Научная статья на тему 'Роль и место международного межвузовского сотрудничества в подготовке квалифицированных специалистов (опыт сотрудничества с университетом прикладных наук Анхальт, Германия)'

Роль и место международного межвузовского сотрудничества в подготовке квалифицированных специалистов (опыт сотрудничества с университетом прикладных наук Анхальт, Германия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СИСТЕМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / THE SYSTEM OF STUDENTS' ENGAGEMENT IN THE INTERNATIONAL ACTIVITY / STUDENTS' RESEARCH WORK / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершов К. О.

Описан опыт сотрудничества Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия) и Университета прикладных наук Анхальт (Германия) по проекту «Двойной диплом», а также система вовлечения студентов в международную деятельность и технология ведения проекта по международному межвузовскому сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE INTERNATIONAL INTER-UNIVERSITY COOPERATION IN TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS (EXPERIENCE OF COOPERATION WITH ANHALT UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES, GERMANY)

The article describes experience of cooperation on the «Double degree» project between Perm National Research Polytechnic University (Russia) and Anhalt University of Applied Sciences (Germany). The work is also focused on the system of the students' engagement in the international activity and technology of managing projects on the international interuniversity cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль и место международного межвузовского сотрудничества в подготовке квалифицированных специалистов (опыт сотрудничества с университетом прикладных наук Анхальт, Германия)»

УДК 378.1

К.О. Ершов

РОЛЬ И МЕСТО МЕЖДУНАРОДНОГО МЕЖВУЗОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА С УНИВЕРСИТЕТОМ ПРИКЛАДНЫХ НАУК АНХАЛЬТ,

ГЕРМАНИЯ)

Описан опыт сотрудничества Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия) и Университета прикладных наук Анхальт (Германия) по проекту «Двойной диплом», а также система вовлечения студентов в международную деятельность и технология ведения проекта по международному межвузовскому сотрудничеству.

Ключевые слова: международное сотрудничество, система вовлечения студентов в международную деятельность, научно-исследовательская работа студентов.

В условиях современного глобального общества не вызывает сомнений важность международных контактов для подготовки квалифицированных качественных специалистов. Особую значимость международным связям придает факт присвоения Пермскому техническому университету статуса национального исследовательского университета. В данной статье освещена система вовлечения в международную деятельность студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) дневного отделения гуманитарного факультета экономического профиля обучения.

ПНИПУ имеет многолетние контакты с зарубежными вузами. В частности уже на протяжении 10 лет ведется плодотворное сотрудничество с Университетом прикладных наук (УПН) Анхальт (Германия). История партнерских отношений двух вузов началась в 2002 году, когда ректоры обоих университетов - профессор В.Ю. Петров и профессор Д. Орцессек - подписали Соглашение о сотрудничестве. На сегодняшний день наиболее активная деятельность ведется по следующим трем направлениям: экономика, менеджмент и маркетинг; информатика и электротехника; иностранные языки. Далее речь пойдет о сотрудничестве по направлению экономики, менеджмента и маркетинга. Данное направление сотрудничества в ПНИПУ ведет кафед-

© Ершов К.О., 2012

Ершов Константин Олегович - старший преподаватель кафедры менеджемента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета.

ра менеджмента и маркетинга гуманитарного факультета под руководством д-ра экон. наук, профессора А.В. Молодчика. Со стороны УПН Анхальт проектом руководит заместитель декана факультета экономики и управления профессор, доктор экономики Й. Шмидт. Центральным проектом в этом направлении стал проект «Двойной диплом», в рамках которого происходит межвузовский обмен студентами с последующим получением дипломов обоих вузов. В фазу активных действий проект вошел в 2004 году, когда был начат обмен студентами. Студенты старших курсов специальностей «Маркетинг» и «Экономика и управление на предприятии» ПНИПУ на год (два семестра) уезжают в УПН Анхальт, проходят там обучение по специальности «Международная бизнес-программа» («International business program») вместе с немецкими студентами. Дисциплины за предыдущие курсы обучения в УПН Анхальт им перезачитываются на основе программы, пройденной в ПНИПУ, поскольку учебные планы обоих университетов специально согласованы. После освоения всей программы, предусмотренной немецким учебным планом, пермские студенты получают возможность защитить выпускную квалификационную работу (ВКР) немецкого университета и стать его полноправными выпускниками. По возвращении в Пермь после годичного пребывания в Германии студенты заканчивают обучение в ПНИПУ, защищают ВКР и получают свой российский диплом. Аналогично в рамках проекта происходит обучение немецких студентов. В итоге при незначительном увеличении срока обучения студенты получают дипломы обоих вузов-партнеров. По такой же схеме с поправкой на сроки и специфику образовательной программы происходит подготовка магистров. Следует отметить, что количество участников со стороны ПНИПУ немного превышает количество участников со стороны УПН Анхальт (таблица). Это можно объяснить большей относительной привлекательностью Европы для российских студентов, чем России для немецких студентов. При этом стоит отметить, что часть немецких студентов, имея возможность поехать на обучение в другие города России, в частности в Москву или в Санкт-Петербург, все же выбирают Пермь.

Количество студентов, принявших участие в проекте «Двойной диплом» по состоянию на май 2012 г.

Показатель Количество студентов, чел.

