Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО В РАЗВИТИИ УЗБЕКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО В РАЗВИТИИ УЗБЕКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
кино / кинематография / цифровые технологии / киноиндустрия / технология / кинематографист / современный / звукорежиссер / эффективность / аниматор / мультимедиа / история / режиссура / будущее / мастерство.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.Р. Рахимджанов

В данной статье рассматривается роль мировой киноиндустрии в узбекском кинематографе и необходимость использования опыта мирового кино, которое гармонично развивалось и совершенствовалось на протяжении всего периода существования. В статье речь идет об оборудовании и средствах, широко применяемых в мире, а также о методах, которые помогут развивать и совершенствовать отечественный кинематограф путем изучения опыта мастеров мирового кино. Также, в статье представлены некоторые аспекты мировой киноиндустрии, которые помогут понять передовые методы и технологии, применяемые в современном кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО В РАЗВИТИИ УЗБЕКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО В РАЗВИТИИ УЗБЕКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

О.Р. Рахимджанов1

В данной статье рассматривается роль мировой киноиндустрии в узбекском кинематографе и необходимость использования опыта мирового кино, которое гармонично развивалось и совершенствовалось на протяжении всего периода существования. В статье речь идет об оборудовании и средствах, широко применяемых в мире, а также о методах, которые помогут развивать и совершенствовать отечественный кинематограф путем изучения опыта мастеров мирового кино. Также, в статье представлены некоторые аспекты мировой киноиндустрии, которые помогут понять передовые методы и технологии, применяемые в современном кино.

Ключевые слова: кино, кинематография, цифровые технологии, киноиндустрия, технология, кинематографист, современный, звукорежиссер, эффективность, аниматор, мультимедиа, история, режиссура, будущее, мастерство.

Введение

Широкомасштабные реформы, проводимые в новом Узбекистане, активно осуществляются и в сфере кинематографии, служат всемерному развитию узбекского кино.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев поставил задачу значительно улучшить качество и содержание выпускаемой кинопродукции, обеспечить материально-техническую базу, поддержать молодых кинематографистов, привлечь инвестиции, создать благоприятные условия для творческой работы кинематографистов и наладить эффективную систему кинопроката. Перечисленные выше задачи в настоящее время являются первоочередными и самыми актуальными.

Искусство кино обладает неимоверной силой и уникальными возможностями, способными оказывать мощное воздействие на разум и сердце человека. Его уникальность заключается в том, что внутренний мир героев фильма отражается через их слова, их мысли и рассуждения, а внутренние переживания героев отражаются при помощи изобразительного решения конкретного кадра и эпизодов, выполненного кинооператором, и наконец, постановки режиссером и кинооператором крупных, средних и общих планов, через умение композитора создавать музыку, гармонирующую с характером главного героя. Такие обобщения, как удачно подобранная тема, идея, и главное, режиссерское видение происходящего на экране, незаметно, но непременно вовлекут кинозрителя в действия, заставят думать, чувствовать, сопереживать героям фильма. Во время демонстрации экранного произведения, созданного на основе специфических правил киноискусства, зритель переживает вместе с героями фильма, живет в пространстве, где живет главный герой, разделяет его печали и радости.

Искусство кино, как искусство, сочетающее в себе элементы театра, изобразительного искусства, музыки, литературы, где с одной стороны, рассматриваются происходящие в обществе процессы во времени с точки зрения художественных, философских, эстетических обобщений, а с другой стороны, такие качества, присущие киноискусству, как массовость и популярность создают все условия для предоставления указанных обобщений в различных формах и интерпретациях.

1 Рахимджанов Ориф Рашидович - преподаватель кафедры «Звукорежиссура и операторское мастерство», Государственный институт искусства и культуры Узбекистана.

Методы

В данной статье с помощью описательно-сравнительного изложения и системного анализа рассматривается роль влияния мировой киноиндустрии в узбекском кинематографе, развитие этого процесса параллельно с бурным развитием человечества во времени. На основании такого подхода можно добиться более глубокого и всестороннего анализа опыта и методов признанных мастеров мирового кино, а также широко используемых в мировой практике оборудования и средств, тем самым способствовать развитию нашего отечественного кинематографа в будущем.

