РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АГЕНТСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В. В. ХУДЕЕВА
Статья посвящена проблемам развития механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Предложена технология управления по распространению инноваций, которая может быть использована в работе агентства регионального развития.
Ключевые слова: кластер, зона опережающего развития, государственная поддержка, инновационный проект, конкурентные преимущества региона, управления проектами, управление рисками, инвестиционная деятельность, инновационная стратегия региона.
Возрастающее значение регионов в повышении конкурентоспособности государства требует реформирования местных, региональных и федеральных властных структур таким образом, чтобы создать условия для использования растущего потенциала регионов: их способности к позиционированию в конкурентной среде, формированию и поддержанию конкурентных преимуществ.
На наш взгляд, обязательным условием такого реформирования в рамках модернизации государственной региональной политики является создание такой структуры органов государственной власти, участвующих в процессе формирования и реализации государственной региональной политики, которая бы отвечала требованиям, как формирования и адаптации самой политики (принципы, цели, содержание, механизмы и процедуры реализации и т. п.), так и внедрения политики (мониторинг хода реализации; корректировка; информационный обмен и т. д.) [1].
Чтобы удовлетворять требованиям, вытекающим из задач правительства по определению общих политических целей и контроля за их реализацией в соответствии с заранее установленными принципами и правилами, решением, эффективным для реализации государственной региональной политики, является создание Федерального агентства регионального развития, связанного с одним из ключевых отраслевых министерств -Министерством регионального развития РФ, координирующего вопросы регионального развития и работающего в качестве организации зонтичного типа для всех АРР страны. В целом, функционирование Федерального агентства регионального
развития сходно с работой операционного отдела министерства, что во многом похоже на роль АРР в его отношениях с региональной администрацией.
Дополнительные выгоды такого подхода заключаются в улучшении межрегионального обмена для субъектов регионального развития, стандартизации процедур, необходимых для реализации политики, более эффективном обмене информацией между правительством страны и администрациями регионов и, наконец, более полном понимании текущей ситуации в регионах для лиц, принимающих решения на общенациональном уровне (сравнительные параметры, выравнивание региональных различий и т. п.).
Предложенный подход предусматривает создание децентрализованной сети агентств территориального развития, представляющей собой систему взаимосвязанных в рамках реализации государственной региональной политики, посреднических организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Их роль в рассматриваемой системе модернизируемой государственной региональной политики характеризуется практической направленностью, учитывающей потребность федерального правительства в осуществлении контроля (мониторинга) хода реализации государственной региональной политики, а также тем, что усилия по развитию на региональном уровне тесно связаны с координацией местных и региональных инициатив в рамках целей и приоритетов, обозначенных в стратегических документах на всех уровнях властной вертикали.
Дополнительные выгоды такого подхода заключаются в улучшении межгерриториального взаимодействия субъектов регионального развития (включая общественные институты, инвесторов; представителей бизнеса и т. п.), стандартиза-
ции процедур, необходимых для реализации политики, более эффективном обмене информацией, для принятия обоснованных решений органами государственной власти и местного самоуправления [3].
Рис. 1. Децентрализованная сеть Агентств развития
Современное состояние обмена информацией по вопросам регионального развития, координации усилий федеральной, региональной и местной властей, а также субъектами экономической деятельности на различных уровнях, далеко от совершенства: информация носит узковедомственный характер, интересующий отдельные министерства, фрагментарно характеризует развитие регионов; отсутствует комплексный анализ проблем и приоритетов субъектов РФ в увязке с межрегиональными интересами.
В любом случае, обмен информацией по вопросам регионального развития между местными, региональными и федеральными экономическими субъектами будет в большей мере осуществляться по каналам АРР, идеально подходящим для роли посредников между различными государственными и негосударственными структурами на всех уровнях властной вертикали.
Что касается организационной структуры и организационно-правовой формы АРР, то вопрос разработки соответствующего регламента и директив находится в компетенции администрации региона. Но какой бы ни была окончательная
структура этих агентств, совершенно очевидно, что необходимо поощрять модели, обеспечивающие наиболее широкое участие заинтересованных сторон. Они, с одной стороны, будут защищать интересы муниципальных органов самоуправления в рамках общей структуры власти, а, с другой стороны, обеспечивать эффективные процедуры для вовлечения негосударственных заинтересованных лиц, учреждений и организаций путем создания коммуникативных площадок. На рисунке 2 представлен один из возможных вариантов организационной структуры АРР.
Важным элементом начального этапа реформирования структуры исполнительных органов власти субъектов Федерации является создание отделов управления программами (далее - ОУП). В этих условиях они являются главным координирующим органом в сфере государственной региональной политики с федеральными министерствами и ведомствами и основой для выделения части функций при создании будущих Агентств регионального развития. Наш подход предусматривает их организацию в структуре региональных администраций. Они будут являться ключевыми
исполнителями и координирующими органами в процессе создания, реализации, мониторинга и корректировки стратегий и областных целевых
программ регионального развития, а также выполнения координирующих функций и оценки их реализации в регионах.
ДЕПАРТАМЕНТ 1
Стратегическое планирование и руководство программы
ДЕПАРТАМЕНТ 2
Экономическое стимулирование, передача технологий
ДЕПАРТАМЕНТ 3
Региональный/ местный маркетинг, туризм, связи с общественностью
ДЕПАРТАМЕНТ 4
Бюджет, контроль, оценка, администрация
ДЕПАРТАМЕНТ 5
Общественные фонды, правовые вопросы, консультирование
Рис. 2. Организационная структура агентства регионального развития
Их основной функцией является осуществление взаимодействия между муниципалитетами, негосударственными организациями, представленными в региональных партнерствах, отраслевыми органами исполнительной власти регионов.
