Научная статья на тему 'Конкурентная среда в российской банковской системе'

Конкурентная среда в российской банковской системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1841
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ / ГРУППЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОНЦЕНТРАЦИЯ АКТИВОВ И КАПИТАЛА / ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА / РЫНОК ВКЛАДОВ / COMPETITION IN THE BANKING SECTOR / GROUPS OF CREDIT ORGANIZATIONS / CONCENTRATION OF ASSETS AND CAPITAL / HERFINDAHL-HIRSCHMAN INDEX / THE MARKET OF DEPOSITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Идаят Алмамедович

Статья посвящена анализу конкурентной среды в российском банковском секторе. Рассматривается деятельность отдельных групп кредитных организаций и их удельный вес в ключевых сегментах рынка банковских услуг. Существенное влияние на состояние конкурентной среды оказывает государство, которое в явной или неявной форме поддерживает узкий круг банков. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о нарастании монополистических тенденций в банковском секторе и укреплении позиций крупнейших банков с государственным участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Идаят Алмамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Competitive Environment in the Russian Bankin° System

The paper is devoted to the analysis of the competitive environment in the Russian banking sector. The activity of separate groups of credit organizations and their share on key segments of the banking market. A significant influence on the condition of the competitive environment is made by the state, which in a clear or implicit form supports a narrow range of banks. As a result of the study, conclusions have been drawn about the growth of monopolistic tendencies in the banking sector and the strengthening positions of the largest state controlled banks.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда в российской банковской системе»

ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, БАНКИ

И.А. Алиев

УДК: 336.71

Конкурентная среда в российской банковской системе

Статья посвящена анализу конкурентной среды в российском банковском секторе. Рассматривается деятельность отдельных групп кредитных организаций и их удельный вес в ключевых сегментах рынка банковских услуг. Существенное влияние на состояние конкурентной среды оказывает государство, которое в явной или неявной форме поддерживает узкий круг банков. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о нарастании монополистических тенденций в банковском секторе и укреплении позиций крупнейших банков с государственным участием.

Ключевые слова: конкуренция в банковском секторе, группы кредитных организаций, концентрация активов и капитала, индекс Херфиндаля—Хиршмана, рынок вкладов

Под банковской конкуренцией понимается «экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли» [1, с. 53]. Конкурентная борьба — это процесс, который наблюдается при любой стадии экономического цикла, независимо от того, отмечается ли спад или подъем экономической активности. Изменяется лишь степень интенсивности конкурентной борьбы и способы ее ведения.

Российский банковский сектор состоит из большого числа банков. На начало 2017 года в Российской Федерации было зафиксировано 623 кредитных организации. Необходимо отметить, что свойственный для банковской отрасли высокий уровень олигополизации и монополизации связан главным образом с доминированием на рынке банковских услуг «национальных чемпионов» (Сбербанк России, Группа ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) с удельным весом в совокупных активах более 55%. На рисунке 1 представлена динамика числа действующих кредитных организаций в 2010—2017 годах.

Наблюдается тенденция к снижению количества кредитных организаций. Так, за последние семь лет их число сократилось на 435 единиц в абсолютном выражении, или более чем на 40%.

© И.А. Алиев, 2017

1100 1000 900 800 700 600

500

1012

978

956

923

834

733

623

.о*

.о*

.о*

/ / сч* сС>

Рисунок 1. Динамика действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации Источник: составлено автором по данным Банка России

Это объясняется макроэкономической политикой Банка России, которая направлена на оздоровление банковского сектора путем отзыва лицензий у финансово неустойчивых кредитных организаций, проводящих рискованную кредитную политику и сомнительные операции. В результате следует быть готовыми к негативным последствиям:

— снижению доверия вкладчиков и кредиторов к небольшим и средним банкам в отрасли, вследствие чего физические и юридические лица в основном будут перекладывать свои средства в крупные банки, преимущественно в банки с государственным участием;

— повышению концентрации в отрасли, что, как правило, приводит к снижению конкуренции на ключевых рынках банковских услуг. Так как лицензии отзываются у частных банков, то появляется риск усиления диспропорций в пользу госбанков. Они могут начать предоставлять услуги вкладчикам и заемщикам с позиций монополистов по более высоким ценам [7, с. 5].

