Научная статья на тему 'Роль художественного пейзажа в формировании образа Родины в стихотворениях Якуба Коласа 1898–1917 гг. '

Роль художественного пейзажа в формировании образа Родины в стихотворениях Якуба Коласа 1898–1917 гг. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2226
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
artistic scenery / the Motherland image / poem / Yakub Kolas / Belarusian literature / field / forest / tree / road / sky
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ARTISTIC LANDSCAPE IN SHAPING THE IMAGE OF THE MOTHERLAND IN THE POEMS BY YAKUB KOLAS IN 1898–1917

Yakub Kolas (Konstantin Mikhailovich Mitskevich) (1882–1956) is a major Belarusian poet, prose writer, playwright, critic, essay writer, translator, one of the founders of modern Belarusian language and literature. The scope of research is the artistic scenery in the poems written by Yakub Kolas in 1898–1917. The research objective is to determine the role of the artistic scenery in the creation of the Motherland image in the poems written by Kolas during the specified period. The research hypothesis lies in the fact that scenery described by Kolas in his poems, varying in themes and mood, create a visual image of Belarus in the reader’s mind. The research was conducted by using a continuous sampling method, empirical analysis, linguistic analysis of a literary text as well as the art history data involved as interdisciplinary basis for the analysis of the selected poetic texts. In the artistic scenery described by Kolas in his poems in 1898–1917 compositions in the melancholic mood prevail; the images of roads, the sky, fields, seasons, Belarusian waterways, etc. play an important role. The research findings can be used in academic courses in Modern Belarusian and History of Belarusian Literature, specialized courses in linguistic analysis of a literary text and specialized seminars on the works of Yakub Kolas’. Further research includes the analysis of the artistic scenery in poems written by Yakub Kolas in 1917–1956 as well as in poems by Yanka Kupala (I.D. Lutsevich), M.A. Bogdanovich and other Belarusian poets.

Текст научной работы на тему «Роль художественного пейзажа в формировании образа Родины в стихотворениях Якуба Коласа 1898–1917 гг. »

Literature and Culture: Historic and Contemporary DOI: 10.24411/2470-1262-2018-10007

УДК (UDC) 821.161.3.09-1(092) Колас

Elena V. Mikhailova, Educational Institution «Belarusian State Academy of Music»,

Minsk, Republic of Belarus

For citation: Mikhailova E.V. (2018),

The role of the artistic landscape in shaping the image of the Motherland in the poems by

Yakub Kolas in 1898-1917. Cross-Cultural Studies: Education and Science.Vol.3, Issue I,

pp.69-79 (in USA) Received: February 02, 2018 CC BY 4.0

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕЙЗАЖА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОДИНЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ЯКУБА КОЛАСА 1898-1917 ГГ.

THE ROLE OF THE ARTISTIC LANDSCAPE IN SHAPING THE IMAGE OF

THE MOTHERLAND IN THE POEMS BY YAKUB KOLAS IN 1898-1917

Abstract

Yakub Kolas (Konstantin Mikhailovich Mitskevich) (1882-1956) is a major Belarusian poet, prose writer, playwright, critic, essay writer, translator, one of the founders of modern Belarusian language and literature.

The scope of research is the artistic scenery in the poems written by Yakub Kolas in 1898-1917.

The research objective is to determine the role of the artistic scenery in the creation of the Motherland image in the poems written by Kolas during the specified period.

The research hypothesis lies in the fact that scenery described by Kolas in his poems, varying in themes and mood, create a visual image of Belarus in the reader's mind.

The research was conducted by using a continuous sampling method, empirical analysis, linguistic analysis of a literary text as well as the art history data involved as interdisciplinary basis for the analysis of the selected poetic texts.

In the artistic scenery described by Kolas in his poems in 1898-1917 compositions in the melancholic mood prevail; the images of roads, the sky, fields, seasons, Belarusian waterways, etc. play an important role.

The research findings can be used in academic courses in Modern Belarusian and History of Belarusian Literature, specialized courses in linguistic analysis of a literary text and specialized seminars on the works of Yakub Kolas'.

Further research includes the analysis of the artistic scenery in poems written by Yakub Kolas in 1917—1956 as well as in poems by Yanka Kupala (I.D. Lutsevich), M.A. Bogdanovich and other Belarusian poets.

