Научная статья на тему 'Роль и место Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в процессе формирования государственной инновационной политики'

Роль и место Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в процессе формирования государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / НАУКОГРАДЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Евгения Александровна

В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации инновационной политики в Российской Федерации, в частности, акцент делается на неравномерное распределение ресурсов, необходимых для реализации инновационной политики, в субъектах Российской Федерации, а также на участие в формировании инновационной политики институтов регионального представительства. Проводится анализ деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, анализируется его роль в процессе формирования государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE COUNCIL UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SCIENCE AND EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE STATE INNOVATION POLICY

The problems of Russian state innovation policy formation and realization are reviewed in the article. In particular, the accent is given to non-uniform distribution of resources which are necessary for innovation policy realization in subjects of Russian Federation. Also participation of regional representation institutes in innovation policy formation is investigated. The analysis of the activities of the Council under the President of the Russian Federation for science and education and evaluation of its role in the formation of the state innovation policy are held.

Текст научной работы на тему «Роль и место Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в процессе формирования государственной инновационной политики»

УДК 323.22/28

ЕА. Кулешова РОЛЬ И МЕСТО СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации инновационной политики в Российской Федерации, в частности, акцент делается на неравномерное распределение ресурсов, необходимых для реализации инновационной политики, в субъектах Российской Федерации, а также на участие в формировании инновационной политики институтов регионального представительства. Проводится анализ деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, анализируется его роль в процессе формирования государственной инновационной политики.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, институты регионального представительства, наукограды, особые экономические зоны, приоритетные направления развития науки, инновационная цепочка.

Evgernya KuteAova THE ROLE AND PLACE OF THE COUNCIL UNDER

THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SCIENCE AND EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE STATE INNOVATION POLICY

Abstract. The problems of Russian state innovation policy formation and realization are reviewed in the article. In particular, the accent is given to non-uniform distribution of resources which are necessary for innovation policy realization in subjects of Russian Federation. Also participation of regional representation institutes in innovation policy formation is investigated. The analysis of the activities of the Council under the President of the Russian Federation for science and education and evaluation of its role in the formation of the state innovation policy are held.

Keywords: State innovation policy, regional representation institutes, naukograd, special economic zones, priority directions of science development, innovative chain.

В условиях современной политической ситуации, когда мировое сообщество в лице правительств иностранных государств и зарубежных партнеров вводят экономические и политические санкции против российского государства, еще более актуальным становится вопрос о модернизации российской экономики, формировании инновационного общества, развития инновационного производства для обеспечения производственной, продуктовой независимости, а также строительства передового государства в сфере высоких технологий.

На протяжении последних 10 лет основной целью государственной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий является переход к инновационному развитию страны [1]. Свидетельством этого является создание таких нормативно-правовых документов как: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ, Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и научно-технической политике», а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие правоотношения в рамках инновационной и научно-технической политики. Для разработки инновационных технологий создаются такие платформы, как кластеры, технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, Сколково, продолжают существовать созданные в СССР наукограды.

Тем не менее, в настоящее время Россия все еще сильно отстает от ведущих стран мира в областях развития науки, инноваций и технологий. Так, в общем рейтинге, по версии международной бизнес-школы INSEAD (Франция), представляющей глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index), Россия в 2013 году заняла 62-е место - между

© Кулешова Е.А., 2014

Иорданией и Мексикой, потеряв сразу 11 позиций (В 2013 году исследование INSEAD охватывало 142 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживают 95% населения планеты) [4].

В рейтинге Bloomberg, проведенном в 2013 году, из 50 стран Россия занимала 14 место, а в 2014 опустилась на 18 место. При этом в 2014 году рейтинг проводился по 30 странам. Рейтинг компании Bloomberg составлен на основе изучения инновационного развития 215 стран мира по семи позициям, включая интенсивность исследовательских и инженерных работ, продуктивности и концентрации высокотехнологических производств [4].

