Хусейнова Д. К.
РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ В РФ В СНИЖЕНИИ СИСТЕМНЫХ РИСКОВ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ
16.2. РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ В РФ В СНИЖЕНИИ СИСТЕМНЫХ РИСКОВ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ
Хусейнова Дилбар Каримджановна, канд. эконом. наук.
Место работы: Финансово-экономический институт Таджикистана
Аннотация: Принято считать, что государственное участие в банковской системе сказывается на ее стабильности и надежности. Кроме того, создание банков с государственным участием, как правило, объясняется тем, что существуют сектора экономики, финансирование которых потенциально либо невыгодно, либо слишком рискованно для частных финансовых институтов. Можно с уверенностью отметить тенденцию о том, что государственные банки, в сущности, являются системообразующими, так как они представляют собой краеугольные камни формирующейся российской банковской системы
Ключевые слова: государственные банки, финансовые институты, участие в капитале, конкуренция, системные риски
THE ROLE AND PLACE OF STATE BANKS IN THE RUSSIAN FEDERATION TO REDUCE SYSTEMIC RISKS OF THE FINANCIAL SPHERE
Khuseynova Dilbar K., PhD economic
Work place: Finance and Economic Institute of Tajikistan
dilbar. k@mail. ru
Annotation: It is considered that government involvement in the banking system affects its stability and reliability. In addition, the creation of state-owned banks, as a rule, due to the fact that there are sectors of the economy, funded or potentially unprofitable or too risky for private financial institutions. It's safe to note the trend that state banks, in essence, is a system, since they are the cornerstones of the emerging Russian banking system
Keywords: State banks, financial institutions, participation in the capital; competition, systemic risks
Принято считать, что государственное участие в банковской системе сказывается на ее стабильности и надежности. Кроме того, создание банков с государственным участием, как правило, объясняется тем, что существуют сектора экономики, финансирование которых потенциально либо невыгодно, либо слишком рискованно для частных финансовых институтов.
В российской банковской системе можно выделить три наиболее крупных кредитных организации, аккумулирующих более 30% активов сектора: Банк ВТБ, Россельхозбанк и Сбербанк. Исторически вхождение данных кредитных организаций в тройку крупнейших в России было обусловлено необходимостью инфраструктурного развития экономики в начале 90-х годов, где преимущество со стороны государства отдавалось только наиболее надежным банкам, имеющим опыт и деловую репутацию на рынке.
Банк ВТБ - является крупнейшим государственным банком России, реализующий масштабные инвестиционные проекты государства. Одновременно с этим, в
основы концепции развития банка, заложена модель создания клиентоориентированного бизнеса, реализующая запросы со стороны малого предпринимательства и населения. Именно розничное кредитование стало в последние годы одним из ключевых векторов развития банка, в первую очередь, за счет работы дочерних банков, входящих в структуру Банка ВТБ1. В 2013 году по темпам роста активов ВТБ 24 опередил рынок в 2,4 раза, по кредитному портфелю - в 1,7 раза, по темпам роста средств населения - в 1,9 раза.
По итогам 2013 года объем срочных депозитов физических лиц в банке превысил 1 трлн. руб., рост составил 35%, или 288 млрд. руб. Такой рост стал возможен за счет упрощения депозитной линейки продуктов, которая стала более прозрачной и понятной для клиента. Общий портфель жилищных ссуд группы ВТБ в 2013 году вырос на 32% - с 366 млрд. до 483 млрд. рублей, одновременно с чем, была усовершенствована и продуктовая линейка кредитов для населения.
Не менее заметен вклад в развитие экономики и социального блока со стороны Россельхозбанка, занимающего по размерам активов 4 место среди отечественных банков. Банк является 100% государственным кредитным институтом, ориентированным на поддержку и развитие сельскохозяйственного сектора страны. Вместе с тем, также как и Банк ВТБ, в последние годы активно развивает сегмент розничного кредитования населения и малого бизнеса. В Стратегии развития Россельхозбанка до 2020 года2 заложена достаточно амбициозная цифра по розничному портфелю. По итогам 2013 года размер активов увеличился на 25%, в первую очередь, за счет розничного кредитования. В планах банка заложено дальнейшее развитие данного сегмента за счет прироста клиентской базы в малых городах, селах и поселках городского типа в сельскохозяйственных регионах России. В 2013 году на 33% по сравнению с предыдущим годом выросли депозиты, что обеспечило увеличение объема пассивной базы и расширение филиальной сети на территории нашей страны.