Анализируя в целом российский банковский сектор, отметим высокую степень концентрации активов. Так, пять крупнейших банков контролируют около 56% совокупных активов банковского сектора, 20 банков — 79,3%, 200 банков — 98,4%. Большая часть этих активов приходится на банки с государственным участием, которые за последние семь лет увеличили свой удельный вес в совокупных активах с 43,9 до 59%, в совокупном капитале — с 48,9 до 64,2%. Банком России отмечается, что к этой группе относятся банки, «в уставном капитале которых свыше 50% принадлежит государству (в том числе Банку России, Внешэкономбанку и Агентству по страхованию вкладов), а также банки, которые являются участниками групп, сформированных данными банками» [4, а 95]. Доля всех остальных групп кредитных организаций в совокупном капитале и активах за этот

промежуток времени снизилась. Ниже в таблице 1 показаны отдельные группы кредитных организаций с долей в капитале и активах на начало 2010—2017 годов.

Таблица 1

Показатели отдельных групп кредитных организаций_

Группа кредитных организаций Количество кредитных организаций Доля в совокупных активах банковского сек-тора,% Доля в совокупном капитале банковского сектора,%

1 января 2010 г. 1 января 2017 г 1 января 2010 г. 1 января 2017 г 1 января 2010 г 1 января 2017 г.

Банки, контролируемые государством 22 24 43,9 59 48,9 64,2

Банки с участием иностранного капитала 106 74 18,3 8 16,9 11

Крупные частные банки 136 134 32,1 31,2 27,4 21,1

Средние и малые банки Московского региона 334 138 2,6 1 3,4 1

Региональные средние и малые банки 409 205 2,8 1,1 3,1 1,6

Небанковские кредитные организации 51 48 0,4 0 0,2 0

Всего 1058 623 100 100 100 100

Источник: [4, С. 95; 5, С. 125].

Высокие макроэкономические риски, значительное увеличение роли банков с государственным участием, изменение внешнеполитической ситуации страны — все это привело к сокращению числа иностранных банков, сжатию их филиальной сети и оттоку иностранного капитала из российской банковской системы. Так, за последние семь лет доля банков с иностранным капиталом в совокупных активах российского банковского сектора упала с 18,3 до 8%, в совокупном капитале — с 16,9 до 11%. Мировой финансовый кризис внес изменения в стратегию развития бизнеса иностранных банков: активизировались слияния и поглощения кредитных организаций, прекратили деятельность на российском рынке банковских услуг некоторые иностранные банки (Rabobank Group, Santander, Barclays Group). Од-

как Unicredit, Raiffeisenbank, Citibank, Rosbank, успешно развивают свой бизнес и способны составить конкуренцию государственным банкам в ключевых сегментах рынка банковских услуг.

Крупные частные банки также занимают особое место в российской банковской системе. За последние семь лет удельный вес таких банков в совокупных активах сократился с 32,1 до 31,2%, в совокупном капитале — с 27,4 до 21,1%. Данная группа банков, с одной стороны, «способствует развитию рыночных отношений и повышению доступности финансовых услуг, а с другой стороны, отвечает национальным интересам экономики» [6]. Рентабельность активов крупных частных банков по итогам 2016 года была отрицательной и составила —0,1%, также как и рентабельность капитала: —1,2% [5, С. 36].

Не менее важными являются категории средних и малых банков Московского региона, а также региональных средних и малых банков, которые, несмотря на небольшие размеры и малую долю в активах банковского сектора, нашли свою определенную нишу на российском рынке банковских услуг. Повышение требований к минимальному размеру капитала способствует уходу с рынка указанных групп кредитных организаций. Так, начиная с 2010 года более 200 региональных банков, или 50% от их общего числа, покинули рынок банковских услуг по тем или иным причинам. Однако, невзирая на давление со стороны крупных банков, их услуги все еще востребованы как населением, так и бизнесом. Региональные банки лучше знают местный спрос на банковские услуги, могут предложить более интересные условия клиентам, способны учитывать специфику региона. А большинство филиалов крупных кредитных организаций следуют единой кредитно-финансовой политике во всех регионах. К тому же, по итогам 2016 года рентабельность активов региональных средних и малых банков была выше, чем у крупных частных банков, и составила 0,3%, как и рентабельность капитала — 1,9%. Небольшие региональные банки не рассчитывают на поддержку государства, поэтому их кредитная политика не столь рискованна, они менее склонны к спекуляциям ценными бумагами и иностранной валютой.

