спортивного разряда по туризму вплоть до звания Мастера спорта.
Во всех регионах Советского Союза существовали Контрольно-спасательные службы (КСС) и Контрольно-спасательные отряды (КСО), состоявшие из добровольцев. Они осуществляли контроль над прохождением всех оформленных маршрутов. Отправляясь в путешествие, туристская группа посылала сообщение в КСС региона путешествия с описанием маршрута и указанием контрольных сроков выхода с него. В случае нарушения группой контрольных сроков КСС мобилизовывала спасателей.
В постперестроечной России такая деятельность была сведена к минимуму. Исчезла социальная база этого вида туризма. Практически исчезли турклубы. Правда, в последние несколько лет наметилась тенденция к их возрождению. Одновременно с этой тенденцией к практическим работникам ряда турфирм пришло понимание, что часть возникших проблем могла бы взять на себя индустрия туризма, тем более что рынок въездного, а вслед за ним внутреннего туризма стал проявлять повышенное внимание к богатейшему потенциалу российского спортивного туризма.
Однако, когда зарубежные и отечественные туристы начали обращаться в российские турфирмы за покупкой спортивных туров, обнаружилось, что профессионально продавать эти туры фирмы не умеют. Эта деятельность требует специфических знаний и специальной профессиональной подготовки. Тем не менее соблазн делать бизнес на этом виде услуг был настолько велик, что ряд турфирм поддался ему, не имея на то должных оснований. В результате начались проблемы, которые заставили несколько фирм уйти с рынка.
Те немногочисленные операторы, главным образом пришедшие в рыночную экономику из советского массового туризма, которым удалось использовать мастерство и опыт профессионалов в этом специфическом виде, сделали за несколько лет хороший задел для роста и развития своего бизнеса.
В настоящее время в спортивном туризме наметилась тенденция индивидуального подхода к каждому групповому туру, что накладывает на туроператора дополнительные требования по проектированию и формированию туристского продукта. Как правило, разработка маршрута, формирование турист-
ской группы, определение сроков путешествия и пр. лежит на заказчике. Заявки на отдельные услуги могут носить специфический характер. Так, для трансфера туристам могут понадобиться вездеход или вьючные животные; в качестве средств размещения могут потребоваться охотничьи домики, жилье местных жителей.
На российском рынке туристских услуг назрела потребность возврата на новой основе к традиционным, специфическим видам российского туризма. Что касается рынка образовательных услуг в сфере туризма, то здесь задачей является подготовка специалистов в этих видах деятельности, в том числе с опорой на богатейший опыт советского массового туризма, пока не до конца утраченный.
Литература
1. Калошина Н.В. Спортивный туризм : учеб. пособие. М., 1998.
2. Методические рекомендации по организации работы маршрутно-квал ификационных комиссий федерации туризма. М., 1980.
3. Пасечный П.С., Фадеев Б.Г. Основы организации и управления самодеятельным туризмом : учеб. пособие. М., 1980.
РОЛЬ И ЗАДАЧИ КАФЕДР ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СТАНОВЛЕНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ
И.А. ГОРШЕНЕВА,
заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор
I_Gorhsenina@mail.ru
_13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Аннотация. В статье рассматривается роль и задачи кафедр иностранных языков в становлении морально-нравственной профессиональной культуры обучающихся вузов МВД России. Рассматривается вопрос воспитания патриотизма средствами языка, под которым предлагается понимать процесс целенаправленного формирования нравственных качеств личности на основе развития гуманистического мировоззрения и позитивного отношения к окружающим людям, разным языкам и культурам.
Ключевые слова: кафедра иностранных языков, роль, задачи, культура речи, профессиональная культура, патриотическое воспитание, мораль, нравственность.
ROLE AND PROBLEMS OF CHAIRS OF FOREIGN LANGUAGES IN FORMATION OF MORAL PROFESSIONAL CULTURE OF THE STUDENTS OF
HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
I.A. GORSHENEVA, head of the department of foreign languages of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, honored worker of the higher school of the Russian Federation,
candidate of law sciences, professor
Annotation. Article is devoted a role and problems of chairs of foreign languages in formation of moral professional culture of trained high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The question of education of patriotism is considered by language means as which it is offered to understand process of purposeful formation of moral qualities of the person on the basis of development of humanistic outlook and the positive relation to the surrounding people, different languages and cultures.
Key words: chair of foreign languages, a role, problems, the standard of speech, professional culture, patriotic education, morals, morals.
Процесс модернизации затронул все государственные институты, в том числе МВД России. Современное понимание правоохранительной деятельности изменилось: значительный объем государственного принуждения уступил место профилактике преступлений. Предупреждение преступности — это прежде всего активная работа с населением, так называемая социализация деятельности сотрудников ОВД. Основой содержания понятия «социализация» является владение навыками коммуникативной культуры, т.е. умение общаться с гражданами в рамках этики профессионального поведения и высокой нравственной культуры.
Нравственная культура — это современная действительность, реальная связь сегодняшних и будущих условий профессиональной деятельности будущего сотрудника, его готовность к изменяющимся условиям жизни, готовность к усвоению профессионально-нравственных умений и навыков, нравственная способность соответствовать в своей деятельности вызовам общества.
