Научная статья на тему 'Роль графических выразительных средств в изучении дисциплины «Техника графики» у студентов специальности графического дизайна'

Роль графических выразительных средств в изучении дисциплины «Техника графики» у студентов специальности графического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева О. В.

Профессия дизайнера становится все более востребованной и популярной, поэтому перед высшими учебными заведениями, выпускающих специалистов такого профиля, стоит серьезная задача качественной подготовки студентов высшей категории. Печатная графика в высшей школе является одной из базовых дисциплин и необходимой для развития объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль графических выразительных средств в изучении дисциплины «Техника графики» у студентов специальности графического дизайна»

РОЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИКА ГРАФИКИ» У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

© Бондарева О.В.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Профессия дизайнера становится все более востребованной и популярной, поэтому перед высшими учебными заведениями, выпускающих специалистов такого профиля, стоит серьезная задача качественной подготовки студентов высшей категории.

Печатная графика в высшей школе является одной из базовых дисциплин и необходимой для развития объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления студента.

Возрастающий спрос на дизайнеров необходимых для разных отраслей, в особенности для области авторского художественного дизайна приводит к необходимости открытию большего количества высших учебных заведений, способных воспитывать молодых дизайнеров на высоком уровне. В тоже время перед преподавательским составом стоит сложная задача по подготовке дизайнеров, умеющих решать сложные профессиональные задачи.

Основная задача современной педагогики, решающей задачу модернизации российского образования, вырастить не просто грамотного человека, а интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Успешное выполнение поставленных задач возможно лишь при творческом подходе, опирающемся на интеграцию различных научно-теоретических знаний теорией и историей изучаемых предметов.

В комплексе общеобразовательных проблем, связанных с подготовкой будущих дизайнеров, всегда актуальны те установки, которые закладывают основы специального художественно-графического мастерства.

Ведущие дисциплины для дизайнеров являются основополагающими в учебном процессе. Поиск новых путей обучения, нацеленных на развитие творческого потенциала личности, привел к включению в образовательный процесс дисциплин, интегрирующих в себе как материальную, так и духовную культуру. Но есть ряд факультативных и специальных курсов, без которых невозможен полноценный процесс овладения профессией. В овладении этим мастерством художественная и печатная графика

* Доцент кафедры Рисунка, член Союза художников РФ, график.

(эстамп) занимает особое место. В теории это - глубокое знание своего дела, на практике - способность свободно оперировать этими знаниями; уметь в ходе обучения создавать творческую атмосферу, соблюдать последовательность в реализации поставленных задач.

Дизайн - образование на всем протяжении своего становления и развития являлось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого не формального познания теории, а реального использования знаний для создания социально-значимого, необходимого обществу продукта в выбранной им сфере деятельности.

Подготовка специалистов-дизайнеров требует постоянного совершенствования вузовской методики обучения, главной задачей художественного образования является формирование компетентной всесторонней развитой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Она предусматривает знание законов и правил изобразительного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими.

Изобразительная грамота ставит своей задачей последовательное формирование у будущего специалиста способности к живому восприятию реальной действительности и к правильному восприятию ее изображения. Учебная дисциплина «Техника графики», введенная государственным стандартом в систему высшего художественного и педагогического образования, является необходимой составляющей образовательного процесса по специальности «Дизайн». Практическая деятельность студентов в мастерской графики на занятиях по предмету ««Техника графики», является основополагающей, так как активно способствует эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся, развивает творческие способности в области графической композиции, активизирует творческое мышление. Постоянно повышающиеся требования к профессиональному уровню будущих дизайнеров свидетельствуют о необходимости подготовки специалистов, свободно владеющих специальными и творческими умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой. Организация работы, направленной на расширение учебно-воспитательных задач, углубление общенаучных и специальных знаний, позволяет развивать обучаемых умственно и физически, воспитывать инициативу, самостоятельность и творческое отношение к труду, социальной деятельности.

Целью занятий печатной графикой является закрепление и расширение полученных студентами на занятиях по рисунку, живописи и композиции знаний и навыков, выработка умения их творческого применения, а также развитие эстетических представлений в процессе творчества - это является важным аспектом в формировании художественно-творческих способностей будущих дизайнеров в целом.

Рост профессионального уровня в овладении печатной графикой должны обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей специалиста. Творческий подход к созданию графики, основывается на конкретных впечатлениях, в результате чего появляется вдохновение, свобода, созревают новые замыслы, необходимые для дальнейшего художественного творчества художника-дизайнера.

По мнению Л.С. Выготского, изобразительное творчество имеет огромное общеразвивающее значение. В процессе изобразительной деятельности студенты овладевают новым языком образного выражения своих чувств, мыслей, отношений, расширяют кругозор, воспитывают чувства и усваивают на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до их сознания.

Графика является уникальным художественным материалом, способствующим развитию творчества, воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой. Чем лучше студенты овладевают графикой, тем легче и доступнее для них становится дальнейшее обучение. Графический язык печатной техники занимают особое место в системе художественного образования и эстетического воспитания студентов, развивает творческие способности, и поэтому требуют к себе постоянного и повышенного внимания исследователей и художников-дизайнеров. Овладение искусством графики тесно связано с приобретением навыков и знаний в области техники исполнения. Когда говорят о технике графических изображений, подразумевают изобразительные средства - линию, пятно и их производные - штрих, фактуру, тон, а также материалы и инструменты, при помощи которых ведется изображение.

