Научная статья на тему 'Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ'

Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5461
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / SMALL ENTERPRISES / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / STRUCTURE OF SMALL ENTERPRISES / TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY / INFORMATION LOGISTICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / LOGISTICAL INFORMATION SPACE / INTEGRATION OF INFORMATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузменко Юлия Геннадьевна, Хатеев Игорь Валерьевич, Левина Алена Борисовна

Статья раскрывает роль и место малых предприятий в современных экономических условиях. Проводится анализ динамики показателей развития малого предпринимательства и оценивается влияние финансового кризиса на деятельность субъектов малого предпринимательства, а также анализ структуры малых предприятий по видам экономической деятельности и ее изменение за последние пять лет, действующих подходов к классификации, в результате чего предлагается усовершенствовать существующую классификацию добавлением современных принципов информационной логистики и учитывать требования современных информационных технологий. Представлен авторский подход необходимости введения новых признаков классификации малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузменко Юлия Геннадьевна, Хатеев Игорь Валерьевич, Левина Алена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and a place of small enterprises in modem economic conditions of the Russian Federation

The article reveals the role and place of small enterprises in modern economic conditions. The analysis of dynamics of indicators of development of small business is carried out; and the influence of financial crisis on activity of the subjects of small business is estimated. The authors carry out the analysis of the structure of small enterprises by types of economic activity and its change for the last five years, and also the analysis of operating approaches to the classification therefore it is offered to improve existing classification by addition of modern principles of information logistics and to meet the requirements of modern information technologies. The authors’ approach to the necessity of introduction of new characteristics of classification of small enterprises is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ»

УДК 658.11 + 334.7.012.64 ББК У9(2)-18 + У9(2)09

РОЛЬ И МЕСТО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РФ

Ю.Г. Кузменко, И.В. Хатеев, А.Б. Левина

Статья раскрывает роль и место малых предприятий в современных экономических условиях. Проводится анализ динамики показателей развития малого предпринимательства и оценивается влияние финансового кризиса на деятельность субъектов малого предпринимательства, а также анализ структуры малых предприятий по видам экономической деятельности и ее изменение за последние пять лет, действующих подходов к классификации, в результате чего предлагается усовершенствовать существующую классификацию добавлением современных принципов информационной логистики и учитывать требования современных информационных технологий. Представлен авторский подход необходимости введения новых признаков классификации малых предприятий.

Ключевые слова малые предприятия, динамика развития, структура малых предприятий, виды экономической деятельности, информационная логистика, информационные технологии, логистическое информационное пространство, интеграция информационных процессов.

На современном этапе развития экономики России существенную роль приобретают малые предприятия. Это связано с целым комплексом различных причин и, прежде всего, с тем, что малое предпринимательство, как правило, не требует крупных первоначальных инвестиций и обеспечивает высокую оборачиваемость ресурсов. Кроме того, малые предприятия (МП) способны решать проблемы реструктуризации экономики, формировать и насыщать рынок потребительских товаров и услуг в сложившихся экономических условиях.

Малые предприятия вносят важный вклад в формирование конкурентоспособности национальной экономики в условиях постоянно усиливающейся конкурентной борьбы с иностранными производителями и глобальными торговыми брендами. Они имеют возможность оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, что придает необходимую гибкость экономике и обеспечивает равновесие на потребительском рынке.

Малое предпринимательство вносит существенный вклад в экономику западных развитых стран. В настоящее время по данным статистической службы Европейского союза (ЕС) Eurostat в странах содружества из 20 млн активно действующих предприятий, за исключением финансового сектора, 67,4 % относилось к малому и среднему бизнесу (по европейской классификации к таким предприятиям относятся предприятия, на которых численность работающих не превышает 250 рабочих и служащих). Из них 91,8 % относились к микропредприятиям с числом занятых до 10 человек. По оценкам экспертов, половина из этого количества являются индивидуальными предприятиями, где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи, а 6,9 % - это малые предприятия, численность персонала на которых составляет от 10 до 50 человек [8].

