Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ЛИЦОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ЛИЦОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Введенская Анастасия Анатольевна

В статье рассматривается роль и место прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по уголовным делам о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, направления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В работе также рассматриваются задачи организации прокурорского надзора, которые установлены международно-правовыми актам в рассматриваемой сфере. Для реализации указанных задач органы прокуратуры должны иметь четкий план организации надзора, что в значительной мере определяет эффективность выявления правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Введенская Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of the prosecutor's supervision over the execution of laws in criminal proceedings on crimes related to the legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of the commission of a crime

The article discusses the role and place of prosecutorial oversight of the execution of laws in criminal proceedings on crimes related to the legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of his committing a crime, countering the legalization of proceeds from crime. The work also deals with the tasks of organizing prosecutorial oversight, which are established by international legal acts in the field in question. To accomplish these tasks, the prosecution authorities must have a clear plan for the organization of supervision, which largely determines the effectiveness of the detection of offenses.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ЛИЦОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

9.4. РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ЛИЦОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Введенская Анастасия Анатольевна. Должность: главный специалист. Место работы: прокуратура Нижегородской области. Подразделение: управление правовой статистики. E-mail: anastasia.vvedensckaya@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается роль и место прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по уголовным делам о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, направления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В работе также рассматриваются задачи организации прокурорского надзора, которые установлены международно-правовыми актам в рассматриваемой сфере. Для реализации указанных задач органы прокуратуры должны иметь четкий план организации надзора, что в значительной мере определяет эффективность выявления правонарушений.

Ключевые слова: прокурорский надзор; организация прокурорского надзора, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, международное сотрудничество, предварительное расследование, финансовый мониторинг.

THE ROLE AND PLACE OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS IN CRIMINAL PROCEEDINGS ON CRIMES RELATED TO THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF MONEY OR OTHER PROPERTY ACQUIRED BY A PERSON AS A RESULT OF THE COMMISSION OF A CRIME

Vvedenskaya Anastasia Anatolyevna. Position: Chief Specialist. Place of employment: Prosecutor's Office of the Nizh-ny Novgorod Region. Department: Legal Statistics department. E-mail: anastasia.vvedensckaya@yandex.ru

Annotation: The article discusses the role and place of prosecutorial oversight of the execution of laws in criminal proceedings on crimes related to the legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of his committing a crime, countering the legalization of proceeds from crime. The work also deals with the tasks of organizing prosecutorial oversight, which are established by international legal acts in the field in question. To accomplish these tasks, the prosecution authorities must have a clear plan for the organization of supervision,

which largely determines the effectiveness of the detection of offenses.

Keywords: prosecutor's supervision; organization of prosecutor's supervision, legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of the commission of a crime, international cooperation, preliminary investigation, financial monitoring.

В современных условиях усиление прокурорского надзора за законностью при расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, является не просто актуальным, но и своевременным. Отдельные задачи и функции органов по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики остаются неопределенными, а механизм взаимодействия с другими правоохранительными органами в этом направлении до сих пор не отработан.

Рассмотрению роли и определению органов прокуратуры в системе предотвращения и противодействия преступлений рассматриваемой категории посвящены научные труды таких авторов, как: А.В. Агутин А.А. Воронов, Р.В. Жубрин, А.В. Ивкова, О.В. Хомич и др. Однако, множество вопросов, в том числе и проблемы организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере не получили должного освещения в научной литературе, что и обусловило актуальность и значимость проведенного исследования.

Целью статьи является выяснение роли и места органов прокуратуры в антилегализационной системе, а также выработка предложений по совершенствованию их деятельности в сфере борьбы с этим видом экономической преступности.

Новизна работы заключается в определении и оптимизации организационно правовых основ деятельности органов прокуратуры по противодействию отмыванию преступных доходов.

Прежде чем начать определение места и роли организации прокурорского надзора в рассматриваемой области уголовно-процессуальных отношений, необходимо обратиться к Приказу Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156, в соответствии с которым, деятельность прокуратуры должна состоять в контроле на за проведением финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, и, должностными лицами уполномоченными осуществлять проверку сообщений о преступлениях связанных с легализацией денежных средств полученных преступным путем, а также проводить расследования по уголовным делам рассматриваемых преступлений. Также, в соответствии с названным Приказом, прокуроры, во всех перечисленных случаях должны давать оценку исполнению рассматриваемого законодательства и достаточности мер, принимаемых по выявленным правонарушениям .

