Научная статья на тему 'РОЛЬ ХАМЗЫ ХАКИМЗОДА НИЯЗИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ'

РОЛЬ ХАМЗЫ ХАКИМЗОДА НИЯЗИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНЕТА / БРАК / КРАСНЫЙ БУТОН / ПРИЗРАКИ / ЛЮБОВНИК-НЕЗНАКОМЕЦ / МЕШХЕДИБОД / ГОЛОДНЫЕ ПИСЬМА / ГОЛЫЙ ДОКТОР / ВОСТОЧНАЯ НОЧЬ / УЕЗД / ТУЗЕМНЫЙ / ПРОПОВЕДЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хонкулов Ш.Х.

В этой статье возникновение театров в Ферганской долине, отношение людей к театрам. Также первые спектакли поставлены в кинотеатрах. Мнения о вкладе Хамзы Хакимзода Ниязи в развитие театра в Ферганской долине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF KHAMZA HAKIMZOD NIYAZI IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL THEATER IN THE FERGHANA VALLEY

In this article, the emergence of theaters in the Fergana Valley, the attitude of people to theaters. Also, the first performances were staged in cinemas. Opinions on the contribution of Hamza Hakimzoda Niyazi to the development of theater in the Fergana Valley

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХАМЗЫ ХАКИМЗОДА НИЯЗИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ»

УДК. 634.2

Хонкулов Ш.Х. старший преподаватель кафедра "История Узбекистана" Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

РОЛЬ ХАМЗЫ ХАКИМЗОДА НИЯЗИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ

Аннотация: В этой статье возникновение театров в Ферганской долине, отношение людей к театрам. Также первые спектакли поставлены в кинотеатрах. Мнения о вкладе Хамзы Хакимзода Ниязи в развитие театра в Ферганской долине

Ключевые слова: планета, брак, красный бутон, призраки, любовник-незнакомец, мешхедибод, голодные письма, голый доктор, восточная ночь, уезд, туземный, проповедь.

Xonkulov Sh.X. senior lecturer department "History of Uzbekistan" Fergana Polytechnic Institute, Fergana Republic of Uzbekistan

ROLE OF KHAMZA HAKIMZOD NIYAZI IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL THEATER IN THE FERGHANA VALLEY

Resume: In this article, the emergence of theaters in the Fergana Valley, the attitude of people to theaters. Also, the first performances were staged in cinemas. Opinions on the contribution of Hamza Hakimzoda Niyazi to the development of theater in the Fergana Valley

Key words: planet, marriage, red bud, ghosts, stranger lover, mashhedibod, hunger letters, naked doctor, eastern night, county, native, sermon.

После установления Советской власти искусство национального театра сформировалось как уникальный идеологический инструмент. Театральное искусство использовалось не для развития национальной культуры, а в идеологических целях. В то время Хамза играл важную роль в переменах в области литературы, музыки и театра в городах Ферганской долины. Работы Хамзы в области образования, литературы, музыки и театра стали популярны среди молодежи Ферганы, народных художников, музыкантов и певцов, что привело к росту их любви к Хамзе. В то же время большинство учеников Ферганы были учениками Хамзы в Педагогическом