В странах ЕС более 75 % рабочих заняты на предприятиях малого и среднего бизнеса в таких секторах, как деревопереработка и производство мебели, автомобилестроение и оптовая торговля, жилищные услуги и общественное питание, услуги по аренде недвижимости, строительство [8].

Структура занятых в малом и среднем предпринимательстве колеблется по странам ЕС от 55 % (к примеру, в Словакии и Великобритании) до 81 % (в Италии). Согласно данным специальной печати, среднестатистически на крупном предприятии работает порядка 1000 работников. Именно такие предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в так называемых «крупных» услугах - транспорт, банковская деятельность, страхование [3].

Таким образом, малые предприятия, благодаря своей численности, обеспечивают более половины рабочих мест и, как следствие, обладают существенным весом в экономике практически любой страны. Структурно они присутствуют во всех отраслях экономики, при этом средние предприятия доминируют в обрабатывающей промышленности, а крупные - в тех видах производств и услуг, которые требуют значительных капиталовложений.

Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах обусловлено тем условием, что крупномасштабное производство не вступает в соперничество с более мелким. Напротив, реализуется принцип кооперации больших и малых предприятий, при котором крупные предприятия или предпринимательские объединения не поглощают малый бизнес, а оказывают поддержку друг другу, особое распространение это получило в сфере специализации отдельных производств и в разработках инновационных технологий.

Есть и еще один критерий дифференциации. Как правило, крупные предприятия в первую очередь ориентированы на массовый, относительно однородный спрос. В свою очередь, малые предприятия более эффективно действуют в небольших сегментах рынка, так как обладают большей хозяйственной гибкостью, мобильностью, способны к быстрым организационным, структурным и технологическим переменам.

Глубокие изменения в потребительских предпочтениях, технологиях, методах управления, финансовых рынках предоставляют малому бизнесу ряд преимуществ над крупными компаниями. Их открытые структуры управления в сочетании с централизацией прав принятия управленческих решений, которые сосредоточены в руках владельца, позволяют малым предприятиям пользоваться теми возможностями, которые появляются в результате происходящих изменений во внешней среде [10].

Как показывает практика, общественное поведение представителей МП основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и, в силу этого, инициирует упрочение их связей с постоянными и потенциальными клиентами из различных целевых групп [3].

Среди недостатков в сфере малого предпринимательства необходимо отметить достаточно низкую доходность, низкую производительность труда, наряду с его высокой интенсивностью, определенные затруднения с использованием новых технологий, ограниченный объем собственных ресурсов и высокие риски, вызванные повышенным уровнем конкуренции. В результате именно сектор малого предпринимательства подвержен банкротству.

Так, из вновь созданных малых предприятий до конца года выживает около 50 %, через 3 года -

7-8 %, а через 5 лет - не более 3 % [8].

Кроме того, производительность труда существенно выше на крупных предприятиях, поскольку на них действует так называемый эффект масштаба производства. Как следствие, в среднем производительность на крупных предприятиях составляет 56,8 тыс. евро на одного работника, что приблизительно на 50 % больше, чем на малых и средних предприятиях. Особенно большой разрыв в производительности наблюдается на промышленных предприятиях [3, 8]. Тем не менее, общее количество малых предприятий, как правило, увеличивается или, по крайней мере, остается без изменений, так как на место ликвидированных постоянно приходят новые предприятия [10].

По данным федеральной службы государственной статистики РФ, вклад малого бизнеса, рассчитанный на основе оборота предприятий, в 2008 г. составил 25,8 % (микропредприятия -

11.9 %), при этом число занятых в малом предпринимательстве составило 21,1 % (микропредприятия - 8,5 %) [3].

