Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки в реализации потенциала российского АПК и обеспечении продовольственной безопасности'

Роль государственной поддержки в реализации потенциала российского АПК и обеспечении продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURAL INDUSTRIAL COMPLEX / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / FOOD ADDICTION / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / SANCTIONS POLICY / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRICULTURAL POLICY / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усенко Л.Н.

В статье рассмотрены вопросы решения ряда проблем развития АПК России путем расширения государственной поддержки отечественного производителя. Также уделено внимание вопросам обеспечения продовольственной безопасности и улучшения экономических показателей развития сельского хозяйства и других сфер АПК. Ставится вопрос о необходимости адекватной аграрной политики в условиях санкций и повышение конкурентной АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усенко Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC SUPPORT IN THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX POTENTIAL AND FOOD SECURITY

This article describes how to solve some of the problems of Russia's AIC development by increasing state support for domestic producers. The issues of food security and improving the economic performance of agriculture and other areas of agribusiness are also considered. The question about the need for an adequate agricultural policy in terms of sanctions and increasing competitive agribusiness is raised.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки в реализации потенциала российского АПК и обеспечении продовольственной безопасности»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО АПК И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ THE ROLE

OF PUBLIC SUPPORT IN THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX POTENTIAL AND FOOD SECURITY

2

Л.Н. УСЕНКО

Д. э. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анализа и прогнозирования ФГБОУ ВО Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), председатель Ростовского регионального отделения ВЭО России, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов

L.N. USENKO

PhD in Economics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Head of Business Analysis and Forecasting Chair at Rostov State University of Economics (RINH), the chairman of the Rostov regional branch of VEO of Russia, Chief Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of Economics and Standards

В статье рассмотрены вопросы решения ряда проблем развития АПК России путем расширения государственной поддержки отечественного производителя. Также уделено внимание вопросам обеспечения продовольственной безопасности и улучшения экономических показателей развития сельского хозяйства и других сфер АПК. Ставится вопрос о необходимости адекватной аграрной политики в условиях санкций и повышение конкурентной АПК. ABSTRACT

This article describes how to solve some of the problems of Russia's AIC development by increasing state support for domestic producers. The issues of food security and improving the economic performance of agriculture and other areas of agribusiness are also considered. The question about the need for an adequate agricultural policy in terms of sanctions and increasing competitive agribusiness is raised.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственная поддержка, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, продовольственная зависимость, санкци-онная политика, аграрная политика, политика импортозамещения. KEY WORDS

State support, agricultural industrial complex, food security, food addiction, sanctions policy, agricultural policy, the policy of import substitution.

Современные макроэкономические и внешнеэкономические условия, в которых развивается экономика Российской Федерации, характеризуются постоянно возрастающей степенью экономической неопределенности, рисков, включающих социально-экономическую и политическую напряженность. Вся мировая экономика переживает вхождение в новый мирохозяйственный уклад. В этой связи активно обсуждаются стратегии и способы устойчивого экономического роста на мировом и национальном, а также региональном уровнях.

Проблемы развития АПК и всех его сфер для России являются первостепенными, так как, обладая крупнейшими в мире земельными ресурсами, страна до сих пор не преодолела продовольственную зависимость от других стран. Для создания отечественных резервов продовольствия необходимо прежде всего развитие собственной материально-технической базы, инвестирование не только в развитие отдельных отраслей сельского хозяйства, но и в перерабатывающую сельскохозяйственное сырье промышленность, сельскохозяйственную науку и образование, производство сельскохозяйственной техники, инфраструктуру села и жизнеобеспечения сельского населения.

258

И первый вопрос, который возникает при обсуждении путей возвращения российской экономики в режим экономического роста, — вопрос об адекватности действующей программы государственной поддержки национального АПК к сложившимся сегодня российским условиям ведения сельскохозяйственной деятельности.

Аграрная экономика сегодня развивается в условиях, которые характеризуются снижением темпов мирового экономического роста, высокой волатильностью на товарных и денежных рынках, снижением эффективности традиционной государственной политики, в том числе ее фискальных, монетарных инструментов и стимулов*.

Преодоление продовольственной зависимости в силу сложившихся политических реалий современности, развития мировой экономики является необходимым условием для обеспечения экономической безопасности страны, комфортного и качественного уровня жизни ее населения.

Эта задача может быть решена только комплексно и системно. И самое главное, реализовать потенциал отечественного агропромышленного комплекса без поддержки со стороны государства невозможно. Это должно стать составной частью экономической политики государства.

От развития АПК и сельского хозяйства как его основной составной части зависит в первую очередь качественный уровень жизни населения, его благосостояние.

Сейчас в АПК и сельском хозяйстве наблюдается рост производства, несмотря на экономический кризис. Так, производство и сбыт сельхозтехники увеличились в этом году на 30%. Растет сбор урожаев, производство животноводческой продукции.

