Научная статья на тему 'Роль и значение ботанического сада в республике Тува'

Роль и значение ботанического сада в республике Тува Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
343
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИЧЕСКИЙ САД / BOTANICAL GARDEN / ЛАНДШАФТЫ / LANDSCAPES / КОЛЛЕКЦИЯ РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ / COLLECTION RARE AND DISAPPEARING KINDS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ооржак Анета Викторовна, Дубровский Николай Григорьевич

Ботанические сады созданы во всех областных центрах, городах и республиках России. Они занимают особое место в экологическом образовании молодежи. Ботанический сад ТувГУ основан как центр изучения и сохранения флоры Тувы, а также для подготовки специалистов-ботаников и учебно-производственная база для полевых практик по ботанике, физиологии растений, основам сельского хозяйства, генетике, методике преподавания биологии, а также специальных курсов. Ботанический сад в Республике Тува позволит не только сохранить уникальные степные эндемики региона, но и послужит сохранению генофонда растительных богатств Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OFTHE BOTANICAL GARDEN IN REPUBLIC TUVA

The botanical gardens are created at all regional centres, cities and republics of Russia. They borrow (occupy) the special place in ecological education of youth. The botanical garden Tuva state university, is based as the centre of study and preservation the vegetation in Tuva, and also for preparation of the experts botanic and industrial practice base for field practice on botany, physiology of plants, bases of an agriculture, genetics, technique of teaching of biology, and also special rates. The botanical garden in Republic Тuva will allow not only to save unique steppe rare types of region, but also will serve to preservation the fund gene of vegetative riches Тuva.

Текст научной работы на тему «Роль и значение ботанического сада в республике Тува»

9. Малер Г., Кордес Ю. Основы биологической химии. - М.: Мир, 1970.

10. Мензел Д. Наше солнце.-М.: ГИФИЛ, 1963.

11. С.О. Механизмы функционирования степных экосистем: устойчивость и динамические процессы: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. - М., 2001. - 44 с.

12. Ригель Дж. Энергия, жизнь и организм. - М.: Мир, 1967.

13. Сауков A.A. Геохимия. - М.: Наука, 1966.

14. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов H.H., Яблоков A.B. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1969.-408 с.

15. Титаев A.A. Эволюция органических соединений на Земле. - М.: Наука, 1974.

16. УотсонДж. Двойная спираль. - М., 1969.

17. Paine R.T. Energy flow in a natural population of the herbivorous gastropod Tegula funebralis // Limnol. Oceanogr.- 1971,-Vol. 16.-№ l.-P. 86-98.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА В РЕСПУБЛИКЕ ТУВА

А.В. Ооржак., Н.Г. Дубровский Тувинский государственный университет, Кызыл

IMPORTANCE OFTHE BOTANICAL GARDEN IN REPUBLIC TUVA

Oorzhak A. V., Dubrovskiy N. G.

Tuva state university, Kyzyl

Ботанические сады созданы во всех областных центрах, городах и республиках России. Они занимают особое место в экологическом образовании молодежи. Ботанический сад ТувГУ основан как центр изучения и сохранения флоры Тувы, а также для подготовки специалистов-ботаников и учебно-производственная база для полевых практик по ботанике, физиологии растений, основам сельского хозяйства, генетике, методике преподавания биологии, а также специальных курсов. Ботанический сад в Республике Тува позволит не только сохранить уникальные степные эндемики региона, но и послужит сохранению генофонда растительных богатств Тувы.

The botanical gardens are created at all regional centres, cities and republics of Russia. They borrow (occupy) the special place in ecological education of youth. The botanical garden Tuva state university, is based as the centre of study and preservation the vegetation in Tuva, and also for preparation of the experts - botanic and industrial practice base for field practice on botany, physiology of plants, bases of an agriculture, genetics, technique of teaching of biology, and also special rates. The botanical garden in Republic Tuva will allow not only to save unique steppe rare types of region, but also will serve to preservation the fund gene of vegetative riches Tuva.

Ключевые слова: ботанический сад, ландшафты, коллекция редких и исчезающих видов.

Key words: a botanical garden, landscapes, collection rare and disappearing kinds.

Республика Тува расположена в центре Азии, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных

ландшафтов, в широкой полосе гор и межгорных равнин.

Своеобразные природные условия Тувы определили богатство ее растительного мира. Почти половина территории покрыта лесами, около 40% ее занимают равнинные и горные степи, растительность высокогорий - 1%. В республике насчитывают около 2066 видов сосудистых растений относящихся к 539 родам и 123 семействам. Этот уникальный фонд необходимо сохранить.

Разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира, положение на стыке бореальной и центрально-азиатской биогеографических областей делают природу республики крайне интересной. Здесь произрастают представители тундр, обитатели пустынь, сухих степей, высокогорий и тайги. Это позволяет поставить Туву в ряд перспективных регионов в деле сохранения и

восстановления генофонда редких,

исчезающих, эндемичных и реликтовых видов животного и растительного мира (Красная книга Республики Тыва, 2002).

Среди многих проблем современной биологии, одной из самой глобальной является проблема сохранения биоразнообразия растений. Отчетливо осознавая ответственность перед будущими поколениями в деле сохранения биологического потенциала Тувы.

Ботанический сад в Республике Тува позволит не только сохранить уникальные степные эндемики региона, но и послужит сохранению генофонда растительных богатств Тувы.

Ботанические сады созданы во всех областных центрах, городах и республиках России. Они занимают особое место в экологическом образовании молодежи.

Идея создания ботанического сада (БС) на базе Агробиостанции Тувинского государственного университета принадлежит преподавателям и сотрудникам кафедры общей биологии,

Ооржак A.B., Дубровский Н.Г. Роль и значение ботанического сада в Республике Тува

как центр изучения и сохранения флоры Тувы для подготовки специалистов-ботаников и учебно-производственная база для полевых практик по ботанике, физиологии растений, основам сельского хозяйства, генетике, методике преподавания биологии, а также специальных курсов. Практическую часть курсовых и дипломных работ студенты закладывают и изучают на базе ботсада.

Основные задачи ботанического сада ТувГУ:

• исследование флоры и растительного покрова Тувы;

• изучение биологии, распространение и разработка мер по охране редких и исчезающих видов;

• интродукция редких, хозяйственно ценных, лекарственных, декоративных видов и зерновых культур;

• внедрение районированных сортов плодово-ягодных, овощных и зерновых культур;

• пополнение банка семян и коллекции живых растений ботсада;

• пополнение гербарного фонда ботанического сада;

• проведение лабораторных занятий, летних практик, специальных курсов;

• предоставление материала для выполнения курсовых и дипломных работ;

В структуру ботанического сада ТувГУ входят:

1. Отдел древесных и кустарниковых растений (дендрарий). В дендрарии посажены более 20 видов древесных и кустарниковых растений. Коллекцию древесных растений составляют представители местной флоры, а также есть представители дальневосточной и северо-американских флор. Собирается коллекция древесных и кустарниковых растений для дальнейшей интродукции в условиях Тувы.

2. Отдел систематики и травянистых растений. Занимается изучением флоры Тувы, сбором гербария и коллекцией живых растений для сохранения генофонда тувинской флоры. Планируется создание семенного фонда.

3. Отдел декоративных растений. Научное направление работы отдела связано с обогащением культурной флоры Тувы на основе широкого привлечения в нее культивируемых видов Земного шара и местных декоративных дикорастущих растений. Из природной флоры собирается коллекция декоративных растений: касатики, очитки, камнеломки, лютики, вероники, лапчатки, акониты, дельфиниумы и т.д.

4. Отдел геоботаники и природных ресурсов. Работа этого отдела будет направлена на изучение и оценку состояния растительного покрова Тувы, изучение флоры и растительности нарушенных местообитаний, выявление новых местообитаний заносных видов растений, а также проведение биоиндикационных работ по оценке состояния окружающей среды.

Важно знать ботанический сад начал создавать коллекцию живых растений, состоящей из представителей местной, дальневосточной и северо-американской флоры (бархат амурский, барбарис амурский, аралия манжурская, клен Гиннала, орех маньжурский, лимонник китайский, фундук трехлопастной, туя и др.). Изучение их биологии и физиологии дает студенту и школьнику живой интерес, каждый раз будет знакомится с многообразием местной и другой флоры, редкими и исчезающими видами, группой хозяйственно-полезных растений.

Из декоративных и лекарственных растений были приобретены: ирис болотный, очитки, ясколка войлочная, флоксы, хоста, гвоздики, двукисточник, люпин, бадан толстолистный, лук шнитта, мята перечная, левзея сафлоровидная (маралий корень), родиола розовая и тд.

Из южно-сибирского ботанического сада (ЮСБС) г. Барнаула пополнена коллекция древесных и кустарниковых видов: яблоня, малина, смородина, ель голубая, липа и тд.

