Е.В. Васильев
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ «КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ДУГИ» В БЕЛОРУССКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
Современная внешняя политика Белоруссии находится в процессе трансформации, связанной с новыми подходами России к интеграционному строительству. В статье автор анализирует процесс постепенной смены приоритетов внешней политики Белоруссии - от односторонней ориентации на Россию к «концепции внешней дуги».
Ключевые слова: многовекторная дипломатия, «концепция внешней дуги», Движение неприсоединения.
События конца 2006 г. вокруг цен за российский газ поставили под угрозу белорусскую экономику и потребовали от Белоруссии выхода из образовавшейся политической изоляции между Россией и Западом путем поиска альтернативных поставщиков энергоресурсов. В статье автор намерен изучить феномен белорусской «концепции внешней дуги», проанализировать ее политико-экономическую составляющую.
Кризис 2006 г. в российско-белорусских отношениях продемонстрировал, что возможности Белоруссии для маневрирования между Россией и Западом ограничены. Москва не желает и дальше дотировать белорусскую экономику без реальных подвижек в интеграционном строительстве Союзного государства. А Брюссель требует радикальных изменений во внутренней политике, прежде всего в области демократии и прав человека, смены вектора внешней политики на прозападный. В первом случае Беларусь лишается экономического суверенитета и может раствориться в России, во втором - неизбежно свержение авторитарного режима, выстроенного А. Лукашенко. Таким образом, для Минска возник сложный вопрос, как найти дополнительные ресурсы для под-
© Васильев Е.В., 2012
держания дальнейшего устойчивого развития, избежать угрозы изоляции.
Поиски новых возможностей резко активизировались в конце 2006 г. Столкнувшись с проблемами и на Западе и на Востоке, белорусское руководство обратило взоры на другие страны и регионы мира. В повестку дня встал вопрос о переходе к многовекторной дипломатии, резкой активизации сотрудничества с новыми нарождающимися в мире центрами силы, стремлении опереться на них и использовать их ресурсы в диалоге с соседними Россией и Евросоюзом.
Знаковым событием в этой связи стало выступление А. Лукашенко на кубинском саммите Движения Неприсоединения в Гаване 12 сентября 2006 г., где он заметно отошел от антизападной и антиамериканской риторики, сконцентрировав внимание на развитии экономических связей. В частности, было сказано, что в настоящее время наиболее развитые страны нуждаются в тех возможностях, которые могут предоставить участники Движения неприсоединения: «Сегодня настал такой момент, когда богатые страны не могут дальше развиваться, не используя потенциал развивающихся стран, которые, в основном, входят в Движение неприсоединения. Подавляющее количество людских и природных ресурсов - до 80 % - сосредоточено здесь. Пришло время, когда богатые страны очень нуждаются в нас, и нам необходимо разумно воспользоваться этим моментом»1.
В связи с этим стоит подробнее остановиться на роли Белоруссии в этой организации. Движение неприсоединения (см. Non-Aligned NAM) было образовано в прошлом веке как международная и внеблоковая организация группы развивающихся стран для отстаивания своих интересов. Одной из главных целей стран - членов Движения тогда было уйти от втягивания в орбиту одного из двух геополитических центров силы.
С позиции принципов членства, заложенных при основании Движения неприсоединения, участие Белоруссии в деятельности NAM выглядит абсурдным. Республика Белоруссия с 2000 г. числится в составе создаваемого Союзного государства, куда входит вместе с Россией, которая с полным правом может рассматриваться в качестве геополитического центра силы, наряду, например, с ЕС или США. Поэтому та активная роль, которую пытается играть Минск в Движении неприсоединения, заставляет, в том числе, сомневаться в искренности его намерений крепить реальный союз с Россией, и уже тем более интегрироваться в некое единое государство.
Принципиальной задачей Минска было извлечение из данного мероприятия политических, экономических и дипломатических
выгод. К числу последних относится преодоление частичной международной изоляции Белоруссии, в которой она оказалась после последних президентских выборов. Можно также предположить, что в планы главы белорусского государства входило реформирование Движения для защиты своих членов, «подвергшихся внешнему давлению или агрессии». Вместе с тем существует и точка зрения, что Белоруссию больше интересует не судьба Движения неприсоединения как международной организации развивающихся стран Юга и ее программа действий, а группа богатых ресурсами стран-членов2.
На кубинском саммите А. Лукашенко впервые презентовал новую стратегию белорусской внешней политики, названную им «концепцией внешней дуги». Суть ее заключается в активизации новых векторов сотрудничества. По заявлениям официальных белорусских информационных источников, приоритеты «внешней дуги» выстраиваются следующим образом: во-первых, латиноамериканское направление, с упором на Бразилию, Боливию, Венесуэлу и Кубу; во-вторых, Ближний и Средний Восток, прежде всего Иран и страны Персидского залива; в-третьих, Восточная Азия, с особым вниманием, уделяемым Китаю, Вьетнаму, Малайзии3. Кроме того, значительное внимание было уделено активизации связей со странами - участницами СНГ помимо России.