Финансовый кризис оказал отрицательное воздействие на темпы развития малого и среднего предпринимательства. Так, количество малых предприятий сократилось с 282,7 в 2008 г. до 229,2 тыс. в 2011 г., оборот малых предприятий сократился с 10 093,5 млрд руб. и составил

8784.9 млрд руб. в 2009 г. [1, 9]. Также наблюдается сокращение численности занятых на малых предприятиях - с 6217,1 тыс. в 2008 до 5562,9 тыс. человек в 2010 г., и возвращение на докризисный уровень в 2011 г.

Общая динамика развития малого предпринимательства представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей развития малого предпринимательства в России за период с 2007 по 2011 гг.

(по состоянию на 31 декабря)

Параметры 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Число малых предприятий*, тыс. 1 137,4** 282,7 227,8 219,7 229,2

Процент к общему числу предприятий 24,33 5,92 4,64 4,55 4,71

Темпы прироста (%): - цепные; - базисные Несопос- тавимые данные - -19,42 -19,42 -3,56 -22,29 4,32 -18,92

Численность работников, занятых на малых предприятиях*, тыс. чел. 9 239,2 6 217,1 5 720,6 5 562,9 6 423,3

Темпы прироста (%): - цепные; - базисные Несопос- тавимые данные - -7,99 -7,99 -2,76 -10,52 15,47 3,32

Оборот малых предприятий*, млрд руб. 15 468,9 10 093,5 8 805,9 10 247,0 13 252,0

Оборот малых предприятий* в процентах к обороту всех предприятий, % 25,87 13,61 13,02 12,59 13,25

Темпы прироста (%): - цепные - базисные Несопос- тавимые данные - -12,76 -12,76 16,37 1,52 29,33 31,29

* Без микропредприятий.

** Без деления на малые и микропредприятия. Источник: [4-7].

Динамика изменения показателей развития малого предпринимательства России за период с 2007 по 2011 год включительно схематически представлена на рис. 1.

Динамика изменения показателей численности малого предпринимательства России за период с 2008 по 2011 год включительно представлена на рис. 2.

Необходимо отметить, что динамика развития малого предпринимательства, представленная в табл. 1 и на рис. 1 и 2, показывает ухудшение показателей до 2010 года, и некоторое улучшение показателей в 2011 г. Так, численность малых предприятий за период с 2008 по 2010 сократилось на 63 тыс. (2007 год в расчеты не принимается, так как деление предприятий на малые и микропред-

приятия осуществляется с 01 января 2008 г.), а в 2011 г. численность увеличилась до уровня 2009 года. Общее количество занятых уменьшалось до

2010 г., а в 2011 г. оно увеличилось и достигло значения 6423,3 тыс. человек. Оборот малых предприятий также показывал отрицательную динамику до 2009 г., после чего наметился рост товарооборота малого бизнеса и в 2011 г этот показатель составил 13 252 млрд руб.

Наблюдается уменьшение доли вклада малых предприятий в общий торговый оборот всех предприятий в экономике страны до 2010 г., и ее увеличение в 2011 г. Кроме того, исходя из табл. 1, наряду с общим уменьшением количества малых предприятий уменьшается их доля в общей численности с 5,92 % в 2008 г. до 4,55 % в 2010 г., но в 2011 г.

Рис. 1. Динамика показателей развития малого предпринимательства в России за период с 2007 по 2011 гг.

(по состоянию на 31 декабря), источник: [4-7]

Рис. 2. Динамика численности малого предпринимательства в России за период с 2008 по 2011 гг. (по состоянию на 31 декабря), источник: [4-7]

она незначительно увеличивается до 4,71 %.

Анализируя тепы прироста числа малых предприятий, численности их работников и оборота, можно сделать общий вывод об ухудшении экономической ситуации, вызванном последствиями финансового кризиса. Как видно из рис. 1 и

2, в 2010 г. показатели начинают расти, но не достигают докризисного уровня, а в 2011 г. все показатели начинают расти. Изменение численности малых предприятий по отраслям экономики, в которых они функционируют, за период с 2007 по

2011 годы представлено на рис. 3 а, б.

