CK CD
О Q)
ш
о
Гуцул И.А.
преподаватель кафедры искусств Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина
Шульц н.А.
преподаватель кафедры искусств Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина
Ерохин И.Ю.
Старший научный сотрудник, Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания
О
Культурологическая деятельность подольского художника Владимира Гагенмейстера: роль личности в истории края
Гуцул И.А.
На современном этапе возрождения украинского культурного наследия наиболее ценным представляется творчество художников, посвятивших свою жизнь документальной фиксации памятников старины, сохраняя тем самым для современности и будущего лучшие образцы прошлого. Ярким представителем плеяды таких мастеров был Владимир Гагенмейстер, бурлящая энергия которого находила выход в самых разнообразных, порой неожиданных видах деятельности.
Жизненный путь художника и его творческую деятельность исследовали историки и искусствоведы — В.Ю. Си-чинский, Р.Т. Шмагало, Ю.П. Лащук, А.М. Завальнюк, Л.В. Баженов, В.А. Савчук, В.С. Прокопчук, А.Б. Комарниць-кий, Н.А. Урсу и др. Цель данной статьи — проанализировать направления культурно-просветительской деятельности подольского художника и педагога В. Гагенмейстера.
Педагогическая деятельность Гагенмейстера осуществлялась параллельно с другими сферами интересов художника. В 1919 году В. Гагенмейстер разработал проекты подольских гривен. На их основе позже были выпущены боны Каменец-Подольского городского управления. Отсутствие достаточного количества разменных знаков на Украине в 1918—19 годах послужило причиной выпуска денежных эквивалентов на местах. Так и появились гривны в губернском городе на Подолье. В. Гагенмейстер выполнил четыре проекта бон (2, 6, 4 и 20 гривен), которые были утверждены Городским управлением и Финансовой комиссией. Проекты гривен содержали изображения архитектурных сооружений города Каменца-Подольского (Ветряные ворота, Старая крепость). Издание их в местной цинко-типогра-фии столкнулось с трудностями финансового характера, что повлекло за собой упрощение рисунка. Был разработан единый для всех бон рисунок со сменными цифрами. Рисунок аверса бон — трезубец, герб Подолья, овальная рамка, растительный орнамент. Слово «бон» оставлено было таким, каким его нарисовал В. Гагенмейстер, а остальное — обратная сторона — творчество художника типографии, который подписал боны на обратной стороне — «Худож. Фото-цинкография. И.М. Гутман. Кам.-Под.». Боны были сделаны поспешно и некачественно, что негативно повлияло на их внешний вид. Каменецкие боны использовались недолго, по причине плохой бумаги быстро выходили из строя, за исключением 20 гривен, которые были напечатаны на более качественной бумаге серо-сиреневого цвета с водяными знаками в виде волнистых линий. Эти гривны почти сразу вызвали большой интерес у коллекционеров. Малый тираж и ограниченное количество гривен способствовали увеличению их ценности даже на фоне роскошных, прекрасно выполненных художественно и технически Гетманских и Петлюровских Государственных денежных знаков. Такие гривны быстро исчезли на Подолье, и даже местные коллекционеры находили их в других регионах (преимущественно в Киеве и Одессе) [1, с. 14]. Кроме того, авторству Владимира Николаевича принадлежит обложка первого номера литературно-художественного журнала института народного образования «Буяние» (1921 г., под ред. В. Кириленко).