Keywords: artistic scenery, the Motherland image, poem, Yakub Kolas, Belarusian literature, field, forest, tree, road, sky

Введение

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956) - выдающийся белорусский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик, публицист, ученый, общественный деятель. Он является одним из основателей современного белорусского языка. Вместе с другим «.. .выдающимся поэтом Белоруссии - Янкой Купалой - Якуб Колас положил начало современной белорусской литературе» [12, с. 20]. Первое опубликованное произведение Якуба Коласа - стихотворение «Наш родной край» - появилось в газете «Наша доля» в 1906 г. Его творческое наследие включает стихотворения, рассказы, поэмы «Новая земля», «Сымон-музыкант», «Суд в лесу», «Отплата», «Хата рыбака», роман-трилогию «На росстанях», пьесу «В пущах Полесья» и др. Якуб Колас перевел на белорусский язык поэму А.С. Пушкина «Полтава», отдельные произведения Т.Г. Шевченко, А. Мицкевича, Р. Тагора и др. Произведения Якуба Коласа переведены на многие языки: на английский, испанский, болгарский, польский, китайский, корейский и др.; они используются композиторами и художниками, экранизируются и т.д. Во многих его сочинениях созданы прекрасные пейзажи.

Теория

Пейзаж в литературе - «.изображение, описание природы, которые в художественном произведении выполняют различные функции в зависимости от идейно-художественного замысла произведения, от стиля и метода писателя; средство художественной выразительности» [10, с. 246]. Пейзаж - важный элемент художественной литературы в целом; пейзажи встречаются в античной, средневековой литературе и т.д. Природа олицетворялась, служила фоном действия, а позднее, в XVIII-XX вв., пейзаж превратился в средство выражения душевного состояния лирического героя. Пейзаж занимает значительное место в русской классической литературе: в произведениях А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина и др. Различают следующие разновидности пейзажа: городской, архитектурный, индустриальный и др.; пейзаж может быть изображен несколькими штрихами, а может

представлять собой широкую панораму, может иметь импрессионистический, сентименталистский, романтический и другой характер. Чаще всего литературные пейзажи «...не являются доминирующим средством освоения жизни. Это частный, хотя и важный компонент предметной изобразительности. Однако в произведениях, посвященных взаимоотношениям человека и природы, пейзаж обретает подчас решающее значение ("Мцыри" Лермонтова, "Записки охотника" Тургенева, "Казаки" Толстого, большая часть произведений Пришвина). Образы гор, лесов, рек, лугов, полей здесь имеют не меньшую художественную значимость, нежели образы самих героев» [3, с. 231]. В основе пейзажной лирики - «.отличительное поэтическое лирико-философское миросозерцание. Оно неотделимо от рефлексии, медитации, самоуглубленности того, кто созерцает определенную картину-образ. Это настроение раздумья и сосредоточенности, естественно, передается тому, кто как бы созерцает созерцательность. Пейзаж в стихотворении, это значит все, что попадает "в кадр", "в рамку" пейзажа, выражает в большинстве случаев что-то значительно большее, более существенное, то, что выходит за границы непосредственно обозначенного» [5, с. 183-184]. Пейзаж в поэтическом произведении - определенная картина мира, потому что читатель получает ее через восприятие лирического героя. Читатель учитывает «...точку зрения автора, ракурс его видения. А это неизбежно приводит - в той или иной степени - к вызову в представлении-восприятии образа самого автора, соединения выраженного им в пейзаже с особенностями его биографии, его духовного, эстетического опыта» [5, с. 184]. Помимо этого, существует и непосредственное восприятие читателем изображенного в художественном произведении пейзажа; при этом «.картина, выраженная в произведении, становится в некотором смысле, метонимически, картиной мира, во всяком случае репрезентирует мир в его бытийной целостности» [5, с. 184]. При восприятии поэтического пейзажа передаются и особенности мировосприятия читателя, его личностные характеристики. В пейзажном стихотворении сочетается субъективное и объективное, универсальное и индивидуально-авторское, оно включает в себя многие смыслы.

В белорусской литературе, как и в русской, пейзаж выражен очень широко. Пейзажных описаний много в произведениях Тетки (А.С. Пашкевич), Янки Купалы (И.Д. Луцевича), Якуба Коласа, М.А. Богдановича, В.А. Жилки, А.А. Кулешова и др. Пейзаж в белорусской поэзии имеет динамичный характер, потому что «.часто он проникнут дорогой, путем. Это также может быть и бездорожье, но всегда путник, путешественник, когда он определенным образом присутствует и проявляется в пейзаже, находится в движении к какой-то (часто не очень четко определенной) цели, стремится дорваться до какой-то неизвестной криницы, которая утолит в первую очередь духовную жажду» [5, с. 190]. В белорусской литературе представлены следующие типы пейзажных описаний: «.пейзаж реалистически-философский ("Сказки жизни", "На росстанях" Я. Коласа), романтический ("Тропы-дорожки" Зарецкого, "Дикая охота короля Стаха", "Черный замок Ольшанский" В. Короткевича), психоаналитический (ранние рассказы, роман "Земля" К. Чорного), синтетически-гармонический ("Полесская хроника" И. Мележа).» [10, с. 246-247]. В современной белорусской литературе «.художественный мир природы - часть духовного,

эстетического мира человека, могучий фактор приобщения человека к прекрасному, важное условие воспитания высоких морально-эстетических чувств» [10, с. 247].

