Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
УДК 336.71
Фунг Тхе Донг
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»
Россия, Москва1 Аспирант E-Mail: [email protected]
Роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования на современном этапе
Аннотация. В статье рассматриваются основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться современный центральный банк при реализации стратегии и тактики денежно-кредитной политики. К ним относится следующее: своевременное информирование и разъяснение заинтересованным сторонам содержания и целей политики, транспарентность денежно-кредитной политики, независимость центрального банка в принятии решений. Автор показывает, что деятельность центрального банка, базирующаяся на данных принципах, будет способствовать снижению уровня неопределенности и информационной асимметрии, повышению предсказуемости денежно-кредитной политики; уменьшению инфляционной инерции; повышению гибкости реакции экономики на шоки; повышению степени подотчетности центрального банка обществу, улучшению репутации и повышению доверия к его политике. Независимость центрального банка оказывает воздействие на снижение инфляции, дефицита государственного бюджета и государственного долга.
Ключевые слова: центральный банк; роль; место; денежно-кредитное регулирование; денежно-кредитная политика; независимость; транспарентность; инфляция.
1 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7
1
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
В экономической литературе денежно-кредитная политика чаще всего определяется как политика центрального банка. Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов макроэкономической политики государства и является совокупностью кратко- и долгосрочных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредита, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Поэтому центральный банк любого государства выступает как субъект денежнокредитного регулирования. Он регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования2.
Таблица 1
Цели денежно-кредитной политики центральных банков
п/п Центральные банки Конечная цель денежно-кредитной политики
1 Банк России Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы
2 Федеральная резервная система США Эффективное содействие целям максимальной занятости, устойчивым ценам и умеренным долгосрочным процентным ставкам
3 Банк Канады Содействие основательным результатам экономической деятельности и улучшению стандарта жизни канадцев путем сохранения низкой, устойчивой и предсказуемой инфляции
4 Европейский центральный банк Обеспечение ценовой стабильности в еврозоне
5 Банк Англии Денежная стабильность (ценовая стабильность и доверие к национальной валюте), финансовая стабильность (обнаружение и сокращение угроз финансовой системы в целом)
6 Госбанк Вьетнама Обеспечение ценовой стабильности, экономического роста, и стабильности банковской системы
7 Китайский народный банк Экономический рост и стабильность валютного курса юаня
8 Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства
9 Национальный банк Польши Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, настолько она не противоречит основной цели банка
(Источник: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. -М: МФПА, 2011. - с. 196)
В ходе эволюции мировой экономики центральный банк стал превалирующим типом денежных властей во всем мире. Он является органом денежно-кредитного регулирования, обладающим дискреционными полномочиями в области денежной и валютной политики, в чью компетенцию входит также надзор за банковским сектором. На сегодня роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования определяются, как правило, конституцией и законом о центральном банке (см. табл. 1). Например, согласно Конституции
2 Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - с.280.
2
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Российской Федерации (РФ) и закону «О банке России»3 свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В законе «О Госбанке Вьетнама»4 устанавливается, что Госбанк является правительственным органом, считается юридическим лицом, имеет определенный законом капитал, являющийся собственностью государства, выполняет функцию государственного управления денежнокредитной политикой, банковской и валютной деятельностью, а также выполняет функцию центрального банка, осуществляющего денежную эмиссию, являющегося банком кредитных организаций и предоставляющего правительству денежные услуги.
Выбор и осуществление стратегических целей денежно-кредитной политики всегда является сложным вопросом. Выбранные цели должны удовлетворять таким критериям, как измеримость, контролируемость, прогнозируемость. Как показывает таблица 1 цели, которые ставятся перед центральными банками, имеют определенные различия. Однако в общем, цели центральных банков в системе денежно-кредитного регулирования, как правило, делятся на 5 групп: 1) ценовая стабильность, 2) курсовая стабильность, 3) экономический рост; 4) занятость и 5) устойчивость финансовой системы. При этом первые 4 группы связаны с макроэкономической стабилизацией и экономическим ростом, а последняя группа связана со снижением рисков финансового сектора. Фактически самой важной целью всех центральных банков является стабилизация цен и обеспечение безопасности финансовой системы. Это говорит о том, что принцип выбора стратегической цели денежно-кредитной политики не может быть одновременно многоцелевым по следующим причинам: во-первых, некоторые цели несовместимы друг с другом. Например, если центральный банк будет руководствоваться целями высоких темпов роста и низкого уровня безработицы, их следствием будет рост инфляции. Это можно объяснить исходя из теории «невозможной троицы», т.е. невозможности одновременно достичь фиксированного обменного курса, свободного движения капитала и независимой денежно-кредитной политики; во-вторых, одновременное осуществление нескольких конкурирующих целей ведет к снижению эффективности денежно-кредитной политики и даже может привести к тому, что центральный банк не достигнет ни одной из этих целей. Это может нанести урон его репутации, а ведь фактор репутации играет важную роль и влияет на эффективность денежно-кредитного регулирования.
Первоначальной функцией центрального банка является роль «кредитора последней инстанции» коммерческих банков и правительства. Процесс экономического развития требует выполнения функции стабилизации стоимости национальной валюты (включая сохранение низкого уровня инфляции и стабилизацию валютного курса) и обеспечения безопасности финансовой системы. На практике именно эта функция является важнейшей целью, к которой стремятся все центральные банки в мире. При надлежащем выполнении этих функций центральные банки смогут внести вклад в обеспечение макроэкономической стабильности, ограничить воздействие экономических кризисов, а также циклических колебаний экономики.
Для выполнения функции формирования и проведения денежно-кредитной политики центральному банку необходимо: 1) определить направление развития денежно-кредитной сферы, способствующее достижению целей стабильности национальной валюты и безопасности финансовой системы, 2) разработать систему методов и инструментов денежнокредитной политики и 3) проводить аналитические и стратегические исследования по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования.
3 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
4 Закон от 16 июня 2010 г. № 46/2010/QH12 «О Госбанке Вьетнама».
