РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЗРОЖДЕНИИ
СОЙОТ
Л.К. Дамшаева, аспирант
Бурятский государственный университет
(Россия, г. Улан-Удэ)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11616
Аннотация: В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, касающиеся проблем коренного населения Российской Федерации. Анализируется роль государственной национальной политики в части возрождения малочисленного народа сойот. Сойоты когда-то были частью группы народов, которые в конечном итоге разделились на три группы, затем сами сойоты были почти поглощены гораздо более крупными бурятскими группами, которые мигрировали на их родину из Монголии. Делается вывод, что в настоящее время сойоты проживают на территории Бурятии и стремятся возродить свою культуру. Важно отметить, что язык сойот близок к вымиранию.
Ключевые слова: коренное население, государственная национальная политика, сойоты, малочисленные народы, возрождение культуры.
На западе Бурятии, в районе Оки живет небольшой, но очень древний этнос - сойоты. Несколько тысяч лет назад предки сойотов занимали территорию Восточного Саяна.
Примерно в 1 веке до нашей эры сойоты были значительно вытеснены переселенцами из Средней Азии - тюркскими племенами. Происходила тюркизация коренного населения. Но это отразилось главным образом на изменении языка сойотов. Гораздо большее влияние на язык, образ жизни, религию и культуру этого народа оказали бурятские племена Северной Монголии, которые направились в этот регион спустя 18 веков [4, с. 26].
Ученые предполагают, что сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения позднее подверглось влиянию тюркского населения и изменило свой язык. Самодийцы - это общее название коренных малочисленных народов России: ненцев, энцев, и ныне исчезнувших саянских самодийцев, говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы, образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью.
В 17 веке проживало, вероятно, около 2500 человек сойот. Название этноса сложилось от корня Сойон или Соян; последний связан с Саянскими горами. Окинский
район в Бурятии, где сосредоточены сойоты, граничит с Тоджинским районом Республики Тыва, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Монголией, на севере которого живут родственные цаатаны. Все три этнические группы - сойоты в Бурятии, тоджинцы в Туве и цаатаны в Монголии -тесно связаны по языку, роду занятий и образу жизни.
Первоначально сойоты говорили на самодийском языке. После тюркизации здесь сформировался сойотско-цатанский язык, а после слияния с бурятами почти все аборигены стали говорить на бурятском языке. В начале XXI века 96% коренного населения говорили на бурятском языке, и почти 90% могли также говорить по-русски [3, с. 49].
В XIX веке сойоты в значительной степени ассимилировались с бурятами, которые мигрировали на нынешнюю территорию Бурятской республики с юга. В результате тесных культурных контактов с бурятами произошла вторая смена языка, сойоты переняли скотоводство, стали частично использовать бурятскую одежду и пищу, приняли ламаистскую религию -тибетский буддизм - но некоторая часть пытается вернуться к шаманским корням.
В прошлом сойоты были охотниками и таежными оленеводами. Основным их пропитанием была охота на дичь (байкаль-
ского лося, северного оленя, кабана и др.), птиц и зверей с использованием капканов, в том числе силков и самозарядных стрел, а также луков. Олени использовались как транспорт, а также давали одежду и пищу. Очень жирное оленье молоко употреблялось в пищу, но мясо животных употреблялось только в крайних случаях [8, с. 39]. Для перевозки использовались олени в стадах до 30 голов; у охотника было три верховых оленя. На Саянских горах существовала таежная форма оленеводства, направленная главным образом на разведение вьючных и верховых животных - остаточная форма оленеводства от древнего населения Саяно-Алтайского края. Отсюда была выведена карагасская порода северных оленей. Сойоты мигрировали 4 и более раз в течение года.
В начале XX века у сойот возникли различные виды экономической деятельности:
- оленеводство в сочетании с охотой;
- оленеводство и скотоводство в сочетании с пушным звероводством;
- скотоводство и земледелие.