На территории ботсада закладываются экспозиции с лекарственными, редкими и исчезающими видами, а также заложена ветрозащитная полоса с восточной стороны дендрария. На альпийской горке начинается коллекция многолетних травянистых растений из местной флоры. Заложен плодово-ягодный отдел (малина, крыжовник, вишня, смородина, слива, груша, яблоня).

Ботанический сад ТувГУ стал тесно работать с Южно-Сибирским ботаническим садом (ЮСБС) Алтайского госуниверситета, Горно-Алтайским ботаническим садом (ГАБС), ГНУ НИИСС им. М.А. Лисавенко г. Барнаула, Центрально сибирским ботаническим садом СО РАН г. Новосибирска, а также ботаническим садом Хакасии.

Для коллекционирования образцов местной флоры в июле 2010 года была совместная научная экспедиция преподавателей и студентов ТувГУ и ученых лаборатории биологически активных веществ из I Московского госуниверситета им. Сеченова во главе Павло-

вой Л.А. в Тере-Хольский кожуун с. Кунгуртуг и в Тоджинский кожуун с.Тоора-Хем.

Для создания эталонных экспозиций тувинской флоры (альпийской горки) и лекарственного огорода ботсада ТувГУ были привезены на базу ботсада: лук тувинский, лук Алтайский, очиток, вероника однолетняя, карагана гривастая, курильский чай, береза карликовая, бадан толстолистный, сосна сибирская и тд. Кроме этого было собрано лекарственное сырье из растений местной флоры, которое используется в официальной и народной медицине тувинцев: листья смородины, малины, бадана толстолистного, хвоща полевого, подмаренника настоящего, вероники седой, манжетки, горца живородящего, ветки березы карликовой и березы бородавчатой, караганы гривастой и тд. Собран гербарный материал около 300 гербарных листов.

Сохранность видов в основном напрямую зависит от зимостойкости. Виды успешно прошедшие адаптацию в ботсаду можно рекомендовать как перспективные для опытного использования в насаждениях различного целевого назначения.

Наши предки относились к природе и глубоко верили, что духи тайги, земли, воды, животных оберегают их от неприятностей или несчастных случаев. Запрещались действия наносящие вред окружающей среде и ее обитателям. Особое внимание всегда уделялось этноэкологическому образованию. Для коренного населения культ природы всегда был выше материальных интересов.

Жители республики Тува, а также гости столицы смогут не выезжая из города ознакомиться с растительным миром нашего края. Студенты и школьники Республики хорошо будут знать свой растительный мир, использовать их в пище, лекарственных, кормовых и технических целях.

Литература

1. Баханова М.В., Намзалов Б.Б. Интродукция растений. Улан-Удэ, 2009. - 207 с.

2. Лекарственные растения СССР (культивируемые и дикорастущие) Издательство «КОЛОС» Москва -1967).С. 190-191.

3. Определитель растений Республики Тывы. Новосибирск 2007. С. 30-90.

4. Красная книга Республики Тыва. Растения. Новосибирск, 2002. С.7-9.

МОРФОФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ

Л. К. Будук-оол Тувинский государственный университет, Кызыл

MORFOPHYSICAL FEATURES of the ORGANISM STUDENT AS FACTOR to ADAPTATION To

CONDITION of the AMBIENCE L.K. Buduk-ool

Изучены морфофизические характеристики и уровень физического развития студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Республики Тыва. Показано, что студенты, проживающие в дискомфортных ютиматогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности физического развития. Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и «широкогрудости» тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

Ключевые слова: антропометрические показатели, физическое развитие, студенты тувинской и русской национальности

Studied morfophysical of the feature and level of the physical development student miscellaneous ethnic groups, living in condition of the Republic Tuva. It Is shown that students, living in nonsuitable climatic geographical condition, have not only age -sexual, but also regional particularities антропометрических factors and physical development. The Discovered difference in more low anthropological measurements to factor and "broad bosom" tuvinian student is indicative of ethnic particularity, conditioned genetic factor and influence of the conditions of the ambience, forming determined adaptive type.

Keywords: anthropological measurements to factors, physical development, students tuvinian and russian nationality

Уровень физического развития характе- тельность человека и, следовательно, является ризует состояние функциональных систем актуальным в контексте адаптации студентов к организма, обеспечивающих жизнедея- обучению в вузе. Динамика физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.