Научная статья на тему 'Роль и значение экологического аудита в экономике России'

Роль и значение экологического аудита в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение экологического аудита в экономике России»

СавонД.Ю,

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Одним из условий перехода к устойчивому развитию является сочетание интересов экономики с проблемами экологической безопасности общества и сохранения среды, благоприятной для жизни человека.

Экономический рост и экологическая безопасность тесно связаны между собой, и только их оптимальное сочетание способно обеспечить разумный баланс между деятельностью человека и природой.

Быстрый рост населения Земли в XX веке, научно-технический прогресс и беспрецедентное антропогенное воздействие на биосферу поставили мир на грань экологического кризиса, под угрозой оказалась сама возможность выживания человечества как вида.

В сложившейся ситуации вопросы, касающиеся экологической безопасности, вызывают повышенный интерес в деловой и финансовой сфере и оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность.

Механизмом регулирования взаимодействия общества и природы в условиях современного социально-экономического развития и перехода к его устойчивому состоянию является экологический аудит предприятия.

Слово «аудит» происходит от латинского слова audire, что означает слушать. Аудит - это официальное слушание, официальное исследование. Первоначально этот термин использовался только при исследовании финансовой отчетности.

Экологический аудит - довольно новый вид деятельности в рыночной экономике. Его появление вызвано все нарастающей озабоченностью в обществе проблемами охраны окружающей среды, экологизации промышленности, производимой продукции и предоставляемых услуг. Этого требуют не только многочисленные законы, правила и нормы, которые обяза-

тельны к исполнению, но и потребители товаров и услуг.

При переходе к рыночным отношениям природные ресурсы и сама окружающая среда стали их важнейшими субъектами. Вдруг обнаружилось, что ничем нельзя пользоваться бесплатно, даже атмосферным воздухом, а любое природопользование ставится под жесткий контроль государства. Появляются все новые природоохранные законы и другие нормативно-правовые акты, а за нарушение экологического законодательства предусматривается целый букет видов ответственности вплоть до закрытия предприятия, возмещения нанесенного окружающей среде ущерба и уголовной ответственности виновных.

В федеральном законе «Об охране окружающей среды», принятом 20.12.2001 г., приводится следующее определение: «экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Задачами экологического аудита являются обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия; выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Вторая половина 20-го столетия сформировала философию промышленной экологии, ориентированную на принципиальное сокращение существующих нагрузок на естественные природные ресурсы.

Впервые экологический" аудит появился в 70-х гг. в американской индустрии в результате ужесточения действующего экологического законодательства и юридической ответственности за нанесенный ущерб окружающей среде. Многие крупные предприятия вынуждены были использовать методы оценки своей деятельности в области охраны окружающей среды, способствующие выполнению требований природоохранного законодательства и созданию положительного имиджа в глазах общественности и контролирующих органов. Внедрение ряда рационализаторских предложений, сформулированных в результате подобного аудита, позволило достичь солидной экономии, а накопившийся с годами практический опыт был использован при разработке методологии оценки состояния промышленных объектов.

В этот период популярной становится идея безотходных технологий, ориентирующая промышленное производство на разработку новых конструкционных решений, исключающих само образование отходов. Между тем провозглашенные экологическим сообществом требования так и остались декларативными, поскольку реальное химическое производство не может быть абсолютно безотходным.

Предпосылкой возникновения экологического аудита в странах Европейского сообщества как нового подхода к природоохранной деятельности стало осознание глобальных экологических проблем и признание приоритетности их решения наряду с экономическими и социальными проблемами, что нашло отражение в принятии в 1993 г. Руководства по экологическому менеджменту и экологическому аудиту (БМЛБ).

Метод проб и ошибок привел к концу 90-х годов к наиболее прогрессивной и рациональной теории, суть которой заключается в формировании новой экологической культуры химического производства, прежде всего ориентированной не на утилизацию отходов, а на использование технологий, минимизирующих их образование. Не

менее важным представляется разработка альтернативных технологий, когда побочными продуктами производства становятся вещества, находящие применение в различных отраслях промышленности. В этих случаях возникает другой вопрос - насколько правомерно вообще рассматривать подобные продукты как отходы производства.

В России экологический аудит получил развитие, начиная с 90-х гг. Проблема сохранения окружающей среды и природных ресурсов России постепенно уходит с последнего места и становится предметом внимания со стороны правительства и общественности, а также промышленных кругов для предотвращения дальнейшего ухудшения окружающей среды, особенно на густонаселенных, урбанизированных территориях и в промышленных зонах. Необходимо усилить разработку мероприятий, заинтересовывающих предприятия выполнять природоохранное законодательство, что требует применения общепринятых в мировой практике соответствующих процедур и, в частности, экологического аудита.

