МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ НА УКРАИНЕ: ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ*
К.П. Курылев, К.В. Гаврикова, Е.А. Поспелова
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается деятельность украинских экспертно-аналитических центров — think tanks — на примере «Центра им. А. Разумкова» — ведущей украинской «фабрики мысли». Подробно разбираются механизм и принципы работы центра, анализуется деятельность основных экспертов, среди которых А. Гриценко, Дж. Шерр, П. Розенко, А. Мельник, И. Жданов, В. Чалый, Ю. Мостовая, Н. Мартыненко, А. Рачок, а также источники финансирования. Авторы выделяют ряд проблем украинской системы аналитических центров, в том числе закрытость системы принятия решений на уровне государственной власти и местного самоуправления, отсутствие спроса органами государственной власти на услуги независимых аналитических структур, слабая финансовая и материально-техническая база, практическое отсутствие системы профессиональной подготовки кадров, неготовность бизнес-структур работать в режиме прикладных политических и экономических исследований, неразвитая коммуникация между центрами внутри их профессиональной деятельности, слабое использование сети Интернет, аппаратно-программных комплексов, информационно-аналитических систем и пр.
Проводя анализ его деятельности, авторы приходят к выводу, что подобного рода центры на Украине традиционно финансировались за счет различных структур (в том числе зарубежных), использовались в противостоянии местных политических и финансовых элит. В результате предоставляемые ими экспертные оценки и аналитика очень часто не отражали реального положения дел. В условиях же гражданской войны на Украине 2013—2014 гг. подобные центры окончательно превратились в инструмент информационной и психологической войны, дискредитировав себя фактическим пособничеством силам, совершившим государственный переворот и развернувшим борьбу с собственным народом.
Ключевые слова: экспертно-аналитические центры, исследовательские центры, «мозговые центры», «фабрики мысли», Центр им А. Разумкова, внешняя политика, международные отношения, Украина, украинский кризис, гражданская война на Украине.
Украинский кризис 2013—2014 гг., принявший форму гражданской войны, продолжает приковывать к себе пристальное внимание экспертного и аналитического сообществ многих стран, побуждая их делать разного рода прогнозы
* Работа выполнена в рамках НИР РУДН «Внешняя политика стран СНГ: прикладной анализ» № 100112-0-000.
относительно перспектив его дальнейшего развития и возможного разрешения, поисков выхода из сложившегося положения дел. Однако авторы многих экспертных оценок, к сожалению, демонстрируют известную политическую ангажированность и предвзятость, что неминуемо сказывается на качестве и характере их анализа, вводя скорее в заблуждение читателя, зрителя или слушателя, нежели помогая разобраться. В этих условиях представляется целесообразным и интересным как с научной, так и с практической точек зрения рассмотреть деятельность экспертно-аналитических центров современной Украины, понять направленность их работы на фоне разворачивающихся в стране событий, выявить возможные нюансы их деятельности, определяющиеся составом участников и финансовыми источниками.
Для начала определимся с научным аппаратом проблемы исследования. По нашему мнению, экспертно-аналитические центры — это публичные институты, осуществляющие исследовательскую и консультационную деятельность по государственным и корпоративным контрактам, преимущественно в области политических процессов и проблем, а также предоставляющие заинтересованным акторам оценки и рекомендации возможных последствий, принимаемых политических решений по вопросам внутренней и внешней политики. Подобные структуры являются своего рода связующим звеном между научными кругами и властью. Интеллектуальная продукция этих организаций — прикладная политическая экспертиза, исследования и аналитика, а также фундаментальные теоретические труды, предназначенные для того, чтобы способствовать принятию научно-обоснованных решений государственными и общественными деятелями. Многие американские исследователи видят именно в использовании экспертно-аналитических центров одну из наиболее важных основ внешнеполитических успехов США в ХХ в. В российской общественной науке широко используются три наименования экспертно-аналитических центров: «мозговой центр», «мозговой трест» и «фабрика мысли» [2].
