Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / инновационная технология / метод / качество обучения / модульная технология / кредитный модуль / контроль / мотивация / самостоятельность / научно-методический опыт / рациональный / экономика / национальная модель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Ж. К.

В статье рассмотрены особенности и преимущества модульной системы образования в высшей школе, значение принятых указов и законов Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым о развитии образования и науки, т.е. повышении качества и эффективности деятельности высших учебных заведений на основе внедрения международных стандартов оценки качества образования. В статье также обобщается важность использования передовых и современных интерактивных методов обучения, акцентируя внимание на внедрении в процесс новых информационных технологий, использовании инновационных технологий в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА»

4.Кошель, Н.Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования. -2005. -№9. -с. 8-14.

5.Основы педагогики: Учебное пособие/ А.И.Жук, И.И.Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Ковальчик; Под общ. ред. А.И.Жука. -Мн.: Аверсэв, 2003. -349с.

6.Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. С.А.Рапацевич. - Мн.: «Современное слово»,2005. - 720с.

7.Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования// Народное образование. -2003. -№5. -С.55-61.

8. Zakhro Umarova Pedagogical Opportunitiesof Media Resources in a Digital Media Educational Environment Journal La Edusci VOL. 01, ISSUE 05 (001-005), 2020 DOI: 10.37899/journallaedusci.v1i5.252

9.Х.А. Умаров, З.А. Умарова Использование электронно-образовательных ресурсов в целях создания образовательной экосистемы International Scientific Conference Proceedings "Advanced Information Technologies and Scientific Computing" Санкт-Петербург 2018

10.N.A.Muslimov, Z.A.Umarova The Role of Media Resources in the Process of Self-Education International Journal Papier Public Review Volume 2, Issue 1(Page 49-53)

11.Muslimov Narzulla Alekhanovich, Umarova Fotima Abdurakhimovna Improving the Effectiveness of Education through the Use of Modern Information and Communication Technologies in the Training of Designers Journal La Edusci VOL. 01, ISSUE 05 (006-010), 2020 DOI: 10.37899/journallaedusci.v1i5.253

12. Umarova Fotima Abdurakhimovna The Role of Digital Technologies in the Education System Journal La Edusci VOL. 01, ISSUE 06 (001-004), 2020 DOI: 10.37899/journallaedusci.v1i6.258

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА

Мусаева Ж. К.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и преимущества модульной системы образования в высшей школе, значение принятых указов и законов Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым о развитии образования и науки, т.е. повышении качества и эффективности деятельности высших учебных заведений на основе внедрения международных стандартов оценки качества образования. В статье также

обобщается важность использования передовых и современных интерактивных методов обучения, акцентируя внимание на внедрении в процесс новых информационных технологий, использовании инновационных технологий в системе образования.

Ключевые слова: высшее образование, инновационная технология, метод, качество обучения, модульная технология, кредитный модуль, контроль, мотивация, самостоятельность, научно-методический опыт, рациональный, экономика, национальная модель.

ROLE AND SIGNIFICANCE OF INNOVATIVE METHODS IN HIGHER

EDUCATION IN UZBEKISTAN

J. Musaeva

Annotation: The article deals with the features and advantages of the modular system of education in higher education. Significance of decrees and laws adopted by the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev on the development of education and science, i.e. improving the quality and efficiency of higher education institutions based on the introduction of international standards for assessing the quality of education. The article also summarizes the importance of using advanced and modern interactive teaching methods, focusing on the introduction of new information technologies into the process, the use of innovative technologies in the education system.

Keywords: higher education, innovative technology, method, quality of education, modular technology, credit module, control, motivation, independence, scientific and methodological experience, rational, economics, national model.

Введение

В условиях экономической стабилизации в Узбекистане ускоряются темпы социально-экономических реформ, происходят качественные изменения во всех жизненных сферах, а также в сфере образования за счет обновления, современных подходов и современных требований.

Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является углубление экономических реформ в нашей стране, работа по применению международных стандартов и лучших инновационных методов в сфере образования, в частности, в системе высшего образования. К ним относятся создание учебников нового поколения, использование в учебном процессе современных зарубежных учебников, использование передовых инновационных технологий в образовательном процессе на основе новых квалификационных требований высшей школы, создание всех условий для самостоятельного обучения.

Мощь любой страны определяется ее интеллектуальным потенциалом и напрямую связана с качеством образования. Принятие и реализация совершенно новой национальной модели подготовки кадров - Закона «Об образовании» и Национальной программы подготовки кадров, формирование творческой, социально активной, духовно богатой личности и подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров создали методическую основу для достижения цели.

Важную роль играет новая стратегия развития образования и науки Узбекистана на 2022-2026 годы, принятая под руководством Президента нашей страны Ш.М. Мирзиёева, особенно в развитии повышении качества и эффективности деятельности высших учебных заведений на основе внедрения международных стандартов оценки качества образования и обучения. Наряду с этим, постепенное увеличение квоты приема имеет важное значение в повышении интеллекта и степени образования молодёжи

Программа направлена на увеличение охвата высшим образованием до 50% и повышение качества образования, наладить практику самоопределения, разработать целевую программу по подготовке 10 потенциальных вузов к вхождению в международные рейтинги РБ и TНE. К 2026 году, увеличить количество негосударственных высших учебных заведений не менее чем до 50, дать женщинам образование и профессиональные навыки, помочь им найти достойную работу, поддержать предпринимательство, выявить талантливых молодых женщин и направить их способности, обеспечить открытое и качественное образование для молодежи, обеспечить отличное образование для молодежи в целом. Создание условий для развития инклюзивного образования, создание факультетов в сотрудничестве с ведущими мировыми высшими учебными заведениями с целью подготовки квалифицированных кадров с современными знаниями и навыками в соответствии с требованиями промышленных предприятий. Необходимо отметить, что важную роль играет разработка и реализация программы «Двойное образование», которая дала результаты в развитых странах 15.

Разработка новых подходов к обучению и воспитанию студентов, обучение модульным технологиям обучения, совершенствование структуры и содержания существующих технологий обучения, а также непрерывное повышение квалификации педагогов, работающих в этой области, является требованием времени.

15 Указ Президента Республики Узбекистан о новой Стратегии развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы № УП-60 от 28.01.2022 г. https://lex.uz/docs/5841063

В связи с этим, в целях коренного повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов на основе постоянного повышения профессионализма и квалификации преподавателей высших учебных заведений, внедрение усовершенствованной системы регулярной переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями, принято Постановление № ПФ-5789 от 27 августа 2019 года «О внедрении системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников».16.

Одной из основных задач, на решении которой нам сегодня необходимо сосредоточиться, является дальнейшее повышение научного потенциала высших учебных заведений, расширение масштабов подготовки научных и научно-педагогических кадров 17

В «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № ПФ-5847, внедрение цифровых технологий и современных методов обучения в высшей школе поставлены конкретные задачи по увеличению доли студентов, обучающихся по инженерно-техническому образованию, внедрению кредитно-модульной системы, увеличению доли практических занятий по специальным предметам, направленным на совершенствование практических навыков в учебных планах.

Мы поставили перед собой великую цель заложить основы Третьего Возрождения (Ренессанса) в нашей стране, для чего мы должны создать среду и условия, которые воспитают новых Хоразмийцев, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. При этом, прежде всего, главными столпами нашей национальной идеи должны служить развитие образования и воспитания, принятие решений о здоровом образе жизни, развитие науки и инноваций 18.

Сегодня важно внедрять современные методы обучения на основе международных стандартов, в том числе модульную систему обучения. Термин «модульное обучение» представляет собой интернациональное

16 Указ Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2019 года № ФП-5789 «О введении системы непрерывной подготовки руководителей и преподавателей высших

учебных заведений».

