УДК 37.01:81'243
Т. В. Кожевникова
кандидат педагогических наук, доцент; заведующая кафедрой иностранных языков Московского технического университета связи и информатики e-mail: ino@mtuci2.ru
РОЛЬ И МЕСТО СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОНЛАЙН-ЧТЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье обосновывается целесообразность использования современной англоязычной художественной литературы для развития профессионально ориентированного онлайн-чтения в неязыковых вузах. Приводятся требования к художественным текстам, предлагаемым студентам, примеры заданий и результаты опытного обучения.
Ключевые слова: современная англоязычная художественная литература; профессионально ориентированное онлайн-чтение; неязыковые вузы; требования к художественным текстам; учебная работа с текстами.
T. V. Kozhevnikova
Moscow Technical University of Communications and Informatics;
PhD (Ed), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages
e-mail: ino@mtuci2.ru
THE ROLE OF MODERN ENGLISH FICTION FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSION-ORIENTED ONLINE READING SKILLS IN A NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The paper under review substantiates the advisability of using modern English fiction for developing profession-oriented online reading in non-language higher educational institutions. Requirements to the works of fiction recommended to students, tasks samples and preliminary results of experimental training are provided.
Key words: modern English fiction; profession-oriented online reading; non-language higher educational institutions; requirements to the works of fiction; training with the use of the texts.
Современная англоязычная художественная литература во всем многообразии ее жанров (от боевиков, триллеров, фантастики, детективов до приключенческой и бытовой литературы, литературы для юношества и женских романов) изобилует описанием высокотехнологичных
приборов и устройств, являющихся неотъемлемой частью развития сюжета. Высокие технологии стали естественным атрибутом современной жизни, в особенности - жизни молодых людей. Они либо встречают описываемые в книгах предметы и явления в повседневной действительности (дома, на улице, в университете, на работе и т. п.), либо с легкостью воспринимают таковые как перспективу развития уже известных и как возможность совершенствования существующих. В данном случае художественная литература не только расширяет знания молодежи о стране изучаемого языка, ее культуре и литературе, но и позволяет сравнить описываемые устройства с отечественными и зарубежными аналогами, выявить их новые технические характеристики при одновременном восприятии прочитанного как единого произведения, несущего эмоциональную и художественную нагрузку.
Хотя, как отмечается в современной методической литературе [6; 7], мотивация к чтению (как онлайн, так и по печатным материалам) среди молодежи крайне низка, ее заинтересованность в чтении новейшей литературы выше, чем в чтении классики, так как первая тесно связана с близкими ей предметами, технологиями, мышлением, системой ценностей и т. п. [7; 8]. Из иноязычной литературы можно, при этом, почерпнуть массу полезной и актуальной языковой информации (прежде всего терминологического характера), естественным образом впоследствии внедряемой читателем в различные виды речевой деятельности.
В большинстве случаев произведения современных англоязычных авторов существуют не только в формате печатной книги, но и оцифрованы и выставлены для чтения в режиме онлайн.
Онлайн-чтение как на родном, так и на иностранном языке, получило распространение в конце ХХ в. и в последнее время становится все более популярным среди молодежи, по-видимому, в силу ее привычки и даже предпочтения работать в режиме онлайн не только на стационарных, но и на мобильных устройствах, позволяющих читать практически в любом месте и в любое время. Это происходит благодаря широким возможностям выбора бесплатных (в большинстве случаев) и часто обновляемых материалов, а также благодаря хорошему знакомству молодых людей с различными поисковыми системами, восприятию ими онлайн-деятельности не как учебной работы (аудиторной, внеаудиторной, домашней и т. п.), а как развлечения,
времяпрепровождения и даже образа жизни. В этом отношении онлайн-чтение более чем какой-либо другой вид учебной деятельности приближается к реальной жизни, выводит дисциплину «Иностранный язык» за пределы вуза и превращает ее в насущную познавательную потребность [8; 9].
Читая в режиме онлайн, легко и удобно переносить любые существующие оцифрованные словари на веб-страницу, что значительно ускоряет процесс чтения и повышает степень понимания прочитанного, так как читатель постоянно находится в одной (электронной) среде, дающей возможность быстро искать значения неизвестных слов, практически не отрываясь от чтения.
Все вышеизложенное, а также то, что попытки использования иностранной классической художественной литературы для развития умений профессионально ориентированного чтения в области экономических специальностей уже осуществлялись [3; 4], позволяет предположить вероятность успешного развития умений профессионально ориентированного онлайн-чтения, используя соответствующим образом отобранные материалы и систему заданий, направленных как на усвоение обучаемыми определенного языкового материала, так и на понимание ими содержания прочитанного.
Важнейшими требованиями к произведениям современной англоязычной литературы, рекомендуемым студентам для онлайн-чтения, являются прежде всего их новизна, широкая представленность в них высоких технологий, наличие оцифрованного источника в Интернете (как книги, так и, возможно, фильма или спектакля), соответствие языка произведения действующей литературной норме, отсутствие его перевода на русский язык, доступность описываемых технологий для понимания молодого российского читателя, оптимальное сочетание высокой технологичности с интересным, увлекательным сюжетом при сохранении роли художественного текста как носителя национального культурного сознания и источника лингвотехнологической информации.