Вследствие этого в среднесрочной перспективе ОУПы будут отвечать за подготовку, мониторинг и актуализацию стратегий и программ регионального развития в субъектах Федерации, оценивать достижение поставленных промежуточных и конечных целей и в особенности обеспечивать эффективное участие муниципальных администраций, учет и анализ их конструктивных предложений и инициатив.
Если в будущем администрация региона примет решение о целесообразности (или даже необходимости и обязательности) создания полноправного Агентства регионального развития (АРР), включающего исполнение функций по региональному маркетингу, привлечению инвестиций, инновационному развитию, туризму и т. д., то в первой переходной фазе основной функцией Агентства будет выполнение ключевых задач реализации государственной региональной политики, особенно, в части, касающейся разработки и реализации стратегий регионального развития, а также непо-
средственно связанных с ними функций координации. Это в первую очередь включает мониторинг и оценку реализации стратегии и программ развития, проектов, направленных на их выполнение, финансовые вопросы, связанные с использованием выделенных государством средств для выполнения программных мероприятий, координацию местных и региональных стратегий и программ. Кроме того, они будут отвечать за адаптацию (обновление) стратегии в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями.
На практике это будет означать передачу функций ОУПов Агентствам регионального развития.
Администрация в то же время должна сохранять координирующую, аналитическую и контрольную функции для взаимодействия и оценки деятельности Агентства регионального развития.
Тем не менее, на примере многочисленных видов АРР, уже существующих в регионах Евросоюза, можно констатировать, что такие организации оказывают разнообразное положительное влияние на региональное развитие, когда они наделяются функциями, выходящими далеко за пределы исполнения задач «от лица» других государственных организаций [4].
Другими словами, АРР могут быть чем-то большим, чем просто дополнительный «отросток» региональной администрации, что обусловлено их особым организационно-правовым статусом. Организованные в большинстве случаев (в плане местонахождения и подчинения) вне существующих административных структур, АРР являются идеальным средством обмена информацией между организациями всех форм собственности, так как они могут работать без чрезмерной заорганизованности, присущей традиционным органам власти. Вместо «администрирования» проблем и процессов, АРР нацелены на более активную работу, готовы к диалогу, ориентированы на оказание услуг для бизнеса. Соответственно, их штат состоит не из госслужащих, а из руководителей проектов, специалистов по связям, консультантов и т. д., которые могут предоставлять техническую помощь бизнесу и инвесторам как и обычные консалтинговые организации.
Вместе с тем, относительно организационноправовой формы самого АРР, целесообразно особо подчеркнуть, что наиболее предпочтительной является форма государственной некоммерческой организации, с целью исключения влияния бизнеса на принятие решений по региональным вопросам в чьих бы то ни было узких интересах.
Это превращает их в органы комплексного обслуживания для бизнеса в части, касающейся региональных функций, нацеленных на улучшение деловой среды и связанной с ней инфраструктуры.
В связи с возрастающей важностью научных исследований, развития и инноваций для конкурентоспособности регионов агентства могут взять на себя дополнительные посреднические функции для поддержки региональных инноваций и передачи технологий. Тесная связь этих задач с традиционными услугами по поддержке предпринимательства и специальные навыки, необходимые для их выполнения, заметно превысили арсенал возможностей и способностей государственных структур, что привело к логичному выводу о необходимости делегирования этих функций специализированным агентствам.
«Оснащенные» подобным образом АРР смогут играть особенно важную роль в привлечении иностранных инвестиций. В идеале такой подход должен поддерживаться логичной стратегией продвижения и позиционирования региона, являющийся частью стратегического подхода к привлечению инвестиций, в том числе, и должен быть направлен на разработку и продвижение четко определенного имиджа региона.
Имидж включает все то, что может сделать регион привлекательным для размещения в нем
предприятий и потенциального инвестирования: в частности, помимо конкурентоспособных цен на землю, энергоресурсы и рабочую силу, инновационный потенциал, приоритетные проекты, кластеры и зоны опережающего развития, он включает выгодное географическое положение. Этот процесс называется активным позиционированием и продвижением региона и основан на обозначенных абсолютных и сравнительных конкурентных преимуществах региона [2].
Необходимо обратить самое серьезное внимание на региональные компоненты в процессе экономического развития с тем, чтобы уже в практическом плане определить перспективные направления и проекты, представляющие общий интерес. Они должны стимулировать эффект синергии и дополнения, дающий реальную выгоду территориям, включая муниципалитеты, на основе реализации их сильных сторон и конкурентных преимуществ.
Достоинством описываемого подхода является то, что он соединяет в себе нисходящий и восходящий аспекты и тем самым гарантирует прозрачность процесса принятия решений и участие соответствующих субъектов и заинтересованных сторон в процессах, происходящих на федеральном и региональном уровнях.
Литературва
1. ТАСИС / Проект EDRUS 9602 (Региональная политика, направленная на сокращение социальноэкономической и правовой асимметрии). URL: http:// tacis.federation.ru
2. Cooke P., Clasters, Learning and Co-operative Advantage, Routledge, London, 2001.
3. OECD, Local Partnerships for Better Governance, OECD Publications Service, Paris, 2003.
4. Pecqueur B. Le développement local, Syros, Paris. 2000.
* * *
DEVELOPMENT OF GOVERNANCE MECHANISMS THAT SUPPORT INNOVATIONS: REGIONAL ASPECT
V. V. Hudeeva
The article deals with problems of the mechanisms of state support of innovation activities in the Russian Federation. The technology controls the dissemination of innovations, which can be used in the Regional Development Agency.
Key words: cluster; the zone of advanced development; government support; innovative design; competitive advantage in the region; project management; risk management; investment; innovation strategy in the region.