Итак, движущей силой в российской банковской системе являются банки, контролируемые государством. Значительное влияние на состояние конкурентной среды оказали меры государственной поддержки, которые только способствовали доминированию и укреплению позиций «национальных чемпионов». В 2009 году Правительство Российской Федерации выделило 904 млрд рублей на рекапитализацию банков после мирового финансового кризиса. Из общего объема средств 725 млрд рублей, или более 80% получили Сбербанк России (500 млрд рублей), ВТБ (200 млрд рублей) и Россельхозбанк (25 млрд рублей), которые благодаря этому сумели увеличить свои доли на основных сегментах рынка банковских услуг. Фактически же на рекапитализацию банковского сектора и санацию проблемных банков было направлено более 4% ВВП. В 2015 году Агентством по страхованию вкладов была проведена следующая рекапитализация банковского сектора, который выбрал около 30 банков для предоставления государственной поддержки в размере 830 млрд рублей через облигации федерального займа (ОФЗ). Одно из важнейших условий участия в программе — объем капитала банка (не менее 25 млрд рублей). Взамен банки должны увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, объем кредитования малого и среднего бизнеса, наращивать

кредиты приоритетным отраслям экономики на 1% в месяц. Сумма в 502 млрд рублей, или около 60% от общего объема выделенных средств была поделена между тремя крупнейшими банками с госучастием: Группа ВТБ (307 млрд рублей), Газпромбанк (126 млрд рублей) и Россельхозбанк (69 млрд рублей). Безусловно, государственное вмешательство искажает конкурентную борьбу между банками и развивает проявления недобросовестной конкуренции, так как только узкому кругу кредитных организаций были доступны преференции.

Массированная финансовая поддержка государства, существенные вливания в капиталы «национальных чемпионов», слияния и поглощения, проводимые крупнейшими банками (в особенности Группа ВТБ) сделали конкурентную среду в российском банковском секторе значительно более концентрированной, чем это принято считать. Получается, что в России наблюдается курс на усиление концентрации активов и укрепление позиций «национальных чемпионов». Правительства большинства крупных стран, наоборот, предпочитают курс на деконцентрацию, понимая, какими могут быть системные риски. Так, в Германии за последние четыре года удельный вес пяти крупнейших банков сократился с 33 до 31,4%, в Австрии — с 36,5 до 34,5%, в Великобритании — с 42,8 до 35,5%, во Франции — с 47,6 до 46%, в Швеции — с 58 до 56%, в Ирландии — с 47,8 до 44,3% [11]. В США за последние пять лет доля пяти крупнейших банков также упала с 51 до 48,3% [10]. После мирового финансового кризиса 2007-2009 годов, когда пришлось спасать гигантские финансовые институты, американскими властями были разработаны положения, содействующие уменьшению масштабов деятельности системно значимых финансовых компаний. В частности, был усилен контроль над консолидационными процедурами, установлен специальный режим одобрения сделок слияния и поглощения, предполагающий оценку возможных последствий для конкурентной среды [8, с. 62].

Как уже было отмечено выше, для российского банковского сектора характерна высокая степень государственного участия. Банки, контролируемые государством, являются лидерами практически во всех сегментах рынка финансовых услуг и год за годом наращивают свой удельный вес в совокупных активах и капитале. Такие банки несут большие системные риски для всего банковского сектора и усиливают проблему «слишком большой, чтобы лопнуть». В основном в развивающихся странах Центральной и Восточной Европы доминирующее положение занимают частные банки, находящиеся преимущественно в иностранной собственности. Так, в Польше доля банков с госуучастием в совокупных активах составляет 32%, в Венгрии — 6,5%, в Чехии — 2,4%, в Словакии — 0,8%, в Словении — 48%, в Хорватии — 5,7%, в Румынии — 8,2%, в Болгарии — 3,5%, в Сербии — 18,1%, на Украине — 51%. В среднем удельный вес банков, контролируемых государством, в совокупных активах в данном регионе составляет 15-20%. Таким образом, Россия относится к немногочисленной группе стран с ярко выраженной государственной собственностью в банковской системе. На рисунке 2 отображен удельный вес этих банков в странах Центральной и Восточной Европы за 2016 год.