3
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Можно обозначить следующие основные функции центрального банка, обеспечивающие реализацию денежно-кредитного регулирования:
• функция монопольного регулирования денежной эмиссии, которая включает в себя как реализацию монопольной эмиссии наличных денег, так и регулирование безналичной эмиссии банков5;
• функция организации банковской системы, которая позволяет являться «банком банков», а именно, совершать операции преимущественно с банками данной страны, хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартов и профессионализма национальной кредитной системы;
• функция банкира и финансового агента правительства - поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции в интересах правительства, хранить официальные золотовалютные резервы;
• функция пруденциального регулирования деятельности коммерческих банков, которая в разных странах существенно отличается, однако, везде ее основной целью является защита интересов кредиторов и вкладчиков национальной банковской системы. В то же время пруденциальное регулирование оказывает существенное влияние и на динамику денежного предложения в экономике;
• функция валютного регулирования в рамках денежно-кредитного регулирования предопределяется уровнем развития экономики, а также валютно-экономическим положением страны;
• функция управления золотовалютными резервами предполагает формирование центральным банком резервных активов, т.е. фонда страховых гарантий в международных расчетах.
Для эффективного выполнения функции денежно-кредитного регулирования нынешний центральный банк должен иметь три инструмента: инструмент проведения денежно-кредитной политики, инструмент проведения инвалютной политики и государственных золотовалютных резервов и инструмент надзора и управления системой коммерческих банков. Как правило, это рыночные и административные инструменты. Однако на практике, работа по надзору и управлению коммерческими банками во многом опирается на административный инструмент и этому факту будет дан анализ в следующей части диссертации.
Таким образом, центральный банк играет чрезвычайно важную роль в системе денежнокредитного регулирования. Он способен влиять на все социально-экономическое показатели развития страны. Поэтому наряду с правами и функциями в законе о центральном банке должны быть конкретно и четко определены ответственность и обязанности этой особой организации. По мнению автора, в своей деятельности современный центральный банк должен руководствоваться тремя основополагающими принципами:
1) ответственность и обязанность центрального банка информировать и разъяснять свою политику органам надзора и контроля при Парламенте и Правительстве, а также бизнесу и широкой общественности;
2) транспарентность (информационная открытость) деятельности центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования;
5 Эту часть эмиссионной функции центральный банк выполняет в рамках регулирования ликвидности банковской системы, стабилизации национальной денежной единицы или кредитования правительства.
4
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
3) независимость центрального банка.
Ответственность и обязанность центрального банка давать разъяснения связаны с целями и функциями этой организации по осуществлению денежно-кредитной политики и стабилизации финансовой системы. Центральный банк обычно преследует одну из трёх промежуточных целей денежно-кредитной политики: регулирование уровня инфляции, курса валюты или денежной массы (М1, М2, М3). Его задача заключается в разъяснении того, каким образом он планирует использовать свои инструменты для достижения промежуточных целей, имея в виду конечную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию цен. Поэтому оценка денежно-кредитной политики основывается на том, насколько эффективно центральный банк использовал свой инструментарий для достижения объявленной промежуточной цели в определенный период.
Для реализации функции и цели стабилизации финансовой системы центральный банк должен обратить внимание на показатели, отражающие степень риска, такие как процент плохих долгов, процент кредитования в сфере фондового рынка и недвижимости и т.д.
Правовая база ответственности и обязанностей центрального банка по разъяснению своей политики определена в Конституции (Основном законе) и местом центрального банка в организационной структуре правительства любой страны. Как правило, центральный банк несет ответственность и перед Парламентом, и перед Правительством. Принципы, согласно которым центральный банк берет на себя ответственность и обязанность по даче разъяснений за свои действия, состоят в следующем:
• осуществление надзора со стороны Парламента и/или Правительства;
• регулярное предоставление отчетов;
• обязанность давать разъяснения и нести ответственность при невыполнении обязательств о поставленной цели;
• в случае, если финансовая система стоит перед опасностью краха или кризиса, центральный банк должен осуществлять вмешательство с помощью экстраординарных мер. В подобном случае он должен давать разъяснения для того, чтобы прежде чем предпринимать меры по вмешательству в ситуацию заручиться согласием Парламента;
• центральный банк должен обеспечивать сохранение своей репутации перед населением и финансовым рынком. Репутация центрального банка оказывает значительное воздействие на эффективность регулирования денежно-кредитной политики. В случае её утраты должен быть рассмотрен вопрос о снятии с должности или о неназначении на должность работников высшего звена центрального банка.
Под транспарентностью деятельности центрального банка понимается оперативная публикация всей информации, которая оказывает влияние на принятие решений центральным банком, а также раскрытие внутреннего процесса принятия решений, т.е. объяснение того, каким образом эта информация используется центральным банком в ходе принятия решений в сфере денежно-кредитного регулирования.
Ожидания экономических агентов могут играть значительную роль в повышении эффективности проведения политики центрального банка. Когда участники рынка понимают стратегию и тактику денежно-кредитной политики, их ожидания способствуют успешному выполнению центральным банком поставленных целей. Иначе говоря, транспарентность позволяет центральному банку управлять рыночными ожиданиями.
5
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Степень открытости и транспарентности центрального банка зависит от уровня развития экономики и стратегии денежно-кредитной политики каждого государства. Это особенно касается политических институтов. Реальность показывает, что развитые экономики имеют более высокий уровень открытости и транспарентности, чем экономики развивающиеся, а центральные банки проводят денежно-кредитную политику таргетирования инфляции с большей информационной открытостью, чем центральные банки, проводящие политику таргетирования валютного курса.
Таблица 2
Сводные результаты оценки эффектов транспарентности центрального банка
Авторы Год Выводы
Динцер и Эйхенгрин 6 2007 Транспарентность выше в странах со стабильной и развитой политической системой, а также более глубокими и развитыми финансовыми рынками. Она оказывает некоторое положительное влияние на волатильность выпуска продукции и инфляции.
Балл и Шеридан7 2005 Транспарентность в большей степени связана с сокращением среднего уровня инфляции и в меньшей степени со снижением темпов экономического роста
Мишкин8 2004 Большая транспарентность связана с сокращением неопределенности о будущей денежно-кредитной политике и, таким образом, способствует снижению волатильности инфляции
Демерцис и Хьюз Халлетт9 2003 Между волатильностью инфляции и транспарентностью центрального банка существует обратная связь, однако подобной связи не наблюдается между уровнем инфляции и транспарентностью. Обнаружена устойчивая положительная связь между волатильностью выпуска продукции и транспарентностью.