17

Постановление Президента Республики Узбекистан Концепция развития социально-экономического комплекса Республики Узбекистан до 2030 года ГО-9413. окт.2019 г

18Узбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил 8 октябрдаги ПФ-5847-сон Фармони билан тасдикланган «Узбекистон Республикаси Олий таълим тизимини 2030 йилгача ривожлантириш концепцияси»

понятие — модуль («модуль», лат. Modulus), значение которого — узел, состоящий из тесно связанных между собой элементов, способных функционировать, т. е. понимается как основной инструмент модульного обучения, как законченный информационный блок. Модуль - это логически завершенный учебный материал, который основан на разработанных принципах и ориентирован на овладение одним или несколькими понятиями науки или дисциплины.

Модульное обучение дает возможность комплексно решать следующие современные задачи профессионального образования, а именно:

• модуль - оптимизация и систематизация содержания обучения на основе деятельного подхода для обеспечения гибкости программ;

• индивидуализация обучения;

• контролировать эффективность обучения на практических занятиях;

• на основе профессиональной мотивации, активизации процесса обучения, самостоятельности и полной реализации возможностей обучения.

Необходимо отметить следующие преимущества модульной системы обучения:

• обеспечивается преемственность преподавания между дисциплинами, междисциплинарными модулями;

• методологически обоснованная совместимость всех видов учебного процесса внутри и между модулями;

• «гибкость модульной структуры учебной дисцилины или предмета»;

• регулярный и эффективный мониторинг обучения студентов;

• расслоение учащихся по способностям;

• в результате «выжимания» информации ускоряется процесс освоения знаний и обучение, эффективно используются аудиторные часы и оптимизируется содержание учебного времени, часов, отводимых на лекционные, практические занятия, индивидуальную и самостоятельную работу. В результате у студента точно будет достаточно знаний умений и навыков.

При подготовке модулей дисциплин и предметов в высших учебных заведениях важно использовать новые образовательные технологии, опыт ведущих вузов страны по их применению с учетом их методических рекомендаций. Также необходимо учитывать методы и средства разработки технологии лекций, практических и семинарских занятий, правила учебной технологии, предмет и основные задачи предмета, дисциплины, специфику преподавания предмета, дисциплины в высшей школе, а также

использование совместимости педагогического и научно-методического опыта преподавателей и авторов методики преподавания.

Необходимо углубление реформ в цифровой экономике, помимо новых инвестиций в экономику и модернизации существующей материально-технической базы, укрепление демократических принципов управления, расширение сферы самостоятельности предприятий, фирм и приравненных к ним производственных структур, инициативы во всех сферах человеческой деятельность, развитие исследований. Также важно предоставить знания о том, как создать широкий спектр возможностей.

К особенностям современного этапа развития общества относятся повышение образовательного и культурного уровня населения, особенно молодежи, оздоровление экономики предприятий и фирм в количественном и качественном отношении, обеспечение вхождения Республики Узбекистан в число развитых стран.

В новой Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрена дальнейшая либерализация ведущих отраслей и экономики и завершение трансформационных процессов на основе увеличения промышленного производства в 1,4 раза, продолжение промышленной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики и увеличение доли промышленности в ВВП, такие цели, как широкое внедрение инноваций в экономику, развитие кооперации промышленных предприятий и научных учреждений, создание 200 новых промышленных зон в регионах и развитие системы бизнес-инкубаторов19.

Модернизация образовательного процесса в высших учебных заведениях, развитие профессиональной компетентности преподавателей в повышении качества системы подготовки педагогов, оснащение их современными профессиональными знаниями, навыками и умениями в данной области, самостоятельное использование научно-технических новшеств, творческие навыки и развитие решения проблем являются ключевыми задачами.

В высшей школе экономика направлена на формирование у студентов необходимых специфических экономических знаний, что очень важно сегодня в ситуации, когда центр экономических процессов поднялся до уровня экономики предприятия и государства.

