Научная статья на тему 'Роль и место труда в современном обществе'

Роль и место труда в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2169
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаматнуров Ф.Т., Гончаров С.З., Зеер Эвальд Фридрихович, Кислов А.Г., Вершинин С.Е.

В апреле 2013 года в Российском государственном профессионально-педагогическом университете под руководством академика РАО Геннадия Михайловича Романцева состоялась научная дискуссия, связанная с пониманием сущности современного труда, роли и места человека в нем. Обсуждались наиболее проблемные вопросы сегодняшнего дня в трудовой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаматнуров Ф.Т., Гончаров С.З., Зеер Эвальд Фридрихович, Кислов А.Г., Вершинин С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место труда в современном обществе»

рынок труда

ОТНОШЕНИЕ к труду

Роль и место труда в современном обществе

В апреле 2013 года в Российском государственном профессионально-педагогическом университете под руководством академика РАО Геннадия Михайловича Романцева состоялась научная дискуссия, связанная с пониманием сущности современного труда, роли и места человека в нем. Обсуждались наиболее проблемные вопросы сегодняшнего дня в трудовой области.

Изменится ли характер труда в эпоху глобализации? Формы и принципы изменения качественных характеристик труда. Сегодняшнее отношение социума к труду. Социально-психологические аспекты проблематики труда. Почему произошла девальвация труда и в чем это выражается? Реакция власти, общества и политики на изменение роли труда.

Сегодня мы публикуем некоторые материалы этой дискуссии.

ф. т. хаматнуров,

докт. пед. наук, проф.

Изменяется ли характер труда в эпоху глобализации?

На фоне усиления глобальной конкуренции, возрастающей региональной дифференциации и специализации производства в мировой экономике стали активно развиваться мульти-производственные центры. Сюда можно отнести китай, Индию, Бразилию. Эти страны уже опережают Россию по уровню конкурентоспособности не только в производстве простой продукции, но и во многих сложных наукоемких секторах. Не трудно спрогнозировать, что в ближайшее десятилетие мировое хозяйство ждет структурная перестройка, связанная с изменением баланса между ее производственными центрами.

для отечественного производства такая перестройка создает угрозу вытеснения России на периферию мировой экономики, что в сочетании со слабостью производственных позиций на рынках средне- и высокотехнологичной продукции может резко ухудшить позиции на долгосрочную перспективу.

естественно, такое развитие событий требует от России повышения конкурентоспособности и инновационного обновления с постоянным привлечением внутренних и внешних инвестиций.

Результаты анализа мировых научно-технологических трендов и оценка технологического развития российской экономики позволяют утверждать, что серьезным вызовом, способным помешать реализации инновационного сценария развития России, является формирование не только в наиболее развитых странах, но и у новых глобальных игроков, (например, китая и Индии) воспроизводственного ядра экономики, основанного на новейшей технологической базе.

По всем имеющимся оценкам, это произойдет не позднее второй половины данного десятилетия. Стратегическая значимость этого события объясняется тем фактом, что страны, претендующие на заметную роль в глобальных процессах технологического развития и при этом не успевшие сформировать воспроизводственную систему, базирующуюся на технологиях нового уклада, в достаточно короткие сроки столкнутся с реальной опасностью превратиться в технологических аутсайдеров, обреченных идти по пути технологических заимствований.

Таким образом, главной стратегической угрозой с точки зрения реализации социально-ориентированного сценария инновационного развития России является возможный проигрыш в конкурентной гонке за формированием воспроизводственного ядра нового технологического уклада. в свою очередь, своевременное формирование такого воспроизводственного ядра является необходимым условием перехода

нашей страны на инновационный путь развития.

Усиление конкуренции на глобальном и внутреннем рынках уже в среднесрочной перспективе приведет к тому, что на национальном, региональном и местном уровнях, в каждой компании, придется развивать и уметь использовать профессиональные компетенции персонала различными способами.

Междисциплинарные знания и навыки все более и более станут ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Профессиональные образовательные учреждения будут вынуждены приспосабливаться к новым требованиям.

Будет нарастать вызов, связанный с необходимостью введения новых инновационных форм обучения, которые обеспечивают более широкий доступ к знаниям для каждого работника и всего населения в целом.

От традиционной подготовки специалистов «на все времена» необходимо будет перейти к «концепции непрерывного образования» (в течение всей жизни).

