Денис ИВАНОВ
РОЛЬ И ФУНКЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
В статье рассматривается феномен аналитических центров в России, освещаются основные причины и условия их возникновения, роста и распространения, а также функции, выполняемые аналитическими центрами в политической системе России.
This article considers the think tank phenomenon in Russia. Key reasons and conditions of its appearance, growth and spreading are discovered, and also the functions of think tanks in political system of Russia are considered.
Ключевые слова:
аналитические центры, лица, принимающие политические решения, политическая система, внутренняя и внешняя политика; think tanks, decision-makers, political system, domestic and foreign policy.
Высокая степень политической неопределенности и экономической нестабильности, большой риск развития кризисных и конфликтных ситуаций, происходящие политические трансформации, а также повсеместное внедрение и эволюция электронных средств коммуникаций и информационных технологий привели к тому, что лицам, принимающим политические решения, сложно реагировать на быстро меняющуюся обстановку. Становится трудно выявлять требующие всестороннего анализа и разрешения проблемные точки на необъятном предметном политическом поле1. Зачастую политикам невозможно даже сориентироваться в существующем информационном шуме, найти ценную, достоверную и своевременную аналитику по интересующей их тематике2. Результатом этого явилось бурное развитие аналитических центров в современной России в качестве субъекта поддержки принятия управленческих решений.
Аналитическими центрами принято называть экспертные организации, являющиеся субъектом интеллектуального обеспечения государственных органов власти и бизнес-сообщества, как правило, в области внутренней и внешней политики и оценки возможных социально-экономических последствий политических решений. Интеллектуальной продукцией этих организаций является прикладная политическая экспертиза, рекомендации по ключевым вопросам политики, аналитические статьи и обзоры3.
На современном этапе в политической системе России сформировались следующие основные разновидности аналитических центров: академические, независимые (автономные), партийные, государственные.
Важное место в политической системе занимают независимые (автономные) аналитические центры. В России к сообществу этих центров относят консалтинговые фирмы, коммерческие и некоммерческие аналитические центры. Их роль, прежде всего, связана с выражением интересов и формированием требований.
1 См.: Волков В.А. Методологические основания разрешения социальных конфликтов // Управленческое консультирование, 2010, № 2, с. 87—93.
2 Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — М. : РУСАКИ, 2004, с. 11, 13.
3 Филиппов В.А. Аналитические центры — стратегический интеллектуальный ресурс. - М. : ЛЕНАНД, 2007, с. 18-31.
ИВАНОВ
Денис Юрьевич — соискатель кафедры политологии Северо-Западного института — филиала РАНХиГС denbishop491@ gmail.com
82
ВЛАСТЬ
2011'11
Выражение интересов тесно связано с необходимостью преобразования социальных ожиданий, чувств, потребностей в ясные политические требования (артикуляция интересов). Кроме того, выражение интересов предполагает агрегирование частных потребностей и устремлений в общегрупповые1. Формирование требований связано с представлением интересов общества, определенных групп давления, а также политических партий и движений. Эти требования направлены вовне и обращены к органам государственной власти или иным субъектам политической системы страны. Помимо артикуляции и агрегирования общественных интересов, аналитические центры вскрывают насущные проблемы государственной политики и, используя различные механизмы и способы влияния на политические институты, воздействуют на процесс принятия решения. Не имея никаких политических обязательств, они выступают как независимое дискуссионное поле, источник полезных рекомендаций, инновационных альтернатив и идей.
На данный момент в России существуют более 100 экспертных организаций2. Ключевым стимулом для их появления является спрос на разработку, анализ и оценку альтернативных предложений и рекомендаций в сфере государственной политики и принятия управленческих и политических решений. Это, в свою очередь, зависит от степени открытости политической системы, а также от заинтересованности самих государственных структур в развитии своего аналитического потенциала и способности стратегического видения социально-политических проблем и вызовов развития страны.
Итак, можно выделить следующий набор основных функций экспертных организаций.
1. Аналитическая функция. Эта функция связана, прежде всего, с мониторингом, выявлением и сбором информации по ключевым проблемам государственной политики и насущным социально-экономическим вопросам. После чего проводится детальный анализ и исследование
1 Almond G., Powell G. Comparative Politics Today: A World View. — New Ybrk. Harper Collins Publishers, 1992, p. 9-10.
2 McGann J.G. Global Trends in Think Tanks and Policy Advice. - Philadelphia, PA: TTCSP, 2007, p. 17.
ситуации, которые находят свое отражение в аналитических справках и рекомен-дациях3. В России насчитывается около десяти центров, способных предложить регулярную аналитику по внутренней и внешней политике страны. Среди них — Центр политических технологий (ЦПТ), выпускающий еженедельный мониторинг политической ситуации в России и раздел «Горячая линия» по самым актуальным политическим темам4. Центр политической конъюнктуры России (ЦПКР) является автором целого ряда прогнозных и информационно-аналитических периодических материалов. Фонд «Бастион», используя тесные связи и обширную научную базу МГУ им. Ломоносова, развитую корреспондентскую сеть в органах государственной власти и передовые информационные технологии поиска, обработки и анализа информации, способен издавать еженедельный и ежемесячный ситуационный анализ-прогноз политической и экономической ситуации в России, анализ-прогноз ситуации в регионах России и другие информационные и аналитические материалы5.
