2. Балдин К.Е., Иванов В.В. Земские школы Ивановского края: конец XIX - начало ХХ века. -Иваново, 2000.
3. Веселовский Б.Б. Всеобщее обучение и земство // Юбилейный земский сборник. - СПб., 1914.
4. Вестник Рязанского губернского земства. -1912. - №> 6.
5. Государственный архив Владимирской области. Ф. 205, Ф. 379, Ф. 704.
6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 244. Д. 9. Ч. 47. Лист В. Л. 1-10; Оп. 238. Д. 31. Ч. 30. Л. 1, 7, 9, 15; Оп. 243. Д. 20.
Ч. 67. Лист Б. Л. 13.
7. Доклады Муромской уездной земской управы очередному Муромскому уездному земскому собранию 1913 г. - Муром, 1913.
8. Доходы и расходы земств по сметам 1914 г. - Пг, 1916.
9. Ежегодник Костромского губернского земства 1911 г. - Кострома, 1911.
10. Земское дело. - 1910-1914 гг.
11. Календарь земского деятеля на 1913 г. -СПб., 1912.
12. Леонов Д. Об организации ремесленного образования в сельских местностях Рязанской губернии // Вестник Рязанского губернского земства. - 1912. - В. 11-12.
13. Обухов А. Право земств выбирать для школ учебники и учебные пособия // Земское дело. -1914. - №> 3.
14. Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Журнал общих заседаний съезда. (Стенографическая запись). - М., 1912.
15. Подготовительные работы по введению всеобщего обучения в России. Вып. 7. - СПб., 1912.
16. Положение народного образования во Владимирской губернии по исследованию 1910 г. Вып. 3. - Владимир, 1911.
17. Положение народного образования во Владимирской губернии по исследованию 1910 г. Вып. 1-3. - Владимир, 1911.
18. Права земств в области школьного дела // Земское дело. - 1914. - N° 23. - С. 1410.
19. Российский государственный исторический архив. Ф. 733, Ф. 1288.
20. Русская школа. - 1914. - N° 5-6.
21. Сборник речей П.А. Столыпина, произнесенных на заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы (1906-1911). - СПб., 1911.
22. Школьная статистика за 1915/1916 учебный год. - Ярославль, 1916.
23. 50 лет жизни Нижегородских земств. 18641914 гг. Очерк развития земского хозяйства. -Нижний Новгород, 1913.
УДК 37.015
Ершова Татьяна Николаевна
Владимирский государственный университет им. Н.Г. и А.Г Столетовых
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В УДЕЛЬНЫХ ИМЕНИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX СТОЛЕТИИ
Рассматривается процесс создания и деятельности образовательных учреждений в удельных имениях Владимирской губернии в XIX веке. Роль государства в организации содержания и материального обеспечения образовательного процесса среди крестьян.
Ключевые слова: образование, удельные имения, Владимирская губерния, школа.
Реформирование России в XXI веке, в том числе и в системе образования, подвергается заслуженной критике и сопровождается пристальным вниманием к предыдущему опыту. Особо дискутируется вопрос о роли государства в определении не только содержательной стороны процесса, но и его финансирования и материального обеспечения. Возникновение учреждений образования удельных крестьян является одним из мало изученных в России. Тем не менее, процесс создания образовательных
учреждений для этой категории крестьян, финансировавшихся за счет казны, заставляет и сегодня задумываться о государстве как основном источнике содержания школьных учреждений.
Крестьянство по своему социальному и юридическому положению в дореформенный период XIX в. не было одинаковым - существовало более полутора десятков его категорий. В том числе и появившееся в первой трети XIX в. удельное крестьянство. Государством был создан Департамент уделов, конторы которого располага-
лись почти по всей стране. Специально для детей и молодежи удельных крестьян были созданы 6 типов учреждений: сельские приказные училища, церковно-приходские школы, школы писарей, частные школы и школы грамоты, а также ремесленные училища.