Норвежская научная экспедиция в начале 1910-х годов дает сведения об обычаях этих народов до их полной ассимиляции с бурятами. Этнографические данные и фотографии, собранные учеными экспедиции, являются подтверждением исследования изолированного народа сойот до того, как они адаптировались к более широкой бурятской культуре. Они включают в себя краткий список слов сойотского языка, несколько десятков фотографий и удачно сохранившийся рассказ о шаманской истории прорицания сойота, а также подробное описание шаманских и ламаистских ритуалов.
В 1930-е годы в СССР началась коллективизация, и жители Сибири, которые все еще были кочевниками, были вынуждены вести оседлый образ жизни. Оленеводство было преобразовано в социалистические предприятия, и люди постоянно селились в поселках и на многочисленных животноводческих фермах. Сойоты были вынуждены перейти на бурятский стиль ведения хозяйства, включая разведение яка, хайна-ка (гибрид яка и коровы), коров, лошадей
и овец, принимая и в целом перенимая бурятский образ жизни. Оленьи стада содержались в колхозах для обеспечения транспорта во время зимней охоты в горной тайге [8, с. 61].
В 1963 году оленеводство в Окинском районе было прекращено в соответствии с постановлением правительства Бурятской АССР. Позже на лучших охотничьих угодьях бывших сойотских земель был создан совхоз. С тех пор сойоты остались без охотничьих угодий. С утратой охоты и оленеводства традиционный образ жизни сойотов вместе с тюркским языком сойотов и большей частью их культуры был окончательно оставлен.
Стоит отметить, что коренные народы тайги, живущие в поясе хвойных лесов Северной Монголии, в настоящее время находятся в бедственном положении. Оленеводство, которое с древних времен обеспечивало устойчивый способ управления окружающей средой и являлось основой их уникальной культуры, находится под реальной угрозой исчезновения. В некоторых районах, где оленеводство было обычным явлением, оно полностью исчезло - например, были уничтожены стада оленей, принадлежащих сойотам.
В последние десятилетия XX века большинство сойотов считали себя бурятами, что, помимо определенного культурного взаимодействия, способствовало формированию общего мировоззрения и общего фольклора. В 1992 году по инициативе аборигенов из улуса Сорок, на сельском сходе, был создан культурный центр «Сойот». Его цель - способствовать культурному и духовному развитию сойотов и возрождению их традиционных ремесел [5, с. 38].
Важно отметить, что в настоящее время намечены позитивные изменения государственной национальной политики по возрождению сойот. Так, в 2000 году Народный Хурал Республики Бурятия (законодательный орган государственной власти) по просьбе правительства Окинского района внес государственную инициативу и в этом же году указом Правительства Российской Федерации сойотам удалось восстановить свое имя и самобытность как
одному из официально признанных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [1, с. 129]. Окин-ский район в составе Бурятской республики России занимает центральное плато и прилегающие к нему хребты Восточных Саян. Сегодня он населен преимущественно двумя этническими группами - сойотами и бурятами.
В 2001 году начался процесс возрождения национального языка. В 2003 году был издан первый «Сойот-бурят-русский словарь». В 2005 году появились национальные школы сойот, которые начали преподавать язык сойот. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается чуть более 3500 представителей народа Сойот. В общенациональном масштабе - это капля в море. Но это больше, чем было в 2002 году (2,7 тысячи) [2, с. 45].
Для сохранения и развития традиционной сойотской культуры в рамках государственной национальной политики в возрождении сойот необходимо знакомить детей и молодежь с уникальной культурой сойот, наряду с организацией различных мероприятий и фестивалей, образовательных программ, в том числе с использованием мультимедиа-этнологии. Так, например, для воплощения данных действий в жизнь в этнографическом музее Забайкалья сойот было построено комплексное помещение (здание в виде обычного жилища сойотов и эвенков - чума, приспособленного для работы зимой, в течение учебного года и вместимостью не менее 15-20 человек) для проведения образовательных программ и различных мастер-классов, например, по изготовлению предметов быта и пошиву традиционного костюма.