Как должны измениться качественные характеристики труда и отношение человека к нему?

Общества без идеологии не бывает. Основополагающее значение труда обязывает к качественному преобразованию идеологии российского общества. А идеология, в свою очередь, определяет стратегию политики, направленность правового регулирования, цели экономики и образования, доминирующие ценности культуры.

Декларирование в Конституции России отсутствия и какой-либо определенной идеологии уподобляет Россию «всаднику без головы». На практике же это означает добровольный отказ от ценностной стратегии развития страны.

Таким образом, базисное значение труда в общественном жизненном процессе должно быть адекватно представлено в идеологии России.

Основой обновления общества России может быть только качественное преобразование

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

РЫНОК ТРУДА

содержания труда, его культуроемкость и креативность.

Целью же общества в области экономики должно стать увеличение свободного времени. Сокращение рабочего времени означает и поэтапное снижение цен на продукты производства, что само

по себе непл°х°. Главной стратегической угро-

Оигадет прежнее разде- й, с точки зрения реализации

ление труда. В одном случае ' г г ч

оно происходит по трудовым социально-ориентированного

функциям так, что разлагает сценария инновационного разви-

целостность продуктивно- тия россии, является возможный

творческих сил человека и проигрыш в конкурентной гонке уродует индивидуальность, за формированием воспроизвод-превращая Ш в «обрывок»че- ственного ядра нового технологи-

ловека (Ф. Шиллер). В другом "г

случае труд превращается в ческого уклада приложение самодеятельности целостного человека к различным предметным областям и не деформирует творческий потенциал личности. В первом случае разделение труда техногенное, во втором — креативно-антропологическое, личностно развивающее и не понижающее социокультурный статус человека. Смена этих видов деятельности необходима ради обновления субъективности и духовного возрастания общества в целом.

Экономика должна обрести свою истинную цель. Богатство общества существует в трех формах — натуральной, стоимостной и субъективно-личностной. В натуральной форме богатство выступает в виде ценностей для потребления. Если мы оценим этот вид богатства в деньгах, то получим стоимостную форму богатства, в которой многообразие потребительных

ценностей погасло, и все Декларирование в Конституции они теперь предстают как россии отсутствия какой-либо опре-сооеР1пенно однородные по деленной идеологии уподобляет

своему качеству и различные только по количест- Россию «всаднику без головы»

ву. Эти два вида богатства производны от третьей его формы — от субъективно-личностной, от тех способностей и конкретных умений, благодаря которым выращены фрукты, построен садовый дом, произведены компьютеры и другие изделия.

Субъективно-личностная форма богатства есть те продуктивно-творческие силы человека, которые обретены им путем деятельного усвоения культуры. Особенностью

этого вида богатства является Основой обновления общества Рос-

следующее: оно не отчуждае- -

мо от человека; во все време- сии может быть только качественна оно было и будет истоком ное преобразование содержания натурального и стоимостного труда, его культуроемкость и креа-

видов богатства; потребление тивность этого богатства не уничтожает его, а умножает в общественном масштабе. Мотив обретения этого богатства является креативно-антропологическим; оно универсально, общечеловечно и может стать достоянием для каждого желающего.

рынок труда

отношение к труду

Субъективно-личностная форма богатства есть абсолютная форма богатства. Это система, при которой проектируется и утверждается образ человека с его универсальными по культурной значимости способностями и конкретными профессиональными умениями.

При субъективно-личностной форме престижным становится не обладание вещами, а обладание продуктивно-творческими силами, на которые всегда есть спрос. Предметно-натуральная сторона богатства выражена в ее человекоем-кости и культуроемкости, побуждая к усвоению своего культурно-человеческого содержания, к обмену, дополнениям и взаимному обогащению человеческой субъективностью.

выходит, что на данном этапе развития страны не нравственность следует согласовывать с экономикой, а экономику — с нравственностью. Нельзя жить разумно, писал философ Эпикур, не живя нравственно. Ибо нравственность есть практическая форма разума, доступная каждому. Совесть за «моим» и «твоим» схватывает «наше», общее, объединяющее. И лишь нравственно обоснованные политика, право и экономика всегда порождают взаимное признание, доверие, верность, служение, солидарность, взаимопомощь вплоть до самоотверженности.

Э.ф. зеер,

докт. психол. наук, проф., чл.-кор. РАО

Каковы социально-психологические аспекты проблематики труда?

