Научная статья на тему 'Роль и функции специализированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности'

Роль и функции специализированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
467
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / САЙТ / РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК (ЭЛБИ) / THE RUSSIAN ASSOCIATION OF THE ELECTRONIC LIBRARIES (ELBI) / METHODOLOGICAL SUPPORT / SITE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Майстрович Татьяна Викторовна

Изложены теоретико-методологические основания разработки проблемно-ориентированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности. На примере сайта Российской ассоциации электронных библиотек рассматривается его структура, целевое назначение разделов и формы предоставления материалов. Предлагается модель сайта, основанная на мультимедийной платформе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and functions of the specialized site on the methodical support of library activities

The theoretical and methodological foundation for developing a problem-oriented site on methodological support of library activities are presented. Its structure, purpose of sections and forms of materials provision are considered on the example of the site of the Russian Association of the electronic libraries. Proposed is a site model based on the multimedia platform.

Текст научной работы на тему «Роль и функции специализированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 4, с. 46-48

Библиотековедение

УДК 02:004-028.22 ББК 78.349.5

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО САЙТА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

© Т. В. Майстрович, 2013

Российская государственная библиотека 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5

Изложены теоретико-методологические основания разработки проблемно-ориентированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности. На примере сайта Российской ассоциации электронных библиотек рассматривается его структура, целевое назначение разделов и формы предоставления материалов. Предлагается модель сайта, основанная на мультимедийной платформе.

Ключевые слова: методическая поддержка, сайт, Российская ассоциация электронных библиотек (ЭЛБИ).

The theoretical and methodological foundation for developing a problem-oriented site on methodological support of library activities are presented. Its structure, purpose of sections and forms of materials provision are considered on the example of the site of the Russian Association of the electronic libraries. Proposed is a site model based on the multimedia platform.

Key words: methodological support, site, the Russian Association of the electronic libraries (ELBI).

Первое, что надо сказать применительно к ситуации в библиотечном деле: с точки зрения технологии предоставления информации во всем ее разнообразии практически нет каких-либо вопросов и трудностей. Проблемы заключаются во внешней среде и в специфике самого библиотечного дела, что выводит на первый план именно содержательное наполнение профессиональных сайтов. Понимая всю важность сервисов, мы тем не менее в данной статье коснемся этого без должной детальной проработки, а только в контексте оптимального содержания и функциональности сайта.

На наш взгляд, к наиболее существенным проблемам современного отечественного библиотечного дела можно отнести следующие:

• существенные и быстрые изменения в документной среде и средствах коммуникации, вносящие большой динамизм в практическую работу библиотекарей;

• развитие и усложнение правовой и финансовой среды, из чего следует необходимость ориентации в вопросах, ранее не входящих в профессиональную компетенцию библиотекарей или, по крайней мере, не играющих столь заметную роль;

• включение библиотечных услуг в разряд государственных с соответствующими гарантиями, уровнем их оказания и качественными стандартами;

• необходимость международной гармонизации нормативов и правил с учетом неизбежной разницы в правовом поле, механизмах финансирования, сложившихся традициях и многого другого.

Указанные факторы во многом определяют информационно-методические потребности в библиотечной сфере. Как и специалистам любой другой отрасли библиотекарям необходима информация о социально-культурных, образовательных, информационных тенденциях. Для библиотекарей такая информированность, возможно, более значима, поскольку библиотеки как достаточно консервативные учреждения не обладают высокой динамикой структурных изменений. Очевидна потребность в информации о профессиональных новшествах, идеях, решениях, а также, уже в силу специфики самой деятельности, необходима ориентация на рынке технологий, программного обеспечения, технического оборудования. Внешняя среда также обуславливает необходимость помощи в организации библиотечной деятельности в современном административном, финансовом и правовом поле. Кроме того, следует принять во внимание некоторое двуединство проблематики. Библиотекарям нужна помощь как для решения стандартных библиотечных задач, включая разработку типовых документов, так и для нестандартных ситуаций и оперативного разрешения частных проблем.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного контракта № 07.524.11.4002.