В конце 1920 года на основе всеобщего распоряжения власти был создан Каменец-Подольский комитет охраны памятником старины, искусства и природы «Камподкост». Возглавил его историк Филипп Клименко, а сотрудниками стали преподаватели института народного образо-
вания Е. Сицинский, Е. Сташевский, В. Гагенмейстер. В 1921—1922 гг. «Камподкост» становится главным очагом археологических студий в крае, поскольку предыдущие научно-археологические общества как незарегистрированные, согласно законодательству, самораспустились. В июне 1921 года «Камподкост» организовал в Каменецком институте народного образования археологическую выставку. Одну из лекций — «Народное искусство на Подолье» — прочитал и В. Гагенмейстер. Гагенмейстер в своей практике ориентировался, очевидно, на средневековые мастерские. Во время совместной работы мастер вместе со своими коллегами-специалистами передавал своим ученикам конкретные навыки. Например, собрав во время летних путешествий материалы про настенные бумажные украшения, ученики школы учились интерпретировать их в альбомах. Так начало формироваться издательское дело, которому Владимир Гагенмейстер учил своих учеников и которым увлекался сам. Владимир Сичинский, как искренний почитатель Владимира Гагенмейстера, пользовался каждой возможностью, чтобы популяризировать то или иное издание. Понимая уникальность таких альбомов, он детально описал, задокументировал несколько из них. Издание «Настенные бумажные украшения Каменеччины» (Каменец-Подольский, 1930): «Как узнаем из текста, опубликованный материал был собран В. Гагенмейстером вместе со своими учениками Каменецкой художественно-промышленной школы. Автор, кроме информационной части, подает способ создания вытынанок, материал, форму, орнаментальные мотивы, названия, место предназначения, местности, из которых они происходят и т.д. Такой методологически выработанный подход к теме делает короткий текст альбома чрезвычайно ценным. Издана книжка-альбом не только прекрасно, но и изыскано, с большим вкусом и способностью, так, что [она] может служить примером даже для наших «столичных» издателей. С точки зрения недоступности издания (тираж всего 80 экземпляров) попробуем описать его оформление. Твердая обложка — в белой меловой бумаге приятной матовой поверхности, спинка книжки — из голубого полотна густой краски. На обложке печатный текст и цветная репродукция вытынанки в трех цветах. Книжка обернута прозрачной матовой калькой и помещена в картонную папку. Внутренняя сторона обложки и первый лист — из красной блестящей бумаги, из которой, собственно, создаются вытынанки. Эта бумага окрашена только с одной стороны, так, что, переворачивая первый лист, имеем очень логичный переход к титульной странице, где опять видим малую цветную репродукцию. Другая цветная репродукция вытынанок помещена как заставка текста. Он распечатан на очень «бедной» бумаге, но приятного серого цвета. Посреди текста — таблица с тоновой автолитографией В. Га-генмейстера — общего вида хаты с вытынанками Ольги От-аманюк из с. Бакоты. Далее следуют 15 таблиц из темного картона с наклеенными репродукциями вытынанок. Репродукции распечатаны очень хорошим литографическим способом, к тому же некоторые листы содержат шесть красок, что при литографической печати требует очень много труда и времени, поскольку каждая из этих таблиц должна быть отбита шесть раз» [2, с. 110].
Среди авторов, которые сами создавали рисунки для изданий, можно назвать, кроме самого В. Гагенмейстера, и его коллег: К. Адамовича, В. Шаврина, Е. Сицинского — отца В. Сичинского (Сицинского), К. Кржеминского и др. Гаген-
мейстер выступал в этих изданиях и как искусствовед. Подготавливая альбом «Тульчинщина, село Орловка. Вышивки низью» (Каменец-Подольский, 1929), он специально собирал народную терминологию. Как отмечал В. Сичинский, «об одних лишь орнаментальных мотивах или их элементах мы насчитали в тексте 60 разных терминов (слов), употребляемых на Подолье. В. Гагенмейстер, м[ежду] п[рочим], указывает, что некоторые названия орнаментальных мотивов общие для вышивок, писанок и ковров, они происходят не только из исторических, но и из доисторических времен» [3, с. 23]. Прослежены влияния Византии, Востока и Запада. Эти общие утверждения, не вызывающие сомнений, могут служить программой последующих серьезных исследований, например, изучения орнаментальных мотивов, встречающихся в разных областях народного искусства (вышивка, керамика, писанкарство, ковроткачество и т.п.) и меняющих свои формы соответственно материалу и техники исполнения. Из текста альбома «Тульчинщина, село Орловка. Вышивки низью» (Каменец-Подольский, 1929) узнаем, что альбом рисунков был издан в натуральном размере. Сами вышивки сделала Юстина Ивановна Ременюк, единственная в селе мастерица, сохранившая древнюю технику вышивки низью и орнаментальные мотивы как наследие своей матери и бабушек. Уже в двадцатых годах в том самом селе никто больше этой техникой не вышивал, прибегая к более легкому способу «крестиком», опираясь на мотивы дореволюционных «Малороссийских узоров». Работа над настоящими произведениями подольского прикладного искусства легла в основу школьной программы. Собранные материалы воспитанники школы обрабатывали, используя их в учебном процессе. При школе был основан музей, к собраниям которого принадлежали и вышивки Юстины Ременюк [4, с. 36—38].