В целом по результатам 2013 года кредитный портфель банка вырос на 15 % и составил 1 трлн. 274 млрд. рублей. Банк реализует текущую деятельность в соответствии со стратегией, которая напрямую связана с государственной программой развития сельского хозяйства. Крайне важным и востребованным для заемщиков продуктов остается финансирование сезон-но - полевых работ.
Однако, наибольшую долю в совокупных банковских активах сегодня составляет доля Сбербанка3, который в сущности, является флагманом в отечественной банковской системе. В целом чистый процентный доход Сбербанка за 2013 год увеличился на 17,1%, до 721 млрд. рублей. Чистый комиссионный доход вырос на 16,7%, до 227 млрд. рублей, что составило 23% всех операционных доходов банка. По сравнению с предыдущим годом рост чистого комиссионного дохода ускорился, в 2012 году он составлял 12,7%. Основной прирост обеспечили комиссии, не связанные с кредитованием. Они составили 210,2 млрд. рублей, из которых 94,3 млрд. рублей приходится на операции с
1 http://www.vtb.ru/ [Официальный сайт ОАО Банк ВТБ]
2 http://www.rshb.ru/ [Официальный сайт ОАО Россельхозбанк]
3 http://www.sberbank.ru/ [Официальный сайт ОАО Сбербанк]
Бизнес в законе
2'2015
банковскими картами и операции эквайринга. Объем некредитных комиссий за год вырос на 20,4%. Операционные доходы за период 2013 года до совокупных резервов увеличились на 17% и составили 991,4 млрд рублей, операционные расходы возросли на 9,7%. Однако темп их роста замедлился вдвое благодаря программе по оптимизации расходов, отмечается в сообщении банка. Отношение операционных расходов к доходам улучшилось с 44,5% до 41,7%. В итоге чистая прибыль Сбербанка по итогам 2013 года составила 392,6 млрд. рублей против 346,2 млрд. рублей в 2012 году, увеличившись на 13,4%. Несмотря на то, что приоритетным направлением развития банка остается розничное кредитования и расчетно-кассовое обслуживание населения, банк активно развивает корпоративный блок. В совокупном объеме кредитного портфеля доля корпоративного бизнеса составляет более 40%.
Таким образом, можно с уверенностью отметить тенденцию о том, что государственные банки в сущности, являются системообразующими, так как они представляют собой краеугольные камни формирующейся российской банковской системы. Это, как правило, наиболее надежные банки, отношение к которым со стороны государства и общества можно выразить формулой «слишком большой, чтобы лопнуть»4.
Бесспорность позиции о том, что будущее принадлежит наиболее крупным банковским структурам, у которых больше шансов на выживание и шире перспективы для утверждения на российском и мировом финансовых рынках, пока никем не подвергается сомнению. Дело в том, что филиальная сеть - основа розничного бизнеса банка, успешное управление которой позволяет получать стабильную прибыль. Некачественное и несвоевременное управление филиальной сетью может привести к разрыву между стратегическими целями банка и деятельностью филиалов, неэффективному использованию капитала, падению лояльности клиентов. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности клиента, снижению объемов привлеченных средств и активных операций и уменьшению прибыли.
Кроме того, важно понимать, что у государственных банков, в отличие от коммерческих банков более дешевое фондирование, широкие филиальные сети, партнерство с застройщиками, которых эти банки кредитуют, также существенное влияние оказывает перераспределение в пользу государственных банков зарплатных проектов, ведь ипотечные клиенты в первую очередь ориентированы на «зарплатный» банк, предоставляющий кредит под более низкие ставки.
Однако именно монополизированность отечественной банковской системы со стороны государственных кредитных институтов сегодня все чаще заставляет экспертов и специалистов задумываться о необходимости снижения доли участия государства в капитале.
В ближайшей перспективе развитие российского банковского сектора зависит от того в какой степени реализуется ряд серьезных рисков, вызванных как состоянием российской экономики, так и геополитической ситуацией вокруг России. Низкий уровень инвестиционной и потребительской уверенности негативно сказывается на внутреннем спросе. В такой ситуации
непосредственным следствием для банков станет сжатие спроса на кредиты (рис.1).