Динамика структуры численности малых предприятий показывает значительное сокращение оптовой и розничной торговли и перераспределение в другие виды экономической деятельности. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего, изменениями в системе учета предприятий и экспансией средних и крупных предприятий. В табл. 2 представлены данные относительно инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации [9].

Размер инвестиций, осуществленных малыми предприятиями в 1 полугодии 2011 года в общем

- 2007

- 2008

б)

- 2009 ■ - 2010

- 2011

Рис. 3. Структура численности малых предприятий в России за период с 2007 по 2011 годы (по состоянию на конец года): 1 - сельское хозяйство; 2 - добыча полезных ископаемых; 3 - обрабатывающие производства; 4 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5 - строительство; 6 - оптовая и розничная торговля; 7 - гостиницы и рестораны; 8 - транспорт и связь; 9 - финансовая деятельность; 10 - операции с недвижимостью; 11 - образование; 12 - здравоохранение и соц. услуги; 13 - прочие услуги

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации

в январе-июне 2011 г.

Федеральные округа Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2011 г.

млн руб. на душу населения, руб.* в % к январю-июню 2010 г.**

Всего 98 135,4 686,7 93,9

Центральный ФО 19 833,9 515,7 78,5

Северо-Западный ФО 4 990,0 367,1 71,2

Южный ФО 19 824,9 1 431,0 107,9

Северо-Кавказский ФО 1 922,4 202,2 112,6

Приволжский ФО 24 684,9 826,1 109,1

Уральский ФО 5 291,4 437,7 104,3

Сибирский ФО 18 875,6 980,6 85,6

Дальневосточный ФО 2 712,3 431,6 110,7

* Исходя из численности населения на 1 января 2011 г.

** С учетом региональных индексов потребительских цен.

по РФ составил 98 135,4 млн руб., это на 2,7 % превышает аналогичный показатель 2010 года, но, учитывая индекс потребительских цен, отмечается сокращение данного показателя на 6,1 % [9].

Позитивная динамика объема инвестиций, осуществляемых малыми предприятиями в основной капитал, с учетом индекса потребительских цен наблюдается в пяти федеральных округах: СевероКавказском ФО (рост показателя на 12,6 %), Дальневосточном ФО (10,7 %), Приволжском ФО (9,1 %), Южном ФО (7,9 %) и Уральском ФО (4,3 %). В остальных федеральных округах отмечена негативная динамика данного показателя. Наибольшее сокращение зарегистрировано в СевероЗападном ФО (28,8 %), в меньшей степени сокращение произошло в Центральном ФО (21,5 %) и Сибирском федеральном округе (14,4 %). В некоторых регионах в сектор малого предпринимательства инвестиции за рассматриваемый период не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы настолько, что Федеральной службой государственной статистики данные не включались в статистические сводки. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия [9].

Важное значение имеет распределение малых предприятий по видам экономической деятельности. Оно представлено на рис. 4. Как видно из данного рисунка, 30 % предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли. Следующие две большие группы - это производство и строительство. Также следует отметить активность малых предприятий в осуществлении операций с недвижимым имуществом. Остальные сферы экономической деятельности занимают менее 7 % в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности [7].

В России классификация малых предприятий незначительно отличается от западной. За основу в ней приняты два параметра: среднегодовая численность персонала и выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год.

В настоящее время классификация предприятий представлена в Федеральном Законе РФ от 24 июля 2007 года № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Согласно этому закону, малые предприятия подразделены на следующие категории:

- микропредприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 15 человек, при этом выручка предприятия не должна превышать 60 млн руб.;

- малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 100 человек и выручкой до 400 млн руб. [2].

Классификация средних и малых предприятий, представленная в настоящее время в российском законодательстве, является, по мнению авторов, не вполне точной, так как в ней не отражены современные принципы информационной логистики и требования современных информационных технологий.

Несовершенство классификации создает трудности при создании и внедрении современных систем информационной логистики. По причине некорректно построенной информационной модели предприятия повышаются затраты на ее формирование и, как следствие, сокращаются экономические эффекты от функционирования.