Пейзаж в белорусской литературе очень часто связан с музыкой, при этом выражается комплексное - визуальное и аудиальное - восприятие окружающего мира. В белорусской «...художественной традиции песня служит символическим аналогом творчества. И Я. Купала, и многие другие поэты первой половины XX в., а в определенной степени и более позднего времени, отождествляли свое творчество со своеобразной песней, подчеркивая тем самым его ориентированность на музыкальную форму выражения, на тесную связь с музыкальным началом» [5, с. 84]. В качестве «.универсальной модели взаимоотношений искусства и действительности Якубом Коласом недаром выбрана музыка. Данный выбор как раз находится на пересечении традиций и всего актуального во времени. Музыка в целом и связанные с ней образы являются в белорусской фольклорной и литературной традиции символическими воплощениями художественного мира» [5, с. 116]. Т. Гончарова-Цинкевич указывает: «Пейзажный диапазон ранней лирики Якуба Коласа помечен субъективно-личностным тоном и своеобразной музыкой стиха. Тайна его дореволюционного творчества была связана с задушевностью звучания поэтической строки, гармоничностью описания и ощущения явлений природы, мастерством поэта в создании чудесных пейзажных изображений» [4, с. 14]. В пейзажных рисунках поэта «.образы природы (ветер, лес, даль и др.) одухотворенные» [9, с. 168]. Человеческое бытие «.для Якуба Коласа естественным образом вплетено в бытие природы, законы которой нерушимые, общие для всего и всех» [2, с. 133].

Данные и методы

Для анализа стихотворений Якуба Коласа 1898-1917 гг. использовался метод сплошной выборки, анализ эмпирических данных, лингвистический анализ художественного текста, а также данные искусствоведения, являющиеся междисциплинарной основой настоящего исследования.

Образ Родины в стихотворениях Якуба Коласа указанного периода «.создан в минорной, скорбно-тоскливой гамме чувств с удивляющей, необъяснимой преданностью песняра этому краю страдания. . у Коласа именно природа и все мельчайшие реалии внешней национальной жизни сакрализуются, возвышаются как национальные символы, создают отличительную коласовскую топику отчизны» [1, с. 199-200]. О своей Родине Якуб Колас писал очень часто. Поэт «.любил природу горячо» [11, с. 29], он изображал ее в разное время года, при любой погоде. Его внимание привлекали поля, дороги, река Неман, ручей, небо и другие объекты на Родине.

Пейзаж в стихотворениях Якуба Коласа указанного периода окрашен в основном в темные цвета (лес, болота, сосняк, мох, туманы, грязь, темнота), однако встречаются и другие картины: серебром блестит Неман, синеет василек, солнце освещает все («Срэбрам адлiвае, // Як люстэрка, Нёман...» [8, с. 31], «Сшяя валошка, // Травы разраслюя, // Палыны на межах // Густа уплялюя» [8, с. 35], «Вясна прыйдзе, снег пагше, // Вышэй сонца хадзщь

стане, // Промень ясны усюды кше, // Рунь падыме на паляне» [8, с. 40] и др.). Композиционно эти произведения Якуба Коласа, как правило, строятся в форме рассказа лирического героя о том, что он видит вокруг себя, переплетенного с его эмоциональными переживаниями. Стихотворения живописны, выраженные в них образы выразительны, ярки, красочны.

