Научная статья на тему 'Развитие механизмов государственного управления, направленных на поддержку инноваций: региональный аспект'

Развитие механизмов государственного управления, направленных на поддержку инноваций: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЗОНА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / CLUSTER / PRIORITY-DEVELOPMENT AREA / STATE SUPPORT / INNOVATIVE PROJECT / COMPETITIVE REGION ADVANTAGES / PROJECT MANAGEMENT / RISK MANAGEMENT / INVESTMENT ACTIVITY / INNOVATION REGION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева Вероника Васильевна

Статья посвящена проблемам развития механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Предложена технология управления по распространению инноваций, которая может быть использована в работе агентства регионального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF PUBLIC MANAGEMENT INTENDED FOR INNOVATION SUPPORT: REGIONAL ASPECT

This paper is devoted to the problems of development of the mechanisms of state support of innovation activity of subjects of the Russian Federation. The author suggests the management technology for proliferation of innovation, which can be used in operation of the agency of regional development.

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов государственного управления, направленных на поддержку инноваций: региональный аспект»

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В. В. ХУДЕЕВА

Статья посвящена проблемам развития механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Предложена технология управления по распространению инноваций, которая может быть использована в работе агентства регионального развития

Ключевые слова: кластер, зона опережающего развития, государственная поддержка, инновационный проект, конкурентные преимущества региона, управления проектами, управление рисками, инвестиционная деятельность, инновационная стратегия региона.

Как показывает зарубежный опыт, недостаточно только признать необходимость инновационного характера экономического развития, требуются эффективные механизмы государственной поддержки инноваций. В первую очередь это достигается путем стимулирования образования кластеров, зон опережающего развития, обладающих необходимым потенциалом, и которые могут выступить в роли точек роста экономики. В этой связи задействуются соответствующие экономические механизмы государственного управления [6].

Наиболее «работающей» формой поддержки построения кластеров являются особые зоны различной направленности: технопарки, зоны технико-внедренческого типа, промышленно-инвестиционные площадки и т. п. Построение кластеров связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов, а также подготовку производства этих продуктов [1].

Это предполагает использование инвестиционных механизмов управления формированием кластерных структур.

Реализация кластерной политики субъектов Российской Федерации может рассчитывать на успех, если управлять созданием кластеров по технологии управления проектами, являющимися неотъемлемой частью региональной Стратегии [2]. Для этого необходимо предложить управленческую технологию по распространению инноваций, которая базируется на принципах партнерства и компромисса всех потенциальных участников этого процесса (стейкхолдеров), включающую:

1. Анализ стейкхолдеров, которыми всегда являются три группы участников инновационного процесса: заинтересованные лица (1), партнеры по проекту (2), целевая группа (3) (табл. 1, 2, 3). Анализ этих групп предполагает своей целью выявить конкретные взгляды, интересы и мотивацию всех участников инновационного процесса с целью разработки возможных действий, учитывающих эти интересы и повышающие успех реализации проекта.

Заинтересованные лица (1)

- Региональные и муниципальные политики

- Федеральные политики

- Население

- Регионы-конкуренты

Анализ стейкхолдеров

"Л Ґ ,,......................Л г

Партнеры по проекту (2):

- Региональная (субъекта РФ, муниципальная) власть

- Бизнес

- Наука

Целевая группа (3):

- Действующие инновационные предприятия

- Предприятия-нерезиденты

- Научно-образовательный комплекс

Таблица 1

Заинтересованные лица (1)

Заинтересованные лица Интересы/взгляд на проблемы Потенциал и мотивация Возможные действия, учитывающие эти интересы

Региональные и муниципальные политики (губернатор, мэр, депутаты) - Долгосрочное развитие региона - Привлечение инвестиций - Личные интересы политических лидеров - Экономическое развитие региона - Создание новых рабочих мест - Увеличение налоговой базы - Модно для политиков иметь технико-внедренческую зону - Повышение качества и уровня жизни - Нормативная правовая база (устойчивое законодательство) - Разработка программ - Устойчивое бюджетное финансирование - Привлечение инвестиций в регион - Господдержка

Федеральные политики - Долгосрочное развитие региона с точки зрения «не потерять Сибирь» - Диверсификация экономики страны - Диверсифицировать экономику страны - Законодательная база - Устойчивое бюджетное финансирование

Население - Рабочие места - Повышение качества жизни - Повышение уровня жизни - Повышение образования и квалификации - Участие в общественных слушаниях

Регионы-конкуренты - Препятствование уходу ресурсов из своей территории - Сохранение существующего уровня ресурсного обеспечения территории - Лоббирование собственных интересов на уровне федерации - Черный пиар

Таблица 2

Партнеры по проекту (2)

Заинтересованные лица Интересы/взгляд на проблемы Потенциал и мотивация Возможные действия, учитывающие эти интересы

Региональная (субъекта РФ, муниципальная) власть - Привлечение инвестиций - Создание новых рабочих мест - Увеличение налоговой базы - Политическая престижность наличия инновационной структуры - Повышение качества и уровня жизни - Законодательная база - Устойчивое бюджетное финансирование - Создание инфраструктуры, в т.ч. социальной