Чортареас, Стасаваже и Стерне10 2001 Публикация экономических прогнозов приводит к снижению среднего уровня инфляции (за исключением стран с фиксированным валютным курсом)
Сесчетти и Краусе11 2001 Обнаружена слабая обратная связь между транспарентностью, с одной стороны, и волатильностью выпуска продукции и инфляции с другой стороны.
(Источник: Моисеев С.Р. [и др]. Транспареентность денежно-кредитной политики и повышение требований к раскрытию информации Банком России//Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии. [Электронный ресурс]. - М. 2008. - с. 10.
6 Dincer N. and Eichengreen B. Central Bank Transparency: Where, Why, and with What Effects?//NBER Working Paper №13003, March 2007.
7 Ball, L. and N. Sheridan. Does Inflation Targeting Matter? In The Inflation - Targeting Debate//edited by B.S.
Bernanke and M. Woodford, 249-76. University of Chicago Press. 2005.
8 Mishkin, F.S. Can Central Bank Transparency Go Too Far? In The Future of Inflation Targeting//edited by C. Kent and S. Guttmann, 48-65. Sydney: Reserve Bank of Australia. 2004.
9 Demertzis, Maria and Andrew Hughes Hallett. Three Models of Imperfect Transparency in Monetary Policy//Centre for Economic Policy Research, London, Discussion Paper, №. 4117. 2003.
10 Georgios Chortareas & David Stasavage & Gabriel Sterne. Does it pay to be transparent International evidence from central bank forecasts//Federal Reserve Bank of St. Louis Review 84, 2001. P. 99-117
11 Stephen G. Cecchetti & Stefan Krause. Financial Structure, Macroeconomic Stability and Monetary Policy//NBER Working Papers 8354, National Bureau of Economic Research, Inc. 2001.
6
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Таким образом, теоретически транспарентность деятельности центрального банка приносит целый ряд выгод:
• снижение неопределенности и информационной асимметрии;
• повышение предсказуемости денежно-кредитной политики;
• увеличение экономического благосостояния общества благодаря точному прогнозированию и планированию;
• уменьшение инфляционной инерции;
• повышение гибкости реакции экономики на шоки;
• повышение подотчетности центрального банка обществу;
• улучшение репутации центрального банка и повышение доверия к его политике.
Блиндер, Гудхарт, Хильдебранд, Липтон, и Виплоц (2001)12 а затем Гераац (2002 и 2006)13 создали основу для классификации и оценки уровня транспарентности центрального банка. На основе этих исследований Кроу и Мид (2008) предложили систему показателей, оценивающих уровень транспарентности центрального банка по 5 следующим критериям14:
1) политическая транспарентность: транспарентность целей экономической
политики;
2) экономическая транспарентность: раскрытие информации об экономических данных, моделях и прогнозах;
3) процедурная транспарентность: информация о механизмах принятия решений в денежно-кредитной политике;
4) стратегическая транспарентность: информация о мотивах принятия решений и возможных будущих действиях;
5) операционная транспарентность: транспарентность информации о действиях центрального банка на финансовых рынках и об ошибках регулирования.
В дальнейшем Кроу и Мид использовали систему этих критериев для оценки изменений степени транспарентности 37 центральных банков мира в период с 1998 по 2006 год. Результаты показали, что все центральные банки, выбранные для исследования, особенно в странах с развитой экономикой и членах ЕС, значительно повысили уровни транспарентности. У всех стран средний показатель транспарентности вырос с 0.56 в 1998 г. до 0.61 в 2006 г. Однако результаты исследований также продемонстрировали, что показатели транспарентности развитых стран и развивающихся рынков снизились с 0.55 в 1998 г. до 0.54 в 2006 г. (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика среднего уровня прозрачности центральных банков в 1998-2006 гг.
Численное
ть
1998
2006
12 Blinder, A., C. Goodhart, P. Hildebrand, D. Lipton, and C. Wyplosz. How Do Central Banks Talk?//Geneva Reports on the World Economy 3. CEPR, London, September, 2001.
13 Geraats, Petra M. Central Bank Transparency//Economic Journal, November, № 112 (483), 2002. pp. 532-565.; Geraats, Petra M. Transparency of Monetary Policy: Theory and Practice//CESifo Economic Studies, March, № 52(1). 2006. P. 111-152.
14 Crowea, Christopher and Ellen E. Meade. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness// European Journal of Political Economy №24. 2008. P. 763-777.
7
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
стран
Все страны 37 0.56 0.61
По уровням развития 1) Развитые страны 24 0.56 0.64**
2) Развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками 13 0.55 0.54
Страны, использующ ие инфляционн ое таргетирова ние 1) до 1998 г. 8 0.73 0.78
2) после 1998 г. 8 0.56 0.71*
Члены ЕС 12 0.45 0.60***
Другие 9 0.54 0.38
Примечание: значение *, ** и *** означает уровня значимости статистики 90, 95 и 99%
(Источник: Crowea, Christopher and Ellen E. Meade. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness//European Journal of Political Economy №24. 2008. P. 763-777.)
Таким образом, на основе вышеприведенного анализа можно сделать следующие принципиальные выводы о транспарентности в деятельности центрального банка:
1) Транспарентность центрального банка является важным фактором, который способен воздействовать на эффективность государственной денежно-кредитной политики, поэтому понятие транспарентности центрального банка следует ввести во все юридические документы и создать механизм эффективного надзора за процессом её осуществления;
2) Обеспечение информационной транспарентности означает:
• Публикацию статистических показателей и макроэкономического прогноза центрального банка, разъяснение решений по вопросам денежно-кредитной политики и предоставление среднесрочного макроэкономического анализа в целях снижения воздействия непредвиденных факторов и повышения репутации центрального банка;
• Обнародование эконометрических моделей, используемых центральным банком для прогнозирования;
• Обнародование конкретной стратегии и тактики денежно-кредитной политики с тем, чтобы помочь участникам рынка в понимании процесса определения денежно-кредитной политики и дать им возможность прогнозировать политические тенденции;
• Публикация выводов Совета по денежно-кредитной политике с возможным приложением результатов голосования на заседаниях, где обсуждалась денежнокредитная политика государства;
• Анонсирование даты заседания Совета по денежно-кредитной политике для того, чтобы избежать колебаний на финансовом рынке. На брифингах после заседаний
8
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
или на пресс-конференциях необходимо давать краткие разъяснения коррекций в политике.
