Научная статья на тему 'Роль хронографии в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева)'

Роль хронографии в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
299
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОГРАФИЯ / СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ЯЗЫКОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ПРОЗА / И. С. ТУРГЕНЕВ / I. S. TURGENEV / CHRONOGRAPHY / STRUCTURAL-SEMANTIC CATEGORY OF TIME / LINGUISTIC AND ARTISTIC PICTURE OF THE WORLD / PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аюпова Светлана Будимировна

В статье анализируется роль хронографии в формировании структурно-семантической категории времени в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева. Историческая модель времени в творчестве писателя базируется на хронографии, которая охватывает XVIII-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Chronography in the Formation of the Linguistic and Artistic Picture of the World (Based on I. S. Turgenev's Prose)

The article analyzes the role of chronography in the formation of the structural-semantic category of time in the linguistic and artistic picture of the world in I. S. Turgenev's prose. The historical model of time is based on the 18th-20th centuries chronography.

Текст научной работы на тему «Роль хронографии в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева)»

Научные исследования

УДК 390

ББК Т 52(25)-514

С. Б. Аюпова

г. Уфа, Россия

Роль хронографии в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева)

В статье анализируется роль хронографии в формировании структурно-семантической категории времени в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева. Историческая модель времени в творчестве писателя базируется на хронографии, которая охватывает XVIII-XX вв.

Ключевые слова: хронография, структурно-семантическая категория времени, языковая художественная картина мира, проза, И. С. Тургенев.

S. B. Ayupova

Ufa, Russia

The Role of Chronography in the Formation of the Linguistic and Artistic Picture of the World (Based on I. S. Turgenev’s Prose)

The article analyzes the role of chronography in the formation of the structural-semantic category of time in the linguistic and artistic picture of the world in I. S. Turgenev’s prose. The historical model of time is based on the 18th-20th centuries chronography.

Keywords: chronography, structural-semantic category of time, linguistic and artistic picture of the world, prose, I. S. Turgenev.

Языковая художественная картина мира представляет собой художественную модель мира, создаваемую средствами языка определённой нации. Это не столько образ мира, сколько образ отношения человека к миру, отражение его эстетической и ценностной ориентации, представляющий собой результат его художественной деятельности, воплощенной в языке [2, с. 198]. Важнейшим компонентом языковой художественной картины мира является структурно-семантическая категория времени, под которой понимаем совокупность лексических, грамматических, текстовых воплощений разнообразных временных видовых сем в общую родовую сему длительности [1, с. 53].

В языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева представлено несколько моделей времени: линейная, циклическая и историческая. Для линейной модели времени характерна хронология, хронометрия событий, для циклической - регулярная их повторяемость, для исторической - хронография. Хронография указывает на определенное время, место события во времени, дату.

Наименования даты и века события выражены:

1) простыми порядковыми числительными:

двенадцатый, тринадцатый, сороковой;

2) сложным порядковым числительным: пятидесятый;

3) составными порядковыми числительными:

тысяча восемьсот пятьдесят пятый, тысяча восемьсот тридцать пятый, тысяча восемьсот

шестьдесят второй, тысяча восемьсот шестидесятый;

4) цифрами:

а) арабскими: 1741, 1786, 1790 , 1797, 1801, 1812, 1819, 1825, 1828, 1833, 1836, 1835, 1840, 1842,1850, 1853, 1855, 1859, 1862, 1868;

б) римскими: XVIII, XIX, Х¥;

4) сочетанием арабской цифры с многоточием: 182..., 183....;

5) сочетанием арабской цифры с конечной буквой: 12-й, 34-й, 40-й, 47-й, 48-й, 55-й, 70-ые.

На историзм Тургенева вслед за Н. А. Добролюбовым указывает большинство тургене-ведов. Однако многие даты в хронографии произведений не комментируются, не выявлены их функции в тексте, в формировании структурносемантической категории времени.