Следует отметить, что наше государство принимает участие в международном сотрудничестве в противодействии легализации преступных доходов на различных уровнях (региональном, универсальном и двустороннем). Под данным сотрудничеством следует понимать не только взаимодействие между специализированными организациями по борьбе с ле-

1 Иванова В.В. Актуальные проблемы деятельности прокуратуры российской федерации в области осуществления надзора за соблюдением конституции России и исполнением федеральных законов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 2 214-217

гализацией (отмыванием), а и разработку, распространение основных положений (указаний) в рассматриваемой сфере.

Для эффективного осуществления деятельности по предотвращению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) Российская Федерация ратифицировала все действующие Конвенций ООН, которые регулируют вопросы противодействия легализации денежных средств полученными преступным путем в частности Венскую конвенцию2, Меридскую3 и Па-лермскую4 Особое внимание следует обратить на Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года5, ратификация которая является основой для выработки эффективных практических и законодательных мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных денежных на различных уровнях6.

Таким образом, на прокуратуру Российской Федерации возлагаются задачи по обеспечению международного сотрудничества в части совершения процессуальных действий в рамках расследования уголовных дел о преступлениях, связанных легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Как указывает Р.В. Жубрин, особое значение в организации борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств полученных преступным путем приобретает именно координация деятельности органов прокуратуры. В этой связи, наиболее актуальные проблемы организации прокурорского надзора по делам о легализации (отмыванию)денежных средств, полученных преступным путем необходимо исследовать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, вести разработку и реализацию мер по повышению эффективности взаимодействия в рассматриваемой сфере. Для участия в таких совещаниях целесообразно привлекать представителей государственных органов, осуществляющих контроль исполнения законов о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем7.

Так, после выявления нарушений законодательства о противодействии совершению преступлений рас-

2 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (заключена в г. Вене 20.12.1988) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121092/

3 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121140/

4Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121543/

5 Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. B.C. Ов-чинский. - М., 2009. С. 324-343

6Силкин В.П., Лодкин А.Е. Практика и проблемы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 164-167.

7ЖубринР. В. Противодействие легализации преступных дохо-

дов (зарубежный и российский опыт) : монография / Р. В. Жуб-

рин.-М. : АПКиППРО, 2010. С.283

сматриваемой категории, и применяя меры воздействия, прокурор способствует предотвращению данного негативного явления, ограничивая доступ преступников на финансовый рынок. Кроме того, проверка прокурором соответствия закону деятельности органов государственного контроля и надзора в исследуемой сфере способствует повышению эффективности выявления нарушений антилегализацийного законодательства, устранению обстоятельств, способствующих проникновению «грязных» денег в легальную экономику8.

Изложенное позволяет сделать вывод, что основной задачей органов прокуратуры в рассматриваемой сфере является осуществление надзора за исполнением законодательства о взаимодействии всех государственных органов уполномоченных осуществлять деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) преступных денежных средств. Таким образом, прокуроры должны обеспечить постоянный надзор за деятельностью органов предварительного расследования и дознания в процессе проверки материалов по рассматриваемой категории дел, а также за деятельностью Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ. Для эффективного выполнена указанной задачи необходимо создать единую практику рассмотрения материалов, полученных от подразделений Федеральной службой по финансовому мониторингу, для чего в органах прокуратуры требуется организовывать постоянный контроль и анализ результатов деятельности данного органа государственной власти и установить порядок, при котором сотрудники прокуроры, которые осуществляют надзор, получают систематичные уведомления о передаче таких материалов органам уполномоченным проводить дознание и следствие9.

A.B. Ивкова также считает, что координирующая роль в деятельности правоохранительных органов в этой сфере должна полагаться на прокуратуру, что обеспечит объединение усилий и активизации работы правоохранительных органов в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, устранения дублирования и параллелизма в их деятельности, разработку и осуществление ими согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, расследованию и пресечению этих преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Совершенствование взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию совершению преступлений рассматриваемой категории, по мнению ученого, возможно путем обмена информацией о практике раскрытия и расследования конкретных преступлений этой категории10.

