Роль художников-педагогов в развитии культуры Каменца-Подольського первой половины XX в.
Шульц Н.А.
В первой половине ХХ в. в Каменец-Подольском активно расширялась сеть учебных заведений. Развитию художественного образования способствовала творческая и педагогическая деятельность профессиональных графиков и живописцев, не только преподающих основы изобразительной грамоты, но и способствующих заинтересованности искусством местного населения, что в свою очередь сказалось на развитии городской культуры.
Учитывая роль художников-педагогов в формировании культуры Каменец-Подольского, важно проследить в данном исследовании процессы становления художественного образования края в первой половине ХХ в. Целенаправленное проникновение в структуру процесса становления художественного образования на Подолье не только углубляет наше понимание эволюции этого процесса в ХХ веке, но и помогает осознать его место, закономерности, тенденции развития в Украине. Сведения об истории развития художественного образования на Подолье содержат научные труды Л. Анохиной, А. Данилюка, К. Дегтяр, П. Жолтовского, Д. Крвавича, Т Михайловой, А. Чебыкина, А. Попика. Цель статьи — проанализировать деятельность художников-пе-дагогов Каменец-Подольского в первой половине ХХ в. и определить их роль в формировании культуры региона.
Важным центром сбора, изучения, охраны и популяризации историко-этнологических и фольклорных материалов на Подолье стала Каменец-Подольская художественно-промышленная мастерская, с 1919 г. реорганизованная в художественно-промышленную школу. Ее целью было, как отмечал руководитель учебного заведения В. Гагенмейстер, «готовить хорошо квалифицированных мастеров-прак-тиков с соответственно выработанным художественным вкусом, необходимым в художественной промышленности
— как фабричной, так и кустарной». По состоянию на 1923 г. это заведение было единственным на Правобережной Украине, заботящееся о подготовке такого рода специалистов [1, с. 40].
Деятельность Вячеслава Розвадовского имела основополагающее значение для развития художественного образования Каменец-Подольского, а его коллеги и ученики составляли творческий центр, формировавший культурнохудожественную среду города. Педагогическая, художественная и организаторская деятельность Розвадовского способствовала открытию единственной в Украине художественной школы для крестьянских детей, а впоследствии
— и художественно-ремесленной школы. Художественное образование Розвадовский получил сначала в Одесской художественной школе, а затем — в Петербургской академии художеств в мастерской А. Куинджи. Художник много времени и усилий посвятил общественной работе. Стремясь ознакомить широкие массы жителей Подолья с украинским искусством, Розвадовский устраивал художественные передвижные выставки, на которых демонстрировал лучшие произведения прогрессивных художников, а также собственные работы исторического и этнографического характера.
В 1905 г. усилиями Розвадовского в Каменец-Подольском открыта художественная школа, основой которой были художественные классы (классы рисования). По инициативе Розвадовского при школе было создано керамическое отделение, базировавшееся на мотивах подольского орнамента. Для сельских детей при классах существовал интернат. Из стен этого учебного заведения вышло немало
мастеров подольских народных промыслов. Обучение велось частично на украинском языке. К сожалению, политические взгляды В. Розвадовского и внедрение в классах народной тематики вызвали недоразумение у губернского начальства. Субсидии от Петербургской Академии художеств прекратились. В 1908 г. Вячеслав Розвадовский был отстранен от руководства, классы закрыты, а сам художник оказался в Средней Азии.
Руководить школой пригласили петербургского художника Николая Федоровича Роота. Классы рисования с керамическим отделением были переименованы в художественно-ремесленную учебную керамическую мастерскую с классами рисования. Позже мастерская перешла на содержание Министерства торговли и промышленности. Срок обучения установили трехлетний. Здесь учились в основном крестьянские дети. Они получали звание подмастерьев керамики, а после трехлетней практики становились мастерами. Были восстановлены и вечерние классы рисования и черчения, где учились в основном дети местных чиновников и купцов. В 1913 г. художественно-ремесленная мастерская экспонировала на Всероссийской кустарной выставке керамические изделия учеников, а также наброски, рисунки и чертежи. В начале 1914 г. их выставляли в Берлине, в марте 1914 г. — в Лионе. Переданные туда изделия были выполнены исключительно в характере народных подольских форм и орнаментов.