В настоящее время рядом законодательно-нормативных документов закреплены понятие и процедура экоаудита. Так, в статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. №7-ФЗ) дано определение экологического аудита [1]. Классификатором правовых актов (код 110.010.100), одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 №511, предусмотрен экологический аудит как вид деятельности. Многие нормативные документы Госкомэкологии России и позднее МПР России определили основные принципы и направления развития экоаудита в России.

Проведение экологического аудита является добровольным делом каждого предприятия. Однако в последнее время в силу ряда объективных причин среди крупных промышленных предприятий и компаний наблюдается заметный интерес к экологическому аудиту. Все вопросы деятельности компании рассматриваются с точки зрения как технических, так и организационно-управленческих аспектов. Экологический аудит является важным инструментом экологического менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хо-

зяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологические риски, возможности возникновения аварий. Это свидетельствует о возросшем понимании высшего руководства предприятий значимости экологических проблем и их непосредственного или косвенного влияния на успешность экономической деятельности как на внутреннем рынке товаров и услуг, так и в условиях возросшей международной конкурентной борьбы.

Экологический аудит имеет значение при кредитовании предприятия: инвестор и банки хотят узнать об экологической ситуации на предприятии прежде, чем они примут решение об инвестировании или предоставлении ему кредита. Они хотят узнать, работает ли производство в соответствии с экологическим законодательством и выяснить, существует ли какое-либо серьезное загрязнение, ликвидация которого потребует больших вложений.

Экологический аудит может проводиться как по требованию контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления, так и по инициативе администрации предприятия.

В соответствии с действующим природоохранным законодательством, в первом случае выявленные нарушения влекут за собой штрафные санкции. При добровольной декларации руководителем предприятия о выявленных в ходе экологического аудита нарушениях санкции не применяются.

Экологический аудит проводится экоаудиторами, действующими в составе экоаудиторских организаций либо индивидуально. Для подтверждения профессиональной пригодности и квалификации аудиторов проводится их аттестация специальной Комиссией Госкомэкологии РФ (ныне МПР (Министерство природных ресурсов) РФ). Аттестуемый экоаудитор должен иметь высшее образование, практический опыт работы, связанной с охраной окружающей среды, природопользованием и методологией экоаудирования, не менее 4 лет, обладать знаниями специфики отрасли, в которой полагается проводить аудит, и пройти курс специального обучения в области экологического аудирования.

Экологическое аудирование является лицензируемым видом предпринимательской деятельности.

Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экологами-аудиторами. Оно должно состоять из трех частей: вводной части, аналитической и итоговой.

Аудит представляет собой объективное исследование с целью выявления, все ли элементы системы управления окружающей средой функционируют таким образом, как планировало руководство предприятия. Аудиторский отчет дает возможность директору предприятия улучшить те части системы управления, которые работают еще неудовлетворительно.

Предприятие само организует экологические аудиты и регулярно их проводит.

Руководящие указания по экологическому аудит}7 изложены в Российском стандарте ГОСТ Р ИСО 14010-98.

Аудит должен основываться на целях, поставленных клиентом. Объем аудита определяется ведущим аудитором при консультации с клиентом для достижения этих целей.

Вопрос о привлечении внешних и внутренних членов аудиторской группы решается клиентом. В группу могут входить опытные независимые служащие самого предприятия или внешние консультанты, нанятые по контракту для проведения аудита самим предприятием.

Экологические аудиты могут проводиться и персоналом самого предприятия. В любом случае лица, проводящие аудит, должны находиться в таком положении, чтобы делать это объективно и беспристрастно.

При проведении экологического аудита должны соблюдаться следующие принципы:

- объективность и независимость экологических аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников, руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

- профессионализм и компетентность экологического аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

- достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

- планирование работ по проведению экологического аудита;

- комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую природную среду);

- конфиденциальность информации, получаемой в результате проведения экологического аудита;

- ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экологический аудит производственного объекта или территории необходим, если возникла потребность:

♦ получить независимую документированную оценку соответствия хозяйственной деятельности требованиям нормативно-правовых актов, в том числе международных стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды, сертификация СУОС в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 и/кли международных стандартов ISO 14000, что позволит обеспечить конкурентоспособность продукции и продвижение ее на отечественном и мировом рынках товаров и услуг;

♦ оптимизировать свои отношения с природоохранными органами, органами власти и населением, снизить антропогенную нагрузку на природную среду и степень влияния производственной деятельности на здоровье своего персонала и население данной местности;