* Брагина Е. Новая нормальность // Мировое и национальное хозяйство. 2012. № 4 (23).

Улучшился целый ряд экономических показателей. Значительно укрепилось финансовое состояние фермеров и ожидается его рост в следующем, 2017 году.

Если в 1994 году Россия собирала всего лишь 60 млн тонн зерна, то сейчас его производство практически удвоено. Однако за прошедшие четверть века внедрены новые технологии, и сегодня, по оценкам Минсельхоза, сбор зерна возможно увеличить до 170 млн тонн. По оценкам, же проведенным в Торгово-промышленной палате, Россия может произвести и 300 млн тонн зерна. То есть потенциал для наращивания объемов производства, для технологического совершенствования огромен.

Обеспечить население страны продовольствием и создать необходимые его резервы вполне возможно. Как показала сложившаяся ситуация с введением санкций, объективные условия России позволяют обеспечить себя всеми основными продуктами (кроме тропических фруктов).

По данным Федеральной таможенной службы за 2015 год, отечественная продукция в растениеводстве во внутреннем потреблении занимала больше 83%, в денежном выражении это почти 2,5 млрд рублей, а доля импорта — 17% и 460 млрд рублей. В животноводстве — 87 и 13% соответственно в пользу российской продукции. То есть по целому ряду сельскохозяйственной продукции мы можем обеспечить и себя, и выйти на экспорт. Особенно это стало актуально в связи с огромным спросом на мировых рынках на продукцию экологически чистую и отвечающую по своим характеристикам требованиям здорового питания.

Конечно, ситуация может измениться, санкции сняты и наш рынок может опять быть открыт для иностранного продовольствия, а отечественный производитель постав-

260

лен в неравные конкурентные условия по сравнению с европейскими и американскими сельскохозяйственными производителями. Именно поэтому нам необходимы целенаправленная государственная поддержка и адекватная аграрная политика.

Одной из актуальнейших задач является обеспеченность техникой, которая у нас очень низка. Так, в Германии на тысячу гектаров пашни приходится 64 трактора, в США — 27, в России — 3. Обеспеченность техникой в России не выдерживает никакого сравнения со странами, производящими сельскохозяйственную продукцию как для своих нужд, так и на экспорт. Нужно повышать эту обеспеченность, так как это одно из главнейших условий роста производительности труда. Вообще, подзабытые в последние годы экономические показатели эффективности аграрного производства становятся очень актуальными. Это касается роста рентабельности, снижения затрат, повышения платежеспособного спроса населения. Аграрная политика должна быть нацелена на то, чтобы производить было выгодно, так же как и инвестировать в развитие производства, в покупку новой техники, сохранение и улучшение качества почвы.

Отдельный, но очень значимый для правильной аграрной политики вопрос о подготовке кадров для аграрной экономики. Наличие в этой области только менеджеров широкого профиля, не знающих особенности этой уникальной хозяйственной сферы, как аграрная экономика, не способствовало системному подходу, комплексному взгляду и умелому решению возникающих проблем.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время, во многом повторяет кризис 2008 года. И в сегодняшних условиях инвестиции и государственная поддержка являются ключевыми

факторами роста федерального и регионального АПК и обеспечения продовольственной безопасности.

Санкционная политика, которая значительно повлияла на динамику АПК, с одной стороны, привела к определенным последствиям, среди которых потеря зарубежных рынков сбыта. С другой стороны, она привела к значительному росту собственного аграрного производства, росту отечественного как продовольствия, так и сырьевого обеспечения перерабатывающих предприятий, обеспечивающих нас продуктами питания.

Санкции явились также катализатором развития комплексной политики импортозамещения. За более чем двухлетний период реализации программы наблюдается положительная динамика объемов производства продуктов растениеводства и животноводства. Такая ситуация сложилась не только потому, что введены ограничения на поставку продовольствия от наших иностранных поставщиков, но и потому, что наш рынок в силу этих обстоятельств открылся для своих товаропроизводителей овощей, фруктов, сыров и прочей продукции.

Эти возможности для роста производства необходимо финансово поддерживать. Сейчас в пересчете на один гектар площади субсидии в сельское хозяйство в Евросоюзе превышают более чем в 16 раз возможный их уровень в России.

На развитии АПК негативно сказалось и резкое падение курса рубля ввиду уменьшения цены на экспортируемое сырье, в связи с чем сохраняется либо сокращается государственная поддержка аграрной экономической сферы при одновременном укреплении доллара при возрастающей тенденции экономического роста США*.

* Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / Под ред Л.Б. Винничек, А.А. Галиуллина. — Пенза, 2015.