училище в Маргилане в 1915 году. Все это дало толчок быстрому развитию творчества Хамзы в области образования и театра в Фергане. Под руководством Хамзы и при его участии в 1918-1919 годах в ряде городов Ферганской области были созданы местные театры. Хамза также посетил Коканд в 1918 году, когда строил свой театр в Фергане. К середине 1918 года в Фергане был создан кружок драматического театра под руководством Хамзы [1 ;с. 17]. Известный в Узбекистане ученый Кори Ниязи писал в своих мемуарах: в сентябре 1918 года в Фергане под руководством Хамзы он организовал «Региональную передвижную драматическую труппу» [2; с.142]. В это же время с помощью образовательных учреждений и молодежных организаций была создана «Кокандская драматическая труппа», состоящая из любительской молодежи. Миршохид Миракилов, Мирхомид Миракилов (брат Миршохида), Абдураззок Шарипов, Хасан Капкаев, Обид Хасан, Акрам Мухамедов, Марьям Рузвонова, Мамаджон Кориев, Полвон Алиев, Аликози Бахмонов, Кхамджинматов Холм, Хамадхурматов, Хамсхурматов, Хольдхаммат, Холинхам, Хольдхурмат, Хамсхаммат, Хольдхаммат, Хасхинматов Холм Роль молодых людей, таких как Фатима Капкаева, Ташходжа Эшонова, была чрезвычайно велика [3; с. 180-181]. Когда труппа начала работать, городское образование взяло ее под свое крыло и стало выплачивать зарплату ее артистам. Репертуар труппы состоял в основном из произведений Хамзы. Русский театр имени Полторацкого, гастролировавший в Коканде в 1919 году, сыграл важную роль в укреплении труппы. В 1921 году, когда Кокандский театр был преобразован в областной театр, Миршахид Миракилов был назначен его директором. В 1922 году с помощью Русского театра им. Полторацкого в Коканде и его режиссера Б. Б. Торбиева Миршахид Миракилов впервые поставил гоголевскую комедию «Брак». Это положительно сказалось на творческом развитии театра. В 1922 году театр гастролировал по городам Ходжанд и Канибадам, что стало еще одним шагом к его росту. Кокандская труппа также служила основной базой Центральной государственной труппы, образованной в Самарканде в 1925 году. В 1918 году, как и в городах Ферганской долины, в Андижане была создана художественная самодеятельная труппа. Хамза сыграл важную роль в организации этой труппы. Труппа под названием «Кызыл Гунча» состояла из нескольких артистов из Андижана, в том числе Тухтасина Джалилова, Абдувахоба Азимова, Ишака Кори Каримова, Мухиддина Хаджи Наджмиддинова, Орифжона Тошматова, Мирзаджона Алимова, Тойчи Аминова [4; с.6]. Вскоре после этого в новой части Андижана по инициативе Фатиха Бойбекова был сформирован еще один кружок с участием узбекской и татарской молодежи. В кружке приняли участие любительская молодежь, такая как Комила Бойбекова, Афифа Шокирова, Абдушукур Завьялов, Сайфи Бахром. Хотя обе труппы появились с концертами, спектакли не могли быть исполнены. Поэтому необходимо было объединить их, чтобы

создать творческую работу. В конце 1918 года две труппы объединились в единую андижанскую труппу. В октябре 1919 года Хамза посетил Андижан для организации концертов и спектаклей под названием «Ночи Востока». Он организовал в городе узбекскую театральную труппу с помощью артистов-любителей [5; с.74].

