Научная статья на тему 'Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ'

Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЕ ДЕЛО / ГЕОЛОГИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MINING ENGINEERING / CAREER GUIDANCE FOR SCHOOL AND COLLEGE STUDENTS / EDUCATIONAL OUTREACH ACTIVITY / EDUCATIONAL PROGRAMS AND CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И.

Представлены задачи по формированию принципиально новой модели образовательной системы для подготовки будущих специалистов российской инновационной экономики горно-геологической отрасли. Представлена принципиальная модель коммуникационной среды, сформированная на базе Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Представлена программа с горной отраслевой специализацией MBA MINING, предназначенная для менеджеров высшего и среднего звена горнодобывающей отрасли промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual model of the common communication medium for the formation of the talent pipeline in production and science of the RF economy mineral resources sector

The authors discuss the objectives of the formation of the education system new model for the training of future professionals in mining and geology for the Russian knowledge-driven economy. A conceptual model of the common communication medium formed on the basis of the Interuniversity Academic Center of Navigation in Mining Engineering and Geological Disciplines is presented. An MBA MINING curriculum is proposed for the mining sector top and mid-level managers training.

Текст научной работы на тему «Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ»

http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2018-1-137-17-20

Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ

Ю.Н. Малышев, акад. РАН, президент ГГМ РАН А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАН А.Л.Пучков, д-р техн. наук, НИТУ МИСиС Г.И. Титов, науч. сотр., ГГМ РАН_

В настоящее время наиболее острой проблемой устойчивого развития энергетического сектора РФ становится дефицит квалифицированных кадров и прежде всего, инженерно-технического персонала.

Россия в лице талантливой молодежи имеет достаточно мощный научный и творческий потенциал, что позволяет создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте, знаниях и чистых технологиях экономику. Вместе с тем эта задача сложная и многофакторная, при ее решении нужен системный подход, который позволил бы сгладить противоречия трех основных факторов устойчивого развития: экономического, экологического и социального. Совершенно очевиден вопрос: какую роль играет образование в период информационных технологий.

Быстрое развитие информационных технологий меняет подходы и способы использования баз данных. Эти способы осваиваются молодым поколением прежде чем они научатся читать. Современный дошкольник обычно умеет находить в интернете интересные ему сайты до того, как он освоит традиционную грамоту. Эта особенность эпохи не может не учитываться в системе образования. Основные усилия обучения должны направляться не столько на запоминание, сколько на понимание. В современных условиях развития общества требуются новые подходы, адекватные задачам и требованиям, предъявляемым к современной школе. В нашем случае очень важны методы и приемы в направлении изучения естественнонаучных предметов.

Современные условия развития общества требуют расширения и обновления естественнонаучного музея как общественной формации, призванной нести знания, духовно-нравственные и культурные ценности. Важнейшим в современном образовательном процессе являются инновационные интерактивные приемы, способные расширять кругозор учащегося, помогающие творчески подходить к изучаемому объекту. Горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они в первую очередь должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры, обладающие высокими профессиональными знаниями и современными навыками управленца, глубокими практическими навыками, необходимыми на современном производстве, знание рынка, инновационный взгляд на отраслевые проблемы. Для этого прививать любовь к профессии необходимо уже со школьной скамьи, находя талантливых ребят по всем регионам РФ. Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одной из первостепенных задач в этом направлении - решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач. Не

случайно так остро звучат слова Президента РФ о возрождении статуса инженерных специальностей минерально-сырьевого сектора экономики.

В рамках такой программы работает первый в РФ «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля», созданный на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе.

Основная цель Центра - поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Одним из приоритетных направлений деятельности Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля в рамках образовательно-просветительской деятельности является реализация Проекта по формированию коммуникационной площадки для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля.

Как правильно сказал Президент РФ В.В. Путин на Совете по науке и образованию в Кремле, - начинать работу надо со школ. Сегодня на базе ГГМ РАН эта задача реально осуществляется. Здесь создана коммуникационная среда, адаптированная к новым задачам в образовательной сфере, естественные условия для гармоничного развития, воспитания, просвещения школьников. Через интерактивные приемы и инновационные методические подходы создаются условия для свободного выбора профессии.

В рамках работы центра на базе музея ведется системная работа с Департаментом образования г. Москвы, городским методическим центром по профилированию детей на специальности горно-геологического профиля. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.

Системная работа с образовательными учреждениями г. Москвы и регионами РФ уже дает свои положительные результаты. Благодаря созданной студии звукозаписи, оснащенной самым современным оборудованием, ведутся он-лайн-трансляции лекций и мастер-классов, проводятся телемосты во все образовательные учреждения РФ. Телемосты, проводимые на площадке Центра, объединяют высшие и средние учебные заведения РФ и стран ближнего зарубежья, крупные сырьевые компании. Этот год начался со знакового события на площадке Центра. В феврале прошел уникальный Телемост с участием С.М. Миронова. Лекция «Есть такая профессия геолог» вызвала среди студентов большой интерес. В телемосте приняли участие 38 образовательных учреждений РФ, Казахстана, Киргизии.

Телемост-лекция С.М. Миронова «Есть такая профессия геолог», 2018

Подобная форма просветительской работы позволяет работать с детьми с ограниченными физическими возможностями.