Работа, направленная на развитие умений онлайн-чтения на базе художественных текстов [2], традиционно начинается с ознакомления с языковым материалом и его тренировки. Студентам предлагаются лексико-грамматические задания / упражнения: заполнение пропусков; выделение известных / неизвестных слов из списка (с последующим определением значений неизвестных слов после прочтения
текста); восстановление предложений; раскрытие значений устойчивых словосочетаний и терминов / терминологических словосочетаний. Достаточно интересными и прогрессивными являются при этом интернет-задания, подразумевающие конструирование студентами / студентом сайта с использованием ucoz.ru, выполнение ими роли администратора или создателя комплекса текстов с учетом прав, предписанных им программой. Задания на понимание содержания читаемого могут быть направлены:
1) на выделение фактов (сюжета и описываемых технологий);
2) на восприятие текста в целом (прогнозирование, восстановление событий, психологический анализ и т. д.).
Задания первого типа ориентированы на длительный период их выполнения, предполагают погружение студентов в языковую среду и приближают их к реальной жизни. К таким заданиям относятся: поиск в Интернете текстов, объединенных общей тематикой; написание аннотаций к ним; сравнение описанных в литературе технологий и устройств с используемыми выпускниками вуза в профессиональной деятельности.
Помимо текста обучаемым может быть предложен для просмотра видеоролик новейшего англоязычного художественного фильма с заданиями: выделить и назвать применяемые персонажами фильма высокие технологии; найти в Интернете полную версию фильма и иноязычную книгу, послужившую основой его сценария; сравнить содержание и композицию фильма и книги, установить разницу в развитии сюжета, а также в характеристиках действующих лиц и демонстрируемых устройствах и / или технологиях их применения (если таковые имеются). Затем студентам рекомендуется самостоятельно найти в Интернете видеоролики по этой теме и продемонстрировать их в аудитории. После просмотра этих видеороликов студентам предлагается к следующему аудиторному занятию найти дополнительную информацию (сведения о фильме и книге) и выполнить задания первого типа, согласно рекомендациям преподавателя.
К заданиям второго типа относятся: ответы на вопросы преподавателя; выбор верных / неверных утверждений из списка предложенных; восстановление сюжета на основании прочитанных студентами отрывков; характеристика персонажей и технологий; общая оценка художественного произведения (его экранизации или постановки)
и новизны извлеченной из него информации как с профессиональной, так и с культурологической точек зрения.
В завершении выполнения комплекса упражнений обучаемые дают оценку процесса работы над художественным произведением: своему интересу к заданиям и их сложности, новизне заданий, их разнообразию и логике предъявления.
В результате организованного таким образом профессионально ориентированного онлайн-чтения современной англоязычной художественной литературы у студентов формируется коммуникационная компетенция: приобретение ими способности подключаться к коммуникационному полю соответствующей страны с целью осуществления интерпретации информации и ее анализа, влияющих на ход профессиональной деятельности.
В подтверждение вышеизложенного можно привести результаты пятилетнего опытного обучения студентов второго курса и слушателей по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», проводившегося в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) с использованием методических указаний для студентов «Высокие технологии в современной англоязычной художественной литературе» [1], разработанных за период 2007-2009 гг. Основные показатели уровня развития умений онлайн-чтения (скорость чтения и степень понимания прочитанного) у участников опытного обучения оказались значительно выше, чем у занимавшихся традиционно.
В наше время, как показывают исследования ученых [5], большинство студентов осознает значимость овладения чтением на английском языке, но крайне малое количество часов, отводимое на аудиторные занятия для изучения дисциплины «Иностранный язык», не дает возможности в полной мере реализовать эту потребность. Широкое внедрение онлайн-деятельности является эффективным компенсаторным инструментом для выравнивания потребностей и возможностей обучающихся. Эта деятельность стимулирует молодежь к постоянному совершенствованию умений чтения на английском языке, что способствует общему восприятию результатов современного развития технологий и культуры стран изучаемого языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кожевникова Т. В. Высокие технологии в современной англоязычной художественной литературе : методические указания. - М. : ООО «Ин-связьиздат», 2008. - 72 с.
2. Кожевникова Т. В. Развитие умений профессионально ориентированного онлайн-чтения в неязыковом вузе // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 141-148. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Серия Педагогические науки.)
3. Левина Е. В. Формирование лингвокогнитивного экономического тезауруса обучаемых: На базе использования немецкоязычных художественных текстов : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 315 с.
4. Халеева И. И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 9-14. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Серия Педагогические науки).
5. Hugh N. EL workshop for engineering students // Voices. - № 245. - IATEFL : Darwin College, University of Kent, 2015. - P. 6-7.
6. Kerr P. Extensive reading // Voices. - № 220. - IATEFL : Darwin College, University of Kent, 2011. - P. 4-5.
7. Kozhevnikova T. V. Computerized and traditional materials in a modern English language text book for non-language Universities // Информационно коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации : сборник научных статей. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2010. - С. 135-140.
8. Kozhevnikova T. V. The role of modern fiction for developing professionally oriented online reading // Proceedings of GlobELT 2015. Turkey, Antalya. April, 2015. - P. 80.
9. Paradowski M. Classroom in the cloud or castles in the air? // Voices. -№ 239. - IATEFL : Darwin College, University of Kent, 2014. - P. 8-10.