Создавая пейзаж, Якуб Колас отмечает бедность родного края, выделяет в нем лес, болота, песок, луг, сосняк, мох и т.д.: «Край наш бедны, край наш родны! // Лес, балоты i пясок... // Чуць дзе крыху луг прыгодны... // Хвойшк, мох ды верасок» [8, с. 20]. Пейзаж может формировать поле, окруженное лесом; эта картина вызывает тоскливое настроение лирического героя: «Круглае поле. Узгорю, каменне. // Лес па краях, як сцяна. // Щха навокала. Нудна на сэрцы. // Птушка не крыкне нщзе нi адна» [8, с. 29]. В стихотворении «Наша сяло» архитектурный пейзаж дополняется природным, вербы сравниваются со старыми женщинами; кресты символизируют окончание человеческой жизни: «Мж узгоркау над ракою // Выглядае аратою // Наша беднае сяло. // Убрау стрэхi мох калматы, // Набок скрыуленыя хаты, // Як бы у дол яно увайшло. // ... // Збоку вербачю крывыя, // Бы кабецшю старыя, // Нуднай кучкаю стаяць. // Нёман ноп iм змывае, // Вецер голькi iх люляе, // Лющ жаласна шумяць. // На прыгорку у аддаленнi // Насып, крушнямi каменне, // Смутна крыжыю стаяць. // А ушзе пад iх нагамi, // Спаласканыя слязамi, // Косцi родныя ляжаць» [8, с. 94]. В отрывке из данного произведения звуки р и л создают своеобразную музыку стиха. Образы родного края (холмы на поле, речки, курганы, леса) и печалят, и радуют поэта; все они полны грусти, жалоб на несчастливую судьбу и грустной красоты; поэт слышит песни страдания: «Вобразы мшыя роднага краю, // Смутак i радасць мая! // Што маё сэрца да вас парывае? // Чым так прыкованы я // К вам, мае узгорачю роднага поля, // Рэчю, курганы, лясы, // Поуныя смутку i жальбы нядол^ // Поун^1я смутнай красы? // ... // Вобразы мшыя, вобразы смутныя, // Родныя вёскi i люд, // Песнi цягуч^1я, песнi пакутн^1я!.. // Бачу i чую вас тут» [8, с. 96]. Лес и курганы в стихотворении «Родныя песш» рождают отголоски грустной песни, потому что все на Родине охвачено горем: «Зб^ы у кучу твае вёсю, // Стрэхi у дол уходзяць. // Смутнай песш адгалосю // Лес, курганы родзяць. // ... // Усё у табе, мой родны краю, // Апав^а горам: // I той вецер, што дзьме з гаю, // Што шумщь над борам...» [8, с. 146]. Поэт не знает, почему ему дорого все в родном краю (поля; деревья - вербы, сосна, дуб; крест и др.): «Я не знаю, чым мне дораг // Вщ палёу благеньюх, // Нудны клш у родных горах, // Вербак рад крывеньюх. // Маё сэрца, маё вока // Цягне хвоя тая, // Што у лузе адзшока // Сохне-умiрае; // Жаралюты дуб высою, // Колюь поуны сiлы; // I той крыжык адзiнокi, // Вартаушк магiлы» [8, с. 150]. В стихотворении «Сохну марна я у астрозе...» образы Беларуси (старенькая хатка, зеленая нива, дуб и др.) предстают перед узником, находящимся в тюрьме: «Сохну марна я у астрозе, // Дарма трачу сшы. // Рвецца дух мой на свабоду // З гэтае магшы. // Шкода хатю мне старэнькай // З латанай страхою, // Што схшлася над Нёмнам // Горкай аратою. // Шкода мне зялёнай швы, // Што шумщь у пол^ // Тога дуба, што над рэчкай // Песцщца у прыволль // ... // Гэта - вобразы крашы, // Беларуа роднай... // Край ты наш! Як мш ты сэрцу, // Цёмны край, галодны!» [8, с. 191-192].

Болота - очень важная часть пейзажа Беларуси; картины, передающие его, очень печальны, в них часто присутствуют деревья: «Усё балоты ды балоты! // Топчаш шорсткую траву, // Едзеш-едзеш, а дрымота // Так i хшщь галаву. // Пацягнууся лес сцяною - // Ельнiк, дуб i хваiна; // Шум стаiць над галавою... // Што за край, за старана!» [8, с. 199] (стихотворение «Палессе»), « Вербы, груша-арацша, // Нiзкарослы цёмны гай... // Гэта ты, балот краша! // Гэта ты, палескi край!» [8, с. 201] (стихотворение «Палесюя вобразы»). Родной пейзаж имеет такой характер, что Родина выглядит грустно, как сирота; формированию такого образа способствует лексика (небогаты, тощ, низкие и др.): «Где ни глянешь - вся земля // Камнями покрыта; // Небогаты здесь поля, // Тощ ячмень и жито. // Лесом даль окружена, // Будто как стеною, // И прорезана она // Холмиком, горою. // Долы низкие, луга // И леса порою // Обступают берега // Тесною толпою. //... // Бедный край мой! Край родной! // Край мой небогатый! // Смотришь грустно, сиротой, // Родина моя ты» [8, с. 426-428] и др.

Внимание Якуба Коласа привлекает прекрасный утренний пейзаж в стихотворении «Усход сонца»: небо будто сливается с полем, оно словно в золоте от восхода солнца, поэтому кажется, что оно улыбается людям и природе; вся эта картина окрашена в дивные цвета и сопровождается приятным запахом зерновых: «На усходзе неба грае // Пералiуным блескам, // Сыпле золата над гаем // I над пералескам. // Чуць-чуць дрогне, прь!шецца // Чырвань на усходзе - // Гэта неба усмiхнецца // Людзям i прыродзе. // ... // Як прыемна пахне збожжа! // А вакол - спакойна! // Эх, як слауна, як прыгожа, // Хораша, прыстойна! // I сабрала неба фарбы // Колерау дз1восных... // I дзе ёсць таюя скарбы // Гожства, сугалосся?!» [8, с. 7778]. Данный отрывок очень эмоционален; различные интонации в стихотворении объективируются при помощи тире, многоточия, восклицательных и вопросительных знаков.