Исходя из сказанного, авторами исследования выполнена классификация малых предприятий, адаптированная к условиям системной организации информационной логистики. В дополнение к действующим введены новые классификационные признаки малых предприятий - тип логистическо-

го информационного пространства и уровень интеграции информационных процессов.

Содержанию первого из двух вновь введенных признаков отвечают следующие типы логистического информационного пространства:

- частично структурированное - при котором логистические информационные потоки обслуживаются с помощью традиционного бумажного документооборота;

- структурированное - при котором управление отдельными звеньями в системе информационной логистики малого предприятия осуществляется с помощью специализированных модулей информационной системы (например, модуль МБ8

- комплекс для управления производством и т. п.);

- формализованное - при котором для отдельных модулей информационной системы установлены механизмы взаимодействия, а также предусмотрены механизмы получения информации о функционировании каждого модуля и информационной системы в целом.

Второй классификационный признак - «уровень интеграции информационных процессов» -предполагает деление малых предприятий по количеству взаимосвязей отдельных модулей информационной системы.

Реализация предложенного приема позволяет принять дифференцированный подход к формированию системы информационной логистики и уже на начальном этапе ее внедрения оптимизировать расходы малого предприятия на осуществление соответствующих проектов.

Литература

1. Малое и среднее предпринимательство в России: Статистический сборник. - М., 2009.

2. Постановление правительства российской федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Роль малого предприятия в современной экономике - 2009 Интернет-издание новгородского малого и среднего предпринимательства http://mbusiness.nov.ru/index.php?option=com_conte nt&view=article&id=133&Itemid=39

4. Россия в цифрах. 2008: краткий статистический сборник / Росстат. - М.: 2008. - 510 с.

5. Россия в цифрах. 2009: краткий статистический сборник / Росстат. - М.: 2009. - 525 с.

6. Россия в цифрах. 2010: краткий статистический сборник / Росстат. - М.: 2010. - 558 с.

7. Россия в цифрах. 2012: краткий статистический сборник/Росстат-М.: 2012. - 573 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Статистическая служба европейского союза http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ ех-plained/index.php/Business_economy_-_enterprise_demography_and_size_class_analysis#Si ze_class_analysis

Прочие виды

деятельности Сельское хозяйство 7% 4%

Гостиницы и рестораны 4%

Обрабатываюи производств; 14%

Транспорт и связь 6%

Рис. 4. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2011 г. [7]

9. Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru.

10. Экономика и управление малой фирмой:

уч. пос. / под ред. И. Мишуровой - Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 672 с.

Поступила в редакцию 21 января 2013 г.

Кузменко Юлия Геннадьевна. Доцент кафедры экономики торговли, заместитель декана Торгово-экономического факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - формирование логистической системы торгового обслуживания, е-mail: julia.kyzmenko@gmail.com.

Julia Gennadevna Kuzmenko. Senior lecturer of Trade Economy Department, Vicedean of Trade and Economic Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: formation of logistical system of trading service, е-mail: julia.kyzmenko @gmail.com.

Хатеев Игорь Валерьевич. Старший преподаватель кафедры экономики торговли, Торгово-экономического факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - логистические информационные системы управления предприятием, е-mail: ivkhateev@gmail.com.

Igor Velerievich Khateev. Senior lecturer of Trade Economy Department, Trade and Economic Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: logistical information control systems of enterprise, е-mail: ivkhateev@gmail.com.

Левина Алена Борисовна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики торговли, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов: организация коммерческой деятельности, логистика розничной торговли. Контактный телефон: 8 (351) 267-93-03, e-mail: levina_a.b@mail.ru

Alena Ba. Levina is a candidate of economic sciences, associate professor of economics in trade department, South Ural State University (Chelyabinsk). The area of academic interests: organization of business, retail logistics. Contact telephone number: +7 (351) 267-93-03, e-mail: levina_a.b@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.