При существующей системе денежно-кредитного регулирования для обеспечения роли и места центрального банка необходимо в законе о центральном банке четко разграничить отношения между законодательным органом (Парламент) и исполнительным органом (Правительство). В законе должно быть четко обозначено юридическое место центрального банка, очерчены его права в отношениях с парламентом и правительством при формировании и реализации политики денежно-кредитного регулирования. Практика показывает, что общей тенденцией центральных банков становится независимость этого органа от парламента и правительства. Независимость центрального банка проявляется в 3 аспектах: независимость в кадровых вопросах, независимость в проведении политики и финансовая независимость.
Степень независимости в кадровых вопросах проявляется в полномочиях управляющего центральным банком при решении кадровых вопросов внутри своей организации: назначение и освобождение от должности, распределение прав и обязанностей, систему заработной платы и т.д. Однако, как правило, парламент и правительство имеют решающий голос при назначении на ключевые посты центрального банка. Во всех ныне существующих центральных банках есть Совет по денежно-кредитной политике, члены которого должны назначаться или утверждаться парламентом или правительством.
Независимость политики проявляется, прежде всего, в независимости при определении промежуточных и операционных целей денежно-кредитной политики центрального банка. В большинстве стран конечная цель определяется в законе о центральном банке. Любые изменения или дополнения в текст закона о конечной цели должны утверждаться парламентом. В Великобритании министерство финансов и центральный банк определяют промежуточную цель денежно-кредитной политики (обычно это контроль над инфляцией). В США и ЕС решение о промежуточной цели принимает исключительно центральный банк. Когда министерство финансов и центральный банк совместно участвуют в определении промежуточной цели денежно-кредитной политики, то, в принципе, на обе эти организации возлагается ответственность о представлении этого вопроса на заседании парламента. Иначе говоря, принимающий решение орган сам должен нести ответственность за изложение политики и её результаты.
Наряду с определением промежуточной цели центральному банку для проведения денежно-кредитной политики необходимо определить операционную цель. Как правило, операционной целью является базовая процентная ставка на межбанковском рынке, центральный (валютный) курс или амплитуда курсовых колебаний. Эти показатели обычно определяются советом по денежно-кредитной политике. И хотя во многих случаях этот совет является частью центрального банка в него могут входить представители парламента, правительства, предпринимателей и специалистов в сфере экономики. Целью такого широкого представительства является отражение в денежно-кредитной политике точек зрения различных экономических групп в целях поддержания баланса независимости в принятии решений центральным банком. При этом члены этого совета, не будучи сотрудниками центрального банка, должны принимать решения на основе анализа и оценки экономического положения, представленного специалистами центрального банка.
После того, как совет по денежно-кредитной политике государства сформулирует на своем очередном заседании (обычно ежемесячном) операционные цели, центральный банк будет иметь полное право использовать весь свой инструментарий для их достижения. Наряду с этим и в связи с особенностями денежно-кредитной системы центральным банкам обычно дают дополнительные суверенные права для внесения дополнений и корректировки денежнокредитной политики, а также для достижения других целей помимо денежно-кредитных.
9
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Например, центральному банку предоставлено право принимать решения о контроле входящих и исходящих через государственную границу потоков иностранного капитала, право принятия неотложных мер в случае финансового кризиса, таких как право национализировать один/несколько коммерческих банков, право замораживать долги некоторых коммерческих банков, право покупать и продавать помимо обычных другие виды финансового имущества и т.д.
Финансовая независимость проявляется в трёх аспектах:
• Центральный банк имеет самостоятельное право непосредственно или косвенно определять масштабы и размер помощи правительству на основе предоставления кредитов. При этом он руководствуется простым принципом: «для стабилизации цен учреждение, печатающее деньги, не должно принадлежать учреждению, их потребляющему»;
• Центральный банк имеет достаточный объем финансовых ресурсов, чтобы не финансироваться из бюджета правительства;
• В рамках утвержденной бюджетной сметы руководитель центрального банка вправе принимать решения по всем показателям этой организации. Орган, имеющий функцию утверждения бюджетной сметы центрального банка, равнозначный правлению этой организации, может быть парламентом или комитетом, в который входят представители парламента и правительства. Центральный банк также несет ответственность за предоставление ежегодного финансового отчета после проведения независимого аудита.
В настоящее время в исследованиях предпринимаются попытки оценить степень независимости центрального банка и отыскать ее связь с такими макроэкономическими показателями, как инфляция, экономический рост, инвестиции и т.д. С теоретической точки зрения таким способом оценивают степень независимости центрального банка по трём следующим аспектам: независимости в кадровых вопросах, в проведении политики и в финансовой сфере, как это указывалось выше.
Существует два распространенных способа оценки степени независимости центрального банка:
1) Способ оценки степени независимости центрального банка GMT-индекс15 разработан исследователями Грилли, Маскиандаро и Табеллини (1991)16. GMT-индекс включает две компоненты, отражающие политическую и экономическую независимость центрального банка. Каждая из компонент, представляющая собой индекс, состоит из бинарных переменных, которые могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Таким образом, данный совокупный индекс независимости центрального банка представляет собой невзвешенную балльную систему. В настоящее время GMT-индекс наиболее часто используется для оценки независимости центрального банка, поскольку для его расчета, как правило, имеется вся необходимая информация. Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих 8 критериях:
• глава центрального банка назначается без вмешательства правительства;
• глава центрального банка назначается на срок больший, чем 5 лет;
15 Данный индекс был назван по первым буквам фамилий впервые предложивших его исследователей - Грилли, Маскиандаро и Табеллини.
16 Grilli, V., D. Masciandaro, and G. Tabellini, 1991. Political and Monetary Institutions and Public Financial Policies in the Industrial Countries//Economic Policy, Vol. 13, pp. 341-92.
10
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
• совет директоров центрального банка назначается без участия правительства;
• совет директоров центрального банка руководит банком более 5 лет;
• отсутствие необходимости в обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;
• отсутствие необходимости в одобрении правительством решений в области денежно-кредитной политики;
• центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен как одной из приоритетных целей;
• имеются законодательные нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.