Важно использовать передовые и современные интерактивные методы обучения, уделять внимание внедрению в этот процесс новых

19 Указ Президента Республики Узбекистан о новой Стратегии развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы № ПФ-60 от 28.01.2022 г. https://lex.uz/docs/5841063

информационных технологий, чтобы студенты овладевали экономическими науками на достаточном уровне в рамках программы.

Широкое использование наглядных пособий, раздаточных материалов, интерактивных и дистанционных методов при изучении, преподавании и изучении наук, а также при проведении тренингов, издаваемых Госкомстатом Республики Узбекистан, министерствами, отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями, международными экономическими организациями и исследовательскими центрами, использование материалов из предоставленных статистических и аналитических сборников имеет важное значение.

Экономика является основой общества. Его состояние, достижения и перспективы являются предметом изучения различных экономических дисциплин (микроэкономика, макроэкономика, отраслевая экономика, региональная экономика, экономика предприятия, бухгалтерский учёт, экономический финансовый анализ и др.).

Известно, что экономика отражает состояние общества, использование производительных сил и уровень их развития, использование достижений научно-технического прогресса, уровень культуры и образованности народа. Помимо необходимых для общества материальных благ, состояние экономики предприятий оказывает непосредственное влияние на всю экономику, так как основная часть национального дохода производится на предприятиях. Чем лучше и эффективнее работают промышленные предприятия, независимо от их принадлежности и формы собственности, тем выше экономические показатели и уровень жизни населения.

Практика показывает, что успешное развитие экономики, особенно на национальном уровне, зависит от эффективности и прибыльности предприятий. Это связано с тем, что предприятия, помимо производства необходимой обществу продукции, объединяют и используют основную массу трудоспособного населения, финансовые и материальные ресурсы, производственные мощности.

Факторы производства продукции 20

20Economics. Jonh Sloman, Alison Wride. Seventh edition. 6 page

Labour All forms of human input, both physical and mental, into current production.

Land and ra w materials Inputs into production, that are provided by nature; e.g. unimproved land and mineral deposits in the ground

Capital All inputs into production that have themselves been produced: tg, factories machines and tools.

Экономика ближе к категории производственной, чем к категории научной, и функционирует и развивается за счет научно-технического прогресса, эффективного взаимодействия производственной и непроизводственной отраслей, рационального использования ресурсов и рационального управления.

Экономика предприятия — система знаний, связанных с процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия.

Предприятие является самостоятельным экономическим хозяйственным субъектом, целью деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным субъектом рынка, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Поэтому экономика предприятия, как система знаний и методов управления хозяйственной деятельностью предприятия, занимает важное место в организации производства и распределения благ в условиях любой экономической системы.

Изучению экономики предприятия уделяется первостепенное внимание при подготовке как экономистов, так и будущих инженеров и специалистов-не экономистов

Чему учит экономика 21

Definitions

Product! on The tra nsforma tion of i nputs in to outp u ts by firms in order to earn profit (or to meet some other objective).

Con sum ptio n Th e ac t of us ing good s a nd 5 e rvi cei to sa t is fy wants. This will normally Involve purchasing the goods and services.

factors of production (o: resources! The inputs into the production of goods and services: labour, land and raw materials, and capital.

21 John Sloman, Alison Wride . Economics. Seventh edition. 2009, England . 5 page

WHAT DO ECONOMISTS STUDY?

Many people think that economics Is about money. Well, to some extent this Is true. Economics has a lot to do with money: with how much money people are paid; how much they spend; what it costs to buy various items; how much money firms earn; how much money there is In total in the economy. But as we will see later In the book, money Is only Important because of what it allows us to do; money Is a tool and economics is more than Just the study of money. It is concerned with the following:

■ The production of goods and services: how much the economy produces, both in total and of Individual items; how much each firm or person produces; what techniques of production are used; how many people are employed.