в настоящее время происходит переход общества к так называемой постиндустриальной эпохе развития. Постиндустриальное общество — это общество, в котором большая часть населения занята в сфере услуг и информатизации.

Развитие экономики определяет потребитель. На смену «парадигме развития» приходит «парадигма развлечения». Происходит искажение возможного созидательного будущего человека. Потребление и развлечение, «хлеба и зрелищ» определяют потребности сегодняшней молодежи.

Целью общества в области экономики должно стать увеличение свободного времени. Сокращение рабочего времени означает и поэтапное снижение цен на продукты производства, что само по себе неплохо

в середине 70-х годов прошлого века футурологи поставили вопрос о том, «будет ли этика труда вытеснена этикой досуга, если у человечества исчезнет необходимость трудиться ради выживания или удовлетворения своих материальных потребностей?». Ответ был утвердительным. в будущем возникнет новое отношение к досугу, предполагающее, что ценность досуга станет такой же важной и значимой, какой раньше была ценность труда.

На сегодняшний день существует жесткий дисбаланс между предлагаемыми на рынке труда специалистами и востребованными экономикой квалификациями.

Сегодня наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих и технических специальностей. По мнению экспертов, в ближайшее время самыми востребованными в России будут выпускники средних профессиональных образовательных учреждений, обучавшиеся по специальностям: «транспортные средства», «сфера обслуживания», «сельское и рыбное хозяйство», «металлургия, машиностроение и металлообработка», «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «химическая техника и биотехнологии».

более 70 % вакансий на рынке труда в настоящее время — это вакансии по рабочим профессиям. Тогда как количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляет 13,3 % от общего количества обучающихся в системе учреждений профессионального образования. На сегодняшний день наблюдается падение престижа рабочих профессий среди молодежи и возрастание возможности получения высшего образования более высокого уровня с полным возмещением затрат.

Таким образом, противоречия между потребностями рынка труда и образовательно-квалификационной структурой становятся конфликтующей реальностью общества и приводят к асимметрии профессионального будущего современной молодежи.

Отметим трансактные издержки существующей системы профессионального образования.

• Профшкола избыточно готовит кадры по невостребованным экономикой профессиям и специальностям.

• Получаемая в профессиональной школе квалификация (специальность, профессия) оказывается невостребованной на рынке труда. до 80 % выпускников не трудоустраиваются по полученной специальности. в итоге выпускнику приходится не только часто менять место работы, но и неоднократно менять профессию. «всего 20 % занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42 % молодежи меняют свою профессию в первые два года».

• Профшкола не готовит специалистов по высокотехнологичным отраслям экономики;

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

РыНОК ТРУДА

отсутствует стратегическое планирование процессов подготовки и переподго-товки кадров на уровне области.

• Система профессионального образования утратила свои целевые ориентиры и стала над-профессиональным, трансграничным, технологическим.

• Политика большинства предприятий области ориентирована не на повышение производительности труда, а на его дешевизну. Это влечет за собой стихийный процесс оттока молодежи с производства, падение престижа рабочей профессии, сужение сферы профессиональной подготовки рабочих.

Таким образом, главную проблему можно определить следующим образом: сложившаяся система профориентации, трудоустройства и повышения квалификации не способствует эффективному развитию человеческого капитала. Тематическим ядром решения этой проблемы является профессиональное самоопределение субъекта с начала формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей (12-14 лет) до завершения профессиональной деятельности (60-65 лет). А пока сложившаяся система профессиональной ориентации обучающихся не способствует успешной социально-профессиональной адаптации молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала Свердловской области. Никоим образом не ориентирует учащуюся молодежь на выбор профессий группы «человек — техника».

А. Г. КИСЛОВ,

докт. филос. наук, проф.

Почему произошла девальвация труда и в чем это выражается?

Девальвация труда, и в общественном сознании, и в экономике, произошла, прежде всего, вследствие превращения в России и его, и самих трудящихся в сырье, материал, средство извлечения благ. Труд и трудящиеся превра-

тились в одно из средств получения прибыли. Девальвация труда и трудящихся усугубилась вследствие отсутствия крепко стоящих на ногах институтов защиты интересов людей труда. Защита интересов трудящихся, тем не менее, получила разветвленное юридическое выражение и закрепление. Как следствие декларативного присоединения к правовым стандартам стран-лидеров, как какая-никакая компенсация тотальной дискриминации трудящихся постсоветским классом собственников. На сегодняшний день СМИ сосредоточились на звездах (шоуизация мировосприятия зрителя — массового обывателя), вовлекая общественное сознание в праздность как всеми одобряемую и разделяемую ценность и норму.