Поэт любит широкое раздолье - поля, полные ржаных колосьев и похожие на море, старые груши и др.: «Люблю я прыволле // Шыроюх палёу, // Зялёнае мора // Ржаных каласоу // I вузюя стужю // Сялянсюх палос - // Люблю цябе, поле, // Люблю я твой плёс! // 1грушы старыя, // Што у жыце шумяць, // Зялёныя межы, // Далёкую гладзь» [8, с. 114]. В стихотворении «Многа слауненьюх куточкау...» поэт пишет о таких уголках родного края, где можно отбросить печальные мысли и отдохнуть душой; музыкальное «сопровождение» создается там благодаря гомону ручьев и шуму деревьев в роще: «Многа слауненьюх куточкау // Ёсць у нашым кра^ // Дзе пад гоман ручаёчкау, // Пад шум дрэу у гаi // Рой журботных дум пакшеш; // Дзе няма трывоп, // Дзе душою адпачынеш, // Змучаны з дарог!..» [8, с. 164]. Ему хорошо на Родине, где все родное и близкое (хлеб, дом и колыбель): «Добра мне тут, мне тут мша, // Родна усё i блiзка. // Тут хлябок мой, мая хата // I мая калыска» [8, с. 340]. Поэт так любит все на Родине (луга, поля, дороги, курганы, хаты и др.), что будто сросся с горем и тоской, связанными с ней: «Знае толью бог адзшы, // Як мне любы лугавшы // I родныя межы, // Стужю поля i дароп, // Пустак немыя разлоп // I курганы-вежы; // Як мне мшы тыя хаты, // Дзе красуе мох калматы // На старэнькай стрэсе... // ... // Там я вырас, узгадавауся, // Дзе спрадвеку заснавауся // I брущь дрыготна // Жаль вялш i пакута, // Дзе пануе гора люта // I нуда разл^а. // I я зросся з гэтым горам, // Як вiхры-вятры з прасторам, // Як з загонам жыта» [8, с. 351] и др.

Дорога - очень важный элемент пейзажных зарисовок Якуба Коласа, она тянется между полей, с обеих ее сторон растут груши и можжевельник: «Мiж палёу шыроюх, // Як змяя якая, // Цягнецца дарога, // Вузкая, крывая. // Наабапал грушы // Разраслюя у полi, // Изенью ядловец // Чэзне, бы у няволi» [8, с. 30]. Дорога может символизировать жизнь человека: «Не вщно мае дароп - // Горы, лес, балоты, гразь... // Колью смутку i трывогi // У гэты цяжкi, цёмны час!» [8, с. 37]. Помимо того, что поэт описывает пейзаж, он олицетворяет дорогу, спрашивает ее, кто ездит по ней, почему она кривая, узкая и тесная, и она сравнивается с людской долей: «М1ж спелага жыта // Сшее валошка, // Бяжыць памiж нiвак // Крывая дарожка. // Скажы мне, дарога, // Хто ездзщь табою? // Куды ты крывенькай // Бяжыш паласою? // Па узгорках высокiх, // Багатых пяскамi, // Дауно пралягла ты // Двума паяскамь // Скажы мне, дарожка, // Чаму ты крывая, // I вузка, i цесна, // Як доля людская?» [8, с. 127]. Лирический герой в стихотворении «У дарогу!» предстает в образе странника, уходящего из дорогого ему края по дороге, вдоль которой растут деревья: «З цяжюм смуткам сэрца // Я вас пакщаю, // Мшыя малюню // Дарагога краю!.. // Зложаны у клунак // Усе мае прылады. // Гайда у пуць-дарогу, // Гайда мiж прысады!» [8, с. 316-317] и др.

Поэт часто уделяет внимание пейзажу, связанному с полем, на котором растет хлеб; на нем - сорняки, буря и град повредили колосья; ниву он сравнивает с сироткой в поле, у которой нет ни счастья, ни доли: «На мужычым полi // Цягнецца палоска... // Зелле яе глушыць, // Абвша бярозка. // Навальнща з градам // Каласы скруцiла, // Ветрам паламала, // Дожджыкам прыбiла. // Сшяя валошка, // Травы разраслюя, // Палыны на межах // Густа уплялюя. // Ой, мужыча нiва! // Ты - аротка у полi: // Няма табе шчасця, // Няма табе дол^» [8, с. 35]. Ветер, пролетающий над полем, поет грустные песни: «Поле убогае, поле пясчанае! // ... // Вецер над полем не раз пралятау, // Па-над магшам^ па-над курганамi // Сумныя песш у суш ён спявау» [8, с. 55]. Бескрайний пейзаж - поле в тумане - рождает печальные чувства у лирического героя: «Поле без берага, шыр несканчоная, // Даль неаглядная, даль засмучоная, // Смугай спав^а уся ты!» [8, с. 313] и др.