С 2006 г. в рамках программы Университета Пенсильвании «The Think Tanks and Civil Societies Program», которая направлена на изучение роли аналитических центров различных стран мира и выявление тенденций их развития, ежегодно публикуется рейтинг ведущих исследовательских центров разных стран — «Global Go To Think Tank Index Report». 22 января 2015 г. был презентован очередной подобный доклад. Как отмечает во введении к докладу доктор Джеймс Дж. Мак-ганн, старший преподаватель истории международных отношений и директор программы «Аналитические центры и гражданское общество» Института Лодера при Университете Пенсильвании «С самого начала неизменная цель работы над рейтингом состоит в том, чтобы понять роль аналитических центров в деятельности государства и гражданского общества» [1].
Что касается экспертно-аналитических центров Украины, то это явление пока еще молодое. Первые аналитические центры на Украине начали создаваться с обретением независимости. Такой процесс хронологически и логически совпал с началом формирования политологической науки на Украине.
На начальном этапе «мозговые центры» изучали многолетний опыт Запада в проведении экспертно-аналитической работы. Их деятельность разворачивалась на одном-двух направлениях, преимущественно экономических. Что касается выработки рекомендаций в области практической политики, то в тот период украинские «фабрики мысли» играли незначительную роль.
Сегодня аналитический центр на Украине — это самостоятельная независимая структура с небольшим (до десяти человек) штатом. 60% его сотрудников владеют иностранными языками. При необходимости экспертный потенциал увеличивается вдвое, что обеспечивает качество и мобильность исследований.
Как правило, центр сосредоточен на исследованиях в трех-четырех сферах (преимущественно экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная сфера). Аналитическая продукция адресуется в основном подготовленной аудитории, а публичная деятельность имеет целью влияние на общественное мнение. Эксперты центра выходят в национальное медиа-пространство до 10 раз в месяц. Центр имеет собственный веб-сайт, печатное периодическое издание (тираж до 1300 экз.), книги, брошюры (около 1000 экз.), ориентированные на специалистов и органы государственной власти. Издательской деятельности предоставляется первоочередное значение, поскольку она обеспечивает независимый от государства информационный канал [19].
Формирование и развитие аналитических центров осуществляется под влиянием внешнеполитического курса — положений официально провозглашенной евроинтеграционной политики Украины и идей объединенной Европы. В этом аспекте международные институты активно способствуют развитию аналитических центров Украины. В частности, Международным фондом «Возрождение» в 2010 г. был объявлен конкурс «Развитие сотрудничества аналитических центров Украины и стран Западной Европы». Целью конкурса было установление связей между аналитическими центрами Украины и Западной Европы для расширения присутствия украинской экспертного мнения за рубежом [18].
Одной из важных проблем на пути к дальнейшему развитию центров на Украине является их слабое финансирование. Поддерживаются украинские общественные организации чаще иностранными структурами. В своем исследовании «Неправительственные аналитические центры: предложение на фоне отложенного спроса», проведенного в 2004 г., эксперты «Центра Разумкова» В. Чалый и М. Пашков отмечаютли, что в структуре годового бюджета неправительственного аналитического центра 58% составляют иностранные гранты, 26% — поступления из украинских источников, 14% — доходы от реализации собственной продукции и лишь 2% приходится на бюджетное финансирование [19].
Несмотря на относительную молодость, в «2014 Global Go To Think Tank Index Report» экспертно-аналитические центры Украины были представлены следующим образом. В рейтинге стран с наибольшим количеством центров Украина заняла 23 место, располагая согласно Докладу 47 «фабриками мысли». Среди стран Центральной и Восточной Европы Украина по количеству центров уступила России (122) и Румынии (54). Среди украинских «мозговых центров» в Рейтинге
ведущих аналитических центров мира (за пределами США) наиболее высокие позиции (43 место) занял Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (Украшський центр економiчних i полгтич-них дослвджень iменi Олександра Разумкова) [3]. Эта же структура в Индексе ведущих аналитических центров мира (включая США) заняла 64 место. «Центр Разумкова» вошел в четверку ведущих аналитических центров Центральной и Восточной Европы, уступая Московскому центру Карнеги, польскому Центру социально-экономических исследований (CASE) и польскому Институту международных дел (PISM). «Центр Разумкова» занял 36 место и в Рейтинге ведущих аналитических центров в области международной экономической политики. Наконец, «Центр Разумкова» находится на 44 месте в Индексе аналитических центров с наиболее качественным управлением.