Результаты и дискуссия

Сегодня киноиндустрии уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде. Как и в других областях, для развития узбекского национального кинематографа открыт широкий путь и созданы большие возможности. Постановления Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года №ПП-3176 «О мерах по дальнейшему развитию национальной кинематографии»1 и 9 августа 2017 года №ПП-3184 «О создании Общественного фонда по поддержке творческих деятелей Узбекистана «Илхом» служат наглядным доказательством серьезного внимания, оказываемого Главой государства.

Целью подписания и издания исторических документов является дальнейшее развитие отечественного кинематографа, полноценное и качественное отражение сути идеи национальной независимости в стране посредством искусства кинематографии, повышения роли художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов в жизни нашего народа, особенно в деле воспитания молодежи.

Сегодня в печати, интернет-изданиях и на научных конференциях высказываются различные мнения об изобразительном, художественном и идейном качестве фильмов, снятых в нашей стране, и по большому счету, они подвергаются жесткой критике. Конечно, и поскольку искусство кино - это искусство общения со зрителем специфическом языком кинематографии, и ввиду этого, очень важны художественные аспекты и визуальные решения.

В соответствии с требованиями современной киноиндустрии, в узбекском кинематографе возникли некоторые проблемы, ряд проблем объясняется экономическими проблемами, другие проблемы связаны техническими и технологическими процессами съемки, монтажа и музыкального оформления фильмов, а третьи - связаны с профессиональными кадрами.

Если оценивать художественные фильмы, созданные нашими кинематографистами за последние 20 лет, то можно увидеть недостаток фильмов, созданных на уровне мировых стандартов, отвечающих современным стандартам с технической точки зрения, и самое главное, прославляющих общечеловеческие ценности. В частности, в техническом и технологическом отношении наша отечественная кинематография не выдерживает критики, уровень очень низкий. Если внимательно проследить историю мирового кино, то увидим, что почти все киношколы, направления, кинематограф отдельных стран на ранних этапах своего развития испытали различные проблемы и изменения. Однако не следует забывать, что узбекский кинематограф имеет богатую историю и славное прошлое. Отечественный кинематограф появился не вчера и не сегодня, наоборот, узбекское кино существовало и развивалось, начиная с того далекого периода, когда само кино еще окончательно не сформировалось в качестве самостоятельного искусства. Именно поэтому проблемы, существующие сегодня в узбекском кинематографе, очень актуальны и печальны.

Качество фильмов, их художественное и изобразительное решения являются самыми актуальными задачами сегодняшнего дня. Всестороннее изучение этого вопроса, глубокий анализ изобразительных, художественных качеств и идеологических задач в фильмах, созданных отечественными

1 Речь Президента Республики Узбекистан на встрече с деятелями культуры и искусства 7 августа 2017 года. «Народное слово», 8 августа 2017 года.

кинематографистами, изучение новых тенденций в современном кинематографе тоже являются одной из важнейших научных задач современности.

«Не принижая достоинства других видов искусства, следует отметить, что сегодня влияние телевидения и кино неимоверно возросло». Безусловно, роль кинематографа в воспитании подрастающего поколения чрезвычайно велика. На встрече с представителями творческой интеллигенции, художниками, писателями и поэтами страны 3 августа 2017 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, прекрасно понимая роль кинематографии в воспитании молодежи, уделил особое внимание всесторонней поддержке сферы искусства, в частности, поддержке отечественного кинематографа, развитию материально-технической базы, и при необходимости, полному переформированию отрасли, созданию фильмов на актуальную, современную тематику, фильмов на уровне лучших образцов и стандартов мирового кино.

В последние годы в киноискусстве укоренились иждивенческие настроения, появились такие, которые через высокопарные и, по сути, ничем обоснованные заявления постоянно требующие государственного финансирования кинопроектов, и, по большому счету, которые не добились каких-либо успехов. И при этом, эти горе-кинематографисты не несут никакой ответственности за успехи или неудачи в кинопрокате фильмов, финансируемых государством.