Бизнес - Расширение, диверсификация бизнеса, освоение новых рынков сбыта произведенных продуктов и услуг - Обеспечение устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе - Софинансирование - Участие в реализации проекта

Наука - Коммерциализация научных разработок - Возможность устойчивого финансирования разработок - Техническая реализация проекта

Таблица 3

Целевая группа (3)

Заинтересованные лица Интересы/взгляд на проблемы Потенциал и мотивация Возможные действия, учитывающие эти интересы

Действующие инновационные предприятия - Сохранение и развитие бизнеса - Пакет льгот, определенный федеральным законодательством (специальный налоговый, таможенный режим) - Регистрация резидентов на территории особых зон развития (территориальных подразделений крупных компаний, новых предприятий)

Предприятия-нерезиденты - Снижение затрат на разработку продукта, синергический эффект

Научно-образовательный комплекс - Сохранение и развитие НОК

2. Выбор наиболее эффективных инструментов реализации инновационных проектов

(табл. 4). Как показывает практика Европейских го-

сударств, такими инструментами являются: создание структуры регионального управления, доброжелательной к бизнесу и региональные партнерства [5].

Таблица 4

Наиболее эффективные инструменты

Наименование инструмента Перспективность Риски Планирование времени Ресурсы (финансовые, кадровые, временные)

Создание структуры регионального управления, доброжелательной к бизнесу Высокая Средние Среднесрочное 3 года - Средства областного и федерального бюджета, внебюджетные источники - Обучение персонала для работы в структурах по поддержке инновационного бизнеса - 3 года

Региональные партнерства Высокая Низкие Краткосрочное 1 год, полгода - Средства внебюджетных источников, средства областного бюджета (частично) - Агентство регионального развития территории, Агентство по привлечению инвестиций - 1 год, полгода

3. Создание системы мониторинга реализации инновационных проектов, которая нацелена на выявление эффективности проекта, его реализуемости и, при необходимости, предполагает корректировку проекта. Система мониторинга инновационных проектов предполагает следующие меры:

1. Выделение средств в областном бюджете на мониторинг инновационных проектов.

2. Делегирование функций по проведению мониторинга агентства регионального развития (АРР).

3. Проведение мониторинга силами АРР. Промежуточные отчеты перед уполномоченным

Управление

органом администрации. Отчет перед высшим законодательным органом области.

4. Выработка рекомендаций на основании мониторинга инновационных проектов.

Корректировка (при необходимости) проектов на основе данных мониторинга и рекомендаций.

4. Выработка стратегии управления рисками инновационных проектов на основе анализа 3 групп рисков: недостаточность ресурсного обеспечения, политические риски, временные риски (табл. 5).

Таблица 5

ами проекта

Виды рисков Возможные негативные последствия Уровень риска Стратегия управления рисками

Риск, связанный с недостаточным ресурсным обеспечением Затягивание срока реализации проекта Средний - Активизация работы с инвесторами, финансовыми структурами, административными органами, вузами - Лоббирование интересов территории на федеральном уровне

Политический риск на федеральном и региональном уровне Новое руководство страны и области может изменить приоритеты развития страны и региона Средний - Принятие долгосрочной инновационной стратегии страны в разрезе регионов - Разработка долгосрочной программы социально-экономического развития региона

Временной риск Потеря конкурентных преимуществ в случае нарушения установленных сроков реализации проекта Высокий - Форсировать реализацию проекта

Предложенная технология позволяет вырабатывать обоснованные меры (действия) по реализации инновационных проектов, определять эффективные институциональные, финансовые и иные механизмы их реализации, управлять ходом их реализации, минимизировать риски. Ликвидация административных барьеров и ограничений через привлечение Агентства регионального развития, на наш взгляд, является достаточным условием активизации процесса кластеризации и ус-

корения инноваций в регионе. Как правило, конкурентоспособные инновационно ориентированные компании активно создают долгосрочные устойчивые кооперационные связи с партнерами при условии отсутствия ограничений на процессы интеграции. В этой связи роль и значение специализированных управленческих структур по типу АРР в условиях инновационного сценария развития экономики региона не просто возрастает, а становится его необходимым условием. Важней-

шим дополнительным (а возможно и основным) аспектом успешной реализации инновационной стратегии для региона становится обязательная подготовка кадров для АРР, овладение персоналом всеми управленческими методиками и технологиями, позволяющими реализовывать функции АРР во всем их многообразии.

Вместе с тем, поддержка инноваций - задача, рассчитанная на долгосрочный период, связанная с закономерностями циклов развития в работе предприятий.

