ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 1-2(64)
УДК 62
Д.А. Горенко
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФОРМАХ ПОЗНАНИЯ
В данной статье раскрыто понятие и перечислены основные характеристики современного эксперимента. Так же приведены основные виды эксперимента и осмыслена роль эксперимента в современном естественнонаучном познании.
Ключевые слова: эксперимент, современный эксперимент, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, естествознание, наука.
Возрастающая роль эксперимента в научном познании требует постоянного совершенствования этого «способа изучения некоторого явления, проводимого в условиях, находящихся под управлением наблюдателя. Основное отличие от наблюдения заключается во взаимодействии с изучаемыми объектами. Так эксперимент проводится в научных исследования и является инструментом для проверки гипотез». [1] Эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания. По мнению К. Поппера, возможность организации эксперимента является главным отличием науки от псевдонауки, лженауки. Необходимо также отметить, что важнейшим стимулом в развитии науки служит «ее готовность трактовать не только знания, но и заблуждения» [5].
Для современного эксперимента характерными являются следующие особенности:
1. Увеличение значимости роли теоретической основы эксперимента. Так как очень часто перед проведением эксперимента проводится теоретическая работа, в результате которой проводится сбор огромного количества информации, необходимой для проведения данной работы.
2. Сложное техническое оснащение эксперимента. Современный эксперимент, часто, проводится с использованием различной аппаратуры, с использование высокоточных и высокочувствительных приборов, и так же с применением разных механических устройств.
3. Масштабность эксперимента. Так для некоторых экспериментов применяют сложные установки, которые представляют объекты огромных масштабов. Строительство, содержание и работа с такими установками, требует больших финансовых затрат. И такие объекты могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Эксперимент проводят, опираясь на теорию, которая определяет постановку задачи эксперимента. Так основной задачей эксперимента, зачастую, является проверка выдвинутых гипотез и теорий. В результате выполнения работ выводят свойства исследуемых объектов, являющиеся предметом для изучения в естественных или специально созданных условиях.
Так лабораторный эксперимент проводится в условиях, которые специально созданы для проведения данного эксперимента. Большое достоинство проведения лабораторного эксперимента состоит в строжайшем контроле за всеми условиями, влияющими на проведение эксперимента и использование специальных приборов, установок и устройств. К недостаткам можно отнести трудность внесения получаемых данных в естественные условия [3].
В отличие от лабораторного, естественный эксперимент проводят в реальных условиях. Достоинство заключается в том, что работы по изучению объектов осуществляются в повседневной жизни и данные, полученные в результате этих работ, легко переносятся в естественные условия. Но при этом недостатком является отсутствие контроля над всеми условиями, которые влияют на эксперимент и это может вызвать неточности и искажения в результате выполнения работ [3].
Следовательно, чем сложнее задача эксперимента, тем большее внимание уделяется качеству эксперимента и точности полученных результатов. Так можно вывести четыре способа решения данной проблемы:
1) Увеличение количества повторных измерений;
2) Усовершенствование оборудования, используемого в эксперименте, повышение его качества и функциональных характеристик;
3) Оказывать большее внимание на факторы, которые оказывают влияние на объект исследования; Предварительно планировать эксперимент, что позволит максимально точно учитывать специфические свойства объекта исследования и так же учесть все особенности используемого оборудования.
© Горенко Д.А., 2017.
Вестник магистратуры. 2017. № 1-2(64).
ISSN 2223-4047
От качества проведенного эксперимента, от тщательности проанализированных особенностей объекта исследования и от чувствительности и точности используемых приборов зависит точность полученных результатов эксперимента.
Большую роль при выполнении эксперимента выполняет мыслительная деятельность человека выполняющего эксперимент, и она имеет философский характер. Связь с философией, говорит о более высоком уровне развития естествознания. Со временем теоретическое мышление, содержащее в себе философскую ориентацию, претерпевает изменения и обретает другие формы и новые содержания. И можно утверждать, что высших результатов добьется тот экспериментатор, который владеет всеми вопросами, связанными с его профессией и умеет свободно ориентироваться в вопросах философии, имеющих связь с научным познанием.
Вследствие того, что ученные стремятся создать научную картину мира, начинает происходить сближение философии и естествознания, для фундаментальной науки «жить в мире неготовых смыслов все же тенденция, а не суть постижения» [4]. В отличии от естественнонаучных утверждений, научная картина мира обладает большей обобщенностью. И когда происходит развитие естествознания, происходит смена устаревшей картины мира на новую, при проведении эксперимента происходит возрастание роли философских идей, имеющих вид теоретических постулатов, на основании которых и происходит реализация эксперимента.
Но даже несмотря то, что экспериментальные исследования отстают от теоретических исследований, во второй половине ХХ века, в естествознании, достигнуты значительные успехи, благодаря развитию экспериментальной базы. Перечислить все достижения в науках невозможно, но их большинство используется в современных технологиях.
В качестве примера современного достижения науки, могут служить эксперименты с применением Большого адронного коллайдера - ускорителя заряженных частиц и в настоящее время является самой большой экспериментальной установкой в мире. Большой адронный коллайдер был разработан с одной целью - изучить топ-кварки, механизм электрослабой симметрии, поиск суперсимметрии и проверка других экзотических теорий. Открытие открытие Большого адронного коллайдере привело к дальнейшим экспериментам и открытиям, самым значимым из них является открытие Бозона Хиггса. Однако существует обратная сторона таких экспериментов. Пока используется лишь часть проектной мощности Большого андронного коллайдера. Некоторые ученые считают, что «последние годы с Землей происходит что-то неладное. Поле каждой частицы распространяется бесконечно. Не исключено, что вибрации протонов в коллайдере вызывают резонанс у всех протонов, нейтронов и электронов в теле нашей Планеты. И инициируют негативные процессы» [2].
Побочные эффекты после лабораторных экспериментов не единственная тенденция современности. Огромный ущерб, как теории, так и науке, наносит разрыв теории от эксперимента. Отстранение опыта и жизни является характерным не только для ученных, но также для философов, занимающихся философскими проблемами естествознания. Таким примером может послужить отношение ученных к кибернетике в 40-х годах ХХ века, тогда во всех философских словарях кибернетика называлась лженаукой. Если бы ученные продолжили пользоваться таким определением кибернетики, не были бы возможны полеты в космос и создание современных технологий, так как под управлением кибернетические системы производят управление всеми сложными многофункциональными процессами.
Работы ученых, внесших огромный вклад в развитие естествознания, проходили при связи эксперимента и теории. В итоге можно отметить, что для развития естественных наук, любая теория должна быть проверена на опыте. Совместное развитие теории и эксперимента в дальнейшем поможет вывести на более высокий уровень абсолютно все отрасли естествознания.
Библиографический список
1. Эксперимент. URL: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4638
2.Большой адронный коллайдер. URL: http: // kollaideru.net
3.Шишелова Т.И., Чиликанова Л.В., Созинова Т.В., Коновалов Н.П. Физические методы исследования веществ: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002. 156 с.
4.Хакуз П.М., Гура А.Ю. «Легкая трудность» как конструкция педагогического процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, культурология». Майкоп: изд-во АГУ, 2012. №4 (108). С. 33-4
5.Гура А.Ю. Проблемность истины и приемы ее обострения [Электронный ресурс] // Научные труды КубГТУ, - 2015. - №12. - Режим доступа: http: // ntk.kubstu.ru/file/707 (дата обращения: 12.12.2016)
ГОРЕНКО ДЕНИС АНДРЕЕВИЧ - магистрант кафедры кадастра и геоинженерии, Кубанский государственный технологический университет, Россия.