Научная статья на тему 'Роль и место информационных технологий при реализации инклюзивного образования'

Роль и место информационных технологий при реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / МЕДИАРЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зембатова Лариса Тамерлановна, Хаблиева Светлана Руслановна

В статье рассматривается вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий при реализации инклюзивного образования. Определяется роль и место информационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены наиболее важные направления использования информационных технологий в образовании детей с особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зембатова Лариса Тамерлановна, Хаблиева Светлана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место информационных технологий при реализации инклюзивного образования»

УДК-37.018.46

Зембатова Лариса Тамерлановна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

Хаблиева Светлана Руслановна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель СевероОсетинского республиканского института повышения квалификации работников образования (г. Владикавказ)

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.:

В статье рассматривается вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий при реализации инклюзивного образования. Определяется роль и место информационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены наиболее важные направления использования информационных технологий в образовании детей с особыми потребностями.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-сервисы, медиаресурсы.

Zembatova Larisa Tamerlanovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz)

Khablieva Svetlana Ruslanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, North-Ossetian Republican Institute for Advanced Training of Education Workers (Vladikavkaz)

THE ROLE AND PLACE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract:

The article considers the integration of information and communication technologies in the implementation of inclusive education. The role and place of information technologies in the education of children with disabilities are determined. The most important directions in using information technologies in the education of children with special needs are identified.

Keywords:

inclusive education, information and communication technologies, distance learning technologies, electronic educational resources, Internet services, media resources.

На современном этапе модернизации российского образования основной задачей является повышение качество образования и удовлетворение познавательных потребностей всех обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, а одной из наиболее актуальных проблем выделяется инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приверженцы введения инклюзивного образования считают, что совместное воспитание и образование детей способствует их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Таким образом, инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Оно развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении, и стремится разработать эффективные формы и методы преподавания и обучения для удовлетворения познавательных потребностей.

Инклюзивное образование реализуется на всех уровнях: дошкольном, общем, среднем профессиональном и высшем образовании и создает безбарьерную среду в обучении и профессиональной подготовке людей с ОВЗ. Для обеспечения эффективности и доступности образовательного процесса необходимо специализированное техническое оснащение образовательных организаций, включающее программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ, а также повышение квалификации руководителей, педагогических работников, специалистов дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования с целью формирования и развития компетенций в области организации образования детей с ОВЗ.

В настоящее время реализуются модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с ОВЗ включаются в общеобразовательный процесс поэтапно. В образовательных организациях создаются специальные условия для обучения, а также обеспечивается действие долгосрочной целевой программы «Доступная среда», предусматривающей создание полноценной,

безбарьерной среды, обеспечивающей их права на получение образования и социализацию.

Основным критерием безбарьерной среды является доступность зданий и сооружений: оборудование системой внешних и внутренних ориентиров, цветовых обозначений входных дверей для слабовидящих обучающихся, тактильных информационных табличек и указателей каждого класса, кабинета. Используются специальные наглядные средства обучения, методики преподавания отдельных предметов, а также специальные учебники и учебные приспособления для письма, рисования и многое другое. Технические средства доступа к информации представлены специальными тифлотехни-ческими средствами обучения.

Но основные барьеры - информационные и коммуникационные. Для их преодоления необходимо специализированное аппаратно-программное обеспечение, минимизирующее ограничения по здоровью и обеспечивающее детям с ОВЗ доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с другими детьми. Средства и технологии должны быть одновременно универсальными и индивидуальными, так как каждый обучающийся обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Реализовать это возможно только используя информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). Применение информационных технологий в образовании свидетельствует о положительном воздействии на формирование психических функций детей с ОВЗ и на становление его личности в целом [5, с. 7].

Потенциал современных средств ИКТ, интерактивных и дистанционных технологий обучения позволяют обучающимся с ОВЗ принимать активное участие в учебном процессе, а педагогам самостоятельно создавать и использовать авторский, адаптированный под индивидуальные особенности, контент.

ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды; в сочетании с коммуникационными технологиями и Интернетом они создали феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения [2, с. 19].

Современные средства ИКТ, используемые при реализации инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей ОВЗ. Применение специализированных электронных образовательных ресурсов при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций [1, с. 20-22].

Как и все другие члены общества, обучающиеся с ОВЗ должны приобрести знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для социализации в обществе, в котором они живут. Однако они сталкиваются с дополнительными трудностями, вызванными функциональными ограничениями и особыми образовательными потребностями, которые по-разному влияют на их способность получать обучаться. Очевидно, что все функциональные ограничения не позволяют ученикам овладеть достаточным уровнем знаний. Возможности для таких учеников часто недооцениваются учителями.

Создание в образовательных организациях подходящей технологической инфраструктуры, наличие современных средств ИКТ, необходимых для реализации инклюзивного образования, автоматически не влечет за собой рост профессионального мастерства учителей. Чтобы реализовать наиболее полное внедрение ИКТ в инклюзивное образование, учителя должны быть готовы создавать и применять на практике инновационные методы обучения, а также изменять и адаптировать существующие в соответствии с новыми выявляющимися возможностями интеграции в инклюзивное образование наиболее современные технологии [3, с. 118-121].

Для выбора оптимального программного и аппаратного обеспечения, необходимого для полного удовлетворения индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ, необходимо учитывать особенности их психофизического развития. С дошкольного возраста компьютер сможет выступать для обучаемых с ОВЗ как репетитор, средство активизации и удержания внимания, ассистент и консультант в ходе реализации познавательного процесса, помощник в соблюдении стандартов и восполнении пробелов в знаниях, как наглядно-действенная опора в развитии психических процессов [6, с. 234-236].