ПНИПУ (Россия) УПН Анхальт (Германия)

Всего 120 90

В том числе:

прошли обучение в вузе-партнере 25 11

получили диплом вуза-партнера 15 9

посетили вуз-партнер в рамках проектных недель 61 50

Особенностью данного проекта является его долгосрочный характер и привлечение к участию достаточно большого количества студентов. Это предъявляет серьезные требования к организации процесса, в том числе к системе привлечения студентов к этим активностям. Помимо студентов, участвующих в годичном обучении, в проект вовлечено еще большее количество студентов и преподавателей ПНИПУ. Проект включает в себя не только собственно обучение в вузе-партнере, но и целый ряд других мероприятий. Это и ежегодные проектные недели (групповое посещение вуза-партнера с обширной деловой и культурной программой), и стажировки, и совместные конференции, исследования, публикации.

Система вовлечения студентов в проект работает следующим образом. Все начинается с информирования еще будущих студентов - абитуриентов. Для этого используется несколько путей. Проводится распространение информации в рамках ежегодных выставок «Образование и карьера», с помощью буклетов, презентаций, встреч с будущими студентами и их родителями. Кроме того, для распространения информации о проекте используются различные средства массовой информации. Как пример можно привести специальное интервью с деканом гуманитарного факультета профессором В.Н. Стегнием на местном телевидении, в рамках которого освещались и вопросы международных связей факультета, в частности проект «Двойной диплом». Задействуются и печатные СМИ, например, журнал «National Business», газета «Комсомольская правда», где печатаются информационные статьи. Ознакомиться с проектом можно также на сайте кафедры менеджмента и маркетинга (рис. 1).

Рис. 1. Система информирования о проекте потенциальных участников

Внутри университета все начинается еще с Дня первокурсника. На нем заведующий кафедрой рассказывает о проекте и требованиях для участия

в нем. Затем проводится серия встреч, где студенты информируются о содержании проекта, на информационных стендах размещаются соответствующие объявления. Помимо этого нужно учитывать, что информация о проекте передается еще и посредством неформального общения между студентами.

Отбор в проект осуществляет специальная комиссия по разработанной системе критериев отбора, основными из которых являются: личная мотивация студента на участие, средний балл в зачетке, знание немецкого языка. Для тех, кто вошел в проект, организуются дополнительные занятия по немецкому языку с лучшими преподавателями кафедры иностранных языков. Студенты, вошедшие в проект, участвуют в ежегодных совместных проектных неделях в Перми и в Германии, выступают на совместных конференциях, изучают особенности образовательного процесса в зарубежном университете. Затем отбираются лучшие студенты, которые и направляются на обучение в вуз-партнер (рис. 2).

Рис. 2. Общая схема проекта «Двойной диплом»

Ежегодные проектные недели каждый раз посвящены отдельной теме, позволяющей студентам лучше разобраться в теоретических и практических вопросах ведения бизнеса и управления предприятиями, как в России, так и в Германии. За время действия проекта (2004-2012 годы) были изучены следующие темы:

• «Бизнес-планирование» (2004);

• «Информационные технологии в управлении» (2005);

• «Региональная экономика» (2006);

• «Статистика и маркетинговые исследования» (2007);

• «Стратегический менеджмент» (2008);

• «Промышленный менеджмент» (2009);

• «Налогоообложение и бухгалтерский учет в Германии и в России» (2010);

• «Инновационный маркетинг в Германии и в России» (2011);

• «Инновации в региональной экономике» (2012).

За время действия проекта студенты подготовили более 50 научных статей, было проведено несколько международных студенческих конференций с публикациями сборников статей. На протяжении практически всего срока действия проекта он получает грантовую поддержку со стороны Фонда академических обменов DAAD, что является подтверждением высокой ценности и значимости проекта. Выпускники проекта также отмечают большую пользу от участия в нем, а именно:

• получение помимо диплома ПНИПУ диплома бакалавра или/и магистра УПН Анхальт (Германия);

• высокий уровень владения иностранным языком;

• международные связи и контакты;

• международные публикации;

• опыт участия в совместных исследованиях и конференциях;

• знакомство с опытом и особенностями работы иностранных предприятий;

• знакомство с экономикой и культурой другого государства;

• высокие шансы на трудоустройство в крупных международных компаниях.

В планах дальнейшего развития проекта: вовлечение большего количества студентов и преподавателей, увеличение количества совместных публикаций и конференций, расширение научной составляющей проекта - совместные исследования, создание совместных малых предприятий. Это позволит повысить качество подготовки квалифицированных специалистов в университете, даст возможность развития у студентов инновационно-предпринимательских компетенций через расширение контактов и опыт международного сотрудничества. В сегодняшних условиях невозможно представить себе высококвалифицированного выпускника в области управления и маркетинга, если он не имеет представления о глобальных экономических процессах. Эта задача может быть решена через развитие международных партнерских межвузовских связей и предоставление студентам широких возможностей в повышении международной мобильности.

Получено 15.05.2012

K.O. Ershov

THE ROLE AND PLACE OF THE INTERNATIONAL INTER-UNIVERSITY COOPERATION IN TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS (EXPERIENCE OF COOPERATION WITH ANHALT UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES, GERMANY)

The article describes experience of cooperation on the «Double degree» project between Perm National Research Polytechnic University (Russia) and Anhalt University of Applied Sciences (Germany). The work is also focused on the system of the students’ engagement in the international activity and technology of managing projects on the international interuniversity cooperation.

Keywords: international cooperation, the system of students’ engagement in the international activity, students’ research work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.