Существуют центры, занимающиеся долгосрочными прогнозами политической ситуации в России, например фонд «ИНДЕМ». Этот аналитический центр каждый год проводит сценарный прогноз развития политической обстановки в России на основе экспертных оценок с применением математического аппарата теории вероятностей6.
Помимо издания периодических аналитических материалов по ключевым вопросам политики, ряд российских аналитических центров предлагают заказчикам возможность пользоваться своими информационными и проблемно-ориентированными базами данных и справочниками.
Также необходимо упомянуть, что некоторые аналитические центры имеют финансовые и кадровые ресурсы для про-
3 Левкин И.М. Основы информационно-аналитической работы : учебное пособие. — СПб. : СЗАГС, 2008, с. 108-109.
4 Центр политических технологий. Официальный сайт // http://www.cpt.ru/subscribe. php (дата обращения 27.09.2011).
5 Фонд перспективных исследований «Бастион». Официальный сайт // http://www.bastion.ru/ research/am (дата обращения 28.09.2011).
6 Фонд «ИНДЕМ». Официальный сайт // http://www.indem.ru/russian.asp (дата обращения 28.09.2011).
ведения локальных и масштабных социологических и маркетинговых исследований, комплексных региональных исследований, составления «портрета региона» и рейтингов влияния региональных лидеров. Разветвленная сеть профессиональных интервьюеров позволяет оперативно и качественно исследовать все регионы России.
Таким образом, аналитические центры не ограничиваются лишь написанием справок и статей, но также занимаются разработкой методологического инструментария для выявления и качественного анализа общественно-значимых проблем, выработкой рекомендаций и инновационных идей для лиц, принимающих решения, и поиском оптимальных и альтернативных вариантов решений ключевых политических вопросов.
2. Кадровая функция. Сотрудники многих российских аналитических центров имели опыт работы или работают в настоящее время в Администрации Президента РФ. Так, В.А. Никонов (президент фонда «Политика») являлся до 1993 г. помощником руководителя Администрации Президента РФ; Г.А. Сатаров до 1997 г. был помощником Президента РФ; Э.А. Паин (ИНДЕМ) до 1996 г. занимал должность заместителя руководителя Аналитического управления Администрации Президента РФ. Настоящей кузницей кадров для органов государственной власти стал фонд «Центр стратегических разработок» Г.О. Грефа. Сотрудниками этого аналитического центра в разное время являлись Э.С. Набиуллина, А.А. Фурсенко и другие, председателем попечительского совета фонда является Д.Н. Козак.
3. Посредническая функция. В России создано несколько площадок, где эксперты в области политического анализа могут встречаться с политиками, обмениваться мнениями по текущим политическим вопросам, доказывать свою позицию, убеждать, влиять друг на друга. Примерами таких дискуссионных площадок являются Московский фонд Карнеги, Совет по внешней и оборонной политике, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования и др.
Деятельность подобных дискуссионных площадок направлена на обеспечение механизмов эффективного взаимодействия между политической элитой и
обществом, формирование открытого, публичного диалога не только между властью и обществом, но и между экспертами и исследователями, экспертами и обществом, обществом и НПО, т.е. де-факто — формирование практики современной публичной политики1.
Привлекая к диалогу представителей государственной власти или отдельные властные структуры, аналитические центры могут способствовать увеличению степени публичности самих органов власти. Соответственно, многие политики начинают осознавать, что принятые в партнерстве с аналитическими центрами решения обладают большей легитимностью.
4. Образовательная функция. В реализации этой функции участвуют в т.ч. академические аналитические центры, результатом деятельности которых является главным образом научная экспертиза и приращение научного знания о государственном управлении2. Образовательная функция сводится к просвещению общественности, обучению методам общественного участия, социальным технологиям, методам решения насущных социально-политических проблем. Немаловажной задачей является подготовка новых компетентных сотрудников для аналитических центров. Это осуществляется путем проведения семинаров, тренингов и привлечения молодых ученых и экспертов к работе в подобных организациях. Многие центры тесно связаны и сотрудничают с ведущими вузами страны (ряд институтов РАН, МГУ им. Ломоносова, МГИМО, РАНХиГС и др.).
Все чаще сотрудники аналитических центров привлекаются для обсуждения важных вопросов государственной политики. В настоящее время можно наблюдать процесс создания сетевых экспертных структур (лучшим примером является пространство СНГ) и узкоспециализированных аналитических центров, занимающихся исследованием конкретных проблематик.
1 Сунгуров А.Ю. Центры публичной политики: возможные направления анализа деятельности и основные функции // Публичная политика 2004 : сборник статей / под ред. А.Ю. Сунгурова. — СПб. : Норма, 2004, с. 59—68.
2 Суслова Д.В. Роль экспертно-аналитических структур в разработке государственной политики (на примере государственной образовательной политики) // Власть, 2010, № 4, с. 21—26.