♦ выявить необоснованно завышенные экологические платежи, незаконность применения к предприятию санкций;

♦ подтвердить для налоговых служб льготы по начислению налога на имущество в части основных фондов природоохранного назначения (разработка и утверждение Перечня основных фондов предприятия природоохранного назначения);

♦ разрешить проблемы, связанные с отсутствием заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на стадии проектирования действующих или завершенных строительством производственных объектов (по договоренности с природоохранными органами отчет и заключение экологического аудита могут заменить отсутствующее заключение ГЭЭ);

♦ получить экологический сертификат на выпускаемую продукцию и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке;

♦ определить экологические риски для страхования и обеспечения промышленной безопасности производства;

♦ разработать и декларировать собственную экологическую политику, формировать положительный имидж предприятия, приоритетное положение при рассмотрении инвестиционных проектов;

♦ участвовать в системе экологического страхования для покрытия непредвиденных затрат, связанных с экологическим риском, в случае аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

♦ определить экологический ущерб природной среде настоящим или прежним собственником хозяйствующего объекта при изменении собственника;

♦ оценить экологическую безопасность производства для получения кредита в российских и зарубежных банках.

Экологический аудит может осуществляться по следующим направлениям:

1. Комплексная оценка фонового состояния территорий лицензионных участков.

2. Экологический аудит промышленных предприятий-природопользовате-лей в ходе их производственной деятельности.

3. Экологический аудит в случаях выявления производственных объектов, строящихся либо построенных без заключения государственной экологической экспертизы.

4. Экологический аудит основных фондов на предмет соответствия критериям, предъявляемым к оборудованию природоохранного назначения, пожарной безопасности и гражданской обороны, а также сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.

5. Экологический аудит в случаях несоответствия (превышения) фактического уровня воздействия на окружающую среду установленным нормативам (лимитам).

6. Экологический аудит по оценке эффективности природоохранных мероприятий.

!

Все государства кооперируются в реализации возможностей достижения устойчивого развития как в своей стране, так и в рамках мирового сообщества.

Международная организация стандартов разработала нормы и процедуру проведения экологического аудита (сер. ISO 14000). В апреле 1995 г. вступила в силу добровольная программа "Схема экологического управления и аудита Европейского Союза" (EMAS). Миссия по обобщению полученных данных и распространению новых принципов промышленной экологии была возложена на Организацию объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO), создавшую на сегодняшний день около 20 центров, прежде всего в странах с переходной экономикой, где экологические проблемы ощущаются наиболее остро.

Необходимым шагом для интеграции национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды и требований, предъявляемых к качеству жизни, является успешное внедрение в Западной Европе и в России международных стандартов ISO серии 14000, касающихся экологического аудита и систем управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) на предприятии. Определенная работа по внедрению ИСО 14000 (подготовка экоаудиторов, лицензирование деятельности по экоаудиту и эко-сертификации, аккредитация органов по сертификации систем управления окружающей средой) ведется Министерством природных ресурсов России и Торгово-промышленной палатой России. Этот процесс значительно ускорился благодаря выпуску стандартов этой серии в качестве государственных стандартов России (ГОСТ Р ИСО 14001-98, ГОСТ Р ИСО 14004-98, ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011-98, ГОСТ Р ИСО 14012-98, ГОСТ Р ИСО 14040-99, ГОСТ Р ИСО 14050-99). Общая цель этого стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими по-, требностями.

Однако, несмотря на различия условий появления и развития в разных странах, экологический аудит представляет собой документированный процесс оценки и засвидетельствования соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства, стандартов, нормативов, правил и инструкций в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с учетом специфики основного вида деятельности предприятия [2].

Как показали теория и практика, особенностями экологического аудита являются независимость оценки деятельности предприятия, конфиденциальность полученной информации в рамках соответствующего законодательства, высокий профессионализм и этика аудиторов-экологов.

Развитие экологического аудита в России, исходя из анализа, сдерживается по ряду причин. Первая причина заключается в отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы. Вторая причина -отсутствие независимой Ассоциации профессиональных экологов-аудиторов. Третья причина - отсутствие разъяснений важности и нужности экологического аудита в промышленности и других сферах деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. В условиях объединения ряда природно-ресурсных ведомств в одном министерстве (МПР России) возникает возможность развить экоаудит как инструмент комплексного управления охраной окружающей среды и природными ресурсами.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

2. Основы экологического аудита. М.:МНЭПУ, 2001.

3. Шевчук А.В. Вопросы развития экологического аудита: Материалы семинара «Интеграция стандартов менеджмента качества и экологического менеджмента». М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.