Сложность реализации инновационной политики в России заключается в неравенстве ее субъектов, с одной стороны, каждый субъект РФ уникален, но имеет разные по степени возможности создания региональной инновационной системы. В 2011 автор данной статьи принимал участие в исследовании на тему «Реализация геоэкономического потенциала регионов России как основа повышения конкурентоспособности страны». В рамках данного исследования проводился системный анализ федеральных округов Российской Федерации по выявлению наиболее перспективных регионов. В ходе анализа было выявлено, что проблемными регионами в области науки и технологий являются субъекты федерации, находящиеся в Северо-Кавказском, Южном, Дальневосточном, Уральском федеральных округах. Центральный федеральный округ получил первое место в рейтинге, во многом это обуславливается нахождением на его территории г. Москвы, 9 наукоградов Российской Федерации, а также особой экономической зоны технико-внедренческого типа в городе -наукограде Дубна. В Северо-Западном федеральном округе крупнейшим центром является г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, который имел на тот момент статус наукограда РФ, также на территории Северо-Западного федерального округа находятся особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» и особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» на территории Псковской области. Сибирский федеральный округ имеет крупные научные центры в Томске и Новосибирске. В Приволжском федеральном округе передовыми являются г. Казань, активно развивается г. Саранск (республика Мордовия), а также в округе расположены особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», и особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис» на территории Республики Татарстан.

Неравномерное расположение ресурсов, таких как научные центры, исследовательские институты, производственные и финансовые ресурсы, кадровые ресурсы, информационные ресурсы и другие, осложняет формирование целостной национальной инновационной системы.

В стране, представляющей федерацию с 85 субъектами, невозможно осуществлять изменения только на федеральном уровне. Необходимо обеспечить вовлеченность максимального количества регионов в процесс создания инновационного государства, а значит, необходимо учитывать научно-технических, инновационный потенциал субъектов Российской Федерации, а также развивать инновационную среду и культуру в тех регионах, где она пока еще отсутствует [2].

Поэтому очень важно учитывать возможности и потребности регионов при формировании государственной инновационной политики.

Баланс отношений «центр - регионы» предполагает конкуренцию двух политических институтов - централизованного контроля и регионального участия.

«Центр» в данном контексте представляет собой органы государственной власти на федеральном уровне, которые занимаются вопросами инновационной и научно-технической политики. В России этими органами власти являются, прежде всего, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство научных организаций, отчасти вопросами инновационной политики занимаются Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ.

Выше перечисленные органы власти формируют государственную инновационную политику, осуществляют контроль ее реализации [2].

В статье «Роль институтов регионального представительства в процессе формирования государственной инновационной политики» автором рассматриваются существующие в настоящее время институты регионального влияния, которые могут оказывать воздействие на органы государственной власти в рамках формирования и реализации государственной

инновационной политики, внесении предложений по созданию нормативно-правовых актов, распределении ресурсов и иных вопросов в рамках инновационной деятельности.

В Российской Федерации институтами регионального влияния и выражения регионального интереса являются Совет Федерации Федерального Собрания РФ, консультативные органы регионального представительства, региональные интеграционные структуры и представители отраслевого лобби, а также региональные ассоциации, союзы, профессиональные фирмы, которые отстаивают интересы региона на федеральном уровне.

В частности, автором рассматривались следующие институты регионального влияния:

1. Государственный Совет, созданный в 2000 году, в который входят главы исполнительной власти субъектов РФ и бывшие региональные лидеры, отработавшие в должности два и более срока;

2. Совет законодателей, возникший в 2002 году и работающий под эгидой Совета Федерации (В его состав входят спикеры региональных законодательных собраний.);

3. Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;

4. Ассоциация инновационных регионов России;

5. Российская академия наук;

6. Промышленные организации, заинтересованные во внедрении новых технологий и оптимизации бизнес-процессов;

7. Общественные организации, например, «Российский совет промышленников и предпринимателей» (РСПП), «Деловая Россия».