В годы первой мировой войны население Каменца дважды эвакуировали. В 1915 г. в связи с приближением фронта мастерскую эвакуировали в Харьков, вернулась она в Каменец-Подольский в августе 1916 г. А в августе 1917 г. ее эвакуировали снова, на этот раз в Лубен Полтавской губернии (возвращена в июле 1918 г.). Еще до революции, 1 ноября 1916 года, руководителем мастерской был назначен Владимир Гагенмейстер (1887—1938). Практический опыт преподавателей школы, выпускников Коломыйской гончарной школы, Миргородской художественно-промышленной школы, Строгановского училища направлялся в единое русло выпускником Санкт-Петербургского училища технического рисования барона Штиглица В. М. Гаген-мейстером, руководившим школой в 1916—1933 гг., с именем которого связан подъем этого культурного центра [2, с. 31].
Согласно положению Министерства народного просвещения на должность учителя графических искусств назначались лица, имеющие соответствующее художественное образование. В уставе, регламентирующем учебный процесс, требования были такие: «Учитель рисования выбирается из лиц, окончивших курс в классах Императорской Академии художеств, Санкт-Петербургского училища технического рисования барона Штиглица, Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры, а также Московского Строгановского училища».
Гагенмейстер глубоко исследовал народно-художественное наследие региона, вместе с учениками собирал материалы, делал зарисовки, искал народных умельцев. Несмотря на небольшой педагогический опыт, художник с присущей ему энергией активно создавал условия для углубления художественного образования учеников, большое внимание уделял расширению количества и улучшения качества изучения специальных художественных предметов, хорошо понимая, что без прочной изобразительной базы невозможно говорить о творчестве и последующей плодот-
Культурология и искусствоведение
ворной профессиональной деятельности воспитанников. Основным направлением в изучении рисунка было обучение учеников реалистической передаче окружающей среды, умению отражать ее с натуры различными техническими средствами. Значительную часть программного материала занимало изучение традиционного украинского искусства. В школе на высоком уровне изучались композиция, графика, история декоративно-прикладного искусства, в частности формы, орнаментальные мотивы, цветовые решения разных эпох и т.д. В. Гагенмейстер, влюбленный в народное искусство, учил этой любви своих воспитанников. В зимние и летние каникулярные перерывы школа организовывала творческие бригады из учеников и преподавателей для сбора этнографических материалов, образцов народного творчества в селах Подолья. При школе существовал фонд, состоящий из собранных произведений прикладного искусства: ковров, гончарных изделий, бисерных украшений, бумажных цветов, художественного стекла, одежды и т.п. Эта коллекция в некоторых случаях выступала в качестве натюрмортного фонда. На основе этнографических материалов, собранных в селах Подолья, типографским способом, преимущественно в технике литографии, небольшими тиражами преподавателями и учениками школы издавались пособия [3, с. 134].
Гагенмейстер издал многочисленные альбомы и открытки с изображением архитектурных памятников Подолья, книги по народному искусству. Среди них — уникальные: «Украинская старина. Подольское гончарство», «Гончар Бацуца», «Образцы народного искусства на Подолье» и другие. Им создан альбом цветных автолитографий «Старый Каменец-Подольский». Одно из лучших полиграфических изданий школы «Крестьянские настенные росписи на Каменеччине» вышло из печати в 1930 г.
Проведенный анализ архивных источников дает основания утверждать, что яркой страницей развития художественного образования на Подолье является деятельность и творчество художника Дмитрия Жудина, жившего и работавшего здесь в 1892—1913 годах. К сожалению, изучению творческого наследия Дмитрия Жудина уделяется мало внимания.