Требовательность населения к высокому нравственному культурному уровню сотрудника обусловливает задачи всего образовательного процесса. Сегодня концептуальные основы педагогической работы подверглись основательной ревизии. На передний план выдвигается человеческий
фактор, идет активный процесс гуманизации и гуманитаризации обучения.
Духовное совершенствование обучающихся тесно связано с содержанием учебного процесса, его воздействием на формирование, становление и духовное развитие личности. Чтобы соответствовать новым задачам, педагогический процесс должен быть направлен на всестороннее совершенствование личностных качеств обучающихся как в профессиональном, интеллектуальном, так и в нравственном, коммуникативном, эмоциональном планах.
Поскольку язык является средством общения и обязательным компонентом человеческой деятельности, где люди выступают в двух качествах (носителей межличностных отношений и социальных ролей), обучение иностранному языку, формирование так называемой вторичной языковой личности занимает особое место в системе подготовки будущих специалистов правоохранительной деятельности.
В настоящее время стремителен переход к развивающим, активизирующим познавательную деятельность обучающихся, способам организации управления учебно-воспитательным процессом. Идеи коммуникативно-дея-тельностного похода формируют методологическую платформу обучения. Это обусловлено тем, что коммуникативный подход создает благоприятный психоло-
гический климат на занятиях, повышает мотивацию обучающихся, способствует формированию у них коммуникативной компетентности, которая является одним из факторов успеха в любой профессиональной сфере.
Главными задачами в этой системе координат выступает развитие интеллектуальных и эмоциональных ресурсов обучающихся, организация перехода школы памяти к школе мышления. Для будущего специалиста необходимо воспитание системного мышления, формирование как познавательных, так и профессиональных мотивов и интересов, а также социальных навыков и культуры общения. Преподаватель должен не только организовать общение обучающихся, но и управлять им. Сверхзадачей становится не просто обучение общению, а побуждение интереса к другому человеку.
Важнейшей целью обучения является формирование личности, способной профессионально осуществлять коммуникацию на иностранном языке.
Коммуникативную компетенцию обучающихся следует развивать по трем основным направлениям:
1) речевом — овладение навыками и умения аргументировать свою и оценивать иную точку зрения, соблюдать логику рассуждения и т.д.;
2) социально-психологическом — умение просчитывать проблем-
ные ситуации на основе анализа социальных и психологических особенностей партнеров общения, осознавать задачу своего участия в коммуникации;
3) нравственно-этическом — обязательное соблюдение норм поведения, умение слушать, быть терпимым, искренним, самокритичным, контролировать свои эмоции и т.д.
Овладение иностранным языком как средством общения позволяет усвоить элементарные правила этикета: умение внимательно слушать собеседника, вежливо реагировать на его просьбы, задаваемые вопросы, замечания, вести беседу.
В целях профилактики правонарушений будущему сотруднику важно наладить доверительные, конструктивные отношения с населением, представителями разных социальных групп, научиться беспристрастному отношению при общении с гражданами. Готовность взаимодействовать с людьми есть проявление толерантной культуры, подлинным субъектом которой может быть только человек, умеющий принимать во внимание интересы, взгляды, мнения,
убеждения других лиц. Воспитание у обучающихся толерантности в общении возможно лишь в условиях развития коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса.
В системе обучения должен быть задействован комплекс интерактивных методов, суть которых заключается в том, что обучающий не преподает готовые истины, а организует совместный с обучающимся поиск знаний, моделирует ситуации, в которых перед обучающимся стоит задача принятия коммуникативных решений.
Таким образом, для решения поставленных задач в образовательном процессе следует использовать:
Ф комплекс интерактивных методик организации занятий, ориентирующих обоих субъектов (студента и преподавателя) на творческое сотрудничество и совместный интеллектуальный поиск;
Ф интегративный подход в качестве основы профессионального становления личности в разных сферах будущей профессиональной деятельности;
Ф элементы системы либерального образования, основанного на личностном подходе, исключающие возможность подавления личности;
Ф новейшие информационные технологии, и др.
Культура речи любого индивида в значительной степени обусловлена уровнем мышления и сознательной любви к родному языку. Речевая культура не отделима от общей культуры личности, без нее немыслимы нравственность, интеллигентность, духовность, воспитать которые невозможно без формирования осознанной гражданской позиции обучающихся, привития им высоких морально-нравственных качеств, чувства ответственности за охрану безопасности собственного государства, т.е. тех качеств, которые входят в понятие патриотического воспитания. Воспитание патриотизма средствами языка подразумевает процесс целенаправленного формирования нравственных качеств личности на основе развития гуманистического мировоззрения и позитивного отношения к окружающим людям, разным языкам и культурам.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Н. ГРИВЕННАЯ,
начальник отделения оценки качества образовательного процесса Краснодарского университета МВД России,
кандидат филологических наук lady-docc@yandex.ru
13.00.01 - общая педагогика; история педагогики и образования;
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Аннотация. Актуализируются факторы, оказывающие влияние на исследовательскую и практическую работу в сфере обеспечения качества высшего образования; обосновывается постановка соответствующей проблемы в связи с отсутствием единого подхода к понятию качества с позиции производителя и потребителя образовательных услуг; приводится классификация научных точек зрения по вопросам определения качества образования.
Ключевые слова: менеджмент качества, качество образования, гуманистический, технологический, процессный, комплексный подходы к определению качества.