Научная статья на тему 'Роль графа Л. А. Перовского в административно-хозяйственной деятельности удельного ведомства'

Роль графа Л. А. Перовского в административно-хозяйственной деятельности удельного ведомства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПАРТАМЕНТ УДЕЛОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗЦОВЫЕ УСАДЬБЫ / Л.А. ПЕРОВСКИЙ / L.A. PEROVSKY / DOMAIN DEPARTMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MODEL FARMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Татьяна Николаевна

В статье рассмотрена административно-хозяйственная деятельность графа Л.А. Перовского, заботившегося о повышении доходности, получаемой с имений Департамента уделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ершова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF COUNT L.A. PEROVSKY IN ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC ACTIVITIES OF DOMAIN DEPARTMENT

The article deals with the count L.A. Perovsky's administrative and economic activities, caring of increasing of profitability of estate from the domain department.

Текст научной работы на тему «Роль графа Л. А. Перовского в административно-хозяйственной деятельности удельного ведомства»

УДК 94(47Q)

РОЛЬ ГРАФА Л.А. ПЕРОВСКОГО В АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕЛЬНОГО ВЕДОМСТВА

© Татьяна Николаевна ЕРШОВА

Владимирский государственный университет, г. Владимир, Российская Федерация, ассистент кафедры истории и археологии, e-mail: t.ershowa@mail.ru

В статье рассмотрена административно-хозяйственная деятельность графа Л.А. Перовского, заботившегося о повышении доходности, получаемой с имений Департамента уделов.

Ключевые слова: Департамент уделов; образовательные учреждения; образцовые усадьбы; Л.А. Перовский.

Исследование аграрной истории России является одной из основных тем отечественной исторической науки, значительная часть которой связана с историей крестьянства. Вплоть до XX в. данная социальная группа оставалась основной производительной силой общества, оказывая существенное влияние на экономические, политические и культурные стороны жизни.

В данном направлении российскими учеными сделано много открытий, однако некоторые его аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. Так, одним из вопросов изучения крестьянского хозяйства Россий-

ской империи является история дореволюционных государственных учреждений и административно-хозяйственная деятельность

удельного ведомства России XIX столетия.

Систематическое изучение проблемы взаимоотношений государственной власти и крестьянства в конце XVIII - первой половине XIX в. началось на рубеже XIX-XX вв. Историки народнического направления уделяли внимание крестьянскому вопросу и ранее [1-3], в то время как представители традиционной официально-охранительной [4] и либеральной историографии [5] в центре

своего внимания ставили деятельность правительственных органов и церкви.

В историографии этого периода по широте и глубине постановки проблемы выделяются труды В.И. Семевского, в которых он впервые использовал материалы ревизий и экономические примечания к генеральному межеванию для определения обеспеченности крестьян землей. Кроме того, в работах историка встречаются сведения по административному управлению и социально-экономическому положению удельных крестьян, которых он поместил в один ряд с государственными, посессионными и однодворцами, основываясь на схожести несения повинностей рассматриваемых групп [6, 7].

Подобной точки зрения придерживались и другие историки XX в., например, П. А. Зай-ончковский [8] и Л.Р. Горланов [9], сделавшие вывод, что к исходу первой трети Х!Х в. в правовом отношении удельные крестьяне были полностью уравнены с помещичьими. Более того, Л.Р. Горланов отмечал, что экономическое положение удельных крестьян в сравнении с помещичьими и государственными было значительно хуже последних и фактически идентично положению крестьян-оброчников в помещичьих имениях страны.

Необходимо заметить, что до настоящего времени нет ни одного труда по истории удельного крестьянства, обобщающего все стороны жизни в целом и административнохозяйственной деятельности Перовского в частности, а тематика выполненных исследований носит в основном региональный характер.

Удельное ведомство, как система управления дворцовыми имениями, было образовано в 1797 г. с целью материального обеспечения царской фамилии доходами с дворцовых земель. По своей социальной структуре это было вотчинное крепостное хозяйство крупного коллективного латифундиста, превосходившего размерами своей собственности самых богатых помещиков страны [10, с. 160-161].

Начав функционировать 22 мая 1797 г., Департамент уделов, во главе которого стоял князь П.М. Волконский, создал местную систему управления удельными имениями, в результате деятельности которой было организовано 9 удельных экспедиций: Архангельская, Вятская, Казанская, Костромская,

Тамбовская, Московская, Орловская, Санкт-Петербургская, Смоленская, каждая из которых должна была осуществлять руководство 50-70 тыс. душ мужского пола.