Т. В. Майстрович, 2013, № 4, с. 46-48

На этом фоне ситуация, сложившаяся в сфере методической работы, явно не соответствует потребностям отрасли. Не ставя своей задачей дать детальный и всесторонний анализ этого проблемного поля, обратим внимание на два важных, на наш взгляд, аспекта. Прежде всего бросается в глаза дублирование методической работы по ведомственным библиотечным сетям. Цепочка «центральная библиотека - региональная библиотека - сеть» прослеживается как для универсальных библиотек, так и для библиотек многих ведомств (сеть медицинских библиотек, сеть БЕН, сельскохозяйственные библиотеки и т. д.). Между тем совершенно очевидно, что содержательное наполнение «ведомственных» методических пространств не может отличаться и не отличается существенным образом друг от друга. Вполне понятно наличие специализированных проблем, но они не столь существенны, как общие, разрешаемые сепаратно каждым ведомством для своей библиотечной сети. С точки зрения публичных библиотек проблема усугубляется еще и утратой должной роли и активности в этом направлении со стороны библиотек национальных.

Важно обратить внимание и на очевидную возможность сформулировать общие требования к методической поддержке библиотечной деятельности в целом, безотносительно к ведомственной принадлежности библиотек. Таковыми, по нашему мнению, являются следующие:

• Своевременность или даже упреждение оказания методической поддержки для библиотек, особенно для самого низового звена.

• Специализация и компетентность, опирающиеся на понимание того, что в каждой библиотечной сети или даже в отдельной библиотеке могут быть накоплены уникальные знания и умения, которые востребованы всеми остальными.

• Индивидуализация или адресность в том случае, если возникают проблемы, стоящие перед отдельным регионом или группой библиотек.

• Универсальность и стандартизованность, поскольку предложенные методические решения должны быть понятны и применимы во всех однотипных проблемных ситуациях.

Именно с учетом сформулированных требований мы и рассмотрим один из лучших, на наш взгляд, сайтов в библиотечно-информационной сфере - сайт ЭЛБИ. Для понимания методологических подходов к его построению необходимо обратить внимание на то, что Ассоциация ставит своей задачей консолидацию усилий, формирование общего или, по крайней мере, непротиворечивого подхода к электронным библиотекам. В нее входят представители различных направлений и немалую часть составляют библиотеки, в основном федерального уровня. В настоящее время основная работа ЭЛБИ осуществляется посредством сайта, на

котором размещаются различные материалы, так или иначе несущие на себе методическую нагрузку.

Все материалы, представленные на сайте ЭЛБИ, можно разделить на несколько групп:

• видеоконференции, проводимые Ассоциацией,

• трансляции с конференций, семинаров, круглых столов, имеющих отношение к созданию электронных библиотек,

• открытые лекции специалистов,

• блоги авторитетных специалистов в области права, электронных технологий и библиотечных процессов,

• электронные версии научных журналов,

• методические материалы,

• публикации,

• электронная библиотека по вопросам электронного библиотечного пространства,

• новости, события.

Таким образом, мы можем говорить о системе методической поддержки создания электронных библиотек, состоящей из четырех контуров. Первый контур - видеоконференции, архивы профильных журналов, публикации. Задача этого блока заключается в поддержании информированности заинтересованного сообщества о проблемах, стоящих в области электронных библиотек, и предлагаемых путях их разрешения. Особенно важно, что видеоконференции, проводимые ЭЛБИ, имеют систему обратной связи, и это позволяет аудитории находиться в режиме активного участия, задавать вопросы, высказывать свое мнение. Именно обратная связь выявила то, что библиотечное сообщество крайне нуждается в такого рода открытых мероприятиях для обсуждения не только электронных библиотек, но и в целом проблем библиотечного дела. Таким образом, ЭЛБИ в известной мере компенсирует отсутствие активной площадки профессионального библиотечного сообщества.

Оценивая методическое значение данных видеоконференций, необходимо обратить внимание на значительность их аудитории - если первоначально было около 500 точек подключения, то сейчас эта цифра возросла практически в три раза. Следует иметь в виду, что учитывались именно подключенные компьютеры, а реальная аудитория гораздо больше, поскольку в ряде случаев имели место коллективные просмотры. Не менее значительны показатели последующих просмотров и ска-чиваний, поскольку все эти трансляции находятся постоянно на сайте ЭЛБИ.