Активное развитие приказные сельские училища в удельных имениях страны получили с 20-х гг. XIX в. Так, Владимирская удельная контора в 1836 г. имела большой показатель по количеству начальных образовательных заведений среди трех губерний России: «.. .в течение первых семи-вось-ми лет после утверждения устава удельных приказных училищ, их было открыто всего 44 в районе восьми удельных контор, причем на три конторы (Владимирскую, Костромскую и Орловскую) приходилось 38 училищ, а остальные шесть распределялись между конторами: Оренбургской, Новгородской, Саратовской, Симбирской и Тверской» [4].
Во Владимирской удельной конторе к этому периоду насчитывалось 11 приказных училищ в селах Торчино Суздальского уезда, Красном Горо-ховецкого уезда, Лехтово Меленковского уезда, Нагуево, Порзынке, Никологоры, Ярополченской слободе Вязниковского уезда, Всегодищи, Егорье-во Ковровского уезда, в селе Воскресенское и деревне Больше-Григорово Судогодского уезда, а также 1 ремесленное училище в с. Никологоры Вязниковского уезда, которые начиная с 1837 г. учреждались за счет самих удельных имений [2].
Устройство приказных училищ и их внутренний распорядок регламентировался «Сводом удельных постановлений». Входившие в его состав «Правила к руководству для сельских училищ в удельных именных учреждениях» формулировали цель организации данных заведений как приготовление «.. .грамотных..., старших и писарей в приказы ., и распространение для каждого христьянина понятий о законе Божием и некоторых первоначальных необходимых в крестьянском быту сведений...» [8].
Школы создавались при наличии учителя и специально приспособленного, или построенного здания, был утвержден пакет нормативных документов. Согласно уставу сельских училищ от 25 октября 1828 г., общеобразовательные заведения, учреждаемые при каждом приказе, должны были находиться недалеко от приходской церкви. Однако таких домов, пригодных для устройства в них школ, в большинстве селений не было,
вследствие чего встал вопрос о постройке зданий для школ по выработанному плану от 29 октября 1832 г. [8, с. 104]. В большинстве случаев помещения для школ должны были быть деревянными на каменном фундаменте, но иногда, в зажиточных селениях воздвигались и каменные здания. Стоимость их была различная: в более богатых селах она достигала 6000 руб. ассигнациями за школу, в беднейших - не превышала в среднем 600 рублей ассигнациями [4, с. 382].
Управление приказными училищами на местах поручалось учителю под надзором местного приказа. В сельские учителя могли быть определены «всякого свободного и даже податного состояния люди, способные и хорошей нравственности» [8, с. 105]. Педагоги выбирались по соглашению с местным епархиальным начальством из приходских священников.
Содержание преподавателей «.колебалось от 70 до 145 рублей в год, не считая квартирного довольствия...». В некоторых училищах священники обучали бесплатно, в других размер их жалованья устанавливался от решения управляющего удельной конторой, в иных - по обоюдному соглашению. Так, в «Своде удельных постановлений» прописано, что жалованье священникам, если они исполняли свои обязанности в качестве учителей, платилось в размере 145 руб. серебром в год; если же они читали только курс Закона Божьего, не принимая на себя преподавание других предметов, то оплата составляла 75 руб. серебром в год [8, с. 112].
Количество учеников в каждом сельском училище Владимирской губернии определялось управляющим удельной конторой. Для поступления в сельские приказные образовательные учреждения к мальчикам предъявлялись следующие требования: они должны быть «хорошей нравственности», возраст устанавливался от 8 до 12 лет, и проживать в тех удельных имениях, где находилось училище. Кроме того, кандидатам при поступлении назначался двухмесячный испытательный срок: «если в сие время кто-либо из них будет замечен с дурной стороны, то он исключается из училища немедленно; в противном случае, управляющие конторой подвергаются выговору от министра уделов, а со старшины взыскивается штраф: с головы 15 руб. серебром, с прочих по 7 руб. 50 копеек за каждого мальчика» [1].
«Правила к руководству для сельских училищ» предписывали при отправке мальчиков на учебу,
снабжать их одеждой: армяком, кушаком, шляпой и сапогами, а в зимнее время тулупом и шапкой. Поступающих в училище бедных сирот одевало мирское общество за свой счет [6].