Как видно из данных Глобального рейтинга, в большинстве номинаций самые высокие позиции из всех украинских «фабрик мысли» занимает «Центр Разумкова». Помимо него в Индексе также были представлены Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана (КНЕУ) [4], Международный центр политических исследований (ICPS) [5], Институт экономических исследований и политического консультирования [6], Украинский центр независимых политических исследований (IER) [7].
Имея подобную фактуру и будучи ограниченными форматом статьи, рассмотрим именно деятельность экспертно-аналитического «Центра Разумкова», являющегося ведущей негосударственной аналитической структурой на Украине, которая занимается исследованиями в области государственной политики.
«Центр Разумкова» — неправительственная организация, был основан 19 августа 1994 г., занимается подготовкой аналитических материалов, комментариев по актуальным проблемам внутренней и внешней политики Украины. Результаты исследований публикуются в журнале «Национальная безопасность и оборона», а также в СМИ Украины, России и др. стран.
Известно, что «Центр Разумкова» силен не только своими аналитическими разработками, но и одной из немногих в стране серьезной социологической службой, которой пользуются заказчики, как на Украине, так и за рубежом.
Для начала обратим внимание на руководство центра и его экспертов, состав которых является весьма интересным и показательным.
Центр носит имя украинского политика А. Разумкова (1959—1999). Он окончил факультет международных отношений и международного права Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. В 1994—1995 гг. занимал должность первого помощника Президента Украины Л. Кучмы, специализировался на выработке публичной политической линии Президента страны, а его уход из администрации негативно сказался на этой части работы. В 1997—1999 гг. А. Разум-ков работал в Совете национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) в должности заместителя секретаря, отвечал за такие направления, как экономическая безопасность, внутриполитическая стабильность страны и украино-российские отношения. Одновременно А. Разумков возглавлял и неправитель-
ственную организацию Украинский центр экономических и политических исследований. После смерти А. Разумкова почти вся его команда из СНБО Украины перешла в основанный им Центр, который был назван его именем в октябре 2000 г. [8].
На посту главы Центра А. Разумкова сменил А. Гриценко. В 1993 г. он окончил Институт иностранных языков Минобороны США, в 1994 г. — оперативно-стратегический факультет Университета Военно-воздушных сил США. С февраля 2000 г. — внештатный консультант комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины, а с ноября 2000 г. — член Общественного совета экспертов по внутриполитическим вопросам при президенте Украины.
В июне 2004 г. А. Гриценко вошел в центральный избирательный штаб кандидата в Президенты Украины В.А. Ющенко и возглавил информационно-аналитическую работу его команды. Именно А. Гриценко написал для своего кандидата предвыборную программу — план действий будущего президента «10 шагов навстречу людям». В то же время возглавляемый А. Гриценко «Центр Разумкова» проводил Exit-poll. В феврале 2005 г. А. Гриценко был назначен министром обороны в правительстве Ю. Тимошенко. Впоследствии он вновь руководил военным ведомством Украины в правительстве Ю. Еханурова и в августе 2006 г. в правительстве В. Януковича. На посту министра обороны А. Гриценко был последовательным сторонником вступления Украины в Евросоюз и Североатлантический альянс, что, однако, не мешало его попыткам сохранить имеющиеся взаимовыгодные отношения ВПК Украины и России.
А. Гриценко — противник проведения референдума относительно вступления страны в НАТО. Он считает, что этот вопрос должно решать высшее политическое руководство страны. А. Гриценко выступает за полную профессионализацию украинской армии [9].
С 2005 г. главой «Центра Разумкова» является А. Рачок, в прошлом — замдиректора представительства Фонда Конрада Адэнауэра на Украине (финансируется в основном правительством Германии).
Еще из примечательных фигур «Центра Разумкова» назовем Н. Мартыненко, являющегося Главой Совета Центра, народным депутатом Верховной Рады Украины VII созыва (Батькивщина). На выборах президента 2004 г. Н. Мартыненко был заместителем руководителя избирательной кампании В. Ющенко, входил в его ближайшее окружение, именовавшееся «любi друзi президента». В марте 2005 г. возглавил парламентскую фракцию НУНС. С декабря 2012 г. — народный депутат Украины от партии Батькивщина. Глава комитета Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности. Считается правой рукой премьер-министра Украины А. Яценюка. По неофициальной информации также является многолетним спонсором «Центра Разумкова» [14].