Промышленные и общественные организации объединяют предпринимателей из всех регионов Российской Федерации, которые развивают отечественное производство и ориентированы преимущественно на российский рынок, чья формула успеха зависит от растущего профессионализма, внедрения современных инновационных технологий и методов управления, стратегического планирования, повышения производительности труда и реализации социальных программ.

В настоящей статье мы рассмотрим структуру и деятельность Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Данный Совет представляет для нас огромный интерес по составу его членов и возможности участия в модернизации трех важнейших сфер, влияющих на развитие инновационной деятельности в России - образование, наука, технологии.

Совет был создан в 2001 году. Совет формируется в составе председателя Совета, его заместителей, секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах. Состав Совета утверждается Указом Президента Российской Федерации.

В состав Совета входят:

• ректоры ведущих университетов России, например, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета;

• директора исследовательских институтов, научно-исследовательских организаций, академики РАН;

• руководители и заместители ведущих предприятий России, таких как, РКК «Энергия им. С.П. Королева», ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф. Решетнева» и другие.

Представители науки, образования, а также ведущих предприятий позволяют донести до органов власти проблемы, перспективы и идеи в области развития инновационной деятельности с трех сторон - в сфере подготовки специалистов, в сфере разработок и исследований, в сфере производства, разработки и внедрения передовых технологий.

Целью Совета является обеспечение взаимодействия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки, а также выработка предложений по актуальным вопросам государственной политики в области научно-технического развития.

К основным задачам Совета относятся, во-первых, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений и механизмов развития науки и образования в Российской Федерации, а также мер, направленных на реализацию государственной политики в сфере науки и образования; во-вторых, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных

объединений, научных и образовательных организаций, государственных академий наук, государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, общественных организаций в области развития науки и образования; а также к задачам Совета относится рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В рамках своей деятельности Совет создает межведомственные рабочие группы по таким направлениям, как подготовка квалифицированных специалистов для социально-экономического развития регионов, инфраструктура научных исследований, механизмы поддержки научно-образовательной сферы, междисциплинарные исследования, научное обеспечение повышения качества жизни, научное обеспечение эффективного использования природных ресурсов.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев [Указ Президента РФ от 28.07.2012 №1059 (ред. от 23.06.2014) «О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию»].

Информация о проведенных заседаниях Совета публикуются на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию www.snto.ru. Однако последняя опубликованная информация о заседании Совета датируется 20 декабря 2013 года. Это говорит нам о несвоевременной публикации отчетов о деятельности Совета и, соответственно, об ограниченном доступе заинтересованных лиц к актуальной информации.

На заседании Совета 20 декабря 2013 года рассматривались следующие вопросы [3]:

1. развитие фундаментальной науки, ее финансирование и ключевые направления;

2. ограниченные возможности развития фундаментальной науки территориальным принципом (в частности, отсутствие доступа у регионов с невысоким научно-техническим потенциалом к научным центрам, центрам исследований и разработок, центрам коллективного пользования);

3. разрыв между фундаментальными исследованиями и научно-техническими прикладными разработками (которые являются определяющим фактором развития инноваций, разработки инновационных продуктов, решений, технологий);

4. затрагивалась проблема развития кадрового потенциала в фундаментальных и прикладных исследованиях. Однако ключевым вопросом стала проблема расстановки приоритетов в области развития науки, выбора направлений передовых исследований.

Согласно отчету Совета по науке и образованию за последние годы было увеличено бюджетное финансирование научных исследований, обновлена исследовательская база, создано 390 центров коллективного пользования. В отчете отмечено, что за последние 12 лет доля ученых в возрасте до 29 лет в академическом секторе выросла с 10,9% до 13,2%, а в целом по науке с 10, 6% до 20,3%. Создан первый Научно- исследовательский центр - «Курчатовский институт». Также создан Российский научный фонд.

