Научная статья на тему 'Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля'

Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Ю.Н., Титова А.В.

Россия в лице талантливой молодежи имеет достаточно мощный научный и творческий потенциал, что позволяет создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте и знаниях, чистых технологиях, экономику. Вместе с тем эта задача сложная и многофакторная, при ее решении нужен системный подход, который позволил бы сгладить противоречия трех основных факторов устойчивого развития: экономического, экологического и социального. Важнейшим в этом направлении является экологическое образование, включающее в себя многие составляющие: знание, интеллект, нравственное воспитание, духовные ценности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Ю.Н., Титова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля»

ГОСУДАРСТ&ЕННЬЮ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ

МУЗЕИ

ИИ »И.ММАДСКОГО

©

Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля

Ю.Н. Малышев, академик РАН, президент Академии горных наук

А.В. Титова, д.т.н., Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН

Россия в лице талантливой молодежи имеет достаточно мощный научный и творческий потенциал, что позволяет создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте и знаниях, чистых технологиях, экономику. Вместе с тем эта задача сложная и многофакторная, при ее решении нужен системный подход, который позволил бы сгладить противоречия трех основных факторов устойчивого развития: экономического, экологического и социального. Важнейшим в этом направлении является экологическое образование, включающее в себя многие составляющие: знание, интеллект, нравственное воспитание, духовные ценности и т.д.

Современные условия развития общества требуют расширения и обновления музея, как общественной формации, призванной нести знания, духовно-нравственные и культурные ценности. Важнейшим в современном образовательном процессе являются инновационные интерактивные приемы, способные расширять кругозор учащегося, помогающие творчески подходить к изучаемому объекту. Горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они в первую очередь должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры, обладающие высокими профессиональными знаниями и современными навыками управленца, глубокими практическими навыками, необходимыми на современном производстве, знанием рынка, инновационным взглядом на отраслевые проблемы. Для этого прививать любовь к профессии необходимо уже со школьной скамьи, находя талантливых ребят по всем регионам РФ. Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одно из первостепенных задач в этом направлении - решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач. «Кадры решают все» - это избитое выражение особо актуально и по-об-новленному остро звучит в наши дни. Дефицит квалифицированных кадров и, прежде всего инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих, становится одной из наиболее острых проблем устойчивого развития энергетического сектора. Особенно актуальным данный вопрос является для угольной промышленности, где предприятия имеют преимущественно частных собственников, отсутствует современная система воспроизводства кадров, а условия труда являются наиболее тяжелыми. Не случайно так остро звучит позиция Президента РФ о возрождении статуса инженерных специальностей минерально-сырьевого сектора экономики.

В рамках такой программы работает первый в РФ «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля», созданный на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе.

Основная цель Центра - поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки.

Как правильно сказал Президент РФ В.В. Путин на Совете по науке и образованию в Кремле, начинать работу надо со школ. Сегодня на базе ГГМ РАН эта задача реально осуществляется. На базе Центра создана коммуникационная среда, адаптированная к новым задачам в образовательной сфере. Созданы естественные условия гармоничного развития, воспитания, просвещения школьников. Через интерактивные приемы и инновационные методические подходы создаются условия интереса и свободного выбора профессии.

В рамках работы центра, на базе музея уже началась системная работа с Департаментом образования г. Москвы, городским методическим центром по профилированию детей на специальности горно-геологического профиля. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.

Системная работа с образовательными учреждениями г. Москвы и регионами РФ уже дает свои положительные результаты. Благодаря созданной студии звукозаписи, оснащенной самым современным оборудованием, ведутся он-лайн-трансляции лекций и мастер-классов во все образовательные учреждения РФ. Подобная форма просветительской работы позволяет работать с детьми с ограниченными физическими возможностями.