Членом Совета «Центра Разумкова» является и Ю. Мостовая, супруга А. Гриценко, а ранее А. Разумкова, главный редактор влиятельной украинской газеты «Зеркало недели». Специализация — внутренняя политика и взаимоотношения
в треугольнике США—Россия—Украина. По неофициальной информации, именно Ю. Мостовая содействовала назначению А. Гриценко директором «Центра Разумкова». Практически в каждом номере можно найти статьи экспертов Центра.
Весьма яркой фигурой в Совете «Центра Разумкова» на протяжении многих лет остается В. Чалый. Он окончил Винницкий государственный педагогический институт (исторический факультет) и аспирантуру факультета международных отношений и международного права Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. В 1995 г. — старший консультант группы помощников и референтов Президента Украины Л. Кучмы, которой руководил первый помощник главы государства А. Разумков. В 1995—1997 гг. — директор международных правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований (с 2000 г. «Центр Разумкова»). В 1997—1999 гг. — помощник заместителя Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины А. Разумкова. С декабря 1999 г. — директор международных программ «Центра Разумкова». С мая 2000 г. — внештатный консультант Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины. С января 2002 г. — член научного совета Министерства иностранных дел Украины. С декабря 2002 г. — член научно-экспертного совета при Комитете ВР по вопросам европейской интеграции. С ноября 2006 г. — заместитель генерального директора «Центра Разумкова», директор международных программ. С ноября 2009 по апрель 2010 г. — заместитель Министра иностранных дел. С мая 2010 г. — заместитель генерального директора «Центра Разумкова». 19 июня 2014 г. Президент Украины П. Порошенко своим указом назначил В. Чалого заместителем главы Администрации президента. Чрезвычайный и полномочный посланник II класса [12].
Небезынтересна личность И. Жданова, также являющегося членом Совета «Центра Разумкова». Окончил исторический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко, там же учился в аспирантуре, но на юридическом факультете, обучался на курсах университета Thames Valley (Великобритания). В 1994 г. — представитель кандидата в Президенты Украины Л. Кучмы в Центризбиркоме. В 1994—1995 гг. работал в юридическом управлении Администрации президента Украины и группе помощников Президента Л. Кучмы. В 1997—1999 гг. — помощник заместителя секретаря СНБО. В 1995—1997 и 1999—2005 гг. — директор политико-правовых программ «Центра Разумкова». С 2002 г. — внештатный консультант комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. В 2004 г. — ведущий аналитик избирательного штаба кандидата в Президенты В. Ющенко. В 2005— 2007 гг. — первый заместитель главы центрального исполнительного комитета партии Народный Союз Наша Украина, член политсовета партии. На парламентских выборах 2006 и 2007 г. входил в состав руководства центрального штаба блоков Наша Украина и НУНС. С мая 2008 г. — президент киевского аналитического центра «Открытая политика». В 2014 г. стал депутатом Верховной Рады от партии Батькивщина. Со 2 декабря 2014 г. — министр молодежи и спорта Украины в правительстве А. Яценюка [13].
Обратим внимание помимо руководства Центра на некоторых его экспертов. Так, например, интересна персона А. Мельника — содиректора программ внешней политики и международной безопасности «Центра Разумкова». Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, Институт иностранных языков Министерства обороны США, Школу командиров эскадрилий Университета ВВС США, прошел курсы управления воздушным движением ВВС США, окончил Королевский колледж оборонных наук Великобритании. Подполковник запаса. Участник миротворческих операций ООН (1996, 1997 гг.). В 2001—2004 гг. работал в «Центре Разумкова». В 2004—2005 гг. — в «Укроборонсервисе». В 2005— 2008 гг. — первый помощник министра обороны Украины, начальник организационно-аналитического управления обеспечения работы министра обороны.