Однако в общих нормативных актах правоохранительных и других государственных органов, определяющих правовые основы взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, задачи и функции органов вообще не определены.

8Федоров A.A. О Порядке проведения проверок органами прокуратуры Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 316-320.

9ЖубринР. В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт): монография / Р. В. Жубрин. -М.: АПКиППРО, 2010. С.280.

10Ивкова A.B. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере. - дис. ... кандидата юридических наук. - A.B. Ивкова. - Акад. Генер. прокуратуры РФ. Москва, 2014. С.27-54.

Как отмечает Р. Жубрин, с целью повышения эффективности прокурорских проверок, направленных на предотвращение и противодействие преступлениям рассматриваемой категории, необходимо постоянное усовершенствованных этой работы и, прежде всего, устранение таких недостатков, как:

а) надзор за исполнением законов в по делам о легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, в большинстве случаев осуществляется без должной подготовки - поверхностно. В некоторых случаях остаются без проверки организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования законодательства о внутреннем и обязательном финансовом мониторинге, присутствуют предусмотренные законодательством основания для проведения прокурорской проверки;

б) осуществление прокурорской проверки позволяет выявлять незначительные правонарушения, поэтому работники органов прокуратуры не обращают внимания на непосредственное обнаружение скрытых операций с денежными средствами и иным имуществом с признаками легализации (отмывания)денежных средств, полученных в результате совершения преступлений, а также не проводят работу по выявлению причин нарушений рассматриваемого законодательства;

в) проверочные меры прокурорского реагирования малоэффективны, проводятся в редких случаях и не всегда соответствуют выявленным нарушениям. Таким образом, в актах прокурорского реагирования частично излагаются выявленные нарушения в то время, когда должным образом не раскрываются способствующие им обстоятельства;

г) взаимодействие органов прокуратуры с подразделениями финансовых разведок находится на низком уровне, в частности, это касается проведении проверок исполнения законов в сфере экономики, не регулярного характера носит обмен информацией о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами и иным имуществом;

г) в результате обнаружения правонарушений, которые содержат признаки состава рассматриваемой категории преступления, прокуроры нередко ограничиваются этим и не проводят дальнейшего отслеживания возможных финансовых операций или других сделок с имуществом, которые заключаются с целью легализации денежных средств, полученных преступным путем, то есть придания видимости законного владения, пользования и распоряжения ими. К сожалению, данные проблемы являются актуальными и для России11.

Акцентируем, что одним из путей совершенствования деятельности органов прокуратуры в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является создание подразделений финансовой разведки судебного или прокурорского типа. Чаще всего подобные подразделения создаются в рамках судебной ветви государственной власти и обычно под юрисдикцией прокуратуры. Подразделения финансовой разведки прокурорского типа функционируют и в отдельных странах постсоветского пространства.

"Жубрин Р. Выявление прокурором легализации преступных доходов в сфере экономики // Законность. 2007. № 8. С. 21 -23.

Так, целью принятия Закона Республики Молдова «О предупреждения и борьбе с отмыванием денег» было предупреждение и пресечение действий по отмыванию денег. Кроме сомнительных финансовых операций, законодателем было выделено еще и ограничены, сведения о которых направлялись в Генеральную прокуратуру, которая, в свою очередь, в случае необходимости информировала органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры, а также судебные инстанции для принятия соответствующих мер реагирования12. Таким образом, выполнение положений антилегализацийного закона непосредственно осуществлялось Генеральной прокуратурой, в составе которой функционировал специальное подразделение, задачей которого был сбор, анализ и передача компетентным органам выявленной информации о сомнительных доходах преступного происхождения. Такая система предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, действовала в Республике Молдова с ноября 2001 до июля 2007 и дала определенные положительные сдвиги в этой сфере13.