В дополнение к уже работающему Центру на базе музея 8 декабря 2016 г открылась Детская интерактивная игровая, на площадях которой расположились экспозиции «Биосфера живого и косного», «Человек и биосфера», «Миры Вернадского», интерактивные тренажеры, зона кинозала (для просмотра тематических фильмов для детей и студентов). Одна из экспозиций, созданная для слепых, слабовидящих и слабослышащих детей, позволяет самостоятельно (прикасаясь к каменному материалу) работать и получать знания. Открытие состоялось в день проведения в ГГМ РАН Всероссийского конкурса «В таланте все едины», где состоялось награждение победителей. В конкурсе участвовали и дети с ограничением по здоровью. В рамках целей и задач Центра подготовлены целевые программы по направлениям для разных возрастных групп. Также выделены отдельные

программы для работы с детьми с ограниченными физическими возможностями, включающие в себя, помимо экскурсий, подготовку мастер-классов, квестов. К проведению занятий привлекаются не только сотрудники музея, но и видные ученые РАН, сырьевых вузов г. Москвы, ведущие специалисты отраслевых предприятий.

Очень важным, является внедрение в образовательный процесс инновационных программ, качественно меняющих уровень обучения. Такими являются программы МВА для менеджеров высшего и среднего звена предприятий минерально-сырьевого сектора и MINI-MBA для школьников.

Как известно, обучение по программам МВА должно являться той связующей силой, которая помогла бы значительно дополнить и структурировать существующие знания, позволило качественно изменить стиль мышления, сделав его комплексным и гибким. Этому полностью соответствует реализация программ МВА MINING Горного института НИТУ «МИСиС», специально подготовленная для

Конкурс «В таланте все едины» - 2017

специалистов предприятий горнодобывающей отрасли экономики России, она является высококачественным образовательным продуктом и достойным результатом бизнес-образовательной деятельности. И обязательно будет востребована у предприятий и вузов при продвижении в Центре навигации по специальностям горно-геологического профиля.

Программа с горной отраслевой специализацией MBA MINING является наиболее ценной и востребованной прежде всего потому, что она предназначена для менеджеров высшего и среднего звена горнодобывающей отрасли промышленности и является практически уникальной в истории российского рынка программ МВА.

Нет необходимости говорить о том, что наши слушатели давно уже не студенты, а специалисты высокого уровня, профессионалы, достигшие значительных успехов в карьере и занимающие значимые должности в ведущих горных компаниях. Чтобы слушатели не чувствовали себя снова студентами в университете, необходим особый подход к преподаванию и к руководству дипломными работами. Дипломы нашими слушателями делаются на животрепещущие темы экономики и менеджмента по данным именно тех предприятий, на которых они реально работают на руководящих должностях всех иерархических управленческих уровней, т.е. их дипломные работы являлись востребованными в настоящий момент времени научными исследованиями по своей повседневной работе, что придаёт практическую ценность, значимость и продуктивность программе MBA MINING.

Сейчас с уверенностью можно говорить об успешном процессе устойчивого развития инновационной программы МВА, о прохождении первого этапа истории MBA MINING и строить перспективные планы на будущее как для конкретной программы «Менеджмент горного производства», так и для всего МВА MINING. Разработаны программы специализации «Управление разработкой и реализацией инвестиционных проектов и целевых программ горного производства», «Кадровый менеджмент горного производства». В планах разработка новых программ, направление которых будет связано с глобальным освоением и энергопотреблением минеральных ресурсов.

Ведущие преподаватели MBA MINING разработали и проводят программу тренингов для выявления детей, мотивированных к деятельности в горно-геологической сфере, способных к техническому творчеству, готовых осваивать современные методы и технологии в геологии. На тренингах создается атмосфера для проявления и развития одаренных детей, их способностей, коммуникативных навыков, творческого потенциала и практических навыков.

Тренинги сфокусированы на развитии у школьников познавательно-исследовательских навыков, системного и критического мышления, навыков проектной работы, умения работать в команде, эффективной коммуникации, а также развитии лидерских качеств для успешной карьеры в горно-геологической сфере.

Как известно, в современном мире социального успеха добивается тот, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми, брать ответственность и постоянно развиваться, и этому надо учить со школьной скамьи.

Целевой аудиторией Центра являются школьники младших, средних и старших классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, студенты профильных вузов, молодые специалисты.

Все представленные инновационные методические приемы, насыщенные интерактивными решениями, позволяют усилить работу вузов в рамках профориентации. В рамках работы Центра реализуются проект «Вырасти своего студента» и социально значимый проект «Богатство недр моей страны».

Проект «Вырасти своего студента» является лидирующим среди проектов в рамках профориентационной работы Центра. Участниками проекта стали учащиеся образовательных учреждений РФ, включая детей с ограничением по здоровью.

Программа MBA MINING

Проект «Богатство недр моей страны» - 2017

Уникальный методический прием «Урок в музее», осуществляющийся по программе Департамента образования г. Москвы, расширяет образовательные возможности, область глубочайшего познания биосферы, выводя учащегося на совершенно новый уровень знания и совершенства.

Совершенно ясно, что такое объединение ведущих отраслевых вузов в едином проекте с естественнонаучным музеем, использование инновационных интерактивных приемов в образовательной системе для детей и молодежи сформируют принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. Малышев Ю.Н., Титова A.B. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. 2017. №2. С.108-109

2. Титова A.B., Наумов Г.Б. Экология и просвещение // Горная промышленность. 2017. № 3. С.82-86

3. Малышев Ю.Н., Титова A.B., Титов Г.И. Современный подход в создании непрерывной системы образования и профилирования учащихся образовательных учреждений для формирования сегмента Школа-ВУЗ-Производство // Горная промышленность. 2017. № 6. С.32-35

Государственный геологический музей Москва, Моховая ул., 11, с. 11 им. В.И. Вернадского +7 (495) 692-09-43

Российской академии наук ГГМ РАН www.sgm.ruwww.c-nav.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.