Из всех времен года Якуб Колас чаще всего останавливается на описании осени. Осень в его поэтическом мире - это пора, сопровождающаяся музыкой - бурей, ветром, а также дождем и гололедом («Бура вые. Лес гамонщь, // Як на сходзе дзе народ. // Вецер хмары так i гонщь; // Дождж, i гразь, i галалёд» [8, с. 25]), это пустота на лугу и в поле («Пуста у лузе. Только стоп // Парыжэушыя стаяць, // Ды шпаю каля дароп // Цэлы дзень адно крычаць. // Грэчка зжата. Гола у пол^ // Жыта звезена дауно» [8, с. 120]), это тишина, грусть и жалость, разлитые во всем окружающем мире («Белыя валокны // Сцелюцца над долам. // Не спяваюць птушю, // Сщхнуу лесу шолам. // Сцелюцца валокны, // Тчэцца павущна - // Блiзка, блiзка восень, // Смутная часта! // Зажурыцца неба, // Схованае у хмары, // I агорнуць сэрца // Нейю жаль i мары» [8, с. 138]) и др.

Поэт любит зиму (морозы, метели, скрип снега под полозьями, зимнюю тишину), она связана для него не только с изображением зимних пейзажей, но и с родными песнями: «Люблю я зiмы з маразам^ // Завеi белыя у палях, // I снегу скрып пад палазам^ // I щш зiмовую у лясах. // ... // У гэтых з'явшчах свабодных, // У т^1х малюнках халадоу // Так многа песень, сэрцу родных, // Адбiткау мшых мне гадоу» [8, с. 377]. Вместе с тем он

75

понимает силу и опасность зимы: «Белым снегам замятае // Вецер чорныя пал^ // Ибы вопратку удзявае // Шыр прасторная зямль // Мякю снег лятае пухам, // I канца яму няма, // I нясе сярдз^ым духам, // Дзшм аверам зiма» [8, с. 198]; это время года окрашено для него грустью и тоской, возможно, из-за созерцания однообразных картин: «Безотрадные картины!.. // Веет грустью да тоской: // Только снежные равнины // Ты все видишь пред собой» и др. [8, с. 463].

Весна для Якуба Коласа соотносится с освобождением от зимы; позитивный характер имеют и соответствующие пейзажи: «Вясна прыйдзе, снег пагше, // Вышэй сонца хадзщь стане, // Промень ясны усюды кше, // Рунь падыме на паляне» [8, с. 40]. Поэт хочет прихода весны - времени, когда роща оденется в зеленые листья, лес наполнится птичьим свистом - веселой музыкой, луг покроется травой, к природе вернется молодость: «Вясна, вясна // Жаданая! // Ты прыйдзеш зноу, // Ты вернешся! // ... // Ачнецца гай // I з песнямi // У зялёны лют // Адзенецца. // Напоунщь лес // Птушыны свют, // Травою луг // Акрыецца. // ... // У прыродзе усё // Народзщца, // I маладосць // Ёй вернецца» [8, с. 204-205] и др.

Якуб Колас описывает и другие реалии природного мира - реку Нёман, ее красоту и силу, ее возможность гнать воду через леса, затоплять луг и поле, нести плоты в далекий край, и связанные со всем этим пейзажи: «Льецца Нёман памiж горау, // Поуны сшы i красы, // У далёюя прасторы // Гонiць воду праз лясы. // ... // А вясною на прасторы // Дуб стары сярдз^а гнау // I нашу ты крыгау горы, // Луг i поле затапляу; // Разлiвауся па ракiтах // I займау i лес, i гай... // Даугавязы пл^гг за плытам // У далёкi нёс ты край. // ... // Над табою месяц круглы // У ясным небе щха плыу, // I з табой высою, смуглы // Лес щхутка гаварыу» [8, с. 27-28]. Внимание поэта привлекает и маленький ручей, который поет свою песню - шумит и гремит в кустах, и красивая картина природы, соотносящаяся с ним (верба, кусты, камыши, осока и др.): «Мж алешын, кустоу, // Дзе пяе салавей, // I шумiць i грымщь // Срэбразвонны ручэй. // Як матулька, вярба // Хiлiць голаунад iм, // I глядзяцца кусты // Пышным верхам сваiм. // Абступаюць яго // Чараты, асака, // Падыходзщь мурог // Да яго здаляка» [8, с. 182] и др.

Якуб Колас любил небо и звезды, их красоту, спокойствие далей, тучки: «Дружа! Кшь на неба вока - // Колью зорак, колью зор! // Як прывольна, як далёка // Ззяе, свецщца прастор! // Як спакойненька у разлогах // Ходзщь хмарак карагод, // I няма iм у дарогах // И бяды, ш перашкод!» [8, с. 171]. По его мнению, образ, красоту, спокойствие ночи трудно описать словами: «Ночанька мая ты, // Цiхi сон вясны! // Колью зор на небе! // Як блшчаць яны! // ... // I тых слоу няма // Атсаць твой вобраз, // Хараство, спакой - // Толью у цябе унiкнеш // Чуткаю душой» [8, с. 189-190] и др.

