Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

Актуальность исследования обусловлена противоречивым характером цифровой трансформации высшей школы: с одной стороны, она обеспечивает потенциал для подготовки кадров для актуального развития образовательного учреждения; с другой - сопряжена с рядом трудностей и проблем. В статье предпринят социально-философский анализ процесса цифровизации университета с целью определения роли и перспектив его развития в современном обществе. Выделены основные направления трансформации классического университета в цифровой; обозначены digital-технологии, использующиеся в высшей школе; определен их потенциал для образовательного процесса современного вуза; выявлены проблемы, возникающие в ходе текущей цифровой трансформации и указаны возможные пути их решения. Делается вывод о том, что современный университет является динамичным образованием с инновационной структурой, выступающий флагманом социально-экономического развития современного общества. Необходимым условием для поддержания престижа высшего учебного заведения и сохранения им своей «ниши» в обществе знаний и новой образовательной парадигме является качественная цифровая трансформация, охватывающая учебный процесс, менеджмент и инфраструктуру университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND UNIVERSITY’S DEVELOPMENT PROSPECTS IN MODERN DIGITAL SOCIETY

The relevance of the study is due to the contradictory nature of the digital transformation of higher education: on the one hand, it provides the potential for training personnel for the actual development of the educational institution; on the other - is fraught with a number of difficulties and problems. The article undertakes a socio-philosophical analysis of university digitalization process in order to determine the role and prospects of its development in modern society. The author highlights the main directions of digital transformation of the university and digital technologies used in higher education; the potential of using digital technologies in the educational process of a modern university is determined; the problems arising in the course of the current transformation are identified and possible ways to solve them are indicated. It is concluded that the modern university is a dynamic entity with an innovative structure, acting as a flagship of socio-economic development of modern society. A prerequisite for maintaining the prestige of a higher education institution and preserving its “niche” in the knowledge society and the new educational paradigm is a qualitative digital transformation, covering the educational process, management and infrastructure of the university.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

PHILOSOPHY

Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 56-60. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 3. P. 56-60.

Научная статья УДК 316.422.4:378.4 https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.7

Роль и перспективы развития университета в современном цифровом обществе Галина Викторовна Валеева

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула, Россия, stark.k@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена противоречивым характером цифровой трансформации высшей школы: с одной стороны, она обеспечивает потенциал для подготовки кадров для актуального развития образовательного учреждения; с другой - сопряжена с рядом трудностей и проблем. В статье предпринят социально-философский анализ процесса цифровизации университета с целью определения роли и перспектив его развития в современном обществе. Выделены основные направления трансформации классического университета в цифровой; обозначены digital-технологии, использующиеся в высшей школе; определен их потенциал для образовательного процесса современного вуза; выявлены проблемы, возникающие в ходе текущей цифровой трансформации и указаны возможные пути их решения. Делается вывод о том, что современный университет является динамичным образованием с инновационной структурой, выступающий флагманом социально-экономического развития современного общества. Необходимым условием для поддержания престижа высшего учебного заведения и сохранения им своей «ниши» в обществе знаний и новой образовательной парадигме является качественная цифровая трансформация, охватывающая учебный процесс, менеджмент и инфраструктуру университета.

Ключевые слова: цифровое общество, знание, образовательная парадигма, цифровизация, университет, цифровая трансформация, социальный институт

Для цитирования: Валеева Г.В. Роль и перспективы развития университета в современном цифровом обществе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 56-60. https://doi.org/10.24158/fik.2023.37.

Original article

Role and University's Development Prospects in Modern Digital Society Galina V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia, stark.k@rambler.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the contradictory nature of the digital transformation of higher education: on the one hand, it provides the potential for training personnel for the actual development of the educational institution; on the other - is fraught with a number of difficulties and problems. The article undertakes a socio-philosophical analysis of university digitalization process in order to determine the role and prospects of its development in modern society. The author highlights the main directions of digital transformation of the university and digital technologies used in higher education; the potential of using digital technologies in the educational process of a modern university is determined; the problems arising in the course of the current transformation are identified and possible ways to solve them are indicated. It is concluded that the modern university is a dynamic entity with an innovative structure, acting as a flagship of socio-economic development of modern society. A prerequisite for maintaining the prestige of a higher education institution and preserving its "niche" in the knowledge society and the new educational paradigm is a qualitative digital transformation, covering the educational process, management and infrastructure of the university.

Keywords: digital society, knowledge, educational paradigm, digitalization, university, digital transformation, social institution

For citation: Valeeva, G.V. (2023) Role and University's Development Prospects in Modern Digital Society. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 56-60. Available from: doi:10.24158/fik.2023.3.7 (In Russian).

