Научная статья на тему 'Роль и значение ботанического сада тувинского государственного университета в подготовке учителей биологии'

Роль и значение ботанического сада тувинского государственного университета в подготовке учителей биологии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
287
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дубровский Николай Григорьевич, Ооржак А. С.

В статье представлена методика проведения многолетнего эксперимента по изучению динамики успеваемости студентов ТувГУ методами математической статистики. Данные исследования проводят сами студенты. Студенты сформированы в функционально взаимосвязанный коллектив студентов 3, 4 и 5-го курсов, выполняющих свои курсовые и дипломные работы. Обследованию подвергаются группы студентов за весь период их обучения в Вузе, с учётом их оценок в школе и на вступительных экзаменах (в том числе ЕГЭ). Показывается эффективность указанной формы обучения студентов в педагогическом, научном, методическом, и в воспитательном аспектах. Отмечается значимость получаемых при реализации проекта результатов для совершенствования учебного процесса в Вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Дубровский Николай Григорьевич, Ооржак А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение ботанического сада тувинского государственного университета в подготовке учителей биологии»

УДК 378.01

Дубровский Николай Григорьевич

Доктор биологических наук, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

Ооржак А. С.

Тувинский государственный университет, tgu@tuva.ru, Кызыл

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

Dubrovskiy Nikolay Grigorevich

Doctor of biological sciences, professor TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

Oorzhak A. S.

Tuva state university, tgu@tuva.ru, Kyzyl

IMPORTANCE OFTHE BOTANICAL GARDEN OF TUVAN STATE UNIVERSTTY WHEN TRAINING BIOLOGY TEACHERS

Республика Тува расположена в центре Азии, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов, в широкой полосе гор и межгорных равнин.

Своеобразные природные условия Тувы определили богатство ее растительного мира. Почти половина территории покрыта лесами, около 40% ее занимают равнинные и горные степи, растительность высокогорий - 1%. В республике насчитывают около 2066 видов сосудистых растений относящихся к 539 родам и 123 семействам. Этот уникальный фонд необходимо сохранить.

Разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира, положение на стыке бореальной и центрально-азиатской биогеографических областей делают природу республики крайне интересной. Здесь произрастают представители тундр, обитатели пустынь, сухих степей, высокогорий и тайги. Это позволяет поставить Туву в ряд перспективных регионов в деле сохранения и восстановления генофонда редких, исчезающих, эндемичных и реликтовых видов животного и растительного мира (Красная книга Республики Тыва, 2002).

Среди многих проблем современной биологии, одной из самой глобальной является проблема сохранения биоразнообразия растений. Отчетливо осознавая ответственность перед будущими поколениями в деле сохранения биологического потенциала Тувы, ботанический сад в Республике Тува позволит не только сохранить уникальные степные эндемики региона, но и послужит сохранению генофонда растительных богатств Тувы.

Ботанические сады созданы во всех областных центрах, городах и республиках России. Они занимают особое место в экологическом образовании молодежи.

Идея создания ботанического сада (БС) на базе Агробиостанции Тувинского государственного университета принадлежит преподавателям и сотрудникам кафедры общей биологии, как центр изучения и сохранения флоры Тувы не только для подготовки специалистов-ботаников, но и учителей биологии. Также является учебно-производственной базой для полевых практик по ботанике, физиологии растений, основам сельского хозяйства, генетике, методике преподавания биологии, а также специальных курсов.

Знакомство с полевым материалом у студентов естественногеографического факультета продолжается с 1 по 4 курсы. Согласно учебным програмамм на практиках студенты знакомятся видовым разнообразием флоры, приобретают навыки гербаризации и фиксации полевого материала, морфоанатомического анализа растений, ставят опыты по изучению водного режима растений, по морфофизиологической изменчивости и т.д. Практическую часть курсовых и дипломных работ студенты закладывают и изучают на базе ботсада. Это хорошая база для научно-исследовательских работ студентов. Приобретенные навыки студенты развивают в лабораториях кафедры «Флора и растительность» и «Генетических исследований» ТувГУ, где они имеют возможность продолжить исследования.

Основные задачи ботанического сада ТывГУ:

• проведение лабораторных занятий, летних практик, специальных курсов;

• предоставление материала для выполнения курсовых и дипломных работ;

исследование флоры и растительного покрова Тувы;

• изучение биологии, распространение и разработка мер по охране редких и исчезающих видов;

интродукция редких, хозяйственно ценных, лекарственных, декоративных видов и зерновых культур;

внедрение районированных сортов плодово-ягодных, овощных и зерновых культур;

пополнение банка семян и коллекции живых растений ботсада;

• пополнение гербарного фонда ботанического сада;

В структуру ботанического сада ТывГУ входят:

1. Отдел древесных и кустарниковых растений (дендрарий). В дендрарии посажены более 20 видов древесных и кустарниковых растений. Коллекцию древесных растений составляют представители местной флоры, а также есть представители дальневосточной и северо-американских флор. Собирается коллекция древесных и кустарниковых растений для дальнейшей интродукции в условиях Тувы.