В изданиях находим тексты на шести языках — украинском, русском, польском, латинском, французском, немецком. Анализируемые издания прекрасно задокументировали аутентичные художественные произведения. Как писал Борис Бутник-Сиверский, «эти альбомы с многочисленными цветными таблицами особенно ценны тем, что помещенные там рисунки очень близки к оригиналам и прекрасно передают локальные особенности росписей». Владимир Сичинский охарактеризовал художественный уровень изданий. Выдающийся искусствовед украинской эмиграции, действующий в среде международных художественных взаимоотношений, подчеркнул значение одного из каменецких изданий — «Настенные бумажные украшения Каменеччины» (Каменец-Подольский, 1930) — в контексте общем: «Редк[остно]е и единственное в своем роде издание, единственное не только в украинской литературе, но и в целом в славянской». Описывая издание «Вышивки ни-зью на Подолье» (Каменец-Подольский, 1927), В. Сичин-ский отмечал: «Это маленький альбом изданных образцов типично подольских геометрических мотивов. Издатели не пожалели лишней краски, чтобы продемонстрировать вид самого полотна (с грубыми нитями), на котором вышито низью». В. Сичинский профессионально проанализировал также альбом В. Гагенмейстера «Настенные росписи Каменеччины» (Каменец-Подольский, 1930): «Чтобы иметь представление об этом поистине роскошном и дорогом издании, достаточно сказать, что некоторые репродукции имеют 5 разных цветов, есть также работы, выполненные несколькими оттенками одной краски, а также три иллю-
страции, выполненные в трехцветной технике (накладыванием красок одна на другую), что в литографии требует особого внимания и умения. Книжка имеет прекрасную политуру со специально напечатанной цветной обложкой на меловой бумаге и подложкой (внутренняя сторона оправы), напечатанной четырьмя цветами». О книге своего отца «Каменецкий государственный историко-культурный заповедник: Каменецкая крепость» (Каменец-Подольский, 1929) В. Сичинский писал: «Издана в двух размерах малой (14х18 см) и большой — в восьми, с автолитографией крепости-замка Гагенмейстера, напечатанной в трех оттенках. Брошюра была предназначена для массового распространения как дешевый путеводитель, но издана на высоком уровне библиофильского оформления. Это единственное издание худ.[ожественно]-промышл.[енной] школы с тиражом 500 экземпляров» [5, с. 21—22].
К 1926 году под эгидой школы, в том числе при авторстве самого В. Гагенмейстера и его коллеги К. Кржеминского, а также группы других исследователей, художников и студентов, издательством уже было опубликовано 12 цветных изданий большого формата, посвященных поискам в области украинского народного искусства. Позже были изданы еще две уникальные работы — книжки о памятниках еврейского искусства. Первая из них — работа К. Кржеминского о еврейских надгробиях Каменца-Подольского вышла в 1926 г., вторая — уже вместе с Гагенмейстером — об архитектуре и росписях синагоги в местечке Смотрич — увидела мир тремя годами позже [6].
По мнению Павла Жолтовского, изучающего подольские синагоги в 1930 году, именно синагога в Смотриче была наиболее ярким примером традиции росписей, сложившейся и отличающей подольские синагоги среди других синагог XVIII в. в Миньковцах, Михалполе и Ярышеве, которые исследовал ученый в этот период. Стоит отметить, что исследователь действительно выбирал лучшее и типичное, презентовавшее еврейское искусство региона. Очевидно, само издание было комплектом отдельных литографий. К сожалению, можно лишь догадываться, в каких цветах, исходя из издательской практики школы, могли быть напечатаны литографии и избранные сюжеты.
Недавние разведки Евгения Котляра, исследователя еврейского искусства, в фондах Национального художественного музея Украины позволили атрибутировать часть материалов, хранящихся там, как страницы книги Гаген-мейстера, посвященной надгробиям. В архивно-документальном отделе музея долгое время сохранялась коллекция различных изобразительных материалов: фотографии, оттиски. Сотрудники музея классифицировали их как экспедиционные материалы 1920-х годов, собранные Д. Щербаковским, заведующим историко-бытовым и этнографическим отделами музея, и Н. Беляшевским, его директором. Детальное изучение данных материалов дало неожиданный результат. Были найдены изображения памятников еврейского ритуального искусства, и среди них — двадцать четыре разрозненных листа с отпечатками литографических изображений еврейских надгробий, наклеенных на картон, размером 35,5 х 26,2 см. Стиль издания листов в виде наклеенных на сине-зеленый картон отпечатков с изображением литографированных мацевот был аналогичный графическому решению других изданий школы Гагенмейстера. Все они, исходя из подписей, происходили из одного города — Каменца-Подольского. Одни и те же сюжеты повторялись
несколько раз, и, в целом, насчитывали десять разных изображений [7, с. 70—72].