Начала формироваться труппа, состоящая из Тошматова (Арифа Гармона), Абдувахоба Азимова и других [6; с.184]. «Ночь Востока» была театральным фольклорным шоу, созданным с большой подготовкой, и ставило перед собой задачу выявить недостатки старого образа жизни, привлечь людей в театр, усилить деятельность любителей. «Восточная ночь» занимает значительное место в андижанском театральном движении благодаря своему воспитательному влиянию. Помимо артистов Народного театра Андижана, Хамза привлек многих молодых любителей принять участие в «Восточной ночи». Среди этих молодых людей был драматург Камиль Яшин. Хамза дал Камилу Яшину стихотворение и поручил ему прочитать и запомнить его. Накануне вечером Камил Яшин отлично сыграл роль молодого человека. Талант юного Яшина очень понравился Хамзе. С тех пор Камил Яшин увлекался театром. Кроме того, Андижан посетили театральные труппы из Ферганы, которые исполнили «Богатые и слуги» и «Ферганскую трагедию». В конце 1919 года Управление образования Андижанской области приняло решение преобразовать андижанскую любительскую труппу в Узбекскую государственную труппу. 14 декабря 1919 года с согласия Департамента народного образования в Андижане был создан Государственный театр на базе любительской труппы [7]. Так, в конце 1919 года под эгидой андижанского образования был официально создан Андижанский узбекский государственный театр «Умид» [8; с. 185]. В 1920-1921 годах на ряде заседаний исполкома Андижанского района и городского управления образования был предпринят ряд мер по укреплению творческого коллектива театра и выделению для него здания из старого города. Вопрос о развитии театра и приближении его к широкой публике даже обсуждался на второй конференции Андижанского районного городского совета в 1921 году. Начиная с сентября 1921 года, театральные здания начали функционировать в новых и старых частях города. С 1921 года в репертуар театра входят такие сатирические произведения, как «Призраки», «Любовник -незнакомец», «Мешхедибод», «Голодные письма», «Голый доктор» в переводе с азербайджанского языка. С 1924 года здание караван-сарая в старом городе было передано труппе театра. Здание было преобразовано в здание театра с помощью художников и местных организаций. В 1918 г. по просьбе Революционного комитета труппы театра Шарк, организованной И. Низомбоевым и Х. Юлдашкариевым (Огузхан) в Намангане, Х. Юлдашкориев написал и поставил пьесу «Омон Полвон». Суд над оставшимися в живых был проведен в клубе Sharq, где было проведено представление и был объявлен вердикт. На следующий день

приговор был приведен в исполнение, то есть Оман был застрелен [9]. В сентябре 1919 года в результате визита инспектора образования Ферганской губернии Хамзы Хакимзода Ниязи в Наманган для создания театра в городе была образована труппа «Синяя рубашка». К 1931 году на базе трупп «Синыя рубашка» и «Шарк» был создан Наманганский театр. В эти годы театр возглавлял Раззок Хамроев. В том же году были поставлены «Стремление» и «Атака» Камила Яшина. В Намангане драма Камила Яшина «Лев» была поставлена в сотрудничестве с жителями Андижана[10]. Таким образом, в начале столетия возникновение и развитие театра в городах Ферганской долины сыграло важную роль в усилении политической активности людей и оснащении их передовыми идеями, а также улучшении социально-образовательных идей.

Использованные источники:

1. 1.Культурное строительство в Туркестанской АССР (Сборник документов). Том 1. -Т.: Узбекистан. 1974. С.17.

2. Хамза в памяти современников. - Т.: Литература и искусство. 1979. С.142

3. Рахмонов М. Хамза и Узбекский театр. - Т.: Государственное издательство художественной литературы СССР. 1959. С.180-181

4. 4.Турсунбоев С. Андижанский театр. - Т.: Гулом Г. Издательство литературы и искусства. 1970. С.6

5. История Андижана. -Т.: Фан. 1980. С.74

6. б.Рахмонов М. Хамза и Узбекский театр. -Т.: Государственное издательство художественной литературы СССР. 1959. С.184

7. Андижанская правда. 1961. 12 февраля.

8. Рахмонов М. Хамза и Узбекский театр. -Т.: Государственное издательство художественной литературы СССР. 1959. С.185.

9. Кориев С. Глотать драматурга. МапНаманганская правда о детях отцов. 7 ноября 1991 года

10. Жуманазаров О. Три момента жизни «Правда Намангана». 6 марта 1991 года.

11. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.

12. https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3 waDc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC

13. Khoshimov, Sanjarbek Sultanbekovich (2020) "THOUGHTS ABOUT HUMAN NATURE IN CHINESE PHILOSOPHICAL THINKING AND THEIR INTERPRETATION IN THE IDEAS OF WANG YAN MIN," Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2: Iss. 1, Article 27. Available at: https: //uzj ournals. edu.uz/namdu/vol2/iss 1/27

14. Ахмаджон Махамадович Умурзаков ДИНИЙ ФАНАТИЗМ ВА ЭЪТЩОД МАСАЛАЛАРИ // Scientific progress. 2021. №1. URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.