ВВП (правая икала) Активы банков Кредиты предприятиям -Кредиты населению
18%
12% 6% 0% -6% -12% -18%
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
4 Хандруев А.А. Базель III отобьет охоту к риску // Прямые инвестиции. № 11 (127). 2012.
Рис. 1 Активы российских банков (темп прироста к соответствующему периоду предыдущего года (в %)
В конечном счете, это может привести к нарушению долгосрочного баланса между риском и доходностью в банковском бизнесе. В такой ситуации можно ожидать, что собственники банков будут склонны к реализации рискованных рыночных стратегий и слиянию банков с небанковским бизнесом.
Нестабильная политическая ситуация в экономике и ее общая стагнация на фоне замедления темпов роста создаст системные риски для банковского сектора, особенно для государственных банков, аккумулирующих высокую долю пассивов и необеспеченных кредитов населения. Не менее заметной тенденцией является ухудшение качества обслуживания кредитов выданных корпоративному сектору в связи с общеэкономической ситуацией стране. С одной стороны, ухудшение платежеспособности заемщиков и создает угрозу накопления плохих долгов на балансе государственных банков, с другой стороны, замедление экономической динамики и сокращения сбережений населения ограничивает рост их пассивной базы. Ухудшение качества банковских активов наблюдается как в корпоративном, так и в розничном сегменте.
Вместе с тем публикуемая финансовая отчетность государственных банков не отражает реальное качество активов и риски банков. На балансах государственных банков накоплен значительный объем некачественных активов, в том числе просроченных, обесцененных, низколиквидных, не имеющих прозрачной рыночной оценки.
С нашей точки зрения, именно скрытые долги, «замаскированные» сделками по пролонгации кредитов и создают основную угрозу для отечественной банковской системы со стороны государственных банков. Необходимо провести тщательную ревизию «плохих долгов» с целью очищения балансов государственных банков и создания реальной картины их деятельности на рынке.
Макропруденциальные риски обусловлены активной политикой Банка России по санации и «очищению» банковского сектора. В период с июля 2013 года по март 2014 года Банк России отозвал лицензии у 44 банков. При этом впервые лицензии были отобраны у нескольких банков, входящих в первую сотню и оказывающих процессинговые услуги ряду других банков. В частности Мастер-банк занимал 68-е место по величине активов, Инвестбанк - 80-е.
Подобные действия регулятора сформировали «нервозность» на рынке и привели к масштабному перетоку средств из средних и мелких банков в крупные банки, прежде всего, государственные, что усугубляет ситуацию в банковском секторе и провоцирует возникновение системных рисков.
Хусейнова Д. К.
РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ В РФ В СНИЖЕНИИ СИСТЕМНЫХ РИСКОВ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ
Основная опасность системных рисков состоит в возможной дестабилизации всей финансовой системы, подрыве деятельности крупнейших финансовых институтов и как следствие, остановке развития экономики в целом. Спорность формулировок и составляющих системного риска, с нашей точки зрения, не может являться препятствием для государства в вопросах сохранения финансовой стабильности. «Заражение» происходит на уровне финансового или нефинансового сектора и впоследствии, преобразуется в глобальный экономический кризис.
Почему же именно государственные банки так уязвимы с точки зрения системного риска? Государственные банки обладают рядом характеристик, присущих именно этому виду финансовых институтов:
- Они обладают высокой долей заемных средств, с коэффициентом собственного капитала к общим активов в диапазоне от 5 до 10 процентов;
- В структуре пассивов преобладают средства населения, включая социально незащищенные слои граждан, пенсионеров и пр., что создает увеличенный оттока средств вкладчиков при неблагоприятной экономической ситуации в стране;
- Масштабы и сложность их деятельности создают дополнительные операционные риски для управления на основе вертикально-интегрированной модели бизнеса;
- Банки с государственным участием оказывают значительное воздействие на финансовый рынок и на деятельность друг друга через межбанковские, междилерские сделки, производные финансовые инструменты, платежные и расчетные механизмы.