■ The com Lu/pi Jon of goods and services: how much the population as a whole spends {and how much It saves); what the pattern of consumption is in the economy; how much people buy of particular items; what particular individuals choose to buy; how people's consumption is affected by prices, advertising, fashion and other factors.

Cwtd pro du (Hon and co nsu mption fais place with out mon ¿f? Ifyo u think they co Uld, give some examples.

But we still have not quite got to the bottom of what economics is about. What is the crucial ingredient that makes a problem an economic one? The answer is that there is one central problem faced by all Individuals and all societies. From this one problem stem all the other economic problems we shall be looking at throughout this book.

This central economic problem is the problem of scarcity. This applies not only in countries like Ethiopia and the Sudan, but also in the UK, the USA, Japan, France and all other countries of the world. For an economist, scarcity has a very specific definition.

Before reading on, how would youdtfine 'scarcity'? Must goods beatleasttemporarily unattainable to

ftesraFtei1

The problem of scarcity

Ask people If they would like more money, and the vast majority would answer 'YesJ. They want more money so that they can buy more goods and services; and this applies not only to poor people but also to most wealthy people too. The point is that human wants ace virtually unlimited.

Yet the means of fulfilling human wants are limited. At any one time the world can only produce a limited amount of goods and services. This is because the world only has a limited amount of resources. These resources, or factors of proilnctlon as they are often called, are of three broad types:

■ Human resources: ¡hIw. The labour force Is limited in number, but also in skills. This limits the productivity of labour.

■ Natural resources: land mi rmv materials. The world's land area Is limited, as are its raw materials.

• Manufactured resources: cupM. Capital consists of all those inputs that have each had to be produced in the first place. The world has a limited stock of capital: a limited supply of factories, machines, transportation and other equipment. The productivity of capital is limited by the state of technology.

Could each afthese types of resources be increased in quantity or quality!Is there a time dimension it? youranswer?

So here Is the reason for scarcity: human wants are virtually unlimited, whereas the resources available to satisfy these wants are limited. We can thus define scarcity as follows:

В процессе использования модульной технологии обучения при освещении предмета дисциплин по экономике исследование делает некоторые выводы:

• оптимальное использование современных педагогических технологий в освещении тем естественных наук и дальнейшее повышение эффективности уроков;

• использование новейшей современной зарубежной литературы, интернет-ресурсов для дополнения содержания научных тем;

• научить студентов решать экономические задачи из компьютерных программ в аудиторных и самостоятельных занятиях (MSExcel, GAMS, SPSS и др.)

• модульное обучение обеспечивает достижение достаточных условий для оптимизации содержания обучения и гибкости программ систематизации и самостоятельного изучения учебного материала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация на индивидуализацию обучения на основе знаний, навыков и умений в работе со студентами;

• применение кейсов, вызывающих ситуационные задачи на практических занятиях и развитие практических навыков у студентов;

• достижение эффективного овладения наукой за счет ускорения обучения, контроля за эффективностью обучения.

Рекомендации:

Для дальнейшего совершенствования реализации модульного подхода к обучению в высшей школе целесообразно дать следующие рекомендации:

• Разработка новых учебных планов, программ и подготовка современной литературы в соответствии с национальной моделью кредитно-модульного обучения в бакалавриате и магистратуре вузов страны на основе зарубежного опыта;

• Обеспечение опережающего развития «научно-образовательной-производственной» интеграции, деятельности в сотрудничестве и достижение непосредственного участия в образовании, в практике на производстве, а также сфере обслуживания обучающихся;

• Поддержка стажировки студентов в развитых странах, приближение времени прохождения практики в учебном плане к зарубежным странам, а также признание стажировок за рубежом;

• Для использования при переподготовке и повышении квалификации преподавателей, специалистов, мастеров организации интенсивных курсов по педагогическим, информационным и коммуникационным технологиям, иностранным языкам;

• Формирование уровня материально-технической базы образовательного учреждения на уровне требований модульного обучения (например, соответствующие планы уроков, доступ к сети Интернет, необходимые средства интерактивного обучения, наглядных и методических пособий);

• Высокая эффективность может быть достигнута за счет контроля достижения целей и совершенствования механизма анализа и внедрения результатов;

• Необходимо определить конкретные меры по разработке научных основ теоретическо-методической структуры модульной технологии обучения, обеспечивающей эффективное преподавание экономических наук.