Несмотря на выше указанные положительные тенденции в развитии науки, до сих пор сохраняется сильный разрыв между наукой и экономикой, что обуславливает слабое влияние научно-технических разработок на социально-экономическое развитие страны, как следствие, это привело к падению интереса к науке со стороны бизнеса и общества в целом.

Президентом РФ как Председателем Совета поставлены такие цели на ближайшую перспективу, как разработка принципов отбора ключевых направлений фундаментальных исследований, которые бы учитывали перспективные задачи социально-экономического развития страны и интересы обеспечения национальной безопасности. Подчеркнута необходимость усовершенствовать систему финансирования фундаментальных исследований, переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств.

Активных действий Правительства требует решение вопросов в рамках переориентации федеральных целевых программ на прикладные исследования, поддержку НИОКРов, технологических платформ, инновационных проектов, дающих практические результаты.

Что касается определения приоритетных направлений развития науки, то ключевым фактором было определена необходимость территориальной диверсификации науки, использование возможностей различных регионов России, т.е. рассредоточение науки по регионам. С чем автор данной статьи абсолютно согласен. Приоритет ставится на развитие

науки на Дальнем Востоке, где сегодня сконцентрированы научные институты, работающие с биологическими продуктами, производящие ряд важных лекарственных соединений.

Интересным предложением автору показалось создание новой структуры, похожей на Министерство науки и технологий, что, по мнению В. Фортова, позволит сформировать более адекватный канал управления научно-технической (а также инновационной, прим. автора) политикой, наладить эффективный диалог между наукой, государственным, частными корпорациями, бизнесом при опоре на экспертные возможности РАН и ведущих университетов. А также, по мнению автора, на Совете был поднят важный вопрос об укреплении взаимодействия в инновационной цепочке, характерной для России - это академии наук, научные центры, исследовательские центры, государственные научные центры, исследовательские университеты. Данный вопрос поднимался автором статьи в рамках проводимых исследований по развитию наукоградов Российской Федерации.

Таким образом, Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию играет значимую роль в определении направлений развития инновационной и научной политики, так как имеет возможность предоставлять информацию о текущем положении различных институтов, участвующих в процессе формирования инновационного потенциала регионов и страны в целом непосредственно Президенту РФ. По итогам заседания Совета 20 декабря 2014 года, на сегодняшний день важнейшими задачами перед государственной властью в рамках инновационной и научно-технической политики определены: разработка принципов отбора ключевых направлений фундаментальных исследований, на основе которых будут расставляться приоритеты развития прикладных исследований и их финансирование; развитие инновационной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, в частности, необходимость разработки плана мероприятий по сокращению разрыва между инновационно развитыми регионами и регионами с ограниченным доступам к ресурсам, позволяющим наращивать инновационный потенциал - инновационным и научным центрам, исследовательским институтам, квалифицированным кадрам, информационным ресурсам. Важнейшей задачей является также укрепление взаимодействия данных ресурсов в инновационной цепочке. На взгляд автора, это возможно осуществить посредством создания эффективной модели взаимодействия институтов образования, которые бы обеспечивали подготовку и переквалификацию кадров по целевому принципу, исследовательских институтов и научных центров, а также предприятий.

Библиографический список

1. Знаменский Д.Ю. Государство и гражданское общество в процессе формирования приоритетов государственной научно-технической политики // N5: Проблемы общества и политики. -2013. - №10. - С. 1-17 [Электр. ресурс]: http://e-notabene.ru/pr/article_9489.html.

2. Кулешова Е.А.. Роль институтов регионального представительства в процессе формирования государственной инновационной политики // N5: Вопросы права и политики - 2014. -№9.

3. Стенографический отчёт о заседании Совета по науке и образованию (20 декабря 2013 г., Москва, Кремль) [Электр. ресурс]: иКЬ: http://snto.ru.

4. Экономика и бизнес [Электр. ресурс]: http://itar-tass.com/ekonomika/909097.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.