Обязывание к труду стало рассматриваться как разновидность насилия, нарушения прав человека, надругательство над человеческой природой. На этом новом фоне совсем слабо стала звучать тема труда как радости самоценности. Признанней, важнее, ценнее сегодня тот, кто получил больше денег. Деньги — средство всех радостей, путь ко всем радостям, апофеоз, кульминация всяческих радостей. Рыночная романтика затмила романтику производительного труда.

Это значит, что и в сфере производства, в сфере самого труда эпохи общества потребления (в которую вошла и Россия) все жестче начинают срабатывать социальные фильтры доступа к культуре как богатству. Доступ к культуроемкому производительному потреблению обрастает системой ограничений. Теперь культуроемкий труд — для избранных! Такой труд — еще одна радость в репертуаре наслаждений, служащих идеологическим ориентиром для общества потребления. Получить доступ к такому труду — еще одна из привилегий эпохи общества потребления на продвинутой ее стадии.

Среди фильтров доступа к такому труду важнейшими являются статус и образованность. Статус открывает доступ, но только образованность позволяет этим доступом воспользоваться! Радость обладания культуроемким богатством открывается только образованным людям.

Пока же в России наблюдается социальный диссонанс: культура легко доступна финансовой элите, но эта элита — не трудящаяся, она большей частью сегодня праздна. Наша элита прошла этапы активности — захвата собственности, ограждения ее от многих рисков. Теперь она в состоянии пассивного непроизводительного ее «переваривания».

Наша элита прошла этапы активности — захвата собственности, ограждения ее от многих рисков. Теперь она в состоянии пассивного непроизводительного ее «переваривания»

Обязывание к труду стало рассматриваться как разновидность насилия, нарушения прав человека, надругательство над человеческой природой

Сегодня в общественном сознании преобладает ориентация на настоящее и сиюминутный успех

РЫНОК ТРУДА

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Образование должно взять на себя ответственность за организа цию и интегрирование студенческих инициатив в защиту произво дительного труда

Общественное сознание российского общества в значительной степени характеризуется пассив ностью и надеждой на помощь государства

С. Е. ВЕРШИНИН,

докт. филос. наук, проф.

Осознается ли обществом труд как ценность?

В настоящее время налицо социальный и идеологический разлом российского общества. Можно говорить о существовании социальных и профессиональных групп со своими субкультурами, резко расходящимися по ценностным ориентациям. в этих условиях поддержка какой-либо определенной профессиональной группы может привести в очередной раз к росту социальной напряженности.

Сегодня в общественном сознании преобладает ориентация на настоящее и сиюминутный успех. Труд является средством для достижения каких-либо целей, то есть он является инструментальной, а не терминальной ценностью. Между тем ориентация на труд предполагает, что труд должен стать самоценностью в том смысле, что именно в труде происходит самореализация личности.

в настоящее время преобладает ориентация на индивидуалистический стиль жизни и карьеры. Ценности социальной и профессиональной солидарности ослаблены. Между тем любой труд невозможен без кооперации, и потому необходима выработка ориентации на социальную группу (трудовой коллектив, команду и т. п.) и повышение роли солидарности — как на производстве, так и в других сферах жизни.

Сейчас наблюдается значительный разрыв поколений по ценностным ориен-тациям. Старшая возрастная группа (50-60 лет) работающего населения до сих пор с грустью вспоминают о былых производственных традициях и былой ценности производительного труда. И нужно приложить еще немало усилий на то, чтобы эта социальная ностальгия перешла в форму активного социального поведения, направленного на укрепление ценностной связи поколений.

Здесь должны быть выработаны рациональные формы обмена достижений в производительном труде на вознаграждения со стороны экономической и политической власти. Ситу-

ация, когда во всех сферах социальной жизни личная преданность ставится выше профессиональных качеств, нуждается в серьезной корректировке.

Общественное сознание российского общества в значительной степени характеризуется пассивностью и надеждой на помощь государства. Между тем успех реформ может быть достигнут только при культивировании ориентации на формирование новой трудовой этики, основанной на личной ответственности.