• Использование интерактивных методов обучения, которые включают моделирование ситуаций из реальной жизни, использование ролевых игр и совместное решение проблем. Интерактивное обучение не только формирует у учащихся активность, творчество, самостоятельность в процессе усвоения информации, но и способствует полноценной реализации образовательных целей.

Заключение

Из сказанного можно сделать вывод, что эффективность подготовки кадров не только в проведении обучения на основе инновационных образовательных технологий, но и в обучении студентов самостоятельному обучению, новому подходу к образованию, получению необходимых и глубоких теоретических, а также практических знаний, формированию практических навыков на основе спроса на рынке труда. Кредитно-модульная система предусматривает ориентацию на профессиональное развитие и зрелости студента. Она направлена на обеспечение непрерывного обучения владельца знаний и формирование человеческого капитала, отвечающего рынку труда и современным требованиям.

Применение интерактивных методов обучения, внедрение модульных образовательных технологий и кредитно-модульной системы в образовательной практике являются важными показателями повышения качества образования.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 № УП-60. О новой Стратегии развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы. https://lex.uz/docs/5841063

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2019 года

№ УП-5789. О внедрении системы непрерывной подготовки руководителей и преподавателей высших учебных заведений.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года

№ УП-5847. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года.

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года № УП-6097 об утверждении Концепции развития науки до 2030 года.

5. Economics. Jonh Sloman, Alison Wride. Seventh edition. 6 page

6. John Sloman, Alison Wride . Economics. Seventh edition. 2009, England . 5 page

7. Мустафакулов Ш., Султонов М. Зачем переходить на кредитно-модульную систему? Назначение, сущность и преимущество. —Газета «Народное слово». 05.08.2020.

8. Bekzod Mukhsinov, Saida Yuldasheva, Jamila Musaeva International journal of advanced science and technology vol. 29, no. 5, (2020), pp. 1922-1926 issn: 20054238 Doing business, innovative development and the digital economy (USA).

9. Мусаева Ж.К. Повышение эффективности использования основных фондов на предприятиях. Инновации в экономике №8 (2019): http://www.tadqiqot.uz/ DOI Journal 10.26739/2181-9491

10. Мусаева Ж.К. Пути эффективного использования основных фондов промышленных предприятий. Инновации в экономике 6 (2021) 47-57-стр, Web: http://www.tadqiqot.uz/

11. Мусаева Ж.К., Жураев Ж.Ж. Эффективное использование основных фондов промышленных предприятий - фактор увеличения производственных мощностей. Science and education international conference science and education/ uluslararasi konferans bilim ve egitim ANTALYA, TURKEY DOI Available at virtualconferences.press, may 2021, 37-38-стр, http://doi.org/10.37057/T 2

12. Мусаева Ж.К. Информационная безопасность - важное условие цифровой экономики. ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ Материалы III Международной научной конференции Минск, 1 марта 2021 г . 323-326-стр, http ://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/

13. Мусаева Ж.К. Роль цифровой трансформации в развитии экономики Узбекистана. ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ Материалы III Международной научной конференции Минск, 1 марта 2021 г. 952-954-стр, http ://elibrary.udsu.ru/

14. Мусаева Ж.К. Тенденции развития цифровой экономики и образования в Узбекистане. Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации : сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Белгород, 21 октября 2021 г., 246-250 стр.

15. Мусаева Ж.К. Факторы развития наукоемкой цифровой экономики. «Проблемы и перспективы занятости в условиях развития цифровой экономики». Международная научно-практическая конференция. Самарканд, октябр, 2021.ISBN 978-9943-6088-4-9. 505-509- стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.