Экономическая независимость центрального банка в рамках GMT-индекса определяется оценкой операционной независимости центрального банка и основывается на 7 следующих критериях:
• не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;
• если имеется возможность выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;
• кредиты правительству выдаются на определенный срок;
• кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;
• центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;
• центральный банк самостоятельно устанавливает собственные процентные ставки (без согласования с правительством);
• центральный банк не несет ответственности за надзор за банковским сектором17 или эта ответственность разделена с другим органом государственной власти.
2) Способ оценки степени независимости центрального банка разработанный Цукерманом в 1992 18 . Индекс Цукермана (Cukierman, 1992) включает 16 переменных, отвечающих за определенные критерии независимости, объединенные в четыре группы: кадровая автономия, разработка денежно-кредитной политики, ее цели и ограничения на финансирование государственного бюджета. Он включает такие индикаторы как:
• Управляющий центрального банка: продолжительность служебных полномочий; орган, наделенный правом назначать Управляющего; положения об освобождении Управляющего от должности; возможность занимать другой пост в правительстве;
• формирование политики: может ли центральный банк быть ответственным за формирование денежно-кредитной политики или нет? Порядок, связанный с разрешением конфликтов между центральным банком и правительством; степень участия центрального банка в формировании бюджета правительства;
• цели центрального банка: денежно-кредитная стабилизация - основная цель центрального банка;
17 В рамках данной методологии предполагается, что надзор за банковским сектором «отвлекает» центральный банк от проведения денежно-кредитной политики и уменьшает степень его независимости.
18 Cukierman, Alex, 1992. Central Bank Strategy, Credibility, and Autonomy//Cambridge, Mass.: MIT Press.
11
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
• ограничения со стороны центрального банка при кредитовании правительства: авансирование, фондирование долгов правительства; правительство контролирует такие параметры предоставления кредита, как срок погашения, процентная ставка и объем кредита; расширение числа участников, которым разрешено получать кредиты в центральном банке; вид ограничений (при наличии) по кредитам центрального банка; сроки, на которые центральный банк выдает кредиты; ограничения на процентные ставки кредитов центрального банка; невозможность участия центрального банка в рынке вторичных долгов по ценным бумагам правительства.
До Первой мировой войны центральные банки во всех странах были организациями, находящимися в частной собственности, поэтому они были полностью независимыми от правительства. Однако это положение изменилось после II Мировой войны, когда в таких странах, как Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Швеция, центральные банки стали непосредственно правительственными органами. Но за последние более чем 20 лет эта тенденция постепенно повернулась в обратную сторону, и центральные банки становятся все более независимыми. Это можно объяснить двумя причинами: во-первых, позитивным моментом является появление все большего числа исследований, которые показывают роль независимости центрального банка в обуздании инфляции; во-вторых, после масштабных кризисов, поразивших мировую экономику, еще сильнее обострилась проблема независимости центральных банков, которые значительно смягчили денежно-кредитную политику для преодоления рецессии.
12
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Новые индустриальные страны (22 страны)
0 0.2 0.4 0.6 0.8 1
Уровень независимости
Развитые страны (7 стран)
0 0.2 0.4 0.6 0.8 1
уровень независимости
Уровень независимости
Уровень независимости
Примечание, a - индекс общей независимости; b - индекс экономической независимости;
с - индекс политической независимости
Рис. 1. Распредение индексов независимости центральных банков
Результаты исследований на основе индексов GMT и Цукермана показывают, что за более чем 20-летний период повышение уровня независимости центральных банков всего мира, включая развитые, развивающиеся экономики и новые индустриальные страны, стало превалирующей тенденцией. Индекс Цукермана показывает (см. рис. 1), что если в конце 1980х гг. среднее значение показателя степени независимости центральных банков составляло 0.33, то к 2003 г. оно поднялось до 0.66. При этом в новых индустриальных странах оно составляло
0.32, но к 2003 г. этот показатель увеличился до 0.7. Аналогичное изменение произошло с этими показателями в развитых и развивающихся странах, где за исследуемый период наблюдался их быстрый рост. Хотя в последние десятилетия все больше проявлялась тенденция роста степени независимости центральных банков, это вовсе не означало, что у центральных банков теперь нет никаких ограничений. Требование к ответственности и транспарентности стало в настоящее время повсеместным, что позволяет обеспечить эффективность деятельности центрального банка.
Соотношение между степенью независимости центрального банка и макроэкономическими переменными стало темой многих исследований в начале 1990 годов, в которых степень независимости центральных банков измерялась, в основном, с использованием индексов GMT или Цукермана, или их сочетания. Первыми трудами, оказавшими большое влияние на направление дальнейших исследований, были статьи Алесина
13
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
(1988)19; Грилли, Маскиандаро и Табеллини (1991)20; Цукермана (1992)21; Цукермана, Вебба и Неяпти (1992)22; и Алесина и Симмерс (1993)23. Примечательным был вывод этих исследований о том, что существует обратно пропорциональное соотношение между степенью независимости центрального банка и уровнем инфляции, т. е. инфляция имеет тенденцию быть на низком уровне в тех странах, где высока степень независимости центрального банка. В дальнейшем этот результат получил поддержку в других исследованиях, таких как, Де Хаан и Кои (1997) 24; Мангано (1998) 25; Оатлеи (1999) 26 ; Гутиеррез (2003) 27; Арноне, Лоренс, Сегалотто, и Соммер (2007)28; и Жакоме и Вазкез (2008)29.
Рис. 2. Связь инфляции и независимости центрального банка
Связь независимости центрального банка и инфляции была выявлена не только в развитых странах, где существовала более упорядоченная институциональная система, но и в развивающихся30 и социалистических странах31, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна32 (см. рис. 2).
Некоторые ученые, особенно последователи кейнсианской экономической школы, считают, что для стимулирования экономического роста экономике необходим определенный
19 Alesina A. Macroeconomics and Politics//Macroeconomics Annual. MIT Press, 1988, - p. 13-52.
20 См. Grilli, V., D. Masciandaro, and G. Tabellini (1991).
21 См. Cukierman, Alex (1992).