Полученные результаты

В рассмотренных стихотворениях сформированы следующие семантические поля: 'Родина' (родны, край, старонка, вёска и др.), 'природа' (кветш, поле, лес, балоты, пясок, луг, хвойнгк, мох, верасок, туманы, гай, твы, жыта, месяц, сонца, зоры, бура, вецер, хмары, дождж, Нёман, месяц и др.), 'страдание' (жаль, боль, зашчымщь, нешчаслгва, бедны, кепска, гразь, пот, сумна, сцшна, нудна, астрог, мог1лк1, нуда, арата, цемната, шэры,

пахты, цёмны, бяссонны, глух1, смуцщца, адзтою, хмурны, нягодны, слёзы, бгць, голад, пусташы, каменне, сохнуць, ггнуць, няволя, песня-скарга и др.), 'быт человека' (вёскг, гумны, хаты, ком1н, печ, човен и др.), 'времена года' (вясна, летт и др.), 'деревья' (ас1ны, дуб, ракты, хватка и др.), 'радость' (светлы, смяяцца, жартаваць, развесялщь, моладасць, мглы, чысты, лёгка, краска-зорка, ясны, свяцгцца, цвгсцг, божы, новы, сгла, краса, свабодны и др.) и др. Семантическое поле 'страдание' значительно превосходит по объему поле 'радость', что говорит о минорной окраске образа Родины и доминируюшем положении соответствующего образа в стихотворениях Якуба Коласа, написанных в 1898-1917 гг.

Роль художественного пейзажа в формировании образа Родины в стихотворениях Якуба Коласа 1898-1917 гг. очень значительна. Эти пейзажи - картины не только зрительные, но и озвученные. Изображая красоту деревьев, речки, неба и др., представляя белорусскую природу во всем богатстве красок и звуков, поэт показывал, какая Беларусь прекрасная; рассказывая о тяжелой жизни простых людей и передавая особенности этой жизни путем печального характера пейзажных зарисовок, он заявлял во всеуслышание о серьезных социальных проблемах; проводя параллели между жизнью человека и жизнью природы, реализуя философичность, богатство и гармонию их взаимоотношений, он проявлял свои высокие патриотические чувства.

Заключение

Якуб Колас «...владел чрезвычайно широким, богатым и разнообразным спектром художественно-изобразительных средств и тонким ощущением возможностей реалистической и романтической методологий, на высоком профессиональном уровне умел сочетать, синтезировать, варьировать эти системы...» [6, с. 60]. Его «...светлые пророческие мысли, яркие образы поэтических и прозаических произведений по-прежнему зажигают сердца потомков горячей любовью к родной Беларуси» [7, с. 31]. Якуб Колас - мастер пейзажной живописи в литературе. Его пейзажные композиции и созданный с их помощью образ Родины передают особенности национального менталитета и индивидуально-авторские черты поэтического мастерства. Жизнь и работы Якуба Коласа «...зовут к справедливости, доброй воле и миру на земле» [13, с. 27]. Его стихи любили и любят многие поколения читателей.

References:

1. Bagdanovich I.E. (2001). Avangard i tradycija: Belaruskaja paezija na hvali nacyjanalnaga adradzhennja [Avant-garde and Tradition: Belarusian Poetry on the Wave of National Revival]. Minsk: Belaruskaja navuka, 387 s. [Minsk: Belaruskaya Navuka, 387 p.].

2. Vabishchevich T.I. (2009). Stanaulenne nacyjanalnaj paetychnaj tradycyi (1900-1910-ia gg.): faktary, mehanizmy, etapy; navuk. red. V.P. Zhurauliov [The Formation of the National Poetic Tradition (1900-1910): Factors, Mechanisms, Stages; science editor V.P. Zhurauleu]. Minsk: Belaruskaja navuka, 254 s. [Minsk: Belaruskaya Navuka, 254 p.].

3. Vvedenie v literaturovedenie (1988): uchebnik dlia filologicheskih specialnostej universitetov / G.N. Pospelov [i dr.]; pod red. G.N. Pospelova. 3-e izd., ispr. i dop. [Introduction to Literature Studies: Textbook for Philological Specialties of Universities /

G.N. Pospelov, et al.; edited by G.N. Pospelov. 3rd edition, revised and amended]. M.: Vysshaia shkola, 528 s. [M.: Vysshaya Shkola, 528 p.].