В Республике Узбекистан специально уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации преступных денежных средств, является Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями, который является органом подведомственным Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан14. Деятельность Департамента обеспечена четкой последовательностью процессуальных действий, которые направлены на выявление и пресечению налоговых и валютных преступлений. Благодаря тесному взаимодействию Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры, которые расследуют дела рассматриваемой категории, обеспечивается полное и всестороннее расследование и рассмотрение указанных преступлений от возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде и вынесения по нему мотивированного решения.

Подразделения финансовой разведки судебного типа действуют в странах, где сильно ужесточены законы о банковской тайне и возникает необходимость прямого взаимодействия органов суда и прокуратуры с финансовыми учреждениями.

Следует отметить, что внедрение подразделений финансовой разведкив органы прокуратуры, не является препятствием для создания полицейской службы, наделенной полномочиями по проведению расследования по делам рассматриваемой категории.

Данная организация имеет множество преимуществ. В частности, к ним можно отнести обеспечение возможности своевременного производства следственных

12Коломоец И.И. Совершенствование организации прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 237-239.

13Букарев, В. Б., Трунцевский, Ю. В., Шулепов, Н. А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации ( отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем [Текст] /В. Б. Букарев, Ю. В. Трунцевский, Н. А. Шулепов. //Международное публичное и частное право. - 2007. - № 4. - С. 53 - 64

14 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов» : от 21.04.2006 г., № 1111-331 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. - № 18. - Ст. 147.

действий таких как арест денежных средств, задержание преступников, проведения обысков1 .

Общеизвестно, что прокурорский надзор является важным фактором соблюдением и правильным применением действующего законодательства.

По мнению В.В. Коряковцева и К.В. Питулько, надзор за выполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных денежных средств может иметь следующие основные направления:

- выявление и пресечение деятельности организаций, причастных к финансированию терроризма;

- изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к совершению преступлений рассматриваемой категории;

- организация расследования уголовных дел, возбужденных по признакам статей 174, 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (в соответствии с ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации такие уголовные дела подследственные органам внутренних дел или органам, обнаружили такие преступления).

С целью активизации работы органов прокуратуры в этом направлении Генеральная прокуратура Российской Федерации выдала приказ от 08.02.2017 N 8716. В указанном приказе отмечается, что во многих регионах не в полной мере применяются правовые инструменты в борьбе с преступлениями рассматриваемой категории. Также при выявлении незаконных финансовых операций правоохранительными органами недооцениваются возможности подразделения финансовой разведки, наблюдается низкая результативность оперативно-розыскной деятельности уполномоченных субъектов, допускаются просчеты при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел17.

Учитывая изложенное, в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере, повышение эффективности организации прокурорского надзора, перед руководителями органов прокуратуры Российской Федерации необходимо поставить следующие задачи:

1) проводить отработку системы надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем. В данном случае, особое внимание следует уделять выполнению государственными органами обязанностей по контролю за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом;

2) осуществлять работу по совершенствованию взаимодействия органов прокуратуры с подразделениями Федеральной службой по финансовому мониторингу Российской Федерации;

3) проводить регулярный обмен и мониторинг информации о состоянии законности в рассматриваемой

15Хомич О.В., Воронов A.A. Понятие, пределы и направление надзора прокуратуры за противодействием легализации доходов, полученных преступным ПУТЕМ // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 1 (48). С. 145-149.

16 Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 N 87 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216619/

17 Зубков В. А. Российская Федерация в международной систе-

ме противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В. А. Зубков, С. К. Осипов. -2-е изд., перераб. и доп. - М. :Спецкнига, 2007. С.493

сфере, осуществлять периодические сверки материалов, направленных этой Службой в правоохранительные органы;

4) проводить работу по организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, уполномоченными проводить следствие и дознание по делам рассматриваемой категории, чтобы за каждым сообщением о преступлении обеспечивалась надлежащая регистрация и проверка;

5) привлекать к уголовной ответственности должностных лиц, осуществляющих противоправные действия по укрытию информации и сообщений о преступлениях рассматриваемой категории;

6) при рассмотрении судами уголовных дел рассматриваемой категории,, обеспечивать полный и всесторонний анализ доказательственной базы, добиваться законного приговора;

7) организовывать работу по повышению квалификации подчиненных работников, в том числе с привлечением представителей подразделения финансовой разведки, других заинтересованных министерств и ведомств18.