Цифровое общество, характеризующееся новым укладом жизни, ставшим результатом использования инновационных технологий, без которых в настоящее время немыслим социально-экономический прогресс и развитие социума, предъявляет новые требования к подготовке специалистов, гарантированно востребованных на современном рынке труда. Формирование цифровых компетенций и soft skills («гибкие навыки») у выпускников вузов становится приоритетной задачей высшего образования, в связи с чем вся его «архитектура» подверглась цифровой

© Валеева Г.В., 2023

трансформации. Данная тенденция, распространяющаяся как на учебный, так и на управленческий процессы, ведет к созданию «цифрового университета» - образовательной организации принципиально нового формата с ярко выраженной инновационной направленностью. Безусловно, цифровизация университета предоставляет колоссальный потенциал для подготовки компетентных кадров для цифровой экономики, так и для развития образовательного учреждения в динамично развивающихся реалиях. Однако трансформация классического университета в цифровой сопряжена с рядом трудностей и проблем, «способных поставить под сомнение само существование образования, особенно в традиционном его понимании» (Сычев, 2021: 10). Противоречивый характер цифро-визации высшей школы актуализирует вопрос о роли и перспективах развития университета в современном цифровом обществе и требует глубокого научного осмысления.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении сущности цифровой трансформации высшей школы и установлении актуальных тенденций развития университета в современном обществе знаний и новой образовательной парадигме.

Для достижения ее необходимо решить следующие задачи:

- выделить основные направления цифровой трансформации и указать использующиеся ^дИакгехнологии;

- определить потенциал использования цифровых инструментов в образовательном процессе современного университета;

- выявить проблемы, возникающие в ходе текущей трансформации и указать возможные пути их решения;

- определить значение университета и потенциал его развития в современных динамично развивающихся условиях.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основании анализа сущности и проблем цифровой трансформации высшей школы определена роль и перспективы развития университета в цифровом обществе.

Методология исследования основана на совокупности следующих методов: анализ и синтез современных теоретических исследований по заявленной теме; метод дескриптивного анализа (при описании социально-философских оснований цифровизации университета); системный и диалектический методы (определены целью и задачами социально-философского подхода к исследованию проблемы цифровизации университета в условиях становления цифрового общества).

В настоящее время система высшего образования претерпевает качественные изменения, вызванные становлением цифрового общества и развитием соответствующей ему экономики. Современный социум, в котором возрастающее значение получает информация, транслируемая в цифровом формате, а ключевым ресурсом развития является знание (Ёрмирзоева, 2018), задает новую образовательную парадигму, основой которой являются цифровые технологии, способные совершить революцию в передаче знания путем «глубокой трансформации всех видов коммуникации, содержания и организации мышления» (Ефимов, Лаптева, 2018: 52), а также преобразования классического академического процесса обучения в индивидуально-ориентированную модель. Выступая гарантом стабильности и консерватизма, современный университет в результате цифровой трансформации превращается в динамичный социальный институт, приоритетом которого является создание «нового смарт-пространства подготовки "цифровых" и "адаптивных" специалистов» (Крутова, Крутова, 2021: 170). Основной акцент сделан на формировании «индивидуальной траектории» обучающегося и внедрении цифровых сервисов в процесс профессиональной подготовки, обеспечивающих переход из аналоговой в цифровую образовательную среду. В этой связи основными направлениями ^дИа1-трансформации университета выступают:

- учебный процесс: предполагается изменение системообразующих его элементов (формы, методы, содержание) посредством таких цифровых технологий, как: электронная обучающая среда (например, Moodle), онлайн-курсы, видеоконференцсвязь (ВКС), геймификация, онлайн-тренажеры, симуляторы, виртуальная ^Р), дополненная (АР) и смешанная реальность (МР), облачные технологии, цифровые лаборатории и т. п.;

- менеджмент образовательной организации: использование в административно-управленческой деятельности университета искусственного интеллекта, роботизированных систем, функционирующих на основе алгоритмизации и автоматизации, формирующих электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС); примерами подобных решений могут служить электронная приемная комиссия, система электронного расписания занятий и индивидуальных консультаций, менеджер рабочих программ, роботизированная аналитика качества учебного процесса, успеваемости обучающихся, нагрузки преподавателей; электронный деканат по принципу «единого окна» для студентов вуза и т. д.;

- ИТ-инфраструктура университета предполагает создание виртуальной коммуникативной среды взаимодействия субъектов образовательного процесса, или «цифрового кампуса»,

РН!ЬОЭОРНУ

что видится возможным благодаря оснащению учебного заведения качественным программным обеспечением, инновационными системами и технологиями (например, конвергентность локальной сети компьютеров/планшетов вуза; аудитории, оборудованные мультимедийными системами; цифровые библиотеки, электронные читальные залы и т. д.).