Дмитрий Жудин — яркий пример учителя рисования, представителя одной из категорий мастеров прошлого века, сделавших чрезвычайно много для распространения изобразительной грамоты, для приобщения учеников училищ и гимназий к искусству, ощутимо влиявших на формирование эстетических вкусов, на духовную атмосферу в среде городской интеллигенции. В 1880 г. Жудин приобрел профессиональный опыт на базе Житомирской гимназии, после чего молодому художнику Санкт-Петербургской Академией художеств было присвоено звание учителя каллиграфии, рисунка и черчения в училищах, а в 1897 г. той же Академией выдано свидетельство на право преподавания рисунка в средних учебных заведениях [4, с. 16]. Художник получил незаурядную возможность упражняться в рисовании; этот период принес немало пользы его ученикам, принимавшим неоднократное участие в художественных конкурсах. За плодотворную работу Д. Жудин получил похвальное письмо Совета Академии Искусств. Он вывел каллиграфию и рисунок на такой уровень, что ученики на академическом конкурсе работ по рисунку смогли с честью конкурировать с учащимися высших учебных заведений. Художник преподавал рисование и черчение в Мариинской
женской гимназии, был учителем рисования, черчения и каллиграфии Каменец-Подольского городского училища [5, с. 11].
Дмитрий Жудин, организовывая программу обучения, большое внимание уделял академической основе, надеясь на то, что профессиональная подготовка будущих художников позволит им поступить в академию или любое другое заведение с художественным направлением. Д. Жудин
— основатель пленэра как учебного приема на занятиях изобразительного искусства. Преподавая изобразительное искусство в Мариинской женской гимназии, он вместе с ученицами исследовал, анализировал натуру, выходя на «живые» уроки рисования на улицу. Это был неоценимый опыт и для учениц, и для учителя [6, с. 89].
Важную роль в развитии культуры региона сыграл художник Александр Грен. Участие Грена в культурно-художественной жизни города неразрывно связано с художественно-педагогической деятельностью, сопровождавшей мастера всю сознательную жизнь, начиная с работы в художественной студии, в уставе которой отмечалось, что одним из ведущих видов деятельности является активное участие в открытии школ и художественных кружков, где бы обучали рисунку, живописи и скульптуре, теории искусства. При студии была открыта художественная школа, классы формировались согласно возрастной категории учеников (поскольку учиться рисованию имели право как дети, так и взрослые). Перечень дисциплин свидетельствует о разностороннем и профессиональном изучение искусства: рисунок (орнамент прямолинейный и гипс, рисунок с натуры), живопись (натюрморт, этюдно-пейзажная живопись, живая натура, декоративная живопись, художественный трафарет), скульптура (орнамент, барельеф и горельеф, маска, фигура и лепка с натуры), графика (графика по дереву, литография), история искусства, перспектива линейная и воздушная, композиция в рисунке и живописи, пластическая анатомия. А. Грен преподавал значительную часть профессиональных художественных дисциплин. Неотъемлемой составляющей учебного процесса были регулярные итоговые просмотры творческих работ учеников, на которых отбирались лучшие композиции для выставок не только в Каменец-Подольском, но и за его пределами.
С 1924 г. Грен окончательно переходит на педагогическую работу. Преподает рисование в еврейской школе № 7, средней школе № 3 и № 1, в дальнейшем — в средней школе № 8 и № 10, дает уроки ученикам художественно-промышленной школы по личной просьбе руководителя школы В. Гагенмейстера. Последнее является свидетельством уникальности Грена-художника и Грена-педагога — именно такой талант необходим был В. Гагенмейстеру для формирования высокопрофессионального преподавательского коллектива, поскольку в организации учебно-воспитательного процесса школы В. Гагенмейстер использовал специальные средства, методы и приемы, складывающиеся в стройную систему результативного художественного образования. В школе изучался академический рисунок; техника акварельной живописи; был введен творческий рисунок. Немалое внимание уделялось технологии керамического дела, углубленному изучению декоративной росписи; были возрождены художественный текстиль, изготовление орнаментальных ковров, вышивание; литография вышла на профессиональный уровень.