4. Gancharova-Cynkevich T. (2015). Pejzazhny dyjapazon ranniaj liryki Iakuba Kolasa // Kalasaviny. Iakub Kolas. Uroki gjstoryi: materyjaly XXVIII kanferencyi, prysvechanaj 70-goddziu vyzvalennia Belarusi ad niamecka-fashysckih zahopnikau, 100-goddziu Pershaj susvetnaj vajny i 55-goddziu adkryccia Dziarzhaunaga litaraturna-memaryjalnaga muzeja Iakuba Kolasa / sklad. : Z.M. Kamarouskaja [The Range of Scenery in Early Lyrics by Yakub Kolas // Kalasaviny. Yakub Kolas. History Lessons: Materials of the 28th Conference Dedicated to the 70th Anniversary of Belarus' Liberation from Nazi Invaders, the 100th Anniversary of WW I and the 55th Anniversary of the Yakub Kolas State Literary-Memorial Museum / compiled by: Z.M. Kamarouskaja]. Minsk: Kaucheg, S. 13-17 [Minsk: Kaucheg, Pp.13-17].

5. Garadnicki Ia.A. (2005). Mastacki svet belaruskaj litaratury XX stagoddzia; navuk. red. U.V. Gnilamiodau [The Artistic World of Belarusian Literature of the 20th Century; science editor U.V. Gnilamiodau]. Minsk: Belaruskaja navuka, 206 s. [Minsk: Belaruskaya Navuka, 206 p.].

6. Zhurauliou V.P. (2002). Aktualnast tradycyj: Jakub Kolas u pismennickim asiarodku. [Relevance of Traditions: Yakub Kolas in the Writing Context]. Minsk: Belaruskaja navuka, 184 s. [Minsk: Belaruskaya Navuka, 184 p.].

7. Zhygocki M.R. (2015). Pryjshou u zhyccio dzelia nas: natatki pra lios i tvorchasc Iakuba Kolasa [Lived for Our Sake: Notes on the Life and Creative Work of Yakub Kolas]. Minsk: Adukacyja i vyhavanne, 152 s. [Minsk: Adukatsyya i Vykhavanne, 152 p.].

8. Kolas Ia. (1961). Zbor tvorau: u 12 t. [Collected edition: in 12 volumes]. Minsk: Dziarzhaunaje vydaviectva BSSR, Redakcyja mastackaj litaratury. T.1. Vershy 18981917, 360 s. [Minsk: The BSSR State Publishing House, Redaktsyya Mastatskay Litaratury. Volume 1. Poems 1898-1917, 360 p.].

9. Miatlickaja G. (2013). Asablivasci pejzazhnyh maliunkau voseni u lirycy Iakuba Kolasa nashaniuskaga peryjady // Kalasaviny. Iakub Kolas. Chalavek. Epoha. Chas: materyjaly XXVII navukovaj kanferencyi, prysvechanaj 130-goddziu z dnia naradzhennia Jakuba Kolasa, 2-3 listapada 2012 g., g. Minsk / sklad.: Z.M. Kamarouskaja, G.S. Sporysh [Peculiarities of Scenery Images of Autumn in the Lyrics by Yakub Kolas during the Nasha Niva Period // Kalasaviny. Yakub Kolas. Person. Epoch. Time: Materials of the 27th Scientific Conference Devoted to the 130th Anniversary of Yakub Kolas's Birthday, 2-3 November 2012, Minsk / compiled by: Z.M. Kamarouskaya, G.S. Sporysh]. Minsk: Kovcheg, S. 166-172 [Minsk: Kovcheg, Pp. 166-172].

10.Shamiakina T.I. (1986). Peizazh (litaratura) // Encyklapedyja litaratury i mastactva Belarusi: u 5 t. [Scenery (Literature) // Encyclopedia of Belarusian Literature and Art: 5 volume set.]. Minsk: BelSE. T. 4. Nakciurn-Skalski / redkal.: I.P. Shamiakin (gal. red.) [i insh.], S. 246-247 [Minsk: BelSE. Volume 4. Naktsyurn-Skalski / Editorial board: I.P. Shamyakin, et al, Pp. 246-247].

11.Lynkov M. (1973). The man, the friend, the teacher // National poets of Byelorussia. Poètes nationaux de la Biélorussie. Minsk: «Belarus» Publishers. Editions «Bélarusse», Pp. 28-29.

12.Semenovich A. (1973). The son of his people // National poets of Byelorussia. Poètes nationaux de la Biélorussie. Minsk: «Belarus» Publishers. Editions «Bélarusse», Pp. 20-24. 13.Stelmakh V. (1973) Yakub Kolas and the theatre // National poets of Byelorussia. Poètes nationaux de la Biélorussie. Minsk: «Belarus» Publishers. Editions «Bélarusse», Pp. 25-27.

Information about the author:

Elena V. Mikhailova (Minsk, the Republic of Belarus) is a Ph.D. in Philology, Associate Professor and reader at the Department of Humanities and Social Studies, Belarusian State Academy of Music (30, ul. Internatsionalnaya, Minsk, 220030; e-mail: _ [email protected]).

Acknowledgement:

The author expresses his deep sense of gratitude to the State Literary-Memorial Museum of Yakuh Kolas for the presented materials from the Museum of Yakuh Kolas Funds.

Автор выражает глубокую признательность Государственному литературно-мемориальному музею им. Якуба Коласа за предоставленные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.