Во главе каждой удельной экспедиции был поставлен советник, имевший двух товарищей, один из которых являлся удельным казначеем. Кроме того, в штате, насчитывавшем 10 чиновников и 10 канцелярских служителей, был удельный стряпчий, отстаивавший интересы удельных крестьян, 3 столоначальника с помощниками, письмоводитель и бухгалтер.

Деятельность экспедиции была направлена на подготовку рапортов министру уделов и начальнику губернии, обеспечение своевременного сбора государственных и чрезвычайных податей и предоставление вице-губернатору каждый месяц ведомости об имеющихся деньгах. Следует отметить, что удельной экспедиции не разрешалось открыто вмешиваться в дела сельского управления, контроль за деятельностью сельских приказов осуществлялся в форме попечительства [11].

В таком виде административно-хозяйственная деятельность удельного ведомства просуществовала около 10 лет. Император Александр I под влиянием либеральных идей попытался изменить структуру управления на местах, объясняя это желанием приблизить местное удельное управление к крестьянам. Однако основные причины проводимых преобразований, исходя из анализа «приуготовительных» материалов данной реформы, заключались в распространении взяточничества, утаивания доходов и незаконных сборов с крестьян. Указом от 15 мая 1808 г. удельные экспедиции были упразднены, а вместо них было создано 19 удельных контор: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Казанская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и Тверская, напрямую подчинявшиеся Департаменту уделов.

Император Александр I считал, что предпринятые меры приведут к ликвидации недоимок в удельной деревне и позволят повысить ее доходность.

К концу первой четверти XIX в. старая система управления удельными землями исчерпала свои возможности, и новый этап ее

обновления напрямую был связан с именем графа Л.А. Перовского (1792-1856 гг.). Его энергия, дальновидность, хозяйственное понимание и предприимчивость проявились во многих полезных нововведениях и начинаниях, имевших государственное значение и оставивших неизгладимый след в истории удельного ведомства. Особое уважение вызывает тот факт, что Лев Алексеевич Перовский был убежденным сторонником распространения грамотности среди крестьянского населения.

Окончив обучение в Московском университете и перейдя на гражданскую службу, Лев Алексеевич стал членом Департамента уделов, затем его вице-президентом и сенатором. В 1840 г. был назначен на пост товарища министра уделов князя Петра Михайловича Волконского, а в 1841 г. - министром внутренних дел с сохранением должности товарища министра уделов. К 1852 г. граф Перовский дослужился до министра уделов и оставался им до самой смерти [12].

В период своей гражданской службы граф Л.А. Перовский, по свидетельству современников, человек весьма образованный и деятельный, стремившийся проводить нововведения в жизнь, осуществлял непосредственные задачи уделов, по возможности соединяя с ними и общегосударственные цели. Например, в мае 1829 г. был поднят вопрос о массовом обмене казенных имений на удельные в связи с рассредоточением дворцовых селений по европейской части Российской империи. Данная мера была вызвана хозяйственными преобразованиями, проводимыми графом с целью повышения доходности удельных имений через их комплексное сосредоточение, введение в них общественных запашек и распространение грамотности в среде местного населения [13].

В мае 1831 г. были утверждены составленные под его руководством правила о замене подушной подати крестьян удельного ведомства поземельным сбором, который определяли по размеру крестьянского земельного надела (а не по душам или тяглам). Согласно этому решению от 1831 г., каждому селению отводилось определенное количество земли по числу действительных посе-лян-работников (т. н. общественные запашки) с учетом ее доходности и урожайности. Средства, полученные в результате данной

политики, явились источником капиталов, давших возможность воплотить в жизнь ряд образовательных мер, которые позволили улучшить положение удельных крестьян и способствовали распространению грамотности в их среде [14].

Примером рационального использования накопленных средств явилось устройство школ почти при всех приказах удельных контор Российской империи. Однако следует отметить тот факт, что распространение грамотности среди удельного крестьянства начало зарождаться на рубеже XVIII-XIX вв. Так, при Санкт-Петербургской удельной экспедиции в 1799 г. была открыта практическая школа земледелия, директором которой стал протопресвитер Андрей Афанасьевич Сам-борский. В данном учебном заведении ученики из различных сословий осваивали в теории и на практике приемы рационального земледелия с целью улучшения способов обработки земли в удельных имениях страны.

Обучение для крепостных крестьян, рассчитанное на 3-4 года, было бесплатным, в то время как лицам из других сословий приходилось вносить обязательную плату по 90 руб. в год. Полученные в ходе образовательного процесса теоретические знания воспитанники школы применяли на практике [11, л. 81-88].