Получается, что нынешняя система кинематографии архаична по свои сути и себя не оправдывает, что в свою очередь требует коренных изменений и создания новой, современной и эффективной системы.

Между тем, современная киноиндустрия стремительно развивается. Сегодня общий объем мирового кинорынка составляет 100 миллиардов долларов США в год. На средства, привлеченные в кинопромышленность, строятся новые кинотеатры, закупается самое современное и специальное оборудование, увеличивается бюджет фильмов.

Отечественное кино, если рассматривать процесс мирового развития в целом, никогда не стояло перед такими острыми проблемами, как сейчас. Этот процесс, называемый глобализацией, вместе с невиданными достижениями во всех сферах человеческой деятельности дал огромный толчок для активного применения ряда современных технологий. В условиях современной непростой и сложной глобализации использование цифровых технологий в сфере кино требует само время.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года № ПП-3176 «О мерах по дальнейшему развитию национальной кинематографии» заметно повысило эффективность работы в этой области. Использование цифровых технологий при создании фильмов, где отображены национальное наследие и традиции, является требованием времени. Сегодня мы понимаем, что широкое использование цифровых технологий в кинематографе, как и в других сферах, вносит уникальный вклад в развитие узбекского национального кино.

Не секрет, что в 70-80-е годы прошлого века узбекская киноиндустрия была одной из самых прибыльных отраслей экономики страны. В частности, работы таких кинорежиссеров как Латиф Файзиев, Шухрат Аббасов, Мелис Абзалов, Дамир Салимов, Али Хамраев, Эльёр Эшмухамедов, Равиль Ботиров, Учкун Назаров, Юлдаш Агзамов, Камара Камолова вошли в золотой фонд узбекского кино. Созданные ими фильмы месяцами демонстрировались в кинотеатрах страны, любимые зрителями замечательные фильмы и сейчас не потеряли свою значение и актуальность. Опираясь на бесценный опыт наших мастеров узбекского кино, мы должны восстановить не только любовь народа, но и историческую славу отечественного кинематографа. Но без формирования сильной кинопромышленности и масштабных реформ все усилия были неэффективны в течение тридцати лет.

Мы не зря напомнили об этих важнейших для культурной жизни народа, нашей целью является побуждение современных представителей узбекского кино к созданию качественных кинопроизведений, которые отвечали бы и с точки зрения художественности, и с точки зрения идеологии современным

требованиям и полностью отражали суть идеи национальной независимости через искусство кино.

Однако следует отметить, что фильмы, рассказывающие о жизни современной молодежи, об их стремлениях и интересах, по большому счету не отвечают вышесказанным требованиям. Да, в последнее время кинематографисты сняли ряд образовательных фильмов с использованием цифровых технологий, но эти фильмы больше напоминают старый стиль, в них использование цифровых технологий не на должном уровне, одним словом, не отражены широкие возможности современных технологий и кинооборудования.

Одной из основных причин проблем, накопившихся в киноиндустрии, является кадровый вопрос, т.е. нехватка квалифицированных специалистов. В последние годы подготовка специалистов, умеющих использовать цифровые технологии в производстве фильмов стала одним из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Действительно, мы должны открыто признать, что для подготовки профессиональных специалистов, особенно кинооператоров и звукорежиссеров, в первую очередь требует наличие знаний в области цифровых технологий. При прежнем режиме в стране не было высших учебных заведений, готовящих специалистов в сфере телевидения, фотографии и кино, следовательно, не было и специальных учебников на государственном языке.

В последние годы по инициативе Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан начались реформы, направленные на повышение качества образования, в частности, всем высшим учебным заведениям республики было поручено перевести на узбекский язык современную методическую литературу, внедрение цифровых технологий, применяемых в зарубежных высших образовательных заведениях1.