За официальной презентацией концепции «внешней дуги» в 2006-2008 гг. последовали решительные усилия белорусской стороны по воплощению в жизнь ее политико-экономической составляющей. Белоруссия резко активизировалась на новых направлениях, уделяя приоритетное внимание развитию торговых связей, прежде всего с идеологически близкими по духу партнерами.
На латиноамериканском направлении особое внимание было уделено Венесуэле. Этому способствовали такие факторы, как дружеские отношения президентов А. Лукашенко и У. Чавеса, основанные на сходстве их политических режимов и взаимодополняемость экономик двух стран. «Мы хотим развивать свою страну - это нормальный торговый обмен: Беларусь способствует нашей индустриализации, а мы помогаем вам с энергоносителями», - вывел формулу президент Венесуэлы4.
В рамках развития сотрудничества между странами были интенсифицированы двусторонние визиты делегаций и официальных лиц, в ходе которых был подписан ряд важных документов и достигнуто немало договоренностей. Заключены многомиллионные контракты в таких сферах, как разработка нефтяных месторождений, строительство и архитектура, энергетика, машиностроение. Созданы механизмы сотрудничества в области науки, технологий, сельского хозяйства, производства продуктов питания, промыш-
ленности, горнорудного дела, в сфере энергетики, нефти и газа, нефтехимии5. 7-8 сентября 2006 г. в ходе визита официальной делегации Белоруссия подписала с Венесуэлой ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на сумму более 1 млрд долл.6
Одним из основных результатов совместной работы стало решение Президента Венесуэлы о выделении белорусским партнерам участков для самостоятельной добычи нефти. Уже сейчас в этих зонах, имеющих развитую инфраструктуру, можно добывать до 2 млн тонн нефти в год (при годовой потребности Беларуси в 20 млн т)7.
В инвестиционной сфере инициировано начало конкретной работы по созданию Двустороннего инвестиционного фонда, также Республика Белоруссия получила приглашение вступить в многосторонний Гуманитарный банк международного развития, создаваемый Венесуэлой, Ираном и Малайзией для обеспечения финансовой независимости стран - членов этого банка от международных финансовых организаций. Принципиальным для Белоруссии является возможность осуществления поставок белорусской техники и технологий в счет формирования доли участия Республики Белоруссии в этих финансовых организациях8.
Особую роль играют такие факторы как членство Венесуэлы в МЕРКОСУР и перспективы создания зоны свободной торговли в регионе, открывающие Минску возможности для закрепления на этом перспективном и быстро растущем рынке. Сотрудничество облегчается происшедшим в регионе в начале XXI в. «левым поворотом» - установлением социалистических режимов в целом ряде государств. Налицо стремление латиноамериканских стран уменьшить свою зависимость от США не только в политической и военной сферах, но и в экономической и технологической. Другими словами, та страна, которая вовремя предложит приемлемую альтернативу, получит колоссальные дивиденды9.
Сходную активность белорусское руководство демонстрировало на ближневосточном направлении, где в качестве основного центра приложения усилий выделялся Иран. Взаимоотношения Белоруссии и Ирана - пример того, как укрепление сотрудничества на политическом уровне ведет к развитию экономических связей. В целом между двумя странами налажено уже довольно тесное сотрудничество в сфере политики и единая точка зрения по вопросам мироустройства. А. Лукашенко и М. Ахмадинежад демонстрируют близость своих позиций по целому ряду международных вопросов, регулярно проводят встречи, поддерживают дружеские отношения. Именно политические контакты на высшем уровне и стали тем локомотивом, который потянул за собой сотрудничество в экономической, энергетической, финансовой и других сферах.
Тяготение Белоруссии к Ирану объяснимо. Тегеран из-за упрямства в сфере использования ядерной энергии стал жертвой международных санкций, а Минск стал «жертвой» нового прагматичного подхода России к энергетическим отношениям. Это побуждает Белоруссию к поиску альтернативных источников удовлетворения своих энергетических потребностей. Подобным источником вполне может стать Иран10. Иранская сторона продемонстрировала свою солидарность с таким подходом. «У нас есть огромные энергетические ресурсы, у вас - прекрасные специалисты и технологии. Это вместе должно послужить росту благосостояния наших народов». (Сейед Мохаммад Мехди Шахрахи)11. В результате Белоруссия стала первой страной в истории современного Ирана, которая получила разрешение самостоятельно добывать нефть на его территории. Белорусской стороне предложено не только заниматься добычей, но и перерабатывать нефть в Иране либо забирать ее и продавать в любом регионе мира. Обсуждается в Минске и возможность строительства своего НПЗ в Иране12.