При переходе экономики региона на инновационный сценарий развития в посткризисный период важное значение приобретают усилия всех заинтересованных сторон в регионе по реализации мер, направленных на:

- удержание бизнес-предприятий, которое является достаточно распространенной стратегией регионального экономического развития. Регионы стремятся удержать фирмы системообразующего характера для экономики региона и на фоне глобальных экономических изменений направить их в русло экономики инновационного типа, основанной на предоставлении услуг и использовании интеллектуального потенциала. Актуальность подобных мер не снижается, поскольку целью подобных усилий является сохранение экономической базы и соответствующих потенциальных возможностей для инновационного роста;

- формирование бизнес-предприятий приобрело особую значимость с подъемом наукоемкой или интеллектуальной экономики. Цель на-

стоящего подхода - расширить экономическую базу региона путем «выращивания» новых предприятий взамен «умирающим», и таким образом расширить инновационную составляющую региональной экономики;

- импортозамещение добавляет новое значение к подходу по формированию бизнес-предприятий. Целью импортозамещения является расширение местного производства инновационных промежуточных товаров или услуг, которые в настоящее время импортируются. Зачастую принимается как основополагающая стратегия теми регионами, которые хорошо развили ключевые компоненты, составляющие экспортную базу;

- развитие системы стимулов - таких как налоговые льготы, инфраструктура, прирост, содействие в области маркетинга и обучения - широко используется и обычно является важной составляющей стратегий регионального развития, в частности, тех из них, которые нацелены на привлечение бизнеса.

Для практики планирования развития это означает, что инновационные проекты получат дополнительное обоснование за счет их особого вклада в повышение конкурентоспособности региона, что создает большую вероятность получения ими серьезной поддержки со стороны всех стейкхолдеров [4].

Как правило, предприятие в течение пяти лет принимает решение о своей дальнейшей дислокации (рис. 1).

Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5

Рис. 1. Учет специфики инновационных проектов при реализации технологии продвижения региона

В этой связи по мере «созревания» инвестиционного проекта (нового бизнеса), ввиду ограниченности инвестиционных площадок в регионе, на

первый план в деятельности АРР выходит индивидуальная и систематическая поддержка контактов с инновационно активным бизнесом (рис. 2).

Год 1

Год 2

Год 3

Год 4

Год 5

Рис. 2. Схема индивидуальной и систематической поддержки контактов с инновационно активными инвесторами

В этой связи Агентство регионального развития должно учитывать следующие подходы к эффективной организации своей деятельности:

1. Чтобы правильно себя позиционировать, регион должен учитывать не только мотивы, но также и процесс принятия решений относительно своего размещения со стороны целевого предприятия.

2. Для построения стратегии индивидуальных контактов необходимо с максимальной точностью изучить и учитывать структуру предприятий.

3. Необходима разработка стратегии множественных контактов.

4. Необходимо усвоить правило, что «рынок инвестиций» будет исчерпан только тогда, когда будут учитываться также проекты по сбыту, услугам, кооперации и активизации (привлечению) бизнеса. В связи с чем пакет услуг, аргументация и информационное сопровождение бизнеса должны соответствовать и быть ориентированными в том числе и на эти типы проектов.

Кроме того, необходимо учитывать, что инвестиционная привлекательность региона, с точки зрения самих инвесторов оценивается ими по ряду характеристик: развитость транспортной инфраструктуры; наличие земельных площадок для покупки и аренды; качество жизни в регионе; развитость научно-исследовательской инфраструктуры; развитие человеческих ресурсов; состояние рынков (регионального и близлежащих регионов).

В условиях нарастания конкуренции регионов их предложения для бизнесов и потенциальных инвесторов становятся все более похожими и равнозначными. В этой связи на первый план выступает профессионализм в деле продвижения региона, т. е. профессиональная деятельность Агентства регионального развития, как ключевого «игрока» по позиционированию региона.

Важную роль для оценки эффективности реализации инновационного сценария развития региона играет соответствующая система индикаторов (рис. 3) [3].

Индикаторы оценки эффективности и реализуемости:

Количество инновационных предприятий, количество банкротств новых и действующих предприятий

Количество новых разработок-патентов

Уровень заработной

Количество рабочих мест:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для выпускников вузов

- для квалифицированных работников

платы

•---------------------------------------------------------------------------------------

Объем производства и налоговых отчислений от инновационных предприятий

Рис. 3. Система мониторинга инновационной стратегии региона

Литература

1. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. URL: www.economy.gov.ru

2. BraczyK H-J., Cooke P., Heidenreich M., eds., Regional Innovation Systems, UCL Press, London, 1998.

3. Department of Trade and Industry, Productivity and Competitiveness Indicators, 2002.

4. European Comission, Productivity: The Key to Competitiveness of European Pаrlament, EC website, 2002.

5. Martin R. L A Study of the Factors of Regional Competitiveness, Adraft final report for the European Comission Directorate - General Regional Policy, European Commission website, 2004.

6. OECD Innovation and Effectiveness in Territorial Development Policy: High Level Meeting of the Territorial Development Policy Committee, Martigny, Switzerland, June 2003, OECD website, 2004.

* * *

DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF PUBLIC MANAGEMENT INTENDED FOR INNOVATION SUPPORT: REGIONAL ASPECT

V. V. Khudeyeva

This paper is devoted to the problems of development of the mechanisms of state support of innovation activity of subjects of the Russian Federation. The author suggests the management technology for proliferation of innovation, which can be used in operation of the agency of regional development.

Key words: cluster, priority-development area, state support, innovative project, competitive region advantages, project management, risk management, investment activity, innovation region strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.