Рисунок 2. Доля банков с государственным участием в совокупных активах в странах Центральной и Восточной Европы за 2016 год. Источник: [9]

Между тем олигополизация рынка банковских услуг, дополненная использованием административного ресурса, вызвала ряд изменений в структуре операций российского банковского сектора. Так, на рынке вкладов населения, который является важным источником фондирования, особенно для небольших кредитных организаций, лидирующие позиции занимают банки с государственным участием, которые с начала 2010 года увеличили свою долю с 56,7 до 64,5%. Только, на Сбербанк России и «ВТБ24» приходится в совокупности более 57% всех привлеченных средств населения. Индекс Херфиндаля—Хиршмана по вкладам физических лиц исторически заметно выше, чем по остальным показателям, и составляет 2325 пунктов, что говорит о высокой концентрации в данном сегменте. Однако еще в 2003 году значение данного показателя составляло 4554 пункта, но введенная система страхования вкладов сделала данный сегмент рынка более конкурентным и расширила возможности других групп кредитных организаций по увеличению депозитной базы. Сильно утратили свои позиции кредитные организации, контролируемые нерезидентами, которые за последние семь лет сократили свою долю с 12 до 5,7%. Есть и ряд объективных причин: сокращение филиальных сетей, снижение присутствия иностранных банков на российском рынке банковских услуг, агрессивная политика госбанков. Средние и малые банки Московского региона, а также региональные средние и малые банки значительно снизили свой удельный вес — с 6,1 до 2,4%. На рисунке 3 показано распределение вкладов населения по группам банков на начало 2010 и 2017 годов.

В сегменте депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц случились кардинальные изменения. Если в начале 2010 года движущей силой были крупные частные банки с долей более 44%, то на начало 2017 года лидерами на рынке корпоративного кредитования являлись банки с госучастием, которые за последние семь лет увеличили свой удельный вес в данном сегменте более чем на 30%. «Кризис доверия» клиентов, выделение списка системно-значимых кредитных организаций, постоянный отзыв лицензий (в том числе из Топ-50

по активам) способствов али перето ку средств населения и бизнеса в щэупнейшие банки, в особенности, в банки, контролируемые государством.

Рисунок а Распределение вкладов физических лиц по группам банков Источник: Составлено автором по данным Банка России, информационного агентства «Банки.ру».

Эта группа кредитных организаций получают конкурентные преимущества, так как п% и отзыве лицензий система страхования вкладов не распространяется на юридические лица. Вследствие этого идет активный переток средств в госбанки. Все остальные группы кредитных организаций, в свою очерадь, существенно снизил и свой удельны й вес в привлеченных средствах юридических лиц. И это обстоятельство не может не беспокоить, поскольку снижается актевность этих банкос на рынке корпоративного кредитования. На рисунке 4 отображено распределение депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц по группам банков на начало 2010 и 2017 годов.

Ри сунок ..Распределение депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц по группам банков Источник: составлено автором по данным Банка России.

Доми нирующее положение крупнейших банков с госучастием на ключевых сегментах рынка банковских услуг придает конкуренции монополистический характер. Они получают конкурентные преимущества в явной или неявной форме, что искажает конкурентную среду. Когда банковская структура может рассчитывать на государственную поддержку, то это повышает moral hazard—риск злоупотреблений своим особым положением на рынке — и ведет к еще большему усугублению проблемы «слишком большой, чтобы лопнуть». Системно значимым финансовым институтам должны предъявляться более высокие требования и уделять им большее внимание, чем всем остальным группам кредитных организаций.