- Подвержены более сильному влиянию кредитного риска в виду цикличности и взаимовлияния финансового и нефинансового секторов, масштабный кризис в любом секторе экономике оказывает сильное влияние на деятельность государственных банков;
- Государственные банки достаточно сильно подвержены политическим и страновым рискам, что оказывает существенное влияние на размер их рейтинга и стоимость капитализации.
В связи с чем, нам представляется вполне объективным вывод о необходимости разукрупнения отечественной банковской системы и движения ее по пути вывода государственного капитала из крупнейших кредитных организаций России.
Государственная собственность в банках должна постепенно уменьшаться, что требует повышения конкуренции в банковском секторе, с учетом необходимости увеличения его эффективности и прозрачности. В частности, необходимо в рамках государственной стратегии развития банковского на период до 2020 года предпринять следующие основные меры:
- Постепенно уменьшать долю государства в капитале крупнейших кредитных организаций, имеющих доминирующее положение на рынке. Необходимо отказаться от совмещения в Банке России функций органа надзора, органа регулирования и основного акционера крупнейшего банка России (Сбербанка), что создает косвенные издержки с точки зрения эффективности системы и развития финансового сектора в целом. Дальнейшая продажа акций Сбербанка должна быть в полной мере согласована с принятой правительством Стратегией развития банковского сектора на период до 2015 года.
- Укреплять корпоративное управление. Повышение качества корпоративного управления в государственных финансовых организациях может способствовать снижению убытков от реализации масштабных госу-
дарственных проектов, не приносящих прибыль государству.
- Содействовать консолидации банков. Это уменьшит нагрузку на персонал органов надзора и будет способствовать диверсификации и укреплению балансов банков. Более крупные банки будут в состоянии добиваться большей географической и отраслевой диверсификации. В этой связи будут целесообразны меры по повышению минимальных норм капитала и введению более жестких лимитов на связанное кредитование и крупные открытые позиции.
- Добиваться усиления конкуренции между банками. Более высокий уровень конкуренции в банковском секторе будет способствовать росту эффективности банковского сектора, снижению ставок по кредитам и повышению эффективности в распределении инвестиций и их финансирования. Конкуренции может способствовать уменьшение фрагментации банковского сектора за счет консолидации и уменьшения государственного участия в банках; повышение прозрачности процессов ценообразования и усиление защиты потребителей, а также дальнейшее повышение роли агентств кредитного рейтинга и реестров залогового обеспечения для уменьшения асимметрии информации.
- Повысить прозрачность финансовой системы в целом. Укрепление и дальнейшее развитие мер по борьбе с выводом капитала за рубеж и отмыванием денег должно происходить одновременно с повышением эффективности профессиональной подготовки менеджмента высшего звена и должно способствовать предотвращению того, чтобы «карманные банки» выполняли функции теневых казначейских управлений для связанных с ними предприятий и служили механизмом вывоза капитала, в том числе с помощью манипуляции трансфертными ценами.
- Снизить возможность возникновения системных рисков в банковском секторе путем снижения доли государства в банковском капитале, а также введения обязательных планов по надлежащему разрешению кризисных ситуаций в крупнейших банках с государственным участием. Повышение финансовой дисциплины в банковском секторе будет способствовать не только снижению системных рисков, но и повышению международных рейтингов отечественных финансовых институтов, обеспечению добросовестной конкуренции между государственными и коммерческими банками, включая сегмент малых и средних банков.
Список литературы:
1. http://www.vtb.ru/ [Официальный сайт ОАО Банк ВТБ]
2. http://www.rshb.ru/ [Официальный сайт ОАО Россель-хозбанк]
3. http://www.sberbank.ru/ [Официальный сайт ОАО Сбербанк]
4. Хандруев А.А. Базель III отобьет охоту к риску // Прямые инвестиции. № 11 (127). 2012.
5. Хусейнова Д.К. Особенности финансового предпринимательства// Экономико-юридический журнал "Бизнес в законе", М. 2012, № 3, С. 232-234.
6. Хусейнова Д. К. Банковский сектор Республики Таджикистан в условиях финансового кризиса//Экономико-юридический журнал "Бизнес в законе", М. 2012, № 2, С. 278-279.
7. Хусейнова Д.К., Хусаинов М.К. Теоретические основы исламского банкинга // Экономико-юридический журнал "Бизнес в законе", М. 2012, № 3, С. 265-269.