Примечателен и еще один эксперт Центра — П. Розенко — внештатный эксперт по вопросам социальной политики. Окончил Киевский политехнический институт. В 2000—2001 гг. — советник министра, руководитель службы министра экологии и природных ресурсов Украины. В 2005—2006 гг. — первый заместитель министра труда и социальной политики Украины. В 2006—2008 гг. — заместитель руководителя главной службы социально-экономического развития, руководитель департамента социальной политики Секретариата Президента Украины В. Ющенко. В 2008—2010 гг. — первый заместитель министра труда и социальной политики Украины. С марта 2010 г. — эксперт по вопросам социальной, экономической и бюджетной политики, с сентября 2011 г. — ведущий эксперт «Центра Разумкова». С декабря 2012 г. — народный депутат Украины VII созыва от партии УДАР. Замглавы комитета Верховной Рады по социальной политике и труду. В декабре 2014 г. назначен на должность Министра социальной политики Украины [15].
Закончим обзор кадрового состава «Центра Разумкова» фигурой Дж. Шерра, внештатного научного консультанта Центра по вопросам международной безопасности. В 1983—1985 гг. — директор исследований Королевского института объединенных служб. В 1986—2008 гг. преподавал международные отношения в Линкольн Колледж в Оксфорде. В 1995—2008 гг. являлся сотрудником научно-исследовательского центра изучения конфликтов в Министерстве обороны Великобритании. В 2008—2010 гг. — руководитель программы «Россия и Евразия» Королевского института международных отношений (Chatham House). С 2010 г. — старший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Королевского института международных отношений (Chatham House).
Таким образом, даже при беглом изучении состава участников «Центра Ра-зумкова» ответ на вопрос, влияет ли он на принятие решений на Украине, будет однозначным — не просто влияет, а работа Центра определяется и проводится в соответствии с интересами политической элиты Украины, частью которой многие представители «Центра Разумкова» являются с момента создания структуры. Очевидно, что на Украине произошло не только сращивание власти и бизнеса, но и власти и экспертно-аналитического сообщества.
«Центр Разумкова» с президентской компании 2004 г. активно и широко вовлечен в большую политику. Причем вовлечен на стороне так называемых «оранжевых сил», о чем также свидетельствует состав участников Центра. В частности, в ходе «Оранжевой революции» «Центр Разумкова» сыграл весьма важную роль. Exit-poll на выходе с избирательных участков, проводившиеся социологической службой Центра совместно с Киевским международным институтом социологии и Фондом «Демократические инициативы» во время второго тура президентских выборов, показали высокий уровень фальсификации волеизъявления, что и стало одним из главных поводов для массовых акций протеста.
Несколько слов следует сказать и о финансировании «Центра Разумкова». Директор социологической службы Центра А. Быченко на вопрос, как финансируется организация, в далеком 2004 г. совершенно откровенно ответил: «Мы независимая структура, поэтому используем различные источники финансирования. Наша позиция осознанная. Так, за пять лет нашей деятельности было несколько предложений о полном финансировании деятельности центра. Наш проект „Национальный Exit-poll 2004" финансировали Швейцарская Дирекция по вопросам развития и сотрудничества, Королевское Посольство Норвегии в Украине, Программа демократических грантов Посольства США в Украине, Канадское агентство международного развития, Посольство Канады в Украине, Посольство Королевства Нидерландов в Украине, Посольство Объединенного Королевства Великой Британии и Северной Ирландии в Украине, Шведское агентство по вопросам международного сотрудничества и развития Sida, Королевское Посольство Дании в Украине, Фонд Чарльза Стюарта Мотта (США), Национальный фонд поддержки демократии (США), Международный фонд «Возрождения» (входящего в сеть фондов «Института открытого общества», которую финансирует Дж. Сорос — К.К.) и Фонд «Евразия» (осуществляет свою деятельность при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и других финансовых доноров — К.К.) [16].
Спустя 9 лет примерно те же источники финансирования назывались и заместителем Генерального директора Центра Ю. Якименко: «Среди отечественных существенную поддержку нам оказывает Фонд „Возрождения". Очень помогает Агентство по международному развитию США, программа Матра при Посольстве Нидерландов. Донорская поддержка зависит от того, насколько наши представления об актуальности проектов исследований совпадают с их» [17].