По мнению Александра Лукашенко, сейчас белорусско-иранские отношения развиваются особенно динамично, и если удастся решить отдельные вопросы в таможенной и банковской сферах, то, по мнению белорусских официальных лиц, взаимный товарооборот может со временем достичь 1 млрд долл.13 В качестве иллюстрации возможностей для расширения белорусско-иранской торговли Президент Белоруссии привел такие цифры: на сегодняшний день Иран импортирует товаров в объеме 40 млрд долл. «Разве мы в этом импорте не можем занять определенную нишу? Пусть даже 10%. Это было бы 4 млрд долл. для развития экономики Беларуси»14.
Особое внимание А. Лукашенко стал уделять восточноазиат-скому вектору внешней политики. Здесь на роль партнера № 1 выдвинулся социалистический Китай. Выступая с ежегодным посланием парламенту и белорусскому народу 23 мая 2006 г., президент Белоруссии А. Лукашенко назвал китайский вектор приоритетным для белорусской внешней политики. «Главным приоритетом белорусской внешней политики является Китай, который разделяет и поддерживает многие наши политические шаги»15. Лидер Белорус-смм неоднократно заявлял о том, что у двух стран единые позиции на международной арене и абсолютно согласованная, идентичная внешняя политика. Республика Белоруссия и КНР занимают схожие позиции по основным международным проблемам, оказывают взаимную поддержку в процессе выборов в органы учреждений системы ООН, а также в ходе обсуждения значимых вопросов международного сотрудничества, в том числе в области прав человека.
В 2006 г. Китай занимал лишь 5-е место по объему товарооборота и экспорту Белоруссии среди стран вне СНГ, а также 4-е - по импорту. С принятием концепции «внешней дуги» была создана специальная белорусско-китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству16. Уже в 2007 г. Белоруссия и Китай согласовали 27 совместных инвестиционных проектов на сумму 2,7 млрд долл.17 Стороны целенаправленно наращивают взаимный товарооборот, и если в 2006 г. этот показатель составлял 1 млрд долл., то в 2007 г. - 1,5 млрд долл., а в 2008 г. белорусско-китайский товарооборот достиг 2 млрд долл.18
Китай сегодня располагает значительными инвестиционными ресурсами и производит мирового уровня оборудование и технологии (но гораздо дешевле, чем западные производители) для многих отраслей народного хозяйства. С учетом этих двух факторов Белоруссия могла бы в течение нескольких лет переоснастить, модернизировать многие, если не большинство своих предприятий и отраслей. Однако несколько сдерживает китайских инвесторов и сложность белорусского налогового законодательства, громоздкость механизма согласования и принятия решений19.
По мнению российских экономистов, в ближайшие годы Китай для Белоруссии не сможет стать реальной альтернативой России, но лишь новым, очень важным и перспективным пространством для освоения белорусским обществом, государством, экономикой20. В то же время в случае кризиса в отношениях с РФ Китай сможет помочь Белоруссии смикшировать часть негативных последствий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В 2006 г., после победы на очередных президентских выборах, А. Лукашенко столкнулся с мощным давлением со стороны российского руководства, настаивавшего на реальной интеграции РФ и РБ. Категорическое нежелание белорусской стороны поступаться своим суверенитетом вынудило Россию пойти на свертывание предоставленных Белоруссии экономических преференций. Попытки компенсировать эти потери за счет активизации европейского вектора белорусской внешней политики ни к чему не привели, так как Брюссель добивался изменений во внутренней политике Белоруссии, неприемлемых для официального Минска.
Столкнувшись с угрозой дипломатической изоляции, а в перспективе - ухудшения условий для дальнейшего социально-экономического развития, белорусское руководство пошло на решительную диверсификацию своих контактов, переход к многовекторной дипломатии. С этой целью в сентябре 2006 г. была принята так называемая концепция «внешней дуги». В 2006-2008 гг. Белорус-
сия осуществляла энергичное развитие новых направлений своей внешней политики в рамках этой концепции.
Несмотря на небольшой срок, уже сейчас можно говорить о наметившейся диверсификации белорусской внешней торговли, появлении новых источников энергоносителей (прежде всего Венесуэлы и Ирана), способных ослабить зависимость от поставок из России. Дальнейшее развитие новых векторов сотрудничества способно повысить устойчивость белорусской экономики, усилить позиции Минска в непростом диалоге с Москвой и Брюсселем.