Следует отметить, что в Положение о функциональных обязанностях Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - руководителя Комплекса по вопросам молодежной политики, культуры, информационных систем и телекоммуникаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 20 октября 2016 года в числе основных обязанностей заместителя Премьер-министра указаны следующие положения:

•разработка приоритетных направлений развития национального киноискусства на основе принципа единства общечеловеческих и национальных ценностей, с учетом его роли и значения в повышении уровня культуры и духовности в жизни общества, отражении средствами кино происходящих перемен и реальных достижений на пути строительства свободного демократического общества в стране, сущности идеи национальной независимости, усиления роли и участия кинематографии в жизни общества, особенно в воспитании молодежи, повышения идейно-художественного уровня кинопродукции, дальнейшее совершенствование киноискусства;

•развитие современной инфраструктуры кинопроизводства, соответствующей общепринятым мировым стандартам, с учетом внедрения новейших технологий и поддержки отечественных киношкол, наиболее одаренных кинематографистов, способных создавать высокохудожественные кинопроизведения, формирующие образ современного героя, достойного подражанию подрастающим поколением;

•поддержка киностудий, творческих коллективов, защита их интересов, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и конкурентной среды в сфере кинематографии.

Из вышеизложенного видно, что создание фильмов, направленных на воспитание подрастающего поколения, формирование у них чувства патриотизма и при этом эффективное использование цифровых технологий является одним из самых актуальных задач современности. Как и в любой отрасли, для осуществления реформ в сфере киноиндустрии и дальнейшего развития узбекского кино требует широкого использования цифровых технологий. Настало время, когда узбекским кинематографистам, работающим в

1 Замонавий таълим / Современное образование 2017, Узбекистан нашриёти.

сфере кино, стать современными профессионалами высокого уровня, эффективно используя опыт зарубежных специалистов.

Сегодняшние специалисты - кинооператоры, звукорежиссеры, аниматоры - должны не только идти в ногу со временем, но и уметь заранее прогнозировать новые достижения науки и техники в своей области, хорошо знать новые технологии и методы, успешно применяемые в мировой киноиндустрии. Для подготовки таких специалистов, в первую очередь, должны обладать знаниями соответствующего уровня и иметь соответствующую подготовку профессора и преподаватели.

На сегодняшний день самой быстроразвивающейся областью является сфера информационных технологий, ведь не зря XXI век называют информационным веком. Поэтому необходимо коренным образом пересмотреть процесс преподавания специальных предметов в образовательных учреждениях, готовящих специалистов в области кинематографии, уделить больше внимания обучению по новой методике и всемерно создавать для этого необходимые условия. Основная задача, стоящая перед педагогами сегодня, - обеспечить углубленное обучение студентов, и в особенности, будущих специалистов кино современным технологиям. Такое утверждение может звучать немного неестественным, амбициозным. Но не секрет, что сегодня, когда мировая киноиндустрия стремительно совершенствуется и обновляется, невозможно обучать студентов при помощи старого кинооборудования и старых методов. Поскольку сегодняшняя молодежь - это дети эпохи высокоскоростных компьютерных технологий, становится все труднее привлекать к занятиям и заинтересовывать студентов старыми методами обучения, старыми учебниками и устаревшим кинооборудованием.

Вывод

Если коротко, то можно сделать такое заключение: трудно, да и почти невозможно добиться положительных результатов в деле развитии кинематографии, не овладев в полной мере некоторыми аспектами мировой киноиндустрии. Если киноактеры, режиссеры, кинооператоры и звукорежиссеры будут широко использовать достижения мирового кинематографа в своей профессиональной деятельности, мы, несомненно, добьемся поставленных целей.

Список литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года №ПП-3176 «О мерах по дальнейшему развитию национальной кинематографии».

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 мая 1992 года №224 «Об организации деятельности Государственной кинокомпании Республики Узбекистан (Узгоскинокомпания)».

3. Речь Президента Республики Узбекистан на встрече с деятелями культуры и искусства 7 августа 2017 года. «Народное слово», 8 августа 2017 года.

4. Замонавий таълим / современное образование 2017, Узбекистан нашриёти.

5. Абулкосимова Х. Основы киноискусства - Т. Национальная энциклопедия Узбекистана, 2009 - стр. 78.

© О.Р. Рахимджанов, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.