Срок обучения в данных школах не был точно определен: «ученики, не оказывающие надлежащих успехов не от нерадения, а от недостатка способностей, могут оставаться в училище до трех и более лет; остальные выпускаются по испытании; нерадивые же, если все меры к исправлению их окажутся безуспешными, исключаются из училища» [8, с. 129]. Данное обстоятельство пробуждало в крестьянской среде неудовольствие, так как вводило их в излишние издержки на содержание в училищах детей в таком возрасте, когда они должны были являться необходимыми помощниками в хозяйстве.
Программа преподавания в удельных приказных училищах регламентировалась «Сводом удельных постановлений» и была направлена на подготовку к работам удельного ведомства, по программе взаимного обучения: чтение книг церковной и гражданской печати и рукописей; изучение Закона Божьего по краткому катехизису, и священной истории; чистописание; первые четыре действия арифметики с использованием счетов [8]. Высшие классы учреждались для обучения пространному катехизису, священной истории и арифметики учреждались в тех селениях, в которых проживало 800 и более душ [2].
Занятия в классах начинались с молитвы. Обучение продолжалось по пять часов в день, из которых четыре были предназначены для классных занятий, а один - для повторения пройденного материала [7]. Учебные пособия и книги для преподавания по способу взаимного обучения высылались Департаментом уделов за счет мирских обществ или выписывались удельными конторами для рассылки в приказы через Московскую удельную контору. Никакие другие учебные пособия под ответственность управляющего удельной конторой и учителей не должны были использоваться в данных заведениях.
Департамент уделов разрешал приказам включать в сметы на училища особые суммы, предназначенные на выдачу родителям учащихся из бедных семей денежных пособий в размере 4-30 рублей для приобретения одежды [4, с. 383] и проживания на частных квартирах, если расстояние от родительского дома до школы превышало 6 верст [3]. При этом обучение девочек не оплачивалось [5].
С церковно-приходскими школами дело обстояло иначе. Большая их часть не имела специальных зданий, а размещалась в частных избах, домах приезжающих и церковных караулках. Количество учеников (возраст 10-12 лет) зависело от общего числа душ в приходе. Сроки обучения регламентировались правилами и составляли 34 года для учеников, которые проходили обучение по программе приказных училищ, и 12 года - для мальчиков, обучавшихся только молитвам и церковному чтению. Преподавание первоначально производилось безвозмездно. Кроме того, для стимуляции священников к преподаванию применялась система вычетов с дьяконов, не занимающихся обучением [1, с. 14]. Однако впоследствии учителям начали выплачивать жалованье в размере от 30 до 60 рублей в зависимости от программы обучения, которая была направлена на распространение начальных основ грамотности среди подопечных удельного ведомства. Необходимо отметить тот факт, что постоянные жалобы на недостаток лиц, пригодных для выполнения обязанностей писаря в приказах и недовольство крестьян на привлечение к этой обязанности их детей, окончивших приказные сельские училища, привели Департамент уделов к необходимости организации обучения крестьянских детей в школах у писарей приказов. Для чего в сельских приказах Владимирской губернии выбиралось по три мальчика, предпочтительно из сирот или многодетных семей, в возрасте от 8 до 12 лет [8, с. 141].
В удельных селениях Владимирской губернии существовали и частные элементарные школы, содержавшиеся на средства частных лиц: приказных голов, удельных крестьян, купцов, окончивших курс в удельном земледельческом училище, хозяев образцовых усадеб и т.п. Подобные школы открывались с целью дать возможность малоимущим крестьянам обучать своих детей грамоте и началам веры. Для данного вида школ общей программы не было, вследствие чего в одних обучали лишь чтению церковной печати и Закону Божьему, в других - чтению и письму, в третьих - и арифметике. В школах хозяев образцовых усадеб, дети обучались земледелию и различным ремеслам. Закон Божий, как особый предмет, у них не преподавался, а по праздничным дням, вечером, мальчики читали рассказы из священной истории.