С целью эффективного использования современных средств ИКТ, ЭОР при организации обучения детей с ОВЗ в рамках реализации инклюзивного образования, необходимо повышение информированности общества о значимости ИКТ, расширение доступа к инфраструктуре ИКТ, формирование у учителей, родителей и обучающихся базовой ИКТ-компетентности в сфере использования ИКТ и разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, взаимообмен опытом применения ИКТ. Для каждой категории обучающихся с ОВЗ должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение.

Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам применения информационных технологий при организации обучения детей с ОВЗ, мы выделили наиболее важные направления их использования:

1. Использование ИКТ с целью решения вспомогательных задач. Информационные технологии компенсируют обучающимся с ОВЗ их ограничения, например, помогают писать при двигательных нарушениях, а для людей с нарушениями зрения в возможности чтения различными способами (аудиотексты и т. д.).

2. Использование ИКТ для решения образовательных задач. Применение информационных технологий позволяет улучшить взаимоотношения педагог-обучающийся, так как, с одной стороны, компьютер никогда не «наказывает», не «ругает», а «терпит», что хорошо сказывается на психологическом состоянии, а с другой - определяет новейшие инновационные современные формы обучения, связанные с ИКТ, например, дистанционное обучение, интерактивные технологии и многое другое.

3. Использование ИКТ для решения коммуникативных задач. Современные технологии позволяют обучающимся с ОВЗ преодолеть коммуникативные барьеры. У людей с опорно-двигательными нарушениями трудности в передвижении, и информационные технологии нередко считаются единственным решением такого рода коммуникативной проблемы.

Для реализации этих направление необходимо обязательное повышение квалификации всех работников системы образования по вопросам организации и реализации инклюзивного образования.

При формировании профессиональных компетенций педагогов в рамках организации инклюзивного образования детей с ОВЗ средствами ИКТ необходимо:

- овладеть навыками использования интернет-сервисов для организации инклюзивного образования;

- познакомиться с основными методами и формами использования средства ИКТ работы учителя в классе с инклюзивной практикой;

- цифровые инструменты и сервисы Интернет для организации инклюзивного образования в деятельности учителя-предметника;

- организовывать взаимодействие различных участников образовательного процесса в инклюзивной практике средствами ИКТ;

- свободно использовать и отбирать интернет-сервисы для организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;

- расширенные профессиональные компетентности педагога на основе ИКТ, для организации инклюзивного образования;

- разработанные ЭОР, которые педагог сможет применять в своей профессиональной деятельности;

- представление о различных медиаресурсах и умение ими воспользоваться при организации инклюзивного образования.

Таким образом, информационно-коммуникационные средства обучения являются инструментом социальной интеграции людей с ОВЗ, поскольку облегчают им свободный доступ к знаниям и информации.

Реализация инклюзивного образования, несомненно, способствует формированию толерантного поведения обучающихся, развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

В такой образовательной системе использование современных средств ИКТ выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, эффективно обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ. Реабилитационная и образовательная деятельность проводятся с учетом действующих в образовательной среде ограничений

по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей [4, с. 691-696].

Конечно, применение ИКТ не решает всех проблем в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотина В. В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / В. В. Болотина // Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. - Новокуйбышевск, 2009. - 112 с. - С. 20-22.

2. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / под ред. Д. Бадарча. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

3. Бухтиярова И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества / И. Н. Бухтиярова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-1. - С. 118-121.

4. Курин А. Ю. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как социально-педагогическая проблема / А. Ю. Курин // Социальная педагогика: вызовы XXI века : сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы (22-23 сентября 2011 г.) / отв. ред. Е. А. Юрина. - Тамбов, 2011. -С. 691-696.

5. Мир информационных технологий в реабилитации детей с особыми возможностями здоровья : сборник материалов. - Ставрополь : Бюро новостей, 2016. -104 с. - С. 7.

6. Щенникова С. В. Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса / С. В. Щенникова, Н. Ю. Киселева, Л. С. Тугарова // Молодой ученый. -2014. - № 21.1. - С. 234-236.

REFERENCES

1. Bolonina V.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v rabote s det'mi, im-ejushhimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ja [The Use of Information Technology in Working with Children with Disabilities]. Novokuibyshevsk, 2009. Pp. 20-22.

2. Dendev B. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: mono-grafiya [Information and Communication Technology in Education: monograph]. Moscow, UNESCO IITE, 2013. 320 p.

3. Bukhtiyarova I.N. Information technologies as a factor in the development of a modern inclusive society. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki = Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2015, no. 6, pp. 118-121. (In Russian).

4. Kurin A.Yu. Social adaptation of adolescents with disabilities by means of information technologies as a socio-pedagogical problem. Social'naja pedagogika: vyzovy XXI veka: sbornik materialov Mezhdunarodnogo kongressa specialistov social'noj sfery = Social Pedagogy: Challenges of the 21st Century: a collection of materials from the International Congress of Social Professionals, Tambov, 2011, pp. 691-696. (In Russian).

5. Mir informacionnyh tehnologij v reabilitacii detej s osobymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Sbornik materialov [The World of Information Technology in the Rehabilitation of Children with Special Health Opportunities. Collection of Materials]. Stavropol, Bureau of News, 2016. 104 p.

6. Schennikova S.V., Kiseleva N.Yu., Tugarova L.S. The role of information technologies in the socialization of children with special educational needs in Arzamas RCCAD. Molodoj uchenyj = Young scientist, 2014, no. 21.1, pp. 234-236.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Зембатова Л. Т. Роль и место информационных технологий при реализации инклюзивного образования / Л. Т. Зембатова, С. Р. Хаблиева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 14-21.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Zembatova L. T., Khablieva S. R. The Role and Place of Information Technologies in the Implementation of Inclusive Education / L. T. Zembatova, S. R. Khablieva // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 3, pp. 14-21. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.