В дополнение к уже работающему Центру на базе музея 8 декабря 2016 г открылась Детская интерактивная игровая на площадях которой расположились Экспозиции «Биосфера живого и косного», «Человек и биосфера», «Миры Вернадского», интерактивные тренажеры, зона кинозала (для просмотра тематических фильмов для детей и студентов). Одна из экспозиций, созданная для слепых, слабовидящих и слабослышащих детей, позволяет самостоятельно (прикасаясь к каменному материалу) работать и получать знания. Открытие состоялось в день проведения в ГГМ РАН Всероссийского конкурса «В таланте все едины», где состоялось награждение победителей. В конкурсе участвовали и дети с ограничением по здоровью. В рамках целей и задач Центра подготовлены целевые программы по направлениям для разных возрастных групп. Также выделены отдельные программы для работы с детьми с ограниченными физическими возможностями, включающие в себя подготовку помимо экскурсий, мастер-классов, квестов. К проведению занятий привлекаются не только сотрудники музея, но и видные ученые РАН, ведущие специалисты отраслевых предприятий.

Целевой аудиторией Центра являются школьники младших, средних и старших классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, студенты профильных ВУЗов, молодые специалисты.

Все представленные инновационные методические приемы, насыщенные интерактивными решениями, позволяют усилить работу ВУЗов в рамках профориентации. В рамках

108 | «Горная Промышленность» №2 (132) / 2017

@

ГОСУДАРСТВЕННА ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ

МУЗЕИ

№ ЯИ.1Е1ОДСКОГО

Победители конкурса в младшей возрастной группе

С.М. Миронов награждает победителя

работы Центра реализуются проект «Вырасти своего студента» и социально значимый Проект «Богатство недр моей страны». Подведение итогов этих конкурсных Проектов прошло в ГГМ РАН 11 и 20 апреля 2017.

Проект «Вырасти своего студента» является лидирующим среди Проектов в рамках профориентационной работы Центра. Участниками Проекта стали учащиеся образовательных учреждений РФ, включая детей с ограничением по здоровью.

В рамках Проекта на базе музея были проведены мастер-классы, квесты, экскурсии (специализированные экскурсии для детей слабослышащих, слепых и слабовидящих детей), викторины. ВУЗы представили свои презентационные материалы, провели мастер классы.

В рамках Проекта ребятам представилась возможность выразить свой интерес к выбранной профессии, а также показать свои знания о деятельности предприятия, региона и отрасли в целом. Проявить талант и фантазию при создании своей презентации.

Победители и участники получили памятные призы, дипломы и грамоты. Лучшие работы были выставлены на сайте ГГМ РАН и сайтах отраслевых ВУЗов г. Москвы.

В Проекте «Богатство недр моей страны» приняли участие учащиеся образовательных учреждений РФ. Конкурс позволил школьникам раскрыть свои таланты в области наук о Земле, а также в художественно-творческой работе.

Совершенно ясно, что такое объединение ведущих отраслевых ВУЗов в едином проекте с естественнонаучным музеем, использование инновационных интерактивных приемов в образовательной системе для детей и молодежи, сформирует принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле.

■ 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 С чего начинается геолог?

С чего начинается родина? С поездки на шахту весной. С хороших и верных товарищей, Которых берем мы с собой. А может она начинается С тех красных знамен трудовых И с памяти подвига русского В дни скорби тех лет боевых.

С чего начинается родина? С шахтера, зовущего в путь. Чтоб новую шахту построить И новые горы свернуть. А может она начинается С мужчины, берущего власть, Который работать умеет И с ним никому не пропасть.

С чего начинается родина? С прекрасных учителей. Жизнь с ними становится ярче, А сами умней и смелей. А может она начинается С людей, что встречаем в пути, И выбранной доброй дороги, С которой уже не сойти.

Логинов Сергей,

учащийся 5 класса, участник «Клуба юных геологов» Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля

ГГМ им. В.И. Вернадского РАН ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

«Горная Промышленность» №2 (132) / 2017 | 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.