Между тем даты не только связаны с каким-либо периодом жизни героев и персонажей, но они выступают в аллюзивной функции, благодаря которой создаётся исторический фон событий произведения. При этом Тургенев не комментирует их, дата только указывает на известное событие, а историзм Тургенева является скрытым. Как правило, в данной функции дата используется в начале романов писателя. Так, упоминание в романе «Дворянское гнездо» 1842 г. «включает» частную жизнь героев и героинь произведения в общественный контекст и предопределяет отношение к крестьянскому «вопросу» Лаврецкого, поскольку в 1842 г. Николай I издал закон об «обязанных» крестьянах, согласно которому помещик

© С. Б. Аюпова, 2011

29

гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28)

мог освободить крестьян, а они после этого должны были взять на себя определенные обязательства по отношению к бывшему владельцу.

Начало романа «Накануне», в котором время действия относится к 1853 г., к началу Крымской войны и к попытке Георги Раковски организовать антитурецкое восстание в Болгарии, позволяет в одном предложении отразить сосуществование в жизни людей войны и мира, общественных и частных интересов, наметить тему борьбы за свободу Болгарии, подготовить появление в произведении, по определению И. С. Тургенева, «сознательногероической личности» - Инсарова.

1859 год, начинающий отсчет предрефор-менного времени в повествовании романа «Отцы дети», знаменателен учреждением Редакционной комиссии, которая занималась рассмотрением материалов, предоставляемых губернскими комитетами, и составлением на их основе закона об освобождении крестьян.

Наступление реакции в жизни России, начавшейся в 1862 г., манифестирует в романе «Дым» не только описание общества русских генералов в Баден-Бадане, но и предваряющее его первое предложение романа: 10 августа 1862 года, в четыре часа пополудни, в Баден-Бадене, перед известною «Соnvеrsаtюn» толпилось множество народа.

1868 год, отмеченный в экспозиции романа «Новь», актуализирует в сознании читателя движение народовольцев.

Исторический фон создают в художественной прозе Тургенева и такие даты, как 1741-й - год воцарения на российском престоле Елизаветы Петровны, 1790-й - год окончания Русско-шведской войны, 1797-й - начало царствования Павла I и год выхода его указа о трехдневной барщине, 1801-й - начало правления Александра I, 1812-й -год Отечественной войны, 1813-й - год начала Русско-иранской войны, 1819-й - год открытия Петербургского университета, отмены крепостного права в Прибалтике, 1828-й - год начала Русско-турецкой войны, 1833-й - год расцвета романтизма и вхождения В. Г. Белинского в кружок

Н. В. Станкевича, 1834-й - год публикации статьи В. Г. Белинского «Литературные мечтания», в которой он критиковал идеи С. С. Уварова, 1836-й - год публикации знаменитого письма Чаадаева, 1840-й - год принятия закона, разрешавшего давать свободу крестьянам, прикреплённым к фабрикам, 1849-й - год участия русской армии в подавлении Венгерской национальной революции, 1850-й - год принятия закона, уничтожавшего повинности крестьян в Германии, 1862-й - год появления Тверского адреса, в котором тверское дворянство объявляло Александру II, что оно отказывается от своих сословных привилегий, год

арестов Н. Г. Чернышевского и наиболее активных членов «Земли и воли».

Таким образом, у Тургенева даты, создающие исторический фон, несут дополнительную информацию о человеке как о представителе определённой эпохи.

Наименования века события используются для создания исторической перспективы: - Были в XVIII веке - валяй теперь прямо в ХХ-й. Голушкин такой передовой человек, что его в XIX считать неприлично; Только та чепуха, чепуха XVIII века, ближе к русской сути, чем этот ХХ век. «Новь»

Даты, находящиеся не в сильной позиции текста, обычно сопровождают первое появление героя или персонажа в художественном пространстве. Они, как правило, используются в объяснительной или характеризующей функциях.

Так, дата помогает понять логику возникновения персонажа в произведении, особенности его судьбы. Рождение под несчастной звездой, приезд музыканта Лемма в Россию, безрадостную жизнь в чужом государстве объясняет дата его появления на свет - 1786 г. Именно в этот год в Пруссии скончался король Фридрих Второй Великий, который оставил свой след в истории не только войнами, но и тем, что был покровителем искусства. Известно, что при его правлении музыкант получал денежное вознаграждение, превосходящее жалование министра.

