже в 2007 г. Белоруссия и Китай согласовали 27 совместных инвестиционных проектов на сумму 2,7 млрд долл.17 Стороны целенаправленно наращивают взаимный товарооборот, и если в 2006 г. этот показатель составлял 1 млрд долл., то в 2007 г. - 1,5 млрд долл., а в 2008 г. белорусско-китайский товарооборот достиг 2 млрд долл.18

Китай сегодня располагает значительными инвестиционными ресурсами и производит мирового уровня оборудование и технологии (но гораздо дешевле, чем западные производители) для многих отраслей народного хозяйства. С учетом этих двух факторов Белоруссия могла бы в течение нескольких лет переоснастить, модернизировать многие, если не большинство своих предприятий и отраслей. Однако несколько сдерживает китайских инвесторов и сложность белорусского налогового законодательства, громоздкость механизма согласования и принятия решений19.

По мнению российских экономистов, в ближайшие годы Китай для Белоруссии не сможет стать реальной альтернативой России, но лишь новым, очень важным и перспективным пространством для освоения белорусским обществом, государством, экономикой20. В то же время в случае кризиса в отношениях с РФ Китай сможет помочь Белоруссии смикшировать часть негативных последствий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В 2006 г., после победы на очередных президентских выборах, А. Лукашенко столкнулся с мощным давлением со стороны российского руководства, настаивавшего на реальной интеграции РФ и РБ. Категорическое нежелание белорусской стороны поступаться своим суверенитетом вынудило Россию пойти на свертывание предоставленных Белоруссии экономических преференций. Попытки компенсировать эти потери за счет активизации европейского вектора белорусской внешней политики ни к чему не привели, так как Брюссель добивался изменений во внутренней политике Белоруссии, неприемлемых для официального Минска.

Столкнувшись с угрозой дипломатической изоляции, а в перспективе - ухудшения условий для дальнейшего социально-экономического развития, белорусское руководство пошло на решительную диверсификацию своих контактов, переход к многовекторной дипломатии. С этой целью в сентябре 2006 г. была принята так называемая концепция «внешней дуги». В 2006-2008 гг. Белорус-

сия осуществляла энергичное развитие новых направлений своей внешней политики в рамках этой концепции.

Несмотря на небольшой срок, уже сейчас можно говорить о наметившейся диверсификации белорусской внешней торговли, появлении новых источников энергоносителей (прежде всего Венесуэлы и Ирана), способных ослабить зависимость от поставок из России. Дальнейшее развитие новых векторов сотрудничества способно повысить устойчивость белорусской экономики, усилить позиции Минска в непростом диалоге с Москвой и Брюсселем.

Вместе с тем хотя активизация новых векторов белорусской внешней политики и связана с отходом от одновекторной пророс-сийской ориентации, это не означает, что она вредит Союзному государству. Ведь, несмотря на неоднократные заявления Минска о неприкосновенности независимости и суверенитета Республики, А. Лукашенко не критиковал сам проект Союза. Более того, внешнеполитическими успехами белорусской дипломатии может воспользоваться и Россия, которая в силу определенных международных обязательств не всегда может интенсивно контактировать с определенными странами в определенных регионах мира по определенным вопросам. Россия может использовать контакты Минска для решения своих задач в области политики, безопасности и обороны, науки, в торговле и энергетике, исходя из своих национальных интересов. Таким образом, можно сказать, что дипломатические успехи Республики Белоруссии, это, в каком-то смысле, определенные достижения в мировой политике и Союзного государства Россия-Белоруссия.

Примечания

Президент Беларуси вернулся в Минск из Гаваны [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2006]. URL: http://www.telegraf.by/belarus/2006/09/18/gavana/ (дата обращения: 18.11.2010). Большая дипломатия Минска [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid=15686 (дата обращения: 18.11.2010).

Президент вернулся из Гаваны [Электронный ресурс] // Интернет-сообщество «ТРЕТИЙ ПУТЬ» [Минск, 2006]. URL: http://www.3dway.org/node/884 (дата обращения: 18.11.2010).

Беларусь-Венесуэла: большие деньги дружбе не помеха [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Народная воля». [Минск, 2008]. URL: http://www.nv-online.info/index.php?c=nw&i=10106 (дата обращения: 18.11.2010).

2

3

5 Беларусь-Венесуэла: друзья и деловые партнеры [Электронный ресурс] // Сайт «Народная газета». [Минск, 2006]. URL: http://www.ng.by/ru/ articles/499/detail/7185/back.html (дата обращения: 18.11.2010).

6 Беларусь и Венесуэла достигли договоренностей по сотрудничеству в машиностроении [Электронный ресурс] // Портал «ДЕЛОВАЯ ПРЕССА». [М., 2006]. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21960_aId_393512. html (дата обращения: 18.11.2010).

7 Венесуэла выделит Беларуси дополнительные нефтеносные зоны [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2007]. URL: http://www.telegraf.by/belarus/2007/03/26/contracts/ (дата обращения: 18.11.2010).

8 Беларусь-Венесуэла: стратегия партнерства [Электронный ресурс] // Интернет-газета Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации «БЕЛОРУССКОЕ ВРЕМЯ». [М., 2006]. URL: http://www.belarustime. ru/print/information/interview/cc271c38b94d376e.html (дата обращения: 18.11.2010).

9 Венесуэла может стать для Беларуси окном в Южную Америку [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print. php?section=analitics&bulsectionid=15196 (дата обращения:18.11.2010).

10 Там же.

11 Беларусь-Иран [Электронный ресурс] // Интернет-газета Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации «БЕЛОРУССКОЕ ВРЕМЯ». [М., 2006]. URL: http://www.belarustime.ru/print/world/dipcourier/ebc39c2f3fb f97f3.html (дата обращения: 18.11.2010).

12 Там же.

13 Беларусь-Иран: взаимовыгодный и результативный диалог [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analit ics&bulsectionid=16523 (дата обращения: 18.11.2010).

14 Цифры преследуют Лукашенко [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid= 16524 (дата обращения: 18.11.2010).

15 Китайский вектор белорусской внешней политики [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал Беларуси «INTERFAX.BY». [Минск, 2007]. URL: http://www.interfax.by/index.php?id=33&id_sp=23368&d=23&m= 05&y=2006&lang=ru (дата обращения: 18.11.2010).

16 Белорусско-Китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству». [Минск, 2007]. URL: http:// www.belaruschina.by/ru/committee (дата обращения: 18.11.2010).

Беларусь намерена реализовать с Китаем проекты на сумму 2,7 млрд долларов [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2007]. URL: http://www.telegraf.by/ belarus/2007/05/17/mlrd (дата обращения: 18.11.2010).

Тозик А. Белорусско-китайский товарооборот в 2008 году приблизится к 2 млрд долл. [Электронный ресурс] // Сайт Белорусского телеграфного агентства «БЕЛТА». [Минск, 2008]. URL: http://www.belta.by/ru/news/archive?date-=29_02_2008&page=2&id=203052 (дата обращения: 18.11.2010). Тозик А. Беларусь и Китай всегда предсказуемые, надежные и стабильные партнеры [Электронный ресурс] // Сайт газеты Совета министров Республики Беларусь «РЭСПУБЛ1КА». [Минск, 2007]. URL: http://www.respublika. info/4187/economy_enviro/article17678/print (дата обращения: 18.11.2010). Союзная Белоруссия нужна России не меньше, чем армия и флот [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства «РОСБАЛТ». [М., 2006]. URL: http://www.rosbalt.ru/2006/04/12/250334.html (дата обращения: 18.11.2010).

18

19

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.