262

Санкции ужесточили сформировавшиеся экономические риски в аграрной экономической сфере, а также спровоцировали появление новых осложнений в области устойчивого снабжения населения отечественным продовольствием, зависящих от повышения вероятности риска ослабления государственной поддержки сельского хозяйства, а также осуществления инвестиционных проектов, большого влияния импортных поставок новых технологий, семян сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования на подотрасли сельского хозяйства. Введение санкций, с одной стороны, значительно ускорило импортозамещение и сконцентрировало внимание государства и агробизнеса на развитии сельского хозяйства. С другой стороны, санкции показали, что государственная поддержка села должна иметь постоянный характер, а не только в случае форс-мажорных обстоятельств. Поэтому концепция ориентации аграрной экономики на достижение продовольственной безопасности России является единственным верным решением, которое не должно зависеть от санкций, которые, в свою очередь, носят временный характер*.

Во всем мире увеличивается численность населения и растет в этой связи потребность в продовольствии. В основном все развитые страны прошли этапы технологической революции в аграрном секторе, увеличив за последние 40 лет объем производства продовольствия на 30%.

Наша страна, как и другие страны СНГ, осталась практически единственным регионом, где сохранился реальный потенциал для роста объема его производства. Поэтому раз-

* Алтухов А.И. Противоречивость зарубежных санкций для развития аграрной сферы экономики России // Механизмы и инструменты экономического роста региональной экономики: состояние, политика и прогноз. — Ростов-на-Дону, 2015.

умный протекционизм в этой сфере, повышение привлекательности сельскохозяйственного труда и образа жизни на селе, развитие социальной поддержки и правильная финансовая политика, обеспеченность доступными кредитами, соответствующая налоговая политика для агробизнеса позволят реализовать потенциал отечественного АПК.

С 2015 года в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства дан старт новым видам государственной поддержки — возмещение прямых затрат. В текущем году реализуется направление поддержки строительства картофелехранилищ. С 2016 года перечень направлений возмещения затрат расширен. Это строительство овощехранилищ, тепличных комплексов, животноводческих комплексов молочного направления, оптово-распределительных центров, селекционно-генетических центров. По новым видам поддержки планируется возмещать 20% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей от сметной стоимости объекта.

Несмотря на то что в РФ действует целый набор инвестиционных инструментов для АПК, развиваться сельхозпроизводителям мешают закредитованность, дорогие займы и недоступные цены на сельхозтехнику. Самым распространенным видом господдержки для аграрного сектора Юга России сегодня является субсидирование процентных ставок по кредитам. В Краснодарском крае в 2015 году на эти цели была направлена практически половина из общей суммы господдержки: 3,3 млрд рублей выделил федеральный бюджет и около 600 млн поступили из регионального бюджета*.

За последние пять лет объем финансирования малых форм хозяйствования по всем направлениям государственной под-

* «Аграриям Юга рассказали, где взять деньги на развитие». РБК-Ростов [Электронный ресурс] http://rostov.rbc.ru/rostov/24/11/2015/5654a30e9a794751111ee3a7.

264

держки увеличился более чем в четыре раза. В 2015 году господдержка составила более 1,26 млрд рублей, и ее доля в общем объеме финансирования АПК Ростовской области возросла с 6 до 18,3%. В 2016 году, с учетом предварительных лимитов федерального бюджета, расходы на предоставление грантов малым формам хозяйствования составят 376,2 млн рублей — это в два раза больше, чем лимиты 2015 года (183,2 млн рублей). Однако демографические факторы, уровень квалификации свидетельствуют о необходимости переориентации малых форм хозяйствования на деятельность, связанную с сохранением социального контроля над сельскими территориями. С учетом того что сегодня кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей, включая кредиты банкам и другие заемные средства, на 30,7% превышает выручку от продажи продукции, товаров, работ и услуг, и другие макроэкономические условия функционирования сельскохозяйственного сектора российской экономики не являются для него благоприятными, то при отмене торговых ограничений отечественные сельхозтоваропроизводители будут продолжать испытывать на внутреннем рынке конкурентное давление субсидируемой агропродоволь-ственной продукции и товаров стран Запада.

В это связи целесообразно рассмотреть вопрос о переоформлении задолженности сельхозтоваропроизводителей по займам, полученным в рамках госпрограмм и долговые бумаги с гарантированной доходностью и размещенных на финансовом рынке. В условиях ограниченности бюджетных средств необходим поэтапный переход от государственной поддержки АПК, которая ориентирована на дотирование и субсидирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование к системе, поддерживающей модернизацию и диверсификацию, развитие системы

интервенционных закупок путем снижения количественного потока поступления видов продукции, а также совершенствование системы агрострахования для стимулирования сельхозтоваропроизводителей. Совершенствование агропромышленного комплекса может быть на основе интеграции, кооперации. Данные процессы смогут обеспечить качественные изменения в воспроизводстве и эффективном взаимодействии таких систем, как производство, переработка, реализация продукции и финансово-кредитные учреждения.