Важной мерой для выравнивания конкурентных условий является совершенствование системы рефинансирования с целью расширения круга кредитных организаций, имеющих доступ к ресурсам Банка России. При этом 70% всех централизованных кредитов Банка России направляется «национальным чемпионам». В то время как небольшим кредитным организациям не достается почти ничего. Поэтому критерием доступа к ресурсам Банка России должно быть добросовестное соблюдение обязательных нормативов, а не место в рейтинге или капитал кредитных организаций.

Литература

1. Анисимова А.И. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию / А.И. Анисимова, А.В. Верников // Деньги и кредит. 2011. №11. С. 53-62

2. Банк России [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 3 сентября 2017 года).

3. Информационное агентство «Банки.ру» [Электронный ресурс]. URL: Ш1р://Ьапк1.ги_(дата обращения: 2 сентября 2017 года).

4. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2010 году. М.: Банк России, 2011. 120 с.

5. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году. М.: Банк России, 2017. 132 с.

6. Петрова Т.И. Направления развития институциональной структуры российской банковской системы / Т.И. Петрова // Банковские услуги. 2013. №12. С. 18-23.

7. Пономаренко А., Синяков А. Влияние усиления банковского надзора на структуру банковской системы: вывод на основе агентно-ориентированного моделирования // Серия докладов об экономических исследованиях. 2017. №19. 32 с.

8. Хандруев А.А. Конкуренция в банковской сфере: тенденции и подходы к регулированию / А.А. Хандруев, А.А. Чумаченко // Этап: Экономическая теория, Анализ, Практика. 2011. №1. С. 50-72.

9. CEE Banking Sector Report: Raiffeisen Research. 2017. 100 p.

10. Federal Reserve System. Bank Structure Data [Электронный ресурс]. URL: https://www.federalreserve.gov/data.htm (дата обращения: 3 сентября 2017 года).

11. Structural Financial Indicators for the EU Banking Sector / European Central Bank. May 2017.

References

1. Anisimova A.I. Struktura rynka bankovskih uslug i ee vlijanie na konkurenciju [The structure of the banking market services and its influence on the competition] // Money and credit, 2011, no. 11, рp. 53-62 (in Russian).

2. Bank Rossii [Bank of Russia]. Available at: http://cbr.ru (accessed September 3, 2017) (in Russian).

3. Informacionnoe agentstvo «Banki.ru» [News agency "Banki.ru"]. Available at: http://www.banki.ru (accessed September 2, 2017) (in Russian).

4. Otchyot o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora v 2010godu [The report on development of the banking sector and bank supervision in 2010]. M.: Bank of Russia, 2011, 120 p. (in Russian).

5. Otchjot o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora v 2016 godu [The report on development of the banking sector and bank supervision in 2016]. Moscow, Bank of Russia, 2017, 132 p. (in Russian).

6. PetrovaT.I. Napravlenija razvitija institucional'noj struktury rossijskoj bankovskoj sistemy [Directions of development of institutional structure of the Russian banking system] // Banking services, 2013, no. 12, pp.18-23 (in Russian).

7. Ponomarenko A., Sinjakov A. Vlijanie usilenija bankovskogo nadzora na strukturu bankovskoj sistemy: vyvod na osnove agentno-orientirovannogo modelirovanija [Influence of strengthening of banking supervision on the structure of the banking system: conclusion based on agent-oriented modeling] // Series of reports on economic researches, 2017, no. 19, 32 p. (in Russian).

8. Khandruev A.A. Konkurencija v bankovskoj sfere: tendencii i podhody k regulirovaniju [Competition in the bank sphere: the tendencies and approaches to its regulation] // ETAP: Ekonomicheskaja Teorija, Analiz, Praktika [Economic Theory, Analysis, Practice], 2011, no. 1, pp. 50—72 (in Russian).

9. CEE Banking Sector Report: Raiffeisen Research, 2017. 100 p.

10. Federal Reserve System. Bank Structure Data. Available at: https:// federalreserve.gov/data.htm (accessed September 3, 2017).

11. Structural Financial Indicators for the EU Banking Sector / European Central Bank. May 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.