Нельзя обойти вниманием и ценные размышления Архипа Данилюка: в автолитографиях, которые помещены в книжках и альбомах В. Гагенмейстера, заметны черты уверенного артистизма, превращающие каждый эстамп не просто в документ, а в настоящее произведение искусства. Одновременно, эти литографии наделены волшебной лиричностью, глубоко раскрывающей стилевые особенности архитектурных ансамблей одного из наиболее красивых городов Украины — Каменца-Подольского. Все эстампы выполнены в теплой монохромной тональности. Преобладают охристые, зеленоватые, пепельно-серые цвета, придающие произведениям романтическое настроение. Все они были задуманы художником не как станковые эстампы, а как иллюстрации к изданиям альбомного типа. На обложках выразительно обозначились основные черты книжной графики Серебряного века, в частности графиков круга «Мир искусства».
Известный искусствовед и друг В. Гагенмейстера Стефан Таранушенко в письме к дочери художника пишет о рецензии, опубликованной им на одно из изданий школы: «Моя рецензия на работу К. Кржеминского «Настенные росписи на Уманщине, издания Каменецкой художественно-промышленной школы», Кам.-Под., 1927, была напечатана в журнале «Украина». — Киев, 1929, май-июнь, с. 145. В этой рецензии я отметил «почетную роль Каменецкой профшколы, поднимающей (?) исследования народного украинского искусства и издавшей серию публикаций, посвященных настенным росписям, гончарству, сельской одежде и т.п.» [8].
Интересно рассказала о произведениях В. Гагенмей-стера, посвященных Каменецкой крепости, Тамара Сыс: «Кто не знает о прославленном историческом заповеднике — Каменец-Подольской крепости! К ней простираются туристические дорожки из многих стран мира. Одним из первых, кто добивался признания Каменца как заповедника, был директор художественной школы В. Гагенмейстер. Его альбомы автолитографий «Старый Каменец-Подольский» и «Виды Каменца-Подольского» способствовали широкой популяризации уникальных памятников города на камне. А когда в 1929 году крепость провозгласили памятником-заповедником, В. Гагенмейстер через музей издал открытку с текстом постановления об этом выдающемся для Каменца-Подольского события. Не знал художник, какую важную роль сыграет его произведение в последующей истории крепости. В годы Великой Отечественной войны немцы ограбили Каменец-Подольский, пропали документы о присвоении крепости статуса заповедника. Единственным подтверждающим документом осталась открытка В. Гаген-мейстера, на основании которой постановление разыскали. Многие историко-архитектурные памятники Каменец-Подольского навсегда пропали, но продолжают жить а автолитографиях художника-графика Владимира Гагенмейстера.
Благодаря исследовательской и издательской деятельности художника не только популяризировались выдающиеся памятники архитектуры и народного искусства, а и осуществлялась очень важная профориентационная работа, привлекающая учеников на школьную скамью. В результате, была создана своеобразная культурно-художественная среда, жившая самостоятельной, очень динамичной жизнью.
С целью ограничения деятельности школы большевики сузили в 1931 году ее профиль, переориентировав школу на стекло-керамический техникум. Издательство было ликвидировано. Книгу «Подолье: Гутное стекло» [9] (Каменец-Подольский, 1931) В. Гагенмейстер выпустил уже как издание Краеведческого музея, подписавшись как директор Каменецкого стекло-фарфорового техникума. После казни художника, в последующие годы, и без того редкие каме-нецкие украиноведческие издания — труды «открытого врага народа» — изымали и уничтожали.
В 1976 году Архипу Данилюку было известно 47 изданий КПХПШ, из них 11 принадлежали В. Гагенмейстеру. Из этнографических материалов, собранных в селах Подолья, создавались пособия, которые печатным способом, преимущественно в технике литографии, издавались небольшими тиражами преподавателями и учениками школы. В собрании материалов о художнике и его школе огромную роль сыграли старания его дочери Ольги Владимировны Эрн. Ольга Владимировна разыскала названия изданий профшколы: на 2013 год ей известно 127 названий, из которых 86 принадлежало ее отцу, в том числе 18 книг и 4 портрета. К сожалению, издания выпускались небольшим тиражом — от 10 до 100 и только в нескольких случаях — 200—500 экземпляров. Поэтому их так мало сохранилось, и сегодня это библиографические раритеты. В течение многих лет О. Эрн делала все, что могла для увековечивания памяти отца.