2. Отдел систематики и травянистых растений. Занимается изучением флоры Тувы, сбором гербария и коллекцией живых растений для сохранения генофонда тувинской флоры. Планируется создание семенного фонда.

3. Отдел декоративных растений. Научное направление работы отдела связано с обогащением культурной флоры Тувы на основе широкого привлечения в нее культивируемых видов Земного шара и местных декоративных дикорастущих растений. Из природной флоры собирается коллекция декоративных растений: касатики, очитки, камнеломки, лютики, вероники, лапчатки, акониты, дельфиниумы и т. д.

4. Отдел геоботаники и природных ресурсов. Работа этого отдела будет направлена на изучение и оценку состояния растительного покрова Тувы, изучение флоры и растительности нарушенных местообитаний, выявление новых местообитаний заносных видов растений, а также проведение биоиндикационных работ по оценке состояния окружающей среды.

Важно знать ботанический сад начал создавать коллекцию живых растений, состоящей из представителей местной, дальневосточной и североамериканской флоры (бархат амурский, барбарис амурский, аралия ман-журская, клен Гиннала, орех маньжурский, лимонник китайский, фундук трехлопастной, туя и др.). Изучение их биологии и физиологии дает студенту и школьнику живой интерес, каждый раз будет знакомится с многообразием местной и другой флоры, редкими и исчезающими видами, группой хозяйственно-полезных растений.

Из декоративных и лекарственных растений были приобретены: ирис болотный, очитки, ясколка войлочная, флоксы, хоста, гвоздики, двукисточник, люпин, бадан толстолистный, лук шнитта, мята перечная, левзея сафлоровидная (маралий корень), родиола розовая и т. д.

Из южно-сибирского ботанического сада (ЮСБС) г Барнаула пополнена коллекция древесных и кустарниковых видов: яблоня, малина, смородина, ель голубая, липа и т. д.

На территории ботсада закладываются экспозиции с лекарственными, редкими и исчезающими видами, а также заложена ветрозащитная полоса с восточной стороны дендрария. На альпийской горке начинается коллекция многолетних травянистых растений из местной флоры. Заложен плодово-ягодный отдел (малина, крыжовник, вишня, смородина, слива, груша, яблоня).

Ботанический сад ТувГУ стал тесно работать с Южно-Сибирским ботаническим садом (ЮСБС) Алтайского госуниверситета, Горно-Алтайским ботаническим садом (ГАБС), ГНУ НИИСС им. М. А. Лисавенко г. Барнаула, Центрально сибирским ботаническим садом СО РАН г. Новосибирска, а также ботаническим садом Хакасии.

Для коллекционирования образцов местной флоры в июле 2010 года была совместная научная экспедиция преподавателей и студентов ТывГУ и ученых лаборатории биологически активных веществ из I Московского госуниверситета им. Сеченова во главе Л. А. Павловой в Тере-Хольский кожуун с. Кунгуртуг и в Тоджинский кожуун с. Тоора-Хем.

Для создания эталонных экспозиций тувинской флоры (альпийской горки) и лекарственного огорода ботсада ТывГУ были привезены на базу бот-сада: лук тувинский, лук Алтайский, очиток, вероника однолетняя, карагана гривастая, курильский чай, береза карликовая, бадан толстолистный, сосна сибирская и т. д. Кроме этого было собрано лекарственное сырье из растений местной флоры, которое используется в официальной и народной медицине тувинцев: листья смородины, малины, бадана толстолистного, хвоща полевого, подмаренника настоящего, вероники седой, манжетки, горца живородящего, ветки березы карликовой и березы бородавчатой, караганы гривастой и т. д. Собран гербарный материал около 300 гербарных листов.

Сохранность видов в основном напрямую зависит от зимостойкости. Виды успешно прошедшие адаптацию в ботсаду можно рекомендовать как перспективные для опытного использования в насаждениях различного целевого назначения.

Наши предки относились к природе и глубоко верили, что духи тайги, земли, воды, животных оберегают их от неприятностей или несчастных случаев. Запрещались действия наносящие вред окружающей среде и ее обитателям. Особое внимание всегда уделялось этноэкологическому образованию. Для коренного населения культ природы всегда был выше материальных интересов.

Жители республики Тува, а также гости столицы смогут, не выезжая из города ознакомиться с растительным миром нашего края. Студенты и школьники Республики хорошо будут знать свой растительный мир, использовать их в пище, лекарственных, кормовых и технических целях. Таким образом, у студентов - биологов вырабатываются необходимые будущему педагогу умения и навыки определения растений и животных, и воспитывается любовь и уважение к природе родного края, к сельскохозяйственному труду, бережное отношение к природе и ее охрана.

Библиографический список

1. Баханова, М. В. Интродукция растений [Текст] / М. В. Баханова, Б. Б. Нам-залов. - Улан-Удэ, 2009. - 207 с.

2. Лекарственные растения СССР (культивируемые и дикорастущие). - Москва, издательство «КОЛОС», 1967. - С. 190-191.

3. Определитель растений Республики Тывы [Текст]: Новосибирск, 2007. -С. 30-90.

4. Красная книга Республики Тыва. Растения [Текст]: Новосибирск, 2002. -С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.