22 Cukierman, Alex, S. Webb, and B. Neyapti. Measuring the Independence of Central Banks and Its Effect on Policy Outcomes//The World Bank Economic Review 6. 1992. p. 353-98.
23 Alesina A., Summers L. Central Bank Independence and Macroeconomic Performance: Some Comparative Evidence//Journal of Money Credit and Banking. May 1993, - p. 151-162.
24 De Hann J., Kooi W.J. What Really Matters: Conservativeness or Autonomy?//Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. 1997. Vol. 200. P. 23-38.
25 Mangano G. Measuring CB Autonomy: A Tale of Subjectivity and of its Consequences//Oxford Economic Papers. 1998, Vol. 50, p. 468-492.
26 Oatley T. Central Bank Independence and Inflation: Corporatism, Partisanship, and Alternative Indices of Central Bank Independence//Public Choice. 1999, Vol. 98, p. 399-413.
27 Gutierrez, Eva. Inflation Performance and Constitutional Central Bank Independence: Evidence from Latin America and the Caribbean (March 2003). IMF Working Paper, 2003, Vol., pp. 1-30
28 Arnone M., Bernard J. Laurens, Jean-Frarnois Segalotto and Martin Sommer. Central Bank Autonomy: Lessons from Global Trends. IMF working paper 07/88. 2007.
29 Jacome, L., and F. Vazquez, 2005. Any Link Between Central Bank Independence and Inflation? Evidence from Latin America and the Caribbean//IMF Working Paper No. 05/75 (Washington: International Monetary Fund).
30 Cm. Cukierman (1992); Cukierman, Webb (1995).
31 См. Cukierman coauthors, (2002).
32Cm. Gutierrez, 2003; Jacome, Vazquez (2008).
14
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
уровень инфляции. Возможно, по этой причине они недоверчиво относятся к взаимосвязи независимости центрального банка и роста экономики, утверждая, что рост степени независимости центрального банка может негативно повлиять на результаты экономического роста. Однако многие эконометрические исследования отвергают это утверждение. Например, Грилли с соавторами (1991) 33 утверждают, что повышение степени независимости центрального банка не оказывает негативное воздействие на темпы экономического роста страны (см. рис. 3 и 4). Подобные же выводы мы видим в исследованиях Алесина и Соммерс (1993) 34, Цукерман с соавторами (1993), Де Хаан и Кои (1997)35.
= 4
С
РЭ
па
Spain Л О Canada
Denmark g Swedeno Netherlands 0 New Zealand BelgiumO “^—-—^Switzerland
oUS Germany о
OUK
1 2 3
Уровень независимости
Рис. 3. Связь независимости центрального банка и ВВП на душу населения
Рис. 4. Связь независимости центрального банка и роста ВВП на душу населения
Паркин (Parkin, 1987)3 исследовал этот вопрос на примере тех же 12 стран, что Бейд и Паркин в период 1955-1983 гг. Он нашел подтверждение отрицательной связи между уровнем независимости центрального банка и долгосрочным бюджетным дефицитом. В частности, бюджетные дефициты Швейцарии и Германии, стран с наивысшим уровнем независимости, в долгосрочном периоде приблизительно равны нулю. Тем не менее, другие страны, например, Франция, в которых уровень независимости был более низким, имели более значительные бюджетные дефициты. Авторы объяснили это тем, что если правительство имеет возможность привлечения заимствований у центрального банка, оно склонно проводить политику, приводящую к возникновению бюджетного дефицита, надеясь покрыть его с помощью эмиссии.
Маскиандаро и Табеллини проанализировали бюджетные дефициты Австралии, Канады, Японии, Новой Зеландии и США за период с 1970 г. по 1985 г. Они показали, что Новая Зеландия, имевшая в этот период самый низкий уровень независимости центрального банка среди указанных стран, характеризовалась также и самым большим бюджетным дефицитом.
Хотя в вышеуказанных исследованиях выявлена негативная взаимосвязь независимости центрального банка и макроэкономических переменных, однако, эта связь не была обнаружена
33 См. Grilli, V, D. Masciandaro, and G. Tabellini (1991).
34 Alesina, Alberto, and Larry H. Summers (1993). Central Bank Independence and Macroeconomic Performance: Some Comparative Evidence//Journal of Money, Credit, and Banking, 25(2), pp. 151-162.
35 De Hann, J., and W.J. Kooi (1997). What Really Matters: Conservativeness or Autonomy?//Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. Vol. 200, pp. 23-38.
36 Parkin M. Domestic Monetary Institutions and Deficits//J.M. Buchanan et al., eds. Deficits, Basil Blackwelt. 1987. P. 310-337.
15
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
в ряде работ, таких как, Банаян, Бурдекин, Виллетт (1995)37; Посен (199 5, 1998)38; Кампильо и Минтон (1997)39; Фингер (1997)40; и Кросби (1998)41.
Это можно объяснить тем, что хотя исследователи при измерении степени независимости опирались на такие важные факторы, как кадры, финансы и политика, в разных странах эти факторы проявляются по-разному. Например, независимость центрального банка может признаваться в Конституции и Законе о центральном банке, однако, на практике степень независимости разительно отличается. Это можно обнаружить в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Однако, по мнению автора, в условиях Вьетнама, когда экономика в основном функционирует по рыночным законам, важным и насущным становится предоставление центральному банку независимости в регулировании денежно-кредитной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон от 16 июня 2010 г. № 46/2010/QH12 «О Госбанке Вьетнама».
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
3. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - с.280.
4. Alesina A. Macroeconomics and Politics//Macroeconomics Annual. MIT Press, 1988, - p.13-52.
5. Alesina A., Summers L. Central Bank Independence and Macroeconomic Performance:Some Comparative Evidence//Journal of Money Credit and Banking. May 1993, -p. 151-162.
6. Alesina, Alberto, and Larry H. Summers (1993). Central Bank Independence and Macroeconomic Performance: Some Comparative Evidence//Journal of Money, Credit, and Banking, 25(2), pp. 151-162.
7. Arnone M., Bernard J. Laurens, Jean-Fra^ois Segalotto and Martin Sommer. Central Bank Autonomy: Lessons from Global Trends. IMF working paper 07/88. 2007.
8. Ball, L. and N. Sheridan. Does Inflation Targeting Matter? In The Inflation - Targeting Debate//edited by B.S. Bernanke and M. Woodford, 249-76. University of Chicago Press. 2005.