Наиболее важные вопросы, заданные в ходе видеоконференций, в дальнейшем находят более подробное разъяснение в блогах специалистов, которые образуют второй контур системы. Задача блогов - помочь найти решения конкретных задач, предложить оптимальные схемы для стандартных ситуаций.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Подчеркнем, что эти блоги ведутся исключительно по доброй воле специалистов, понимающих всю необходимость поделиться своими знаниями и опытом, помочь библиотекам в решении их насущных задач.

Третий контур образован методическими разработками и предоставляет типовые решения для типовых ситуаций, типовых моделей и алгоритмов с глубокой степенью проработанности. Соответственно, в четвертом контуре находятся блоки оперативного информирования о прошедших событиях и планируемых мероприятиях.

Таким образом, мы можем сформулировать несколько блоков общей схемы оптимального сайта методической поддержки библиотечной деятельности:

• Система информационных блоков, решающих задачи различного уровня и ориентированных на разнообразные целевые аудитории различными мультимедийными средствами.

• Многообразие форм доведения информации и профессионального общения - оперативные, интерактивные, архивного хранения и т. д.

• Создание дискуссионной площадки, позволяющей обсуждать проблемы по мере их возникновения в более оперативном режиме и более компактном формате, чем это позволяет профессиональная периодика.

Исходя из этой схемы, можно предложить модель сайта методической поддержки библиотечной деятельности, которая будет включать: видеоконференции, блоги, банк разработанных методических и нормативных материалов, блок профессиональных разработок, электронную библиотеку, форум и информационный блок.

Видеоконференции необходимы для публичного обсуждения актуальных вопросов; видеотрансляции с научно и социально значимых профессиональных мероприятий.

Блоги позволяют обсудить проблему в компетентном кругу и предложить согласованное мнение экспертного сообщества.

Основное требование к банку разработанных методических и нормативных материалов - доступность для взаимоиспользования. Мы знаем, что много библиотек различных ведомств разрабатывают методические пособия, но они не доступны другим библиотекам. Основная причина - стремление сохранить своеобразный приоритет, опасение того, что эти материалы будут использованы другими. Такая позиция представляется нам крайне неконструктивной, потому что давно пришло время решать основные проблемы коллективно,

с экономией материальных и людских ресурсов. Первый этап - составление реестра разработанных методических рекомендаций, которые следует понимать широко - от технологических карт до инструкций. Второй этап - уже сама база методических и инструктивных разработок. При этом можно продумать механизмы соблюдения интересов их разработчиков, ставя во главу угла все же обмен накопленным материалом.

В блоке профессиональных разработок, например, связанных с внедрением ГОСТов и инструкций, могут быть представлены проекты подготавливаемых документов, замечания по ним, ответы ведущих организаций с аргументами и т. д. Этот блок профессиональной экспертизы не только будет содействовать качеству документов, но и усилит понимание того, что любой ГОСТ касается каждой библиотеки и каждого специалиста. И, как можно предположить, ускорит принятие нормативных документов соответствующими органами.

Электронная библиотека литературы по методической работе необходима потому, что публикации, содержащие методические разработки, находятся в широком круге изданий и, главное, не всегда из заглавия ясен их смысл.

Назначение форума - выявлять проблемные точки развития библиотечного дела и его методического обеспечения.

Информационный блок должен включать не только информацию о проводимых профильных мероприятиях как общероссийского, так и регионального уровней, но и позволять получить полную информацию о каждом и напрямую пройти регистрацию на них.

Как уже говорилось, взятый нами для анализа сайт ЭЛБИ служит важнейшим инструментом деятельности межпрофессиональной ассоциации и наиболее действенной открытой площадкой для ее работы. Вполне понятно, что для библиотечной деятельности первым и наиболее естественным вариантом организационного решения является создание сайта методической поддержки при Российской библиотечной ассоциации. Следующий вариант - обременение этой деятельностью одной из национальных библиотек, при понимании всей сложности вовлечения в единую деятельность всех отраслевых центральных библиотек. Последний вариант - развитие системы ведомственных сайтов методической поддержки библиотечной деятельности, стремящихся при этом (на основе координации) к распределению тематического и проблемного поля по принципу наибольшей компетентности.

Материал поступил в редакцию 02.07.2013 г.

Сведения об авторе: Майстрович Татьяна Викторовна - доктор педагогических наук, заведующий сектором, тел.: (495) 695-42-47, e-mail: maistr@rsl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.