Внедрение инновационных технологий в указанных направлениях позволяет говорить о становлении «цифрового» («инновационного») университета модели 4.0 (Zbigniew, 2021), миссия которого заключается в «повышении качества образовательного процесса путем включения всех звеньев учебного процесса, НИД и управления в единую образовательную среду и применения современных образовательных технологий»1, направленных на удовлетворение потребностей всех участников учебной деятельности. Это принципиально новая институциональная модель университета, отличающаяся от традиционной: если прежде инновационные технологии служили средством дополнения и усовершенствования образовательного процесса в вузе, то сейчас они выступают способом повышения эффективности и качества высшего образования. Так, цифровые технологии, используемые в среде современного университета, позволяют обеспечить: доступное и непрерывное образование; мобильное и эффективное обучение; возможность построения индивидуальной образовательной траектории; неограниченные возможности для научной, проектной и исследовательской деятельности; гибкость административно-управленческой деятельности; развитие сетевого взаимодействия вузов; конкурентоспособность образовательной организации, отвечающей за подготовку компетентных кадров, обладающих цифровыми компетенциями и «гибкими навыками» (самоорганизации и самообразования, онлайн-коммуникации, критического и креативного мышления, «мультизадачной, комплексной работы в межпрофессиональных командах» (Радугин, Назаренко, 2020: 147).

Как видим, цифровая трансформация изменяет «механизмы» достижения основной цели университета, заключающейся в подготовке конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям социального бытия и находить эффективное решение актуальных профессиональных задач. Это указывает на то, что «цифровой университет» - «двойник» классического университета, реализующий цель и выполняющий свои задачи (трансляции знания, передача социокультурного опыта, научно-исследовательская деятельность, социализация студентов и т. д.) в цифровой образовательной среде, используя при этом потенциал ^^-технологий для успешного решения учебных задач и формирования результатов образовательного процесса. В данном ключе современный университет видится драйвером социокультурного и экономического развития общества, его прогресса и консолидации за счет «интеллектуально и профессионально подготовленной молодежи, выходящей на фронтир этого развития» (Тульчинский, 2022: 60).

Вместе с тем цифровая трансформация университета, рассматриваемая нами как переход образовательного процесса, административно-управленческой деятельности и инфраструктуры вуза из аналоговой среды в цифровую, сопряжена с рядом трудностей и проблем:

- проблемы, связанные с использованием цифровых технологий в учебном процессе и проведением занятий в онлайн- или гибридном формате: утрата ценности знания, являющегося ключевым ресурсом развития современного общества, за счет уничтожения «университетского дидаскала» (совместного поиска и постижения истины) (Согомонов, 2021) и замена преподавателя тьютором онлайн-образования; утрата воспитательной составляющей образовательного процесса и, как следствие, снижение нравственной культуры обучающихся, проявляющееся, например, в «лжетворчестве», пренебрежении традиционными нормами морали, неуважительном отношении к преподавательскому труду и т. д.; «цифровой разрыв» (неравный доступ к инновационным технологиями); низкий уровень цифровой грамотности, отсутствие навыков тайм-менеджмента (планирования), коммуникативные и психологические барьеры в установлении взаимодействия преподавателя и студентов - значительно затрудняют проведение занятий в формате онлайн и смысловое усвоение информации;

- проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта в менеджменте вуза и формированием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС): лишенные «человекомерности» и моральной рефлексии, роботизированные «умные машины» лишают административно-управленческий процесс творческого, креативного подхода, технически делают за человека выбор и выдают «готовое решение», тем самым нивелируя его право на свободу и автономность; «отсутствие единого стандарта цифровых решений, форматов и единых платформ» (Шепелова, Шепелов, 2020: 49) при формировании ЭИОС может негативным образом сказаться на результативности образовательного процесса в целом;

- проблемы, связанные с цифровой модернизацией инфраструктуры вуза: длительность и финансовая затратность; необходимость в обучении специалистов работе с инновационным

1 Брюнин А.В. Цифровой вуз - университет будущего [Электронный ресурс] // ЗойПпе. Мы все сможем. URL: https://slddigital.com/article/cifrovoj-vuz-universitet-budushego/ (дата обращения 15.02.2023).

программным обеспечением и ИТ-технологиями; необходимость в конвергенции и согласованности всех структурных подразделений вуза; оправданность той или иной инновационной программы в соответствии с целями и задачами университета.