Внешнеэкономические санкции и российская антисанк-ционная политика могут стать фактором социально-экономического и технологического развития российского сельского хозяйства только в том случае, если государство увеличит объемы господдержки села до необходимого нормативного уровня — 300-400 млрд рублей в год, которое может финансироваться за счет поддержки дефицита федерального бюджета на уровне 3-3,5%, что соответствует распространенной практике Евросоюза.

Федеральный бюджет выделяет недостаточно средств АПК для полноценной реализации программы импортозаме-щения. Так, из 237 млрд рублей, которые планировалось направить на эти цели в 2016 году, 80% пошло на выполнение обязательств по текущим проектам — пополнение оборотных средств аграриев, субсидии по долгосрочным кредитам, на развитие сельских территорий и т.д. И только 20% осталось на поддержку новых инвестиционных проектов. И этих средств недостаточно, чтобы закрыть дефицит по овощам, фруктам, говядине и молоку в ближайшую пятилетку. Поэтому от развития государственной поддержки АПК самым прямым образом зависит обеспечение продовольственной безопасности страны и экономический рост в аграрной сфере.

Библиографический список

1. Брагина Е. Новая нормальность // Мировое и национальное хозяйство. 2012. № 4 (23).

2. Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / Под ред Л.Б. Винничек, А.А. Галиул-лина. — Пенза, 2015.

3. Алтухов А.И. Противоречивость зарубежных санкций для развития аграрной сферы экономики России // Механизмы и инструменты экономического роста региональной экономики: состояние, политика и прогноз. — Ростов-на-Дону, 2015.

4. Аграриям Юга рассказали, где взять деньги на развитие. РБК-Ростов [Электронный ресурс] http://rostov.rbc.ru/rostov/24 /11/2015/5654a30e9a794751111ee3a7.

5. Импортозамещение: какие возможны сценарии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i.rbc.ru/publication/ analytic/ importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii.

6. Карт-бланш для АПК. ИА Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regnews.ru/politics/ apk-investiczii-putin-441/:

7. Усенко Л.Н. Российскому продовольственному рынку — надежную защиту // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 1.

8. Усенко Л.Н. Развитие АПК России в условиях новой нормальности: региональный аспект//Труды Вольного экономического общества России, том 199. — М., 2016.

9. Усенко Л.Н., Тарасов А.Н. Методы оценки рисков и угроз инновационного развития отраслей реального сектора экономики сельских территорий: учеб. пособие. — Ро-стов-н/Д: ООО «Азов-Печать», 2013. — 76 с.

10. Не менее 150 фермеров Ростовской области получат господдержку в 2016 году». Портал ЮГА.РУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.yuga.ru/news/390772/

Bibliography

1. Bragina E. Novaja normal'nost' // Mirovoe i nacional'noe hozjajst-vo. 2012. № 4 (23).

2. Problemy i perspektivy razvitija agropromyshlennogo proizvodst-va: monografija / Pod red L.B. Vinnichek, A.A. Galiullina. — Penza, 2015.

3. Altuhov A.I. Protivorechivost' zarubezhnyh sankcij dlja razvitija agrarnoj sfery ekonomiki Rossii // Mehanizmy i instrumenty eko-nomicheskogo rosta regional'noj ekonomiki: sostojanie, politika i prognoz. — Rostov-na-Donu, 2015.

4. «Agrarijam Juga rasskazali, gde vzjat' den'gi na razvitie». RBK-Rostov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rostov. rbc.ru/rostov/24/11/2015/5654a30e9a794751111ee3a7

5. Importozameshhenie: kakie vozmozhny scenarii? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://i.rbc.ru/publication/analytic/ importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii.

6. Kart-blansh dlja APK. IA Regnum [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://regnews.ru/politics/apk-investiczii-putin-441/

7. Usenko L.N. Rossijskomu prodovol'stvennomu rynku — nade-zhnuju zashhitu // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii, №1, 2004

8. Usenko L.N. Agricultural development of Russia in a <<new normality»: regional aspect //Scientific works of the free economic society of Russia, Vol. 199. — M., 2016.

9. Usenko L.N., Tarasov A.N. Metody ocenki riskov i ugroz innova-cionnogo razvitija otraslej real'nogo sektora jekonomiki sel'skih territorij: uchebnoe posobie. — Rostov-n/D: OOO «Azov-Pechat'», 2013. — 76 s.

10. "Ne menee 150 fermerov Rostovskoy oblasti poluchat gospod-derzhku v 2016 godu." Web-site YUGA.RU <https://www.yuga.ru/ news/390772/>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.