9. Banaian, K., R.C.K. Burdekin, and T.D. Willett (1995). On the Political Economy of Central Bank Independence. in K.D. Hoover and S.M. Sheffrin (eds.), Monetarism and
37 Banaian, K., R.C.K. Burdekin, and T.D. Willett (1995). On the Political Economy of Central Bank Independence. in K.D. Hoover and S.M. Sheffrin (eds.), Monetarism and the Methodology of Economics: Essays in Honor of Thomas Mayer (Edward Elgar Publishing).
38 Posen, A.S. Declarations Are Not Enough: Financial Sector Sources of Central Bank Independence//NBER Macroeconomics Annual Report 1995, pp. 253-274.; Posen, A.S. Central Bank Independence and Disinflationary Credibility: A Missing Link//Oxford Economic Papers, Vol. 50, 1995. pp. 493-511.
39 Campillo, M., and J.A. Miron,1997. Why Does Inflation Differ across Countries?//in C.D. Romer and D.H. Romer (eds.), Reducing Inflation: Motivation and Strategy, pp. 335-57, (Chicago: The University of Chicago Press).
40 Fuhrer, J.C.,1997. CB Autonomy and Inflation Targeting: Monetary Policy Paradigms for the Next Millennium?//New England Economic Review, Vol. 1-2, pp. 19-36.
41 Crosby, M., 1998. Central Bank Autonomy and Output Variability//Economic Letters, Vol. 60, pp. 67-75.
16
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
the Methodology of Economics: Essays in Honor of Thomas Mayer (Edward Elgar Publishing).
10. Blinder, A., C. Goodhart, P. Hildebrand, D. Lipton, and C. Wyplosz. How Do Central Banks Talk?//Geneva Reports on the World Economy 3. CEPR, London, September, 2001.
11. Campillo, M., and J.A. Miron,1997. Why Does Inflation Differ across Countries?//in C.D. Romer and D.H. Romer (eds.), Reducing Inflation: Motivation and Strategy, pp. 335-57, (Chicago: The University of Chicago Press).
12. Crosby, M., 1998. Central Bank Autonomy and Output Variability//Economic Letters, Vol. 60, pp. 67-75.
13. Crowea, Christopher and Ellen E. Meade. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness// European Journal of Political Economy №24. 2008. P. 763-777.
14. Cukierman, Alex, 1992. Central Bank Strategy, Credibility, and
Autonomy//Cambridge, Mass.: MIT Press.
15. Cukierman, Alex, S. Webb, and B. Neyapti. Measuring the Independence of Central Banks and Its Effect on Policy Outcomes//The World Bank Economic Review 6. 1992. p. 353-98.
16. De Hann, J., and W.J. Kooi (1997). What Really Matters: Conservativeness or Autonomy?//Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. Vol. 200, pp. 23-38.
17. Demertzis, Maria and Andrew Hughes Hallett. Three Models of Imperfect Transparency in Monetary Policy//Centre for Economic Policy Research, London, Discussion Paper, № 4117. 2003.
18. Dincer N. and Eichengreen B. Central Bank Transparency: Where, Why, and with What Effects?//NBER Working Paper №13003, March 2007.
19. Fuhrer J.C.,1997. CB Autonomy and Inflation Targeting: Monetary Policy Paradigms for the Next Millennium?//New England Economic Review, Vol. 1-2, pp. 19-36.
20. Georgios Chortareas & David Stasavage & Gabriel Sterne. Does it pay to be transparent International evidence from central bank forecasts//Federal Reserve Bank of St. Louis Review 84, 2001. P. 99-117
21. Geraats, Petra M. Central Bank Transparency//Economic Journal, November, № 112 (483), 2002. pp. 532-565.; Geraats, Petra M. Transparency of Monetary Policy: Theory and Practice//CESifo Economic Studies, March, № 52(1). 2006. P. 111-152.
22. Grilli, V., D. Masciandaro, and G. Tabellini, 1991. Political and Monetary Institutions and Public Financial Policies in the Industrial Countries//Economic Policy, Vol. 13, pp. 341-92.
23. Gutierrez, Eva. Inflation Performance and Constitutional Central Bank Independence: Evidence from Latin America and the Caribbean (March 2003). IMF Working Paper, 2003, Vol., pp. 1-30
24. Jacome, L., and F. Vazquez, 2005. Any Link Between Central Bank Independence and Inflation? Evidence from Latin America and the Caribbean//IMF Working Paper No. 05/75 (Washington: International Monetary Fund).
17
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
25. Mangano G. Measuring CB Autonomy: A Tale of Subjectivity and of its Consequences//Oxford Economic Papers. 1998, Vol. 50, p. 468-492.
26. Mishkin, F.S. Can Central Bank Transparency Go Too Far? In The Future of Inflation Targeting//edited by C. Kent and S. Guttmann, 48-65. Sydney: Reserve Bank of Australia. 2004.
27. Oatley T. Central Bank Independence and Inflation: Corporatism, Partisanship, and Alternative Indices of Central Bank Independence//Public Choice. 1999, Vol. 98, p. 399-413.
28. Parkin M. Domestic Monetary Institutions and Deficits//J.M. Buchanan et al., eds. Deficits, Basil Blackwelt. 1987. P. 310-337.
29. Posen, A.S. Declarations Are Not Enough: Financial Sector Sources of Central Bank Independence//NBER Macroeconomics Annual Report 1995, pp. 253-274.; Posen, A.S. Central Bank Independence and Disinflationary Credibility: A Missing Link//Oxford Economic Papers, Vol. 50, 1995. pp. 493-511.
30. Stephen G. Cecchetti & Stefan Krause. Financial Structure, Macroeconomic Stability and Monetary Policy//NBER Working Papers 8354, National Bureau of Economic Research, Inc. 2001.
18
32EMN414
Выпуск 4 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Phung The Dong
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
The role and place of the central bank in the of monetary
control at the present stage
Abstract: This article discusses the fundamental principles that should guide the modern central bank in the implementation of the strategy and tactics of monetary policy. These include the following: timely information and explanation to interested parties and the content of the policy objectives, the transparency of monetary policy, central bank independence in decision-making. The author shows that the activity of the central bank, which is based on these principles will help to reduce the level of uncertainty and information asymmetry, increase the predictability of monetary policy; reduction of inflation inertia; increasing the flexibility of the reaction of the economy to shocks; greater accountability of the central bank community, improving the reputation and credibility to its policies. Central bank independence has an impact on the reduction of inflation, public deficits and public debt.