На наш взгляд, для преодоления проблем, выявленных в ходе текущей цифровой трансформации высшей школы, а также для устойчивого развития университета в современном цифровом обществе необходимо: сохранить возможность «живой» коммуникации преподавателя и студентов как ключевых акторов образовательного процесса с целью совместного участия в «рождении» подлинного знания и многократном его воспроизведении, а также культивирования нравственных норм и ценностей; реализовать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью формирования цифровых компетенций, внедрить курсы по медиаграмотности для студенческой аудитории; применять творческий и свободный подход к использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта в реализации цели и задач вуза; осуществить качественное материально-техническое оснащение инфраструктуры образовательной организации; создание на базе вуза кластеров и технопарков, обеспечивающих взаимосвязь образования, науки и производства с целью повышения качества подготовки будущих специалистов.

Таким образом, университет предстает как динамичный социальный институт с инновационной структурой, базирующийся на концепции доступного, непрерывного и качественного образования. Используя потенциал цифровых технологий, университет выполняет роль драйвера социально-экономического развития современного общества за счет интеллектуальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, успешных научных, производственных, социальных и культурных практик. Цифровая трансформация учебного процесса, менеджмента и инфраструктуры университета является необходимым условием для развития и поддержания статуса высшего учебного заведения в современном цифровом обществе знаний и системе образования будущего.

Список источников:

Ёрмирзоева Ф.А. «Информация» и «знание»: анализ соотношения статуса понятий в условиях информационного общества // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 1 (74). С. 48-57.

Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 52-67. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.040.

Крутова И.А., Крутова О.В. Цифровая трансформация университета: риски и перспективы // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. 170-174. https://doi.org/10.17513/snt.38513.

Радугин А.А., Назаренко К.С. Модернизация образовательного процесса в вузе на основе цифровизации (социально-философский анализ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 3 (37). С. 142-148.

Согомонов А.Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 48-63.

Сычев А.А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 9-16.

Тульчинский Л.Г. Университет как генератор образа будущего и его неоднозначные перспективы // Ведомости прикладной этики. 2022. № 59. С. 60-63.

Шепелова Н.С., Шепелов Н.Н. Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России // Экономические исследования и разработки. 2020. № 2. С. 46-52.

Zbigniew M. Innovative University 4.0, the Academic Entrepreneur in an Innovative University // Sustainability, Technology and Innovation 4.0. Routledge, 2021. P. 3-23. https://doi.org/10.4324/9781003184065-2.

References:

Efimov, V. S. & Lapteva, A. V. (2018) Digitalization in the System of Priorities for the Development of Russian Universities: an Expertview. Journal University Management: Practice and Analysis. 22 (4 (116)), 52-67. Available from: doi:10.15826/umpa.2018.04.040. (In Russian).

Krutova, I. A. & Krutova, O. V. (2021) University Digital Transformation: Hazards and Prospects. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. (2), 170-174. Available from: doi:10.17513/snt.38513. (In Russian).

Radugin, A. A. & Nazarenko, K. S. (2020) Modernization of the Educational Process in the University Based on). Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy. (3 (37)), 142-148. (In Russian).

Shepelova, N. S. & Shepelov, N. N. (2020) The Main Problems of Digital Transformation of Higher Education in Russia. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (2), 46-52. (In Russian).

Sogomonov, A. Yu. (2021) Digital University in Information Society: Ethical Issues of Current Transformation. Vedomosti prikladnoj etiki. (57), 48-63. (In Russian).

Sychev, A. A. (2021) The Future of University Educationunder Conditions of Digitalization. Vedomosti prikladnoj etiki. (58), 9-16. (In Russian).

Tulchinskii, G. L. (2022) University as the Image Future Generatorand Its Ambiguous Perspectives. Vedomosti prikladnoj etiki. (59), 60-63. (In Russian).

Yormirzoeva, F. A. (2018) «Information» and «Knowledge»: Correlation Analysis of the Status of Concepts in Informational Society. Bulletin of Tajik State University of Law, Business and Politics. Series of Humanitarian Sciences. (1 (74)), 48-57. (In Russian).

Zbigniew, M. (2021) Innovative University 4.0, the Academic Entrepreneur in an Innovative University. In: Sustainability, Technology and Innovation 4.0. Routledge, рр. 3-23. Available from: doi:10.4324/9781003184065-2.

PHILOSOPHY

Информация об авторе Г.В. Валеева - доцент кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, Тула, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=652873

Information about the author G.V. Valeeva - Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=652873

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.