Основными графическими выразительными средствами являются линия и пятно. Каждое графическое изображение диктует свои выразительные качества и как наиболее быстрое и лаконично обозначить идею. Владение специальными приемами и навыками помогает наиболее плодотворно пользоваться многочисленными возможностями материалов и инструментов.

Мастерство исполнителя, художника-дизайнера, его профессиональная культура - исходное начало всех классических искусств. Изучение основных составляющих графических изображений есть важная задача в обучении художника-дизайнера. Знание и понимание специфических возможностей и особенностей тех или иных графических приемов помогают реализовать любой художественный замысел.

Овладение искусством графики тесно связано с приобретением навыков и знаний в области техники исполнения. Когда говорят о технике графических изображений, подразумевают изобразительные средства - линию, пятно и их производные - штрих, фактуру, тон, а также материалы и инструменты, при помощи которых ведется изображение.

Студент, умеющий создавать графические произведения, легко овладевает любой творческой работой. Все это подтверждает важность умения свободного владения техникой печатной графики для студентов художественных факультетов педагогических вузов. Студенты, занимающиеся на занятиях по дисциплине «Техника графики», изучают различные виды печатной техники.

Цель этих занятий - ознакомить студентов художественно-графических факультетов с основными видами станковой печатной графики (монотипия, линогравюра, гравюра на картоне). Начинать изучение станковой печатной графики представляется целесообразным с монотипии. Дело в том, что, во-первых, монотипия не требует слишком сложного технического оснащения и потому наиболее доступна. Во-вторых, эта техника имеет много общего с работой акварелью, маслом, акрилом и в тоже время имеет ряд особенностей, характерных только для графики. Уникальность техники заключается в невозможности получать два совершенно одинаковых оттиска. Монотипия позволяет достичь тонких тональных и колористических отношений. Поэтому ее еще называют «живописью в эстампе».

Следующим видом графики, с которым знакомятся студенты, является линогравюра. Линогравюра - самый характерный вид печатной графики. Ограниченность графических возможностей черно-белой линогравюры заставляет студента решать проблему выразительности листа минимальными средствами. Решение этой задачи вырабатывает важнейшее профессиональное качество - мышление в материале, понимание особенностей материала. Творческая работа над линогравюрой вырабатывает у студента способность создать композиционно завершенный лист. Все это подводит студентов к пониманию специфики выразительного языка не только линогравюры, но и вообще искусства печатной графики. При этом необходимо довести до сознания студента, что специфика графического языка не является самоцелью, что его необходимо постоянно связывать с задачей художественного образа.

В дальнейшем видеться работа над освоением гравюры на картоне. В гравировании на картоне не только прост и доступен материал, просты и доступны инструменты. Это ножи, ланцет, иглы. Гравирование на картоне -техника своеобразная. Особенности выразительного языка могут вызывать сложность в работе студентов, как над эскизами, так и в ходе выполнения графического листа. Но знакомство студентов с гравюрой на картоне необходимо, как и знакомство с монотипией и линогравюрой, потому что эта техника применима при исполнении творческих дизайнерских проектов.

Изучение вышеуказанных графических технологий очень важный аспект в преподавании дисциплины «Техника графики», так как позволяют студентам развивать свои художественно-творческие способности.

Преподаватель должен активизировать у студента творческий потенциал и развить индивидуальный почерк, и ни в коем случае не навязывать свой.

Изучение основ техники графики помогает обучаемым выразить графическими средствами свое восприятие окружающей предметной среды, укрепляет связи данного курса с другими учебными предметами,

Мастерство исполнителя, художника, его профессиональная культура -исходное начало всех классических искусств. Изучение основных составляющих графических изображений есть важная задача в обучении художника-дизайнера. Знание и понимание специфических возможностей и особенностей тех или иных графических приемов помогают реализовать любой художественный замысел. Творческие возможности студентов-дизайнеров составляют основное богатство страны, и в значительной мере определяют ее экономический, культурный потенциал и конкурентоспособность нации.

Курс основ «Техника графики», многоплановость ее возможностей, позволяет в процессе обучения создать целостную картину знаний, усилить эмоциональную окраску учебного процесса, активизировать творческий потенциал, изменить мотивацию в обучении, вызвать потребность в самообразовании и самоусовершенствовании, развить положительные качества личности.

Список литературы:

1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа / Н.П. Бесчастнов. - М., 2005. -301 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.

3. Графика. Учебная программа и методические рекомендации для студентов факультета изобразительного искусства. - Омск, 2000. - 56 с.

4. Киреенко В.П. Психология способностей в изобразительной деятельности / В.П. Киреенко. - М., 1959. - 304 с.

5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 222 с.

6. Шорохов Е.В.Основы композиции: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© Данилькевич А.В.*

Волгоградский технологический колледж, г. Волгоград

Процесс информатизации, применение ИКТ и мультимедийных технологий в процессе обучения студентов. Специфика использования ИКТ и мультимедиа в процессе самостоятельной работы и обучении студентов.

* Преподаватель кафедры «Дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.