Таким образом, органы прокуратуры играют ведущую роль в предотвращении и противодействии преступлений рассматриваемой категории, что обусловлено их специфическим местом в системе правоохранительных органов. Важность и значимость задач, выполняемых органами прокуратуры в этой сфере, связаны не только с непосредственным выявлением и расследованием таких категорий преступлений, и обеспечением международного сотрудничества в части совершения процессуальных действий в указанном направлении, но и насущной необходимостью осуществления прокурорского надзора за соблюдением и правильным применением антилегализацийного законодательства.

Список литературы:

1. Букарев, В. В., Трунцевский, Ю. В., Шулепов, Н. А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем [Текст] / В. Б. Бука-рев, Ю. В. Трунцевский, Н. А. Шулепов. // Международное публичное и частное право. - 2007. - № 4. - С. 53 - 64

2. Жубрин Р. В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт) : монография / Р. В. Жубрин.-М. : АПКиППРО, 2010. С.283

3. Жубрин Р.В. Выявление прокурором легализации преступных доходов в сфере экономики // Законность. 2007. № 8. С. 21-23.

4. Зубков В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В. А. Зубков, С. К. Осипов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Спецкнига, 2007. С.493

5. Иванова В.В. Актуальные проблемы деятельности прокуратуры российской федерации в области осуществления надзора за соблюдением конституции России и исполнением федеральных законов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 2 214-217

18 Зубков В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В. А. Зубков, С. К. Осипов. -2-е изд., перераб. и доп. - М. :Спецкнига, 2007. С.494

6. Ивкова A.B. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере. -дис. ... кандидата юридических наук. - A.B. Ивкова. -Акад. Генер. прокуратуры РФ. Москва, 2014. С.27-54.

7. Коломоец И.И. Совершенствование организации прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 237-239.

8. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (заключена в г. Вене 20.12.1988) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121092

9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121140/

10. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121543/

11. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. B.C. Овчинский. - М., 2009. С. 324-343

12. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов»: от 21.04.2006 г., № 1111-331 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. - № 18. - Ст. 147.

13. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298172

14. Федоров A.A. О Порядке проведения проверок органами прокуратуры Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 316-320.

15. Хомич О.В., Воронов A.A. Понятие, пределы и направление надзора прокуратуры за противодействием легализации доходов, полученных преступным ПУТЕМ // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 1 (48). С. 145-149.

Рецензия

на рукопись статьи А.А.Введенской: «Роль и место прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по уголовным делам о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных

средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»

Статья А.А.Введенской «Роль и место прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по уголовным делам о преступлениях, связанных легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» выполнена на актуальную тему. Как верно отмечает автор статьи , в современных условиях усиление прокурорского надзора за законностью при расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, является не просто актуальным, но и своевременным. Отдельные задачи и функции органов по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики остаются неопределенными, а механизм взаимодействия с другими правоохранительными органами в этом направлении до сих пор не отработан.

Автор статьи правильно указывает на то, что на прокуратуру Российской Федерации возлагаются задачи по обеспечению международного сотрудничества в части совершения процессуальных действий в рамках расследования уголовных дел о преступлениях, связанных легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В последующих своих размышлениях автор статьи делает вывод, что органы прокуратуры играют ведущую роль в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что обусловлено их специфическим местом в системе правоохранительных органов. Важность и значимость задач, выполняемых органами прокуратуры в этой сфере, связаны не только с непосредственным выявлением и расследованием таких категорий преступлений, и обеспечением международного сотрудничества в части совершения процессуальных действий в указанном направлении, но и насущной необходимостью осуществления прокурорского надзора за соблюдением и правильным применением антилегализацийного законодательства.

Вывод: на основании изложенного, полагаю возможным рекомендовать рукопись статьи A.A. Введенской «Роль и место прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по уголовным делам о преступлениях, связанных легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» к публикации в журналах, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Рецензент: Профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор A.B. Агутин

Статья проверена системой «Антиплагиат». Оригинальность текста - 73.97%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.