В. А. ЧУПИНА,

докт. пед. наук, проф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие идеологические смыслы несут сегодня понятия «труд», «человек труда»?

Идеологема «человек труда» может рассматриваться как часть идеологии России, выполняющая личностно ориентированные идеологические функции. Это, во-первых, мировоззренческая функция, благодаря которой человек осознает, что его высокая профессиональная культура может обеспечить принадлежность к трудовой элите. Во-вторых, цен-ностно-ориентационная функция, означающая для человека, что достойный труд (производительный, безопасный, обеспечивающий воспроизводство потенциала личности, уважение прав и социальную защиту человека, достаточный доход) — эквивалент его высокой профессиональной квалификации.

Необходимо развитие новой системы производственных отношений, предполагающей высокую степень профессиональной свободы и ответственности, связанной с формированием новой трудовой этики и изменяющей восприятие и отношение человека к труду. Важно признание трудовых достижений и профессионализма на государственном, общественном и корпоративном уровнях, развитие общественного и гражданского самосознания рабочих, создание образа трудовой элиты посредством литературы, искусства и СМИ. Идеология, выражающая интересы человека труда нового поколения и создание на ее основе как минимум бренда Урала была бы хорошим результатом.

ОТНОШЕНИЕ к ТРУдУ

рынок труда

в. г. попов,

докт. соц. наук, проф.

Как реагируют власть, общество, политика на изменение роли труда?

Ориентация на производительный труд — ключевой вектор региональных социально-политических движений, начиная от профсоюзных организаций и завершая политическими партиями. в условиях роста числа политически оформленных общественных инициатив стремление опереться на группы, ассоциируемые с работниками сектора крупного промышленного производства, становится приоритетным. Группы работников крупных промышленных предприятий исторически закономерно и объективно обладают имманентно присущими им общественно-политическими ресурсами. Общественно-политические инициативы работников промышленных предприятий нацелены на решение «вечного» вопроса — социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ.

Поэтому «человек труда» рассматривается в качестве всеобъемлющего и самодостаточного субъекта установления справедливых отношений в обществе, воспринимается как воплощение общественно-политической силы, вынужденной взяться за решение вопросов, которые либо не решаются, либо решаются не в пользу народа.

Учитывая, что в современной России любая политическая деятельность приобретает корпоративный характер, образование должно взять на себя ответственность за организацию

и интегрирование студенческих инициатив в защиту производительного труда и в какой-то мере «перехватить» инициативу по возбуждению информационно-коммуникативных кампаний. Речь идет фактически об учреждении новой научно-образовательной корпорации в стране, обеспечивающей формирование межрегионального научно-образовательного кластера по подготовке и воспитанию новых поколений людей высокотехнологичного производительного труда. Очень важно организовать работу по формированию у молодежи позитивной ориентации на производительный труд как базовую ценность жизнедеятельности человека, по повышению статуса человека труда в системе социальных и производственных отношений. Это корпоративное и государственное признание рабочего труда, коренное изменение ситуации на рынке труда путем создания наукоемких рабочих мест, разработка научно-образовательных модулей программ подготовки кадров рабочих и специалистов для развития инновационной экономики, активное вовлечение рабочих и специалистов в систему непрерывного профессионального образования, создание условий для активизации участия рабочих и специалистов в общественно-производственном самоуправлении, организация корпоративных производственных соревнований и профессиональных конкурсов.

«Человек труда» воспринимается как воплощение общественно-политической силы, вынужденной взяться за решение вопросов, которые либо не решаются, либо решаются не в пользу народа

Сейчас самое время приступить к созданию новой научно-образовательной корпорации в стране

Очень важно организовать работу по формированию у молодежи позитивной ориентации на производительный труд как базовую ценность жизнедеятельности человека

Редакция журнала благодарит Валентину Александровну Чупину за содействие в подготовке материалов дискуссии.

Уважаемые читатели!

Тема труда актуальна как никогда в ситуации тотальной нехватки квалифицированных кадров практически во всех отраслях российской экономики. Причина не только и не столько в ее несбалансированности, но в последовательном обесценивании роли труда в социуме. Что нужно и можно сделать для изменения ситуации в лучшую сторону?

Приглашаем присоединиться к дискуссии. Поделитесь вашими взглядами на проблему. Материалы присылайте на электронный адрес: po-rt@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.