Изменение образа жизни, взглядов человека в зависимости от исторической ситуации предопределили характерологическую функцию единиц хронографии. Например, 1825 г. становится тем рубежом, перейдя который Иван Петрович Лаврецкий резко меняется, превратившись из вольнодумца в жалкое, трусливое существо. Эту перемену Тургенев связывает с роковой датой: Но настал 1825 год и много принес с собою горя. <... > Вольнодумец - начал ходить в церковь и заказывать молебны; европеец - стал париться в бане, обедать в два часа, ложиться в девять, засыпать под болтовню старого дворецкого; государственный человек - сжёг все свои планы, всю переписку, трепетал перед губернатором и егозил перед исправником; человек с закалённою волей - хныкал и жаловался, когда у него вскакивал веред, когда ему подавали тарелку холодного супу. «Дворянское гнездо».

Сконцентрированные в предыстории персонажа, даты используются одновременно в аллю-зивной, в объяснительной и в биографической функциях: В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. <... > В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в не-

Научные исследования

сколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться... но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, - и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата. «Отцы и дети».

Выделенные писателем даты являются важными вехами не только в жизни Николая Петровича Кирсанова, но и России. Так, 1835 г. для Николая Петровича - это не только год окончания университета, но и период реакции в общественной жизни: в этом году закрыт журнал «Московский телеграф». До смерти жены в 1847 г. персонаж погружен в личную жизнь. Смерть жены совпадает с изменившейся общественной ситуацией: появилось «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, в котором тот критикует самодержавие и крепостничество. В 1848 г. происходит новая французская революция, помешавшая персонажу романа отправиться за границу, и начинается новый период реакции. Два события (поступление сына Аркадия в университет и начало правления Александра II -освободителя) совпадают в 1855 г. Перечисленные важные события в жизни общества приблизили крестьянскую реформу, 1859 г. - относится ко времени её подготовки.

Наконец, дата может вводить тему произведения или намекать на неё. Например, тему траги-

ческого значения любви в жизни человека, любви и долга актуализирует указанная в повести Тургенева «Фауст» дата издания одноимённой книги Гете: С каким неизъяснимым чувством увидал я маленькую, слишком мне знакомую книжку (дурного издания 1828 года). «Фауст». Как отмечается в комментариях, в повести Тургенева имеется в виду привезенное писателем «в Спасское из-за границы издание: Goethe J. W. Werke. Vollständige Ausgade. Stuttgart und Tübingen, 1827-1830. Bd. I-XL. «Фауст» (1-я часть) был напечатан в 12-м томе этого издания, вышедшем в одном переплете в 12-м томе этого издания в 1828 г.» [3, с. 429]. Первая часть «Фауста» Гете заканчивается сценой посещения героем Гретхен, помещенной в тюрьму за убийство ребенка и матери, сценой, завершающей раскрытие темы любви и долга в произведении. Проблемы, поднятые Гёте во второй части «Фауста», не затрагиваются в одноименной повести Тургенева. Дата издания произведения Гёте, приведенная в самом начале текста Тургенева, ограничивает круг проблем, о которых пойдет речь в одноименной повести русского писателя.

Итак, хронография является одним из средств создания структурно-семантической категории времени в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева. Историческая модель времени в творчестве писателя базируется на хронографии, которая охватывает XVIII-XX вв. Единицы хронографии не только фиксируют даты художественного события, создают исторический фон, но и используются в аллюзивной, биографической, объяснительной, характерологической функциях, а также как средство создания исторической перспективы. Дата может вводить тему произведения или намекать на неё.

Список литературы

1. Аюпова С. Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева) // Филологические науки. 2011. № 1. С. 43-53.

2. Аюпова С. Б. Феноменологические особенности языковой художественной картины мира // Искусство и образование. 2008. № 11. С. 191-198.

3. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1980. Т. 5. 544 с.

Рукопись поступила в редакцию 08. 07. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.