Keywords: the central bank; role; place; monetary control; monetary policy; independence; transparency; inflation.
19
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Zakon ot 16 ijunja 2010 g. № 46/2010/QH12 «O Gosbanke V'etnama».
2. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ (red. ot 21.07.2014) «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)»
3. Lavrushin O.I. Den'gi, kredit, banki. Jekspress-kurs. - 4-e izd., ster. - M.: KNORUS, 2010. - s.280.
4. Alesina A. Macroeconomics and Politics//Macroeconomics Annual. MIT Press, 1988, - p.13-52.
5. Alesina A., Summers L. Central Bank Independence and Macroeconomic Performance:Some Comparative Evidence//Journal of Money Credit and Banking. May 1993, -p. 151-162.
6. Alesina, Alberto, and Larry H. Summers (1993). Central Bank Independence and Macroeconomic Performance: Some Comparative Evidence//Journal of Money, Credit, and Banking, 25(2), pp. 151-162.
7. Arnone M., Bernard J. Laurens, Jean-Fran3ois Segalotto and Martin Sommer. Central Bank Autonomy: Lessons from Global Trends. IMF working paper 07/88. 2007.
8. Ball, L. and N. Sheridan. Does Inflation Targeting Matter? In The Inflation - Targeting Debate//edited by B.S. Bernanke and M. Woodford, 249-76. University of Chicago Press. 2005.
9. Banaian, K., R.C.K. Burdekin, and T.D. Willett (1995). On the Political Economy of Central Bank Independence. in K.D. Hoover and S.M. Sheffrin (eds.), Monetarism and the Methodology of Economics: Essays in Honor of Thomas Mayer (Edward Elgar Publishing).
10. Blinder, A., C. Goodhart, P. Hildebrand, D. Lipton, and C. Wyplosz. How Do Central Banks Talk?//Geneva Reports on the World Economy 3. CEPR, London, September, 2001.
11. Campillo, M., and J.A. Miron,1997. Why Does Inflation Differ across Countries?//in C.D. Romer and D.H. Romer (eds.), Reducing Inflation: Motivation and Strategy, pp. 335-57, (Chicago: The University of Chicago Press).
12. Crosby, M., 1998. Central Bank Autonomy and Output Variability//Economic Letters, Vol. 60, pp. 67-75.
13. Crowea, Christopher and Ellen E. Meade. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness// European Journal of Political Economy №24. 2008. P. 763-777.
14. Cukierman, Alex, 1992. Central Bank Strategy, Credibility, and Autonomy//Cambridge, Mass.: MIT Press.
15. Cukierman, Alex, S. Webb, and B. Neyapti. Measuring the Independence of Central Banks and Its Effect on Policy Outcomes//The World Bank Economic Review 6. 1992. p. 353-98.
16. De Hann, J., and W.J. Kooi (1997). What Really Matters: Conservativeness or Autonomy?//Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. Vol. 200, pp. 23-38.
20
32EMN414
Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
17. Demertzis, Maria and Andrew Hughes Hallett. Three Models of Imperfect Transparency in Monetary Policy//Centre for Economic Policy Research, London, Discussion Paper, № 4117. 2003.
18. Dincer N. and Eichengreen B. Central Bank Transparency: Where, Why, and with What Effects?//NBER Working Paper №13003, March 2007.
19. Fuhrer J.C.,1997. CB Autonomy and Inflation Targeting: Monetary Policy Paradigms for the Next Millennium?//New England Economic Review, Vol. 1-2, pp. 19-36.
20. Georgios Chortareas & David Stasavage & Gabriel Sterne. Does it pay to be transparent International evidence from central bank forecasts//Federal Reserve Bank of St. Louis Review 84, 2001. P. 99-117
21. Geraats, Petra M. Central Bank Transparency//Economic Journal, November, № 112 (483), 2002. pp. 532-565.; Geraats, Petra M. Transparency of Monetary Policy: Theory and Practice//CESifo Economic Studies, March, № 52(1). 2006. P. 111-152.
22. Grilli, V., D. Masciandaro, and G. Tabellini, 1991. Political and Monetary Institutions and Public Financial Policies in the Industrial Countries//Economic Policy, Vol. 13, pp. 341-92.
23. Gutierrez, Eva. Inflation Performance and Constitutional Central Bank Independence: Evidence from Latin America and the Caribbean (March 2003). IMF Working Paper, 2003, Vol., pp. 1-30
24. Jacome, L., and F. Vazquez, 2005. Any Link Between Central Bank Independence and Inflation? Evidence from Latin America and the Caribbean//IMF Working Paper No. 05/75 (Washington: International Monetary Fund).
25. Mangano G. Measuring CB Autonomy: A Tale of Subjectivity and of its Consequences//Oxford Economic Papers. 1998, Vol. 50, p. 468-492.
26. Mishkin, F.S. Can Central Bank Transparency Go Too Far? In The Future of Inflation Targeting//edited by C. Kent and S. Guttmann, 48-65. Sydney: Reserve Bank of Australia. 2004.
27. Oatley T. Central Bank Independence and Inflation: Corporatism, Partisanship, and Alternative Indices of Central Bank Independence//Public Choice. 1999, Vol. 98, p. 399-413.
28. Parkin M. Domestic Monetary Institutions and Deficits//J.M. Buchanan et al., eds. Deficits, Basil Blackwelt. 1987. P. 310-337.
29. Posen, A.S. Declarations Are Not Enough: Financial Sector Sources of Central Bank Independence//NBER Macroeconomics Annual Report 1995, pp. 253-274.; Posen, A.S. Central Bank Independence and Disinflationary Credibility: A Missing Link//Oxford Economic Papers, Vol. 50, 1995. pp. 493-511.
30. Stephen G. Cecchetti & Stefan Krause. Financial Structure, Macroeconomic Stability and Monetary Policy//NBER Working Papers 8354, National Bureau of Economic Research, Inc. 2001.
21
32EMN414