Кроме того, потребность в грамотности привела к тому, что активность проявляли сами кре-
стьяне: они отдавали детей на выучку «разного звания грамотным людям»: бессрочноотпускным солдатам, ветеринарным ученикам, причетникам, не нашедшим себе места служения семинаристам, калекам и другим. Многие из этих учителей «могли лишь читать, а писать и сами не умели», тем не менее, и они приносили пользу в деле распространения грамотности среди удельных крестьян [4, с. 390].
В 1839-1840-х гг. повсеместно стали вводиться ремесленные училища в удельных имениях «с целью усовершенствования и распространения» между крестьянами тех ремесел, «в которых они имеют необходимую нужду, например: кожевенного, кузнечного, столярного, выделке дубленных овчин, валяльного и т.п. [8, с. 143]. Во Владимирской удельной конторе первое такое ремесленное училище было открыто в 1841 г. в Ни-кологорском приказе Вязниковского уезда.
Первоначально предполагалось открывать данные практические школы для поддержания и развития промыслов, существовавших в местности. Однако впоследствии было решено устраивать ремесленные училища для обучения «простым изделиям в крестьянском быту необходимым». Владимирское ремесленное училище было учреждено на 20 человек и пополнялось из крестьянских мальчиков не моложе 18 лет. Ученики, как правило, назначались с согласия семьи, «получавшей в вознаграждение на наем работника по 15 руб. серебром в год на все то время, доколе выбранный из оного ученик находится в училище» [1, с. 27].
Обучение учеников поручалось вольнонаемным мастерам, число которых зависело от количества преподаваемых в училище ремесел. «Положение о ремесленных училищах в удельных имениях» предписывало: «.для обучения каждому ремеслу полагается по одному учителю или мастеру с определенным жалованьем. В должность мастеров назначаются люди, представившие о знании своем узаконенные виды и удостоверение о поведении и знании мастерства». Мастера жили в училищном доме, получая «кроме квартиры денежное жалование» в размере 85140 рублей в год [6].
В Никологорском удельном ремесленном училище Владимирской губернии преподавали от 3 до 9 специальностей, и каждый ученик обязан был проходить следующие ремесла: выделка овчин, кузнечное, слесарное, плотничное и столярное дела. Данное требование Департамента уде-
лов исходило из того, что чем больше выпускник знает ремесел, тем скорее он найдет себе работу. «...Такой ученик не будет бродить из губернии в губернию, приискивая заработок,.. напротив, обучавшийся необходимым мастерствам, круглый год найдет заработок в своей деревне: зимой будет подковывать лошадей, дубить овчину, выделывать кожи и делать колеса, к весне слаживать телеги, наваривать сошки, заступы, лопаты, летом зубрить серпы, склепывать косы и проч., сам управит свою пашню и покос, а к осени будет делать и чинить кадушки, оконные рамы и другую домашнюю утварь» [6, с. 17].
Управляющие конторами обязаны были предоставлять в Департамент уделов их образцы, что особенно требовалось в первое время. Так, например, через год после открытия, в 1842 г., Владимирское училище выслало в Департамент уделов подкову, сошник, топор, вилы и овчины для оценки результатов обучения. Первый выпуск из Никологорского ремесленного училища состоялся в 1843 г. Опыт был положительным и получил распространение. Ежегодно заканчивало обучение от 16 до 100 учеников, всего же было выпущено из ремесленных училищ страны за все время их существования 1055 человек.
После окончания обучения, ученики подвергались испытанию и получали аттестат за подписью управляющего конторою. Каждый крестьянин получал необходимое, по назначению начальства, пособие от 10 до 100 рублей на первоначальное обзаведение по роду своего мастерства, которым он должен заниматься на месте своего жительства, по крайней мере, «в продолжение шести лет со времени выпуска из училища». В 1848 г. программа Владимирского удельного ремесленного училища была дополнена изучением грамоты, Закона Божьего и молитв, и устроены образцовые огороды для практически занятий. Преподавателям этих предметов за обучение каждого ученика выплачивалось около пяти рублей. Однако преподавание Закона Божьего и грамоты успеха не возымело, и с 1857 г. была предложена отмена обучения с целью принятия в училище уже грамотных крестьян (хотя грамотность при приеме и не была обязательна). Учебные огороды также не прижились: не считая училища во Владимирской удельной конторе, при котором был большой участок для обработки, они существовали только в имениях Архангельском, Вологодском и Новгородском [4, с. 422].