* * *
Таким образом, на примере «Центра Разумкова» мы видим, что экспертно-аналитические структуры на Украине неотделимы от власти или от финансовых доноров. В этой связи считать их экспертные заключения, аналитику, социологические опросы непредвзятыми и объективными представляется затруднительным. Украинские «фабрики мысли» не рассматривают свою миссию по производству интеллектуального продукта как средство коммуникации науки и власти. Как следствие ангажированность и следование в русле политической конъюнктуры и целесообразности формирует широкое недоверие к «мозговым трестам»
подобного рода. Отсюда и крайне низкая популярность экспертно-аналитических центров на Украине. Разрабатываемые ими прогнозы должны содержать не только анализ ситуации, но и пути решения проблем. Однако необъективность и стремление угодить своему «куратору», «донору», «покровителю» побуждает центры давать информацию, не всегда отражающую реальное положение дел в стране. В результате Украина не имеет в своем арсенале развитой и сильной системы аналитических центров, с помощью которых можно было бы идентифицировать геополитические, внутриполитические, социально-экономические риски на ранней стадии с тем, чтобы содействовать разработке политики противодействия подобного рода угрозам и рискам.
ЛИТЕРАТУРА
[1] 2014 Global Go To Think Tank Index Report. URL: http://repository.upenn.edu/think_tanks/8.
[2] The Think Tank Index: Рейтинг экспертно-аналитических центров мира 2014 г. // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/ news/2015/02/10/7088.
[3] Украшський центр економiчних i полиичних до^джень iменi Олександра Разумкова. URL: http://www.razumkov.org.ua/ukr/index.php.
[4] Кшвський нацюнальний економiчний ушверситет iменi Вадима Гетьмана. URL: http://kneu.edu.ua.
[5] Мгжнародний центр перспективних доотджень. URL: http://icps.com.ua.
[6] 1нститут економiчних дослщжень та полпичних консультацш. URL: http://www.ier.com.ua.
[7] Украшський незалежний центр полпичних доотджень. URL: http://www.ucipr.kiev.ua.
[8] Разумков Александр Васильевич // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/754-aleksandr-razymkov.html.
[9] Гриценко Анатолий Степанович // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/330-anatolii-gricenko.html.
[10] Демидов В.В. Зарубежные «фабрики мысли»: принципы и методы работы. URL: http://cprsob.ru/load/16-1-0-42.
[11] Когут Ю.И. Аналитические центры. URL: http://people2people.com.ua/nashi-novosti/100-analiticheskie-centry.html.
[12] Чалый Валерий Алексеевич // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/755-valerii-chalii.html.
[13] Жданов Игорь Александрович // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/959-igor-jdanov.html.
[14] Мартыненко Николай Владимирович // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/547-nikolai-martinenko.html.
[15] Розенко Павел Валерьевич // Лта Досье. URL: http://file.liga.net/person/10442-rozenko-pavel.html.
[16] Тышковец С. Интервью с А. Быченко. URL: http://uadoc.com/virtual/52.htm.
[17] «Думающий танк» имени Разумкова. URL: http://polpravda.com/dumayushhij-tank-imeni-razumkova.
[18] Олшник С. Роль аналиичних недержавних полиолопчних центрiв Украши в розвитку политично! науки // Украшський науковий журнал «Освита регюну. Политологтя психологтя комушкаци». 2011. № 4.
[19] Чалий В., Пашков М. Неурядовi аналиичт центри: пропонування на rai ввдкладеного попиту. URL: http://gazeta.dt.ua/POLITICS/neuryadovi_analitichni_tsentri_proponuvannya_ na_tli_vidkladenogo_popitu.html.
NATURE AND KEY ELEMENTS OF THE UKRAINIAN THINK TANKS
K.P. Kurylev, K.V. Gavrikova, Е.А. Pospelova
Department of theory and history of international relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the activities of the Ukrainian think tanks in the context of studying "the Center of it. A. Razumkov" activity, which is supposed to be the leading Ukrainian think tank. The authors examined in detail the mechanisms and principles of the center's work, analyzed the activity of key experts including A. Gritsenko, G. Sherr, P. Rozenko, A. Melnyk, I. Zhdanov, V. Chaly, Yu. Mostovaya, N. Martynenko, A. Rachok and sources of funding. The researchers highlighted a number of issues of the Ukrainian system of analytical centers, including the closed system of decision making at the state and local authorities level, the lack of demand for the services of independent analytical structures by public authorities, weak financial, material and technical base, the absence of staff training, poor communication between the centers, insufficient use of the Internet, software and hardware, information-analytical systems, and so on.