В 1802 г. в практической школе земледелия состоялся первый выпуск 16 учеников. В том же году был объявлен новый набор, составивший уже 36 воспитанников, приезд и содержание которых было оплачено за счет удельного ведомства.

Однако доходы, получаемые школой, оказались незначительными; она не только не окупила свои расходы, но и принесла удельному ведомству значительные убытки, в связи с чем в 1803 г. встал вопрос о ее закрытии [11, л. 85-88].

Повсеместное открытие начальных образовательных учреждений для удельных крестьян при приказах удельных контор наблюдается с начала XIX в. Например, во Владимирской удельной конторе, согласно Списку населенных мест Владимирской губернии [15], действительные училища начали появляться с 1811 г. Образовательные учреждения были открыты в удельных приказах в деревнях Торчино (Суздальский уезд), Больших Всегодищах (Ковровский уезд), Николо-

горском Погосте, Большом Григорове, Воскресенском погосте (Судогодский уезд), в селе Нагуево (Вязниковский уезд), в селе Красном (Гороховецкий уезд), в удельных имениях села Рыло (Вязниковский уезд) и села Кудрино (Меленковский уезд) [15].

Однако первоначально школьное дело было поставлено в удельных имениях неудовлетворительно. Заботы об образовательных учреждениях были возложены на сельское духовенство, которое было обременено исполнением своих прямых обязанностей и крайне скудно обеспечено материально [16].

В связи со сложившейся ситуацией графом Л.А. Перовским была организована подготовка учительского персонала открытием в 1828 г. двух главных удельных училищ закрытого типа, куда набирали воспитанников из разных удельных имений: в Москве - на 50 мест, в Красном Селе - на 30 учеников.

Подобным образом было организовано в 1832 г. около Петербурга особое земледельческое училище, рассчитанное на 250 человек, из которых 125 воспитанников учились «ежедневно грамоте по способу взаимного обучения», а оставшиеся 125 выполняли хозяйственные работы по учебному заведению. В связи с тем, что часть учеников осуществляла «все работы по училищу», в его штат входили только мастеровые [17].

В этом образовательном учреждении сыновья удельных крестьян на практике знакомились с традиционными и новаторскими методами ведения сельского хозяйства. Главная цель мероприятия состояла в том, чтобы из каждого воспитанника сделать образцового русского хозяина, способного вести самостоятельное фермерское хозяйство [11].

Окончившие обучение в училище, применяя и распространяя свои знания на практике в качестве хозяев образцовых усадеб (устраиваемых с этой целью во многих удельных селениях), могли оказывать полезное влияние на крестьян и содействовать распространению сельскохозяйственных знаний и введению правильного сельского хозяйства среди местного населения.

Такие образцовые хозяйства существовали во многих губерниях страны. Например. во Владимирской губернии они располагались в Вязниковском уезде: усадьба Липов-ская (Липовицы), насчитывавшая 3 двора и 11 жителей мужского пола; в Судогодском

уезде располагались 2 усадьбы - Овсянская (2 двора и 7 крестьян) и Серковская (1 двор и 3 жителя). В Суздальском уезде образцовое имение было устроено в д. Райковская, состоявшее из 2-х дворов и 10 жителей (крестьян мужского пола) [15].

Однако, по мнению Л.Р. Горланова, попытки создания земледельческого училища не принесли ожидаемой пользы крестьянам, которые «не были заинтересованы в резком повышении производительности земледельческого труда, поскольку отчетливо осознавали, что стоит им увеличить ее, как сразу же последует и новое повышение удельного налога» [9]. Удельные крестьяне предпочитали производить кустарную продукцию, которая не давала возможности удельному ведомству контролировать получаемые от нее доходы.

Необходимо заметить, что преобразования Л.А. Перовского в удельной деревне в силу сложившихся обстоятельств совпали по времени проведения с реформой П.Д. Киселева, проводимой в государственной деревне.

Все мероприятия графа Перовского, проводимые им в должности министра уделов Российской империи (1852-1856 гг.), были весьма полезными, но имели в основании своем принудительный характер, что вписывалось в рамки крепостного права, но не могло влиться в новые условия.

После его смерти во главе Департамента уделов в 1856 г. встал бывший декабрист Н.М. Муравьев, назначение которого на этот пост повлекло за собой крутой поворот в деятельности министерства. Вместо заботы о благосостоянии крестьян на первый план было выдвинуто стремление к увеличению доходов казны: повышена общая сумма оброчной подати и введены новые кадастровые правила. Кроме того, занимая пост министра, Муравьев упорно противился освобождению крестьян и был одним из важнейших вожаков партии крепостников [18]. В связи с этим удельное ведомство парализовал сильный кризис, вызванный экономическими причинами и управленческим хаосом, от которого оно так и не смогло оправиться.