Для сохранения уникальной традиционной культуры сойотского народа необходимо поддержание и развитие деятельности Центра сойотской культуры «Сойот» в Окинском районе. Особая роль в работе Центра, на наш взгляд, должна принадлежать подрастающему поколению (детям и подросткам). Ее необходимо направить на воссоздание технологий традиционных народных промыслов и их развитие с последующим внедрением в массо-
вое производство, совершенствованию народной культуры. Для этих целей также необходимо способствовать в создании «этнических деревень» как формы сохранения и развития уникальной культуры коренных малочисленных народов со строительством этнокультурного центра на территории муниципальных образований Северобайкальского районов.
В 2000 году сойоты на федеральном уровне обрели статус самостоятельного коренного малочисленного народа России - Постановление Правительства Российской Федерации «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» [7] включило сойот в список малочисленных народов России.
Говоря о государственной национальной политике в отношении сойот, необходимо отметить, что она находит свое выражение в законодательстве Республики Бурятия. Так, Концепция государственной национальной политики в Республике Бурятия [6] содержит в себе упоминание сойот, как коренного малочисленного народа. Положения Концепции отражают в себе взаимное понимание между основными этническими общностями и группами населения и толерантность в межнациональных отношениях.
Сойоты активно борются за свои законные права и интересы. Так, например, в 2017 году в суд обратилось правительство Бурятии. Оно оспаривало нормы действующего постановления правительства РФ («Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости»), «препятсвующие реализации прав» сойотов Окинского района на получение социальной пенсии по старости. Так, в данное постановление не был включен Окинский район. ВС РФ признал частично недействующим постановление в той мере, в которой оно касается указанного района.
Важно отметить, что в национальной политике Республики Бурятия наблюдаются следующие тенденции:
- активизация диалога культур путем углубления и расширения знаний в области культуры и истории населяющих Бурятию этносов, в том числе и сойот;
- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям, обычаям и менталитету различных народов, живущих в республике;
- возрождение культурного наследия, развитие этнической памяти и этнического самосознания.
В завершении хотелось бы отметить, что с учетом изменений в национальной
Библиографический список
1. Журавель В.П. Проблемы обеспечения коллективных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики: сб. науч. трудов / Отв. ред. Ю.В. Попков, И.С. Тарбастаева; ИФПР СО РАН. - Новосибирск: Манускрипт, 2017. - С. 128-136.
2. Кряжков В.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов в конституционно-правовом измерении // Государство и право. - 2017. - №12. - С. 44-55.
3. Орешкина М.В. Сойотский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1995. - С. 49.
4. Павлинская Л.В. Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью. - СПб., 2002. - 68 с.
5. Павлинская Л.Р. Окинские сойоты: методы и механизмы разрушения этнической культуры // Материалы полевых этнографических исследований 1990-1991 гг. - СПб., 1993. - С. 37-39.
6. Постановление от 29 мая 2007 года № 179 «О концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия» (с изменениями на: 04.06.2015). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473803087.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (24.03.2000 г. № 255). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/181870/.
8. Рассадин В.И. Об оленеводстве у окинских сойотов // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Вып. 2. Ч. 1. - Улан-Удэ, 1999. - 127 с.
THE ROLE OF STATE NATIONAL POLICY IN THE REVIVAL OF SOYOT
L.K. Damshaeva, Graduate Student Buryat State University (Russia, Ulan-Ude)
Abstract. This article discusses the key aspects related to the problems of the indigenous population of the Russian Federation. The role of the state national policy in the revival of the small Soyot people is analyzed. The Soyots were once part of a group of peoples that eventually split into three groups, then the Soyots themselves were almost absorbed by the much larger Buryat groups that migrated to their homelandfrom Mongolia. It is concluded that currently Soyots live on the territory of Buryatia and seek to revive their culture. It is important to note that the Soyot language is close to extinction.
Keywords: indigenous population of the state national policy, the Soyots, indigenous peoples, revival of culture.
государственной политике, есть надежда, что сойотский народ сохранит свою самобытность и останется одним из многих народов России. А следующие поколения смогут увидеть традиционные торжества сойот, попробовать их еду и полюбоваться их национальной одеждой.