Анализируемые издания подразделяются на альбомы (автолитографий, рисунков, портретов, почтовых открыток), буклеты, небольшие брошюры, плакаты, отражающие тематически историко-архитектурные памятники, народное искусство Подолья и пр.
Интересным видом издательской деятельности школы была публикация разного рода сопроводительных документов: грамот, свидетельств и других бумаг. Подтверждением служат свидетельство и грамота для Дунаевецкой текстильной школы, изданные в 1930 году тиражом по 500 экземпляров, найденные в Центральном государственном музее литературы и искусства Украины. Этот факт наглядно демонстрирует поиск директором школы дополнительных источников финансирования для улучшения общей ситуации в школе и закупки материалов для существования школьного издательства.
Школа обеспечивала собственные потребности в мелких печатных материалах. Так, сохранилась маленькая программка вечера Каменец-Подольской художественной Профшколы от 22 июня 1929 года, в которой на серой бумаге напечатана информация, делящаяся на 2 части: торжественную и художественную. Программка издана тиражом в 70 экземпляров.
Результатом такой скрупулезной работы было создание при школе Музея кустарной промышленности и народного искусства Подолья, профессиональной библиотеки (в 1924 году здесь насчитывалось уже 945 книг) и издание более 127 альбомов, открыток на тему народного искусства, подготовленных силами преподавателей и учеников [10, с. 97]. Большинство этих публикаций издавалось на украинском языке. Сам же В. Гагенмейстер уже через год после приезда в Каменец-Подольский свободно разговаривал и писал на украинском языке. Для популяризации народного искусства и выдающихся памятников культуры Гагенмейстер вступил в Каменец-Подольский комитет охраны памятни-
ков старины, искусства, природы (1921) Каменец-Подольского научного общества при Всеукраинской академии наук (1925).
Неимоверно трудно отделить информацию о школьной и педагогической работе художника от его издательской и других видов общественной, творческой и научной деятельности. Сферы интересов этого незаурядного человека предусматривали такой большой диапазон, что охватить их одним исследованием не представляется возможным. Вместе с тем, удалось акцентировать внимание на проявлениях его нелегкой, но яркой с профессиональной точки зрения жизни.
Список использованных источников
1. ГаГенмейстер-Корецька О. Подтьсью гривн / О. ГаГенмейстер-Корецька // Дрогобицький колекцюнер. - Дро-гобич, 1994. - число 2 (7). - С. 14.
2. С|чинський В. Настшы паперов! прикраси Кам'янеччини / В.С|чинський, В. Гагенмейстер // Мистецтво : орган асоцтцп незалежних украТнських мистц|в. Зошит IV, 1933. - С. 110-111.
3. С|чинський В.Ю. Видання мистецько-промисловоТшколи в Кам'янц / В.Ю. Снинський // УкраТнська книга. - Льв1в, 1937. - №1. - С. 20-23.
4. Бтокшь С. «БЫ круки» подтьського друкарства / С. Бтокшь // Пам'ятки УкраТни : ¡сторт та культура. - К., 2000. - С. 33-45
: ¡л.
5. Кржемшський К. Архитектура та стшы розписи синагоги мПстеч]ка Смотрич / К. Кржемшський, В. Гагенмейстер : Видання Кам'янецькоТ художньо-промисловоТ профшколи ¡м. Сковороди. Кам'янець-Подтьський, 1929. - 32 с. : ¡л.
6. Харювська державна наукова б|блютека ¡м. В. Г. Короленка. -Жолтовський П. Автобюграфт. Рукопис. - Ф. 23. - Р-193.
7. Котляр 6. Вырванные еврейские страницы: по следам изданий по иудаике Владимира Гагенмейстера / 6. Котляр // ЦАЙТШРИФТ. Журнал по изучению еврейской истории, демографии и экономики, литературы, языка и этнографии. -Мшск-Втьнюс : Ре^о с^эб, 2012. - Т. 7 (2). - С. 64-81.
8. ПАОЕ - Лист С. Таранушенка до Ольги Володимир|вни Ерн-ГаГенмейстер вщ 25 жовтня 1970.
9. Приватний арх1в Ольги Ерн (ПАОЕ) - Подтля. Гутне скло / [за ред. В. Гагенмейстера I М. Олшника, обгортка I малюнки В. Гагенмейстера] - Кам'янець-Подтьський : Художньо-про-мислова профшкола, 1930.
10. Кам'янець-Подтьський мкький державний арх1в. - Ф. - 1492, оп. 1, спр. 7. - арк. 6 (97).