Главную задачу в течение всей преподавательской ра-
Всероссийский журнал научных публикаций № 2(17) 2013
63
боты Грен видел в прививание любви к изобразительному искусству, воспитании у своих подопечных эстетических чувств. Уникальность таланта А. Грена как педагога заключалась не только в передаче технических приемов рисования, а в передаче собственных творческих принципов как определенной системы живописного видения. Главным было изучение народного искусства, свидетельством чего служат работы учеников по обработке и зарисовке народных орнаментов. На частных занятиях, проходивших у него дома, художник неоднократно подчеркивал своим ученикам: «Если хотите что-то свое сказать в вашем деле, изучайте народное искусство» [7, с. 18].
Полученные с годами знания, умения и навыки передавались от поколения к поколению, обогащались новым опытом. Это стало, безусловно, прочной основой для возникновения в Каменец-Подольском художественно-педагогической школы [8, с. 121].
В. Розвадовский, М. Роот, В. Гагенмейстер, Д. Жудин, А. Грен внесли огромный вклад в дело развития профессионального художественного образования. Их деятельность сформировала своеобразные региональные особенности подольского художественного образования, дающие право утверждать о его самобытности и обязывающие использовать положительный опыт сегодня. Анализируя деятельность художников-педагогов на Подолье, следует отметить, что получив образование в столичных заведениях, они распространяли в регионе определенные художественные принципы, которые были характерны для современности и, в свою очередь, отражались в местном искусстве. Высокое качество обучения художественному мастерству определялось должным образованием и творческой одаренностью художников. Именно художники-педагоги сыграли главную роль в становлении и развитии культуры на Подолье, их деятельность имела универсальный характер, они активно участвовали в общественной жизни региона, были инициаторами организации художественных выставок, студий, мастерских. При этом, очевидно, что их творческая практика могла иметь ограниченный характер, поскольку педагогическая деятельность занимала большую часть их времени.
Список использованных источников
1. Онацький Є. Кам'янець моїх юних днів / Є. Онацький // Пам'ятки України. - 2000. - Число 3-4. - С. 88-9І.
2. Державний історичний архів Хмельницької області. - Ф. Р-319, оп. 2, спр. 332 - Кам'янець-Подільська чоловіча гімназія. Переписка Київського освітнього округу про призначення Жудіна Д. А. вчителем рисунку, креслення і каліграфії і його формулярний список. - 9-29 листопада 1896 р.
3. Шмагало Р. Т. Мистецька освіта в Україні середини ХІХ -середини ХХ століття: структурування, методологія, художні позиції. - Львів : Українські технології, 2005. - 528 с.
4. Підгірна Л. Була у Кам'янці чоловіча гімназія: Штрихи до історії / Л. Підгірна, А. Бабляк // Подолянин. - 1993. - 27 січня. - С. 3.
5. Центральний державний архів-музей літератури і мистецтва України. - Ф. 632, оп.1, спр. 2688. - 1884-1982 рр.
6. Урсу Н. О. Педагогіка мистецтва у спадщині Володимира Гаґенмейстера / Н. О. Урсу // Історія педагогіки у структурі професійної підготовки вчителя. - Кам'янець-Подільський : Абетка-Нова, 2002. - С. 216-223.
7. Мистецька спадщина Поділля у контексті полікультурного європейського простору : збірник наукових праць за результатами Міжнародного науково-практичного семінару. - Кам'янець-Подільський: Кам'янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2010. - 212 с.
8. Баженов Л. В. Нариси історії Поділля. На допомогу вчителю / Л. В. Баженов, І. С. Винокур., О. М. Завальнюк та ін. - Хмельницький облполіграфвидав., 1990. - 326 с.