Необходимо отметить, что лучшими считались в период XIX столетия те школы, где преподавали семинаристы и бывшие воспитанники земледельческого удельного училища, так как священники относились к делу преподавания довольно индифферентно [4, с. 394]. Обучение детей шло весьма успешно и там, где применялись метод взаимного обучения, предлагавший формулу: «понять заданный материал самому и объяснить другому» и метод педагога Золотова, требовавший от учеников не зазубривания предметов, а их пересказа [3].
Кроме того, в конце 1850-х гг. было обращено внимание на недостаток или непригодность имевшихся в училищах учебников и на полное отсутствие библиотек при школах. Признавая открытие библиотек важным пособием в распространении грамотности среди местного сельского населения, Департамент уделов стал учреждать их по возможности при всех приказных училищах, рассылая туда книги, как для чтения народа, так и для руководства учителей. В тоже время были разосланы новые необходимые учебники взамен прежних, остававшихся в училищах с 1840-х гг. без возобновления. Учебниками были снабжаемы
и все частные школы: их раздавали учащимся у свободных учителей.
Библиографический список
1. Архив Главного Управления уделов. Наставление сельским приказам, по Высочайшему о Императорской Фамилии Учреждению в удельных имениях учрежденным. - п. 13, 14, 24, 25,27 // История уделов за столетие их существования. 17971897. - Т. 2. - СПб., 1901.
2. ГАВО. Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - СПб., 1863.
3. ГАВО. Памятная книжка Владимирской губернии за 1848 г. - Владимир-на-Клязьме, 1901.
4. История уделов за столетие их существования. 1797-1897. - Т. 2. - СПб., 1901.
5. Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Выпуск II. Сведения о крестьянском хозяйстве. - Владимир на Клязьме, 1902.
6. Правила к руководству для сельских училищ в удельных именных учреждениях // Положение о Ремесленных училищах в удельных имениях. - СПб., 1840.
7. РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 1013. Л. 10.
8. Учебные заведения Удельного ведомства // Свод удельных постановлений. Ч. 5. - Гл. IV - СПб., 1843.
УДК 374+316.7
Дейч Борис Аркадьевич
Новосибирский государственный педагогический университет
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматривается процесс организации внешкольной работы с детьми в России в конце XIX — начале XX веков, анализируются проблемы социального воспитания, выступающие в качестве предпосылок возникновения и развития внешкольной работы, взгляды организаторов первых внешкольных учреждений на воспитательный потенциал внешкольной работы с детьми.
Ключевые слова: внешкольная работа, социальное воспитание, детские клубы, воспитательная среда.
Как социальное и педагогическое явление детские внешкольные учреждения . имеют историю, уходящую своими корнями в конец XIX - начало ХХ веков. Возникновение внешкольных детских учреждений связывают с именами И. Беневского, Н.А. Бартоше-вича, К.Н. Венцеля, А.У. Зеленко, А. Кокошина, П.Ф. Лесгафта, А. Третьякова, С.Т. Шацкого, К.А. Фортунатова и других прогрессивных деятелей России конца XIX - начала XX веков, которые, используя уже существующий опыт организации деятельности учреждений внешкольно-
го образования, а также заимствуя положительный опыт подобной деятельности в Северной Америке и ряде европейских стран, обосновывали необходимость организации внешкольной работы с детьми и реально осуществляли попытки создания внешкольных объединений для детей рабочих и служащих. Идея площадок, «детских собраний» увлекала российскую интеллигенцию, так как в ней она видела с одной стороны возможность украсить, облегчить жизнь детей беднейших слоев общества, развить их духовные и физические силы, активность, а с другой стороны -