While analyzing their activities the author comes to the conclusion that they have mostly been funded by various agencies (including foreign ones) and used in opposition between the local political and financial elites. As a result their expert assessments and analytics very often did not reflect the real situation. Within the civil war in Ukraine in 2013—2014's these think tanks finally turned into an instrument of information and psychological war, being discredited by their actual support to the actors which had staged a coup and started a struggle against their own nation. Key words: think tanks, foreign policy, international relations, Ukraine, Ukrainian crisis.
REFERENCES
[1] 2014 Global Go To Think Tank Index Report. Available at: http://repository.upenn.edu/ think_tanks/8.
[2] The Think Tank Index: Rating of the world's think-tanks 2014. Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «Tsentr gumanitarnykh tekhnologii». Available at: http://gtmarket.ru/news/2015/ 02/10/7088.
[3] Украшський центр еконо]шчних i полиичних до^джень ii^m Олександра Разумкова. Available at: http://www.razumkov.org.ua/ukr/index.php.
[4] Кшвський нацюнальний економшчний ушверситет iменi Вадима Гетьмана. Available at: http: //kneu. edu.ua.
[5] Мгжнародний центр перспективних доотджень. Available at: http://icps.com.ua.
[6] 1нститут економiчних доотджень та пол^ичних консультацш. Available at: http://www.ier.com.ua.
[7] Украшський незалежний центр полгтичних дослщжень. Available at: http://www.ucipr.kiev.ua.
[8] Razumkov Aleksandr Vasil'evich. Л^а Досье. Available at: http://file.liga.net/person/754-aleksandr-razymkov.html. Accessed 14.02.2015.
[9] Gritsenko Anatolii Stepanovich. Л^а Досье. Available at: http://file.liga.net/person/330-anatolii-gricenko.html. Accessed 14.02.2015.
[10] Demidov V. V. Foreign "think tanks": Principles and methods of work. Available at: http://cprsob.ru/ load/16-1-0-42. Accessed 14.02.2015.
[11] Kogut Yu.I. Think-tanks. Available at: http://people2people.com.ua/nashi-novosti/100-analiticheskie-centry.html. Доступ 14.02.2015.
[12] Chalyi Valerii Alekseevich. Л1га Досье. Available at: http://file.liga.net/person/755-valerii-chalii.html. Accessed 17.02.2015.
[13] Zhdanov Igor' Aleksandrovich. Л1га Досье. Available at: http://file.liga.net/person/959-igor-jdanov.html. Accessed 17.02.2015.
[14] Martynenko Nikolai Vladimirovich. Л1га Досье. Available at: http://file.liga.net/person/ 547-nikolai-martinenko.html. Accessed 17.02.2015.
[15] Rozenko Pavel Valer'evich. Л1га Досье. Available at: http://file.liga.net/person/10442-rozenko-pavel.html. Accessed 17.02.2015.
[16] Tyshkovets S. Интервью с А. Быченко. Available at: http://uadoc.com/virtual/52.htm. Accessed 16.02.2015.
[17] "Think tank" of Razumkov. Available at: http://polpravda.com/dumayushhij-tank-imeni-razumkova. Accessed 16.02.2015.
[18] Олшник С. Роль аналиичних недержавних полиолопчних центрiв Украши в розвитку политично! науки. Укртнський науковий журнал «Освта регюну. Полтологiя nсихологiя комуткацй». 2011. № 4.
[19] Chalii V., Pashkov M. Неурядовi аналиичт центри: пропонування на rai вiдкладеного попиту. Available at: http://gazeta.dt.ua/POLITICS/neuryadovi_analitichni_tsentri_ proponuvannya_na_tli_vidkladenogo_popitu.html. Accessed 24.04.2015.