Вместе с тем хотя активизация новых векторов белорусской внешней политики и связана с отходом от одновекторной пророс-сийской ориентации, это не означает, что она вредит Союзному государству. Ведь, несмотря на неоднократные заявления Минска о неприкосновенности независимости и суверенитета Республики, А. Лукашенко не критиковал сам проект Союза. Более того, внешнеполитическими успехами белорусской дипломатии может воспользоваться и Россия, которая в силу определенных международных обязательств не всегда может интенсивно контактировать с определенными странами в определенных регионах мира по определенным вопросам. Россия может использовать контакты Минска для решения своих задач в области политики, безопасности и обороны, науки, в торговле и энергетике, исходя из своих национальных интересов. Таким образом, можно сказать, что дипломатические успехи Республики Белоруссии, это, в каком-то смысле, определенные достижения в мировой политике и Союзного государства Россия-Белоруссия.
Примечания
Президент Беларуси вернулся в Минск из Гаваны [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2006]. URL: http://www.telegraf.by/belarus/2006/09/18/gavana/ (дата обращения: 18.11.2010). Большая дипломатия Минска [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid=15686 (дата обращения: 18.11.2010).
Президент вернулся из Гаваны [Электронный ресурс] // Интернет-сообщество «ТРЕТИЙ ПУТЬ» [Минск, 2006]. URL: http://www.3dway.org/node/884 (дата обращения: 18.11.2010).
Беларусь-Венесуэла: большие деньги дружбе не помеха [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Народная воля». [Минск, 2008]. URL: http://www.nv-online.info/index.php?c=nw&i=10106 (дата обращения: 18.11.2010).
2
3
5 Беларусь-Венесуэла: друзья и деловые партнеры [Электронный ресурс] // Сайт «Народная газета». [Минск, 2006]. URL: http://www.ng.by/ru/ articles/499/detail/7185/back.html (дата обращения: 18.11.2010).
6 Беларусь и Венесуэла достигли договоренностей по сотрудничеству в машиностроении [Электронный ресурс] // Портал «ДЕЛОВАЯ ПРЕССА». [М., 2006]. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21960_aId_393512. html (дата обращения: 18.11.2010).
7 Венесуэла выделит Беларуси дополнительные нефтеносные зоны [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2007]. URL: http://www.telegraf.by/belarus/2007/03/26/contracts/ (дата обращения: 18.11.2010).
8 Беларусь-Венесуэла: стратегия партнерства [Электронный ресурс] // Интернет-газета Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации «БЕЛОРУССКОЕ ВРЕМЯ». [М., 2006]. URL: http://www.belarustime. ru/print/information/interview/cc271c38b94d376e.html (дата обращения: 18.11.2010).
9 Венесуэла может стать для Беларуси окном в Южную Америку [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print. php?section=analitics&bulsectionid=15196 (дата обращения:18.11.2010).
10 Там же.
11 Беларусь-Иран [Электронный ресурс] // Интернет-газета Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации «БЕЛОРУССКОЕ ВРЕМЯ». [М., 2006]. URL: http://www.belarustime.ru/print/world/dipcourier/ebc39c2f3fb f97f3.html (дата обращения: 18.11.2010).
12 Там же.
13 Беларусь-Иран: взаимовыгодный и результативный диалог [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analit ics&bulsectionid=16523 (дата обращения: 18.11.2010).
14 Цифры преследуют Лукашенко [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал постсоветского пространства «МАТЕРИК». [М., 2007]. URL: http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid= 16524 (дата обращения: 18.11.2010).
15 Китайский вектор белорусской внешней политики [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал Беларуси «INTERFAX.BY». [Минск, 2007]. URL: http://www.interfax.by/index.php?id=33&id_sp=23368&d=23&m= 05&y=2006&lang=ru (дата обращения: 18.11.2010).
16 Белорусско-Китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству». [Минск, 2007]. URL: http:// www.belaruschina.by/ru/committee (дата обращения: 18.11.2010).
Беларусь намерена реализовать с Китаем проекты на сумму 2,7 млрд долларов [Электронный ресурс] // Сайт белорусского информационного агентства «ТЕЛЕГРАФ». [Минск, 2007]. URL: http://www.telegraf.by/ belarus/2007/05/17/mlrd (дата обращения: 18.11.2010).
Тозик А. Белорусско-китайский товарооборот в 2008 году приблизится к 2 млрд долл. [Электронный ресурс] // Сайт Белорусского телеграфного агентства «БЕЛТА». [Минск, 2008]. URL: http://www.belta.by/ru/news/archive?date-=29_02_2008&page=2&id=203052 (дата обращения: 18.11.2010). Тозик А. Беларусь и Китай всегда предсказуемые, надежные и стабильные партнеры [Электронный ресурс] // Сайт газеты Совета министров Республики Беларусь «РЭСПУБЛ1КА». [Минск, 2007]. URL: http://www.respublika. info/4187/economy_enviro/article17678/print (дата обращения: 18.11.2010). Союзная Белоруссия нужна России не меньше, чем армия и флот [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства «РОСБАЛТ». [М., 2006]. URL: http://www.rosbalt.ru/2006/04/12/250334.html (дата обращения: 18.11.2010).
18
19
20