Спустя два года после смерти Л.А. Перовского, 20 июня 1858 г., последовал указ о даровании удельным крестьянам личных и имущественных прав, предоставленных другим свободным сельским сословиям, а затем 5 марта 1861 г. были изданы правила нового

поземельного устройства для государственных и удельных крестьян.

Последствием данного события стало уничтожение общественной запашки. Хотя многие исследователи считали ее тяжелой натуральной повинностью, отвлекавшей крестьян от своевременной обработки собственных земель, тем не менее в тех условиях это было прогрессивной мерой, т. к. общественная запашка составляла основной доход министерства уделов, средства от которого шли на улучшение условий жизни и распространение грамотности среди удельных крестьян. Кроме того, удельное ведомство уже не имело достаточной власти над своими подопечными и не могло распоряжаться судьбами детей удельных крестьян, в т. ч. отправлять их на обучение [19].

Сложившаяся ситуация привела к тому, что с 1862 г. начали закрываться удельные училища, а с отменой общественной запашки - банки и больницы удельного ведомства. Оставшиеся удельные училища перешли в ведомство министерства народного просвещения, за исключением образовательных учреждений юго-западного края и тех имений, в которых ведомство вело свое хозяйство. Так, с проведением крестьянской реформы попечение о народном образовании перестало входить в круг обязанностей удельного управления.

Таким образом, административно-хозяйственная деятельность удельного ведомства, одним из организаторов которой был граф Л.А. Перовский, была направлена на повышение доходности имений, принадлежащих императорской фамилии, через проведение в них таких преобразований, как сосредоточение владений в наиболее доходных губерниях Российской империи, введение в них общественной запашки и распространение грамотности среди местного населения.

1. Боголюбов В.А. Удельные крестьяне // Великая реформа. М., 1911. Т. 2.

2. Вильсон И.И. Выкупные за землю платежи бывших удельных крестьян // Записки императорского русского географического общества по отделению статистики. Спб., 1878. Т. 5.

3. Ходский Л.В. Земля и землевладелец. Спб., 1891. Т. 2.

4. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. М., 1987.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

6. Семевский В. И. Пожалование населенных имений при императоре Павле I // Русская мысль. 1882. № 2.

7. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVШ и первой половине XIX в.: в 2 т. Спб., 1888.

8. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

9. Горланов Л.Р. Удельные крестьяне России. 1797-1865 гг. Смоленск, 1986.

10. Дружинин Н.М. Бывшие удельные крестьяне после реформы 1863 г. (1863-1883 гг.) // Исторические записки. М., 1970. Т. 85.

11. РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 11. Л. 81-91.

12. Кудрявцева З.И. Документы высших и центральных учреждений по истории удельных крестьян (1797-1863 гг.) // Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX -начала XX вв. Л., 1967.

13. Пислегин Н.В. Власть и крестьянство Удмуртии в конце XVIII - первой половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2005.

14. Столетие уделов. 1797-1897 гг. Спб., 1897.

15. ГАВО (Гос. арх. Владимирской области). Владимирская губерния. Список населенных мест по сведеньям 1859 г. Спб., 1863.

16. ГАВО. Ф. 449. Оп. 2. Д. 1. Л. 10об.

17. Учебные заведения Удельного ведомства // Свод удельных постановлений. Спб., 1843. Ч. 5.

18. Фургин Ф.А. Удельные крестьяне накануне и в годы революционной ситуации // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1962.

19. Гуляева В.В., Ершова Т.Н. Подготовка реформы в удельной деревне (1858-1863 гг.) // Проблемы истории России. Материалы 15 Международной научной конференции историков. 14-16 апреля 2010 г. Владимир, 2010.

Поступила в редакцию 6.07.2011 г.

UDC 94(470)

ROLE OF COUNT L.A. PEROVSKY IN ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC ACTIVITIES OF DOMAIN DEPARTMENT

Tatyana Nikolayevna ERSHOVA, Vladimir State University, Vladimir, Russian Federation, Assistant of History and Archeology Department of, e-mail: t.ershowa@mail.ru

The article deals with the count L.A. Perovsky’s administrative and economic activities, caring of increasing of profitability of estate from the domain department.

Key words: domain department; educational institutions; model farms; L.A. Perovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.